Критерии оценки работы студентов

Технологическая карта учебной дисциплины

«Психология успешного общения и межличностных отношений»

Образовательная программа50 705 Педагогическая психология

Бакалаврская программа50 702 Начальное образование

Курс 1

Семестр2

Статус дисциплины

Количество зачетных единиц/

Кредитов

Промежуточная аттестация: —

Итоговая аттестация экзамен

Количество часов:

Трудоемкость/аудиторные часы/

самост. работа ()

Количество баллов:100

Ф.И.О. преподавателя: Чебучева Е.В.

Утверждено на заседании кафедры ___________2011г. протокол №

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И РАБОТ СТУДЕНТА

ОБЯЗАТЕЛЬНО

1. Работа в общих дискуссиях на основе прочитанной литературы; психогимнастические упражнения (28 — 48 баллов).

2. Разработка контрольно-измерительного материала, имеющего целью проверку усвоения определенной темы дисциплины (7 -12 баллов).

3. Сообщение по согласованной с преподавателем теме и представление его на практическом занятии (10 — 18 баллов).

Написание контрольной работы (6−12 баллов).

Составление тематической библиографии (4−10 баллов).

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

6. Реферат по согласованной с преподавателем теме (3 -10 баллов).

7. Электронная презентация техник общения, включающая портфолио игр и упражнений (5 -10 баллов).

Основное содержание

Проблема общения в социальной психологии. Историческое развитие проблемы общения в психологии. Подходы к общению в общей и социальной психологии. Специфика понятия «общение» в социальной психологии. Структура общения. Функции, виды и средства общения. Автокоммуникация как особый вид общения.

Общение как коммуникативный процесс. Общение с точки зрения обмена информацией. Специфика человеческой коммуникации. Средства коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация. Практические способы повышения эффективности вербальной коммуникации. Средства и формы невербальной коммуникации: кинесика, паралингвистика, проксемика и визуальное общение. Понятие «коммуникативных барьеров в общении. Виды коммуникативных барьеров и пути их преодоления.

3 стр., 1418 слов

РОЛЬ коммуникаций — одно из средств достижения успеха.

... какую сторону общения изучают следующие науки: Логика. Психология. Философия. Культурология. Этнография.   РОЛЬ коммуникаций - одно из средств достижения успеха. Выстроенные коммуникации с целевыми ... уточняющую информацию или объясняет сложную процедуру, письменный метод является основным средством коммуникации.   Получатель /декодировщик. Следует задуматься над следующими вопросами ...

Общение как перцептивный процесс. Специфика исследования перцептивных процессов в социальной психологии. Различие терминов «восприятие» и «понимание» человека человеком. Понятие «социальная перцепция». Генезис социальной перцепции.

Важнейшие механизмы межличностного восприятия. Формирование первого впечатления о человеке. Типовые схемы формирования первого впечатления. Ошибки межличностного восприятия и способы их преодоления. Эффекты «ореола», «первичности» и «новизны». Механизм и явление стереотипизации, экспериментальные данные, анализ практических ситуаций. Идентификация как уподобление себя партнеру. Эмпатия как эмоциональное сопереживание. Рефлексия как осознание каждым того, как он воспринимается партнером по общению. Феномен «каузальной атрибуции» как процесс приписывания партнеру по общению причин поведения и личностных черт.

Общение как интерактивный процесс. Место взаимодействия в структуре общения. Типология межличностного взаимодействия. Позиции и роли в общении. Подход к анализу взаимодействия с точки зрения позиций, занимаемых людьми при общении. Понятие «роли» в общении, соотношение понятий «функция «и «роль». Виды ролей: формальная, внутригрупповая, межличностная и индивидуальная. Понятие «коммуникативной дистанции» при взаимодействии. Факторы, влияющие на величину коммуникативной дистанции. Типы взаимодействия в общении. Основные положения трансакционного анализа и возможности его применения для изучения общения. Механизмы воздействия в процессе общения. Подражание, заражение, внушение и убеждение. Проблема конфликта в социальной психологии и различные подходы к ней. Классификация конфликтов. Функции конфликта. Социально-психологическая и динамическая структуры конфликта. Типы конфликтного поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Влияние личностных особенностей партнеров на поведение в ситуации конфликта.

Трудности и дефекты общения. Распространенность психологических трудностей в разных возрастах. Застенчивость как специфическая трудность межличностного общения. Дефицитное общение, психологические механизмы одиночества, аутистичность и отчужденность. Дефектное общение. Акцентуации характера и дефекты общения. Ригидность и тревожность как факторы дефектного общения. Деструктивное общение.

9 стр., 4307 слов

Общение — основа межличностных отношений

... , задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью -возникает межличностный конфликт. Социальная значимость конфликта различна и зависит от ценностей, лежащих в основе ... Интерактивная Перцептивная сторона сторона сторона Рис.1 Структура общения Различают межличностное и массовое (межгрупповое) общение. Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, ...

