ФИЗИОПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БЕРЕМЕННЫХ К РОДАМ

И.З. Вельвовским и А.П. Николаевым, а за рубежом её активно пропагандирует Ламазе как «русский метод». Онавключает 5–6 бесед, которые проводит врач и комплекс гимнастических упражнений.

Все изменения, происходящие в организме женщины в период беременности, имеют конечной целью подготовку к родовому стрессу и кровопотере, а также периоду лактации. В связи с этим крайне необходимо с первых недель беременности посещать соответствующие занятия, которые проводят в условиях женской консультации.

Физио-психопрофилактическая подготовка включает:

● индивидуальные беседы и лекции;
● групповые занятия специальной гимнастикой;
● использование для укрепления здоровья природных факторов (свет, воздух, вода);
● применение физической терапии.

Цели физио-психопрофилактики при беременности:
● повышение сопротивляемости организма;
● адаптация к повышенным требованиям в новых условиях деятельности организма;
● антенатальная охрана плода;
● выработка у женщины сознательного отношения к беременности, восприятия родов как физиологического процесса;
● обучение навыкам поведения в родах.

Физиопсихопрофилактическая подготовка беременной к родам разработана и внедрена отечественными учеными

 

В комплекс физиопсихопрофилактической подготовки беременных к родам входит гигиеническая гимнастика, которой рекомендуется заниматься ежедневно или через день с ранних сроков беременности под руководством инструктора лечебной физкультуры либо специально обученной медицинской сестры.

· Беременных обучают правилам личной гигиены и готовят к будущему материнству в «Школах материнства», а мужей беременных — в «Школах отцов», организуемых в женских консультациях с использованием демонстративных материалов, наглядных пособий, технических средств и предметов ухода за ребенком.

· К посещению «Школы материнства» следует привлекать всех женщин с ранних сроков беременности. Беременным следует разъяснять важность посещения этих занятий. В консультации должна быть яркая информация о программе и времени проведения занятий. Непосредственными помощниками врачей при проведении занятий в «Школе материнства» являются акушерки и медицинские сестры по уходу за ребенком.

· Группы формируют из 8–10 человек с учётом сроков беременности. Занятия проводят в утренние, а для работающих беременных — дополнительно в вечерние часы.

· Заведующая консультацией организует занятия, учитывая особенности местных условий, осуществляет контроль за работой «Школы материнства» и связь с территориальным центром здоровья для получения методической помощи и печатных материалов. Учебный план «Школы материнства» предусматривает 3 занятия акушерагинеколога, 2 педиатра и 1 юрисконсульта при его наличии.

1 стр., 424 слов

В рамках цикла практических занятие школы квантовой психологии

приглашает на тренинг «ОБРЕТЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ» Очень много сил мы тратим, чтобы побороть в себе страхи, сомнения, агрессию, зависимость от окружающих, разного рода невозможности и невыносимости. В результате – накопленная усталость, болезни, напряженные отношения… Большинство психологических методов, как медикаменты, дают непродолжительный эффект, а источники внутреннего напряжения как были, ...

· При подготовке к родам (начиная с 33–35 нед) беременных не только знакомят с физиологией родового акта,правильного поведения в родах, но и обучают упражнениям по аутотренингу и точечному самомассажу как факторам, снимающим болевые ощущения во время схваток, развивающим и укрепляющим волевые способности человека к самовнушению.

· Правильно проведённая физиопсихопрофилактическая подготовка устраняет страх перед предстоящими родами, способна значительно уменьшить болевые ощущения во время схваток, обеспечить адекватное поведение роженицы.

· Интерьер кабинета для проведения групповых занятий должен создавать у слушателей психологический комфорт. Рекомендуется иметь кушетки или удобные кресла, набор рисунков и таблиц, слайдоскоп, магнитофон, аудиокассеты со специальными музыкальными программами и др.

· Целесообразно обеспечить возможность самостоятельного просмотра видеокассет по проблемам гигиеныбеременных, семейной подготовки к родам, правилам грудного вскармливания, ухода за новорождённым,контрацепции после родов и т.д.

· Физические упражнения делят на 3 комплекса соответственно срокам: до 16 нед, от 17 до 32 нед и от 33 до 40 нед. Каждый комплекс упражнений предусматривает обучение определенным навыкам, необходимым для адаптации организма к соответствующему периоду беременности. Занятия гимнастикой целесообразно завершать ультрафиолетовым облучением, особенно в осеннезимний сезон. Если беременная не может посещать кабинет физкультуры, ее знакомят с комплексом гимнастических упражнений, после чего она продолжает гимнастику дома под контролем инструктора каждые 10–12 дней.

· Больные беременные выполняют лечебную гимнастику дифференцированно, с учётом основного заболевания.

Противопоказана физкультура при острых или часто обостряющихся и декомпенсированных соматическихзаболеваниях, привычных выкидышах в анамнезе и угрозе прерывания данной беременности.

Добавить комментарий

Физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам.

Роды- значительная физическая и психическая нагрузка для организма женщины. Поэтому должна проводиться как физическая, так и психопрофилактическая подготовка беременных женщин к родам.

12 стр., 5748 слов

Влияние специальной физической подготовки в занятиях спортивным ориентированием на совершенствование выносливости

Министерство образования и науки Российской Федерации Департамента образования Вологодской области Государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования «Тотемский педагогический колледж » Влияние специальной физической подготовки в занятиях спортивным ориентированием на развитие выносливости Выпускная квалификационная работа По физической культуре и спорту ...

