Педагогические способности и особенности их формирования

Педагогические способности и особенности их формирования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ К ПРОБЛЕМЕ СПОСОБНОСТЕЙ 4

2. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 10

2.1. ЭКСПРЕССИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ 10

2.2. АВТОРИТАРНЫЕ СПОСОБНОСТИ 12

2.3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 12

2.4. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 13

2.5. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ 13

2.6. КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ 14

2.7. ЛИЧНОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ 15

2.8. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ 16

2.9. МАЖОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ 17

2.10. ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ 18

2.11. СПОСОБНОСТИ К КОНЦЕНТРАЦИИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ВНИМАНИЯ 19

2.12. ГНОСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 19

2.13. КОНСТРУКТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ 20

3. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Введение

Способности — это свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

От природы человеку даются задатки — его личностные, характерологические, психофизиологические и другие индивидуальные особенности, которые при наличии соответствующих условий могут развиться в способности к той или иной деятельности. Черты характера, такие, как тактичность, требовательность, справедливость, понимание другого человека, многосторонность интересов, целеустремленность, любовь к детям, отзывчивость, наблюдательность, можно отнести к предпосылкам, которые являются условиями для развития педагогических способностей.

Педагоги опираются в своей профессиональной деятельности не только на общепедагогические, но и на специальные способности (например, специальные способности к предмету, который они преподают, или, наоборот, специальные способности, не являющиеся собственно педагогическими и не связанные с учебным предметом, но помогающие осуществлять педагогическую деятельность — артистичность, творческие способности и др.).

Задатки в совокупности важны не как предпосылки успешного овладения профессией, а как психологические и физиологические условия компенсаторных возможностей человека для выработки индивидуального стиля деятельности. Педагога нельзя рассматривать как совокупность свойств, характеристик и качеств. Как правило, он является личностью и профессионалом в случае, если набор свойств предстает как единое целое, в основе которого лежит мотивационная сфера, обеспечивающая социальную, познавательную и профессионально-педагогическую направленность, если имеет место развитие личности специалиста, происходящее в процессе овладения профессиональными умениями.

3 стр., 1252 слов

Презентация на тему: ОБЛАСТЬ ПРЕДМЕТНОЙ, НАУЧНОПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

... социадльного поведения Цели специальной педагогики Презентация на тему: Задачи специальной (коррекционной) педагогики Задачи специальной (коррекционной) педагогики 1.Изучает педагогические закономерности развития личности ... нарушение развития психической деятельности ребенка, подбор методов диагностики и коррекции направленных на оптимизацию нарушенных процессов Цель специальной психологии Является ...

Цель работы: описать педагогические способности и особенности их формирования.

Задачи работы:

— описать проблемы способности в историческом периоде,

— выделить виды педагогических способностей,

— обозначить компоненты педагогического мастерства.

На исследование проблемы способностей наибольшее влияние оказали труды выдающихся теоретиков психологии Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова. Проблема педагогических способностей стала предметом специального рассмотрения в работах Н. Д. Левитова, Ф. Н. Гоноболина, Н. Г. Куликова.

1. Исторический аспект к проблеме способностей

Впервые понятие способности ввел в науку Платон. Он считал, что человек родится с уже готовыми способностями и в дальнейшем изменить их не может. По Платону одни родятся со способностями к руководству, а другие – со способностями к ремесленничеству или земледелию и могут успешно заниматься только соответствующей профессией.

Первые работы Платона положили начало расовым теориям – теориям о неравенстве людей, живущих в мире, в отношении способностей и, стало быть, неравенстве прав, существующим в мире до сего дня. Авторы этих теорий умалчивают, что гениальный представитель человечества Платон в дальнейшем пересмотрел свою теорию и в последние годы своей жизни утверждал, что люди делятся между собой, как золото, серебро, медь и железо. Но при определенных обстоятельствах золото может стать серебром, а серебро породой золотой, впрочем как все в природе переходит из одного в другое.

Проблемой способностей, как и психических явлений занимался испанский врач Хуан Дуарте. Его концепция может быть выражена двумя словами – «дарования врождённы». По Дуарте, человек может овладеть только одним видом деятельности, его способности ограничены. Уартовское убеждение в неизменности способностей надолго закрепилось в науке.

По-иному рассматривали способности средневековые философы-материалисты. Ф. Бэкон делил науки согласно трем основным особенностям человеческого разума: памяти соответствует история, воображению – поэзия, рассудку – философия. Он справедливо считал, что нет такого умственного изъяна, который не мог бы быть исправлен надлежащими занятиями и одним из первых (правда, Авиценна говорил об этом пятью веками раньше) выдвинул прогрессивное положение о воспитуемости способностей……………………

Заключение

Педагогические способности – это такое психическое свойство личности, которое проявляется в чувствительности к принятым требованиям педагогической системы (т.е. требования к учащимся, родителям и самому учителю), к специфике отражения этих требований соответствующими учащимися и к возможным способам воздействия на учащихся для получения желаемого результата.

Педагогические способности нельзя считать чем-то неизменяемым, цельным и единым. Они включают множество компонентов.

К числу основных педагогических способностей можно отнести следующие: экспрессивные, дидактические, перцептивные, научно-педагогические, авторитарные, коммуникативные, личностные, организаторские, конструктивные, мажорные, гностические, психомоторные и способности к распределению и концентрации внимания.

4 стр., 1697 слов

Задание по акмеологии профессионально-педагогической деятельности ...

... СТУДЕНТА” Цель: выработка оценочных суждений о готовности к профессионально-педагогической деятельности и совершенствованию подготовки студентов на ФТиП. Самоанализ компетентности рекомендуется проводить по ... яние на жизнь мировосприятия ( слуховые, зрительные, обонятельные ощущения, памятзнания психологии в деловой деятельности Форда Слушают 1140-1145 Перерыв Перерыв 1145-1205 Объясняет понятие ...

Гностический компонент — это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. К последним относится умение строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.

К общекультурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, в экологических проблемах; наличие содержательных увлечений. Низкий уровень их развития ведет к односторонности личности и ограничивает возможности воспитания учащихся.

Специальные знания включают знания предмета, а также знания по педагогике, психологии и методике преподавания.

Важной составляющей гностического компонента педагогических способностей являются знания и умения, составляющие основу собственно познавательной деятельности, т. е. деятельности по приобретению новых знаний.

Если гностические способности составляют основу деятельности преподавателя, то определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства выступают конструктивные и проектировочные способности. Именно от них зависит эффективность использования всех других знаний, которые могут или остатьсямертвым грузом, или активно включиться в обслуживание всех видов педагогической работы. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса.

Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планировании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другим дисциплинами и т. п. Такие способности развиваются лишь с возрастом и стажем.

Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т. п. Решать проблемы конструирования воспитательно-образовательного процесса приходится ежедневно каждому педагогу-практику.

Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения, но и самоорганизации деятельности преподавателя. Установлено, что организаторские способности, в отличие от гностических и конструктивных, снижаются с возрастом.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... себе манерой поведения и внешним видом 15. Насколько желателен контакт с преподавателем СРЕДНИЙ БАЛЛ Оценка результатов Минимальная сумма баллов, которую может набрать учитель, ... 7. Соблюдает логику в изложении, выводы делает обоснованно 8. Речь преподавателя и темп изложения удобны для восприятия и записи 9. Четко ... сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя с учащимися и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т. п.

Отсюда — ключевая роль общения наряду с совместной деятельностью (в которой оно также всегда занимает важнейшее место) в воспитании учащихся. Преподаватели должны теперь стать не столько носителями и передатчиками научной информации, сколько организаторами познавательной деятельности учащихся, их самостоятельной работы, научного творчества.

Ссылаясь на исследования М.И. Станкина (1980, 1981, 1987, 1990, 1997), который занимался разработкой именно этой проблемы можно сказать, что изучив даже всех преподавателей страны можно не найти ни одного, у кого бы все способности были развиты до одинаково высокого уровня. У лучших из мастеров педагогического труда 10—11 способностей развиты до очень высокого уровня, а 2—3 способности — значительно слабее. Но слабо развитые способности компенсируются блестящим развитием большинства других. Так или иначе, рассмотренная схема нужна для того, чтобы педагог мог посмотреть на себя как бы со стороны. Смог увидеть, какие способности у него развиты хорошо, а на какие в дальнейшей работе над собой надо будет обратить особое внимание.

Список использованной литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. — С-Пб.: Питер, 2000.

2. Борисова Е.М., Логинова Т.П. Индивидуальность и профессия. – М., 1991.

3. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. — М., — Воронеж, 1996.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.,1998.

6. Педагогика/Под ред.П.И.Пидкасистого. — М.,1996.

7. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. – М., 1982.

8. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. — М.: ВЛАДОС, 1998.

9. Станкин М.И. Основы психолого-педагогических знаний. – М.,1990.

10. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. – М., Флинта,1998.

11. Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 448 с.

12. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961

13. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.