Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования 17

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М. А. ШОЛОХОВА"

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИКИ

по направлению подготовки 30 300 «Психология»

Составила:

К.пс.н. Барышева Е.В.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…

Программа учебной ознакомительной практики (2 курс) …

Программа диагностической практики (3 курс) …

Программа психолого-педагогической педагогической практики (4курс) …

Пояснительная записка

Программа практики разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 30 300 «Психология», квалификация — бакалавр психологии и является частью основной образовательной программы профессионального образования и имеет целью закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения, развитие необходимых компетенций и опыта работы по выбранному направлению подготовки.

10 стр., 4759 слов

C7. Программа коррекционной работы Пояснительная записка

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными ...

Область профессиональной деятельности бакалавров-психологов включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.

Бакалавр по направлению подготовки 30 300 «Психология» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой. Для успешного решения профессиональных задач выпускник-бакалавр должен обладать не только теоретическими знаниями, но и общекультурными и профессиональными компетенциями, предусмотренными ФГОС — III. Их развитие осуществляется, в том числе и в процессе прохождения студентами разных видов практики в процессе вузовского обучения.

Данная программа предусматривает 3 вида практики для бакалавров: учебную ознакомительную (2 курс), диагностическую и психолого-педагогическую (3, 4 курс).

Все виды практики тесно взаимосвязаны и осуществляются в определенной системе и последовательности. Данные виды практики выполняют образовательную, развивающую и воспитательную функции и направлены на формирование предусмотренных ФГОС — III общекультурных и профессиональных компетенций. Каждый вид практики актуализирует соответствующие теоретические знания студентов, а также способствует формированию положительного отношения к выбранной профессии и дальнейшему профессиональному самоопределению студентов.

8 стр., 3989 слов

Активные методы в развитии профессиональной группы

ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский городской психолого-педагогический УНИВЕРСИТЕТ Факультет социальной психологии Кафедра «Социальная психология развития» Курсовая работа по специальности 030301 «Психология» на тему: «Активные методы в развитии профессиональной группы» Студент группы Аминов Кирилл ...

Данная программа определяет цели, задачи и содержание каждого из видов практики (в зависимости от их специфики).

В ней представлены общая структура (этапы) практики, основные направления работы практикантов, отчетная документация студентов и критерии ее оценки, контрольные вопросы и рекомендуемая литература, а также перечень баз практики в зависимости от ее содержания.

Программа учебной (ознакомительной) практики (2 курс)

  1. Цели учебной ознакомительной практики

  • Закрепление и углубление знаний, полученных в процессе теоретического обучения.
  • Подготовка к осознанному и углублённому изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.
  • Ознакомление с будущей профессиональной деятельности.
  • Формирование профессиональных интересов, развитие рефлексии и потребности в самопознании.

В результате прохождения практики студент должен получить навыки в научно-исследовательской, практической и педагогической деятельности.

  1. Задачи учебной ознакомительной практики

  • Знакомство с особенностями профессиональной деятельности психолога в учреждениях и организациях различного профиля, с методами и формами работы в них.
  • Формирование представлений о специфике профессиональных функций, задач и умений психологов в организациях различного профиля.
  • Знакомство с ведением психологической документации.
  • Первичное освоение профессиональных умений и навыков исследовательской работы: проведения наблюдения, беседы, изучения документов, фиксации результатов наблюдения и беседы, оформления результатов в текстовой и графической форме.
  • Развитие профессионально важных качеств: наблюдательности, эмпатии, сострадания; заботы о человеке, нуждающемся в помощи.
  • Развитие коммуникативных умений (первичного опыта общения со специалистами — психологами и потенциальными работодателями).
  • Развитие интерактивных навыков (взаимодействия в группе, со специалистами баз практики и т. п.)
  • Развитие навыков организаторской деятельности.
  • Развитие навыков рефлексии.

Они соотносятся со следующими видами и задачами профессиональной деятельности:

4 стр., 1764 слов

Психическое состояние в умственной деятельности. Юридическая психология

Юридическая психология Система юридической психологии: 1) Раздел- «Введение в юридическую психологию» · Предмет · Содержание · Задачи юридической психологий · Методы 2) Раздел- «Личность в сфере правоохранительной деятельности» v Психология личности / Методы изучения личности v Психические (познавательные) процессы, учёт их закономерностей юристам в профессиональной деятельности v Эмоции и другие ...

  1. Научно-исследовательская:

— изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования.

  1. Практическая:

— анализ характеристик и различных видов деятельности индивидов и групп;

— распространение информации о роли психологических факторов в сохранении здоровья, в процессах воспитательной, трудовой и организационной деятельности

  1. Педагогическая:

— пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества

  1. Место учебной ознакомительной практики в структуре ООП ВПО

Данная учебная ознакомительная практика входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 30 300 «Психология».

Учебная ознакомительная практика является обязательным этапом обучения бакалавра психологии и предусматривается учебным планом соответствующих подразделений вузов; ей предшествуют курсы «Введение в профессию», «Общая психология», «Общепсихологический практикум», «Основы научных исследований», «Психология общения».

Студент должен знать:

  1. основные сферы профессиональной деятельности психолога;
  2. характеристику деятельности психолога-практика, психолога-прикладника;
  3. этический кодекс психолога;
  4. нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность психолога.

Студент должен быть готовым к:

  1. самостоятельному поиску литературы по заданной теме;
  2. конспектированию и осмыслению научной литературы;
  3. наглядному представлению текстовой информации.

Практика проводится после прослушивания основных курсов в сроки, определяемые кафедрой психологии.

Прохождение данной практики необходимо в качестве предшествующей формы учебной работы для освоения учебных дисциплин профилирующего цикла: «Социальная психология», «Юридическая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология стресса».

4. Форма проведения учебной ознакомительной практики

Учебная ознакомительная практика является стационарной практикой на базах учреждений социального, образовательного и медицинского профиля, а также силовых структур. Руководство практикой осуществляет руководитель от кафедры психологии, отвечающий за общую подготовку и организацию практики, и руководитель, назначаемый базой практики.

5. Место и время проведения учебной ознакомительной практики

До начала практики на факультете проводится установочная конференция, в ходе которой студенты знакомятся с содержанием, задачами и порядком прохождения практики.

6. Компетенции, формируемые в результате прохождения учебной ознакомительной практики

В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения:

— исследовательские;

— коммуникативные;

— организаторские;

— интерактивные;

— рефлексивные;

универсальные и профессиональные компетенции:

  • ОК-3 владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;
  • ОК-7 восприятие личности другого, эмпатия, установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержка людей;
  • ОК-9 проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформление научных статей, отчётов, заключений и пр.
  • ПК-3 описание структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала);
  • ПК-20 просветительская деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.

