Название игры | Краткое описание | Цель игры | Число детей | Примечания | |||||||||
1. «Снежный ком» | По кругу каждый называет свое имя и имена всех уже назвавших перед ним. | Знакомство и сплочение группы | до 20 | ||||||||||
2. «Путаница» | Каждые берет за руки двух разных людей стоящих, желательно, не рядом. Задача — не разнимая рук распутаться в новый круг. | Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения. | 5-10 | Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия. | |||||||||
3. «Белые медведи» | Два-три человека берутся за руки цепочкой «белые медведи» .Задача — замкнуть цепочку вокруг остальных участников «пингвинов». Пойманный пингвин» становится «медведем». | Разрядка | 5-25 | Безопасное помещение | |||||||||
4. «Черные шнурки» | Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки.
Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим |
Разрядка, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее | 6-25 | По мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более интересных признаков, как-то определенный отношений, осознания чувств и т.д. | |||||||||
5. «Вася-Вася» | Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя, во время второго имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма. | Знакомство, внимание, наблюдательность и координация | 5-10 | Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата. Довольно сложно, участники с медленным типом мышления могут выпадать из процесса. | |||||||||
6. «Имена-качества» | Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т.д., начинающееся на ту же букву что и имя, которое он мог бы привнести в эту группу сегодня (например: Лариса — любовь, Сергей — скромность). | Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности | любое | Подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно | |||||||||
7. «Вопросы на бумажках» | Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (вариант — на который сам бы хотел ответить).
Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался. |
Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны. | любое | Возможный уход от серьезной работы — написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы?». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой вопрос не по теме. | |||||||||
8. «Мозговой штурм» | Все участники обсуждают проблему, выносят свои предложения по определенным правилам. Важно очень четкое соблюдение принципов обсуждения заданной темы. | Возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем. | Любое | Техническое обеспечение — ватман, маркеры разных цветов. | |||||||||
9. «Я никогда не..» | Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не..». Например — «Я никогда не прыгал с парашютом»).
Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если ля них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого останется последний е загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по честному. |
Знакомство в игровой форме, разрядка | 5-15 | Нужно оговорить, что не считаются вещи, связанные с половыми различиями. Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т.е. это может благотворно влиять на самооценку человека. | |||||||||
10. «Знакомство по парам» | Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей «значимости». В течение 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера остальным участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плеч сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается. | Знакомство, опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны. Внимание к личности другого. Способствует созданию безопасной атмосферы. | Четное 8-16 | Упражнение может вызвать сильные переживания, во время обсуждения надо это учитывать. | |||||||||
11. «Поиск общего» | Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д. | Знакомство, внимание к личности другого и осознание проявлений своей личности. | 8-30 | Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д. | |||||||||
12.
Хлопки |
Участники стоят по кругу и передают друг другу хлопки. Каждый может изменить направление движения хлопков. | Разрядка, концентрация внимания. | 5-20 | ||||||||||
13. «Времена года» | Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача остальных — угадать какое. | Разрядка, знакомство, сплочение группы | 10-25 | ||||||||||
14. «Дни рождения» | Участники молча строятся в линейку по дням рождения | Разрядка, знакомство, сплочение | 5-30 | ||||||||||
15. «Построится по…» | Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величина ладони, веселость, активность и т.д.) | разрядка, сплочение. Осознание относительности любой системы оценки. | любое | Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний зависит не от него, а от оцениваемого критерия. | |||||||||
16. «Разгоняем паровоз» | По кругу по два хлопка в ладоши.
Задача — постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем — обратный процесс |
Сплочение, ощущение общности группы | любое | ||||||||||
17. «Колпак» | «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов. | разрядка, смех, ощущение цельности группы | любое, чем больше, тем лучше | Хорошо проводить во время заключительных занятий | |||||||||
18. «Дракон» | Все участники встают в цепочку. Первый — «голова дракона», последний — «хвост». Голова должна поймать «хвост дракона». | Разрядка, сплочение | 5- 15 | Безопасное помещение | |||||||||
19. «Зоопарк» | По предложению ведущего все изображают каких-либо животных, используя только характерные движения для выбранного животного. | Разрядка, проявление фантазии, выход энергии | 5-25 | Подросткам сложно, возможно только при достаточном уровне «продвинутости» группового процесса | |||||||||
20.
