История развития научной психологии.

ДЕ N1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ.

Предмет и методы психологии.

Основным объектом изучения психологии является человек. Представления о предмете психологии изменялись на протяжении полутора веков. В наиболее общем смысле предмет психологии – психика, психические процессы и явления во взаимосвязи с поведением человека.

К основным формам проявления психики (группам психических явлений) относят: психические процессы познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание) и эмоционально-волевые (чувства, воля); состояния (интерес, сомнение, угнетенность и др.); свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности).

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Психическое отражение носит опережающий характер, преломляется через индивидуальность человека, обеспечивает целесообразность деятельности поведения, углубляется и совершенствуется, дает возможность правильно отражать окружающую действительность.

Методы: Наблюдение – метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях, и без вмешательства в их течение. Наблюдение предполагает преднамеренное, систематическое, целенаправленное и фиксируемое восприятие внешних проявлений психики. Эксперимент – метод, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого. Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Тестирование – определение психологических характеристик испытуемого при помощи стандартизированного задания (теста).

Результат тестирования – количественный показатель.

Содержание принципа детерминизма раскрывается в следующих положениях: 1) психика определяется образом жизни; 2) при изучении психических явлений обязательно установить причины, их вызвавшие. Содержание генетического принципа раскрывается в следующих положениях: 1) психика постоянно развивается и изменяется как количественно, так и качественно; 2) характеристика психического явления возможна при одновременном выяснении его особенностей в данный момент, истории его возникновения и перспективы его изменений.

6 стр., 2534 слов

Психические познавательные процессы 3

... психическое явление — ... ... . 3. Выберите правильный ответ из предложенных ва­риантов. 1. Ощущение как психофизиологический процесс начинается с... а) фи­зического процесса; б) физиологического процесса; в) психического ... Государственной публичной библиотеки). Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и ...

История развития научной психологии.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону, душа – это что-то божественное и отличающееся от тела, и она существует прежде, чем соединяется с телом. Аристотель выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Р. Декарт пришел к выводу о различии между душой человека и его телом: «Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». По мнению Б. Спинозы, душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.

Г. Лейбниц ввел понятие бессознательной психики. Х. Вольф ввел термин «эмпирическая психология». В. Вундт открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. В. М. Бехтерев организовал психологическую лабораторию в России, развивал экспериментальное направление в психологии, предполагавшее использование объективных методов исследования. И. М. Сеченов является автором одной из программ построения психологии как самостоятельной науки. Заслуга Г. И. Челпанова заключается в том, что он создал в России психологический институт. И. П. Павлов изучал условно-рефлекторные связи в деятельности организма.

Важнейшим направлением зарубежной психологии, у истоков которого стоял З. Фрейд, является психоанализ или глубинная психология. Основная идея психоанализа заключается в том, что поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательным. Согласно З. Фрейду, к бессознательному относятся разнообразные влечения и переживания человека, в которых он не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, но в реальности остаются в душевной жизни и продолжают побуждать его к тем или иным действиям и поступкам. К. Юнг – автор аналитической психологии, последователь З. Фрейда. Некоторые ученые в начале XIX в. пришли к выводу, что психология должна исключить из своего предмета вопрос о сознании и наблюдать только то, что можно непосредственно увидеть и зарегистрировать, а именно: поведение, поступки или реакции человека. Это направление получило название «бихевиоризм». Программу этого направления предложил американский ученый Д. Уотсон. Он предложил схему, в соответствии с которой воздействие (стимул) порождает некоторое поведение, т.е. реакцию. Характер реакции определяется стимулом, схема S – R распространяется и на человека и животных. . Б. Скиннер, последователь Д. Уотсона, – автор теории оперантного обусловливания. Гештальтпсихология – направление западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. Ее главные представители – М. Вертгеймер, В. Келер, М. Коффка. Гештальтпсихология выступила против расчленения всех сложных психических явлений на элементы. Она использовала для изучения психики и объяснения сложных психических явлений принцип целостных структур (гештальтов).

Гуманистическая психология (ее виднейшие представители Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу и др.) предметом психологических исследований считает здоровую творческую личность человека. Целью такой личности является самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы.

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... отношения, любовь, и т.д. Гуманистическая психология доказывает, что человек будучи объектом исследования, должен изучаться ... инстинкт (либидо) - глав. По Фрейду в психической жизни существуют: сознание, бессознательность, предсознательность. В бессознательном различают ... на методологические принципы 1)системностей (явления в системе) 2)детерминизма (причинной обусловленности) 3)развития 4) единства ...

Л. С. Выготский ввел понятие высших психических функций (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально обусловленной формы психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А. Р. Лурия особое внимание уделял проблеме локализации мозговых функций и их нарушений. П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Он является автором концепции поэтапного формирования умственных действий. Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Психика и организм.

Психика идеальна, однако ее существование зависит от протекания физиологических процессов в организме. Материальным субстратом психических процессов является вся нервная система вместе с рецепторной поверхностью, поставляющей информацию из окружающей среды. Ведущую роль в создании психических образов и регуляции поведения и процессов в организме играет головной мозг.

