Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления

Рабочая учебная программа

по дисциплине «Социальная психология»

для ООП «30 300.62 — Психология»

по циклу Б3 — Профессиональный цикл

Базовая (общепрофессиональная) часть

Очная форма обучения

Курс — 2

Семестр — 3, 4

Объем в часах всего — 144

в т.ч.: лекции — 28

практические занятия — 22

лабораторные занятия — 22

самостоятельная работа — 72

Экзамен — 4 семестр

Заочная форма обучения

Курс — 2

Семестр — 3, 4

Объем в часах всего — 144

в т.ч.: лекции — 14

практические занятия — 6

лабораторные занятия — 8

самостоятельная работа — 130

Экзамен — 4 семестр

Екатеринбург 2012

Рабочая учебная программа по дисциплине «Социальная психология»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2012. — 25 с.

Составитель: Крылова Светлана Геннадьевна, доцент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления УрГПУ

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления

Протокол № 1 от 6.09.2012 г. Зав. кафедрой ___________ Л.А. Максимова

Директор Института психологии ________С.А. Минюрова

  1. Пояснительная записка

  1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины — формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области социальной психологии, которые позволят в дальнейшем грамотно строить профессиональную деятельность при решении как научно-исследовательских, так и прикладных задач, требующих учета основных положений социальной психологии.

Задачи дисциплины:

  1. Изучение опыта исторического развития и современного состояния отечественной и зарубежной социальной психологии.
  2. Анализ основных теоретических подходов к изучению социально-психологических феноменов.
  3. Анализ теоретико-методологических оснований социальной психологии.
  4. Изучение основных закономерностей и психологических механизмов функционирования социально-психологических объектов.
  5. Формирование у студентов практических умений и навыков в области организации и проведения социально-психологических исследований.
  6. Создание у студентов психологической установки на самостоятельную исследовательскую работу и использование полученных знаний на практике.
  7. Формирование у студентов гражданской позиции, являющейся основой для оценки социальных изменений в современном обществе.
  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Социальная психология» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла. Для изучения дисциплины необходимы знания в области «Общей психологии» и «Истории психологии». «Социальная психология» является предшествующей для дисциплин «Этнопсихология» и «Организационная психология».

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность и готовность к:

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: психологические феномены, категории и методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;

психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики;

основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы, сообщества.

Уметь: профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека;

выбирать магистерские образовательные программы.

Владеть: основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

критериями выбора психодиагностических методик.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.

Структура учебного курса «Социальная психология» отражает взаимосвязь между теоретическим и прикладным уровнями социально-психологического знания. Каждый тематический раздел включает рассмотрение методологических оснований научного исследования и описание конкретных методических средств изучения социально-психологических объектов.

Формы и приемы преподавания направлены на создание условий для творческой работы студентов и проявление личностных качеств, необходимых для профессиональной работы.

Преподавание практической части курса предполагает активные формы работы студентов. В программе предусмотрены практические занятия, необходимые для того, чтобы сделать теорию максимально приближенной к реальности и создать условия для практической отработки полученных теоретических знаний.

В программу включены задания для самостоятельной работы, выполнение которых является необходимым условием допуска к экзамену.

Учебно-тематическое планирование

    1. Учебно-тематический план очной формы обучения

    № п/п

    Наименование раздела, темы

    Всего трудоем-кость

    Аудиторные занятия

    Самостоя-тельная работа

    Всего

    Лекции

    Практи-ческие

    Лабора-торные

    1

    Предмет, задачи и методы социальной психологии

    8

    4

    2

    2

    4

    2

    История формирования социально-психологических идей

    20

    8

    6

    2

    12

    2.1

    Социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений

    6

    2

    2

    4

    2.2

    Социальные и теоретические предпосылки выделения соци-альной психологии в самостоятельную дисциплину