Физическая подготовка к родам начинается уже в ранние сроки и продолжается в течение всей беременности. Физическая подготовка включает утреннюю гимнастику и специальные упражнения при проведении физиопсихопрофилактической подготовки к родам, двигательный режим. Утренней гимнастикой могут заниматься все здоровые женщины, однако во время беременности необходимо исключить прыжки, бег, поднятие тяжестей. Занятия должны быть посильными, не вызывать перенапряжения, переутомления и направленными на укрепление мышц брюшного пресса и промежности.

^ Противопоказания для занятий беременной женщины физическими упражнениями: заболевания сердечно-сосудистой системы с явлениями декомпенсации кровообращения, хронический аппендицит, заболевания печени и почек, токсикозы беременных, маточные кровотечения, предлежание плаценты, многоводие, гнойные процессы любой локализации. Компенсированные пороки сердца, гипертоническая болезнь 1 и II стадии, варикозные расширения вен нижних конечностей (без изъязвления) — не противопоказания для занятий физкультурой. Однако при этом должны быть использованы специальные (щадящие) комплексы упражнений.

Лучший вариант проведения эффективных занятий по физической культуре — это обучение беременной женщины комплексу упражнений методистом или специально подготовленной акушеркой в женской консультации. Для проверки правильности выполнения упражнений необходимо 1 раз в 2-3 недели обратиться к методисту в женской консультации.

Весьма полезны воздушные ванны и гидропроцедуры (души, влажные обтирания), являющиеся элементами физической культуры.

Для укрепления мышечной системы необходимо соблюдение двигательного режима.

Систематические занятия физкультурой во время беременности способствуют более благоприятному течению родов, уменьшению разрывов промежности и значительному снижению осложнений в послеродовом периоде. Физиопсихопрофилактическая подготовка беременных женщин к родам представляет собой психопрофилактическую подготовку в сочетании со специальной физической подготовкой.

7 стр., 3492 слов

Занятие 13. Тема: Рефлексотерапия. Цель: Освоить методику точечного самомассажа

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: кушетка, полотенце, тестер биологически активных точек, электростимулятор. В основе лечебного действия точечного самомассажа лежат три фактора: Непосредственное воздействие на биологически активные точки приводит к более правильному перераспределению энергии в организме; Усилению защитных функций того или иного органа, системы или всего организма, в целом отвлекается ...

Психопрофилактическая подготовка к родам проводится начиная с пер­вого посещения беременной женщины женской консультации, однако специ­альные занятия осуществляются с 30-ти недельного срока через каждые 10 дней всего 5 занятий. Занятия проводит подготовленная акушерка в специально оборудованном кабинете. Для каждого занятия должен быть разработан план, занятия проходят обязательно с перерывами (ни в коем случае не ежедневно) с таким расчетом, чтобы последнее, заключающееся в повторении и закреплении полученных знаний и навыков, было проведено ближе к сроку родов.

Болевые ощущения у женщин в родах могут иметь место, так как обу­словлены материальным субстратом (раскрытие шейки матки, сжатие и растя­жение при сокращении матки кровеносных сосудов, имеющих собственную систему нервных рецепторов, давление предлежащей части на нижний сегмент матки, богатый нервными окончаниями, сжатие и перемещение мышечных пластов при сокращении матки).

Устранить указанные причины невозможно. Но есть факторы, которые во много раз могут усиливать родовые боли — это страх, отрицательные эмоции, тормозное состояние коры головного мозга. Вот на их устранение и направлена психопрофилактическая подготовка. Главное, чего нужно добиться, — это снять чувство страха в родах, который снижает по­рог болевой чувствительности, и уже начальные, не очень сильные схватки мо­гут восприниматься корой головного мозга как болевые ощущения. Тормозное состояние коры, ослабление процессов возбуждения и торможения способст­вуют иррадиации болевых ощущений на обширную область, и как следствие они ощущаются как сильные боли. Задача специалистов — вывести кору го­ловного мозга из тормозного состояния. Родовые боли значительно уменьша­ются у беременных женщин, прошедших психопрофилактическую подготовку, а если они все же имеются, то применяются дополнительные методы обезболи­вания (медикаментозные и др.).

Кроме обезболивания родов, на занятиях беременных женщин обучают правильному поведению во время родов (выполнение всех указаний медицин­ского персонала, умение тужиться, понимание необходимости осмотра родовых путей врачом после родов и др.).

30 стр., 14667 слов

Психофизическая коррекция на занятиях лечебной гимнастикой у женщин III триместра беременности с головным и тазовым предлежанием плода

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ Выпускная дипломная работа по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКОЙ У ЖЕНЩИН III ТРИМЕСТРА БЕРЕМЕННОСТИ С ГОЛОВНЫМ И ТАЗОВЫМ ПРЕДЛЕЖАНИЕМ ПЛОДА ...

Ультрафиолетовое облучение проводится для группы или индивидуально (в зависимости от наличия соответствующей аппаратуры).

Выполнение данной процедуры весьма существенно в условиях нашей республики, где солнечного света для беременных недостаточно. Ультрафиолетовое облучение улучшает функциональное состояние нервной системы, повышает иммунологическую ак­тивность. Последнее способствует защите организма беременной женщины от инфекции, профилактике рахита у плода.

Санитарно-гигиеническое обучение, входящее в комплекс физиопсихопрофилактической подготовки беременных женщин к родам, включает вопросы режима жизни, труда и отдыха, рационального питания, личной гигиены и ис­пользования природных факторов, благотворно действующих на организм.

Физиопсихопрофилактическая подготовка к родам, кроме обезболиваю­щего эффекта, способствует нормальному течению родов и предупреждению различных осложнений родов.

 

22.
^ Строение и функции плаценты.


Плацента.

Плацентачеловека имеет гемохориальный тип строения — наличие непосредственного контакта материнской крови с хорионом вследствие нарушения целостности децидуальной оболоч­ки матки со вскрытием ее сосудов.