Стили общения. Понятие «стиль общения» в социальной психологии. Общая характеристика стилей общения. Ритуальный стиль общения, его значение и функции. Характеристика и составляющие манипулятивного общения. Гуманистическое общение — высший уровень взаимопонимания и общения. Конгруэнтость опыта, сознания и коммуникации как важнейшая характеристика гуманистического общения. Синдром «дискоммуникации» и психогигиена общения. Психотерапевтические умения, необходимые в общении с детьми.

Генезис общения. Формирование общения в филогенезе. Роль общения в психическом развитии ребенка.

Каждая тема сопровождается соответствующими психогимнастическими упражнениями, содержащими элементы тренинга компонентов общения.

Критерии оценки работы студентов

Работа в общих дискуссиях по темам дисциплины на основе прочитанной литературы (18 -30)

Участие в обсуждении отдельных вопросов дисциплины, недостаточная обоснованность высказываемых суждений; недостаточное соответствие заявленным критериям — 28 баллов.

Участие в обсуждении отдельных вопросов дисциплины, обоснованность высказываемых суждений, соответствие работы заявленным критериям — 38 баллов.

Участие в обсуждении большинства рассматриваемых вопросов дисциплины, обоснованность высказываемых суждений; соответствие работы завяленным критериям — 48 баллов.

2. Контрольная работа (6 — 12 баллов).

Контрольная работа включает 6 заданий. Правильный и полный ответ на один вопрос оценивается в 2 балла.

Сообщение по согласованной с преподавателем теме и представление его на практическом занятии (10 — 18 баллов)

Общие требования к сообщению

v сообщение готовится на согласованную с преподавателем тему;

10 стр., 4998 слов

Проблемы, связанные с известными методическими трудностями преподавания студентам-социологам дисциплин, содержащих математический компонент

... известными методическими трудностями преподавания студентам-социологам дисциплин, содержащих математический компонент. Анализируется суть проблемы. Оценивается ... вопреки расхожему мнению о том, что единственный источник теоретико-вероятностных положений - азартные игры). Эмпирическая ... постоянно сталкиваясь с упомянутым сопротивлением . Неоднократное общение со слушателями “по душам” приводит к ...

v изложение материала должно занимать 7 — 10 минут;

v могут быть использованы демонстрационные материалы (таблицы, схемы и т. п.) или доска.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

1. Полнота раскрытия содержания: некоторые аспекты темы раскрыты не полностью — 3 балла; содержание раскрыто полностью — 5 баллов.

2. Четкость и логика изложения: логика изложения выстроена недостаточно, не хватает четкости — 3 балла; четкое, логичное изложение (с опорой на схемы, таблицы и т. п.) —5 баллов

3. Представление доклада:чтение текста доклада— 2 балла;изложениедоклада с опорой на его текст— 3 балла;свободное представление— 4 балла.

4. Умение ответить на вопросы слушателей: приблизительные ответы — 2 балла, правильные полные ответы — 4 балла.

Разработка контрольно-измерительного материала, имеющего целью проверку усвоения определенной темы дисциплины (7−12 баллов)

Общие требования к разработке контрольно-измерительных материалов

Задание должно

v охватывать все аспекты темы;

v включать разные по характеру задания,

v содержать критерии оценки каждого из видов заданий;

v определять время выполнения задания;

9 стр., 4393 слов

Задания для самостоятельной работы 3

... . Количество часов – 2 (максимальная оценка – 2 балла). Задание 1. Выполните письменно упражнение «Откровенность против манипулирования». Цель ... 5) заключение 6) список использованных источников Введение содержит обоснование актуальности темы, формулировку целей и задач ... замаскированной, приглушенной или косвенной форме суждения личности содержат недоброжелательность, настороженность в отноше­ни­ях со ...

v содержать ключ к проверке.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ контрольно-измерительных материалов

1. Полнота представленности содержания дисциплины:задания охватывают меньше половины тем дисциплины — 1 балл, задания включают материал большинства тем дисциплины — 2 балла, все темы дисциплины включены в содержание тестовых заданий— 3 балла

2. Разнообразие заданий: материалы включают 2 разных по характеру задания — 3 балла, 3−5 разных по характеру заданий — 4 балла.

3. Описание критериев выполнения заданий: выделена часть критериев — 3 балла, полный набор критериев, детальное их описание — 4 балла.

4. Описание ключа к проверке материалов: полное, безошибочное —1 балл.

Составление тематической библиографии (4−10 баллов).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

1. Количество источников: менее 10 источников — 0 баллов, 10 — 15 источников — 3 балла.

2. Характер подобранных источников: преобладают общие источники (учебники, пособия) — 2 балла, преобладают специальные источники (монографии, статьи) — 4 балла.

3. Характер аннотации: стандартная на все источники — 2 балла,оригинальная, развернутая на часть источников— 3 балла.