«Эхо» |
Один человек что-то говорит всем остальным, которые стоят напротив и повторяют как эхо. | Взаимодействие «личность — группа», обратная связь | 5-25 | При желании можно добавлять жесты | |||||||||
21. «Переманивания» | Половина групп сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади переманить кого-то на свой стул так. Чтобы это не заметил тот, кто стоит за стулом. Задача того, кто стоит за стулом, не пустить (поймать) «своего» сидящего. | Разрядка, сплочение, проявление личных взаимоотношений | 11-25 нечетное кол-во | ||||||||||
22. «Шишки, желуди, орехи» | Группа разбивается на тройки, участники встают в колонки по трое, лицом в круг. Первые в колонке — «шишки», за ним — «желуди», за ними — «орехи». Ведущий, стоя в центре, называет один и предметов, и все названные должны себе найти место впереди любой другой тройки (ведущий в том числе).
Все участники получают новые названия соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, становится ведущим. |
Разрядка, концентрация внимания. | 13-25 | ||||||||||
23. «Птицы, блохи, пауки» | Группа делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает, кем будет: «птицами», «пауками» или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу. По команде показывают друг другу жест, обозначающий выбранное животное, «пауки» убегают от «птиц», «блохи» от «пауков», «птицы» от «блох». Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду. | Разрядка, концентрация внимания | 10-30 | Просторное, безопасное помещение | |||||||||
24. «Салки-обнималки» | Водящий может осалить того, у кого нет пары (за пару надо крепко держаться).
Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединился последним. |
Разрядка, взаимовыручка, «спасающий физический контакт» | 6-30 | Просторное, безопасное помещение | |||||||||
25. «Зеркало» | В парах один человек повторяет движения другого. Вариант: вся группа повторяет движения одного. | Межличностное взаимодействие, опыт ведения и ведомости. Обратная связь. | любое | ||||||||||
26. «Бурундуки» | Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы. | Разрядка, смех, противодействие с группой. | 10-30 | ||||||||||
27. «Салки по трое» | Три человека берутся за руки, образуя треугольник. Четвертый должен осалить одного из тройки, а двое других должны его защитить. Ведущему нельзя протягивать руку через центр. | Взаимовыручка, разрядка, опыт защищать и быть защищенным.
|
Кратно 4. | ||||||||||
28. «Кузнечик» | Участники садится в круг на коленки. У всех в руках по однотипному предмету. Все поют песню «В траве сидел кузнечик» и на каждый такт передают свой предмет соседу справа. Во время припева предмет не передается. А в такт мелодии передвигается с место на место перед участником. | Разрядка, смех. | 6-15 | Желательно избегать соревновательных компонентов во время игр на занятиях. Но при желании можно его добавить, В этом случае тот, кто путается, выбывает из группы, | |||||||||
29. «Поджигатель» | Все берутся за руки цепочкой и закручиваются вокруг одного человека в плотный клубок. Один из участников «поджигатель» предлагает группе «огонек». Сначала все отказываются, затем соглашаются и когда «поджигатель» дотрагивается до крайнего участника, цепочка искручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают — издают громкий вопль. | Разрядка, сплочение группы | 6-12 | У некоторых участников игры тесный физический контакт внутри «клубка» может вызывать напряжение | |||||||||
30. «Телетайп» | Участники встают в круг, держась за руки.
Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным нажатием рук. Задача ведущего, который стоит в центре, заметить пожатие. Тот кого заметили, становится ведущим. |
Групповое сплочение, снятие возбуждения | 6-20 | Можно использовать для завершения занятия | |||||||||
31. «Рисунок с поводырем» | Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза. «Поводырь» подводит партнера к рисунку на стене и используя только вербальные инструкции помогает ему дорисовать элементы рисунка | Снятие возбуждения межличностный контакт. Опыт беспомощности и ответственности, доверия партнеру. | Любое четное | Рисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со «слепым». | |||||||||
32. «Койот и кролик» | Участники сидят в кругу и передают друг другу два мяча, один «кролик», другой – «койот». Задача «койота» — поймать «кролика». «Кролик» может прыгать из рук в руки, а «койот» только передаваться из рук в руки сидящих рядом. Если два мяча оказались в одних руках, «койот» поймал «кролика». | Разрядка, снятие возбуждения, тренировка реакции, сплочение группы | 6-15 | Довольно сложно, дети с медленным типом мышления могут не справляться и выпадать из процесса. | |||||||||
33.
