Адаптация —постоянный процесс активного приспособления ребенка к социальной среде.
Адаптация социальная – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также преодоления последствий психологической или моральной травмы.
Адаптирующая функция социальной среды –это одна из основных ее функций, заключающаяся в том, что саму социализацию иногда рассматривают как процесс адаптации человека к окружающей среде, некритического, пассивного усвоения норм, правил, ценностей того общества, той социальной среды, в которой протекает его жизнедеятельность.
Аддикция – саморазрушающее поведение, которое выражается в стремлении уйти от реальности путем изменения своего состояния посредством приема каких-либо химических веществ или какой — либо деятельности (Интернет, игры и т. д.).
Адекватность – это способность соответствовать требованиям ситуации и ожиданиям людей его уровня.
Акцентуация – выделение, подчеркивание некоего свойства или признака на фоне прочих, его особенное развитие.
Активное слушание – средство повышения эффективности коммуникации, состоящее в использовании высказываний, облегчающих принятие и самораскрытие партнеров по общению, и в избегании высказываний, затрудняющих этот процесс.
Антиобщественные действия – действия, нарушающие права и законные интересы других лиц
Асоциальность — это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам.
Аффилиация – потребность подростка в принадлежности, включенности в какую-либо группу или общность, эмоциональном принятии группой.
Безнадзорность – социальное явление, характеризующееся отсутствием надлежащего контроля за поведением и образом жизни несовершеннолетних, способствующее совершению ими правонарушений.
Беспризорный – несовершеннолетний, не имеющий родительского или государственного попечения, постоянного места жительства и (или) места пребывания, соответствующих возрасту позитивных занятий; лишенный необходимого ухода, воспитания; не получающий систематического обучения.
Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – одно из направлений в психологии и социологии, имеющее своим предметом поведение людей, понимаемое как реакция на воздействие внешней среды (стимулы).
Взаимодействие социальное –система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного социального субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других.
М. Вебер: концепция социального действия и его типов
... именно их экономическое поведение и его мотивация. Это поведение он и считал социальным действием. Теория социального действия представляет собой «ядро» ... принципы веберовской социологии тесно связаны с теоретической ситуацией западного обществознания конца XIX в. Особенно важно ... других» в свою очередь принять их впоследствии в процессе обмена)Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. ...
Внешняя мотивация —совокупность побудительных причин деятельности, не связанных непосредственно с её содержанием, лежащих вне неё.
Внутренний социальный контроль — вид социального контроля, в основе которого лежат ценности, нормы, ролевые ожидания, обычаи, интернализованные индивидом в процессе социализации.
Внутренняя мотивация – совокупность побудительных причин деятельности, непосредственно заложенных в самом содержании деятельности и условиях её выполнения (например, интерес к самому процессу деятельности).
Внутригрупповой конфликт – конфликт, возникающий в группах между людьми, осуществляющих совместную деятельность, находящихся в непосредственных взаимосвязях и взаимоотношениях, для которых характерны общие интересы и цели, внутренняя расчлененность функций и ролей.
Внушение– неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающие определенные изменения в его психологии и поведении.
Воздействие– целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому.
Воспитание – целенаправленной работы особых институтов (субъектов) по формированию взглядов, убеждений, норм, а также практического поведения в соответствии с ними.
Группа – совокупность людей, выделенная на основе каких-либо одного или нескольких, общих для них признаков.
Групповая динамика – направление исследований в социальной психологии, в котором изучается процесс возникновения, функционирования и развития разных групп.
Групповая сплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.
Группы риска — это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникающие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, к биологической гибели.
Девиантное поведение – с точки зрения педагогики понимается как отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде норм поведения и межличностных взаимоотношений, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей.
Дезадаптация – нарушение равновесия между психической или социальной деятельностью личности и требованиями среды.
Делинквентное поведение – повторяющиеся асоциальные поступки, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые или социальные нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за незначительной общественной опасности проступков.
Депривация – потеря значимых для психического развития факторов; лишения, претерпеваемые ребенком из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей.
Десоциализация – социализация, совершаемая под влиянием негативных факторов, которые приводят к социальной дезадаптации, имеющей асоциальный противоправный характер, к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной направленности.
Дайтекраткую характеристику особенностей работы с детьми девиантного поведения
... о семьях, составляет «Социальный паспорт школы». Таким образом, на уровне администрации школы имеется полная информация о семьях учащихся. Работа с ребенком девиантного поведения или его семьей, как ...
