Учебная практика
Общие положения по организации и проведению учебной практики
В соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050100.62 Педагогическое образование с образовательным профилем «Начальное образование» основным видом деятельности студентов на данной практике является научно-исследовательская работа.
Цели практики:
– психолого-педагогическое изучение младших школьников с целью выявление индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка в процессе обучения;
— формирование и совершенствование умений психолого-педагогической диагностики познавательных процессов младшего школьника.
Ведущей задачей практической подготовки студентов на данной практике является формирование и развитие профессиональных способностей: коммуникативных, развивающих, креативных, перцептивных.
Задачи, содержание и виды деятельности студентов на этой педагогической практике определяются теоретическими курсами «Психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Педагогика», «Методика обучения и воспитания (в сфере начального образования)» и др.
Исследовательские задания предусматривают решение следующих задач практики:
1) Изучение научно-педагогической литературы по проблеме изучения личности младшего школьника;
2) углубление и закрепление системы знаний об ученике как субъекте образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях;
3) овладение различными диагностическими приемами, позволяющими определять особенности познавательной сферы младшего школьника и его учебной деятельности;
4) участие в проведении психолого-педагогической диагностики познавательных процессов младшего школьника с последующей обработкой, анализом и систематизацией материалов исследования;
5) составление отчета студента по заданию группового руководителя практики с последующим выступлением об итогах исследований на итоговой конференции.
Учебная практика проводится на базе выпускающей кафедры с выходом студентов для проведения диагностических методик в начальные классы общеобразовательных школ в течение одной недели. Сроки педагогической практики определяются учебным планом подготовки бакалавра по направлению 050100.62 Педагогическое образование с образовательным профилем «Начальное образование», а её содержание – настоящей программой.
Http://www.Vologda-uni.Ru/studentu/praktiki/133-zadaniya-po-pedagogike-I-psikhologii ...
... как учитель я научился (ась)… 4.2. За время моей педагогической практики в качестве помощника классного руководителя: - я понял (а), что ... Семейное влияние. Социальное положение. а) Жилищные условия б) Образование родителей. в) Состав семьи (полная — неполная, ... IX, X – по выбору) Примерный план психолого-педагогической характеристики школьника I. Обоснование выбора учащегося с целью изучения ...
До начала учебной практики издается соответствующее распоряжению по Институту непрерывного педагогического образования.
Общее руководство осуществляет руководитель практики по специальности (направлению).
Перед началом практики руководитель практики по направлению проводит установочную конференцию, на которой студентам сообщаются цель, задачи, содержание, формы организации и порядок прохождения учебной практики. По завершению практики проводится итоговая конференция с подробным анализом результатов научно-исследовательской деятельности студентов.
Оценка, предусмотренная по итогам данного вида практики — недифференцированный зачет, которая выставляется на основании установленных отчетных документов. В содержание зачета включается оценка выполнения всех видов заданий по педагогике и психологии в период практики.
Итоговая оценка за педагогическую практику выставляется групповым руководителем в аттестационную книжку и сообщается на итоговой конференции, проводимой в институте.
2. Основные умения, формируемые в процессе учебной практики:
Студент должен:
· изучать психолого-педагогические, возрастные и индивидуальные особенности младших школьников (исследовать особенности познавательной сферы младшего школьника на основе подобранных самостоятельно методик);
· составлять психолого-педагогическую характеристику познавательных процессов младшего школьника и сформированности его учебной деятельности;
· владеть различными диагностическими приемами, позволяющими определять особенности познавательной сферы младшего школьника;
· профессионально грамотно вести педагогический дневник, пополнять личный психолого-педагогический, методический фонд в целях самосовершенствования и приобретения навыков научно- исследовательской работы.
Основными условиями эффективности учебной практики являются практическая направленность, теоретическая обоснованность и научная организация, обучающий и воспитывающий характер, систематичность преемственность, комплексный подход к её содержанию.
3. Принципы организации учебной практики:
· соответствие содержания практики требованиям ФГОСа высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование с образовательным профилем «Начальное образование» направленность видов учебно-исследовательской деятельности на формирование и развитие профессиональных компетенций, предусмотренных содержанием квалификационной характеристики выпускника;
- направленность содержания и организации практики на подготовку студента к репродуктивной профессиональной деятельности;
- связь содержания педагогической практики с изучаемыми теоретическими курсами, УИРС и НИРС; единство научно-теоретической обоснованности практики и реальности учебно-воспитательной деятельности школы;
- комплексный характер практики, предусматривающий межпредметные связи дисциплин общекультурной, психолого-педагогической подготовок;
- возможность оперативной мотивированной трансформации содержания и организационных форм практик;
- единство требований всех организаторов практики к содержанию и оценке деятельности студентов-практикантов.