«Два паровозика» |
Участники разбиваются на команды, по 5-6 человек и встают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, все остальные слепые. Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий дотрагиваясь до последнего «вагона» и он переходит на место паровоза. | Сплочение, опыт ответственности и беспомощности, доверия к другим участникам. | 5 — 30 всего | Просторное, безопасное помещение, ведущий следит за безопасностью | |||||||||
34. «Фруктовая корзина» | Участники сидят в кругу, ведущий в центре. Каждый придумывает себе название1 фрукта. Ведущий говорит, какие фрукты он купил на базаре, и они должны поменяться местами. Задача ведущего успеть занять место. Тот, кто остался без места становится ведущим. | Разрядка | 6-15 | ||||||||||
35. «Стул сгорел» | Стулья (на один меньше чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев, и, по команде ведущего, садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает, после чего, один стул убирается. | Разрядка | 6-30 | Неизбежен соревновательный характер игры. При большом количестве участников можно убирать сразу несколько стульев. | |||||||||
36.
«Поросята утята и котята» |
Участники делятся на «поросят», «котят» и «утят», как на «первый-второй-третий». Все закрывают глаза и, издавая соответствующие звуки, должны найти своих собратьев. | Разрядка | 6-30 | Ведущий заранее говорит, что он играть не будет, так как должен следить за безопасностью. Для игры необходимо безопасное помещение. Для подростков возможно при хорошем уровне развития отношений в группе. | |||||||||
37. «Бабочка-ледышка» | По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышка, то горячая картошка, то бабочка. | Развитие воображения, внимание к тактильным ощущениям | 6- 10 | Возможен всплеск агрессивности во время передачи «бабочки» | |||||||||
38. «Ассоциации» | Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и каждый, у кого в руках мяч, называет слово. Тот, кому перекинули мяч, называет слово-ассоциацию к сказанному предыдущим частником. | Ассоциативное мышление, знакомство | 6-20 | Может быть задана тема для ассоциации -чувства, части тела, проблемы, приятные вещи. Игра может быть неплохим переходом от одной темы к другой. | |||||||||
39.
«Третий лишний» |
Участники разбиваются на пары и встают лицом в круг так, чтобы один был перед другим. Вокруг круга бегают ведущий и беглец. Беглец может стать впереди любой пары, тогда тот, кто стоит сзади становится беглецом. Если ведущий салит беглеца, они меняются ролями. | Разрядка | 14-30 | ||||||||||
40. «Скульптор» | Один из участников изображает из себя скульптуру и говорит ее название ведущему. Все участники по очереди входят комнату, называют увиденную скульптуру и достраивают ее с помощью своего тела. | Внимание к телесным проявлениям и овладение телом, развитие фантазии | 6-12 | Тем, кому может быть скучно ждать своей очереди. | |||||||||
41. «Выход-вход в круг» | Задача одного из участников любым способом выйти или войти из круга, задача группы не дать ему это сделать. Применимы любые методы — от физических до убеждения. | Противостояние группе, умение убедить, умение сказать «нет» | 6-12 | Может стимулировать групповой процесс | |||||||||
42. «Семеро козлят и волк» | Участникам раздаются бумажки, треть из которых с надписью «волк», треть — «коза», треть — «козленок».
«Козлята» идут в вой «дом», а «волки и «козы»не показывая своих бумажек по очереди пытаются их убедить что они «козы» и что им надо открыть дверь. «Козлята» решают пускать или нет. Если пустили «волка», то он забирает от 1 одного до двух «козлят», если «козу» не пустили, то один-два «козленка» «умирают от голода». |
Умение сказать «нет», умение убеждать, умение распознать обман и внимание к невербальным проявлениями | 12-25 | Подростки обычно действуют по принципу «нравится — не нравится», а не делают выводы из формы и содержания убеждения | |||||||||
43. «Слепец и поводырь» | «Поводырь» ведет участника с завязанными глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций. Остальные наблюдают. | Опыт ответственности и беспомощности, доверия партнеру. | Работа в паре | Участники могут по-разному доверять разным членам группы. Можно узнать заранее, кто с кем хочет идти, но может выявиться человек, которому никто не доверяет, это опасно. В то же время кому-то было бы полезно узнать, что ему доверяют. | |||||||||
44. «Мои особенности и преимущества» | Рисунок на чистом листе на данную тему или рисунок или надписи на бланках (например, на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнить информацией о себе на заданную тему).