Естественнонаучной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности. Учение о высшей нервной деятельности – учение о закономерностях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в особенности тех, которые связаны с психическим отражением действительности и работы организма, поведением человека. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало учение И.М. Сеченова. Руководящим для И.П. Павлова являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл.

Центральная нервная система ЦНС – основной отдел нервной системы животных и человека, представленный у беспозвоночных ганглиями и нервной цепочкой, у позвоночных – спинным и головным мозгом. Периферическая нервная система соединяет центральную нервную систему с органами и конечностями. Нейроны периферической нервной системы располагаются за пределами центральной нервной системы – головного и спинного мозга. Нервная система, обслуживающая деятельность внутренних органов и желез, называется вегетативной. Она регулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких, желез, гладкой мускулатуры и других органов. Она играет важную роль в эмоциональных реакциях и разделяется на две части: симпатическую и парасимпатическую, соотношение между которыми очень сложное.

К функциям правого полушария относятся восприятие текущего времени, конкретного пространства; запоминание образов, конкретных событий, узнавание людей; восприятие эмоционального состояния; видение мира мрачным; целостное, образное восприятие. Правши характеризуются ведущим правым глазом, повышенной активностью левого полушария, которое осуществляет аналитическую, логическую, символическую обработку информации, поступающей из внешнего мира. К функциям левого полушария относятся чтение карт, схем; запоминание имени, слов, символов; хронологический порядок; речевая активность; чувствительность к смыслу; видение мира веселым и легким; детальное восприятие. Левши характеризуются ведущим левым глазом, повышенной активностью правого полушария, которое берет на себя информационные и эмоционально-образные функции.

22 стр., 10904 слов

Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, ...

... Психология изучает происхождение, структуру, функционирование и развитие сознания индивида. Сознание характеризуется: активностью; интенциональностью (направленностью на ... С.Л. Рубинштейну, формируются и развиваются человек и его психика. При определении деятельности как ... высокоорганизованной материи воспроизводить в форме субъективных образов (ощущений , восприятий, представлений, мыслей и чувств) с ...

Развитие психики человека.

Наибольшее развитие и признание получила теория развития психики, предложенная А. Н. Леонтьевым. Он экспериментально доказал, что психическое отражение возникло под влиянием изменяющихся условий существования. У живых организмов развилась нервная система, появилась способность отражать и биологически незначимые раздражители, имеющие сигнальное значение. Такая способность названа чувствительностью. Чувствительность – это элементарная форма психики. Организмы, которые обладают чувствительностью, находятся на первой стадии психического развития – стадии сенсорной психики. В процессе дальнейшей эволюции природы выделились организмы, способные отражать мир предметно. Новая стадия развития животных названа стадией перцептивной психики. Наиболее высокоорганизованные млекопитающие (человекообразные приматы) достигают самой высокой стадии развития психики в животном мире – интеллектуальной. Животное способно не просто воспринять предметы, но и установить значимые связи между ними. Психика человека предполагает сосуществование различных уровней психического отражения, из которых наиболее высоким является уровень сознания.

Совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека называется инстинктами. Инстинкты – врожденные формы реагирования на условия среды.

Период детства включает следующие стадии: 1) младенчество (от рождения до 1 года); 2) раннее детство (или «первое детство» – с 1 года до 3 лет) – период развития функциональной независимости и речи; 3) дошкольный возраст (или «второе детство» – от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов; 4) Младший школьный возраст (или «третье детство» – с 6 до 11–12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний. Ведущим типом деятельности детей дошкольного возраста является игра, детей младшего школьного возраста – учебная деятельность (в ней происходит формирование произвольности, продуктивности и устойчивости познавательных процессов и т.д.), подростков – межличностное общение. Кризисы: Кризис первого года, 3 лет, 7 лет, подростковый (12–14 лет), кризис 17–18 лет. Кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17–18 лет относятся к малым кризисам. Малые кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека.

6 стр., 2727 слов

Психофизиологические закономерности восприятия информации и использование ...

... ведь ощущение – это есть восприятие информации органами осязания, слуха, зрения, обоняния и др. С.И. Архангельский пишет: «…мышление представляет собой высшую форму познания… С помощью мышления человек ... центры АФ. Центры АФ воспринимают информацию, соответствующим образом формализуют и направляют её в центры памяти и обработки информации. В центрах ОИ информация перерабатывается и в абстрактной, ...

Сознание человека.

Физиологическое отражение – более сложный вид отражения, соответствующий органической жизни. Психическое отражение – самый сложный и наиболее развитый вид отражения. Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также создание внутренней модели внешнего мира, в результате чего оказываются возможными познание и преобразование окружающей действительности. Подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но потом могут вернуться в него. Бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Сознание имеет сложное строение. По А. Н. Леонтьеву, следует говорить о трех, различных по своему функциональному значению образующих сознания. Первая из них – это чувственная ткань сознания. Она заключает в себе чувственные впечатления, чувственные образы. Второй образующей сознания является значение. Совокупность значений включает в себя не только значения слов языка, но и значения событий, состояний и т.д. Значения являются носителями знаний. В них зафиксированы способы обращения с предметами, людьми, социальными ситуациями. Смысл проявляется как пристрастность сознания. В нем выражается факт глубокой значимости тех событий и ситуаций, которые являются предметом сознательного психического отражения.

