Личностные особенности психолога-консультанта

План

Введение

Глава I. Требования к личности консультанта

1.1. Роль и место консультанта в консультировании

1.2. Система ценностей консультанта

Глава II. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта

2.1. Своеобразие личности психологического консультанта

2.2. Профессиональная подготовка консультанта

Заключение

Список литературы

Введение

Фигура психологического консультанта — психотерапевта в нашей стране пока не очень привычна и знакома. Не удивительно — эта сфера деятельности развивается у нас всего каких-то пять-шесть лет. Мы даже больше привыкли к разнообразным магам-чародеям. Однако ситуация медленно, но меняется, и люди постепенно начинают понимать, что за помощью следует обращаться к профессионалам, работающим с человеческой психологией

В практике психологического консультирования приходится ежедневно сталкиваться с важнейшими аспектами жизни человека. Это определяет высокий уровень требований, предъявляемых к личностным и профессиональным качествам психологического консультанта. Поэтому тема курсовой работы является актуальной. Консультант заинтересованно обсуждает проблемы своего клиента и пытается помочь ему:

-разобраться в мотивировке повседневных выборов и наступающих последствий;

— разрешить множество эмоциональных проблем и запутанные межличностные отношения;

— преодолеть чувство внутреннего хаоса – сделать непонятное и изменчивое позитивным и целесообразным.

Эффективность деятельности специалиста во многом определяется тем, насколько ясно он представляет свое место в консультировании. Когда нет такой ясности, консультант в своей работе будет руководствоваться лишь желаниями и потребностями клиента. Клиенты же чаще всего ожидают, что консультант возьмет ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит насущные проблемы.

Консультант не должен навязывать клиенту свои решения. Он не может знать ответы на все вопросы. Основной задачей консультанта является помощь клиенту в выявлении внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Важнейшими ролевыми функциями консультанта являются следующие:

4 стр., 1576 слов

Психологические аспекты качества жизни

... изучение психологических аспектов оценки качества жизни индивидом. Объект исследования – качество жизни как категория социально-психологических исследований. Предмет исследования – психологические аспекты качества жизни индивида. ... Оценка качества жизни человека/ Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. Т.4. №1. – С.98-105. 13. Донцов А.И. Введение в практическую ...

— построение отношений с клиентом на взаимном доверии;

— выявление альтернатив само понимания и способов деятельности клиентов;

— вхождение в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;

— создание вокруг клиентов здорового психологического климата;

— постоянное совершенствование процесса консультирования.

Существенной составляющей процесса консультирования является личность консультанта.

Цель работы – рассмотреть основные требования к личности психологического консультанта.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— определить место консультанта в процессе консультирования;

— охарактеризовать систему ценностей психологического консультанта;

— выявить своеобразие его личности;

— охарактеризовать необходимые профессиональные качества.

Объектом рассмотрения будет процесс психологического консультирования.

Предметом исследования – личность психологического консультанта.

Глава I. Требования к личности консультанта

1.1. Роль и место консультанта в консультировании

«Личность консультанта выполняет важнейшую функцию в процессе консультирования. Основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта» .

Никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества развиваются в течение жизни. Эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый их этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который является стержнем психологического консультирования.

От уровня контакта зависит окончательный эффект консультирования – изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта.

Преуспевающему консультанту должны быть присущи следующие качества:

— проявление глубокого интереса к людям;

— терпение в общении с ними;

— чувствительность к установкам и поведению других людей;

— эмоциональная стабильность и объективность;

— способность вызывать доверие других людей;

— уважение прав других людей;

— доверие к людям;

— проницательность;

— отсутствие предубеждений;

— самопонимание;

— сознание профессионального долга.

Конечно, перечень личностных качеств психологического консультанта может быть продолжен. Он не является исчерпывающим………

Заключение

Клиент переступает порог консультативного кабинета со страхом и надеждой. Первостепенная задача консультанта – изменить баланс чувств в сторону надежды. Клиент должен уходить с каждой консультативной встречи в решимость самостоятельно перестраивать свою жизнь. Отведение клиенту самостоятельной роли в консультативном процессе наряду с консультантом и подчеркивание высокой ответственности клиента за исход консультирования чрезвычайно важно.

