Формы психологического сопровождения студентов с ОВЗ.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Психология

факультет

Прикладная психология

кафедра

 

Работа на тему:

Формы психологического сопровождения студентов с ОВЗ.

 

Выполнила работу:

студентка 3 курса

группы ПС-31

Беликова Н.В.

Проверила:

Сязина Н.Ю.

 

 

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить сопровождение как системную интегративную технологию оказания комплексной помощи, для которой характерно объединение специалистов различного профиля в решении задач помощи и определение нормативных, методологических, содержательных и иных основ помощи. Ключевым моментом понятия «сопровождение» является обеспечение развития студента-инвалида и студента с ОВЗ через предоставление дозированного психолого — медико — педагогического воздействия.

Получение профессионального образования, качественных профессиональных навыков и умений людьми с ОВЗ обеспечивает им успешность социализации и возможность интеграции в общество, позволяет обрести независимость и экономическую самостоятельность.

Особую актуальность приобретает задача создания эффективной системы обучения и воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья, направленной на достижение каждым из них максимально возможного уровня личностного развития, образования, профессиональной самореализации. Решение этой задачи требует разработки специальных мероприятий. Все чаще специалисты обращаются к технологиям, связанным с психолого-педагогическим сопровождением учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение — это целостная, системно организованная деятельность, в результате которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого студента. Эффективно организованное сопровождение помогает преодолеть проблемы в обучении, открывает перспективы личностного роста, предполагает поиск скрытых ресурсов развития, опору на собственные возможности и создание на этой основе условий для восстановления социальных связей.

Социализация личности осуществляется в трех сферах: деятельность, общение, самосознание. В каждой из этих сфер происходит расширение социальных связей индивида: освоение новых видов деятельности, умножение контактов с другими людьми, развитие самосознания, становление образа «Я». Период обучения в профессиональном образовательном учреждении является одним из значимых жизненных этапов взрослеющего человека в плане усвоения социального опыта, вхождения в социальную среду.

11 стр., 5376 слов

Социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников ...

... сопровождения адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе. 3.      Осуществить психолого-педагогическую диагностику показателей адаптации студентов ... формирование профессионально необходимых качеств личности, развитие устойчивого положительного интереса и отношения ... личности, а также с помощью регулирующего влияния объективных факторов на ...

Сопровождение представляет собой целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого обучающегося.

Одной из приоритетных задач сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ является организация конструктивного сотрудничества, которое открывает перспективы его личностного роста, автоматически запускает процессы социальной адаптации и последующей успешной социализации.

Идея сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов, последовательно и детально разрабатывается в работах С.В.Алехиной, М.Р.Битяновой, Э.М.Александровской, Е.И.Казаковой и др. в трех основных плоскостях: ценностно-смысловые основания метода сопровождения; организационные модели сопровождающей деятельности; содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения.

Суть психолого-психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья состоит в создании условий, способствующих их психологическому здоровью, успешности в овладении знаниями и умениями, гармонизации эмоционального состояния, развитию навыков общения, расширению позитивного личного и социального опыта.

Выделяют три взаимосвязанных компонента психолого-педагогического сопровождения обучающихся:

— изучение личности студентов;

— создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;

— непосредственную психолого-педагогическую помощь студенту.

Важное место в образовательном процессе занимает индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Обязательными направлениями для организации сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ являются:

1. Диагностическая работа.

Обеспечивает своевременное выявление особенностей развития студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ. Это позволяет получить реальную картину состояния и развития указанной категории студентов, спланировать комплекс коррекционных мероприятий.

Психологическая помощь семье.

Система психологического сопровождения студентов-инвалидов в вузе должна начинаться в довузовский период. В рамках довузовской подготовки психологическое сопровождение может включать в себя профориентацию абитуриентов в зависимости от нозологии, способностей, склонностей, интересов. На этом этапе необходимо начинать формирование навы­ков социально-психологической адаптации наряду с довузовской учебной подготовкой, развитие коммуникативных умений, формирование готовности абитуриентов к обучению в интегрированных группах и внутривузовской жизни средствами социально-психологи­ческого тренинга.

5 стр., 2182 слов

Психологическое сопровождение развитияличности ребенка-инвалида

... специ-ального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию – коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом. ...

Психологическое сопровождение студентов с ОВЗ в процессе обучения в вузе может включать в себя:

Создание адаптационных программ (по нозологиям, учитывая психологические особенности людей с инвалидностью);

Проведение социально-психологических тренинговых программ для развития коммуникативных, ассертивных, творческих навыков и умений;

Обучение студентов-инвалидов приемам саморегуляции;

Оказание психологической помощи в виде индивидуальных и групповых консультаций;

Создание психологических консультативных пунктов по вопросам особенностей обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в интегрированных группах;

Педагогическое сопровождение учебного процесса студентов с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от нозологий, например, опорные конспекты лекций для студентов с патологиями слуха, аудиозаписи лекций для студентов с патологиями зрения;

Проведение комплексных психодиагностических исследований студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в вузе с целью изучения динамики личностных изменений.