Сознание складывается у человека только в социальных контактах. В филогенезе оно развивалось лишь в условиях активного воздействия на природу – при трудовой деятельности. Сознание возможно лишь тогда, когда существует язык, речь, возникающая одновременно с ним в процессе труда. Первичным актом сознания является идентификация ребенка с матерью, когда он пытается поставить себя на ее место, подражать, уподобиться ей.

Внутреннее неосознаваемое состояние готовности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей действительности называется установкой. Установка проявляется как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформированным образом.

 

ДЕ N2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Ощущения.

Виды ощущений: Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода. Зрительные ощущения позволяют человеку различать до 180 тонов цвета и более 10000 оттенков. Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательным составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов – их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи. Слуховые ощущения позволяют человеку воспринимать речь других людей, наслаждаться музыкой и т.д. Обонятельные ощущения помогают человеку различать летучие вещества и запахи, присутствующие в окружающей среде. Температурные ощущения – это ощущения тепла и холода.

9 стр., 4097 слов

Мозг и память человека

... и поведения. Память свойственна человеку и животным, имеющим достаточно развитую центральную нервную систему. Объем памяти, длительность и надежность хранения информации, как и способность к восприятию сложных ... утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия. Данный реферат посвящен мозгу человека, более сложному и высокоорганизованному, чем мозг ...

Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из: – рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы, осуществляющих прием сигнала из окружающей среды, а также от внутренних органов; – проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека; – центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов; здесь происходит преобразование физического процесса в психический.

Нижний порог чувствительности – та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Верхний порог чувствительности – та максимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение перестает ощущаться. Дифференциальный порог чувствительности (разностный порог ощущения) – та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.

Экстероцептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды. К ним относятся зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные ощущения. Интероцептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. К ним относятся болевые ощущения, ощущения равновесия и ускорения. Проприоцептивные ощущения – ощущения, отражающие движение нашего тела.

Свойства ощущений: адаптация – повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей; сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов; контраст – явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Восприятие.

Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. В зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств (анализатора) различают зрительное, слуховое, осязательное (кинестетическое), обонятельное, вкусовое восприятие. Существует также классификация видов восприятия по формам существования материи. По этому параметру выделяют восприятие времени, восприятие движения, восприятие пространства. Восприятие времени – это отражение объективной действительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Восприятие пространства – это восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.

19 стр., 9492 слов

Вопрос7 Общение и деятельность

... общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности. В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность ... чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы ...

По характеру психической активности человека восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно вызывается определенными волевыми усилиями человека. Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без заранее поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями. Организованное восприятие (наблюдение) – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Свойства восприятия: предметность – восприятие мира не в форме набора ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов; отнесение сведений, получаемых из внешнего мира к объектам этого мира; апперцепция– это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них; целостность – мысленное достраивание неполного образа до целостной формы; константность – восприятие предметов относительно неизменными по форме, цвету, величине и пр. независимо от меняющихся физических условий восприятия; структурность – восприятие внешних объектов как состоящих из определенных взаимосвязанных частей; избирательность – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок, потребностей личности; категориальность (осмысленность) – понимание сущности предмета, обозначение его определенным словом и отнесение к определенному классу. Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.

Память и ее характеристики.

Память – способность к закреплению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Существуют три главных процесса, синтез которых представляет память как целостное образование психики: первый – запоминание или запечатление в сознании человека полученной информации, где происходит анализ и идентификация различных характеристик поступающей информации, ее кодирование; второй – хранение –это удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени; третий – воспроизведение, то есть процесс активизация закрепленного ранее содержания психики, появления в сознании ранее воспринятых мыслей, в основе которого лежит оживление следов, возникновение в них возбуждений. Формой воспроизведения является узнавание – процесс появления в сознании следов при повторном восприятии объектов.

Объем – это важнейшая характеристика памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации. Быстрота – способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования. Точность – характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.

4 стр., 1932 слов

14 Основные характеристики процесса общения

... общения являються живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным  вербальными и невербальными актами. Человек, ... другой классификации, общение включает следующие фазы: подготовительная фаза общения моделирование личности общаемого создание у себя установки на общение продумывание тактики ...

Кратковременная память – это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Долговременная память представляет собой процесс длительного сохранения часто повторяющейся и многократно запоминающейся информации. Оперативная память – это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.

Наглядно-образная память – это память на зрительные, звуковые, осязательные и т.п. образы. Словесно-логическая память – это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словесной форме информации. Двигательная память – это память на движения.

Непроизвольная память – автоматическая, без постановки задачи запоминания и волевых усилий; произвольная – присутствует задача на запоминание, требуются волевые усилия. В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольная память, так как они еще не умеют, не могут сознательно управлять процессами памяти.