Консультанту необходимы важные качества личности: способность к самопознанию, толерантность к неопределенности, чувство ответственности, способность к эмпатии, умение ставить реалистичные цели. Речь идет об обязательности психического здоровья, о подлинной социально-психологической адаптации.

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... фундаментальной основе "профессия" – это также и психологическое понятие, если его рассматривать как частное выражение деятельности. Не чуждыми психологии являются и другие варианты понимания этого слова ... взрослых. Борьба между структурами Сверх-Я и Оно порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений. Однако очень немногие последователи 3. Фрейда ...

Только социально зрелый консультант способен ставить в работе с клиентами реалистичные цели.

Консультантам угрожает «синдром сгорания», который проявляется в пониженном настроении, чувстве усталости, неспособности видеть позитивные результаты свое работы, в отрицательном отношении к работе и к жизни.

Поскольку консультант представляет собой наиболее ценный инструмент процесса консультирования, необходимо позаботиться о его сохранении посредством специально разработанных профилактических мер.

Важно соблюдать этические принципы консультирования: предоставление клиенту полной информации о консультативном процессе, обязательное сохранение конфиденциальности консультативных отношений, недопустимость сексуальных связей с клиентами.

Гуманное отношение к людям с душевными недугами – достоверный критерий демократичности социального устройства. Вот почему в настоящее время строгое соблюдение этических норм приобретает особый смысл.

Нарушение вышеуказанных принципов приводит к тому, что консультант теряет объективность. На этом и заканчивается любой профессиональное психологической консультирование.

Список литературы

1. Божович Л.И., Ендовицкая Т.В., Славина Л.С. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения. – Вопросы психологии, 1976, №4

2. Дубровина И. В. и другие. Психология. – М.: Издательский центр Академия, 1999

3. Бодалев В.С. и другие Общая психодиагностика. – М., 2000

4. Варга А.Я., Кадыров И.М., Холмогорова А.Б. Основные направления современной психотерапии. – Когито-Центр, 2000

5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось-89», 2000

6. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. — М.: Независимая фирма «Класс». 1998

7. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме. – В книге: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976

8. Калмыкова Е.С., Кэхеле Х. Психотерапия как объект научного исследования // Основные направления современной психотерапии. – М.: Когито-Центр, 2000

9. Карсон Р., Батчер Д., Минека С. Аномальная психология. – СПб.: Питер, 2004

10.Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия. – М.: Медицина, 1995

11. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. Пер. с лит. – М.: Академический проект, 1999

12. Копьев А.П. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. – 1990. — № 3. – С. 17-24

13. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994

14.Меновщиков В.Ю. Психотерапевтическая практика: мифы клиентов // Вопросы психологии. – 1999. — № 1. – С. 77-83

15.Орлов А.В. Психологическое консультирование и психотерапия // Вопросы психологии. – 2002. — № 3. – С. 3-19

16. Практическая психодиагностика // Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 1998

9 стр., 4272 слов

О. И. Мухрыгина психология управленческого консультирования

... способны разглядеть новые возможности и помочь клиенту воспользоваться ими. Говоря о психологии управленческого консультирования, необходимо отметить, что данная сфера является сегодня актуальной и быстро ... ресурсов, а также в таких материальных, поддающихся количественному определению и измерению вопросах, как производство, финансы и бухгалтерский учет. Проблемы клиента рассматриваются, в основном, ...

17. Психологическое консультирование, психотерапия и коррекционная работа в практической психологии // Составители Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. – М., 2001.

18. Палей И.М., Горбачевский В.К. Проблемы личности в курсе психологии. – Л., 1972.

19. Психология. / Под ред. В.М. Мельникова. — М.: Физкультура и спорт, 1987.

20. Психология Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1988.

22. Сатир В. Психотерапия семьи. Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2000

23. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М., 1966.

24. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 2001.