По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем. |
Формирование позитивной самооценки, внимание к собственной личности и к особенностям другого. | 7-15 | Рисунки желательно оставить участникам и предложить им обращаться к нему в дальнейшем, что-то дополнять. | |||||||||
45. «Собака» | Один из участников начинает описание животного (например, своей собаки) одним предложением и показывая жестом какую-то черту. Следующий участник, повторяя высказывание и жест предыдущего, прибавляет свою черту (слово и жест) и так далее. | Разрядка, снижение возбуждения, сплочение | 6-20 | Подростки могут смущаться изображать что-то при всех. Желателен высокий уровень творческой активности группы. | |||||||||
46. «Слепой паровозик» | Участники сцепляются в маленькие паровозики по двое или по трое. Тот, кто спереди закрывает глаза и слушается движений последнего. Тот, кто в середине — нейтрален. Игра происходит молча. Интересно когда одновременно двигается не меньше пяти паровозиков. | Разрядка, сплочение. Опыт ответственности и доверия или недоверия партнеру. Внимание к телесным ощущениям. | Чем больше, тем лучше | Активно включен телесный компонент, что может вызывать у подростков самые разные Эмоции.
На материале этой игры можно говорить о телесных проявлений доверия и недоверия. |
|||||||||
47. «Ритм» | Участники по очереди задают ритм хлопками так, чтобы он вписывался в уже звучащий. | Сплочение и ощущение общности группы снятие возбуждения, разрядка | любое | Затрагивает глубинные слои психики, может вызвать самые неожиданные чувства. | |||||||||
48. «Горячий стул» | Один из участников по желанию садится в центр круга, остальные говорят ему, с чем или с кем он у них ассоциируется, какие чувства вызывает. Затем обсуждаются переживания всех участников во время упражнения. | Навык восприятия мнения окружающих о себе. Провоцирует возникновение сильных переживаний, развитие группового процесса. | 10-20 | При работе с подростками возможно при достаточно высоком уровне безопасности на группе и способности участников говорить о своих переживаниях и не оценивать друг друга. | |||||||||
49. «Карта моей души» | Рисунок на чистом листе либо на бланке с контурами территорий. По желанию участников можно показать рисунок группе и рассказать, где что нарисовано. | Формирование «Я-концепции», возможность побыть с самим собой, формирование более глубокого отношения друг к другу. | 10-20 | Если всем захочется делится рисунками, процесс может затянуться и стать скучным для участников.
Рисунки участникам хорошо взять себе и возвращаться к ним в дальнейшем, например, повесить над столом дома. |
|||||||||
50. «Выражение чувств» | Участники вытягивают по очереди бумажки с названиями чувств и молча мимически выражают это чувство. Затем, произвольно передвигаясь, находят себе партнеров. Выражающих аналогичные чувства, собираются в группы. По знаку ведущего выясняют насколько однородные группы образовались. | Понимание важности языка тела, налаживание связи между чувством и его телесным выражением | не меньше 10 | Может быть, скучно для подростков, если группа недостаточно «разогрета». | |||||||||
51. «Закрашивание контура человека» | Участникам раздаются листы бумаги с контурами человека. Под медитативную музыку группе предлагается вспомнить, когда испытывалось о или иное чувство, свои ощущения в теле в это время и затем изобразить на контуре человека это чувство (желательно используя разные цвета). | Внимание к собственным чувствам и переживаниям, установление связи между чувством и его проявлением в теле. | Любое | Такие упражнения помогают ощутить свои чувства как свою собственность.