    6

    2

    2

    4

    2.3

    Первые социально-психологические теории

    8

    4

    2

    2

    4

    3

    Закономерности общения и взаимодействия людей

    44

    22

    8

    8

    6

    22

    3.1

    Соотношение категорий общение и деятельность

    8

    4

    2

    2

    4

    3.2

    Общение как коммуникация

    12

    6

    2

    2

    2

    6

    3.3

    Общение как интеракция

    12

    6

    2

    2

    2

    6

    3.4

    Общение как соци-альная перцепция

    12

    6

    2

    2

    2

    6

    4

    Психология групп

    28

    18

    6

    4

    8

    10

    4.1

    Психологические особенности больших социальных общностей

    10

    6

    2

    2

    2

    4

    4.2

    Структурные и динамические характеристики малой группы

    18

    12

    4

    2

    6

    6

    5

    Проблемы личности в социальной психологии

    30

    14

    6

    6

    2

    16

    5.1

    Проблемы личности и группы

    8

    4

    2

    2

    4

    5.2

    Социализация

    8

    4

    2

    2

    6

    5.3

    Социальная установка

    12

    6

    2

    2

    2

    6

    6

    Практические приложения социальной психологии

    14

    6

    6

    8

    Итого

    144

    72

    28

    22

    22

    72

    1. Учебно-тематический план заочной формы обучения

    № п/п

    Наименование раздела, темы

    Всего трудоем-кость

    Аудиторные занятия

    Самостоя-тельная работа

    Всего

    Лекции

    Практи-ческие

    Лабора-торные

    1

    Предмет, задачи и методы социальной психологии

    8

    8

    2

    История формирования социально-психологических идей

    24

    24

    2.1

    Социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений

    8

    8

    2.2

    Социальные и теоретические предпосылки выделения соци-альной психологии в самостоятельную дисциплину

    8

    8

    2.3

    Первые социально-психологические теории

    8

    8

    3

    Закономерности общения и взаимодействия людей

    44

    6

    2

    4

    38

    3.1

    Соотношение категорий общение и деятельность

    8

    8

    3.2

    Общение как коммуникация

    12

    2

    2

    10

    3.3

    Общение как интеракция

    12

    2

    2

    10

    3.4

    Общение как соци-альная перцепция

    12

    2

    2

    10

    4

    Психология групп

    24

    4

    2

    2

    20

    4.1

    Психологические особенности больших социальных общностей

    10

    10

    4.2

    Структурные и динамические характеристики малой группы

    14

    4

    2

    2

    10

    5

    Проблемы личности в социальной психологии

    34

    4

    2

    2

    30

    5.1

    Проблемы личности и группы

    10

    10

    5.2

    Социализация

    12

    2

    2

    10

    5.3

    Социальная установка

    12

    2

    2

    10

    6

    Практические приложения социальной психологии

    10

    10

    Итого

    144

    14

    6

    8

    130

    Содержание дисциплины

      Тема 1. Предмет, задачи и методы социальной психологии

      Предмет социальной психологии. Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы (Г. И. Челпанов, К. Н. Корнилов, П. П. Блонский, В. М. Бехтерев и др.) и в 50−60-е годы (А. Г. Ковалев, Б. Д. Парыгин, В. Н. Мясищев).

      Место социальной психологии в системе научного знания. Специфичность положения социальной психологии. Интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы к определению «границ» социальной психологии.

      Связь социальной психологии с другими областями психологического знания. Основные сферы интересов и исследований социальной психологии.

      Общая характеристика методов, применяемых в социальной психологии. Наблюдение, изучение документов, опросы, эксперимент. Специфика научного исследования в социальной психологии.

      Тема 2. История формирования социально-психологических идей

      2.1. Социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений

      Накопление социально-психологических идей в системе философского знания. Социально-психологические идеи в учениях философов античности. Индивидуальные характеры людей и их предназначение в обществе (Платон).

      Человек как общественное животное (Аристотель).

      Н.Маккиавелли о природе человека. Власть как высшая ценность. Т. Гоббс: «борьба всех против всех» как движущая сила развития человечества.

      Принцип личной выгоды как детерминанта социального поведения (А.Смит).

      Общество как коллективный организм. Разработка методологии позитивизма для изучения поведения человека и явлений общественной жизни (О.Конт).