Федеральное государственное бюджетное

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М. А. ШОЛОХОВА"

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Индивидуальный план учебной практики

Студента___2__курса педагогического факультета

__________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Наименование практики учебная

Сроки прохождения практики

с «______"_________________________20____г

по «______"________________________20____г

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ:

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРАКТИКИ СТУДЕНТЫ НА ИТОГОВОЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СДАЮТ портфолио с материалами практики. Выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Также сдается электронная презентация по содержанию практики и все приложения, оформленные в документах Word 93−97 по материалам практики на диске и в распечатанном виде с описью.

Портфолио включает следующие разделы:

  • Титульный лист: ФИО студента, учебная группа. Сведения об учреждении (номер, название, адрес).

    ФИО заведующей (директора), руководителя практики.

  • Индивидуальный план практики.
  • Дневник.
  • Материалы по индивидуальному плану.
  • Дополнительные материалы — в этот раздел включаются материалы, не вошедшие в вышеназванные разделы (это могут быть фотографии, презентации, списки литературы и т. д.)
  • Мини-эссе «Мой самый продуктивный день на практике»
  • Отчет
  • Отзыв (Характеристика)
  • Презентация выступления на итоговой конференции.

Утверждаю

Руководитель практики

К.пс.н. Барышева Е.В.

Задания

Характеристика деятельности

Дата проведения

Подпись руководителя

1

Знакомство с базой практики

(дать характеристику ДОЛ)

  • Привести типологию ДОЛ и определить структуру, особенности и цели каждого типа.
  • Беседа с администрацией и сбор общих сведений об учреждении (структура, направления деятельности, характеристика учащихся)
  • Данные занести в дневник

2

Изучить нормативно-правовые основы деятельности педагога-организатора детского досуга (вожатого)

  • Познакомиться с документами и сделать выписку об особенностях работы педагога организатора-досуга («Закон об образовании», Трудовой кодекс, «Общее положение о ДОЛ» и др.)
  • Сделать выписку о должностных правах и обязанностях. ответственности педагога-организатора досуга.
  • Сделать выписку о должностных обязанностях психолога и о нормативно-правовых аспектах его деятельности
  • Данные занести в дневник.

3

Изучить возрастные особенности учащихся

  • Дать характеристику возрастным особенностям младших школьников, подростков.
  • Определить возможные трудности в каждом из возрастных периодов.
  • Данные занести в дневник

4

Изучить характер организации лагерной смены

  • Определить этапы лагерной смены
  • Перечислить задачи и дать характеристику методам работы в соответствии с каждым этапом
  • Сделать план-сетку мероприятий на 1 смену (20−28 дней)

5

Подготовить методический материал

  • Составить календарь памятных дат на июнь и июль
  • Подготовить материал для проведения 2х мероприятий (к 2 м памятным датам)
  • Подготовить 3−5 КТД для выбранного возраста
  • Сделать подборку игр разной направленности (подвижные, настольные, развивающие, на знакомство и т. д.) в соответствии с возрастом детей
  • Данные занести в дневник

6

Написать мине- эссе и составить презентацию по практике

  • Написать мини -эссе на тему «Мой самый продуктивный день на практике»
  • Составить презентацию по этапам практики
  • Данные занести в дневник

7

Подготовка к конференции

  • Подготовка документации — презентации по практике, фотографий, распечатанных материалов и материалов в электронном виде
  • Составление отчета (приложение 6), отзыва (Приложение 7).

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной ознакомительной практики

Основная литература:

  1. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников. — М.: Академический проект, 2008.-194 с.
  2. Шмелёва И.А. Введение в профессию: психология. Рек. УМО. СПб: Питер, 2007. — 256 с.

Дополнительная литература:

  1. Битянова М. Я в психологи пойду // Школьный психолог. 2003, № 4, с. 18−24.
  2. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.: Аспект пресс, 2001. — 383 с.
  3. Вачков И.В. и др. Введение в профессию психолог. М.-Воронеж: Модэк, 2002. -464 с.
  4. Жолковская Л.А., Нагаев В.В., Усманова Е.А. Научно-исследовательская работа студентов по психологии: Методическое пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005. 124 с.

Дневник учебной практики

Студентки ____2_ _курса__педагогического _факультета

____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Наименование практики_______________________________________

Сроки прохождения практики

с «______"_________________________20____г

по «______"_________________________20____г

Место прохождения практики:___________________________________________________

Руководство практикой:

ФИО руководителя от университета: к.пс.н. Барышева Е.В.______________

ФИО руководителя от учреждения:__________________________________

Содержание работы

дата

подпись

Подпись руководителя практики от учреждения _________________М.П.

Программа диагностической практики (3 курс)

  1. Цель диагностической практики

Подготовка студентов к решению комплексных задач в сфере дошкольного образования. В результате прохождения практики студент должен получить навыки в практической деятельности.

2. Задачи диагностической практики

2.1. Углубление и закрепление теоретических знаний студентов в области педагогической психологии, психодиагностики, психолого-педагогического практикума, возрастной психологии и психологии развития.

2.2. Формирование профессионально значимых для педагога-психолога качеств личности и следующих педагогических умений и навыков:

  • определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и социально-психологических особенностей группы;
  • планировать и анализировать воспитательный процесс с учетом современных требований;
  • обоснованно выбирать эффективные формы, методы и средства обучения и воспитания;
  • определять уровень развития психических процессов и сформированности личностных качеств;
  • проводить индивидуальную и групповую работу с детским коллективом в виде развивающих игр и т. д.;
  • проводить самоанализ и корректировку собственной профессиональной деятельности;
  • рационально распределять время на занятиях, выполнять намеченный план;
  • использовать разнообразные методы и формы психолого-педагогического общения с детьми, родителями, сотрудниками детских дошкольных учреждений;
  • планировать, проводить, наблюдать и анализировать различные виды игровой деятельности дошкольников.

Задачи практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

— практическая деятельность — формирование умения анализировать различные виды игровой деятельности дошкольников; формирование умения характеризовать психические процессы;

— научно-исследовательская деятельность — изучение научной информации по тематике исследования, проведение исследования с детьми дошкольного возраста;

— педагогическая деятельность — пропаганда психологических знаний среди родителей и воспитателей МДОУ (муниципальное дошкольное образовательное учреждение), также педагогов школ.

Творческий характер практики предполагает, что в ее процессе у каждого студента развиваются исследовательские способности, способности к интерпретации учебно-воспитательного процесса, художественные и артистические задатки. Этому способствует знакомство с творчески работающими воспитателями. Творческий характер практике придает также участие студентов в родительских собраниях и мастер-классах.

Место диагностической практики в структуре ооп впо

    Диагностическая практика является обязательным этапом обучения бакалавра психологии и предусматривается учебным планом соответствующих подразделений вузов; ей предшествуют дисциплины: «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Педагогика», «Психология конфликта», «Психодиагностика», Психофизиология", «Общий психологический практикум», «Социальная психология», «Математические методы в психологии».