Мышление и интеллект.

В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы, т.е. оно выходит за пределы чувственно данного познания. Мышление связано с наличием проблемной ситуации и предполагает внутреннюю направленность субъекта на достижение цели, поиск решения. К мыслительным операциям относятся обобщение, абстрагирование, конкретизация, анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация. Обобщение – мыслительная операция соединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Абстрагирование – мыслительная операция отвлечения от несущественных в данный момент свойств предметов и явлений с целью сосредоточения на главном.

Формы мышления: понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов; суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо. Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Существуют классификации видов мышления по форме, степени развернутости, степени новизны найденного способа решения задачи, характеру решаемых задач. Генетическая психология выделяет три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой; он анализирует, разламывая на части свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок мыслит действуя. Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Оно позволяет анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах. В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4–7 лет. Ребенку не обязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Словесно-логическое, или абстрактное, мышление представляет собой наиболее поздний этап развития мышления. Для него характерно использование понятий, логических конструкций.

3 стр., 1062 слов

Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение

... появление указанных особенностей в поведении и самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая мама ошибки (если да, то ... пойти учиться в соответствующий класс. Какой возраст считается наиболее подходящим для выбора личностью профиля обучения. Объясните ответ. 8) Дайте рекомендации родителям подростка, который, по их мнению, ...

Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Интуитивное мышление – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

Воображение и творчество.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Мечта – это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться. Ассоциация – создание целостного образа из его элементов.

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений (в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии).

Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.)

Агглютинация представляет собой «склеивание» различных несоединимых в повседневной жизни качеств, частей. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах. Заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков. Если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. Примером схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

С репродуктивным воображением соотносится такое направление в искусстве, которое называется натурализмом. Считается, что по картинам И. И. Шишкина можно изучать флору и фауну русского леса, так как все растения на его полотнах написаны с «документальной» точностью. Творческому воображению соответствует импрессионизм. С фантастическим воображением соотносится фантастика как направление в литературном творчестве.

Внимание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. К функциям внимания относятся отбор, удержание.

Свойства внимания. Устойчивость – способность в течение длительного времени сох- ранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания; характеризуется частотой колебаний и переключений внимания. Она зависит от свойств нервной системы, состояния организма, мотивации, внешних обстоятельств деятельности. Сосредоточенность (интенсивность) проявляется в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. Субъективно проявляется в степени ясности и отчетливости объектов. Переключаемость проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой. Эффективность переключения внимания зависит от особенностей выполнения предыдущей и последующей деятельности. Распределяемость заключается в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько различных действий. Объем внимания – характеристика, определяемая числом простых впечатлений или символов, осознаваемых ясно и отчетливо (72 единиц информации).

Если внимание «срабатывает» автоматически, без волевой регуляции, то говорят о непроизвольном внимании. Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью, организованностью и повышенной устойчивостью. Произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых способен сам по себе привлечь и удерживать внимание. Послепроизвольное внимание возникает в результате изменения мотивации, когда объект становится значимым, интересным и ценным для человека.

 

Индивидуально-психологические свойства личности.

Индивидуально-психологические свойства личности: Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Характер – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе. Способности – это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься в овладении одним или несколькими видами деятельности.

И. П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа высшей нервной деятельности (ВНД) и в соответствии с этим четыре типа темперамента. Инертный тип ВНД обладает сильным, уравновешенным, но малоподвижным процессом возбуждения и торможения. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент. Флегматик: спокойный, медлительный, уравновешенный. У слабого типа ВНД процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует меланхолический темперамент. Сильному типу ВНД свойственно сильное возбуждение и торможение. Между ними существует равновесие. Этому типу соответствует сангвинический тип темперамента. Сангвиник: энергичный, общительный, жизнерадостный. Безудержный тип ВНД характеризуется очень сильным и подвижным возбуждением и торможением. Однако у данного типа нервные процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент. Холерик: раздражительный, вспыльчивый, подвижный.

Общие способности определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения. Специальные способности связаны с успехами личности в отдельных видах деятельности и общения. Учебные способности влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность. Она обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности. Исключительная, наивысшая степень одаренности, выражающаяся в качественно новых, уникальных результатах, достигнутых в одной или нескольких областях деятельности, называется гениальностью.

Психология общения.

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Тактика общения – это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе знания правил и владения техниками общения. Это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

Коммуникативная сторонаобщения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

По количеству участников общение делят на межличностное – общение между индивидами; групповое – общение между группами. По способу общения оно может быть вербальным – общение с помощью языка; невербальным – общение с помощью других средств получения и передачи информации. По положению общающихся выделяют контактное – общение с помощью личных контактов людей; дистантное (дисконтактное) – общение с помощью, например, средств массовой информации. По условиям общения оно бывает официальным – общение в рамках социально-организованных встреч; неофициальным – общение по личной инициативе.