      Предпосылки возникновения социальной психологии.

      2.2. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину

      Развитие городов и интенсивные миграции населения как характерные социальные явления второй половины XIXвека. Социально-психологический характер проблем межэтнической коммуникации и криминального поведения.

      Возникновение идеи о зависимости индивидуальной психики от социальных влияний в рамках психиатрической практики. Гипноз как специфическая форма регуляции поведения одного человека со стороны другого. Изучение феномена гипноза представителями нансийской (А.Льебо, И. Бернгейм) и парижской (Ж.Шарко) психоневрологических школ.

      Эволюционно-билогический подход к анализу социальных явлений в социологии (Г.Спенсер).

      Обращение социологии к психологическим знаниям для преодоления ограниченности биологического редукционизма.

      2.3. Первые социально-психологические теории

      Изучение психологической сущности духа народа (М.Лацарус, Х. Штейнталь).

      «Психология народов» (В. Вундт).

      Подражание как универсальный принцип объяснения социального поведения. «Законы подражания» (Г.Тард).

      Сведение законов развития общества к закономерностям поведения человека в толпе. «Психология масс» (Г. Лебон, С. Сигеле).

      Инстинкты как направляющая сила социального поведения. «Теория инстинктов социального поведения» (В. Макдугалл).

      Тема 3. Закономерности общения и взаимодействия людей

      3.1. Соотношение категорий общение и деятельность

      Единство общения и деятельности как принципиальная идея отечественной социальной психологии. Общение и деятельность как две стороны социального бытия человека (Ломов Б.Ф.).

      Деятельность как условие общения (Леонтьев А.Н.).

      Общение как особый вид деятельности (Эльконин Д.Б., Леонтьев А.А.).

      Методологические основания изучения общения в единстве с деятельностью.

      3.2. Общение как коммуникация

      Общение как проблема социальной психологии. Общение в широком и узком смысле слова. Межличностные и общественные отношения. «Ролевое» и «личностное» общение. Структура и функции общения.

      Коммуникативная сторона общения. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. Системы кодификации и декодификации информации. Коммуникативные барьеры: социально-культурные различия, барьеры непонимания, барьеры отношения.

      Вербальная коммуникация. Смена коммуникативных ролей. Открытая, отстраненная и зеркальная позиции коммуникатора.

      Невербальная коммуникация. Функции невербальной коммуникации. Основные знаковые системы. Характеристика оптико-кинетической, пара- и экстралингвистической систем, организации пространства и времени коммуникативного процесса.

      3.3. Общение как интеракция

      Общая характеристика интерактивной стороны общения.

      Теории межличностного взаимодействия как обмена: подходы Д. Тибо и Г. Келли, Дж.Хоманса. Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер).

      Социальная драматургия И.Гоффмана. Этнометодология Г. Гарфинкеля.

      Стратегии взаимодействия в конфликте, их психологическая характеристика. Методы изучения межличностного взаимодействия: опросник К. Томаса, ситуационные тесты, схема регистрации взаимодействий в группе Р.Бейлза.

      3.4. Общение как социальная перцепция

      Специфика перцептивных процессов в социальной психологии. Схема социальной перцепции. Механизмы взаимопонимания в процессе общения: эмпатия, идентификация, рефлексия, стереотипизация. Эффекты восприятия: эффект ореола (гало-эффект), эффекты новизны и первичности.

      Каузальная атрибуция как механизм социальной перцепции. Виды атрибуции: личностная, объектная, обстоятельственная. Ошибки атрибуции.

      Проблема точности межличностного восприятия. Формирование первого впечатления. Имплицитные теории личности.

      Тема 4. Психология групп

      4.1. Психологические особенности больших социальных общностей

      Проблема больших групп в социальной психологии. Классификация больших социальных групп. Характеристики больших устойчивых социальных групп. Структура психологии большой социальной группы: психический склад, эмоциональная сфера. Методы исследования больших социальных групп. Стихийные группы (толпа, масса, публика).

      Психологические особенности этнических групп. Этнопсихологическое исследование особенностей социализации. Универсальные и культурно-специфические аспекты общения. Этноцентризм как социально-психологическое явление. Этнические стереотипы и их роль в межгрупповой дифференциации.

