Классификация олигофрении по М.С. Певзнер.

5 форм олигофрении:

1) Неосложненная олигофрения – основная форма; характеризуется диффузным (равномерным) относительно поверхностным повреждением КП ГМ. У дт этой категории Дть органов чувств грубо не нарушена, не отмечается резких патологических изменений в эмоц.-волевой сфере, двигат. сфере и поведении.

Дети спокойны, дисциплинированы, трудолюбивы. При выполнении задания внимательны и организованы. Успешно справляются с программой вспомагат. школы (отличники, хорошисты).

Эмоционально привязаны к близким, способны радоваться удачам и огорчаться при неуспехе. Характерно чувство стыда и застенчивости. Хорошо ориентируются в конкретных бытовых ситуациях.

2) Олигофрения, осложненная нейродинамическими нарушениями, которые проявляются 3мя вариантами:

а) с преобладанием процесса возбуждения («возбудимые» или Эритические олигофрены).

Эти дети возбудимые, беспокойные, двигательно расторможенные, со сниженным вниманием и работоспособностью. Во время занятий дети повышенно отвлекаемы, обучение затруднено из-за нарушенного внимания. Часто вплетают в речь обрывки бессмысленных фраз. При чтении – переставляют буквы и слоги местами, недочитывают слова, при письме – пропускают буквы, наблюдаются персивирации (многократное повторение элементов на письме).

Считают плохо и фрагментально. Повышенная истощае6мость памяти, т.е. с трудом запоминают тексты и легко забывают. Отмечается повышенная внушаемость и стремление идти на поводу собственных желаний (гедонизм).

б) с преобладанием процесса торможения – Торпидные олигофрены – вялые, пассивные, заторможенные. Заторможенность проявляется в моторике и в познават. Дти в целом. Не участвуют во фронтальной работе, дают положит. динамику только при постоянной стимуляционной Дти. Повышенная истощаемость памяти, внимания, работоспособности. В наибольшей степени выражены негибкость и инертность мышления (одним и тем же способом пытаются выполнить все новые задачи).

Часты головные боли, головокружения, обмороки.

в) Дети с преобладающим фазовым состоянием (со склонностью к охранительному торможению).

Охранительное состояние при олигофрении в отличие от нормы носит более продолжительный хар-р (может длиться часы, недели, годы…).

Полноценное обучение практически невозможно. Важно уметь определять время наступления фазовых состояний (чтобы своевременно переключить рб на другой вид Дти или предоставить время для отдыха).

27 стр., 13034 слов

Становление личности ребенка дошкольного возраста в процессе ...

... специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к эмоционально-волевой сфере. Еще в XIX ... создает вполне реальную возможность безболезненного восстановления нормального хода процесса формирования личности. Та же ситуация и в ... нашего исследования стало предположение о том, что у детей данного возраста доминирующим видом агрессивности является вербальная ...

Стадии охранительного торможения: 1) уравнительная (на слабые и сильные раздражители одинаковая по силе реакция);

2) парадоксальная (на слабый раздражитель – сильная реакция; на сильный – слабая); 3) ультрапародоксальная (на положительный стимул реакция отсутствует, а на отрицательный – слабо положительная реакция).

Фазовые состояния возникают: когда действует умеренный раздражитель, но длительное время; и когда действует сильный раздражитель, но кратковременно.

3) Олигофрения, осложненная психопадобным поведением. При этой форме нарушение познават. Дти сопровождается грубыми нарушениями эмоционально-волевой сферы: на ранних этапах онтогенеза дети крикливы, беспокойны, плохо засыпают, в дошкл. и школьн. возрасте агрессивны, драчливы, не умеют ладить со сверстниками. Особый риск возникает в пубертатном (подростковом) периоде в связи с растормаживанием низших влечений (страсть к воровству, бродяжничеству, сексуально-распущенному поведению).

Это наиболее трудные в воспитат. плане дети, требующие постоянного контроля и опеки со стороны взрослых для предупреждения асоциального поведения.