    Студент должен знать:

    1. Основные сферы деятельности педагога-психолога детского дошкольного и школьного учреждения;
    2. Содержание основных сфер деятельности педагога-психолога;
    3. Нормативно-правовые и организационные документы, регламентирующие деятельность психолога в детском дошкольном и школьном учреждении.

    Студент должен быть готов к:

    1. Проведению, наблюдению и анализу предметной и ролевой игр в детском коллективе;
    2. Участию в родительском собрании с выступлением по теме на выбор:
    • Как улучшить память своего ребёнка;
    • Как научить детей дружить;
    • Как избежать родительских ошибок;
    • Девочки и мальчики: мы такие разные;
    • Когда насилие прячется под любовью;
    • Наказывать или поощрять;
    1. Проведению исследования феноменов Ж. Пиаже;
    2. Выявлению уровня овладения ребёнком дошкольного возраста сенсорными эталонами;
    3. Описанию проводимой психологом диагностики готовности к школе (методы и методики исследования, процедура проведения, поведение детей, оформление и презентация результатов);
    4. Сообщению родителям результатов наблюдения и диагностики конкретного ребёнка.

    В диагностической практике принимают участие студенты 3 курса, обучающиеся по указанному направлению. Практика проводится после прослушивания основных курсов в сроки, определяемые кафедрой.

    Прохождение данной практики необходимо в качестве предшествующей формы учебной работы для освоения учебных дисциплин профилирующего цикла: «Методы преподавания психологии в школе», «Основы консультативной психологии», «Психодиагностика», «Практикум по психодиагностике», «Охрана психического здоровья», «Современные педагогические технологии».

    4. Форма проведения диагностической практики

    Стационарная практика проводится на базах детских дошкольных учреждений и центров развития ребёнка и школ. Руководство практикой осуществляют руководители от кафедры и руководители от баз практик.

    5. Место и время проведения диагностической практики.

    Перед данным видом практики студенты проходят медкомиссию, результаты которой отражаются в санитарной книжке. Это необходимо для допуска к работе с детьми в дошкольном (школьном) образовательном учреждении. Также до начала практики на факультете проводится установочная конференция, в ходе которой обсуждаются задачи, направления и порядок проведения практики. В первый день руководители практики на местах знакомят группу с условиями работы, совместно с администрацией распределяют студентов по группам либо прикрепляют к психологам-консультантам, составляют план-график работы каждого практиканта и расписание консультаций руководителя от базы практики. Диагностическая практика проводится на базах вуза.

    6. Компетенции, формируемые в результате прохождения Диагностической практики

    В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

    • ОК-4 использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики,
    • ОК-9 проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформление научных статей, отчётов, заключений и пр.,
    • ПК-5 выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам,
    • ПК-8 ассистирование деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности,
    • ПК-10 понимание и постановка профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности,
    • ПК-20 просветительская деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.

    Федеральное государственное бюджетное

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИМЕНИ М. А. ШОЛОХОВА"

    СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ФИЛИАЛ

    КАФЕДРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

    Индивидуальный план диагностической практики

    Студента___3__курса педагогического факультета

    __________________________________________________________________________

    (фамилия, имя, отчество)

    Наименование практики диагностическая

    Сроки прохождения практики

    с «______"_________________________20____г

    по «______"________________________20____г

    СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ:

    ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРАКТИКИ СТУДЕНТЫ НА ИТОГОВОЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СДАЮТ портфолио с материалами практики. Выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

    Также сдается электронная презентация по содержанию практики и все приложения, оформленные в документах Word 93−97 по материалам практики на диске и в распечатанном виде с описью.

    Портфолио включает следующие разделы:

    • Титульный лист: ФИО студента, учебная группа. Сведения об учреждении (номер, название, адрес).

      ФИО заведующей (директора), руководителя практики.

    • Индивидуальный план практики.
    • Дневник.
    • Материалы по индивидуальному плану.
    • Дополнительные материалы — в этот раздел включаются материалы, не вошедшие в вышеназванные разделы (это могут быть фотографии, презентации, списки литературы и т. д.)
    • Мини-эссе «Мой самый продуктивный день на практике»
    • Отчет
    • Отзыв (Характеристика)
    • Презентация выступления на итоговой конференции.

    Утверждаю

    Руководитель практики

    К.пс.н. Барышева Е.В.

    Задания

    Характеристика деятельности

    Дата проведения

    Подпись руководителя

    1

    Знакомство с базой практики

    • Беседа с администрацией и сбор общих сведений об учреждении (структура, направления деятельности, характеристика учащихся)
    • Сделать выписку о должностных обязанностях психолога и о нормативно-правовых аспектах его деятельности
    • Данные занести в дневник

    2

    Ознакомление с документами, регламентирующими работу психолога в МДОУ.

    • Познакомиться с годовым планом работы психолога, выявить основные направления его работы, определить формы и методы работы с различными категориями учащихся.
    • Отразить преемственность в работе с социальным педагогом — сделать график, схему
    • Определить документацию, с которой работает психолог при проведении диагностической и коррекционной работы
    • Изучение и оценка рабочего места (кабинета) психолога.
    • Данные занести в дневник

    3

    Проведение и наблюдение предметной и ролевой игр

    1. Письменный анализ по схеме: количество играющих, имена, возраст, организатор игры, время игры, роли детей, вид/сюжет игры, содержание и атрибуты игры, конфликты (причина, выход).

    Данные занести в дневник

    4

    Составление текста выступления /презентации на родительском собрании

    • Оформление электронной презентации
    • Оформление презентации в печатном виде (раскладушка, стендовая презентация — по выбору студента)
    • Данные занести в дневник

    5

    Проведение психолого-педагогической диагностики.

    • Проведение диагностического изучения и составление заключения о результатах исследования конкретного ребёнка раннего возраста и старшего дошкольного возраста (двое детей- 2 заключения)
    • Данные занести в дневник

    6

    8

    9

    Подготовка к конференции

    • Подготовка документации- презентации по практике, фотографий, распечатанных материалов и материалов в электронном виде
    • Составление отчета (приложение 6), отзыва (Приложение 7).

    Учебно-методическое и информационное обеспечение

    1-й педагогической практики

    Основная литература:

    1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2010. 208 с.
    2. Иванова, Е.А. Раннее домашнее сопровождение. СПб.: Речь, 2010. 96 с.
    3. Князева, Т.Н. Психологическая готовность ребёнка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. СПб.: Речь, 2010. 119 с.
    4. Крайг, Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2006. 461 с.
    5. Лепешова, Е. М. Как избежать родительских ошибок. СПб.: Речь, 2010. 156 с.
    6. Николаева, Е.И. Кнут или пряник? Поощрение и наказание как методы воспитания ребёнка. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. 155 с.