^ Развитие плаценты.Основной частью плаценты являются ворсины хориона — производные трофобласта. На ранних этапах онтогенеза трофобласт образует протоплазматические выросты, состоящие из клеток цитотрофобласта —первичные вор­сины. Первичные ворсины не имеют сосудов, и поступление питательных веществ и кислорода к организму зародыша из окружающей их материнской крови происходит по законам осмоса и диффузии. К концу 2-й недели беременности в первичные ворсины врастает соединительная ткань и образуются вторичные ворсины. Их основу состав­ляет соединительная ткань, а наружный покров представлен эпителием — трофобласт. Первичные и вторичные ворсины равномерно рас­пределяются по поверхности плодного яйца.

11 стр., 5398 слов

Влияние алкоголя на внутриутробное развитие плода

Городская научно-практическая конференция Влияние алкоголя на внутриутробное развитие плода Выполнил: Научный руководитель: Содержание: Актуальность проблемы ВВЕДЕНИЕ Что же представляет собой АСП Этапы развития человека Течение беременности при алкоголизме женщины Заболевания внутренних органов Особенности обмена веществ в системе «мать - плацента - плод».9 Нарушения обмена микроэлементов ...

Эпителий вторичных ворсин состоит из двух слоев:

а) цитотрофоб­ласта (слой Лангханса) — состоит из клеток округлой формы со светлой цитоплазмой, ядра клеток крупные.

б) синцития (симпласта) — границы клеток практически неразличимы, цитоплаз­ма темная, зернистая, со щеточной каймой. Ядра относительно небольших размеров, шаровидной или овальной формы.

С 3-й недели развития зародыша начинается очень важный процесс развития плаценты, который заключается в васкуляризации ворсин и пре­вращении их в третичные, содержащие сосуды. Формирование сосудов пла­центы происходит как из ангиобластов зародыша, так и из пупочных сосу­дов, растущих из аллантоиса.

Сосуды аллантоиса врастают во вторичные ворсины, в результате чего каждая вторичная ворсина получает васкуляризацию. Установление аллантоидного кровообращения обеспечивает интенсивный обмен между организмами плода и матери.

На ранних стадиях внутриутробного развития ворсины хориона равномерно покрывают всю поверхность плодного яйца. Однако начиная со 2-го месяца онтогенеза на большей поверхности плодного яйца ворсины атро­фируются, в то же время развиваются ворсины, обращенные к базальной части децидуапьной оболочки. Так формируются гладкий и вет­вистый хорион.

При сроке беременности 5-6 нед толщи­на синцитиотрофобласта превосходит толщину слоя Лангханса, а, начиная со срока 9-10 нед синцитиотрофобласт постепенно истончается и количе­ство ядер в нем увеличивается. На свободной поверхности синцитиотрофо­бласта, обращенной к межворсинчатому пространству, становятся хорошо заметными длинные тонкие цитоплазматические выросты (микроворсины), которые значительно увеличивают резорбционную поверхность плаценты. В начале II триместра беременности происходит интенсивное превращение цитотрофобласта в синцитий, в результате чего на многих участках слой Лангханса полностью исчезает.

В конце беременности в плаценте начинаются инволюционно-дистро­фические процессы, которые иногда называют старением плаценты. Из крови, циркулирующей в межворсинчатом пространстве, начинает выпадать фибрин (фибриноид), который откладывается преимущественно на поверх­ности ворсин. Выпадение этого вещества способствует процессам микротромбообразования и гибели отдельных участков эпителиального покрова ворсин. Ворсины, покрытые фибриноидом, в значительной степени выклю­чаются из активного обмена между организмами матери и плода.

8 стр., 3600 слов

Влияние алкоголя, никотина и наркотических средств на плод

Федеральное агентство по образованию Пермский государственный профессионально-педагогический колледж Реферат Тема: Влияние алкоголя , никотина и наркотических средств на плод Пермь, 2009 Содержание 1) Влияние алкоголя на плод………………………………………................…..2 1.1 Алкогольный синдром плода……………………………………...............4 1.2 Алкогольные эффекты плода………………….............…………………..5 1.3 Действие ...

Происходит выраженное истончение плацентарной мембраны. Строма ворсин становится более волокнистой и гомогенной. Наблюдается некоторое утолщение эндотелия капилляров В участках дистрофии нередко откладываются соли извести. Все эти изменения отражаются на функциях плаценты.

Однако наряду с процессами инволюции происходит увеличение молодых ворсин, которые в значительной мере компенсируют функцию утраченных, но они лишь частично улучшают функцию плаценты в целом. В результате этого в конце беременности наблюдается снижение функции плаценты.

^ Строение зрелой плаценты. Макроскопически зрелая плацента очень напоминает толстую мягкую лепешку. Масса плаценты составляет 500-600 г. диаметр 15-18 см, толщина 2-3 см. Плацента имеет две поверхности:

а) материнская — обращена к стенке матки — плаценты имеет серовато-красный цвет и пред­ставляет собой остатки базальной части децидуальной оболочки.

б) плодовая – обращена в сторону плода — покрыта блестящей амниотической оболоч­кой, под которой к хориону подходят сосуды, идущие от места прикрепле­ния пуповины к периферии плаценты.

Основная часть плодовой плаценты представлена многочисленными ворсинами хориона, которые объединяются в дольчатые образования — котиледоны, или дольки – основная структурно-функциональная единица сформировавшейся плаценты. Их число достигает 15-20. Дольки плаценты образуются в результате разделения ворсин хорио­на перегородками (септами), исходящими из базальной пластинки. К каж­дой из таких долек подходит свой крупный сосуд.

^ Микроскопическое строение зрелой ворсины. Различают два вида ворсин:

а) свободные — погружены в межворсинчатое простран­ство децидуальной оболочки и «плавают» в материнской крови.