      4.2. Структурные и динамические характеристики малой группы

      Понятие малой социальной группы. Основные признаки малой социальной группы. Основные направления исследований малых групп: социометрическое, социологическое, школа «групповой динамики», параметрическое, стратометрическое.

      Структурные характеристики малой группы. Групповая динамика. Динамические процессы в малых группах. Групповое давление. Групповые нормы. Эксперименты М.Шерифа.

      Лидерство и руководство в малых группах. Теории происхождения лидерства: теория черт, ситуационная теория, системная теория. Стили лидерства. Теории руководства: теория руководства Мак-Грегора, вероятностная модель эффективности руководства Ф. Фидлера.

      Групповые роли. Статус. Внутриролевые конфликты.

      Процесс принятия группового решения. Феномен «сдвига риска» (Дж. Стоунер).

      Информационное и нормативное влияние как механизмы групповой поляризации. Формы групповой дискуссии: «мозговой штурм» (А. Осборн), метод синектики (У. Гордон).

      Методы повышения эффективности группового решения.

      Различные подходы к развитию группы. Психоаналитический подход к изучению развития группы: теория Л. Бенниса и Г. Шеппарда, трехмерная теория интерперсонального поведения В.Шутца. Деятельностный подход к развитию группы: стратометрическая концепция групповой активности А.В.Петровского.

      Психология межгрупповых отношений. Подходы к изучению психологии межгрупповых отношений: мотивационный, ситуативный, когнитивный, деятельностный. Эксперименты М. Шерифа, Дж. Тэшфела. Феномен «внутригруппового фаворитизма».

      Тема 5. Проблемы личности в социальной психологии

      5.1. Проблемы личности и группы

      Личность как предмет социально-психологических исследований. Специфика социально-психологического подхода к исследованию личности, его отличие от понимания личности в социологии и общей психологии.

      Социально-психологические концепции личности. Структура личности. Социально-психологические характеристики личности: биографические характеристики, коммуникативные характеристики, социальная сензитивность, стремление к власти, когнитивная сложность. Социально-психологические способности личности.

      5.2. Социализация

      Понятие социализации. Филогенетический и онтогенетический аспекты социализации. Соотношение содержания понятия «социализация» с понятиями «адаптация» и «воспитание». Содержание процесса социализации. Формы социализации в тоталитарном обществе (Э.Фромм).

      Механизмы социализации: интериоризация, экстериоризация, идентификации, интроекция. Институты социализации: семья, школа, группа сверстников, средства массовой информации. Сферы социализации. Стадии процесса социализации: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.

      5.3. Социальная установка

      Социальная установка. Соотношение понятий установки в общей и социальной психологии. Функции и структура аттитюда. Социальная установка и реальное поведение. Эксперименты Р. Лапьера.

      Иерархическая структура диспозиций личности. Концепция В.А. Ядова. Иерархия потребностей, иерархия ситуаций, иерархия диспозиционных образований.

      Тема 6. Практические приложения социальной психологии

      Особенности прикладного исследования в социальной психологии. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии.

      Психология управления. Личностные качества руководителя. Стили руководства. Деловые игры.

      Массовая коммуникация и реклама. Характеристики коммуникатора. Эффективность средств массовой коммуникации и рекламы. Роль социальных установок в восприятии сообщения.

      Социально-психологический тренинг: виды, формы, задачи.

      Социальная психология в системе образования. Психологическое просвещение педагогических кадров. Профилактическая работа и индивидуальная психологическая помощь в школе.

      3.1. Перечень тем лекционных занятий для студентов очной формы обучения

      1. Предмет, задачи и методы социальной психологии.
      2. Социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений.
      3. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.
      4. Первые социально-психологические теории.
      5. Соотношение категорий общение и деятельность.
      6. Общение как коммуникация.
      7. Общение как интеракция.
      8. Общение как социальная перцепция.
      9. Психологические особенности больших социальных общностей.
      10. Структурные и динамические характеристики малой группы.
      11. Проблемы личности и группы.
      12. Социализация.
      13. Социальная установка.