Для достижения наибольшего эффекта психологического сопровождения студентов с ОВЗ недостаточно использовать только психокоррекционные воздействия. Последние должны выступать в комплексе с другими видами психологического воздействия, а именно, с психологическим просвещением, психопрофилактикой, информационным просвещением преподавателей и другими видами деятельности психолога, образующими единую стратегию психологического сопровождения студентов-инвалидов на этапе их обучения в вузе.

Основные формы работы педагога-психолога при осуществлении психологического сопровождения.

Утверждение парадигмы развивающего, личностно-ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров и психологической компетентности всех участников образовательного процесса требуют перехода к практико-ориентированным формам предоставлении информации, оснащению педагогов и родителей психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения.

Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие (развивающее, коррекционное) с элементами тренинговых технологий, психологический тренинг, мастер-класс, круглый стол, беседа с элементами практикума, семинар, консультация, психологическая игра, психологический урок, самодиагностика (обучающая диагностика), неделя психологии, психологический (интеллектуальный) марафон, социальный (учебный) проект

1. Индивидуальное психологическое консультирование –профессиональная помощь студенту в поиске разрешения его личностной проблемной ситуации. В трудный момент жизни индивидуальное психологическое консультирование может помочь человеку преодолеть стресс, лучше понять сложившуюся жизненную ситуацию, принять взвешенное решение. В ходе психологического консультирования у человека появляется возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и, в соответствии с этим новым видением, скорректировать свое поведение.

2. Психологическая диагностика индивидуально-типологических характеристик и особенностей обучающихся, что позволяет студентам в процессе профессиональной подготовки в вузе опираться на выявленные способности и возможности их личности тем самым обеспечивать успешность своей профессиональной подготовки.

20 стр., 9612 слов

Психологическая поддержка и сопровождение

... исследований. 2) Психологическом консультировании и психологической помощи: - аттестация должностей, с учетом психологических требований к ... мероприятиях принадлежит психологической службе предприятия. 2. Психологическая поддержка и сопровождение Психологическая служба ПС ... на поиск, оценку и обучение новых сотрудников. 1. Общая ... кадров и взаимодействия с вузами, создания эффективных программ развития ...

3. Коучинг: организационное консультирование направлено на расширение потенциала человека с целью достижения им максимального результата в рамках поставленной цели. Данная форма дает возможность студентам грамотно и осознанно планировать и осуществлять учебную и профессиональную деятельность.

4. Групповая работа(участие в работе тренингов, мастер-классов, тюторских групп, групповой терапии), целью которой является социально-психологическая адаптация обучающихся к новым условиям учебной деятельности и формирование социально и профессионально важных качеств будущих специалистов социальной сферы.

5. Семейное консультирование(работа со всеми членами студенческой молодой семьи) предполагает исследование моделей дисфункционального поведения и взаимодействия в семье и оказание соответствующей помощи в формировании эффективных и конструктивных семейных взаимоотношений.

6. Консультации по вопросам самопознания, самоопределения, самовыражения и самореализации личности позволяют студентам выстраивать индивидуальную траекторию профессионального становления.

8. Электронная психологическая почта(конфиденциальное психологическое консультирование) предусматривает опосредованное консультирование студентов по вопросам жизненного и профессионального самоопределения.

9. Студенческий киноклуб «Я и Ты»– это просмотр кинофильмов с последующим обсуждением и саморефлексией в форме тренинга, что позволяет углубить и расширить знания о себе и окружающих, а также обеспечивает построение успешных межличностных взаимоотношений как важного условия профессионализма специалистов социальной сферы. Кроме того, киноклуб – это возможность для студентов выражать свое мнение и быть выслушанным. Участие в работе киноклуба является уникальным эмоциональным путешествием, самопознанием, активной формой профессионального развития.

Для достижения наибольшего эффекта психологического сопровождения студентов с ОВЗ недостаточно использовать только психокоррекционные воздействия. Последние должны выступать в комплексе с другими видами психологического воздействия, а именно, с психологическим просвещением, психопрофилактикой, информационным просвещением преподавателей и другими видами деятельности психолога, образующими единую стратегию психологического сопровождения студентов-инвалидов на этапе их обучения в вузе.

 

 

Библиографический список.

 

1. Токарь И. Е. Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития // Социальная педагогика. — 2011. — N 5. -С. 93-105.

2. Научно-методическое обеспечение индивидуализации образовательного маршрута и психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования: Пособие для преподавателей вузов / Сост.: С.А. Гончаров, В.З. Кантор, М.И. Никитина, С.А. Расчетина, В.В. Семикин. СПб., 2002.

3. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. Волгоград, Перемена, 2004.

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... между состоянием «влажности» и «огненности» есть множество переходов. История развития психологического знания   Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения ... это в свою очередь предполагает глубокую ретроспекцию в область профессиональной культуры, истории профессии;        адекватная система ценностных представлений профессионала, ...