ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБОВ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

 

Название игры Краткое описание Цель игры Число де­тей Примечания
1. «Снежный ком» По кругу каждый называет свое имя и имена всех уже назвавших перед ним. Знакомство и сплочение группы до 20  
2. «Путаница» Каждые берет за руки двух разных лю­дей стоящих, желательно, не рядом. Задача — не разнимая рук распутаться в новый круг. Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения. 5-10 Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия.
3. «Белые мед­веди» Два-три человека берутся за руки цепочкой «белые медведи» .Задача — замкнуть цепочку вокруг остальных участников «пингвинов». Пойманный пингвин» ста­новится «медведем». Разрядка 5-25 Безопасное помещение
4. «Черные шнурки» Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки.

Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим

Разрядка, возможность для проявления фанта­зии, возможность уви­деть общее 6-25 По мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более инте­ресных признаков, как-то определенный отно­шений, осознания чувств и т.д.
5. «Вася-Вася» Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя, во время второго имя другого человека, на которого смот­рит, не сбиваясь с ритма. Знакомство, внимание, наблюдательность и координация 5-10 Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата. Довольно сложно, уча­стники с медленным типом мышления могут выпадать из процесса.
6. «Имена-каче­ства» Каждый придумывает какое-либо каче­ство личности, свойство характера и т.д., начинающееся на ту же букву что и имя, которое он мог бы привне­сти в эту группу сегодня (например: Лариса — любовь, Сергей — скромность). Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности любое Подходит для начала 3-4 занятия, когда участ­ники уже чувствуют себя достаточно безопасно
7. «Вопросы на бумажках» Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (вариант — на который сам бы хотел ответить).

Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешивают­ся и раздаются участникам в произволь­ном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался.

Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны. любое Возможный уход от серьезной работы — напи­сание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы?». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой вопрос не по теме.
8. «Мозговой штурм» Все участники обсуждают проблему, выносят свои предложения по опреде­ленным правилам. Важно очень четкое соблюдение прин­ципов обсуждения заданной темы. Возможность демокра­тического и ненавязчи­вого решения или об­суждения любых во­просов и проблем. Любое Техническое обеспечение — ватман, маркеры разных цветов.
9. «Я никогда не..» Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не..». Например — «Я никогда не прыгал с парашютом»).

Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если ля них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом).

Выигрывает тот, у кого останется последний е загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по честному.

Знакомство в игровой форме, разрядка 5-15 Нужно оговорить, что не считаются вещи, свя­занные с половыми различиями. Выигрывает человек с самым неразнообраз­ным жизненным опытом, а проигрывает с са­мым богатым, т.е. это может благотворно вли­ять на самооценку человека.
10. «Знакомство по парам» Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей «значимости». В течение 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера остальным участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плеч сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается. Знакомство, опыт об­щения, опыт воспри­ятия информации о другом и о себе со стороны. Внимание к личности другого. Способствует созданию безопасной атмосфе­ры. Четное 8-16 Упражнение может вызвать сильные пережи­вания, во время обсуждения надо это учиты­вать.
11. «Поиск обще­го» Группа делится на двойки, и два челове­ка находят определенное количество общих признаков, затем двойки объеди­няются в четверки с той же целью и т.д. Знакомство, внимание к личности другого и осознание проявле­ний своей личности. 8-30 Ведущий по своему усмотрению может остано­вить процесс на четверках, восьмерках и т.д.
12.

Хлопки

Участники стоят по кругу и передают друг другу хлопки. Каждый может изме­нить направление движения хлопков. Разрядка, концентра­ция внимания. 5-20  
13. «Времена года» Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа панто­мимически изображает свое время года, задача остальных — угадать какое. Разрядка, знакомство, сплочение группы 10-25  
14. «Дни рожде­ния» Участники молча строятся в линейку по дням рождения Разрядка, знакомство, сплочение 5-30  
15. «Построится по…» Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величи­на ладони, веселость, активность и т.д.) разрядка, сплочение. Осознание относитель­ности любой системы оценки. любое Важен комментарий ведущего по поводу раз­ных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний зависит не от него, а от оце­ниваемого критерия.
16. «Разгоняем паровоз» По кругу по два хлопка в ладоши.