Примитивное общение заключается в том, что другого человека оценивают как нужный или мешающий объект. Если он нужен, то активно вступают в контакт, если мешает, то оттолкнут или последуют агрессивные грубые реакции. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с помощью различных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности. Формально-ролевое общение отличается регламентированным содержанием, средствами общения, когда вместо узнавания личности ограничиваются знанием социальной роли.

Невербальные средства общения: К визуальным относятся движения рук, головы, ног, туловища, походка; выражение лица и глаз; позы, кожные реакции и т.д. Акустические включают паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность и т.д.) и экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье) средства общения. Тактильные средства общения связаны с использованием прикосновения, пожатия руки, объятия и поцелуев.

Зона публичного общения – более 3 м. Публичное общение наблюдается в ситуации чтения лекции. При публичном общении преобладает односторонняя коммуникация в форме монолога. Зона интимного общения (0,5 м) – непосредственный телесный контакт. На таком расстоянии общаются родители и дети, влюбленные, супруги, близкие друзья. Зона формального общения – 1,5–3 м. На такой дистанции ведут деловые переговоры. Формальное общение всегда носит ролевой характер, так как при нем важно «соблюдать» дистанцию и исключить личностный компонент из взаимодействия.

 

Основные категории педагогики.

К основным категориям педагогики относятся воспитание, обучение, образование, педагогический процесс. Обучение – специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Процесс обучения объединяет два взаимосвязанных процесса – учение (деятельность ученика) и преподавание (деятельность учителя).

В современной педагогике образование как процессопределяется как освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Образование как система определяется, как совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованиям.

В современной педагогике воспитание определяется как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами и как педагогическое явление – как целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей. Воспитание в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. Воспитание в широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Воспитание в узком педагогическом значении – специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений. Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств. Самообразование активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Социализация (не является категорией педагогики) включает в себя усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий. Педагогический процесс – специально организованное, взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели и приводящее к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

К внутренним факторам, влияющим на развитие личности, относятся анатомо-физиологические предпосылки и собственная активность личности, реализуемая в деятельности. Развитие, как процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловлен не только влиянием внутренних, но и внешних факторов воспитания и социальной среды в целом.

Целеполагание в педагогике.

Целеполагание – это выстраивание педагогом своей профессиональной концепции, которая содержит осознание целей и задач воспитания и обучения в общем, целей и задач данного учебного заведения. Общая структура целей педагога представляет собой следующую иерархию: общегосударственные цели – цели определенного учреждения образования – цели обучения и воспитания класса и ученика.

Основополагающим компонентом системы обучения, определяющим все ее остальные составляющие (содержание образования, методы, формы, средства обучения), является цель обучения. Цель образования – образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы. Примером социально обусловленных образовательных идеалов в различные исторические эпохи являются спартанский воин в античном мире, добродетельный христианин как цель средневекового образования и т.д. Коллективное начало, передача опыта, полная дифференциация – это цель первобытного воспитания. Первобытное воспитание носило общественный характер, поскольку оно осуществлялось в процессе повседневной социальной жизни. Все взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем детям, а старшие дети занимались воспитанием младших. Естественно-культурные задачи социализации связаны с определенным уровнем физического и сексуального развития личности, соответствующими определенному возрастному этапу.

Цель воспитания – это заранее определяемые результаты в подготовке подрастающего поколения к жизни, его личностное развитие и формирование в процессе воспитательной работы. Определение целей воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Знание целей воспитания влияет на разработку педагогической теории и результат практической работы. Главная цель воспитания – формирование всесторонне, гармонично развитой личности. К определяющим факторам, влияющим на постановку целей воспитания, относятся идеология и политика государства. Общегосударственная цель образования является социальным заказом в системе общего среднего образования и сформулирована в государственном общеобразовательном стандарте. На основе этой глобальной цели ведется аттестация выпускников как итог работы учебного заведения.

Стандарт образования – основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету или образовательной программе. Составляется для каждого этапа образования. Структура стандарта включает: цель и задачи предметного образования, термины и закономерности, знания и представления, умения и навыки, технологию проверки результатов образования.

Авторитарная педагогика рассматривается как педагогика воздействия, где ученик является объектом педагогического воздействия, а целью выступают знания, умения, навыки. Авторитарная педагогика была сформирована в период средневековья. Одним из ярких представителей был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению людьми. Приемами управления считал угрозу, надзор, приказание и запрет.

Педагогический процесс.

Целевой компонент педагогического процесса – цели и задачи, которые опредяются как подчиненные цели, реализуемые в определенных условиях. К основным компонентам целостного педагогического процесса не относят мотивационный компонент. Данный компонент предполагает определение социальных установок, желаний, ценностных ориентаций личности. Мотивационный компонент является компонентом культуры личности. Формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия характеризуют деятельностный компонент педагогического процесса. На данном этапе процесс направлен на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса.

Движущими силами педагогического процесса являются противоречия. Развитие и поступательное движение педагогического процесса от решения одних педагогических задач к другим осуществляется в результате научно обоснованного разрешения внешних и внутренних противоречий. Наиболее общим внутренним противоречием педагогического процесса, выступающим его движущей силой, является несоответствие реальных возможностей учащихся тем требованиям, которые к ним предъявляются педагогами. Кроме этого главного противоречия существует еще ряд частных противоречий: между общественными интересами и интересами личности, между стремительным нарастанием потока информации и возможностями педагогического процесса.