б) закрепляющие (якорные) — прикреплены к базальной децидуальной оболочке и обеспечивают фиксацию плаценты к стенке матки. В третьем периоде родов связь таких ворсин с децидуальной оболочкой нарушается и под влиянием маточных сокращений плацента отделяется от стенки матки.

При микроскопическом изучении строения зрелой ворсины дифференцируются следующие образования:

• синцитий, не имеющий четких клеточных границ;

• слой (или остатки) цитотрофобласта;

• строму ворсины;

• эндотелий капилляра, в просвете которого хорошо заметны элементы крови плода.

^ Маточно-плацентарное кровообращение. Кро­воток и матери и плода разделены между собой следую­щими структурными единицами ворсин хориона:

• эпителиальный слой (син­цитий, цитотрофобласт);

• строма ворсин;

• эндотелий капилляров.

Кровоток в матке осущест­вляется с помощью 150-200 ма­теринских спиральных артерий, которые открываются в обшир­ное межворсинчатое простран­ство. Стен­ки артерий лишены мышечного слоя, а устья не способны сокращаться и расширяться. Они обла­дают низким сосудистым сопротивлением току крови. Все эти особенности гемодинамики имеют большое значение в осуществлении бесперебойного транспорта артериальной крови от орга­низма матери к плоду. Излившаяся артериальная кровь омывает ворсины хориона, отдавая при этом в кровь плода кислород, необходимые питатель­ные вещества, многие гормоны, витамины, электролиты и другие химичес­кие вещества, а также микроэлементы, необходимые плоду для его правильного роста и развития. Кровь, содержащая СО2 и другие продукты метаболизма плода, изливается в венозные отверстия материнских вен, общее число которых превышает 180. Кровоток в межворсинчатом пространстве в конце беременности доста­точно интенсивен и в среднем составляет 500-700 мл крови в минуту.

^ Особенности кровообращения в системе мать—плацента—плод.Артери­альные сосуды плаценты после отхождения от пуповины делятся радиально в соответствии с числом долек плаценты (котиледонов).

В результате дальнейшего разветвления артериальных сосудов в конечных ворсинах образуется сеть капилляров, кровь из которых собирается в венозную систему, Вены, в которых течет артериальная кровь, собираются в более крупные венозные стволы и впадают в вену пуповины.

Кровообращение в плаценте поддерживается сердечными сокращения­ми матери и плода. Важная роль в стабильности этого кровообращения также принадлежит механизмам саморегуляции маточно-плацентарного кровообращения.

^ Основные функции плаценты. Плацента выполняет следующие основные функции: дыхательную, выделительную, трофическую, защитную и инкреторную. Она выполняет также функции антигенобраэования и им­мунной зашиты. Большую роль в осуществлении этих функций играют плодные оболочки и околоплодные воды

^ 1. Дыхательная функция. Газообмен в плаценте осуществляется путем проникновения кислорода к плоду и выведения из его организма СО2. Эти процессы осуществляются по законам простой диффузии. Плацента не обладает способностью к накоплению кислорода и СО2, поэтому их транспорт происходит непрерывно. Обмен газов в плаценте аналогичен газооб­мену в легких. Значительную роль в выведении СО2 из организма плода играют околоплодные воды и параплацентарный обмен.

^ 2. Трофическая функция. Питание плода осуществляется путем транспорта продуктов метаболизма через плаценту.

Белки.Состояние белкового обмена в системе мать-плод обусловлено белковым составом крови матери, состоянием белок-синтезирующей системы плаценты, активностью ферментов, уровнем гор­монов и рядом других факторов. Содержание аминокислот в крови плода несколько превышает их концентрацию в крови матери.

Липиды.Транспорт липидов (фосфолипиды, нейтральные жиры и др.) к плоду осуществляется после их предварительного ферментативного рас­щепления в плаценте. Липиды проникают к плоду в виде триглицеридов и жирных кислот.

Глюкоза.Переходит через плаценту согласно механизму облегченной диффузии, поэтому ее концентрация в крови плода может быть выше, чем у матери. Плод также использует для образования глюкозы гликоген печени. Глюкоза является основным питательным веществом для плода. Ей принад­лежит также очень важная роль в процессах анаэробного гликолиза.

Вода.Через плаценту для пополнения экстрацеллюлярного пространства и объема околоплодных вод проходит большое количество воды. Вода на­капливается в матке, тканях и органах плода, плаценте и амниоткческой жидкости. При физиологической беременности количество околоплодных вод ежедневно увеличивается на 30-40 мл. Вода необходима для правиль­ного обмена веществ в матке, плаценте и в организме плода. Транспорт воды может осуществляться против градиента концентрации.

Электролиты. Обмен электролитов происходит трансплацентарно и через амниотическую жидкость (параплацентарно).

Калий, натрий, хлориды, гидрокарбонаты свободно проникают от матери к плоду и в обратном направлении. Кальций, фосфор, железо и некоторые другие микроэлементы способны депонироваться в плаценте.

Витамины.Витамин А и каротин депонируются в плаценте в значительном количестве. В печени плода каротин превращается в витамин А. Витамины группы В накапливаются в плаценте и затем, связываясь с фосфорной кислотой, переходят к плоду. В плаценте содержится значительное количество витамина С. У плода этот витамин в избыточном количестве накапли­вается в печени и надпочечниках. Содержание витамина D в плаценте и его транспорт к плоду зависят от содержания витамина в крови матери. Этот витамин регулирует обмен и транспорт кальция в системе мать-плод. Ви­тамин Е, как и витамин К, не переходит через плаценту.

