Классификация педагогических инноваций

Признаки Виды
Виды Деятельности Педагогические, обеспечивающие педагогический процесс. Управленческие, обеспечивающие инновационное управле­ние образовательными учреждениями
Сроки действия Кратковременные. Долговременные
Характер изменений Радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах. Комбинированные, основанные на новом сочетании извест­ных элементов. Модифицированные, основанные на совершенствовании и до­полнении существующих образцов и форм
Масштаб изменений Локальные — независимые друг от друга изменения отдель­ных участков или компонентов. Модульные—взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций. ^ Системные— полная реконструкция системы как целого
Масштаб использования Единовременные (осуществляются один раз).

Диффузные (повторяющиеся)

Источники возникновения Внешние (за пределами образовательной системы).

Внутренние (внутри образовательной системы)

Методы осуществления Авторитарные. Либеральные. Административные. Инициативные

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

Ø разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

Ø обновление содержания образования;

Ø изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

Ø совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

Ø улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

Ø проектирование новых моделей образовательного процесса;

Ø обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения;

Ø обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

Ø разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.

Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В Педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление — теория новаций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.

 

46. Авторские школы в России и за рубежом.

Авторская школа – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Такие школы являются феноменом инновационной образовательной практики в России в конце XX в. Термин «авторская школа» употребляется с конца 1980-х гг.

Их появление и развитие связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования (Закон об образовании РФ. 1992).

Отличительная черта авторской школы – создание ее на основе заранее разработанного оригинального (отсюда – авторская школа) концептуального проекта. В роли создателей авторских школ выступают как ученые, так и практики.

Авторские школы известны, как правило, по двум типам названий:

1) по именам их создателей – «школа В. А. Караков-ского», «школа Е. А. Ямбурга»;

2) по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: «школа диалога культур» В. С. Библер, С. Ю. Курганов, «школа развивающего обучения» (В. В. Давыдов), «школа самоопределения» (А. Н. Тубельский) и др.

Рассмотрим, например, школу А. С. Макаренко. Он создал два образцовых педагогических учреждения – колонию имени А. М. Горького и коммуну имени Ф. Э. Дзержинского. В колонию и коммуну поступали тысячи правонарушителей и беспризорных, жизнь которых необходимо было организовать. Поэтому и путь А. С. Макаренко как педагога-мыслителя неотделим от пути педагога-практика.

Главным же вкладом А. С. Макаренко в педагогическую науку стала разработанная им теория воспитательного коллектива. Воспитательным коллективом он называл педагогически целесообразно организованный коллектив детей. В конечном итоге педагог добился того, что детско-юношеский коллектив жил и действовал самостоятельно, опираясь на «негласные» законы своего сообщества. Такой коллектив был организован из отрядов, формировавшихся согласно интересам ребят и их командиров. Благодаря тому, что командиры менялись каждые 2–3 недели, каждому воспитаннику довелось не раз побывать на этом месте и научиться справляться с соответствующими обязанностями.

Роль учителя (руководителя) – это роль организатора, задача которого правильно организовать детскую жизнь, детский коллектив и правильно руководить его жизнью.

 

47. Современный урок.

Существует множество определений понятия «урок» как главного для учителя вида педагогической деятельности.

Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.

Хороший урок отличает плановость, четкость построения.

Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.

Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.

Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.

Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.

Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла.

Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.

Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока.

Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.

Как известно, система уроков по любому предмету имеет циклический характер, обладая периодичностью в дидактическом смысле. Обычно цикл связан с крупной смысловой единицей учебного материала — темой курса — и имеет следующие дидактические части:

 

Ø изучение нового материала;

Ø закрепление материала;

Ø повторение изученного ранее;

Ø контроль (диагностика) знаний;

Ø применение знаний к решению задач;

Ø формирование практических умений и навыков.

В соответствии с этим тематический цикл уроков содержит различные их виды:

Ø уроки изучения нового материала;

Ø комбинированные уроки;

Ø уроки применения знаний, формирования практических умений и навыков;

Ø уроки повторения;

Ø уроки контроля.

В системе уроков по предмету могут быть некоторые специфические занятия в силу особенностей данного предмета как области науки или практики.

К каждому виду урока предъявляются специфические требования, но разработаны и применяются общие критерии, которым должен удовлетворять урок.