Задача — постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем — обратный процесс

Сплочение, ощущение общности группы любое  
17. «Колпак» «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов. разрядка, смех, ощу­щение цельности груп­пы любое, чем больше, тем лучше Хорошо проводить во время заключительных занятий
18. «Дракон» Все участники встают в цепочку. Первый — «голова дракона», последний — «хвост». Голова должна поймать «хвост дракона». Разрядка, сплочение 5- 15 Безопасное помещение
19. «Зоопарк» По предложению ведущего все изобра­жают каких-либо животных, используя только характерные движения для выбранного животного. Разрядка, проявление фантазии, выход энер­гии 5-25 Подросткам сложно, возможно только при достаточном уровне «продвинутости» группо­вого процесса
20.

«Эхо»

Один человек что-то говорит всем ос­тальным, которые стоят напротив и повторяют как эхо. Взаимодействие «лич­ность — группа», обрат­ная связь 5-25 При желании можно добавлять жесты
21. «Перема­нивания» Половина групп сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сза­ди. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади переманить кого-то на свой стул так. Чтобы это не заметил тот, кто стоит за стулом. Задача того, кто стоит за стулом, не пустить (поймать) «своего» сидящего. Разрядка, сплочение, проявление личных взаимоотношений 11-25 нечетное кол-во  
22. «Шишки, же­луди, орехи» Группа разбивается на тройки, участники встают в колонки по трое, лицом в круг. Первые в колонке — «шишки», за ним — «желуди», за ними — «орехи». Ведущий, стоя в центре, называет один и предметов, и все названные должны себе найти место впереди любой другой тройки (ведущий в том числе).

Все участники получают новые названия соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, становится ведущим.

Разрядка, концентра­ция внимания. 13-25  
23. «Птицы, бло­хи, пауки» Группа делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает, кем будет: «птицами», «пауками» или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу. По команде показывают друг другу жест, обозначающий выбранное животное, «пауки» убегают от «птиц», «блохи» от «пауков», «птицы» от «блох». Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду. Разрядка, концентра­ция внимания 10-30 Просторное, безопасное помещение
24. «Салки-обнималки» Водящий может осалить того, у кого нет пары (за пару надо крепко держаться).

Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединился последним.

Разрядка, взаимовыручка, «спасающий физический контакт» 6-30 Просторное, безопасное помещение
25. «Зеркало» В парах один человек повторяет движения другого. Вариант: вся группа повторяет движения одного. Межличностное взаи­модействие, опыт ве­дения и ведомости. Обратная связь. любое  
26. «Бурундуки» Ведущий на ухо называет каждого уча­стника каким-либо животным. Все встают в круг берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответ­ствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, кото­рым названо большинство членов груп­пы. Разрядка, смех, проти­водействие с группой. 10-30  
27. «Салки по трое» Три человека берутся за руки, образуя треугольник. Четвертый должен осалить одного из тройки, а двое других должны его защитить. Ведущему нельзя протя­гивать руку через центр.   Взаимовыручка, раз­рядка, опыт защищать и быть защищенным.

 

Кратно 4.  
28. «Кузнечик» Участники садится в круг на коленки. У всех в руках по однотипному предмету. Все поют песню «В траве сидел кузне­чик» и на каждый такт передают свой предмет соседу справа. Во время припева предмет не передается. А в такт ме­лодии передвигается с место на место перед участником.   Разрядка, смех. 6-15 Желательно избегать соревновательных ком­понентов во время игр на занятиях. Но при желании можно его добавить, В этом случае тот, кто путается, выбывает из группы,
29. «Поджига­тель» Все берутся за руки цепочкой и закручи­ваются вокруг одного человека в плот­ный клубок. Один из участников «поджи­гатель» предлагает группе «огонек». Сначала все отказываются, затем со­глашаются и когда «поджигатель» дотра­гивается до крайнего участника, цепочка искручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают — издают громкий вопль. Разрядка, сплочение группы 6-12 У некоторых участников игры тесный физиче­ский контакт внутри «клубка» может вызывать напряжение
30. «Телетайп» Участники встают в круг, держась за руки.

Один из участников посылает телеграм­му, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным нажа­тием рук. Задача ведущего, который стоит в центре, заметить пожатие. Тот кого заметили, становится ведущим.