Взаимные отношения как вид педагогических взаимодействий предполагают отношения воспитанников со взрослыми, сверстниками, младшими. Также выделяют педагогические (отношения воспитателей и воспитанников) и предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры) отношения, а также отношение к самому себе.

Принципы целостного педагогического процесса исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс. К принципам педагогического процесса относятся принципы научности, наглядности, связи теории и практики, самостоятельности и активности учеников.

Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективев сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Необходимость включать воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции, предполагает принцип связи воспитанников с жизнью. Нужно учить воспитанников противостоять трудностям. Спокойный, доброжелательный настрой, уважительное общение, уверенность в успехе и создание условий для его достижения определяется принципом благоприятного эмоционального фона, положительной мотивации деятельности. Это ведет к углублению и совершенствованию мотивов учебной, общественной, трудовой деятельности, укреплению веры в собственные силы, способствует успешному формированию личности.

К основным аспектам целостности педагогического процесса относятся содержательно-целевой, организационно-процессуальный, операционально-технологический.

 

ДЕ N5. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Основные принципы обучения.

Закон социальной обусловленностицелей, содержания и методов раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов организации учебного процесса.

Принцип, предполагающий признание прав учащегося и уважение к нему называют принципом гуманизации. Основными положениями принципа гуманизации являются: опора на положительные качества личности, создание ситуации успеха, эмоциональная комфортность и защищенность. Принцип требует и провозглашает в воспитании отказ от возможности самоутверждения за счет ребенка.

Принцип связи теории с практикой – процесс обучения должен стимулировать учеников использовать полученные знания в решении практических задач. Для этого используют примеры и ситуации из реальной жизни; учащиеся знакомятся с производством, социальными институтами. Впервые принцип связи теории с практикой был раскрыт Я. А. Коменским в «Великой дидактике» (XVII век), и назван принципом «исправления существующего в школах отклонения».

Принцип систематичности и последовательности предполагает соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно. Наиболее полно этот принцип реализуется в различных формах планирования учебного процесса.

Доступность в обучении – принцип, согласно которому процесс обучения строится с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности. В соответствии с этим принципом преподавание материала ведется с постепенным увеличением трудностей от простого к сложному, от известного к неизвестному. Но этот принцип не может трактоваться как снижение требований, он ориентирует педагога на ближайшие перспективы развития ребенка.

Принцип гражданственности обучения предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которое позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности. Принцип гражданственности обучения связан с гражданским самосознанием личности, отражает социальные аспекты обучения. Согласно данному принципу содержание образования должно быть отобрано через призму его социальной и личностной значимости. Обязательный учет особенностей организации педагогического процесса предполагает принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения. При отборе содержания образования необходимо упитывать технологии передачи материала, уровни его усвоения и связанные с этим действия.

Цели, содержание и структура непрерывного образования.

Диверсификация образования предполагает многоуровневость образования, многоступенчатость профессиональной подготовки кадров, многофункциональность учебных заведений, вариативность и гибкость образовательных программ.

Учебное заведение с углубленным изучением дисциплины по определенному профилю называется лицеем. Лицей – это общеобразовательное учреждение для детей с 1 по 11 классы.

Дополнительное образование включаетобразовательные программы и услуги, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ. К образовательным учреждениям дополнительного образованияотносятся учреждения повышения квалификации, курсы, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества

Реабилитация здоровья детей проводится в детских оздоровительно-образовательных учреждениях. Деятельность ДОЛ должна быть направлена на организацию индивидуально-ориентированного досуга, способствующего физическому и духовному развитию детей, удовлетворению их возрастных и индивидуальных потребностей.

Коллектив как объект и субъект воспитания. Огромный вклад в разработку теории и практики развития коллектива внес в 1920-е гг

Огромный вклад в разработку теории и практики развития коллектива внес в 1920-е гг. советский педагог А. С. Макаренко (1888–1939).

Им были выделены характерные признаки коллектива, его функции, определены законы развития детского коллектива.

Традиции (от лат. traditio – передача, повествование) – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. В детском воспитательном коллективе традиции складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу. Большое внимание традициям в процессе сплочения детского коллектива уделял А. С. Макаренко. Закон параллельного действия был сформулирован А. С. Макаренко. Суть закона состоит в том, что в высокоразвитом коллективе воспитывает не столько педагог, сколько сами члены коллектива, коллективистские отношения.

Перспективы – цели, способные вовлечь воспитанников в совместную деятельность. Понятие в таком значении введено в педагогику А. С. Макаренко. Перспективы подразделяются на ближние (не требующие от коллектива воспитанников значительных усилий и времени для достижения, «завтрашняя радость»), средние (требующие больших усилий и времени) и дальние (сложные цели, достижение которых требует от всего коллектива много сил, времени).

Классификация коллективов по длительности функционирования исключает производственные коллективы. Производственные коллективы – это коллективы, созданные для решения конкретных социально-производственных задач. Данный вид, как и воспитательный коллектив, был выделен по внешне заданной функции. Основными формами объединения в научные коллективы являются исследовательские группы, кафедры, лаборатории, НИИ, ВНИКи. Членов научного коллектива объединяет общая программа научно-исследовательской деятельности.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности.

К основным функциям семьи относятся репродуктивная, экономическая, досуговая, хозяйственно-бытовая, психотерапевтическая, коммуникативная и функция первичной социализации. Функция первичной социализации в семье включает передачу индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности. Воспитательная функция семьи направлена на формирование личности ребенка, передачу знаний, умений, навыков, норм поведения и ценностей. Воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена происходит в течение всей жизни человека. К психологическим причинам, вызывающим дисфункцию семейных отношений, относятся жестокость, агрессивность, ревность, супружеская неверность, жадность, неуравновешенность характеров членов семьи. Равные взаимоотношения, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи называются паритетными. Авторитет родителей – это установленные нормальные взаимоотношения, когда дети уважают своих родителей, доверяют им. Определение было дано А. С. Макаренко, автор выделил семь видов ложных родительских авторитетов. Гипопротекция как стиль семейного воспитания характеризуется утратой родителями контакта с детьми и контроля над ними, безразличием членов семьи к воспитанию детей, недостатком опеки и контроля, зачастую физической заброшенностью и неухоженностью детей. Гиперпротекция (гиперопека) как стиль семейного воспитания характеризуется чрезмерной заботой родителей о ребенке, отсутствием у него права принимать решения и действовать самостоятельно.

 

ДЕ N7. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ.

Система образования в РФ.

Система взглядов, принципов, и приоритетов государственной образовательной политики, которые диктуются полиэтническим характером российского общества, отражена в Концепции национальной образовательной политики РФ. Концепция рассматривает образование как инструмент реализации этнонациональной политики в процессах модернизации – социокультурной трансформации многомерно-сложного полиэтнического российского социума в полиэтничное, но внутренне гомогенное гражданское общество. Всеобщая декларация прав человека, провозглашавшая право каждого человека на образование, была принята резолюцией Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г. Конвенция о правах ребенка была принята резолюцией Генеральной Ассамблей ООН в 1989 году. Закон Российской Федерации «Об образовании» был принят в 1992 году. Болонская декларация, направленная на создание единого Европейского образовательного процесса, была подписана в г. Болонье в 1999 г. Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003 г.

Государственный характер системы образования обозначает, что в России проводится единая государственная политика в области образования, сфера образования провозглашается приоритетной. Выделяются принципы государственной политики в области образования: гуманистический характер образования, его общедоступность, светский характер и др.

Система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих: образовательных программ и государственных образовательных; реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием. Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования. Обязательный минимум содержания каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным стандартом. Все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

К общеобразовательным относят программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных учреждениях, учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе специальных (учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень – начальная школа (4 года); II ступень – основная школа (5 лет); III ступень – средняя школа (2 года).

Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития учащихся: детство, отрочество, юность.

Профессиональные программыпредназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций. Профессиональное училище реализует основные образовательные программы начального профессионального образования и обеспечивает получение профессии с определенным уровнем квалификации. Профессиональный лицей относится к учреждениям начального профессионального образования и реализует интегрированные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, обеспечивая подготовку с повышенным уровнем квалификации. Колледж реализует как образовательные программы среднего профессионального образования, так и интегрированные программы повышенного уровня. Университет реализует программы высшего и послевузовского профессионального образованияпо направлениям (специальностям) подготовки.

Автономность образовательного учреждения заключается в самостоятельности при подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учебного заведения.

Общая характеристика педагогической профессии.

Определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности называется педагогической специализацией.Специальная педагогика (дефектология) – наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют сурдопедагогику (изучает закономерности обучения и воспитания глухих); тифлопедагогику (занимается со слепыми и слабовидящими); олигофренопедагогику (проблемы умственно отсталых детей); логопедагогику (исправление речи детей и подростков).

К понятиям, связанным со степенью овладения педагогической профессией, относятся педагогическое мастерство, педагогический опыт, профессиональная квалификация. Педагогическое мастерство– это уровень совершенного владения учителем педагогической деятельностью. Это совокупность знаний, качеств личности, способов умственной и практической деятельности учителя, обуславливающих высокий уровень его профессионализма. Профессиональная квалификация – ступени профессиональной подготовленности работника, позволяющие ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности. Творческое, активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности – это педагогический опыт.

Педагогическая этика – составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя. Предметом педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога. Педагогический конфликт – столкновение в профессиональной педагогической деятельности разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме. В зависимости от способа разрешения выделяют продуктивные (конструктивные) и деструктивныеконфликты. Педагогические конфликты стимулируют развитие отдельной личности или группы. Педагогический такт– чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогический этики. Выдвинуть яркую, оригинальную педагогическую идею и повести за собой весь педагогический коллектив способен педагог-лидер. Педагог-лидер – одна из моделей творческой педагогической личности.