Нужны контуры человечков и цветные фломастеры в достаточном количестве. |
|||||||||
52. «Ужасно-прекрасный рисунок» | Участникам раздается по листу бумаги и о одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу права и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходится весь круг, рисунок возвращается хозяину и упражнение обсуждается. | Стимулирование группового процесса, разрядка, выражение агрессии | Не больше 12. | ||||||||||
53. «Кораблекрушение» | Участникам раздается список необходимых предметов (см. приложение) и диктуется инструкция. Сначала каждый выполняет задание самостоятельно, затем объединяются в пары или группы по 3-4 человека, приходят к общему мнению, затем делают то же самое всей группой, обсуждение. | Упражнение на формирование навыка противостояния групповому давлению и отстаивания собственного мнения, ознакомление с ролевой структурой группы — выявление лидеров, пассивной части, негативных лидеров, группировок. | 5-20 | Упражнение занимает много времени (минимум 40 минут), возможно проявление агрессии и резкое разделение на непримиримые друг с другом подгруппы. | |||||||||
54.
«Ценности» |
Участникам раздаются по шесть листочков, и предлагается на каждом из них написать то, что им ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что случилось что-то страшное, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять, отложить бумажку и осознать, как им теперь без этого живется. Затем так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек, так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Обсуждение. | Возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии — ценностей | Любое | Упражнение выполняется под медитативную музыку, большое значение имеют интонации и голос ведущего, произносимый текст должен быть простым и гладким. Упражнение провоцирует возникновение очень глубоких переживаний. Обстановка во время проведения упражнения должна быть предельно безопасной — не должно быть лишних звуков, никто не должен входить в помещение, участники не должны мешать друг другу (их можно рассадить на комфортное расстояние друг от друга).
Ведущему обязательно предварительно надо попробовать проделать это упражнение, оценить его глубину и сложность. |
|||||||||
55. «Да-нет» | Ведущий произносит утверждение (например — «Я люблю смотреть футбол»).
Все вытягивают руку и если согласны, поднимают большой палец вверх, если не согласны — вниз. Характер утверждений становится более серьезным (например, «Мне иногда бывает одиноко»). Утверждения может произносить любой участник группы. |
Помогает увидеть общность и уникальность каждого. | Любое | Можно использовать для перехода к работе над серьезными темами. | |||||||||
56. «Ладошка» | Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет — на листе (снаружи ладони) что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг, хозяину лист возвращается в перевернутом виде. | Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций | |||||||||||
57. «Границы», «Скажи: «СТОП!» | Участники по очереди подходят друг к другу, можно разными способами. Тот, к кому подходят должен сказать «Стоп», когда, на его взгляд, партнер подойдет слишком близко. | Осознание собственных физических и психологических границ. | четное, любое | ||||||||||
58. «Немой зоопарк» | Каждый участник придумывает животное и. обозначает его каким-либо жестом. Затем по произвольной цепочке передают друг другу приветы — показывая свое животное и животное того, кому привет передается. | Разрядка, память и внимание, спонтанное мышление | любое | ||||||||||
59.
Семейная скульптура |
Разыгрывается ролевая игра с участием различных членов семьи. В зависимости от задачи, в этой семье могут быть определенные проблемы. В конце игры участники создают скульптуру — каждый занимает подходящую для себя позицию по отношению к другим членам семьи. Обсуждение с привлечением зрителей. | Осознание и чувствование в теле ролевой позиции, возможность ее соотношения с реальной жизненной ситуацией, с реальной семьей. | 5-7 | После того, как скульптура построена, участникам необходимо помочь выйти из роли. | |||||||||
60. «Преодолей препятствие» | Участники выстраиваются в линейку. Инструкция: «Представьте, что вы стоите на краю пропасти и Вам надо преодолеть сложные препятствия. Препятствия представляют собой участники команды. Преодолевающий должен мобилизовать всю свою фантазию, чтобы каждое из «препятствий» было преодолено. Варианты препятствий могут быть совершенно различными: моральные, физические, эмоциональные, интеллектуальные, и т.д. и требующие различных и нестандартных подходов к решению проблемы преодоления препятствия. Одно условие — не наносить друг другу физического или морального ущерба. Каждый из участников команды обязательно должен быть и «препятствием» и «преодолевающим». | Необходимо мобилизовать всю свою волю к — победе и обязательно постараться быстро и нестандартно мыслить, чтобы понять «что хочет препятствие», как и каким образом его следует преодолевать. | 7-10 | Очень эмоциональная игра. В её процессе поощряется открытое проявление эмоций. Ведущий внимательно следит за соблюдением правил. В конце игры проводится тщательное обсуждение. | |||||||||
61. «Клубок» | Каждый из участников держа в руках клубок говорит о том, как его лично коснулась обсуждаемая проблема. Затем наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую «паутинку» можно распутать, а можно скомкать. | Осознание общности проблем и возможности взаимоподдержки. | любое | Ведущему следует задать тон серьезного раз- говора. Упражнения эмоциональное, могут возникнуть глубокие переживания | |||||||||
62. Деловая игра «Грани творчества» | Участникам предлагается представить себя руководителями учебных учреждений. Задача – развитие творческих возможностей детей и взрослых. Как — это сделать, решается с помощью техники мозгового штурма. | Осознание степени своего участия в решении проблемы — | любое | Все участники должны знать правила проведения мозгового штурма. | |||||||||
63. «Кочки» | На листочках пишется по одному слову из пословицы, листочки раздаются участникам (в произвольном порядке).
