Название | Характеристика | Виды | Достоинства | Недостатки |
Метод наблюдения | Наблюдениеотносится к одному из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящее в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. В процессе его осуществления психолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения. | 1)Включённое (исследователь-участник изучаемого) 2)Невключённое (исследователь — не участник изучаемого) 3)Систематизированное (единицы наблюдения чётко определены) 4)Несистематизированное (общее наблюдение без выделения единиц) и т.д. | 1)Непосредственная связь исследователя с объектом его изучения; 2)Дешевизна; 3)Гибкость метода. | 1)Этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. 2)Данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий. |
Экспериментальный метод | Эксперимент — это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния.
В отличие от наблюдения психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Если в наблюдении исследователь не в состоянии даже предвидеть изменения, то в эксперименте он сам создает условия, в которых психическое явление может объективироваться. |
1)Лабораторный 2)Естественный 3)Констатирующий (ограничивающийся констатацией изменений изучаемого явления) 4)Формирующий (предусматривает целенаправленное воздействие экспериментатора на изучаемое психическое явление) | 1)Важным преимуществом метода эксперимента является возможность повтора с целью накопления количественных данных о типичность исследуемого явления. | 1) условия эксперимента могут привести к нарушению естественного течения деятельности человека, в результате чего возможны ошибочные выводы. |
Беседа | Беседа — Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого. | 1)Клиническая беседа (способ исследования целостной личности, в ходе которой стремление исследователя – получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, и т.д.) 2)Интервью (целенаправленный опрос «лицом к лицу») | 1)личная беседа обеспечивает высокую степень доверительности, исследуемый предмет раскрывается полнее; 2)позволяет проводить опросы среди узкой или труднодоступной целевой группы; | 1)требует больших затрат времени; 2)достаточно дорог |
Анкетирование | Анкетирование — сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезойисследования. | 1) анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. 2)анкеты селективного типа (несколько вариантов ответа).
3)анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. |
1)Быстрое получение большого количества материалов | 1)Метод позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы при помощи анкет и вопросников не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. |
Моделирование | Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, беседы, анкетирования или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. | 1)Техническое; ( создание прибора или устройства) 2)Логическое; (основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.) 3)Математическое; (представляет собой выражение или формулу) 4)Кибернетическое (использование элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.) | 1)Компактность и наглядность моделей. | 1)Неточность в исследованиях 2)Дорогостоящий метод. |