Деструктивное поведение – направлено на разрушение предметов, других людей и самого себя; неконструктивное поведение.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и т. д.).
Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, оба родителя которых или единственный из них оставили их без попечения по причинам: лишения или ограничения родительских прав; признания безвестно отсутствующими, а также недееспособными; объявления умершими; нахождения в лечебных учреждениях или местах лишения свободы; уклонения от воспитания детей, от защиты их прав и интересов; отказа взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения.
Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба
родителя или единственный из них.
Детская организация – самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально-ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. При наличии указанных признаков независимо от численного состава (но не менее 10 человек) детское общественное объединение признается организацией.
Дискриминация в отношении детей – отсутствие равных прав для детей.
Дивергентный (способности, мышление) – ветвящийся, расходящийся.
Единство общества – особое качественное состояние общественной жизни, при котором, несмотря на наличие в обществе различных социальных групп и политических сил со своими специфическими интересами и целями, удается достичь высокого уровня их доверия, согласия и сотрудничества.
Законы социальные – необходимые, существенные, повторяющиеся и устойчивые взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, определяющие характер и общее направление развития общества.
Запущенность социальная — несформированность у ребёнка социальных чувств, интересов, навыков и умений.
Идентификация – отождествление себя с другим человеком
или объектом действительности.
Идентичность – условие, при котором человек ощущает себя неизменным (в своих существенных проявлениях), действуя в самых разных жизненных ситуациях.
Иерархия мотивов – система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.
Изменение социальное –переход социальных систем, их элементов из одного состояния в другое.
Имидж – эмоционально-окрашенный стереотип восприятия массовым, обыденным сознанием кого-либо, чего-либо.
Институт социальный – устойчивый комплекс норм, правил, принципов, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему статусов и ролей.
Роль предметного мира в приобщении детей к социальной действительности
... последнее время большое внимание уделяется программе социального развития ребенка. Основная задача этой программы – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку понять свое место в этом ... социальное развитие. Социальное развитие личности является одним из аспектов ее социализации, понимаемой в философии как процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, ...
Интеракция – процесс и отдельные акты социального взаимодействия индивидов.
Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия.
Компетентный – знающий, сведущий в определенной области.
Конвергентные способности – способность правильно и быстро находить единственно верное решение, основная составляющая психометрического интеллекта.
Консультация психологическая – одна из форм оказания психологической помощи людям, испытывающим потребность в оптимизации своей психической активности, в преодолении неприятных психических состояний и затруднений, чувства безысходности, в организации самовоспитания и др.
Контроль социальный – форма и способы воздействия, применяемые социальными группами для регулирования поведения их членов.
Конфликт личностно-ролевой – ситуация противоречия между свойствами и устремлениями личности и требованиями социальной роли.
Конформизм – принятие господствующих в обществе идей, ценностей, норм и приспособление к существующему общественному порядку.
Культура социальная – система социально значимых знаний, ценностей, норм, традиций, организующих жизнедеятельность людей в обществе.
Лидерство– способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.
Личность – совокупность (система) социально-значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой личного усвоения, обогащения и развития человеком социального опыта.
Люмпены – деклассированные элементы, находящиеся «на дне» общества и утратившие общепринятые ценности, нормы, правила поведения (нищие, бродяги, бомжи, уголовники и т. п.).
Манипуляция – вид психологического воздействия, в ходе которого один из общающихся стремится получить односторонний выигрыш за счет использования другого в качестве средства достижения своих целей.
Маргинальные группы населения – группы, отвергающие
определённые ценности и традиции той культуры, в которой они находятся, и утверждающие свою собственную систему норм и ценностей.
Мобильность социальная – изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве. Различают вертикальную и горизонтальную мобильность. Первая сопровождается повышением или понижением социального статуса, вторая не предполагает изменения статуса.
Молодежная субкультура – неформальное молодежное объединение, где интегрирующим, объединяющим стержнем является образ жизни, собственная мораль, духовные ценности, атрибутика.
Мотив – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.
Мотивы поведения личности
... избежать неудачи. Список литературы 1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976 2. Ильин Е.П. Мотивация и ... их можно разбить на три группы: физиологические, психологические, социальные. Вторая стадия — поиск путей удовлетворения потребности. Раз ... [2, с.103] Рассматривая мотив, как некий побудитель поведения и деятельности, необходимо выделить три его функции: побуждающую, ...