Способы активизации познавательной деятельности младших школьников
... активизации познавательной деятельности младших школьников 1.1. Учебная и познавательная деятельность Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют ... в разработку и совершенствование той методической системы, которая использовалась в практике обучения, и нашло отражение в учебниках математики (М.И.Моро, М.А.Бантова, ...
Критерии оценки результатов учебной практики
При оценке результатов практики следует учитывать:
· уровень профессиональной направленности студента (любовь к педагогической деятельности и детям, ответственное отношение к практике, инициативность, творческая активность, самостоятельность, исполнительность, дисциплинированность);
· уровень теоретической подготовки студента к проведению заданий по изучению познавательных процессов и степени сформированности у ребенка учебной деятельности;
· уровень профессиональной подготовки (программные требования по предметам психолого-педагогической подготовки);
· при оценке результатов практики студентов можно выделить высокий, менее высокий, средний и низкий уровни и в соответствии с уровнем выставлять отметку за педагогическую практику.
Оценка педагогической практики
В итоговой оценке по практике учитываются:
· качество подбора исследовательских методик и степень самостоятельности в этом;
· качество проведения, анализа и интерпретации результатов исследований (количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования в соответствии с программой практики);
· умение анализировать педагогические явления, факты и адекватно отражать их в отчёте;
· отношение студента к практике;
· качество, организованность и своевременная сдача отчетных материалов по практике.
План учебной практики.
Неделя
1. Консультация с групповыми руководителями по разработке планов учебно-исследовательской деятельности на весь период практики.
2. Самостоятельная работа с научной литературой в библиотеках и кабинетах ИНПО по подбору диагностических методик исследования познавательной сферы учащихся начальной школы. Согласование подобранных методик с научным руководителем.
3. Знакомство с законами и основными направлениями деятельности школы (беседа с завучем, изучение содержания оформления школы).
4. Предварительное знакомство с классом (беседа с классным руководителем, изучение школьной документации, личных дел учащихся, классного журнала).
5. Знакомство с учащимися класса (форма знакомства и время определяются самостоятельно или по рекомендации классного руководителя.) с целью выбора одного ученика для наблюдения и экспериментальных исследований. Оформление в дневнике информации, послужившей основанием для выбора данного ученика.
6. Посещение уроков с целью наблюдения за развитием внимания школьника на уроке на основе деятельности учителя.
Практика исследования практики
... к теме исследования нарративной практики. Первый вопрос – как понимать практику вообще? Если мы сталкиваемся с человеческой деятельностью, с человеческой ... который мы изучаем. Однако Полкингхорн показывает, что согласно результатам многих исследований психотерапии (которых за последние 50 лет было ... с неким материалом и превращение его в неких наших целях во что-то другое. Мы все знаем, что такое ...
7. Посещение уроков с целью наблюдения за деятельностью ученика с обязательной фиксацией результатов наблюдения за поведением ученика на уроке.
8. Организация экспериментальной работы по изучению свойств внимания и работоспособности младшего школьника (тахископическая методика, таблица Горбова, таблица Шульте).
9. Посещение всех уроков с целью наблюдения за работой учителя по развитию памяти у младшего школьника.
10. Организация экспериментальной работы по изучению особенностей памяти ученика.
11. Посещение уроков с целью наблюдения за особенностями восприятия и ощущений школьника на уроке.
12. Посещение уроков с целью психологического анализа проявления эмоциональных состояний учителя и учащихся.
13. Организация экспериментального исследования процесса сравнения в младшем школьном возрасте (методика № 1 – Т.С. Михальчик, Г.Я. Гурьянова).
14. Посещение уроков с целью изучения организации коллективной учебной деятельности и характера взаимоотношений учителя и учащихся на уроке.
15. Проведение экспериментального исследования социометрической структуры ученического коллектива, определение статусного положения наблюдаемого ученика (выбор методики осуществляется самостоятельно).
16. Систематизация и обобщение материалов (наблюдений и экспериментального исследования познавательных процессов и учебной деятельности ученика).
17. Подготовка характеристики личности учащегося по материалам исследования.
18. Оформление итоговой документации по практике.
Отчетная документация по учебной практике
1. Психолого-педагогический дневник.
- подобранные экспериментальные методики исследования личности учащихся младших классов;
- материалы наблюдений за учеником, качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования (в соответствии с программой практики).
2. Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника.
3. Отчет по педпрактике.
4. Аттестационная книжка.