    Дополнительная литература:

    1. Басов, М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми//Избр.психол.произв-я. Под ред. В.Н. Мясищева и др. М., 1975. С. 29−189.
    2. Выготский, Л.С. Детская психология [Электронный ресурс]: М.: Говорящая книга, 2004.
    3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001.
    4. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005.

    Дневник практики

    Студентки ____3_ _курса__педагогического _факультета

    ____________________________________________________________________________

    (фамилия, имя, отчество)

    Наименование практики_______________________________________

    Сроки прохождения практики

    с «______"_________________________20____г

    по «______"_________________________20____г

    Место прохождения практики:_____________________________________________________________________

    Руководство практикой:

    ФИО руководителя от университета: к.пс.н. Барышева Е.В.______________

    ФИО руководителя от учреждения:__________________________________

    Содержание работы

    дата

    подпись

    Подпись руководителя практики от учреждения _________________М.П.

    Программа 2-й педагогической практики (4 курс)

    1. Цель 2-й педагогической практики

    Подготовка студентов к решению комплексных задач в образовательных учреждениях общего и профессионального образования. В результате прохождения практики студент должен получить навыки практической и педагогической деятельности.

    1. Задачи 2-й педагогической практики

    2.1. Углубление и закрепление теоретических знаний студентов в области педагогической психологии и методов преподавания психологии в образовательных учреждениях.

    2.2. Формирование профессионально значимых для педагога-психолога качеств личности и следующих педагогических умений и навыков:

    • определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива;
    • планировать и анализировать учебный процесс с учетом современных требований;
    • обоснованно выбирать эффективные формы, методы и средства обучения и воспитания, определять результаты усвоения программного материала;
    • проводить индивидуальную и групповую работу со школьным коллективом в виде развивающих игр, дискуссий, тренингов и т. д.;
    • использовать в учебном процессе различные технические средства обучения: компьютер, ноутбук, стереосистему, сенсорную доску, видеопроектор и т. д.;
    • проводить самоанализ и корректировку собственной педагогической деятельности;
    • рационально распределять время на уроках, практических занятиях, в ходе выступлений перед родителями, педагогами;
    • организовывать воспитательную работу в учебное и внеучебное время;
    • использовать разнообразные методы и формы психолого-педагогического общения с детьми и подростками, родителями, педагогами.
      1. Ознакомление с современным состоянием и с инновационными методиками учебно-воспитательной работы в школах, профессиональных лицеях.
    1. Проверка профессиональной готовности будущего бакалавра к самостоятельной работе в рамках подготовки дипломного исследования.

    Творческий характер 2-й педагогической практики предполагает, что в ее процессе у каждого студента развиваются исследовательские способности, способности к интерпретации учебно-воспитательного процесса, художественные и артистические задатки. Этому способствует знакомство с творчески работающими учителями и преподавателями. Творческий характер практике придает также участие студентов в педагогических мастерских, открытых уроках, родительских собраниях и мастер-классах.

    Место 2-й педагогической практики в структуре ооп впо

      2-я педагогическая практика является обязательным этапом обучения бакалавра психологии и предусматривается планом учебного процесса бакалавра СыктГУ по направлению «Психология». Данной практике предшествуют дисциплины: «Педагогика», «Педагогическая психология», «Современные педагогические технологии», «Психология развития и возрастная психология», «Методы преподавания психологии в школе», «Общая психология», «Психофизиология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психология конфликта», «Психология стресса», «Риторика», «Общий психологический практикум».

      Студент должен знать:

      1) содержание основных сфер деятельности педагога — психолога;

      2) психологические особенности развития личности в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте;

      3) цель, задачи, принципы и методы преподавания психологии в образовательных учреждениях;

      4) законы изменения человеческого поведения и средства овладения этими законами;

      5) современные педагогические технологии;

      6) психологические особенности формирования и развития больших и малых групп.

      7) нормативно-правовые и организационные документы, регламентирующие деятельность психолога в школе.

      Студент должен быть готов к:

      1) проведению, наблюдению и анализу уроков (занятий) по психологии;

      2) наблюдению, ассистированию и анализу тренинговых, психокоррекционных и психопрофилактических занятий;

      3) публичному выступлению по актуальной для участников образовательного процесса (учащиеся, родители, педагоги) теме;

      4) правильному оформлению психологической документации;

      5) наблюдению и описанию проводимой психологом диагностики (методы и методики исследования, процедура проведения, поведение детей и подростков, оформление и презентация результатов).

      4. Форма проведения II педагогической практики

      Стационарная практика проводится на базах образовательных учреждений города. Руководство практикой осуществляют руководители от кафедры и от баз практики.

      5. Компетенции, формируемые в результате прохождения

      2-й педагогической практики

      В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

      • ОК-6 владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния;
      • ОК-7 восприятие личности другого, эмпатия, установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержка людей;
      • ОК-14 использование нормативных правовых документов в своей деятельности;
      • ОК-15 овладение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
      • ПК-1 реализация стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;
      • ПК-3 описание структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала);
      • ПК-5 выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
      • ПК-6 психологическая диагностика уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;
      • ПК-7 прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях;
      • ПК-15 преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины в средних учебных заведениях;
      • ПК-16 участие в учебно-методической работе в сфере среднего образования;
      • ПК-17 подготовка условий для лабораторных и практических занятий, участие в их проведении;
      • ПК-18 использование дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека;
      • ПК-19 самообразование на протяжении всей профессиональной жизни;
      • ПК-20 просветительская деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.

      Содержание практики:

      ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРАКТИКИ СТУДЕНТЫ НА ИТОГОВОЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СДАЮТ портфолио с материалами практики. Выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

      Также сдается электронная презентация по содержанию практики и все приложения, оформленные в документах Word 93−97 по материалам практики на диске и в распечатанном виде с описью.

      Портфолио включает следующие разделы:

      • Титульный лист: ФИО студента, учебная группа. Сведения об учреждении (номер, название, адрес).

        ФИО заведующей (директора), руководителя практики.

      • Индивидуальный план практики.
      • Дневник.
      • Материалы по индивидуальному плану.
      • Дополнительные материалы — в этот раздел включаются материалы, не вошедшие в вышеназванные разделы (это могут быть фотографии, презентации, списки литературы и т. д.)
      • Мини-эссе «Мой самый продуктивный день на практике»
      • Отчет
      • Отзыв (Характеристика)
      • Презентация выступления на итоговой конференции.

      Утверждаю

      Руководитель практики

      К.пс.н. Барышева Е.В.

      Задания

      Характеристика деятельности

      Дата проведения

      Подпись руководителя

      1

      Знакомство с базой практики

      • Ознакомление с документами, регламентирующими работу психолога в образовательном учреждении
      • Описание структуры деятельности (цель, задачи, направления) психолога в образовательном учреждении
      • Изучение и анализ материально-технической и методической оснащенности кабинета (рабочего места) психолога

      2

      Разработка и проведение уроков (занятий) по психологии

      Рабочий конспект урока (занятия)

      3

      Наблюдение, ассистирование и анализ тренинговых, психокоррекционных и психопрофилактических занятий

      Письменный анализ тренингового и психолого-профилактического занятия

      4

      Выступление /презентация по актуальным для участников образовательного процесса (учащиеся, родители, педагоги) темам:

      -Психологические особенности младшего подросткового возраста

      — Психологические особенности старшего подросткового возраста

      — Психологические аспекты самоопределения в юности

      — Самоубийства среди подростков

      — Профилактика подростковой беременности

      — Как уберечь подростка от наркотиков и др.

      Составление текста выступления, подготовка презентации, отчёт о проведении, заверенный печатью учреждения

      5

      Написание психологической характеристики учащегося / классного коллектива

      Схема диагностики (методики, процедура проведения, оформление и презентация результатов)

      и заключение о результатах исследования конкретного школьника/класса.

      • Характеристика учащегося / классного коллектива

      6

      Исследовательский этап

      (по ВКР).

      — Список материалов, собранных во время практики. Черновик экспериментальной главы (п.п.2.1.-2.3.).

      Бланки и

      протоколы исследования, «сырые» данные.

      • Первичная обработка результатов (качественный и количественный анализ).

      8

      Консультативная работа

      • Разработка плана проведения психологической консультации по конкретному запросу.
      • Наблюдение за работой психолога при консультировании клиентов (с фиксацией профессиональных умений и навыков).
      • Проведение одной пробной самостоятельной консультации (по профориентации и т. п.) по согласованию с психологом- составление плана консультации

      9

      Разработка коррекционной и/или профилактической программы для проблемной группы (группы риска или др. по выбору студента).

      Текст программы

      10

      Подготовка к конференции

      • Подготовка документации- презентации по практике, фотографий, распечатанных материалов и материалов в электронном виде
      • Составление отчета (приложение 6), отзыва (Приложение 7).

      Учебно-методическое и информационное обеспечение

      2-й педагогической практики

      Основная литература:

      1. Барабохина, В.А., Замалдинова Г. Р., Травникова Н.Г. Программа профилактики ВИЧ-инфекции. Нравственное воспитание молодежи. — СПб.: Речь, 2008.- 240 с.
      2. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер"/ Под ред. Е.В. Емельяновой. — СПб.: Речь, 2010. — 384 с.
      3. Правильный выбор: Программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни /Сост. С.М. Чечельницкая, А.А. Михеева, Д.А. Шалаева, Ю.В. Величкина. М.: Фонд «Центр социального развития и информации», 2005. — 108 с.

      Дополнительная литература:

      1. Барщенкова, О.В. Преподавание в школе учебных предметов психологического цикла. Методические рекомендации. Ростов-на-Дону, 1999. 30 с.
      2. Болотова, А.К., Макарова, И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. М.: АспектПресс, 2001. 383 с. (глава 2: «Организация кабинета практического психолога» с.48−85).
      3. Общая психодиагностика/Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987. с. 304 (кодекс психолога о работе с диагностическим инстументарием).
      4. Программы преподавания психологии в общеобразовательных учреждениях г. Ростова-на-Дону. Ростов-на-Дону, 2003. 112 с.
      5. Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метод. пособие. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000. 288 с.

      Дневник учебной практики

      Студентки ____2_ _курса__педагогического _факультета

      ____________________________________________________________________________

      (фамилия, имя, отчество)

      Наименование практики_______________________________________

      Сроки прохождения практики

      с «______"_________________________20____г

      по «______"_________________________20____г

      Место прохождения практики:_____________________________________________________________________

      Руководство практикой:

      ФИО руководителя от университета: к.пс.н. Барышева Е.В.______________

      ФИО руководителя от учреждения:__________________________________

      Содержание работы

      дата

      подпись

      Подпись руководителя практики от учреждения _________________М.П.

      Приложение

      Приложение 1.

      Психологический анализ урока.

      I. Организация внимания учащихся на уроке.

      1. Как быстро учитель овладел вниманием.

      2. Какие приемы, средства использованы учителем для привлечения и сосредоточения внимания.

      3. Были ли на уроке невнимательные ученики.

      4. С вашей точки зрения, каковы причины невнимательности.

      5. Как закончился урок.

      6. На какой минуте урока было снижено внимание.

      7. Какие возрастные и индивидуальные особенности детей были учтены учителем при организации внимания учеников на уроке.

      П. Организация учителем восприятия учебного материала.

      1. Какими средствами и приемами учитель активизирует восприятие.

      2. Какие возрастные и индивидуальные особенности детей были учтены учителем при организации восприятия учебного материала на уроке.

      III. Активизация памяти учащихся.

      1. Чем стимулировалось запоминание материала.

      2. Какие виды и типы памяти активизировались на уроке.

      3. Какие возрастные и индивидуальные особенности детей были учтены учителем при организации памяти учеников на уроке.

      IV. Активизация мышления на уроке.

      1. Как учитель активизирует мышление учащихся.

      2. Какие мыслительные операции использовались на уроке.

      3. Какие качества ума формировались на уроке.

      4. Какие возрастные и индивидуальные особенности детей были учтены учителем при активизации мышления на уроке.

      V. Активизация воображения.

      1. Были ли на уроке ситуации, требующие активизации воображения.

      2. Какой вид воображения проявляется на уроке.

      3. Как учитель стимулирует творческое воображение.

      4. Какие возрастные и индивидуальные особенности детей были учтены учителем при активизации воображения на уроке.

      VI. Эмоциональное состояние учащихся на уроке.

      1. Какое эмоциональное состояние преобладало на уроке.

      2. Как учитывались возрастные и индивидуальные особенности эмоциональной сферы детей на уроке.

      VII. Отношение учащихся к уроку.

      1. Характер отношения.

      2. Устойчивость отношения учащихся к уроку.

      3. Как учитывались возрастные и индивидуальные особенности учащихся при формировании отношения к уроку.

      VIII. Организационная функция учителя.

      1. Дисциплина.

      2. Соответствие способов поддержания дисциплины возрастным и индивидуальным особенностям учащихся при организации урока.

      IX. Речевое общение учителя с учащимися на уроке.

      Методика наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке

      (Составитель л.А. Регуш)

      1. При знакомстве с учителем, урок которого наблюдается, и установлении контакта с ним избегать формулирования конкретной цели наблюдения
      2. Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схеме — см. таблицу, где в графе 4 записываются слова, высказывания, которые могут быть соотнесены к тому или иному виду воздействия. Если возникают трудности в отнесении тех или иных высказываний к определенному виду, можно воспользоваться словарем терминов.
      3. Необходимо записывать словесные воздействия отсутствующие в схеме, но имеющиеся в речи учителя. Этот материал следует использовать при проведении анализа и подведении итогов.

      Словарь терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий

      Замечание — выговор, указание на ошибку

      Интонация — повышение или понижение голоса при произношении; манера произношения, отражающая чувства говорящего

      Инструкция — сформулированная в слове последовательность действий

      Ирония — тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме

      Команда — краткий устный приказ

      Нравоучение — поучение, внушение нравственных правил

      Нотация — наставление, выговор

      Ободрение — внушение бодрости, поднятия настроения

      Порицание — выговор, осуждение

      Поощрение — то, что поощряет: одобрение, награда, содействие, сочувствие, возбуждающее желание делать хорошо, лучше

      Просьба — обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, желания

      Распоряжение — 1. То же, что и приказание. 2. Забота об устройстве, использовании, применении чего-либо

      Угроза — запугивание, обещание причинить зло

      Указание — наставление, разъяснение, указывающее как действовать

      Упрек — неудовольствие, неодобрение или обвинение, высказанное кому-нибудь

      Юмор — беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь

      Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов

      1) Подсчитать количество слов-воздействий каждого вида и записать соответствующую цифру в графу 5

      2) Определить ранговое место каждого вида воздействий и проставить эти данные в графе 6

      3) Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, которые наблюдались у учителя на уроке, с данными, представленными в графах 1 и 3.

      Примечание. В графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся.

      В графе 3 приведены ранговые места словесных воздействий для учителей, имеющих низкий уровень понимания учащихся

      4) Сделать вывод:

      а) о наиболее характерных для данного учителя словесных воздействиях на учащихся, принимая во внимание, что 1−4 — высокие, 5−8 — средние, 9−12 — низкие ранговые места того или иного вида воздействий;

      б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздействий учителя о его понимании учащихся, учитывая, что одним из основных показателей коммуникативной культуры является понимание ученика.

      5) Если проведенная обработка не позволяет определенно дать заключение о наиболее характерных словесных воздействиях учителя, то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти данные для разрешения сомнений.

      Схема наблюдения

      Ранговое место словесного воздействия при высоком уровне понимания учителем учеников

      Виды словесных воздействий

      Ранговое место словесного воздействия при низком уровне понимания учителем учеников

      Слова, высказывания, обращения того или иного вида воздействий на разных этапах урока

      Всего воздействий того или иного вида у наблюдаемого учителя

      Ранговое место того или иного вида воздействий у наблюдаемого учителя

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      -

      -

      3

      2

      -

      -

      -

      6

      -

      -

      9

      1

      4

      5

      7

      8

      10

      11

      Нравоучение

      Нотация

      Называние фамилий

      Повышение интонации

      Дисциплинирование-приказ

      Замечание-вопрос

      Угроза

      Команда

      Упрек

      Просьба

      Распоряжение

      Инструктирование

      Поощрение

      Юмор

      Ободрение

      Диалог

      Порицание

      Ирония

      1

      2

      4

      3

      5

      6

      7

      8

      9

      10

      11

      12

      -

      -

      -

      -

      -

      -

      ПРИЛОЖЕНИЕ 2

      Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики школьника

      В зависимости от учреждения форма м.Б. Изменена

      ХАРАКТЕРИСТИКА

      Ученика______________________________________класса_____________________

      Учебный год__________________________

      1.Общие сведения о школьнике (возраст, состояние здоровья)

      2. Характеристика условий семейного воспитания школьника (культурно-бытовые условия, отношения в семье…)

      3. Характеристика школьного коллектива (актив класса, отношения в классе, успеваемость и дисциплина, симпатии и антипатии, традиции, коллективизм)

      4. Отношения школьника к коллективу (авторитет, потребность быть членом коллектива, общительность и понимание других, отношение к отрицательным явлениям в коллективе — списываю, подсказываю, зависть…)

      5. Направленность личности (общественная, личная, деловая) школьника, характеристика осознанных мотивов и интересов, взгляды и убеждения, стремления и идеалы.

      6. Уровень притязаний и самооценка школьника

      7. Ученик в различных видах деятельности (отношение к учению — добросовестно ли выполняет задания, дисциплинирован, степень сформированности учебных навыков, общественная активность, трудовая активность, соотношение учебной, игровой и трудовой деятельности)

      8. Характеристика познавательной деятельности (особенности восприятия, внимания, памяти…)

      9. Особенности эмоционально-волевой сферы (характер эмоциональных реакций на педагогические воздействия; развитие чувств — эстетических и моральных; преобладающие настроения, степень эмоциональной возбудимости школьника; волевые особенности — решительность, инициативность, самостоятельность, целеустремленность, самообладание)

      10. Способности (общие и специальные)

      11. Темперамент

      12. Характер

      13. Что сделано студентом -практикантом по воспитанию учащегося через коллектив, а также в результате индивидуальной работы.

      14. Психолого-педагогические выводы. Указать возможные линии коррекции в воспитательном воздействии.

      Подпись руководителя/классного руководителя______________________________

      • Оформляется в печатном виде.

      ПРИЛОЖЕНИЕ 3

      Психологическая карта ребенка

      ФИО_____________________________________________________________

      Дата рождения__________________________Возраст__________________

      Школа________________________________Класс_____________________

      ФИО родителей

      Кем направлен__________________________________________________

      Причина обращения_____________________________________________

      Сведения о здоровье______________________________________

      Развитие в дошкольном возрасте (физическое развитие, ведущая рука, конфликты, особенности характера)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Готовность к школе (физическая, личностная, интеллектуальная, социально-психологическая)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Развитие в младшем школьном возрасте_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Развитие в подростковом возрасте_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Ранняя юность____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Заключение__________________________________________________________________________________________________________________________

      Рекомендации________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      ПРИЛОЖЕНИЕ 4

      Учение

      ФИ

      ученика

      Отношение к учебным предметам

      Уровень внимания

      Развитие мышления

      Способность запоминать материал

      Выполнение учебных обязанностей

      Активность на уроке

      Владение навыками самостоятельного умственного труда

      высокий

      средний

      низкий

      высокий

      средний

      низкий

      быстро

      медленно

      аккуратно

      небрежно

      нерегулярно

      Не выполняет

      высокая

      средняя

      низкая

      Не проявляется

      да

      частично

      нет

      Обычно заполняется на весь класс

      ПРИЛОЖЕНИЕ 4.1

      Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива

      1. Характеристика школы как коллектива. Уровень воспитанности, успеваемости. Связь школы с общественностью.
      2. Официальная структура классного коллектива. Состав класса, актив. Краткая характеристика учащихся.
      3. Общая характеристика организации учебной деятельности классного коллектива.
      4. Участие коллектива в общественно-полезной работе.
      5. Дисциплина в классе. Нормы и правила поведения в классе и их соблюдение.
      6. Общественно-значимые цели и потребности класса. Сплоченность коллектива.
      7. Качественная характеристика межличностных отношений. Психологический климат
      8. Характеристика отдельных школьников как членов коллектива — социальные роли, референтность.
      9. Возрастные и гендерные особенности коллектива.
      10. Специфические особенности класса, которые вам удалось выделить в процессе работы с классом.
      11. Какая работа проведена студентом практикантом в классе с целью повышения общественной активности учащихся и привития им коллективистических черт характера.
      12. Ваши предложения по содержанию и организации воспитательной работы в данном классе.

      Подпись классного руководителя/психолога__________________________

      • Оформляется в печатном виде на отдельном листе.

      ПРИЛОЖЕНИЕ 5

      Программа коррекционно-развивающих занятий

      • Пояснительная записка________________________
      • Актуальность и цель программы________________
      • Задачи______________________________________________

      Тематический план занятий

      Тема___________________________________________________

      • Цели и задачи___________________________________________
      • Формы работы, упражнения_____________________материалы к каждому упражнению (данную часть можно оформлять в таблице)

      ПРИЛОЖЕНИЕ 6

      Примерная схема отчета студента — практиканта отчет

      По_______________________________практике

      (вид практики)

      студента_____курса_______________________________

      (ФИО)

      педагогического факультета

      Период прохождения практики с ____________________до_____________

      Место прохождения практики______________________________________

      В отчете отразить следующие аспекты:

      • Выполнение плана практики
      • Какие отклонения от плана имели место, почему, что сделано сверх плана?
      • Как решались задачи? Каких результатов достигли?
      • Сказать о достижении и реализации задач и заданий практики
      • Какие умения и навыки вы приобрели в процессе практики?
      • В чем заключалась ваша самостоятельная работа?
      • С какими трудностями вы столкнулись?
      • Ваши предложения по организации и проведению практики.
      • Как изучалась работа в ДОУ?
      • Как анализировался состав учащихся ДОУ?
      • Количество занятий, которые посетил студент-практи­кант. По каким темам? Какие методические приемы были заим­ствованы и использованы при проведении занятий?
      • Количество проведенных занятий? Какие наглядные по­собия, технические средства обучения были использованы? Ка­кие проходили наиболее удачно, на каких были затруднения? Ка­кие пособия были изготовлены?
      • Какие трудности встречались при подготовке, и проведе­нии занятий и какая помощь была оказана?
      • Какие приемы индивидуального и дифференцированного подхода к детям были использованы на занятии? Их результатив­ность.
      • Какая методическая помощь была оказана группе ДОУ?
      • Какие умения и навыки приобретены в процессе практики?
      • Общие выводы о практике. Предложения по совершенствованию содержания и организации практики.

      Отчет подписывается студентом-практикантом

      ПРИЛОЖЕНИЕ 7

      ОТЗЫВ

      о работе студентки 2 курса педагогического факультета СП филиала МГГУ им. М.А. Шолохова________________________________________

      ФИО (полностью)___________________________________

      проходившего педпрактику в (наименование учреждения), город

      Адрес учреждения №:

      с ___________________ по _______________________________________

      _______за время прохождения учебной (педагогической)

      Фамилия и инициалы студента

      посетила_______________________ занятия

      В период практики (ФИО)_________________________________________

      (характеристика готовности к работе и деятельности студента на практике____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________)

      ___________

      Оценка за практику___________________

      Руководитель практики _________ подпись

      Директор школы_________ ___ подпись

      Дата М.П.

      Приложение

      На психологической практике по мере освоения учебной программы студенты все глубже знакомятся с основными сферами деятельностипрактического психолога.

      1. Научно-методическая сфера предполагает овладение студентами современными теоретическими знаниями в области психологии человека, общими теоретико-методологическими принципами психологического и психолого-диагностического исследования, проведение работы по определению диагностических возможностей методических средств психодиагностики.

      2. Освоениедиагностическойсферы в работе психолога состоит в грамотной организации и проведении исследования в соответствии с поставленной целью, анализом и интерпретацией полученного материала, в составлении психологического заключения.

      3. Научно-исследовательская сфера предполагает организацию и проведение экспериментальных исследований и проверку обоснованности научных гипотез и теоретических концепций, адаптацию новых методов и методик в соответствии с методическими требованиями и требованиями современной социально-психологической ситуации.

      4. Прогностическая сфера реализуется в том, что полученные в психологическом обследовании данные будут в дальнейшем использоваться для прогнозирования или в психокоррекционном процессе.

      5. Регулирующая сфера определяет доведение полученных в психодиагностическом и экспериметальном исследовании данных до сведения самого обследуемого, его родителей, педагогов, или «заказчика» с целью создания наиболее оптимальных психологических условий для развития и становления индивидуальности, определения проблемных зон, внутриличностных и межличностных конфликтов.

      6. Просветительская сфера реализуется в том, что полученные в психологическом обследовании данные могут быть использованы для работы с широкими слоями населения, специалистами смежных областей с целью повышения психологической компетентности.

      7. Экспертная сфера психолога-консультанта реализуется в его участии в организации и проведении психологической экспертизы в соответствии с целями заказчика.

      8. Психокоррекционная сфера практического психолога актуализируется при оказании помощи в сохранении и восстановлении психического здоровья за счет снижения эмоционального напряжения, разрешения внутриличностных конфликтов, формирования более адекватного представления человека о себе и своих возможностях, окружающих людях и сложившихся жизненных ситуациях.

      9. Профилактическая сфера заключается в использовании данных психологического обследования для выработки и осуществления программ предупреждения срывов адаптивного поведения.

      10. Профконсультационная сфера психолога-практика состоит в расширении представлений человека о мире профессий, формирования установки на выбор профессии в соответствии с психическими и личностным потенциалом. Опираясь на психодиагностику психолог — профконсультант, выявляет психическую направленность, особенности, определяет профессиональную направленность, карьерные ориентации.