6. Реферат по одной из проблем психологии общения (3 — 10 баллов)

Общие требования к реферату

v реферат готовится на согласованную с преподавателем тему;

v при подготовке реферата используется не менее 5 источников;

v общий объем реферата 15 — 20 страниц;

v шрифт Times New Roman, размер 14, одинарный интервал;

v текст должен содержать: титульный лист, содержание (оглавление), введение, озаглавленные разделы, заключение, библиографию (по необходимости — приложения);

v библиографические ссылки оформляются в скобках в соответствии с алфавитным списком литературы.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... этюд Пояснения к видам заданий: Мультимедиа-презентация. Последовательность слайдов для демонстрации на компьютере (рекомендуется пользоваться программой PowerPoint). Содержит в систематизированном виде и ... неполном соответствии критериям оценка снижается вплоть до 0 баллов («неудовлетворительно»). Дополнительно 1-3 балла (оценка «пять с плюсом») может быть начислено, если ...

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

1. Содержание: тема недостаточно раскрыта — 1 балл, некоторые аспекты темы раскрыты не полностью — 2 — 3 балла, проблематика темы раскрыта полностью — 4 балла.

2. Четкость и логика изложения: реферат не структурирован — 1 балл, нарушена логика изложения, не хватает четкости — 2 — 3 балла, четкое, логичное изложение — 4 балла.

3. Оформление:отсутствие оглавления, неструктурированный текст, ошибки в оформлении ссылок и списка литературы — 1 балл; отдельные ошибки оформления — 2 -3 балла; наличие оглавления, введения, заключения, разделение текста на смысловые озаглавленные части, алфавитный список литературы, грамотно оформленные ссылки —4 балла.

7. Оценка электронной презентации техник общения, включающей портфолио игр и упражнений (4 — 10 баллов)

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ к подготовленному материалу

Материал должен:

v отличаться научностью, логичностью и четкой структурой изложения; содержать четкие библиографические ссылки;

v иметь психолого-педагогическое обоснование отбора техники, убеждать в актуальности ее использования;

v содержать описание техники, историю возникновения, сферу ее применения;

v содержать описание основных методов и приемов; включать портфолио игр и упражнений;

v содержать описание необходимого оборудования и материалов;

v охватывать разные аспекты использования предлагаемой техники;

v содержать конкретные рекомендации по реализации.

Общие требования к представлению презентации:

v Изложение материала должно занимать 20 минут;

v Должны быть использованы демонстрационные материалы;

v Свободное и заинтересованное изложение материала;

9 стр., 4011 слов

Условия приема

... рапорт на имя командира воинской части до 1 марта года приема в академию (филиал). К заявлению прилагаются: ксерокопии свидетельства о рождении ... второй категориям профессиональной пригодности, независимо от полученной суммы баллов. Кандидаты, набравшие равное количество баллов, заносятся в конкурсный список в следующей последовательности: в ...

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

1. Четкость и логика изложения: текст недостаточно структурирован — 1 балл; четкое, логичное изложение с выделением подзаголовков и выводов — 2 балла.

2. Полнота раскрытия содержания: содержит лишь часть пунктов плана — 0 баллов, некоторые пункты плана раскрыты не полностью — 1 балл, содержание раскрыто полностью по плану — 2 балла. Содержание раскрыто полностью по плану, кроме того, ведены дополнительные линии презентации- 3 балла.

3. Особенности технического оформления презентации: использование 2−3 приемов оформления— 1 балл,использование 4−5 приемов-2 балла,использование более пяти приемов— 3 балла.

4. Представление результатов: требования к оформлению выдержаны в полном объеме- 1 балл;все требования к оформлению выдержаны в полном объеме, представление материалов отличается оригинальностью или выходит за рамки рекомендуемых требований- 2 балла.

1. СРОК СДАЧИ ЗАДАНИЙ. Выполненные задания студенты обязаны сдавать в указанные сроки. Более позднее время сдачи материалов возможно только по уважительной причине по согласованию с преподавателем. При несвоевременной сдаче заданий без предупреждения преподаватель оставляет за собой право снижать оценку на 0,5 балла за каждый день задержки.

2. СРОКИ ПРОВЕРКИ ЗАДАНИЙ. Преподаватель обязуется проверить сданные задания в течение недели и сообщить результаты проверки на следующем занятии. О продлении срока проверки по уважительным причинам преподаватель обязуется своевременно информировать студентов.

3. ОТМЕНА И ПЕРЕНОС ЗАНЯТИЙ. Отмена занятий или их перенос преподавателем по уважительной причине обязательно сопровождается уточнением со стороны преподавателя сроков сдачи зачетных заданий студентами.

4. ПРОПУСКИ ЗАНЯТИЙ. Занятия, пропущенные студентом по уважительной причине, отрабатываются по согласованию с преподавателем. Занятия, пропущенные без предупреждения и без уважительной причины, отработаны быть не могут. В этом случае для получения зачета студент должен попытаться найти другой путь получения необходимых баллов с опорой на задания дополнительного характера.

5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ. Студенты, обучающиеся по индивидуальному плану, по согласованию с преподавателем составляют индивидуальный маршрут изучения курса с опорой на задания самостоятельного неаудиторного характера.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector