Классификация методов психологического исследования.

Метод – путь познания, опирающийся на некую совокупность ранее полученных знаний (принципов).

Существуют различные подходы к описанию и классификации методов психологического исследования. К этому вопросу обращались С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, В.Н. Дружинин и др. Наиболее общепризнанной классификацией методов психологического исследования в отечественной психологии является классификация Б.Г.Ананьева.

Б.Г. Ананьев разделяет все методы на четыре группы: организационные; эмпирические; способы обработки данных; интерпретационные.

Первая группа – организационные методы – включает: 

— сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.);

-лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);

— комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами.

Вторую группу методов составляют эмпирические способы добывания научных данных, образования фактов:

-наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы)

— эксперимент (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент);

-психодиагностические методы (тесты стандартизированные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседа

— приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание), которые можно назвать праксометрическими методами;

-моделирование (математическое, кибернетическое и т.д.);

— биографические методы (анализ фактов, дат, событий жизненного пути человека, документации и т.д.).

Третья группа: методы математико-статистического анализа данных и качественного описания

Четвертая группа: генетический (филогенетический и онто-генетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).

Четвертая группа: генетический (филогенетический и онто-генетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.)

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... продуктов деятельности (праксиометрические методы); • моделирование; • биографический метод. 3. По способу обработки данных: • методы математико-статистического анализа данных и • методы качественного описания. 4. К интерпретационным: • генетический (фило- и онтогенетический) метод; • структурный метод (классификация, типологизация ...

Описание эмпирических методов:

Эксперимент (от лат. еxperimentum – проба, опыт) – один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличительными признаками эксперимента являются: 1) активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, 2) осуществление планомерного манипулирования одной или несколькими переменными (факторами), 3) регистрация соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Основное преимущество эксперимента заключается в том, что правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи между переменными.

Наблюдение – целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объ­екта. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях.

Психологическое тестирование – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий. Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения.

Анкета – методическое средство для получения первичной социологической или социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкеты предназначены для самостоятельного запол­нения испытуемым, без участия исследователя. Анкетирование трудно отнести к собственно психологичес­ким исследовательским методам. Информация, получаемая с по­мощью анкеты, является декларативной и не может считаться на­дежной и достоверной даже при полной искренности испытуемого.

Беседа – диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявля­ет психологические особенности другого. Это метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Различают клиническую беседу, составную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос «лицом к лицу» — интервью. Клиническая беседа – диалог с испытуемым, при котором исследователь стремится полу­чить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. Метод интер­вью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда.

Метод анализа продуктов деятельности, или архивный метод — это метод анализ дневниковых записей и заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Этим методом широко пользуются в исторической, детской и клинической психологии.

4 стр., 1765 слов

Лекция. Тема: Психология как наука. Методы психологии.

... методом психологии является такой вид наблюдения как самонаблюдение (или метод интроспекции). Сейчас используется как вспомогательный. Использование метода наблюдения подразумевает выполнение таких условий: 1) целенаправленность – определить цели и задания исследования; ... с-ма вопросов должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям испытуемых, должна быть динамичной, т.е. содержание ...

 

Биографический метод в психологии – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Этот метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, организации ее жизни, окружающей среды.