^ 3. Эндокринная функция. При физиологическом течении беремен­ности существует тесная связь между гормональным статусом материнского организма, плацентой и плодом. Плацента обладает избирательной способ­ностью переносить материнские гормоны. Гормоны, имеющие сложную белковую структуру (соматотропин, тиреотропный гормон, АКТГ и др.), практически не переходят через плаценту. Проникновению окситоцина через плацентарный барьер препятствует высокая активность в плаценте фермента окситоциназы. Стероидные гормоны обладают способнос­тью переходить через плаценту (эстрогены, прогестерон, андрогены, глюко-кортикоиды).

Тиреоидные гормоны матери также проникают через плацен­ту, однако трансплацентарный переход тироксина осуществляется более медленно, чем трийодтиронина.

Наряду с функцией по трансформации материнских гормонов плацента сама превращается во время беременности в мощный эндокринный орган, который обеспечивает наличие оптимального гормонального гомеостаза как у матери, так и у плода.

Одним из важнейших плацентарных гормонов белковой природы явля­ется плацентарный лактоген(ПЛ).

По своей структуре ПЛ близок к гормону роста аденогипофиза. Гормон практически целиком поступает в материн­ский кровоток и принимает активное участие в углеводном и липидном обмене. В крови беременной ПЛ начинает обнаруживаться очень рано — с 5-й недели, и его концентрация прогрессивно возрастает, достигая макси­мума в конце гестации. ПЛ практически не проникает к плоду, а в амниотической жидкости содержится в низких концентрациях. Этому гормону уделяется важная роль в диагностике плацентарной недостаточности.

Другим гормоном плаценты белкового происхождения является хорионическии гонадотропин(XГ).

ХГ в крови матери обнаруживают на ранних стадиях беременности, максимальные концентрации этого гормона отмечаются в 8-10 нед беременности. К плоду переходит в ограниченном количестве. На определении ХГ в крови и моче основаны гормональные тесты на беременность: иммунологическая реакция, реакция Ашгейма — Цондека, гормональная реакция на самцах лягушек.

Плацента наряду с гипофизом матери и плода продуцирует пролактин.Физиологическая роль плацентарного пролактина сходна с таковой ПЛ гипофиза.

Эстрогены(эстрадиол, эстрон, эстриол) продуцируются плацентой в возрастающем количестве, при этом наиболее высокие концентрации этих гормонов наблюдаются перед родами. Около 90% эстрогенов плаценты представлены эстриолом.Его содержание служит отражением не только функции плаценты, но и состояния плода.

Важное место в эндокринной функции плаценты принадлежит синтезу прогестерона. Продукция этого гормона начинается с ранних сроков беременности, однако в течение первых 3 мес основная роль в синтезе прогестерона принадлежит желтому телу и лишь затем эту роль берет на себя плацента. Из плаценты прогесте­рон поступает в основном в кровоток матери и в значительно меньшей сте­пени в кровоток плода.

В плаценте вырабатывается глюкокортикоидный стероид кортизол. Этот гормон также продуцируется в надпочечниках плода, поэтому кон­центрация кортизола в крови матери отражает состояние как плода, так и плаценты (фетоплацентарной системы).

^ 4. Барьерная функция плаценты. Понятие «плацентарный барьер» включает в себя следующие гистологические образования: синцитиотрофобласт, цитотрофобласт, слой мезенхимальных клеток (строма ворсин) и эн­дотелий плодового капилляра. Характеризуется переходом различных веществ в двух направлениях. Проницаемость плаценты непостоянна. При физиологической беремен­ности проницаемость плацентарного барьера прогрессивно увеличивается вплоть до 32-35-й недели беременности, а затем несколько снижается. Это обусловлено особенностями строения плаценты в различные сроки беремен­ности, а также потребностями плода в тех или иных химических соединениях. Ограниченные барьерные функции плаценты в отношении химических веществ, случайно попавших в организм матери, проявляются в том, что через плаценту сравнительно легко переходят токсичные продукты химичес­кого производства, большинство лекарственных препаратов, никотин, алко­голь, пестициды, возбудители инфекций и т.д. Барьерные функции плаценты наиболее полно проявляются только в физиологических условиях, т.е. при неосложненном течении беременности. Под воздействием патогенных факторов (микроорганизмы и их токсины, сенсибилизация организма матери, действие алкоголя, никотина, наркоти­ков) барьерная функция плаценты нарушается, и она становится проницае­мой даже для таких веществ, которые в обычных физиологических условиях через нее переходят в ограниченном количестве.

 

22.
^ Послед. Строение ворсинок хориона.


Послед.

Послед состоит из плаценты, плодных оболочек (водной, ворсинча­той и децидуальной) и пуповины. Послед изгоняется в третьем периоде родов после рождения ребенка.

Плодные оболочки

Ворсинчатая оболочка или хорион – см. вопрос № 32

Водная оболочка или амнион и децидуальная оболочка – см. вопрос №25

Пупочный канатик.

Пупочный канатик(пуповина).

Формируется из амниотической ножки, со­единяющей зародыш с амнионом и хорионом. В амниотическую ножку из энтодермы задней кишки зародыша врастает аллантоис, несущий фетальные сосуды. В состав зачатка пуповины входят остатки желточного протока и желточного мешка. На III месяце внутриутробного развития желточный мешок перестает функционировать как орган кроветворения и кровообра­щения, редуцируется и остается в виде небольшого кистозного образования у основания пуповины. Аллантоис полностью исчезает на V месяце внутри утробной жизни.

На ранних стадиях онтогенеза пуповина содержит 2 артерии и 2 вены. В дальнейшем обе вены сливаются в одну. По вене пуповины течет арте­риальная кровь от плаценты к плоду, по артериям — венозная кровь от плода к плаценте. Сосуды пуповины имеют извилистый ход, поэтому пу­почный канатик как бы скручен по длине.