4) Олигофрения, осложненная поражением лобного отдела ГМ. Отмечается диффузное поражение коры ГМ с преимущественным недоразвитием лобных долей. При клиническом исследовании выявляются грубые своеобразные нарушения моторики. Движение неловкие, неуклюжие, дети не могут себя обслуживать. У некоторых грубые нарушения ходьбы (праксия движений – отсутствие навыков ходьбы).

Движения плохо или почти не автоматизированы. Специфическая особенность этих детей – разрыв м/у произвольной и непроизвольной Дю (т.е. по инструкции не могут выполнять движения, а спонтанно – могут).

Для них хар-но «полевое поведение» — бесцельно передвигаются по комнате, не сами управляют поведением, а предметы окруж. действит-ти. Хар-ны некритичность, неадекватность, необидчивость, лишены застенчивости. Отмечается склонность к резонерству (словесный понос) с скандированием и бурной жестикуляцией. Эти дети группы риска, т.к. полностью подчинены чужой воле. Коррекц. работа направлена на формирование произвольности в поведении под регулирующим началом речи (оречивление всей Дти).

5) Олигофрения, осложненная нарушением анализаторных систем (слух, зрение, двигат. патологии).

Сложные дефекты встречаются ≈ у 7–10 УО детей. Все эти нарушения отрицательно влияют на компенсаторные и адаптивные возможности УО ребенка и осложняют его обучение. Необходимо учитывать степень, х-р, особенности течения каждого конкретного дефекта.

Группа атипичных форм олигофрении:

1) Олигофрения, осложненная гидроцефалией. Гидроцефалия – состояние, возникающее в результате стойкого нарушения баланса м/у секрецией ликворы и условиями её всасывания. Хар-ся увеличением объема ликворосодержащих пространств ГМ. По характеру выделяют прогрессирующую и компенсирующую гидроцефалию. Для детей с прогрессирующей гидроцефалией хар-но: частые головные боли, головокружения, обмороки (особенно в условиях яркой освещенности, непроветренного помещения, большого скопления людей и при перемещении в транспорте; прыжки, бег, и др. виды Дти. Дети могут реагировать как вялым поведением (заторможенность), так и возбудимостью, вспышками реакций. Снижение работоспособности, нарушение внимания. Иногда немотивированно повышенный тон настроения (эйфория).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... является установление доверительных отношений с ребенком. Чтобы работа с аутичным ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ее с развития психических процессов, в особенности ощущений и целостного восприятия. ...

Наблюдается снижение критики к себе и окружающим. Часто отмечается хорошо развитая произносительная сторона речи со склонностью к резонерским поведениям с множеством штампов и оборотов, заимствованных из речи взрослых, но самим ребенком не освоены. Эта симптоматика носит неустойчивый хар-р и нарастает в связи с общим утомлением.

2) Олигофрения, осложненная эпилепсией. Эпилепсия – это хронически текущая, склонная к прогрессированию нервно-психическое заболевание множественной этиологии, но единого патогенеза, которое проявляется двумя основными группами симптомов: судорожными припадками и Ψми нарушениями. Психические особенности касаются преимущественно эмоционально-волевой сферы: 1) эгоцентризм с концентрацией всех интересов на своих потребностях и желаниях); 2) большая эмоциональная взрывчатость с большой силой аффективного заряда; 3) склонность к застреванию на отрицательных переживаниях; 4) сочетание грубости, агрессивности по отношению к слабым и уродливым, подобострастие к сильным, старшим; 5) Педантизм (скрупулезность, мелочность), аккуратность, гиперболизованное стремление к порядку; 6) патологические изменения сферы инстинктов и влечений, повышенный инстинкт самосохранения. Все эти особенности называют «эпилептический склад личности». Особенности интеллект Дти:

1) Замедленный темп протекания Ψх процессов

2) Замедленность и тугоподвижность мышления (брадифрения – тугоумный).

3) Склонность к детализации и персивирации (многократное повторение) в речи, письме и движении.

4) Снижение памяти (особенно механической).

 

3) Олигофрения, осложненная шизофренией. Шизофрения – хронически текущее заболевание, хар-ся сочетанием спец-х изменений личности (аутизм, эмоциональным истощением, снижением активности, снижением активности, утратой единства Ψх процессов) с Ψхопатологическими расстройствами (фобии, мании, галлюцинации, раздвоение личности).

