Используя закономерности работы памяти, составьте психолого-педагогические рекомендации для эффективного запоминания учебного материала

Содержание

I. Дать характеристику способностям и уровням их развития 3

II Составить схему «Черты характера» 8

III Решить практические задачи 9

IV Условия развития способностей в дошкольном возрасте 14

V Используя закономерности работы памяти, составьте психолого-педагогические рекомендации для эффективного запоминания учебного материала 17

VI Решить тест по теме «Познавательные психические процессы» 22

Литература 24

I. Дать характеристику способностям и уровням их развития

Понятие «способности» относится к числу важнейших психологиче-ских понятий [1]. К этому понятию обращаются в тех случаях, когда пытаются объяснить причины того, что разные люди в сходных условиях достигают разных успехов. Также это понятие используется для объяснения того, почему одни люди лучше и намного быстрее усваивают знания, умения и навыки, чем другие. Поэтому изучение способностей – это важный раздел психологии индивидуальных различий.

Существует множество определений термина «способности», которые можно условно разделить на три основных типа. В наиболее широком смысле под способностями понимают не то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и последующее эффективное использование на практике.

Способности – это такие свойства личности, индивидуальные особен-ности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности [2].

По мнению Б.М. Теплова, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и способствующие успешному выполнению какой-либо деятельности (дея-тельностей).

В то же время понятие «способность» не сводится к тем знани-ям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [10].

По мнению В.Д. Шадрикова, способность выражает свойство или множество свойств объекта, которые проявляются в процессе функционирования [11, С. 129]. «Психические способности – это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии деятельности» [11, С. 132].

От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее ус-пешность и уровень достижений. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности и достижение в ней большей эффективности при меньших затратах. Вместе с тем, способности – это лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие. Таким образом, способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность.

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... зависит всестороннее воспитание детей. Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, ... решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способностей у детей в ходе игры только тогда ...

Существует две полярные точки зрения на природу способностей.

Биологизаторский подход исходит из идеи врожденности способ-ностей. Его сторонники (Г. Айзенк, Ф. Гальтон, Дж. Селли, У.Р. Чарлсворз, Б. Уайт) считают, что способности биологически обусловлены и есть не у всех, а их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик.

Представители социологизаторского подхода (Дж. Лолер, М. Салчес, К.Фишер, П. Торенс и др.) утверждают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. В этом подходе подчеркивается преобладающая роль воспитания, социальной среды в развитии способностей. Типичным представителем крайнего социологизаторского подхода является Дж. Локк, по мнению которого, человек рождается с душой чистой, как доска, и воспитание пишет на ней, что ему заблагорассудится.

Современная психология, не признавая врожденности способностей, в то же время не отрицает существования врожденных особенностей строения и функциональной организации головного мозга человека и его организма в целом, создающих предпосылки для успешного выполнения определенной деятельности. По существующим представлениям, способности формируются в деятельности на основе задатков, или врожденных анатомо-физиологических особенностей человека (строения его мозга, органов чувств и движения и пр.), составляющие природную основу развития способностей [2, С. 8], которые могут как врожденными, так и приобретенными [8, С. 23].

Задатки неспецифичны по отношению к способностям. На основе од-них и тех же задатков у разных индивидов могут сформироваться совершенно разные способности, или даже может сформироваться несколько способностей одновременно у одного индивида, или вообще ничего.

Способности человека разделяют на природные (естественные), т.е. биологически обусловленные, и специфические человеческие, имеющие об-щественно-историческое происхождение. Многие из природных способно-стей есть и у животных, особенно высших: восприятие, мышление, способ-ность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. У человека кроме биологически-обусловленных имеются способности, обеспечивающие его развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности – теоретические и практические, творческие и учебные, предметные и межличностные и др. [9, С. 61].

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

... так называемую психологию среды или экологическую психологию. Суть этого подхода в том, что определенные параметры окружающей человека социальной среды ... и феномены: личность, общности, их образ жизни и деятельность, с целью качественного и полного решения задач организации); ... возможностей че­ловека, раскрытие и развитие его творческих способностей и потен­циалов (аутогенная тренировка, меди­тация, ...

Общие способности – это совокупность потенциальных (наследствен-ных, врожденных) психодинамических характеристик индивида, опреде-ляющих его готовность к деятельности [6, С. 116]. Они определяют успех индивида в различных видах деятельности (умственные способности, тон-кость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и пр.) и проявляются в общей работоспособности человека, непосредственных и опосредованных типах актив…..

Литература

1. Выготский, Л. С. Психология развития человека [текст] / Л.С. Выгот-ский. – М. : Смысл, Эксмо, 2005. – 1136 с.

2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей : 3-е изд. [текст] / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2007. – 368 С.

3. Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов [текст] / Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.

4. Леонтьев, А. Н. Биологическое и социальное в психике человека [текст] / А.Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. – М.: Речь, 2001. – 480 с.

5. Небылицын, В. Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии [текст] / В.Д. Небылицын // Психология индивидуальных различий: тексты. – М. : Медицина, 1982. – 240 с.

6. Немов, Р. С. Психология [текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: 4-е изд. / Р.С. Немов. – М. : Владос, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

7. Психология [текст] : учебное пособие / Под ред. Е.И. Рогова. – М.: Владос, 2005. – 560 с.

8. Психология [текст] : учебное пособие / Ред.-сост. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2000. – 512 с.

9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [текст] / С.Л. Рубин-штейн. – СПб. : Питер, 2004. – 720 с.

10. Теплов, Б. М. Избранные труды : в 2-х т. [текст] / Б.М. Теплов. – М. : Педагогика, 1985. – 360 с.

11. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие [текст] / В.Д. Шадриков. – М. : Просвещение, 1996. – 480 с.