      3.2. Перечень тем лекционных занятий для студентов заочной формы обучения

      1. Общение как коммуникация.
      2. Структурные и динамические характеристики малой группы.
      3. Социализация.

      3.3. Перечень тем практических занятий для студентов очной формы обучения

      1. Методы социальной психологии.
      2. Первые социально-психологические теории.
      3. Соотношение категорий общение и деятельность.
      4. Общение как коммуникация: убеждающая коммуникация.
      5. Общение как интеракция: теории межличностного взаимодействия.
      6. Общение как социальная перцепция: эффекты восприятия.
      7. Психологические особенности больших социальных общностей: этнические группы.
      8. Структурные и динамические характеристики малой группы: групповая сплоченность.
      9. Проблемы личности и группы: специфика социально-психологического подхода к изучению личности.
      10. Социализация: СМИ как институт социализации.
      11. Социальная установка: формирование и изменение социальных установок.

      3.4. Перечень тем практических занятий для студентов заочной формы обучения

      1. Общение как интеракция: теории межличностного взаимодействия.
      2. Общение как социальная перцепция: эффекты восприятия.
      3. Структурные и динамические характеристики малой группы: групповая сплоченность.
      4. Социальная установка: формирование и изменение социальных установок.

      3.5. Перечень тем лабораторных занятий для студентов очной формы обучения

      1. Общение как коммуникация: проксемические закономерности общения.
      2. Общение как интеракция: стратегия самопрезентации и ее диагностика.
      3. Общение как социальная перцепция: закономерности формирования первого впечатления.
      4. Психологические особенности больших социальных общностей: шкала Э. Богардуса для измерения межэтнических отношений.
      5. Структурные и динамические характеристики малой группы: измерение групповой сплоченности как ценностно-ориентационного единства.
      6. Структурные и динамические характеристики малой группы: измерение индекса Сишора как показателя групповой сплоченности.
      7. Структурные и динамические характеристики малой группы: измерение индекса ASO Ф.Фидлера.
      8. Социальная установка: измерение социальных установок (методика «Российский экспресс»).
      9. Практические приложения социальной психологии: диагностика межличностной совместимости (опросник FIRO В. Шутца).
      10. Практические приложения социальной психологии: совместный тест Роршаха.
      11. Практические приложения социальной психологии: диагностика межличностных отношений (опросник Т. Лири).

      3.6. Вопросы для контроля и самоконтроля

      1. Перечислите основные явления, которые изучает социальная психология.
      2. Какие периоды выделяют в развитии социальной психологии?
      3. Каковы предпосылки создания «Психологии масс»? Перечислите создателей этой теории.
      4. Перечислите основные положения «Психологии народов».
      5. Что рассматривается в качестве основной детерминанты поведения человека в теории инстинктов социального поведения?
      6. Как соотносятся понятия «взаимодействие», «межличностные отношения», «общение»?
      7. Перечислить факторы, определяющие специфику передачи информации в процессе коммуникации.
      8. Назовите причины одинакового и различного понимания элементов невербального поведения в различных культурах.
      9. Приведите примеры проявлений фундаментальной ошибки атрибуции в межличностном восприятии.
      10. Какова роль установки при формировании первого впечатления о человеке?
      11. Почему, по мнению Г. Г. Дилигенского, психология больших социальных групп является важнейшейпроблемой социальной психологии?
      12. Что входит в понятия «психический склад» и «эмоциональная сфера» в психологической структуре этнической группы?
      13. Перечислите основные признаки малой группы.
      14. Перечислите основные отличия формальной группы от неформальной.
      15. Как соотносятся понятия «статус» и «роль»?
      16. С чем связано существование групповых норм?
      17. Какие факторы влияют на рост сплоченности в группе? Как соотносятся групповая сплоченность и продуктивность работы в группе?
      18. Перечислите основные отличия и сходства феноменов руководства и лидерства.
      19. Как связаны характер групповой задачи и стиль руководства?
      20. Какова специфика изучения личности в социальной психологии?
      21. Что такое «имплицитные теории личности»?
      22. Перечислите группы социально-психологических качеств личности. Каково их соотношение с «базовыми» качествами?
      23. Перечислите институты социализации.
      24. Какие специализированные методы используют психологи для проведения прикладных исследований?
      25. Какие цели могут ставиться при проведении социально-психологического тренинга?

      Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности

        4.1. Примерные темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения

        1. Основные теоретические направления в современной социальной психологии.
        2. Социальные роли.
        3. Коммуникативные барьеры в общении.
        4. Характеристики коммуникатора, влияющие на эффективность общения.
        5. Механизмы взаимопонимания в процессе общения.
        6. Формирование первого впечатления.
        7. Влияние жизненного опыта на эффективность общения.
        8. Индивид в стихийной группе.
        9. Основные теоретические направления исследования малых групп.
        10. Референтная группа и ее влияние на индивида.
        11. Конформное поведение в группе.
        12. Групповые роли.
        13. Социометрия малых групп.
        14. Эффективные стили руководства.
        15. Эффективность методов групповой дискуссии.
        16. Развитие социально-психологических способностей личности.
        17. Процесс социализации в школе.
        18. Социальная психология в повышении эффективности средств массовой коммуникации и рекламы.
        19. Роль социального психолога в профилактике противоправного поведения.
        20. Роль социального психолога в сфере политики.

        4.2. Примерные темы рефератов

          1. Эмпатия личности и ее функции в межличностном общении.
        1. Культурная обусловленность невербальной коммуникации.
        2. Проксемические закономерности общения.
        3. Межгрупповая враждебность и ее социально-психологические причины.
        4. Взаимопонимание и межличностное понимание.
        5. Конформизм и сопротивление социальному давлению.
        6. Принятие группового решения.
        7. Поведение личности в конфликтном общении.
        8. Механизмы и условия социализации личности.

        4.3. Примерные темы курсовых работ

        1. Авторитет личности и его проявления в межличностных отношениях.
        2. Структура и основные характеристики социально-перцептивных оценок личности.
        3. Манипулятивное общение и личность манипулятора.
        4. Социально-психологические факторы эффективного убеждения.
        5. Гендерные установки и стереотипы.
        6. Социализация агрессии.
        7. Формирование дружеских отношений.
        8. Роль общения со сверстниками в социализации личности.
        9. Социально-психологические факторы альтруистического поведения.

        4.4. Материалы промежуточной аттестации (примерные вопросы для курсового экзамена)

        1. Понимание предмета социальной психологии в 20-е годы.
        2. Интердисциплинарный и интрадисциплинарный подходы к определению места социальной психологии как науки.
        3. Социальные и теоретические предпосылки возникновения социальной психологии.
        4. Первые социально-психологические теории.
        5. Общая характеристика методов социально-психологического исследования.
        6. Структура и функции общения.
        7. Схема вербальной коммуникации.
        8. Основные знаковые системы невербальной коммуникации.
        9. Общение как интеракция.
        10. Теории межличностного взаимодействия.
        11. Понятие «социальной перцепции».
        12. Каузальная атрибуция: причины возникновения, виды, фундаментальная ошибка атрибуции.
        13. Эффекты восприятия.
        14. Социально-психологические характеристики большой социальной группы, методы исследования больших социальных групп.
        15. Особенности психологии этнических групп.
        16. Этнические стереотипы. Этноцентризм.
        17. Стихийные группы (толпа, публика, масса).
        18. Механизмы психологического воздействия (заражение, внушение, подражание).
        19. Малая социальная группа: определение, границы, классификация.
        20. Образование и формирование малой группы.
        21. Феномен конформного поведения. Групповое давление.
        22. Лидерство. Теории происхождения.
        23. Проблема лидерства и руководства в малой группе. Модель Ф. Фидлера. Теория руководства Мак-Грегора.
        24. Роль и статус как характеристики индивида в малой группе.
        25. Групповая дискуссия как способ принятия группового решения. Формы групповой дискуссии.
        26. Развитие малой группы.
        27. Проблема межгрупповых отношений. Внутригрупповой фаворитизм.
        28. Социализация: определение, сферы, стадии.
        29. Институты социализации.
        30. Аттитюд: структура и функции.
        31. Иерархическая структура диспозиций личности.
        32. Возможности социальной психологии в сфере массовой коммуникации и рекламы.
        33. Возможности социальной психологии в сфере политики.
        34. Социально-психологический тренинг: виды, формы, задачи.