Участники встают в линейку на листы бумаги формата А4. Задача — не становясь на пол, построится в правильном порядке. |
Сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблемы. | 7-10 | ||||||||||
64. «1,2,3,4,5,» | Участники произносят счет «1,2,3,4,5» делая движения руками (как бы стуча в дверь сначала правой, потом левой рукой, сначала на уровне головы, на уровне пояса), наклоняются вперед и говорят 5 раз «ХИ», затем назад и 5 раз «ХА». Убыстряя темп, делают это 5 раз, затем 4, 3, 2, и 1. | Разрядка, позитивные эмоции | Любое | ||||||||||
65. «Доверяющее падение» | Один из участников падает на сцепленные руки остальных с более высокой позиции, спиной. Задача группы — его не уронить. | Опыт преодоления недоверия и страха. опыт доверительного отношения и поддержки. | 7-15 | Важно обеспечить «поимку» падающего | |||||||||
66. «Остановись — подумай» | Записать ситуации принятия решений. Проиграть их в процессе ролевой игры, где участники делают реальные шаги в пространстве в соответствии с шагами модели, произнося рассуждения вслух. | Осознание привычных способов и проработка новых навыков принятия решения. | Любое | Во время обсуждения назвать примеры повседневных и важных решений. Например, касающиеся взаимоотношений с людьми. Участники высказываются, как ведёт себя человек, принимая повседневные и жизненно важные решения, есть ли разница в поведении в зависимости от выбора интересного дела. | |||||||||
67. «Надписи на спине» | Участникам прикрепляется к спине листок, все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке. | Опыт получения позитивной обратной связи и доверительного отношения к группе. | Чем больше, тем лучше | Задачу можно усложнить — например, писать то, что бы хотелось изменить в этом человеке. Возможно при достаточном уровне безопасности в группе. | |||||||||
68. «Оценка ситуации» | Участники называют по 1-2 стрессовых или проблемных события, когда- либо перенесенных ими. Получившийся перечень записывается. Далее проводится первичная, вторичная оценки и переоценка этих событий каждым из участников, используя элементы ролевой игры, гротеска, наглядности, визуализации процесса мышления и т.д. | Осознание собственных установок и резервов возможностей оценки ситуации. Отработка навыков оценки ситуации. | Любое | Можно найти тех, кто хочет развить мастерство в вопросах преодоления проблем и помогать другим. Предложите им расширить свои задачи и разработать подходы к консультированию по вопросам, оценки проблемы и выбора эффективного варианта поведения. | |||||||||
69. «Табу» | Ведущий ставит в центре небольшую коробку, в которой что-то лежит, и поясняет: «Там лежит то, чего нельзя». Каждому предлагается проявить себя в отношении предмета. Участники могут вставать, оставаться на месте, выражать отношение мимикой или жестами, подходить к коробке, брать в руки, заглядывать — каждый как считает нужным. Если кто-то ничего не предпримет — это тоже будет его способом реагирования на ситуацию. | Это упражнение позволяет участникам понять, как они относятся к запретам и ограничениям, руководят подростками в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор. | Любое | При выполнении этого упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость. | |||||||||
70. Невербальное знакомство | Участникам предлагается молча и хаотично знакомиться друг с другом: руками с закрытыми глазами, глазами, спинами и т.д. | Опыт преодоления барьеров в общении, осознание собственных сложностей. | Чем больше, тем лучше | Возможно при достаточной «разогретости» группы | |||||||||