Напряженность психическая – это особое психическое состояние человека, характеризующееся высокой интенсивностью психологических и физиологических процессов в результате воздействия стресса.
Настроение – психическое состояние, определяемое комплексом чувств, объединенных цельностью и устойчивостью их переживания.
Насилие в отношении ребенка – все формы физического и/или
эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия; коммерческая или иная эксплуатация, причиняющая настоящий или потенциальный вред детскому здоровью, выживанию, развитию.
Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям его воспитанию или содержанию.
Негативизм– сопротивление внешним влияниям. Пассивный –
невыполнение требований, активный – поведение, противоположное
требуемому.
Неформальная группа – объединение небольшого числа молодежи или подростков на основе близости возраста, территориальной общности, сходства интересов.
Норма социальная – общепринятые правила поведения людей; предъявляемые обществом или социальной группой требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения.
Обучаемость –одна из общих способностей личности:
1) восприимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуации;
2) способность к быстрому и качественному усвоению знаний, умений, навыков.
Опека –форма устройства малолетних и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и
попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Охрана прав детей –комплексная система мер, направленная
на охрану прав всех детей с особым акцентом на группы детей, находящихся в тяжелых жизненных ситуациях.
Общительность –одна из коммуникативных черт характера
человека, связанная с высшей нервной деятельностью (ВНД), темпераментом, а также такими качествами, как контактность, экспрессивность, инициативность в общении и др.
Ожидание социальное – подразумеваемые требования, предъявляемые окружающими индивиду по отношению к его действиям, мыслям и чувствам, необходимым в той или иной ситуации.
Патронаж (от фр. patronage – покровительство) – вид социального обслуживания, преимущественно на дому, индивидуальных клиентов и групп риска.
Педагогическая диагностика –изучение личности ребенка, особенностей детского коллектива и социального окружения в целях обеспечения эффективности индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе.
Педагогическая запущенность –последствия дезинтегрирующего влияния на развитие личности в совокупности всех факторов при доминировании психолого-педагогических. Появляется, прежде всего, в слабом овладении ведущими видами деятельности, обеспечивающими полноценное индивидуально-психологическое и личностное развитие ребенка.
Человек, индивид, личность, индивидуальность
... ребенок является человеком и индивидом, но он еще не является личностью: для этого ему предстоит пройти сложный процесс и биологического, и психического, а главное - социального ... личную ответственность. Вот тут-то и проявляются основные характеристики личности капиталиста: целерациональное поведение, социальная ответственность за богатство, накопительство, бережливость, усердие и трудолюбие, ...
Поведение делинквентное –антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках.
Поведение криминальное –поведение, нарушающее социальные, культурные и особенно правовые нормы.
Попечительство –форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии с законодательством РФ.
Привычка –действие, постоянное осуществление которого стало потребностью.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних –система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемая в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Профилактика общая –система мер, ориентированных на предупреждение возникновения проблемы.
Потребность –состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельность.
Развитие социальное – социальное изменение, ведущее к появлению новых общественных отношений, новых социальных ценностей, норм, институтов и т. д.
Ребенок – лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.
Ресоциализация – возвращение подростка в общество в качестве полноценного члена.
Референтная группа – группа людей, в чем-то привлекательных для индивида, групповой источник индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.
Роль социальная – динамический аспект социального статуса; поведение, которое ожидается от индивида, имеющего определенный социальный статус.
Самоопределение личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
Самооценка – оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Саморазвитие – сознательное изменение или сохранение в неизменном виде Я – самости, выбранными личностью способами.
Самосознание – оценка человеком своих потребностей, мотивов, влечений, способностей и личностных качеств.
Самооценка– оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам.
Самость – проявление неосознаваемых, индивидуальных особенностей, оцениваемых другими людьми.
Самоутверждение – стремление человека к сохранению высокой самооценки и подтверждению ее справедливости в оценках других людей, а также вызванное этим стремлением поведение.
Санкции социальные – средства социального контроля, применяемые к членам общества для обеспечения одобряемого поведения.
Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов ...
... холерику 2)сангвинику 3)флегматику 4) меланхолику 2. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа: 1) интровертированного 2) экстравертированного 3) интропунитивного 3. шизоидного ... Восприятие 3) мышление 4) воображение 5) внимание Уровень агрессии индивида тем выше Чем ниже уровень его социализированности 2) Чем выше ...
Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания недееспособными и т. д.
Социализация – совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом социокультурного опыта, формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно исторического типа личности и субъекта социокультурных
практик данного общества.
Социальная группа – любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.
Социальная дезадаптация – нарушение взаимодействия индивида со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.
Социальная профилактика (превенция) – деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально-терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.
Социальная реабилитация – комплекс мер, осуществляемый органами и учреждениями системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, направленный на правовое, социальное, физическое, психическое, педагогическое, моральное и (или) материальное восстановление несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус, ожидаемое поведение индивида.
Социально-неприспособленный (дезадаптированный) ребенок – ребенок, на чье развитие и роль в обществе существенное влияние оказывает его индивидуальное стрессовое состояние илиокружающая среда.
Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью.
Социальное консультирование – технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека по поводу его социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения.
Социальные отклонения – отступления от общепринятых в обществе ценностей и норм.
Социальные службы для детей – организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.
Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъектов в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
Человек как единство биологического, психического и социального. ...
... с его уникальными биологическими, психическими и социальными характеристиками. Понятие «личность» подчеркивает социальную сущность индивида, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат ... к вопросам смысла жизни человека и т.д. 2. Понятия «человек», «индивид», «личность». Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность». «Человек» – это общее, ...
Социально-профессиональная идентификация – отождествление индивидом себя с другим человеком или группой; непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей тождественности с объектом.
Социальный контроль – совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок.
Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с правами и обязанностями.
Специальные учебно-воспитательные учреждения – особый вид образовательных учреждений для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся) поведением, призванных обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создать условия для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.
Стресс, или общий адаптационный синдром – комплекс физиологических реакций, который представляет собой реакцию адаптации, состоящую из трех фаз: тревоги, повышенной резистентности и истощения.
Субкультура – совокупность специфических социально психологических и культурных признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов), влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп и позволяющих им осознавать и утверждать себя в качестве «мы», отличном от «они» (остальных представителей социума).
Технология социально-педагогической работы – система строго последовательных действий профессионала, нацеленных на решение определенной социально-педагогической задачи, проблемы.
Типы интеллектуальной активности – субъективно специфичные и относительно стабильные симптомокомплексы процессуальных и результативных характеристик природного, вербального и регулирующего уровней интеллекта.
Трансспектива – психологическое образование, в котором органически объединяются, интегрируются прошлое, настоящее и будущее личности
Тревожность – склонность индивида к переживанию, тревоге, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.
Толерантность – уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, обязанность активными действиями способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка, важнейшее условие существования плюрализма демократического общества, основа ненасильственного решения проблем и конфликтов на всех уровнях социума.
Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение в течение длительного времени.
Убеждение – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.
Управление – социальное воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.
Установка (аттитюд) – готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека.
Человек как личность в системе социогенеза
... системы. Совместная жизнь людей предполагается как функционирование ее членов в рамках определенной социальной структуры. Функция каждого вида “действия” состоит в решении тех или иных социально ... черту или совокупность черт, отличающих одного человека от других. ... В социогенезе история личности представляется процессом взаимодействия инвариантных ... функций в их общем историческом развитии, специфику ...
Факторы риска – обстоятельства, способствующие возникновению и развитию различных социальных и поведенческих отклонений, нарушений здоровья.
Черта личности (диспозиция) – внутренняя относительно устойчивая предрасположенность индивида к определенному поведению в определенном классе ситуаций, складывающаяся в силу определенных потребностей, мотивов, интересов, склонностей, установок.
Ценностные ориентации – субъективное, индивидуальное отражение сознания человека, социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе.
Ценности – объекты разного рода, способные удовлетворять человеческие потребности (предметы, занятия, отношения, люди, группы и др.).
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.
Экспектации (ролевые ожидания) – совокупность неформальных требований к выполнению соответствующих социальных ролей.
Экспертиза – исследование объектов или обстоятельств, позволяющее разрешить дело по существу, дать оценку происходящих событий, прогноз их развития.
Эмансипация – освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков, вообще от всего устаревшего.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование, переживание другого человека.
Ювенальная юстиция – система законодательства, регулирующая правоотношения в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, механизм защиты и соблюдения прав несовершеннолетних правонарушителей в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства.
Я-концепция – относительно устойчивая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов.