Исследование характера детей с интеллектуальной недостаточностью

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

КУРСОВАЯ РАБОТА

Исследование характера детей с интеллектуальной недостаточностью

Выполнила:

Студентка 443 группы

Факультета коррекционной педагогики

Е.А Ащеулова

Научный руководитель:

К.псих.н, доцент кафедры СПП и ПМ

Н.А Крушная

Челябинск 2014

Содержание

Введение

ГЛАВА I. Анализ литературы по проблеме исследования

.1 Понятие характера в психологии

.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью

.3 Особенности характера детей с интеллектуальной недостаточностью

.4 Понятие тренинга в психологии

Вывод по I главе

ГЛАВА II. Исследование характера детей с интеллектуальной недостаточностью

.1 Методики выявления акцентуаций характера детей с интеллектуальной недостаточностью и результаты исследования

.2 Рекомендации по коррекционной работе над характером детей с интеллектуальной недостаточностью

Вывод по II главе

Глава III. Тренинг

Заключение

Список литературы

Приложение

характер интеллектуальная недостаточность акцентуация

Введение

Самое важное в воспитание ребенка: вырастить и воспитать в нем человека, в общем, его личность и характер.

Характер это совокупность всех нравственных сил человечества, как итог его воспитания, направление его воли, ума, страстей и индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности.

Базируется характер на определение типа нервной деятельности, а его динамику окружающая среда. Личность отдельный человек, морально связанный с обществом, при этом носитель отдельных и субъективных признаков и свойств, в том числе и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума.

18 стр., 8530 слов

Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии

... включает 3таблицы . Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии 1.1.Развитие речи детей в онтогенезе. Возникновение языка относится к глубокой древности ... искажает, опускает. Первые слова ребёнка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он ... называется ситуационной. С полутора лет слово приобретает обобщённый характер. На протяжении 2-3 года жизни у ребё ...

Актуальность темы заключается в том, что анализ характера ребенка — одна из наиболее дискуссионных проблем возрастной психологии. Сроки его начала и окончания, психологическое содержание ведущей деятельности, перечень новообразований — все эти аспекты неоднозначно трактуются отечественными и зарубежными психологами. Единство мнений существует только в том, что это период наиболее интенсивного личностного равновесия

Особенно важным вопросом является вопрос, как характер ребенка влияет на социализацию и социальное окружение. Сложность и многогранность личностных изменений характера в детстве, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Центральной проблемой для советской психологии характера является не индивидуально-своеобразная форма его проявлений сама по себе, а единство этой формы с ее жизненным, исторически классовым содержанием. Поэтому в научном познании свойств характера решающим моментом является исследование жизненного содержания, а не только формы их проявлений, оторванных от этого содержания.[1]

Со стороны своего жизненного содержания каждая черта характера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям ее развития. Но далеко не всякое отношение является или становится чертой характера. Чертой характера является или становится лишь существенное отношение к обстоятельствам жизни и к собственным действиям. Принципиальность, жизнерадостность, честность, требовательность, строгость, чуткость, решительность, общительность, сдержанность, настойчивость и многие другие черты характера представляют собой определенные укоренившиеся в личности отношения к окружающей действительности, обществу, труду, к другим людям и к самому себе. Но для понимания этих отношений личности нужно знание самой действительности, общества и жизненного положения в ней личности.[1]

Отнесенность черт характера к их жизненному содержанию, то есть к действительной жизни человека, целям и задачам его деятельности,- таково первое условие научного изучения характера. При внешнем совпадении формы индивидуальных проявлений, например настойчивости или требовательности, они могут быть существенно отличными по своему содержанию. Длительное усилие и доведение до конца какого-либо действия, формально характеризующие настойчивость, могут относиться в одном случае к делу всей жизни, то есть это будет борьба за великую цель, а в другом случае — к упрямству… Жизненная отнесенность каждого свойства характера есть вместе с тем моральное качество того или иного отношения человека к действительности. В процессе развития личности реальные отношения человека к действительности всегда взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эта взаимосвязь действительных, практических отношений человека к обществу, труду, другим людям, самому себе находит свое отражение в соотнесенности черт характера друг к другу…

Основываясь на историко-материалистическом понимании личности, советская психология разрабатывает проблему характера с точки зрения конкретного исторически классового анализа тех отношений, которые становятся чертами характера личности. Именно в этом направлении ведутся исследования проблемы характера в советской психологии особенно в исследованиях 3. Н. Мясищева, 1960.

12 стр., 5789 слов

I. Концепция акцентуаций характера личности преступников

... Медицина, 1983, с. 10. 3 Кречмер Э. Строение тела и характер.—М.—Л., 1930, 304 С ; Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Виша школа, 1989, 374 С. и ... выступления перед многолюдной аудиторией, самостоятельный выбор какой-либо цели, незнакомая обстановка и люди, принятие ответственного решения, неизвестная деятельность. Более комфортабельно астеники переносят общение со знакомыми, ...

Наряду с возрастными и психологическими особенностями, характерными для дошкольного детства, каждый ребенок обладает еще и собственными, присущими лишь ему одному качествами, каждый неповторим своей индивидуальностью.

Каждый ребенок — особенный, на свой лад, с характерными для него способами управления своим поведением, умением устанавливать контакты с внешним миром, способностью проявлять эмоциональные реакции.[20]

Уже в 6-7 лет можно увидеть проявившийся характер ребенка.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник — это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.[11]

Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.[11]

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии дейсвительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификаторы характеров строились в основной на описании этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Как говорил Личко, акцентуация характера, это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Он считал, что такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор классификации так: при действии психогенных факторов, адресующихся к месту наименьшего сопротивления, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание).[14]

3 стр., 1352 слов

Особенности организации коррекционной работы в классе для детей ...

... существующие на данный момент в коррекционной педагогике детей с тяжёлым нарушением интеллекта. Обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью в учреждениях VIII вида стало возможно ... трудовое обучение. Главный принцип в работе с этими детьми — это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции ...

Цель исследования.

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования характера детей с интеллектуальной недостаточностью и провести сравнительный анализ черт личности детей с интеллектуальной недостаточностью и детей в норме.

Объект исследования.

Характер детей с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования.

Особенности характера детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи исследования.

. Анализ психолого-педагогической литературы.

. Подобрать методики диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью.

. Сделать обзор методик коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью.

.Исследование характера детей с интеллектуальной недостаточностью.

. Произвести сравнительный анализ черт личности детей с интеллектуальной недостаточностью и детей в норме

Исследования проводились на базе МСКОУ №119 и МОУ СОШ №73.

Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования

.1 Понятие характера в психологии

Характер — качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и в связи с этим отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер — «каркас» и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Ещё можно сказать, что характер это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.[11]

4 стр., 1670 слов

Что может сказать почерк о характере человека

... характеристика эмоционального состояния. При сильном нажиме говорят об эмоциональном постоянстве человека, такая личность стабильна в своих ощущениях. Человек со слабым нажимом поддается постороннему влиянию, обладает ветреными эмоциями, ... написаны очень аккуратно, то можно говорить о том, что человеку не хватает гибкости ума и характера. Поэтому небольшой изгиб в строчке всё же желателен, такие ...

Главная особенность характера как психологического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.

Наиболее популярна типология характеров, предложенная известным немецким психологом Э.Кречмером, следовательно которой характер человека зависит от его телосложения. Кречмер описал основных три типа телосложения человека и соответствующие им типы характеров:

Пикники — склонные к ожирению или полноватые люди среднего роста с большой головой, короткой шеей и широким лицом с весьма мелкими чертами. Пикникам соответствует тип характера — циклотимики — эмоциональные, контактные, общительные люди, легко приспосабливаются к разным новым условиям. Пикники при расстройствах психики как правило склонны к маниакально-депрессивному психозу.[11]

Атлетики, по мнению автора, это широкоплечие, высокие люди, с развитой мускулатурой, крепким скелетом и мощной грудной клеткой. Атлетикам соответствует тип характера — иксотимики — властные, практичные, невпечатлительные, спокойные люди, сдержанные в мимике и жестах; не любят никаких перемен и очень плохо приспосабливаются к ним. Атлетики при каких-либо расстройствах психики как правило склонны к эпилепсии.

Астеники, обычно это худые люди, со слабой мускулатурой, плоской грудной клеткой, длинными ногами и руками, а также удлинённым лицом. Астеникам соответствует тип характера — шизотимики — упрямые, серьёзные, замкнутые люди, которые трудно приспосабливаются к разным новым условиям. Астеники при каких-либо расстройствах психики как правило склонны к шизофрении.[11]

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... воли». Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Характер каждого человека слагается всегда двух элементов: природного и духовного, вырабатывающегося ... истории, состояние и уровень материального производства, продукты его умственного труда, язык и нравы, его семейно-бытовые отношения, ... пишет Монтескье, «всегда бывает наследником младший из детей мужского пола по той причине, что старшие, по ...

Ещё, этим вопросом занялся, швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг разработал свою типологию характеров, в основе которой лежат доминирующие психические функции (ощущения, интуиция, чувство и мышление).

Он классифицировал всех людей по преобладании внутреннего или внешнего мира, и выделил два типа характера людей.

Интроверты, это замкнутые люди, внутренне сосредоточенные мыслители, обращённые в себя, человек отгороженный от всего окружающего мира, тщательным образом анализирующий все события, при этом всех подозревая в противоречивых действиях. Обычно у него очень мало друзей, поскольку ему очень сложно даются новые контакты, ему ближе одиночество, он не меняет собственные привычки. Интроверт — весьма мнительный человек с завышенной степенью тревожности, он прислушивается к ощущениям в себе и дорожит своим здоровьем.

И полная противоположность интровертам, это экстраверты. Это человек прямой, открытый, чрезвычайно общительный, активный и всем понятный, он имеет много знакомых и друзей, он не переносит одиночества, мало интересуется собственным здоровьем, любит путешествовать, старается взять от жизни по-максимуму. Он становится душой компании, является инициатором разных встреч и вечеринок, любит рассказывать анекдоты, в повседневной жизни ориентируется не на субъективное мнение, а на обстоятельства.

Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отношения человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Как говорил Карл Густав Юнг: «Главное условие образования характера — наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей». Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера.

Существуют и другие классификации типов характера. Например, широко известна типология характера, построенная на основе отношения человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее автор — Э.Фромм, который назвал данную классификацию социальной типологией характеров. По мнению автора этой концепции, социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов. Э. Фромм вывел следующие основные типы социальных характеров.[15]

. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, «переделкой» людей «в лучшую сторону». Такой человек особенно опасен для окружающих, когда он получает над ними власть: он начинает их терроризировать, исходя при этом из «благих намерений». По мнению Фромма, у людей этого типа наряду с мазохистскими склонностями почти всегда присутствуют и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться тем, как они страдают.

2 стр., 760 слов

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ...

... у них буквенной агнозии. Также, необходимо отметить, что большинство молодых людей с умеренной умственной отсталостью испытывали серьезные трудности при узнавании римских цифр. Однако, ... способствовать разработке индивидуального подхода к специально организованному коррекционному обучению молодых людей с умеренной умственной отсталостью, а кроме этого позволят лучше понять особенности протекания ...

. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей.

. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях. Это тип сознательного или бессознательного приспособленца.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера. Например, Л.Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П. Павлов — игрой в городки, Д.И. Менделеев — чтением приключенческих романов.

Другим проявлением характера человека является его отношение к людям. При этом выделяются такие черты характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др. Не менее показательной является группа черт характера, определяющих отношение человека к самом себе. С этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме человека. Эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист же ставит интересы других людей выше своих собственных.[12]

.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью

Умственная отсталость — это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.[6]

10 стр., 4701 слов

Особенности психокогнетивного развития детей дошкольного возраста ...

... С. Выготский. Согласно его точке зрения психика умственно отсталого ребенка социально обусловлена. Он подчеркивал, что высшие психические функции — высшие формы памяти, мышления, характера являются продуктом социального ра

По степени выраженности недостаточности интеллектуальных способностей в МКБ-10 выделяется:[21]

Глубокая умственная отсталость . У таких людей, значительно ограничены познавательные способности: они практически не способны понимать обращенную к ним речь, не узнают людей, не отличают съедобного от не съедобного. Они не имеют представлений о пространственных отношениях, редко формируют представления о горячем, остром и др. Большинство из них не в состоянии освоить даже простейшие навыки самообслуживанияю.

Речь у таких людей или совсем не сформирована или состоит из нескольких простейших слов. Значительно недоразвиты моторные функции, в связи с чем многие из них не могут самостоятельно стоять и ходить, передвигаются ползком. Поведение в одних случаях отличается вялостью, малоподвижностью, в других — склонностью к однообразному двигательному возбуждению со стереотипными движениями .[21]

Это сама сложная степень интеллектуальной недостаточности. Такие люди полностью изолированны от окружающего мира.

Тяжелая умственная отсталость. У таких людей, познавательная деятельность ограничена возможностью формировать только простейшие представления, абстрактное мышление, обобщения таким людям недоступны. Больные овладевают лишь элементарными навыками самообслуживания, их обучение невозможно.

Словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов, достаточных для сообщения о своих основных потребностях, выражены дефекты артикуляции. Часто присутствуют неврологические расстройства, нарушения походки. Больные нуждаются в постоянном контроле и обслуживании. [21]

Умеренная умственная отсталость. Эти люди способны образовывать большее число и более сложные представления, чем больные тяжелой умственной отсталостью. Больные овладевают навыками самообслуживания, могут быть приучены к простейшему труду путем тренировки подражательных действий. Их словарный запас богаче, они в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу.

Такие люди, не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном руководстве и контроле. Некоторые из них могут выполнять простейшую работу в специально созданных условиях, например, в лечебно-трудовых мастерских.[21]

Легкая степень умственной отсталости. Познавательные расстройства у этих людей заключаются в затруднении формирования сложных понятий и обобщений, невозможности или затруднении абстрактного мышления. Мышление у них преимущественно конкретно-описательное, достаточно развита обиходная речь.

Дети способны к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками. Благодаря относительно более высокому, чем при других степенях умственной отсталости, темпу психического развития у больных с легкой степенью во многих случаях возможна удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. Как говорил Э. Крепелин: «Их умения больше их знания».Часто эти больные обнаруживают хорошую практическую осведомленность. Многие люди с легкой умственной отсталостью заканчивают специализированные школы и профессиональные училища, продуктивно работают, заводят семьи, самостоятельно ведут хозяйство.[21]

8 стр., 3564 слов

Внимание у детей с интеллектуальной недостаточностью

... объекта на другой, низкая устойчивость трудности при распределении внимания, малый объем. 1. Особенности внимания детей с интеллектуальной недостаточностью Изучением внимания детей с интеллектуальной недостаточностью занималось множество отечественных ... незнания, неумения. При непонимании, незнании и неумении ошибки носят стабильный характер. При невнимании эти ошибки совершаются только, в какие-то ...

Исследования А. Р. Лурии, В. И. Лубовского, А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.[6]

Как говорила Н.Г Морозова: «Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании».

Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания — восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей, на это указывают исследования многих психологов, таких как К. А. Вересотская, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф. Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

В исследованиях И.Л Баскаковой, сказано, что у умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу.

Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.[9]

.3 Особенности характера детей с интеллектуальной недостаточностью

У детей с интеллектуальной недостаточностью, в большинстве случаев, резко выражены отклонения в характера, не достигающих уровня патологии и в обычных условиях не приводящих к нарушению адаптации. И в этом случае можно говорить об акцентуации характера или психопатии.

Акцентуации характера — это варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенных психогенных факторов при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.[14]

Под психопатиями понимают патологические характеры и темпераменты, которые возникли на основе врожденной неполноценности нервной системы и дисгармонии ее развития.

Большое значение в развитии психопатии у умственно отсталого ребенка имеет недостаток воспитания.[8]

В современной психиатрии существует множество классификаций психопатий и акцентуаций характера.

У умственно отсталых детей могут наблюдаться следующие формы психопатий.[8]

Тревожные психопаты. Эта форма чаще всего проявляется боязнью темноты, животных, боязнью остаться одному дома, боязнью чужих людей. На почве тревоги могут появляться энурез, неврозы, навязчивости, другие невротические состояния, все формы нарушения поведения вплоть до преступления с актами насилия.

Гипертимные психопаты. Это всегда весело настроенные, весьма импульсивные и неугомонные натуры с неукротимой резвостью. Они не способны сосредоточиться, часто обманывают.

Возбудимые психопаты. У таких детей с раннего детства наиболее частыми проявлениями данной психопатии являются крикливость ребенка, легкая возбудимость, двигательное беспокойство, тревожный сон с частыми пробуждениями, вздрагиванием во сне, иногда с подергиванием мышц лица, рук и ног во время сна. Повышенная возбудимость может сочетаться с пугливостью.[8]

Честолюбивые психопаты. Этим детям свойственно выходящее далеко за пределы нормального и законного стремление стать предметом всеобщего восхищения и внимания.

Слабовольные психопаты. Эта форма психопатии отличается непостоянством и неустойчивостью стремлений, а также отсутствием выдержки в их осуществлении.

Такие дети вялы, неповоротливы и легко поддаются любым влияниям. В сочетании со слабоумием, бесхарактерность представляет собой серьезное явление с социально-прогностической точки зрения. [8]

Эмоционально-тупые психопаты. Для этой категории детей характерно слабое развитие чувств привязанности, симпатии и социальных наклонностей, что проявляется уже с самого раннего детства. Дети с таким психическим дефектом обращают на себя внимание своим исключительным эгоизмом, бессовестностью, страстью причинять страдания и злобностью.

Классификация акцентуаций характеров у детей, которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:[14]

Гипертимный тип. Дети этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников.

При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми — родителями и педагогами — у них нередко возникают конфликты. Такие дети имеют много увлечений, как правило, поверхностных и мимолетных.[14]

Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Дети данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того, чтобы где-то бывать со сверстниками.

Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели. [14]

Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей- то неприветливый взгляд.

Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». Поведение этих детей во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. [14]

Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти дети не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком. Предпочитают общаться с малышами и взрослыми. [14]

Психастенический тип. Такие дети характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие дети, однако, нередко бывают больше ценны на словах, а не на деле.

Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Эти дети не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особыми увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего, для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.[14]

Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Как говорил А.Е Личко: «Такие дети любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными». В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие.

Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы.

Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Дети данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а так же к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные интересы.

Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие дети обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их жизненное кредо — «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.

Вывод по 1 главе

Таким образом, в характере выражаются индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение, поступки. Эти черты отличают данного человека от других. Кроме того, характер — это сложившиеся особенности социального поведения человека. Он отражает уклад жизни личности в социальной группе и проявляется прежде всего в отношениях к людям, к окружающей действительности, к порученному делу. Специфические для человека отношения, способы действий и поведения формируются в процессе познания окружающей действительности, деятельности личности, воспитания и самовоспитания. Характер зависит от разнообразия деятельности, круга впечатлений.

Глава II. Исследование характера детей с интеллектуальной недостаточностью

.1 Методики выявления акцентуаций характера детей с интеллектуальной недостаточностью и результаты исследования

Термин акцентуированные личности занял место между психопатией и нормой. Психопатии — это аномалии характера, которые: а) определяют весь психический облик человека; б) не подвергаются значительным изменениям при его жизни; в) мешают ему правильно адаптироваться в окружающей социальной среде.[8]

По К.Леонгарду акцентуации — это индивидуальные человеческие черты обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние.[13] При большей выраженности этих черт они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Личности, обозначаемые Леонгардом как акцентуированные, не являются патологическими. При ином толковании можно было бы прийти к выводу, что нормальным следует считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины должны были бы признать патологией. Это вынудило бы вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчётливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако, в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле слова, подчёркивая, что они обладают ярко выраженным оригинальным психическим складом. Если у человека не наблюдается проявления тех свойств, которые в «больших дозах» дают паранойяльную, истерическую, ананкастическую, гипоманиакальную или субдепрессивную картины, то такой средний человек безоговорочно может считаться нормальным. Такого человека не ожидает неровный жизненный путь существа болезненного, со странностями, неудачника, однако маловероятно и то, что он отличится и в положительном отношении. В акцентуированных же личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.[4]

Эмпирическое выделение типов акцентуаций не имеет единого критерия. Главным из них остается содержательное сходство индивидуальных наборов черт с определенными психическими заболеваниями, такими как циркулярный психоз, шизофрения, паранойя, эпилепсия, истерия и т.д.

Распознание типа акцентуации не такая простая задача, как кажется начинающим психологам, только ознакомившимся с понятием «акцентуация личности». Для выявления акцентуации не достаточно простого наблюдения психолога за испытуемым. Здесь необходимо проведение разностороннего исследования, подкрепленного известными данными о человеке в комплексе с методами беседы и наблюдения.[8]

В своей работе я использовала для исследования следующую методику.

Детский апперцептивный тест (ДАТ)

Данная методика используется для исследования личности у детей 3-10 лет. Тест является прямой модификацией тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г. Мюррея. [18]

Данных о адаптации данного теста в России не найдено.

Стимульный материал для ДАТ представляет собой серию из 10 рисунков, изображающих животных в различных ситуациях. Это сделано для облегчения понимания отношения детей к наиболее важным фигурам и стимулам.

При помощи данной методики можно исследовать вопросы соперничества, агрессивности, тревожности, страхов, отношение к еде, отношение к родителям ( вместе и по отдельности к каждому)

Инструкция:

При предъявлении инструкции лучше всего рассказать ребенку, что вы собираетесь поиграть, и в этой игре он должен рассказать истории по картинкам: что там происходит, что делают сейчас звери, что было вначале и что будет потом. В процессе исследования желательно предъявлять ребенку картинки по одной, не показывая остальные.

При обострении ситуации скрытая акцентуация проявляется — это крайние варианты нормы. Причем важную роль играет направленность заостренной черты в социально-полезное русло или наоборот.

Исследователю необходимо обращать особое внимание на акцентуированные черты характера, особенно на степень этой заостренности, так как за крайним вариантом нормы акцентуация переходит в психопатию.

Был проведен сравнительный анализ, сформированности характеров детей с интеллектуальной недостаточностью и в норме. Исследование проходило на базе МКДОУ №119 и МОУ СОШ №73. В начальной школе третий класс. В каждом классе по 31 ребенку.

Чтобы выявить уровень сформированности характеров в классе нами был использован метод тестирования. Анализировались по следующим критериям сформированности характера:

Когнитивный (высокий, средний, низкий)

Рассматривалось отличают ли дети виды деятельности на картинке. Улавливали ли они смысл картинки и с какой скоростью давали ответ.

Эмоционально-мотивационный (высокий, средний, низкий)

Уделяли внимание на рассказ по картинке, его эмоциональности и использовании словарного запаса. Различение эмоций животных на картинке.

Деятельностный (высокий, средний, низкий).

Взаимоотношения педагога и испытуемого, их взаимодействие, сотрудничество.

Данные критерии включают в себя следующие положения:

эмоциональность;

интеллектуальная гибкость;

взаимоотношения между взрослым и ребенком;

развитие познавательных процессов;

согласование разных видов деятельности;

эмоциональная стабильность.

По результатам тестирования были получены следующие результаты:

КРИТЕРИИУРОВНИ3 «А» КЛАСС, МСКОУ №1193 «Б» КЛАСС, МОУ СОШ №73 Интеллектуальная недостаточностьНормаКогнитивныйВЫСОКИЙ4%(1)49%(15)СРЕДНИЙ58%(18)45%(14)НИЗКИЙ38%(12)6%(2)Эмоционально-мотивационныйВЫСОКИЙ4%(1)55%(17)СРЕДНИЙ49%(15)45%(14)НИЗКИЙ49%(15)0ДеятельностныйВЫСОКИЙ6%(2)62%(19)СРЕДНИЙ29%(9)38%(12)НИЗКИЙ65%(20)0

Уровни:

Высокий: дети принимали инструкцию, выполняли задания без помощи педагога, верно анализировали деятельность на картинке, хороший уровень словарного запаса, высокая эмоциональная окраска рассказа.

Средний: дети принимали инструкцию, точно анализировали деятельность на картинке, но с помощью педагога, скудная эмоциональная окраска рассказа.

Низкий: дети почти не принимали инструкцию, с трудом выполняли задания, даже с помощью педагога. Низкий словарный запас, скудная эмоциональная окраска.

Рис. 1.Сравнительная гистограмма диагностики уровня характера младших школьников по когнитивному критерию


Из данной гистограммы видно, что дети с интеллектуальной недостаточностью имеют средний уровень развития по когнитивному критерию. Недостаточное развитие познавательных процессов. Средний темп деятельности. Плохое понимание инструкции. Дети только с помощью педагога могли понять смысл картинки.

Рис. 2.Сравнительная гистограмма диагностики уровня характера младших школьников по эмоционально-мотивационному критерию


Из данной гистограммы видно, что большинство детей с интеллектуальной недостаточностью имеют низкий уровень по эмоционально-мотивационному критерию. У детей низкий уровень словарного запаса. Они с трудом отличали эмоции животных на картинках. Эмоциональные реакции скудны или вообще отсутствуют. Низкая мотивация деятельности.

Рис. 3.Сравнительная гистограмма диагностики уровня характера младших школьников по деятельностному критерию


Из данной гистограммы видно, что дети с интеллектуальной недостаточностью имеют низкий уровень по деятельностному критерию.

Большинство детей не шли на контакт с педагогом. Не обращали внимания на его указания и помощь. Низкая переключаемость внимания.

Из гистограмм мы видим, что уровень сформированности характера детей с интеллектуальной недостаточностью и детей в норме на разном уровне. Это говорит о том, что для детей с интеллектуальной недостаточностью, нужно использовать методы коррекции и помощи в становлении и формировании черт характера.

.2 Коррекция характера детей с интеллектуальной недостаточностью

Коррекционная работа с детьми, отклоняющееся поведение которых детерминировано нарушением личностных отношений, состоит в организации системы педагогических воздействий, направленных на преодоление их рассогласования.

Пока существует этот защитный механизм личности, подросток имеет возможность изолироваться от воздействия педагогов, коллектива класса, родителей. Ученик может игнорировать те воспитательные воздействия, которые содержат отрицательные отзывы о нем, путем неприятия того, что ему предлагают делать, наконец путем прямого избегания общения (прогулы уроков, побеги из дому).[12]

Преодоление «рассогласованности отношений» состоит не в нарушении, не в ломке указанного механизма психологической защиты, а в том, чтобы способствовать его нейтрализации. Необходимо найти обходные пути, позволяющие контактировать с подростком, минуя барьер «рассогласованности отношений».

Перевоспитание такого ребенка следует начинать со смены их системы отношений к себе и другим. Система отношений трудных детей обычно характеризуется конфликтностью, отрицательными переживаниями. Надо создавать вокруг такого ребенка атмосферу доброжелательности, окрашенную положительным эмоциональным тоном, снять конфликтность в общении с педагогами и одноклассниками. Это позволит снизить напряжение, настороженность ученика в отношениях с воспитателем, создать у него представление о нерациональности включения защитных механизмов. Тогда барьер «рассогласованности отношений» будет постепенно снижаться, так как исчезнут те отрицательные переживания, ради которых он возник..[12]

Для того чтобы ребенок не испытывал отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с учебной деятельностью, педагогу следует некоторое время избегать негативных оценочных воздействий на трудного ученика. В течение трех-четырех недель целесообразно сознательно уменьшить степень требовательности к подростку, «не замечать» его отрицательные поступки, но активно подчеркивать любые положительные проявления, каждый, пусть небольшой, успех.

Чтобы повысить эффективность своих действий, педагогу необходимо учесть и такой фактор, как влияние коллектива сверстников, а также педагогического коллектива в целом. Надо помочь ребенку занять в группе такую позицию, которая убедила бы его в доброжелательном, справедливом отношении со стороны других ребят.

Нейтрализация барьера «рассогласованности отношений» ребенка является, как уже отмечалось, необходимым условием формирования у него адекватного отношения к себе и другим. Однако это условие хотя и необходимое, но недостаточное. Для преобразования искаженных личностных отношений в адекватные необходимо создать для ребенка специальные условия при выполнении им различных форм деятельности , прежде всего заняться организацией оценочных ситуаций. Эти приемы, объединенные нами в «систему многостороннего оценивания», предназначены для формирования у подростка адекватного эталона оценки. При этом оценка не будет навязана ему педагогом, не будет восприниматься подростком как давление извне.

Следует отметить, что система многостороннего оценивания применяется только в ходе учебно-воспитательного процесса. Педагогам-предметникам нет необходимости затрачивать дополнительное время для осуществления предлагаемых педагогических воздействий, поскольку вся работа проходит в учебное время. Классный руководитель проводит с учениками обычные школьные мероприятия, но их психологическая сущность должна строго соответствовать принципам предлагаемой методики.[12]

Применение системы многостороннего оценивания показало, что при условии достаточной референтности классного коллектива для трудного ученика формирование у подростка адекватного отношения к своим успехам и неудачам возможно через четыре-шесть месяцев работы педагогов по предлагаемой методике. Это преобразование искаженных прежде представлений ученика об успешности своей деятельности является той основой, без которой невозможна дальнейшая коррекция отношений трудного подростка в жизненно важных сферах, а значит, и его перевоспитание.[6]

Вывод по 2 главе

Таким образом, мы делаем вывод, что акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.[14]

Распознание типа акцентуации не такая простая задача, как кажется начинающим психологам, только ознакомившимся с понятием «акцентуация личности». Для выявления акцентуации не достаточно простого наблюдения психолога за испытуемым. Здесь необходимо проведение разностороннего исследования, подкрепленного известными данными о человеке в комплексе с методами беседы и наблюдения.

В работе с такими детьми, исследователю необходимо обращать особое внимание на акцентуированные черты характера, особенно на степень этой заостренности, так как за крайним вариантом нормы акцентуация переходит в психопатию.

Коррекционная работа с детьми, отклоняющееся поведение которых детерминировано нарушением личностных отношений, состоит в организации системы педагогических воздействий, направленных на преодоление их рассогласования.

Заключение

В ходе курсовой работы мы выяснили что, самое важное в воспитание ребенка: вырастить и воспитать в нем человека, в общем, его личность и характер. Так как характер это совокупность всех нравственных сил человечества, как итог его воспитания, направление его воли, ума, страстей и индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности.

Базируется характер на определение типа нервной деятельности, а его динамику окружающая среда. Личность отдельный человек, морально связанный с обществом, при этом носитель отдельных и субъективных признаков и свойств, в том числе и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума.

Личность проявляется и у ребенка, определяясь психологическими особенностями его, которые опираются на основу генетических свойств (темперамента высшей нервной деятельности), реализующихся под влиянием условий жизни. Ребенок прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели.

Наряду с возрастными и психологическими особенностями, характерными для дошкольного детства, каждый ребенок обладает еще и собственными, присущими лишь ему одному качествами, каждый неповторим своей индивидуальностью.

Можно сделать вывод, что каждый ребенок — особенный, на свой лад, с характерными для него способами управления своим поведением, умением устанавливать контакты с внешним миром, способностью проявлять эмоциональные реакции.

Главная особенность характера как психологического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Следует отметить, что характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

При сравнении черт характера детей с интеллектуальной недостаточностью и детей в норме, можно сделать вывод, что «особые дети», в несколько раз отстают в развитие, в отличие от нормально развивающихся детей. Это говорит о том, что такие дети требуют индивидуального внимания и коррекционной работы.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

. Бодалев А.А. Личность в общении. М., 1983.

.Бойков Д.И Общение детей с проблемами в развитии: Коммуникативная дифференциация личности,М., 2005

. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка, М., 1985

. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии, СПб.,1973

.Выготский Л.С Основы дефектологии, М., 2003

. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. // Избранные труды. — М., 1964.

. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей, М., 1995

. Зейгарник Б.В., Психология личности: Норма и патология, М., 2007

. Э. Кречмер. Строение тела и характер. М ., 2001

. Левитов Н. Д. Психология характера. М., 1969.

.К.Леонгард. Акцентуированные личности. М.,1989.

. Личко. А.Е Психопатии и акцентуации характера у подростков, М., 1983

. Маклаков А.Т. Общая психология, М., 2002

. А. Михайлов. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. Из истории характера. М., 1990

. Немов «Общие основы психологи. 1 том».М., 2003.

. Рубенштейн С.Я Психология умственно отсталого школьника, М.,1985

. Собчик Л.Н. «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ — адаптированный тест MMPI». М., 2001

. _Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, М.,2009

. Чиркова О.Ю. Семаго М.М. Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося развития. М., 2011

. Карл Густав Юнг. Психологические типы. Спб, 2001

Приложение

Детский апперцептивный тест (ДАТ) (Эрнст Крис)

ДАТ — проективный или апперцептивный метод, т.е. метод исследования личности путем изучения незначительных индивидуальных различий в восприятии стандартных стимулов.

Тест является прямой модификацией тематического апперцептивного теста Генриха Моррея. ДАТ был разработан для облегчения понимания отношения детей к более важным фигурам и стимулам. Рисунки были разработаны для получения ответов на существующие проблемы, особенно пищевые, а также исследования вопросов соперничества, выделения отношения к родителям через восприятие детей, близкое им. Метод указывает на восприятие детьми родителей, об отношении к родителям как к паре, т.е. об эдиповом комплексе и его кульминации в главных сценах; воображении ребенка при видении их вместе в постели.

ДАТ содержит 11 рисунков, изображающих животных в различных ситуациях. Он может быть использован для детей обоего пола, предпочтительнее с 3 до 10 лет.

Стимульный материал: 11 картинок, на которых изображены животные в различных ситуациях, достаточно знакомых и понятных детям .

Инструкция (экспериментатор вначале предлагает игру): «Посмотри на эту картинку. Расскажи, пожалуйста, о том, что здесь происходит».

В процессе рассказа ребенка просят рассказать по картинкам: что там происходит, что сейчас делают звери, что было вначале, что будет потом, кто из героев ему больше нравится, а кто — нет.

Допустимы перерывы, остановки, уточняющие вопросы и поощрения. После всех рассказанных историй ребенок может просмотреть каждую картинку для более тщательного анализа тех или иных специфических моментов. Например, почему кто-то получил определенное имя, название местности, возраст и т.д. Можно задать вопросы не по теме рассказа.

Все замечания и поощрения должны быть отмечены по каждой рассказанной истории. Трудности могут также возникнуть, если ребенок захочет рассказать какую-либо историю экспериментатору, необходимо выслушать и «вернуть» испытуемого к рисункам.

В процессе исследования необходимо убирать все рисунки, за исключением того, который дали ребенку.