Тема 1. Характеристика юридической психологии как науки

Кафедра уголовного права и процесса

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Программа и методический комплекс для студентов

Очного и заочного отделения

 

Москва — 2007 г.

 

 

Составитель – кандидат педагогических наук,

профессор МАХИБОРОДА Н.И.

 

 

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой уголовного права и процесса

(протокол заседания кафедры № 1 от «29 октября 2007 г.).

Содержание

 

1. Введение………………………………………………………

2. Тематический план……………………………………………

3. Программа……………………………………………………..

4. Список рекомендуемой литературы…………………………

5. Вопросы к зачету………………………………………………

 

 

Введение

В настоящее время в России наряду с реформированием общества, становлением новой государственности происходит фундаментальное обновление законодательства, осуществляется судебная реформа, которая направлена на усиление защиты прав и свобод граждан, идет создание эффективно действующей рыночной экономики. Борьба с преступностью в России требует не только квалифицированного правового обеспечения, но и эффективной работы в области психологии.

Современное состояние психологической науки оценивается многими учеными как период значительного подъема в ее развитии. Последние годы позволили расширить диапазон психологических исследований, появляются новые научные направления и дисциплины. Психологическая наука активно включается в решение различных задач возникающих в общественной практике.

Юридическая психология (от лат. juris – право) – это отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.

Данная отрасль является одной из сравнительно молодых в психологической науке. Как и большинство новых наук, возникших на стыке различных отраслей знания, юридическая психология на первых этапах своего развития не была самостоятельной наукой и не располагала специальными кадрами. Относящиеся к этой дисциплине вопросы пытались решить отдельные психологи, юристы и ученые, специализировавшиеся в других областях знаний.

Юридическая психология в современном ее понимании – наука, изучающая различные психологические аспекты личности и деятельности в условиях правового регулирования, может успешно развиваться и решать комплекс стоящих перед ней задач только благодаря системному подходу. Синтез психологии и юриспруденции в юридической психологии приводит к взаимному обогащению обеих наук, разрешению одной из наиболее актуальных проблем – повышению эффективности правоохранительной и судебной деятельности.

2 стр., 690 слов

Учебные тесты с ответами по юридической психологии

... Поведение, характеризующееся сознательным нарушением закона, называется:Криминальным Под криминальной деятельностью необходимо понимать:Преступный образ жизни Под моральным вредом, причиненным ... в виде двусторонних симметрических цветовых пятен:Роршах Тестом в психологии называется:Любая психодиагностическая методика, прошедшая соответствующую проверку Тесная ассоциативная ...

Целью преподавания данной дисциплины является формирование у студентов юридических факультетов целостного представления о юридической психологии как прикладной науке, а также знаний о специфике и проблемах ее основных отраслей и направлений.

Программа по курсу «Юридическая психология» состоит из четырех разделов, охватывающих 19 тем. Всего отводится на изучение курса 112 часов. Тематический план для студентов очной формы обучения составлен из расчета 56 часов учебного времени. Для изучения лекционного материала предусмотрено 38 часов, 18 часов для проведения семинарских и практических занятий. Для студентов вечерней формы обучения тематический план составлен из расчета 24 часа учебного времени /18 часов предусмотрены для чтения лекций, 6 часов для проведения семинарских и практических занятий/ и 8 часов – для студентов заочной формы обучения.

Проведение некоторых занятий предусмотрено на базе практических органов судебной и пенитенциарной системы, что дает возможность студентам юридических факультетов для более успешного усвоения теоретических знаний.

Преподавание курса «Юридическая психология» завершается сдачей зачета, в процессе которого оценивается не только уровень, усвоенных студентами знаний, но и умение применять их при выполнении различных заданий.

 

 

 

Тематический план

курса «Юридическая психология»

№ п/п Темы Количество часов
    Всего Лекции Семинарские занятия Самостоятельная работа
1. Характеристика юридической психологии как науки
2. . История юридической психологии
3. . Организационно-методические основания и инструментарий современной юридической психологии
4. Психология личности в правоохранительной деятельности
5. Психические процессы и их учет в юридической деятельности
6. Эмоции, чувства, психические состояния
7. Учет индивидуально-психологических особенностей личности в деятельности юриста
8. Судебно-психологическая экспертиза
9. Правовая и превентивная психология
10. . Криминальная психология
11. . Психология терроризма
12. Психология в следственной и оперативно-розыскной деятельности  
13. Судебная психология
14. Пенитенциарная психология
15. Характеристика профессиональной юридической деятельности
16. Психология личности юриста
17. Общение в профессиональной деятельности юриста
18. Психология допроса
19. Организационные и управленческие особенности в профессиональной деятельности юриста
. Итого

 

РАЗДЕЛ I

Введение в юридическую психологию

Тема 1. Характеристика юридической психологии как науки

Объект, предмет, задачи юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления в ее развитии.

Система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и ее роль в формировании личности юриста

Характеристика междисциплинарных связей юридической психологии, ее методологические и правовые основы.

 

Тема 13. Судебная психология

Понятие, предмет, задачи судебной психологии. Психология основных стадий и участников (судьи, следователя, прокурора, адвокатов и др.) судебного разбирательства по уголовным делам. Психология судопроизводства с участием присяжных. Психологические аспекты пре­ний сторон, реплик и последнего слова подсудимого, оценки прес­тупного поведения, вынесения приговора и назначения уголовно-правового наказания.

Психологические основы гражданско-правового регулирования и гражданского судопроизводства.

 

Тема 14. Пенитенциарная психология

Понятие, предмет, структура и задачи пенитенциарной психологии, ее место в системе наук. Историческое развитие пенитенциарной психологии.

Принципы и методы изучения личности и группы осужденных.

Проблемы наказания и исправления преступников. Динамические и динамико-статичные и статичные социально-психологические явления в среде осужденных. Характеристика криминогенного общения в среде осужденных. Конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных.

Психология личности сотрудников исправительного учреждения и особенности их деятельности.

Особенности функционирования зарубежных пенитенциарных учреждений. Опыт организации работы психологов в них. Особенности взаимодействия психологов с социальными работниками и другими сотрудниками пенитенциарных учреждений Англии, Германии, США, Швейцарии, Финляндии.

 

РАЗДЕЛ IV

Психология профессиональной деятельности юриста

Тема 15. Характеристика профессиональной юридической деятельности

Профессиональная деятельность юриста и ее профессиограмма.Когнитив­ная (познавательная) подструктура. Коммуникативная подструктура. Психоло­гические особенности решения юристом организационно-управленческих во­просов. Теория и практика современного менеджмента применительно к правоприменительной деятельности. Правовоспитательная подструктура.

Психологические аспекты повышения эффективности юридической деятельности.

 

Тема 16. Психология личности юриста

Психологическая структура личности, профессионально значимые ка­чества юриста.

Конвенциальность, развитое правосознание.Высокий уровень социали­зации личности. Установочное отношение к соблюдению правовых, нравствен­ных норм.

Познавательная активность, продуктивность сознания, коммуникативная компетентность юриста.

Организаторские, управленческие качества личности юриста.Актив­ность, инициативность, находчивость, распорядительность, воля. Умение про­гнозировать последствия принимаемых решений. Самостоятельность, организо­ванность, аккуратность в работе.

Нервно-психическая устойчивость.

Профессиональный психологический отбор.

Прогнозирование индивидуальной успешности профессио­нальной деятельности юриста.

Понятие профессиональной надежности.

 

Тема 17. Общение в профессиональной деятельности юриста

Общие социально-психологические особенности профессионального об­щенияюриста. Процессуальные и не процессуальные формы профессионального общения.

Речь в профессиональном общении юриста.Функции и виды речи.

Речевое поведение юриста.Речевой этикет и его роль в установлении и поддержании психологического контакта. Требования, предъявляемые к речи юриста.

Социальные роли и статус партнеров по общению. Явление стереотипизации. Эмпатия. Рефлексия. Пространственная организация общения. Жесты и мимика. Способы предотвращения конфликтов в коммуникативных процессах. Средства невербального общения, их роль в установлении и поддержании про­дуктивного диалога.

Изучение проблемы педагогического общения и его роль в профессиональной деятельности юристов.

 

Тема 18. Психология допроса

Психологические особенности ведения допроса в конфликтной и бесконфликтной ситуации.

Понятие психологического контак­та при допросе. Психологические закономерности получения, накопления и об­работки информации. Пространственная организация коммуникативных процессов во время допроса. Виды вопросов, особенности их воздействия на психику допрашивае­мого. Приемы активизации памяти допрашиваемого во время допроса. Особен­ности допроса различных категорий правонарушителей.

Психологические особенности допроса потерпевшего. Влияние психичес­кого состояния потерпевшего на его показания. Мотивы ложных показаний по­терпевшего.

Психологическая природа межлич­ностных конфликтов. Индивидуально-психологический подход к допрашиваемому.

Психоди­агностические признаки ложных показаний.