Групповое сплочение, снятие возбуждения 6-20 Можно использовать для завершения занятия
31. «Рисунок с поводырем» Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза. «Поводырь» подводит партнера к рисунку на стене и используя только вербальные инструк­ции помогает ему дорисовать элементы рисунка Снятие возбуждения межличностный кон­такт. Опыт беспомощ­ности и ответственно­сти, доверия партнеру. Любое чет­ное Рисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со «слепым».
32. «Койот и кро­лик» Участники сидят в кругу и передают друг другу два мяча, один «кролик», другой – «койот». Задача «койота» — поймать «кролика». «Кролик» может прыгать из рук в руки, а «койот» только переда­ваться из рук в руки сидящих рядом. Если два мяча оказались в одних руках, «койот» поймал «кролика». Разрядка, снятие воз­буждения, тренировка реакции, сплочение группы 6-15 Довольно сложно, дети с медленным типом мышления могут не справляться и выпадать из процесса.
33.

«Два парово­зика»

Участники разбиваются на команды, по 5-6 человек и встают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, все осталь­ные слепые. Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий дотрагива­ясь до последнего «вагона» и он пере­ходит на место паровоза. Сплочение, опыт ответ­ственности и беспо­мощности, доверия к другим участникам. 5 — 30 всего Просторное, безопасное помещение, ведущий следит за безопасностью
34. «Фруктовая корзина» Участники сидят в кругу, ведущий в цен­тре. Каждый придумывает себе название1 фрукта. Ведущий говорит, какие фрукты он купил на базаре, и они должны поме­няться местами. Задача ведущего успеть занять место. Тот, кто остался без места становится ведущим. Разрядка 6-15  
35. «Стул сгорел» Стулья (на один меньше чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев, и, по команде ведущего, садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает, после чего, один стул убирается. Разрядка 6-30 Неизбежен соревновательный характер игры. При большом количестве участников можно убирать сразу несколько стульев.
36.

«Поросята утята и котята»

Участники делятся на «поросят», «котят» и «утят», как на «первый-второй-третий». Все закрывают глаза и, издавая соответ­ствующие звуки, должны найти своих собратьев. Разрядка 6-30 Ведущий заранее говорит, что он играть не будет, так как должен следить за безопасно­стью. Для игры необходимо безопасное помещение. Для подростков возможно при хорошем уровне развития отношений в группе.
37. «Бабочка-ледышка» По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышка, то горячая картошка, то бабоч­ка. Развитие воображения, внимание к тактильным ощущениям 6- 10 Возможен всплеск агрессивности во время передачи «бабочки»
38. «Ассоциации» Мяч перекидывается в кругу (произволь­но) и каждый, у кого в руках мяч, называет слово. Тот, кому перекинули мяч, называ­ет слово-ассоциацию к сказанному предыдущим частником. Ассоциативное мышле­ние, знакомство 6-20 Может быть задана тема для ассоциации -чувства, части тела, проблемы, приятные ве­щи. Игра может быть неплохим переходом от од­ной темы к другой.
39.

«Третий лишний»

Участники разбиваются на пары и вста­ют лицом в круг так, чтобы один был перед другим. Вокруг круга бегают ве­дущий и беглец. Беглец может стать впереди любой пары, тогда тот, кто стоит сзади становится беглецом. Если веду­щий салит беглеца, они меняются роля­ми. Разрядка 14-30  
40. «Скульптор» Один из участников изображает из себя скульптуру и говорит ее название веду­щему. Все участники по очереди входят комнату, называют увиденную скульптуру и достраивают ее с помощью своего тела. Внимание к телесным проявлениям и овладе­ние телом, развитие фантазии 6-12 Тем, кому может быть скучно ждать своей очереди.
41. «Выход-вход в круг» Задача одного из участников любым способом выйти или войти из круга, задача группы не дать ему это сделать. Применимы любые методы — от физических до убеждения. Противостояние группе, умение убедить, уме­ние сказать «нет» 6-12 Может стимулировать групповой процесс
42. «Семеро коз­лят и волк» Участникам раздаются бумажки, треть из которых с надписью «волк», треть — «коза», треть — «козленок».

«Козлята» идут в вой «дом», а «волки и «козы»не показывая своих бумажек по очереди пытаются их убедить что они «козы» и что им надо открыть дверь. «Козлята» решают пускать или нет. Если пустили «волка», то он забирает от 1 одного до двух «козлят», если «козу» не пустили, то один-два «козленка» «умирают от голода».