      Подходить к делу с интересом, желанием и ответственностью

      Как можно больше спрашивайте, интересуйтесь о работе с разными возрастами

      Будьте смелыми в общении с социальным педагогом, детьми в том числе и с «трудными»

      Найдите контакт с работниками учреждения

      Готовьтесь не только к проведению исследования, но и к общению с испытуемыми

      Спрашивайте совета у руководителей практики

      Заполняйте дневник во время и выполняйте задания с ответственностью и старанием

      Четко ставьте перед собой цели, умейте планировать свою работу

      Будьте активными и самостоятельными в практической деятельности, проявляйте инициативу

      Соблюдать этические правила

      Учитесь и старайтесь правильно анализировать работу и делать четкие выводы

      Не откладывайте всё на завтра, тогда будет больше времени сегодня

      Старайтесь больше работать перед аудиторией — это придаст уверенности в себе

      Чаще встречайтесь с ребятами — это повышает эффективность работы

      Правильно, точно и своевременно оформлять документацию

      Не пропускайте — времени всегда не хватает

      Чем больше практики тем больше опыта, а следовательно и профессионализма

      Как можно больше записывайте и сохраняйте материал

      Набирайте полезную информацию для будущей работы

      Будьте смелыми не бойтесь столкнуться с трудностями -выход есть всегда

      Советы практикантам

      Составлены по результатам опроса студентов проходивших практику

      О педагогической рефлексии. Развить педагогическую рефлексию также важно и необходимо, как научиться конструировать педагогический процесс. Студенту трудно судить о том, развита ли и в какой степени у него педагогическая рефлексия (далеко не каждый студент может сказать с определенностью, развита ли у него рефлексия как общая способность).

      Тем не менее для проверки этой способности можно предложить конкретное задание: во время наблюдения за уроками (в первые же дни практики в школе) определить, проявляла ли учительница педагогическую рефлексию и по каким признакам это было установлено. К признакам проявления педагогической рефлексии можно отнести следующие:

      1)учитель высказывает учащимся сомнение в том, что они его понимают («Я вижу, что не всем понятно задание…, Сережа, ты хочешь о чем-то спросить…»);

      2)учитель формулирует вопросы, положения, мысли и т. п. в нескольких вариантах, стремясь, чтобы его поняли все ученики;

      3)учитель предлагает детям проконтролировать его записи на доске, словесные формулировки и др.;

      4)учитель исправляет свои неверно построенные фразы, ошибочные записи, другие действия, понимая, что недопустимо демонстрировать их как примеры для подражания;

      5)учитель просит извинения у ребенка за неудачно сказанные суждения о его работе или о нем, поняв, что обидел ребенка;

      6)учитель выражает детям благодарность, признательность («Сегодня вы меня порадовали своей активностью, самостоятельностью… Вы мне очень помогли этим …»);

      7)учитель делится своими наблюдениями за учащимися («Что-то сегодня вы не настроены на мою волну… не все слушают меня «);

      8)учитель во время монолога или беседы меняет интонацию, силу звука, тон голоса, реагируя на отклонения в дисциплине учащихся;

      9)учитель меняет выражение лица, использует мимику и пантомимику (например, во время объяснения прикладывает палец к губам, призывая учащихся к прекращению мешающего разговора, укоризненно и молча покачивает головой, глядя на ребенка, и т. п.).

      По результатам выполнения этого задания можно судить о том, известны ли студенту признаки проявления учителем педагогической рефлексии и может ли он на практике применить эти знания.

      О развитии своей эмоциональной сферы студент судит по собственным чувствам, состояниям в различных учебных, жизненных ситуациях (если есть опыт педагогической деятельности, то по проявлениям чувств и управлению эмоциональными состояниями в профессиональных условиях).

      Определение индивидуальных целей педагогической практики возможно только самим студентом (на основе данных диагностики и номенклатуры педагогических умений, профессионально значимых свойств и качеств).

      Это способствует также развитию целеполагания (как компонента деятельности по саморазвитию).

      Примерная номенклатура целей:

      сформировать у себя такие-то умения (даются конкретные названия умений);

      развить такие-то умения;

      научиться применять такие-то умения в реальной школьной практике;

      проверить эффективность таких-то умений (уже сформированных у меня) в реальных педагогических ситуациях;

      научиться рефлексировать в реальном педагогическом процессе (осознавать свое эмоциональное или физическое состояние, осознавать собственные побуждения, понимать реакцию учащихся на свои действия и слова и др.);

      сформировать у себя такие-то качества педагогического мышления (например, гибкость, мобильность, системность и т. д.);

      развить учебную и профессиональную мотивацию (например, определить цель своей профессиональной деятельности для стажерского периода — по окончании вуза, или проявить заинтересованность научной стороной деятельности педагога, опытом проведения нестандартных уроков, педагогического общения конкретного учителя и т. п.);

      сформировать (развить) такие-то профессионально значимые качества личности (например, терпение, отзывчивость, доброту и др.);

      научиться управлять собственными эмоциональными состояниями в процессе общения с детьми, с их родителями, с коллегами и др.;

      научиться применять приемы аттракции и выбирать приемлемые для общения с конкретными детьми;

      научиться видеть весь класс во время занятий;

      научиться чувствовать время в ходе занятия;

      научиться замечать положительные и отрицательные достижения (в работе учителя, в собственной деятельности, в деятельности детей).

      В соответствии с поставленными перед собой целями каждый студент выбирает задания. Задания ориентируют на развитие педагогических умений и профессионально значимых свойств и качеств индивидуальности и личности. Каждый студент в соответствии с результатами самодиагностики и своими склонностями и интересами составляет свой набор заданий, за которые в конце практики будет отчитываться (примеры заданий представлены в Приложении 2).

      Намеченные студентом цели и задания записываются в «Индивидуальной программе саморазвития»

      Индивидуальная программа саморазвития студента в период педагогической практики (схема)

      Результаты самодиагностики: Уровни

      знания по педагогике

      знания по психологии

      дидактические умения:

      гностические

      проектировочные

      конструктивные

      организаторские

      коммуникативные

      умения воспитательной работы:

      гностические

      проектировочные

      конструктивные

      организаторские

      коммуникативные

      профессионально-значимые свойства психики и качества личности:

      мотивация профессиональной деятельности

      педагогическое мышление

      системность

      гибкость

      мобильность

      креативность

      оперативность

      эмоциональная сфера

      педагогическая рефлексия

      Последняя неделя практики предусматривает самодиагностику развития и определение положительных сдвигов в развитии — самооценку результатов практики.

      Анализ практики показывает, что умения разнообразны не только по функциям, но и по объему действий — многие являются комплексными. Поэтому и формирование таких умений, и их диагностика затруднительны. Однако уровневый подход к контролю и оценке результатов деятельности занимает все более прочное и широкое место в практике подготовки специалистов. Ниже представлены уровни развития педагогических умений:

      1 уровень (нулевой) — студент не владеет педагогическими умениями, пытается интуитивно осуществить профессиональные действия, но безуспешно;

      2 уровень (репродуктивный) — студент сознательно стремится применить знания на практике, допускает ошибки и недочеты, свидетельствующие об отсутствии системности и гибкости мышления, в целом действует на основе примеров и образцов;

      3 уровень (продуктивный) — студент проявляет самостоятельность в выборе и осуществлении профессиональных действий на основе теоретических знаний и практических образцов, в целом успешно справляется с основными профессиональными действиями;

      4 уровень (творческий) — студент стремится осуществлять профессиональную деятельность на основе собственных моделей, может научно обосновать свои действия, демонстрирует свободное владение педагогическими умениями.