 

Тема 19. Организационные и управленческие особенности в профессиональной деятельности юриста

Психологический анализ организационных и управленческих особенностей в профессиональной деятельности юриста.Психология руководителя. Этика и стиль современного управления. Роль человеческого фактора в совершенствовании управленческого взаимодействия руководителя с подчиненными. Требования, предъявляемые к личности руководителя. Создание благоприятного психологического климата в коллективе сотрудни­ков правоохранительных органов.

Психологические особенности принятия решений в сфере правоохрани­тельной деятельности.Виды решений. Факторы, влияющие на процесс при­нятия управленческих решений. Прогнозирование последствий принимаемых решений. Психологические особенности принятия решений в экстремальных условиях деятельности. Проблема риска в деятельности юриста. Функциональная схема развития и проявления у сотрудников стрессовых состояний в процессе их деятельности в экстремальных условиях. Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстремальных условиях. Психологические приемы, методы и способы взаимодействия и воздействия на правонарушителей в экстремальных условиях.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. В 2-х ч. Ч. 2 «Юридическая психология». Учебник. – М.: Юрид. лит., 1996.

Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА, 2001.

Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию: методологические и теоретические проблемы. Киев, 1990.

Лысков Б.Д., Курбатов Т.Н. Основы юридической психологии /Под ред. А.А.Крылова. Л., 1986.

Поздняков В.М. Юридическая психология: Рабочий учебник. – М.: Современный гуманитарный университет, 1998.

Прикладная юридическая психология /Под ред. А.М.Столяренко: Учебник. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2000.

Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: теоретические аспекты, практическое применение. – М., 1996.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М.: Новый Юрист, 1998.

Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. Ответ. Ред. В.А.Томсинов. – М.: Изд-во «Зерцало», 1998.

Васильев В.Л. Юридическая психология. – 4-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2002.

Юридическая психология. /М.Г.Дебольский, Е.В.Петухов, И.Б.Пономарев. Учебно-методическое пособие. – М.: Академия МВД РФ, 1994.

Дополнительная литература:

Антонян Ю.М. Психология убийства. – М., 1998.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. – М., 1973.

Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. – М., 1991.

Балинтовские группы и супервизия в подготовке спе­циалистов, работающих с людьми /Учебное пособие. — СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998.

Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей /Социалъно-психологические особенности/. — М.: Прометей, 1993.

Бехтерев В.М. Объективно-психологический метод в применение к изучению преступности. — СПб.: Тип. Т-ва В.Андерсона, Г.Лойцянского, 1912.

Гельманов А. Г., Гонтарь С. А. Как установить участие лица в правонарушении? Эффективный и экономичный метод диагнос­тики скрываемой причастности и получения признания виновного в отсутствии доказательств. — М.: Можайский полиграфический комбинат, 1999.

Ковалев О.Г., Ушатиков А.И., Деев В.Г. Криминальная психология / Курс лекций. Рязань: Ин-т права и экономики МВД России, 1997.

Колокольчикова О.Н. Жаргон как средство латентно­го общения преступников: Лекция. — Домодедово: РИПК работников МВД России, 1998.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза способности малолетних и несовершеннолетних давать показания: Пособие для врачей. – М., 1996.

Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге обще­ния. — М.: Институт практической психологии, МОДЭК, 1997.

Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. – М., 1977.

Кречетников А.Г. Жизнь за решеткой. — М.: Панорама,1992.

Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983.

Матвеев В. Судебно-психологическая экспертиза при расследовании бандитизма //Законность. – 1995. — № 6.

Маяцкий В. Графология. – М.: Университетская типография. Страстной бульвар, 1907.

Мельник В.В., Цыцарев С.В., Яковлев Я.М. Основы судебно-психологической экспертизы по уголовным делам. – Л., 1997.

Петров Н.Н. Аутогенная тренировка для вас /Под общ. ред. В.Леви. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1990.

Петрушин С.В. Секреты открытого общения. — Казань: Татарское изд-во, 1994.

Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи: /Криминальная субкультура/. — Тверь: Приз, 1994.

Поздняков В.М., Шевелев М.Б. Основы индивидуаль­ного психологического консультирования: Учебно-методическое пособие. — Рязань: РВШ МВД РФ, 1994.

Поздняков В.М. Методы юридической психологии: состояние и перспективы развития: Лекция. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1998.

Поздняков В.М. Актуальные проблемы правовой и превентивной психологии: Лекция. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1998.

Поздняков В.М. Состояние и перспективы развития криминальной психологии: Лекция. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1998.

Поздняков В.М. Психология в следственной и оперативно-розыскной деятельности: Лекция. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1998.

Поздняков В.М. Судебная психология и проблемы совершенствования судебно-психологических экспертиз: Лекция. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1998.