        4.5. Перечень тестов

        1. Предмет, задачи и методы социальной психологии.
        2. История формирования социально-психологических идей.
        3. Закономерности общения и взаимодействия людей.
        4. Психология групп.
        5. Проблемы личности в социальной психологии.
        6. Практические приложения социальной психологии.

        4.6. Примерные темы выпускных квалификационных работ

        1. Ошибки атрибуции и эффективность общения.
        2. Особенности коммуникативного процесса в стихийных группах.
        3. Проявление этнических стереотипов в общении и поведении человека.
        4. Социальная принадлежность и ее роль в поведении и общении индивида.
        5. Мотивы и механизмы присоединения к социальным движениям.
        6. Формирование и изменение социальных установок.
        7. Возможности социальной психологии в развитии оптимальных форм взаимоотношений в семье.
        8. Социально-психологический тренинг как средство повышения коммуникативной компетентности.
        9. Этнопсихологические особенности социализации личности.

        1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

        5.1. Рекомендуемая литература Основная

        1. Веракса Н.Е., Веракса А. Н. Социальная психология [Текст]: учеб. для студентов вузов / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Академия, 2011. — 224 с. Кол-во экз.: 10
        2. Майерс Дэвид Дж., Замчук З. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс; пер. с англ. З. Замчук. — СПб.: Питер, 2009. — 794 с. Кол-во экз.: 15

        Дополнительная

        1. Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / О. П. Березкина. — М.: Академия, 2009. — 240 с. Кол-во экз.: 5
        2. Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по спец. психологии / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. — М.: Гардарики, 2008. — 279 с. Кол-во экз.: 5
        3. Веракса Н.Е. Методологические основы психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Н. Е. Веракса. — М.: Академия, 2008. — 240 с. Кол-во экз.: 5
        4. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней [Текст]: учеб. для студентов психол. спец. вузов / А. Н. Ждан. — М.: Акад. Проект: Фонд Мир, 2007. — 576 с. Кол-во экз.: 15
        5. Жданова Е. В. Личность и коммуникация [Текст]: практикум по речевому взаимодействию / Е. В. Жданова. — М.: Флинта: Наука, 2010. — 176 с. Кол-во экз.: 3
        6. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме [Текст]: учеб. пособие / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе. — М.: Флинта: Наука, 2007. — 224 с. Кол-во экз.: 3
        7. Мерманн Э., Высочинова Е. И. Коммуникация и коммуникабельность [Текст] / Элизабет Мерманн; пер. с нем. Е. И. Высочиновой. — Харьков: Гуманитар. Центр, 2007. — 296 с. Кол-во экз.: 2
        8. Немов Р. С., Алтунина И. Р. Социальная психология [Текст]: [крат. курс для студентов психол. фак.] / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина. — СПб.: Питер, 2009. — 208 с. Кол-во экз.: 3
        9. Немчинова Н. Б. Тренинг тренеров: развитие лидерских качеств и навыков взаимодействия с малой группой [Текст] / Надежда Немчинова. — М.: Чистые пруды, 2008. — 32 с. Кол-во экз.: 1
        10. Политическая коммуникация [Текст]: Всерос. науч. шк. для молодежи, 25 авг. — 8 окт. 2009 / Урал. гос. пед. ун-т; ред. А. П. Чудинов, М. Б. Ворошилова. — Екатеринбург: [б. и.], 2009. — 140 с. Кол-во экз.: 2
        11. Психология массовой коммуникации [Текст]: учеб. Для студентов вузов / Н. Н. Алалыкина [и др.]; под. ред. А. А. Бодалева [и др.]. — М.: Гардарики, 2008. — 254 с. Кол-во экз.: 5
        12. Практикум по социальной психологии [Текст]: [учеб. пособие] / под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2008. — 256 с. Кол-во экз.: 5
        13. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по спец. психологии / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М.: Академия, 2007. — 600 с. Кол-во экз.: 30
        14. Социальная психология организации [Текст]: учеб. пособие для студентов, аспирантов, бакалавров, магистров / А. Н. Сухов [и др.]; Моск. психол.- социал. ин-т; под ред. А. Н. Сухова. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. — 632 с. Кол-во экз.: 3
        15. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов, аспирантов вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 476 с. Кол-во экз.: 5