Шизофрения протекает периодами. Есть периоды рецедива. Главная особенность Ψки шизофреников — нарастающее расстройство мышления и притупление чувств. Трудно понять мотивы в их поведении. Своеобразный ход мышления. Склонность к ребусам, зачитывании книгами, но не развиты навыки самообслуживания.

 

Роль игры в коррекции недостатков развития УО дошкольников.

Основной вид Дти в дошк. возрасте – игра, поэтому одной из важнейших задач пед. коллектива при работе с УО детьми является создание условий для развития игровой Дти. Обучение игре УО детей проводится на спец. занятиях и в специально отведенное для свободной игры время, на прогулках. Занятия проводят по 3м направлениям: обучение сюжетно-ролевой игре, подвижной и дидактической.

1. Действуя с дидактическими игрушками разными по форме, цвету, величине, материалу, массе, звуковым свойствам, дети накапливают чувственный опыт. Это способствует развитию восприятия, зрительно-двигательной координации, ручной и мелкой моторики. Действия с дидактическими игрушками (пирамидки, матрешки, кубики-вкладки, башенки) оказывают особое воздействие на психическое развитие ребенка, т.к. действуя с ними он приобретает необходимые знания об окружающем мире.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... творческой способности. Педагоги оценивают проявление творческих способностей в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым ... способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к ...

2. Использование на занятиях по обыгрыванию кошек, собачек, мишек и т.д. оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка. Ребенок во время игры учится проявлять заботу об игрушке, сопереживать во всех её событиях.

3. Кукла (по мнению Эльконина) является заместителем идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Это партнер по общению для ребенка в игре. Воспринимая её как заместителя Чка, ребенок учится конкретным игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать и т.д.

4. В игре формируются навыки игрового поведения: дети учатся обмениваться игрушками, играть рядом, в них воспитывается доброжелательность и уступчивость.

5. Дети усваивают логику развития бытового сюжета, чтобы понять закономерность развития игрового действия. При развитии предметно-игровых действий возникает подлинная, осмысленная сюжетная игра.

6. При обучении сюжетно-ролевой игре ребенок перевоплощается в различные персонажи, роли, действует в воображаемой ситуации. Главное – воспроизведение Дти взрослых людей, их отношений. Через игру происходит познание рб различных сфер человеческой Дти, осваиваются разнообразные способы общения людей друг с другом.

7. Дети учатся действовать сообща в игровых ситуациях согласовывать свои действия с действиями сверстников. Для этих целей широко используют игры-драматизации, способствующие развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения. Использование костюмов и атрибутов при этом помогает ребенку войти в роль, способствуют лучшему проникновению детей в образ персонажа и ситуацию сказки.

Главная цель занятий по обучению игре состоит в том, чтобы у воспитанников сформировался интерес к сюжетно-ролевым играм, включающим в себя воображаемую ситуацию, действия с предметами-заместителями, ролевое поведение.

В процессе игры у детей с нарушением интеллекта формируется произвольность Ψх процессов: произвольное внимание и память. Игровая ситуация и действия в ней активизируют умственную Дть воспитанников. В игре дети учатся действовать с предметами-заместителями, они дают им новое игровое название, учаться адекватно действовать в воображаемой ситуации. Постепенно игровые действия сокращаются и ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Т.о. игра в большей мере способствует постепенному переходу рб к мышлению в плане представлений. Игра выступает как Дть, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на более высокий этап – этап умственных действий с опорой на речь.

Этапы обучения сюжетно-ролевой игре:

* целенаправленное формирование представлений детей о профессии;

* подготовка атрибутов для предстоящей сюжетно-ролевой игре;

* проведение игры, где основную роль на себя берет взрослый;

* развитие и углубление сюжета игры, при котором возможно его видоизменение и дополнение.

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997) Цель: снять вербальную ... разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее "Зайчики" (подвижная игра для агрессивных детей) Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на ...

Особенности изодеятельности дошкольников с нарушением интеллекта.