Сосуды пуповины окружены студенистым веществом (вартонов сту­день), которое содержит большое количество гиалуроновой кислоты. Кле­точные элементы представлены фибробластами, тучными клетками, гистио­цитами и др. Стенки артерий и вены пуповины имеют различную проницаемость, что обеспечивает особенности обмена веществ. Вартонов студень обеспечивает упругость пупочного канатика. Он не только фиксирует сосуды пуповины и предохраняет их от сдавления и травмы, но и играет как бы роль vasa vasorum, обеспечивая питание сосудистой стенки, а также осуществляет обмен веществ между кровью плода и амниотической жидкостью. Вдоль сосудов пуповины располагаются нервные стволы и нервные клетки, поэтому сдавление пупочного канатика опасно не только с точки зрения нарушения гемодинамики плода, но и в плане возникновения отрицатель­ных нейрогенных реакций.

Имеется несколько вариантов прикрепления пуповины к плаценте. В одних случаях она прикрепляется в центре плаценты — центральное при­крепление, в других сбоку — боковое прикрепление. Иногда пуповина при­крепляется к плодным оболочкам, не доходя до самой плаценты — оболочечное прикрепление пуповины. В этих случаях сосуды пуповины подходят к плаценте между плодными оболочками.

Длина и толщина пуповины изменяются в процессе внутриутробного развития. При доношенной беременности длина пуповины в среднем соот­ветствует длине плода (50 см).

Чрезмерно короткая (3540 см) и очень длинная пуповина могут представлять опасность для плода.

 

22.
^ Биологическая роль околоплодных вод. Многоводие и маловодие. Методы исследования околоплодных вод (амниоскопия, амниоцентез).


Околоплодные воды.

Околоплодные воды, или амниотическая жидкость, являются биологи­чески активной средой, окружающей плод. Амниотический мешок появляется на 8-й неделе беременности как произ­водное эмбриобласта. В дальнейшем по мере роста и развития плода про­исходит прогрессивное увеличение объема амниотической полости за счет накопления в ней околоплодных вод.

Амниотическая жидкость в основном представляет собой фильтрат плаз­мы крови матери. В ее образовании важная роль принадлежит также секрету амниотического эпителия. На более поздних стадиях внутриутробного раз­вития в продукции амниотической жидкости принимают участие почки и легочная ткань плода.

Объем околоплодных вод зависит от срока беременности. Нарастание объема происходит неравномерно. В 10 нед беременности объем амни­отической жидкости составляет в среднем 30 мл, в 13-14 нед — 100 мл, в 18 нед — 400 мл и т.д. Максимальный объем отмечается к 37-38 нед беременности, в среднем составляя 1000-1500 мл. К концу беременности количество вод может уменьшиться до 800 мл. При перенашивании бере­менности (41-42 нед) наблюдается уменьшение объема амниотической жидкости (менее 800 мл).

Околоплодные воды характеризуются высокой скоростью обмена. При доношенной беременности в течение 1 ч обменивается около 500 мл вод. Полный обмен околоплодных вод совершается в среднем за 3 ч. В процессе обмена 1/3 амниотической жидкости проходит через плод, который загла­тывает приблизительно около 20 мл вод в 1 ч. В III триместре беременности в результате дыхательных движений плода через его легкие диффундирует 600-800 мл жидкости в сутки. До 24 нед беременности обмен амниотичес­кой жидкости осуществляется также через кожные покровы плода, а позже, когда происходит ороговение эпидермиса, кожа плода становится почти непроницаемой для жидкой среды.

Плод не только поглощает окружающую его жидкую среду, но и сам является источником ее образования. В конце беременности плод продуцирует около 600-800 мл мочи в сутки. Моча плода является важной составной частью амниотической жидкости.

Обмен околоплодных вод совершается через амнион и хорион. Важная роль в обмене вод принадлежит так называемому параплацентарному пути, т.е. через внеплацентарную часть плодных оболочек.

В начале беременности околоплодные воды представляют собой бесцветную прозрачную жидкость, которая в дальнейшем изменяет свой вид и свойства. Из прозрачной она становится мутноватой вследствие попадания в нее отделяемого сальных желез кожи плода, пушковых волосков, чешуек десквамированного эпителия, капелек жира и некоторых других веществ.

С химической точки зрения околоплодные воды представляют собой кол­лоидный раствор сложного химического состава. Кислотно-основный состав амниотической жидкости изменяется в динамике беременности. Следует отметить, что рН амниотической жидкости коррелирует с рН крови плода.

В околоплодных водах в растворенном виде содержатся кислород и СО2, в них имеются все электролиты, которые присутствуют в крови матери и плода. В амниотической жидкости также обнаружены белки, липиды, угле­воды, гормоны, ферменты, разнообразные биологически активные вещества, витамины. Важное диагностическое значение имеет обнаружение в амнио­тической жидкости фосфолипидов, которые входят в состав сурфактанта. Для физиологически протекающей доношенной беременности характерным является оптимальное соотношение между концентрацией в водах лецитина и сфингомиелина, равное 2 (концентрация лецитина в 2 раза выше, чем концентрация сфингомиелина).

Такое соотношение этих химических аген­тов характерно для плода, имеющего зрелые легкие. В этих условиях они легко расправляются при первом внеутробном вдохе, обеспечивая тем самым становление легочного дыхания.

Важное диагностическое значение имеет также определение концентра­ции а-фетопротеина в амниотической жидкости. Этот белок вырабатывается в печени плода, а затем вместе с мочой попадает в околоплодные воды. Высокая концентрация этого белка свидетельствует об аномалиях развития плода, главным образом со стороны нервной системы.

Наряду с этим известное диагностическое значение имеет определение в околоплодных водах содержания креатинина, которое отражает степень зрелости почек плода.