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Результативность

Оценка качества и результативности даже одного урока является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В опыте передовых учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного урока:

Ø создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

Ø объем и прочность познавательной информации, полученной школьниками;

Ø формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;

Ø вклад в формирование личностных качеств школьника, и в первую очередь самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;

Ø высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

Результативность урока достигается экономным и целесообразным расходованием времени урока, применением разнообразного арсенала методов и средств обучения. Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, главными из которых, по мнению Л.Н. Толстого, являются «любовь к делу и любовь к ученикам».

Структура урока

В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

Ø комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

Ø выделение в содержании урока и темы главного, существенного;

Ø определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

Ø выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

Ø дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

Ø создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»).

Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

Активизация познавательной деятельности учащихся

Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося. Для реализации этого важнейшего принципа обучения в последние годы созданы новые программы и учебники, трактующие учебный материал на уровне обобщений и глубокого проникновения в сущность явлений, ведутся поиски методов обучения, которые усиливали бы активизирующее влияние на процесс обучения (развивающие и проблемные методы, самостоятельные работы, творческие задания и т. д.).

Учащиеся могут привлекаться к учительским функциям. В классе появились помощники учителя: ассистенты, лаборанты, информаторы, консультанты, киновидеодемонстраторы.

Задача учителя — создать благоприятные условия в классе для коллективной работы. В системе «актив — класс» в процесс обучения включается обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с товарищами, идет активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Каждый учащийся учится и учит, подчиняется и руководит.

Дидактическая структура учебного материала

Наиболее действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное построение урока, в основе которого лежит проблемная ситуация — возникновение в сознании вопроса и потребности получить ответ на него.

Обучение с помощью проблемной ситуации можно представить схематически так:

Название этапа Суть этапа Приём учебной работы
1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе Установление причинно-следственных связей, нахождение разрыва в связях
2. Формулирование гипотезы Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа Выдвижение гипотезы
3. Доказательство гипотезы Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения Установление причинно-следственных связей
4.Общий вывод Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием  

В создании проблемных ситуаций определяющую роль играет учитель. Могут быть привлечены пособия, задачники, дидактические материалы с перечнями проблем-заданий, но проблемная ситуация — это особое психологическое состояние учащегося, для создания которого необходим учет целого ряда факторов индивидуально-личностного характера. Учитель, умеющий учитывать эти факторы, создавать проблемные ситуации в головах учащихся, не только сообщает им знания, но и развивает их творческие способности.

Самостоятельность и творчество в учебной деятельности

Увеличение роли самостоятельной работы учащихся в учебном процессе подразумевает решение, как минимум, трех взаимосвязанных задач:

Ø создать такие педагогические условия, при которых учащиеся с необходимостью занимались бы самостоятельной работой;

Ø научить учащихся рациональным приемам такой работы;

Ø научить самостоятельному применению полученных знаний в учебной и практической деятельности.

Успешное решение этих задач возможно лишь на основе тщательно продуманной системы самостоятельных работ учащихся, в которой четко определены задачи и место в учебном процессе каждого вида самостоятельных работ, их связи с другими методами обучения. В учебном процессе применяются следующие виды самостоятельной работы: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы решения физических и математических задач; лабораторно-практические работы; фронтальный эксперимент с элементами исследования; работа с раздаточным материалом; наблюдения за опытами, демонстрируемыми учителем, и умозаключения из них и др.

Учебно – методический комплекс

Современный урок — это взаимодействие учителей и учащихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, методических материалов, составляющих единую дидактическую систему. Наилучшие условия для этого предоставляются предметным учебным документам.

Учебный кабинет должен содержать три основных подструктуры: учебное оборудование, методическое оснащение и средства управления.

Во-первых, в учебном кабинете сосредотачиваются учебное оборудование и приборы, рисованные пособия, которые составляют внутреннее содержание кабинета. Во-вторых, чтобы это богатство и разнообразие учебного оборудования привести в действие, необходим целый комплекс приспособлений и устройств, начиная от рабочих мест учителя и учащихся до технических средств обучения. Все это называется средствами управления учебным процессом. В-третьих, при большом и сложном оснащении кабинета и при современных требованиях к учебному процессу учитель не может обойтись без организованной справочно-методической службы.

Основное требование к оформлению кабинета — создать атмосферу предмета. Этому помогает правильно и эстетично оформленная экспозиция. Ее постоянная часть — портреты ученых, инструкции, справочные таблицы; сменная — материалы текущих тем и вопросов (стенды «Учись учиться», «Играем — повторяем», «Готовимся к олимпиаде» и т. п.).