Рисование возникает одновременно с развитием речи и имеет важное значение для всего Ψго развития рб. Особенностями изоДти при УО являются:

1) Большинство УО дт в возрасте 4 – 5 лет не могут выполнить даже самые примитивные изображения.

2) Графическая Дть УО дт носит манипулятивный хар-р и находится на стадии доизобразительного чирканья. Дети не понимают поставленной п/д ними задачи, вместо того, чтобы рисовать. стучат карандашом, рвут бумагу. Хаотично воспроизводят различные штрихи, не обращая внимание на оставленный след. Часто выходит за пределы бумаги, продолжает рисовать на столе.

3) Отмечается некоторое различие в изоДти у дт-дебилов и дт-имбецилов.

а) У дт-дебилов при рисовании отмечается способность к схематическим изображениям, свойственным и нормальным детям. Однако отмечается моторность, стереотипность изображений. Трудности в изображении орнаментов, т.к. дети затрудняются определить чередование элементов орнамента (при этом путает не только порядок, но и формат).

В целом по сравнению с нормальными дт отмечается меньшее количество подробностей в изображении (бедная схема).

Отмечаются более легкие отклонения в изоДти обратимого хар-ра.

б) У дт-имбецилов в связи с недоразвитием моторики (особенно тонких дифференцированных движений рук)отмечается почти полная беспомощность в изоДти. Имбецилы пассивны с карандашом и бумагой, оказываются не в состоянии повторить за взрослым даже простую линию. Заучив какое-либо изобр. движение многократно его повторяют неосознанно. У некоторых имбецилов отмечается высокая подражательная способность, которая носит формальный хар-р. При обучении с трудом усваиваю простейшие графич. навыки; воспроизведение орнамента крайне сложно, практически не доступно. Можно разивать рисование по образцу или с наглядной натурой, но рисование по представлению оказывается недоступным.

Общие особенности рисунка УО дт:

1) Неадекватное расположение рисунка на листе бумаги (+ выход за площадь листа).

2) Чрезвычайно мелкие изображения;

3) Предметы размещаются в один ряд или «этажами», которые не связаны друг с другом.

4) Плоские рисунки с непропорциональными частями. Одного размера Чк, дом, дерево.

5) Прозрачные изображения;

6) Значительные сложности при рисовании на 1м листе нескольких предметов («нет места»).

7) Нечеткое представление главных и второстепенных частей предметов (Чка начинает рисовать с глаз, нарушая общий принцип рисунка – от общего к частному).

8) Своеобразие использования цвета в рисунках. Эта неадекватность выбора цвета реальной окраски предметов. Т.е. произвольный выбор цвета карандаша затруднен.

9) Не понимает прямого назначения цвета, хотя предпочитает яркое, насыщенное изображение. С трудом отличает оттенки цветов (путает красный и коричневый).

10) Примитивность и схематичность изображения: большинство рисунков по форме приближена к хорошо знакомым геом. фигурам. Используется простая проволочная линия (одинаковая толщина на всем протяжении).

Существенные части и детали опускаются.

11) Статичность изображения (научившись рисовать сложные изображения, предметы оказываются сложными в динамике (дым, лучи солнца, дождь).

17 стр., 8205 слов

Формирование навыков общения у детей с общим недоразвитием речи

... определить теоретические основы формирования навыков коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи; ) создать унифицированный набор экспериментально-психологических методик исследования ... пассивности детей с ОНР, к нежеланию общаться вербальными средствами, к проявлению специфических психологических особенностей (робости, нерешительности, стеснительности). Отмечаются трудности ...

В целом уровень изоДти у УО дт зависит:

* от степени снижения интеллекта;

* от возраста детей;

* от готовности рб к графической Дти;

* От структуры изображаемого объекта (сначала те формы, которые рб освоил как представления).

Т.о. обучение изоДти оказывает на них большое влияние: развиваются внимание рб, восприятие и представление, улучшается зрительно-моторная координация; осуществляется коррекция двигат. навыков, совершенствуется пространственная ориентация; улучшается речевое развитие. Происходит становление функции воображения, благоприятный эффект наблюдается в эмоц.-личностном развитии.

Отграничение УО от сходных с ней состояний.

Является одной из важнейших задач Ψго-педагогич. диагностики.