В околоплодных водах имеются факторы, влияющие на свертывающую систему крови. К ним относятся тромбопластин, фибринолизнн, а также факторы X и XIII. В целом амниотическая жидкость обладает относительно высокими коагулирующими свойствами.

Околоплодные воды выполняют и важную механическую функцию. Они создают условия для осуществления свободных движений плода, защищают организм плода от неблагоприятных внешних воздействий, предохраняют пуповину от сдавления между телом плода и стенками матки. Плодный пузырь способствует физиологическому течению первого периода родов.

Многоводие.

Многоводие — количество околоплодных вод, превышающее 1500 мл.

Этиология:беременность и инфекции (пиелонефрит, воспалительные заболевания влагалища, острая респираторная инфекция, специфические инфекции), беременность и экстрагенитальная патология (са­харный диабет, резус-конфликтная беременность); многоплодная беременность, пороки развития плода (поражение ЦНС, желудочно-кишечного тракта, поликистоз почек, аномалии скелета).

^ Клиническая картина. Различают:

а) острое многоводие — общее недомогание, болезненные ощуще­ния и тяжесть в животе и пояснице, одышка, нарушение сердечной деятельности

б) хроническое многоводие — обычно не имеет клинических проявлений: беремен­ная адаптируется к медленному накоплению околоплодных вод.

Диагностика.

1. Жалобы беременных (если они есть) сводятся к потере аппетита, к появлению одышки, недомогания, ощущения тяжести и болей в животе, в пояснице.

2. ^ Объективное исследование. Отмечается бледность кожных покровов, уменьшение подкожного жирового слоя; у некоторых беременных усиливается венозный рисунок на животе. Окружность живота и высота стояния дна матки не соответствуют сроку беременности (110-120 см при доношенной беременности).

Матка резко увеличена, напряжена, тугоэластичной консистенции, шаровидной формы. При ощупывании матки определяется флюктуация. Положение плода неустойчивое, часто поперечное, косое, возможно тазовое предлежание; при пальпации плод легко меняет свое положение, части плода прощупываются с трудом, иногда совсем не определяются. Предлежащая часть расположена высоко, баллотирует. Сердцебиение плода плохо прослушивается, глухое. Иногда выражена чрезмерная двигательная активность плода.

3. ^ Влагалищное исследование: шейка матки укорачивается, внутренний зев приоткры­вается, определяется напряженный плодный пузырь.

4. Дополнительные методы исследования: ультразвуковое сканирование, позволяющее произвести фетометрию, определить предполагаемую массу плода, уточнить срок беременности, установить объем околоплодных вод, выявить пороки развития плода, устано­вить локализацию плаценты, ее толщину, стадию созревания, компенсаторные возможности.

Течение беременности.

Наличие многоводия свидетельствует о высокой степени риска как для матери, так и для плода.

Осложнения: невынашивание беременности; преждевременные роды; преждевременный разрыв плодных оболочек вследствие их дегенератив­ных изменений (быстрое излитие околоплодных вод может повлечь за собой выпадение пу­повины или мелких частей плода, способствовать преждевременной отслойке нормально расположенной плаценты); синдром сдавления нижней полой вены; гипо­трофия плода.

Психо-профилактическая подготовка к родам

В статье об обезболивании родов и тексте к некоторым неделям беременности неоднократно упоминалась психо-профилактическая подготовка к родам («школа материнства» или «родильные классы», как их именуют за рубежом).

Несмотря на это, тема заслуживает отдельного разговора, поскольку вклад таких занятий в снижение родового травматизма и других жизнеопасных состояний во время родов весьма существенен. Однако, важно уяснить для себя, что простое пассивное посещение занятий и семинаров не даст должного эффекта. Главное — активное участие, живая заинтересованность, желание научиться тому, как сделать свои роды наиболее безопасными для малыша и, разумеется, себя.

В этой статье мы кратко охарактеризуем разные типы психо-профилактической подготовки к родам для того, чтобы Вы имели представление, что и зачем там изучается.

В мире практикуются различные виды подготовки будущей матери к родам. Они отличаются методами, лежащими в их основе, продолжительностью обучения и т.д. Вначале поговорим о психо-профилактической подготовке, принятой в системе российских родовспомогательных учреждений.

Процесс подготовки будущей матери в идеале начинается с первых приемов в женской консультации. При установлении хорошего психо-эмоционального контакта между беременной женщиной и наблюдающим ее врачом (к сожалению, это бывает далеко не всегда) формируется спокойное, «рабочее» отношение к беременности и трудностям, которыми она сопровождается. Интерес будущей матери к физиологическим и возможным патологическим изменениям в ее организме в этот период должен быть удовлетоворен грамотными и корректными ответами специалиста. При таком подходе к началу третьего триместра беременная женщина уже достаточно хорошо и правильно ориентируется в вопросах родовой боли и способах ее уменьшения. И, начиная с 34-35 недели, обычно требуется развить и закрепить эти представления, а также ознакомить будущую роженицу с некоторыми техническими приемами, помогающими бороться с осложнениями родового акта.

Этой цели и соответствует цикл из 4 занятий, проводимый обычно на базе женских консультаций. Обычно семинарами и практическими занятиями руководят врачи-акушеры и специалисты со средним специальным медицинским образованием — акушерки.

Краткое содержание занятий:

1-е занятие

Ознакомление с физиологией родов. Сообщаются сведения об анатомии женской репродуктивной системы, описываются изменения в ней, происходящие во время родового процесса, объясняется роль каждого ключевого органа в рождении ребенка, разбираются механизмы образования возможных болевых ощущений.

Ваша задача — внимательно ознакомиться с предоставленной информацией и разрешить с помощью специалиста все волнующие Вас вопросы относительно родов, боли и т.д. Если вопросы появятся уже после занятия, в результате размышлений над полученной информацией — запишите их и задайте своему врачу на приеме или руководителю семинара при следующем посещении.

2-е занятие

Подробный разбор первого периода родов. Объясняется механизм схваток и возможной боли при них. Обсуждается оптимальное поведение роженицы во время схваток. Отрабатываются приемы дыхания, рефлекторных и массажных приемов, психологического отвлечения во время схватки.

Ваша задача — освоить точное выполнение приемов, продолжить их отработку до автоматизма дома. Желательно ознакомить с этими приемами мужа, если у него есть желание. Кстати, если Ваш муж собирается принимать участие в родах, то такие занятия Вы должны посещать вместе.

3-е занятие

Подробное ознакомление с течением второго и третьего преиодов родов и разбор ощущений женщины во время этих периодов. Отработка рациональных положений роженицы во время периода изгнания (выталкивания плода).

Отработка техники дыхания, способствующей максимальной эффективности родовой деятельности и обезболиванию.

Ваша задача — освоение данных техник. Все неясные моменты необходимо уточнить во время семинара. Обязательно потренируйтесь на занятиях и закрепите полученные навыки во время отработки этих приемов в домашних условиях.

4-е занятие

Повторение и закрепление всего пройденного на предыдущих семинарах. Знакомство беременных с правилами и порядком работы родовспомогательных учреждений, объяснение сути некоторых медицинских манипуляций, наиболее часто используемых во время родов.

Ваша задача — использовать этот семинар для закрепления Ваших практических навыков, окончательное разрешение всех возникших у Вас в ходе занятий вопросов.

Иногда программа психо-профилактической подготовки к родам включает большее количество семинаров, где разбираются дополнительно многие немаловажные моменты. Вышеприведенная программа отражает лишь минимум, с которым должна быть ознакомлена любая будущая мама. Если Вы рожаете не впервые, все равно есть смысл посетить такие занятия, поскольку повторение никогда не повредит, и, кроме того, Ваш опыт позволит задать более детальные и существенные вопросы руководителям семинаров. А это будет полезным не только для Вас, но и для тех беременных женщин, которые будут рожать первый раз в жизни.

За рубежом подготовка к родам чаще всего проходит более основательно. Количество занятий значительно больше и начинаются они гораздо раньше. Представляется целесообразным кратко охарактеризовать некоторые из зарубежных методик, поскольку наметившаяся в последнее время «вестернизация» и «европизация» отечественного родовспоможения способствует включению в нашу систему подготовки к родам их технических деталей. Наверняка, уже где-то функционируют родительские классы подобного рода, а в скором времени их станет еще больше. Надеемся, что предоставленная информация поможет Вам лучше ориентироваться на развивающемся рынке медицинских и парамедицинских услуг.

Метод Ламазе

Один из самых распространенных в мире. В данное время зарегистрировано свыше 150 тысяч классов, ведущих обучение будущих рожениц по методу Ламазе. Ежегодно в них занимаются около 2 миллионов супружеских пар, собирающихся стать родителями. Занятия проводятся специально подготовленными преподавателями из числа немедицинских работников, а также врачами, акушерками и медицинскими сестрами.

Сам метод был разработан доктором Фердинандом Ламазе в 1951 году на основе учения Павлова о рефлекторном характере высшей нервной деятельности. Поэтому, школа Ламазе является наиболее близкой по своей сути отечественной системе психо-профилактической подготовки к родам. Методика предусматривает изучение специальной популярной литературы, видеопособий, с последующим подробным разбором информации во время семинаров, и, разумеется, значительное количество часов для практикума. Классы посещают оба супруга.

Эту школу безусловно можно рекомендовать большинству женщин с физиологически протекающей беременностью, планирующих естественное родоразрешение.

Метод Бредли

Своеобразная школа, имеющая в своей основе философию «естественности» родов. Требует глубокого осознания процесса родов как природного физиологического акта и в связи с этим предусматривает овладение навыками «управления и сотрудничества» по отношению к собственному телу. Для этого используется релаксационная и медитативная техника, а также методика дыхания, отличающаяся от таковой в классах Ламазе. Занятия проводятся на протяжении всей беременности. Посещают их оба супруга, поскольку школа Бредли предусматривает активное участие мужа в родах.

Статистика свидетельствует: более 90% будущих мам, прошедших подготовку в классах, работающих по методу Бредли, не нуждаются в проведении обезболивания во время родов. Эту школу можно рекомендовать супружеским парам, склонным подходить по-философски к факту беременности и будущих родов. Длительная совместная подготовка супругов обогащает их духовный мир и взаимоотношения, и уже этим чрезвычайно ценна.

Другие методы

Существует огромное количество, как модификаций ранее описанных методов, так и самостоятельных техник, имеющих свою философию. В некоторых странах популярен так назывемый метод Гампер, направленный опять-таки на разрушение психической компоненты родовой боли. Очень быстро за рубежом официально «прижилась» зародившаяся в нашей стране и долгое время относившаяся к андеграунду Аквакультура. Медитативная техника, серьезная философская подготовка в кругу единомышленников закономерно завершалась родами «в воду», характеризовавшимися физиологичностью и безболезненностью.

Какой метод более результативен? Ответ — тот, который больше всего гармонирует с Вашим внутренним миром. Многообразие человеческих мировоззрений и характеров и послужило причиной появления разных направлений в психологической подготовке к родам. Выбирайте для себя и по себе. Однако, помните — хотя бы какую-нибудь подготовительную работу во время беременности провести попросту необходимо. Это диктуется Вашей ответственностью перед еще не родившимся малышом, поскольку именно от Вашей готовности к родам в немалой степени зависит его здоровье.

Список литературы