Умение сказать «нет», умение убеждать, уме­ние распознать обман и внимание к невербаль­ным проявлениями 12-25 Подростки обычно действуют по принципу «нравится — не нравится», а не делают выводы из формы и содержания убеждения
43. «Слепец и поводырь» «Поводырь» ведет участника с завязанными глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций. Остальные наблюдают. Опыт ответственности и беспомощности, доверия партнеру. Работа в паре Участники могут по-разному доверять разным членам группы. Можно узнать заранее, кто с кем хочет идти, но может выявиться человек, которому никто не доверяет, это опасно. В то же время кому-то было бы полезно узнать, что ему доверяют.
44. «Мои особен­ности и пре­имущества» Рисунок на чистом листе на данную тему или рисунок или надписи на бланках (например, на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнить информацией о себе на за­данную тему).

По желанию можно пока­зать рисунок группе и рассказать о нем.

Формирование пози­тивной самооценки, внимание к собствен­ной личности и к осо­бенностям другого. 7-15 Рисунки желательно оставить участникам и предложить им обращаться к нему в дальней­шем, что-то дополнять.
45. «Собака» Один из участников начинает описание животного (например, своей собаки) одним предложением и показывая жес­том какую-то черту. Следующий участник, повторяя высказывание и жест преды­дущего, прибавляет свою черту (слово и жест) и так далее. Разрядка, снижение возбуждения, сплоче­ние 6-20 Подростки могут смущаться изображать что-то при всех. Желателен высокий уровень творческой активности группы.
46. «Слепой па­ровозик» Участники сцепляются в маленькие паровозики по двое или по трое. Тот, кто спереди закрывает глаза и слушается движений последнего. Тот, кто в середи­не — нейтрален. Игра происходит молча. Интересно когда одновременно двигает­ся не меньше пяти паровозиков. Разрядка, сплочение. Опыт ответственности и доверия или недове­рия партнеру. Внима­ние к телесным ощу­щениям. Чем больше, тем лучше Активно включен телесный компонент, что может вызывать у подростков самые разные Эмоции.

На материале этой игры можно гово­рить о телесных проявлений доверия и недо­верия.

47. «Ритм» Участники по очереди задают ритм хлоп­ками так, чтобы он вписывался в уже звучащий. Сплочение и ощущение общности группы снятие возбуждения, разрядка любое Затрагивает глубинные слои психики, может вызвать самые неожиданные чувства.
48. «Горячий стул» Один из участников по желанию садится в центр круга, остальные говорят ему, с чем или с кем он у них ассоциируется, какие чувства вызывает. Затем обсуж­даются переживания всех участников во время упражнения. Навык восприятия мнения окружающих о себе. Провоцирует возникновение сильных переживаний, развитие группового процесса. 10-20 При работе с подростками возможно при дос­таточно высоком уровне безопасности на груп­пе и способности участников говорить о своих переживаниях и не оценивать друг друга.
49. «Карта моей души» Рисунок на чистом листе либо на бланке с контурами территорий. По желанию участников можно показать рисунок группе и расска­зать, где что нарисовано. Формирование «Я-концепции», возмож­ность побыть с самим собой, формирование более глубокого отно­шения друг к другу. 10-20 Если всем захочется делится рисунками, про­цесс может затянуться и стать скучным для участников.

Рисунки участникам хорошо взять себе и возвращаться к ним в дальнейшем, например, повесить над столом дома.

50. «Выражение чувств» Участники вытягивают по очереди бу­мажки с названиями чувств и молча мимически выражают это чувство. Затем, произвольно пере­двигаясь, находят себе партне­ров. Выражающих аналогичные чувства, собираются в группы. По знаку ведущего выясняют насколько однородные группы образовались. Понимание важности языка тела, налажива­ние связи между чувст­вом и его телесным выражением не меньше 10 Может быть, скучно для подростков, если группа недостаточно «разогрета».
51. «Закрашива­ние контура человека» Участникам раздаются листы бумаги с контурами человека. Под медитативную музыку группе предлагается вспомнить, когда испытывалось о или иное чувство, свои ощущения в теле в это время и затем изобразить на контуре человека это чувство (желательно используя разные цвета). Внимание к собствен­ным чувствам и пере­живаниям, установле­ние связи между чувст­вом и его проявлением в теле. Любое Такие упражнения помогают ощутить свои чувства как свою собственность.

Нужны контуры человечков и цветные флома­стеры в достаточном количестве.