1)Часто УО отождествляют с неуспеваемостью, что является грубой ошибкой. В основном неуспеваемость не обусловлена нарушениями познават. Дти, а вызывается другими причинами: а) неподготовленность детей к школьному обучению (несформированность предпосылок к нему и навыков Дти).

Эти дети не умеют подчиняться требованиям, доводить дело до конца, невнимательны в процессе задания, неусидчивы, нецеленаправленны и т.д. Когда такие дети попадают в класс с низким уровнем учебно-воспит. процесса его успеваемость перерастает в пед. запущенность.

б) неблагоприятные условия жизни ребенка в семье (отсутствие помощи в учебе со стороны родителей, несоблюдение режима дня, конфликтная ситуация в семье и др).

Более тяжелые последствия наблюдаются, когда дети с раннего возраста были лишены эмоц. контакта с родителями, другими взрослыми и детьми, при длительном нахождении их в интернатах, что может привести к педагогич. запущенности. Для неё хар-но: бедный запас сведений и представлений, ограниченный словарный запас, не владеют элементарными логическими операциями.

в) неуспеваемость м/б связана и с астеническим состоянием ребенка, вызванным длительной болезнью, в результате чего рб быстро устает, ослабляется память, внимание, нарушается поведение.

Но все это не носит стойкого характера и не имеет в основе органических нарушений.

2) Дети с ЗПР тоже оказываются неуспевающими в первые годы обучения. В зависимости от происхождения, времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов ЗПР дает разные варианты отклонений в эмоц.-личностной сфере и в познават Дти. Главное отличие ЗПР от УО – при ЗПР имеет место неравномерность формирования псих-х функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных псих. процессов. При УО – тотальность и иерархичность поражения.

Особенности развития многих познавательных процессов схожи как при ЗПР, так и при УО. Например, для обоих состояний хар-но: повышенная истощае-

мость, незрелость эмоций, низкая работоспособность, бедный словарь, замедленность восприятия, несформированность всех видов памяти и др. Но прослеживаются и некоторые различия. Например, к началу школьного обучения у детей с ЗПР (как и УО) несформированы основные мыслит. операции (анализ, синтез, сравнение), они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою Дть. Но в отличие от УО у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны применять показанный способ действий при выполнении аналогичных заданий.

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

... зрения обусловливает положительный результат в процессе познания окружающего мира.Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения. («Обоняние и вкус») Восприятие вкуса «Заколдованные порошки» ... Необходимо помнить, что процесс компенсации за счет включения сохранных анализаторов спонтанно не происходит .В работе с детьми с нарушением зрения следует учитывать, что наиболее успешно ...

При обследовании чтения, письма, счета они часто обнаруживают ошибки того же типа, что и УО, но у них имеются качественные различия: при слабой технике чтения дети с ЗПР всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо, к повторному чтению. У УО нет желания понять. Письменная речь отличается небрежностью, неаккуратностью, что связано с недоразвитием моторики, пространственного восприятия. У УО все эти недостатки выражены грубее.

В математике у обеих групп отмечаются трудности, но помощь при ЗПР более эффективна, чем при УО. Поэтому необходимо строить обследование детей с ЗПР в форме обуч. эксперимента.

3) Нарушения деятельности анализаторов также создают определенные трудности в познават Дти детей, а в школе порождают неуспеваемость. При отграничении состояний, вызванных нарушением анализаторов, от УО, нужно выяснить, что первично доминирует в отставании (органич. поражение ГМ первично или же отставание наступило в рез-те нарушения функций анализаторов).

Важно учитывать время поражения анализатора. В зависимости от диагноза будет решаться вопрос о том, в какой спец. школе будет учиться рб.

4) Важно отделить нормальных детей с расстройством речи от УО детей (где нарушение речи один из признаков УО).

Различают разные виды речевых нарушений, имеющих различную степень выраженности в зависимости от силы и времени поражения. Сохранность интеллекта детей с нарушениями речи отчетливо видна при выполнении заданий, не требующих участия речи (наглядные методики с «безречевыми» инструкциями).

У этих детей живая реакция, адекватное поведение,чем они и отличаются от УО детей.