        6.2. Информационное обеспечение дисциплины

        Электронные ресурсы

        Ресурсы локального доступа

        1. Вопросы психологии [Электронный ресурс]: электрон. приложение к журналу «Вопросы психологии» — Электрон. дан. — М., сор. 2001. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

        2. Словарь психолога-практика [Электронный ресурс]: электрон. словарь справ. — Электрон. дан. — М., сор. 2000. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

        Ресурсы удаленного доступа

        1. Сайт журнала «Вопросы психологии» — Режим доступа: www.voppsy.ru/
        2. Сайт журнала «Психологический журнал» — Режим доступа: http://psychol.ras.ru/08.shtml
        3. Сайт журнала «Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология» — Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html
        4. Образовательный видеопортал Univertv.ru
        5. Общественно-политический портал по социальным наукам — Режим доступа: http://social.narod.ru

        6. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины

        При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:

        — карточки раздаточного материала

        1) фотографии людей для исследования закономерностей процесса формирования первого впечатления;

        2) фотографии людей для исследования влияния установки в процессе социальной перцепции;

        3) набор мелких предметов (гайки, спички) (не менее 100 шт.) для моделирования межличностного взаимодействия;

        4) бланки с текстом опросника FIROВ. Шутца (в адаптации А.А.Рукавишникова) (15 шт.);

        6) бланки с текстом методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (15 шт.);

        7) бланки с текстом методики диагностики коммуникативной установки В.В.Бойко (15 шт.);

        8) бланки с текстом методики диагностики самоконтроля в общении М. Снайдера (15 шт.);

        9) бланки с текстом опросника личностной ориентации (ЛиО) Э. Шострома (в адаптации А.А.Рукавишникова) (15 шт.);

        10) 2 набора по 10 картин теста чернильных пятен Роршаха (для проведения Совместного теста Роршаха).

        — компьютерные варианты методик

        1) опросник Т. Лири ДМО — liri. ttw;

        2) опросник уровня субъективного контроля (УСК, вариант А) — _USK_A.ttw;

        3) опросник для измерения потребности в общении (А.Орлов) — pd. ttw;

        4) опросник самоотношения — so. ttw;

        5) опросник стиля преодоления конфликтов — spk.ttw.

        — специализированные аудитории

        1) научно-информационный методический центр «Психология» (ауд. 287);

        2) компьютерный класс с выходом в Internet (ауд. З53).

        • технические средства обучения

        1) компьютеры Celeron 800 — 6 машин Athlon 1800xp- 13 машин;

        1. мультимедийный проектор hp mp 3222;
        2. ноутбук ASUS A3500G;
        3. видеокамера Panasonic NV- JS57EE, 676;
        4. телевизоры (2 шт.) (Hitachi; LG);
        5. видеомагнитофоны (2 шт.) (JVC, LG);
        6. аудиопроигрыватель SAMSUNG;
        7. кодоскоп BRO FIZ.

        7.Сведения об авторЕ программы Крылова Светлана Геннадьевна

        доцент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления УрГПУ

        рабочий телефон (343) 336−10−41

        Рабочая учебная программа

        по дисциплине «Социальная психология»

        для ООП «30 300.62 — Психология»

        по циклу Б3 — Профессиональный цикл

        Базовая (общепрофессиональная) часть

        Подписано в печать __________. Формат 60×84/16

        Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. _____

        Уч.-изд. л. _______ Тираж _______ экз. Заказ _________

        Издательство Уральского государственного педагогического университета.

        Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.