52. «Ужасно-прекрасный рисунок» Участникам раздается по листу бумаги и о одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». По­сле этого рисунок передается соседу права и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходится весь круг, рисунок возвращается хозяину и упражнение обсуждается. Стимулирование груп­пового процесса, раз­рядка, выражение агрессии Не больше 12.  
53. «Кораблекру­шение» Участникам раздается список необходимых предметов (см. приложение) и диктуется инструкция. Сначала каждый выполняет задание самостоятельно, затем объединяются в пары или группы по 3-4 человека, приходят к общему мнению, затем делают то же самое всей группой, обсуждение. Упражнение на формиро­вание навыка противо­стояния групповому дав­лению и отстаивания собственного мнения, ознакомление с ролевой структурой группы — выяв­ление лидеров, пассивной части, негативных лиде­ров, группировок. 5-20 Упражнение занимает много времени (минимум 40 минут), возможно проявление агрессии и резкое разделение на непримиримые друг с другом подгруппы.
54.

«Ценности»

Участникам раздаются по шесть листочков, и предлагается на каждом из них написать то, что им ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что случилось что-то страшное, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять, отложить бумажку и осознать, как им теперь без этого живется. Затем так происходит с каждой ценностью по по­рядку. Каждый раз предлагается обра­тить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек, так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Обсуждение. Возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии — ценностей Любое Упражнение выполняется под медитативную музыку, большое значение имеют интонации и голос ведущего, произносимый текст должен быть простым и гладким. Упражнение провоцирует возникновение очень глубоких переживаний. Обстановка во время проведения упражнения должна быть предельно безопасной — не должно быть лишних звуков, никто не должен входить в помещение, участники не должны ме­шать друг другу (их можно рассадить на ком­фортное расстояние друг от друга).

Ведущему обязательно предварительно надо попробовать проделать это упражнение, оце­нить его глубину и сложность.  

55. «Да-нет» Ведущий произносит утверждение (например — «Я люблю смотреть футбол»).

Все вытягивают руку и если согласны, поднимают большой палец вверх, если не согласны — вниз. Характер утверждений становится более серьезным (например, «Мне иногда бывает одиноко»).

Утверждения может произносить любой участник группы.

Помогает увидеть общность и уникальность каждого. Любое Можно использовать для перехода к работе над серьезными темами.
56. «Ладошка» Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет — на листе (снаружи ладони) что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг, хозяину лист возвращается в перевернутом виде. Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций    
57. «Границы», «Скажи: «СТОП!» Участники по очереди подходят друг к другу, можно разными способами. Тот, к кому подходят должен сказать «Стоп», когда, на его взгляд, партнер подойдет слишком близко. Осознание собствен­ных физических и психологических границ. четное, любое  
58. «Немой зоо­парк» Каждый участник придумывает животное и. обозначает его каким-либо жестом. Затем по произвольной цепочке передают друг другу приветы — показывая свое животное и животное того, кому привет передается. Разрядка, память и внимание, спонтанное мышление любое  
59.

Семейная скульптура

Разыгрывается ролевая игра с участием различных членов семьи. В зависимости от задачи, в этой семье могут быть определенные проблемы. В конце игры участники создают скульптуру — каждый занимает подходящую для себя позицию по отношению к другим членам семьи. Обсуждение с привлечением зрителей. Осознание и чувст­вование в теле ролевой позиции, возможность ее соотношения с реальной жизненной ситуацией, с реальной семьей. 5-7 После того, как скульптура построена, участникам необходимо помочь выйти из роли.
60. «Преодолей препятствие» Участники выстраиваются в линейку. Инструкция: «Представьте, что вы стоите на краю пропасти и Вам надо преодолеть сложные препятствия. Пре­пятствия представляют собой участники команды. Преодолевающий должен мобилизовать всю свою фантазию, чтобы каждое из «препятствий» было преодолено. Варианты препятствий могут быть совершенно различными: моральные, физические, эмоциональные, интеллектуальные, и т.д. и требующие различных и нестандартных подходов к решению проблемы преодоления препятствия. Одно условие — не наносить друг другу физического или морального ущерба. Каждый из участников команды обязательно должен быть и «препятствием» и «преодолевающим». Необходимо мобилизовать всю свою волю к — победе и обязательно постараться быстро и нестандартно мыслить, чтобы понять «что хочет препятствие», как и каким образом его следует преодолевать. 7-10 Очень эмоциональная игра. В её процессе поощряется открытое проявление эмоций. Ведущий внимательно следит за соблюдением правил. В конце игры проводится тщательное обсуждение.
61. «Клубок» Каждый из участников держа в руках клубок говорит о том, как его лично коснулась обсуждаемая проблема. Затем наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую «паутинку» можно распутать, а можно скомкать. Осознание общности проблем и возможности взаимоподдержки. любое Ведущему следует задать тон серьезного раз- говора. Упражнения эмоциональное, могут возникнуть глубокие переживания
62. Деловая игра «Грани творчества» Участникам предлагается представить себя руководителями учебных учреждений. Задача – развитие творческих возможностей детей и взрослых. Как — это сделать, решается с помощью техники мозгового штурма. Осознание степени своего участия в решении проблемы — любое Все участники должны знать правила проведения мозгового штурма.
63. «Кочки» На листочках пишется по одному слову из пословицы, листочки раздаются уча­стникам (в произвольном порядке).