Поздняков В.М. Методологические и теоретические основы юридической психологии: Лекция. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1997.

Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровско­го, М.Г.Ярожевского. — М.: Политиздат, 1990.

Психология и этика делового общения: Учебник для ВУЗов /Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

Психологические исследования. Практикум по общей психологии дли студентов педагогических вузов. М.: Институт практической психологии, МОДЭК, 1996.

Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности /пособие для специалистов, работающих с персоналом/. – М.: Красная площадь, 1996.

Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., 1967.

Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступника. – М., 1982.

Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и груп­пы: Пер. с фр.. — М.: Прогресс, 1988.

Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. – М., 1998.

Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона /речевой и графический портрет советской тюрьмы/. — М.: Края Москвы, 1992.

Словарь практического психолога. — Минск: Харвест, 1998.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995.

Станкин М.И. Психология общения: Курс лекций. — М.: Институт практической психологии, 1996.

Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. – М., 1998.

Саханова Т.В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам. – М., 1997.

Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психоло­гия /психология тюремной среды/: Учебное пособие. — Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1998.

Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. Учеб. /Под ред. С.И.Пономарева. Рязань: Академия права и управления Минюста РФ, 2001.

Яковлев A.M. Преступность и социальная психология. — М., 1971.

Abrahamsen D. The Psychology of Crime. N.Y., 1961.

A1tawi1la E. Judiciare psychologie. Paris, 1960.

Anderson R. Human behavior in the social environment. N.Y., 1990.

Au1t R. & Ress T. A. Psychological assessment of crime profiling. FBI Law Enforcement Bulletin, 1980.

Geberth V. Practical homicide investigation. Tactics, Procedures and Forensic Techniques. New York: Elsevier, 1983.

Greenawalt R. Conflicts of Law and morality. N.Y., London, 1989.

Gгоa1l H. White collar crime. Buckingham, Philadelphia, 1992.

Ноffbauer Y. Psychologie in ihren Hauptanwendunger auf die Rechtspflege, 1808.

Lipmman M. Grundriss der Psychologic fbr juristen. Leipzig, 1914.

Louwage F. Psychologie und KriminalitSt. Hamburg, 1956.

Pinizzotto A. Forensic Psychology: Criminal personality profiling. Journal of Police Science and Administration, 1984, Vol. 12.

Psychology and Law. Berlin, N.Y., 1992.

Toch G. Legal and Criminal Psychology. N.Y., 1961.

Tyler T. Why people obey the Law. New Haven, London, 1990.

 

ВОПРОСЫ

к зачету по курсу «Юридическая психология»

  1. Предмет и задачи курса юридической психологии.
  2. История развития юридической психологии.
  3. Междисциплинарные связи юридической психологии.
  4. Методологические основы юридической психологии.
  5. Правовые основы юридической психологии.
  6. Методы познания в юридической психологии.
  7. Личность и юридическая деятельность.
  8. Психологическая структура личности.
  9. Мотивация поведения личности.
  10. Психологические установки.
  11. Ценностные ориентации, интересы, идеалы.
  12. Психологическая подготовка к юридической деятельности.
  13. Психические процессы и их учет в юридической деятельности.
  14. Память, мышление и интуиция.
  15. Воля и ее воспитание.
  16. Социально-психологические аспекты юридической деятельности.
  17. Ведение переговоров с преступниками.
  18. Психология юридического труда.
  19. Характеристика основных отраслей и направлений современной юридической психологии.
  20. Предмет и задачи правовой психологии.
  21. Предмет и задачи превентивной психологии.
  22. Предмет и задачи криминальной психологии.
  23. Психология терроризма.
  24. Особенности следственной деятельности.
  25. Особенности оперативно-розыскной деятельности.
  26. Психология организованной преступности.
  27. Психологическая зависимость организма от употребления наркотических средств.
  28. Психологическая характеристика потерпевшего.
  29. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии.
  30. Психологические основы предварительного расследования.
  31. Психологическая структура судебной деятельности.
  32. Общая психологическая характеристика судебного процесса при рассмотрении уголовных дел.
  33. Формирование убеждения и вынесение приговора судом.
  34. Предмет и задачи пенитенциарной психологии.
  35. Психологический анализ коллектива осужденных.
  36. Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.
  37. Особенности функционирования пенитенциарных учреждений зарубежных стран.
  38. Характеристика профессиональной юридической деятельности.
  39. Психология личности юриста.
  40. Общение и речь в юридической деятельности.
  41. Психология допроса.
  42. Психологическая природа межличностных конфликтов.
  43. Организационные особенности в профессиональной деятельности юриста.
  44. Управленческие особенности в профессиональной деятельности юриста.