Разновидность деятельности, выходящая за рамки педагогической меры, разрушающая полезную деятельность или создающая такие препятствия, что делает последнее невозможной, называется антидеятельностью. Деятельность педагога превращается в антидеятельность, если: она начинает противоречить ценностям и смыслам педагогической деятельности; применяются антигуманные средства и цели; намеренно имитируются процесс и результат, хотя в действительности ничего не происходит и т.д.

Вершиной системы педагогического образования РФ является система повышения научной квалификации в аспирантуре и докторантуре. Аспирантом является человек, имеющий высшее профессиональное образование и обучающийся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Докторант – это человек, имеющий ученую степень кандидата наук и готовящий диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Профессиональная деятельность педагога.

Виды педагогической деятельности: 1. Прогностическая – предвидение и прогнозирование результата педагогической деятельности и моделирование педагогического процесса. 2. Проектировочная – проектирование и планирование педагогического процесса. 3. Организаторская – организация своих педагогических действий и деятельности учащихся.

Л.Б. Ительсон дал характеристику следующих типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве: информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным); друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка; диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников; советчика, если использует осторожное уговаривание; просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения, лести; вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Уровни педагогической деятельности: Репродуктивный – умение добросовестно поступать только по образцу, шаблону, стандарту. Адаптивный – способность педагога приспособиться к новым требованиям жизни, школы, класса, изменить известный сложившийся метод. Поисковый – творчество педагога направлено на конструирование стратегий и тактик педагогической деятельности в конкретных педагогических ситуациях.

Выделяют три компонента педагогической деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный. Конструктивный компонент включает отбор и учебного материала, планирование учебного процесса, своих действий и действий учащихся, подбор средств обучения и воспитания. Организаторский компонент предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные видя деятельности, создание коллектива, организацию совместной деятельности. Коммуникативный компонентвключает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Проявления организаторских способностей: Организаторское чутье – способность учитывать психологические особенности обучаемых при построении педагогического взаимодействия. Способность вести за собой – создание мотивации к деятельности. Склонность к организаторской деятельности – психофизиологические особенности и приобретенные в процессе личностного развития инициативность, самостоятельность, уверенность в себе.

По мнению И. А. Зимней, стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов: а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности – учителя (преподавателя), включающих индивидуально-типологические, личностные, поведенческие особенности (темперамент, способности педагога, мотивы его деятельности и т.д.); б) особенностей самой деятельности и в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).

В педагогической деятельности эти факторы соотносятся также: а) с характером взаимодействия; б) с характером организации деятельности; в) с предметно-профессиональной компетентностью учителя; г) с характером общения.

К стилям педагогической деятельности относятся эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный. Эмоционально-импровизационный – педагог строит учебный процесс с учетом самостоятельности учеников, не любит заниматься повторением и закреплением, предпочитает работать с яркими учениками. Эмоционально-методичный – ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательной работы, высокая оперативность, преобладание интуитивности над рефлексивностью. Рассуждающе-импровизационный – педагог проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения. Рассуждающе-методичный – четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточное управление, педагог обеспечивает хорошее качество знаний, но не всегда стимулирует активность школьников.

К диагностической деятельности педагога относится изучение учащихся и установление уровня их физического и психического развития, умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания. Задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка относятся к оценочно-информационным.

Мастерство педагогического общения.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный; демократический; попустительский. При авторитарном (монологическом) стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Попустительский (анархический, конформный)стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Альтернативой этим стилям общения является демократический стиль участников педагогического взаимодействия, при котором педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как: коммуникабельность – способность испытывать удовольствие от процесса общения; социальное родство – желание находиться в обществе, среди других людей; альтруистические тенденции – эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека. Владение собой, своим телом, способами релаксации для снятия физического и психического напряжения, способами эмоциональной саморегуляции, вытеснения отрицательных эмоций, способами создания рабочего творческого самочувствия называется гностическими умениями.

К коммуникативным умениям педагога можно отнести: умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении; умения управлять своими эмоциями; наблюдательность и переключаемость внимания; социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам; умение «подавать себя» в общении с учащимися; речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др. В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога. Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы: умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения; умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения; умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.); умения обеспечивать обратную связь. Наблюдательность и переключаемость внимания позволяет педагогу быстро ориентироваться в ситуации общения, отбор содержания общения лежит в основе умения планировать свою речь, речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения относятся к умениям находить адекватные средства для передачи содержания общения, социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам, относится к умениям обеспечивать обратную связь в общении.

Распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его еще неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки называется эффектом ореола. Ранее сложившееся представление мешает порой разглядеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Устная речь, используемая в форме лекции, доклада, ораторского выступления, называется монологическим общением. Развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске относятся к двигательно-знаковому варианту коммуникативной атаки. Управление общением в педагогическом процессе предполагает умение распределять внимание и удерживать его устойчивость. Коммуникативная атака – это способ привлечь к себе внимание.