Уча­стники встают в линейку на листы бумаги формата А4. Задача — не становясь на пол, по­строится в правильном порядке.

Сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблемы. 7-10  
64. «1,2,3,4,5,» Участники произносят счет «1,2,3,4,5» делая движения руками (как бы стуча в дверь сначала правой, потом левой рукой, сначала на уровне головы, на уровне пояса), наклоняются вперед и говорят 5 раз «ХИ», затем назад и 5 раз «ХА». Убыстряя темп, делают это 5 раз, затем 4, 3, 2, и 1. Разрядка, позитивные эмоции Любое  
65. «Доверяющее падение» Один из участников падает на сцеплен­ные руки остальных с более высокой позиции, спиной. Задача группы — его не уронить. Опыт преодоления недоверия и страха. опыт доверительного отношения и поддержки. 7-15 Важно обеспечить «поимку» падающего
66. «Остановись — подумай» Записать ситуации принятия решений. Проиграть их в процессе ролевой игры, где участники делают реальные шаги в пространстве в соответствии с шагами модели, произно­ся рассуждения вслух. Осознание привыч­ных способов и прора­ботка новых навыков принятия решения. Любое Во время обсуждения назвать примеры повсе­дневных и важных решений. Например, касаю­щиеся взаимоотноше­ний с людьми. Участники высказываются, как ведёт себя чело­век, принимая повседневные и жизненно важ­ные решения, есть ли разница в поведении в зависимости от выбора интересного дела.
67. «Надписи на спине» Участникам прикрепляется к спине лис­ток, все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке. Опыт получения пози­тивной обратной связи и доверительного от­ношения к группе. Чем больше, тем лучше Задачу можно усложнить — например, писать то, что бы хотелось изменить в этом человеке. Возможно при достаточном уровне безопасно­сти в группе.
68. «Оценка си­туации» Участники называют по 1-2 стрессовых или проблемных события, когда- либо перенесенных ими. Получившийся пере­чень записывается. Далее проводится первичная, вторичная оценки и пере­оценка этих событий каждым из участников, используя элементы ролевой игры, гротеска, на­глядности, визуализации процесса мыш­ления и т.д. Осознание собствен­ных установок и резер­вов возможностей оценки ситуации. Отра­ботка навыков оценки ситуации. Любое Можно найти тех, кто хочет развить мастерство в вопросах преодоления проблем и помогать другим. Предложите им расширить свои задачи и разработать подходы к консультированию по вопросам, оценки проблемы и выбора эффек­тивного варианта поведения.
69. «Табу» Ведущий ставит в центре небольшую коробку, в которой что-то лежит, и поясняет: «Там лежит то, чего нельзя». Каждому предла­гается проявить себя в отношении пред­мета. Участники могут вставать, оста­ваться на месте, выражать отношение мимикой или жестами, подходить к ко­робке, брать в руки, заглядывать — каж­дый как считает нужным. Если кто-то ничего не предпримет — это тоже будет его способом реагирования на ситуацию. Это упражнение позво­ляет участникам по­нять, как они относятся к запретам и ограниче­ниям, руководят подро­стками в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позво­ляет сделать осознан­ный выбор. Любое При выполнении этого упражнения важно пом­нить, что это упражнение действия, а не объ­яснений. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонст­рировать свою смелость.
70. Невербальное знакомство Участникам предлагается молча и хао­тично знакомиться друг с другом: руками с закрытыми глазами, глазами, спинами и т.д. Опыт преодоления барьеров в общении, осознание собственных сложностей. Чем больше, тем лучше Возможно при достаточной «разогретости» груп­пы