Досократовская материалистическая философия Древней Греции (или раннегреческая натурфилософия 1 этапа Древнегреческой философии).

Античная философия

Вопрос. Особенности античной философии, ее периодизация. Досократовская материалистическая философия Древней Греции (или раннегреческая натурфилософия 1 этапа Древнегреческой философии).

Античная философия— совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме, зародившихся в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. Последнюю греческую философскую школу. Платоновскую Академию).

В античной философии можно условно выделить три этапа:

Первый этап (7 в. до н.э., от формирования собственно греческого философского мышления, до сер. 5 в. до н. э.).

Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, — досократиками. К этому этапу относятся взгляды философов: Милетская школа, а также Гераклит Эфесского, Пифагора и пифагорейцев, Элейской школы, Эмпедокла, Анаксагора, атомистов Левкиппа и Демокрита. Философы этого периода — преимущественно исследователи природы, астрономы, математики. Главная тема ранней греческой философии — поиск первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Полагая, что рождение и гибель природных вещей происходит не случайно и не из ничего, они искали начало, или принцип, объясняющий закономерную изменчивость мира.

Второй этап (с сер. 5 в. до н.э. и до 4 в. до н. э.) определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Первую половину классического периода часто называют ранней классикой. Потребность в новом типе знания вызвана прежде всего существенным изменением общественных отношений. Вследствие этого в Афинах, стоявших в авангарде развития античного мира, появляется новый тип мыслителей, которых называют софисты. Софисты — странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания — жизнь человека и общества, самым ценным признавали риторику — владение словом, искусство убеждать. В этот период происходит переориентация античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека. Ярким выражением этого «поворота» была философия Сократа. Главным он полагал знание добра, а путь к этому знанию Сократ видел в самопознании. Зрелая классика связана с деятельностью Платона и Аристотеля. Этот период иногда еще называют систематическим (5 — 4 вв. до н.э.).

9 стр., 4289 слов

Античный мир в трагедиях Еврипида Ипполит и Сенеки Федра

... открыть глубину вопросов, раскрываемых поэтами античного мира, отношение римлян и греков к ... вокруг вопросов душевнойжизни и практической морали. Философия – лекарство для души; познание ... излагались и обсуждались новые теории, античная критика называла Эврипида философом на сцене.[2, ... длинные речи, философские рассуждения, строго уравновешенные периоды казались теперь вялыми и скучными. Литературные ...

Он характеризуется философскими системами Платона и Аристотеля. Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии.

Третий этап (сер 3 в до н.э. и до 6 в.н.э.).

В подавляющем большинстве работ этот период определяется как эллинистически-римский. Начало его становления связывают с установлением гегемонии Македонии и с упадком (как экономическим, так и политическим) греческих полисов. Связан с пониманием философии, прежде всего, как нравственного учения, разрабатывающего нормы и правила человеческой жизни. В нем в свою очередь выделяют ранний эллинизм — стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, перипатетики (4−1 вв. до н.э.); средний эллинизм — римская философия: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар (1 в. до н.э. — 2 в. до н. э.): поздний эллинизм — Плотин и неоплатонизм (3−6 в. н.э.).

Многие из направлений возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля, но прежде всего они детерминированы изменением общественной ситуации в античном мире. Завершение данного этапа связано с началом формирования христианской философии, которая существенно отличается от философской мысли и философской атмосферы того времени.

Особенности античной философии:

1. Античная философия постепенно освобождается от мифологии, но при этом мифологизм ей свойственен;

2. Все философское мышление пронизано космоцентризмом (Космоцентризм — это философское направление, предметом которого является мир в целом, Космос, Вселенная, Мир воспринимается как огромный и таинственный Космос, гармоничный и многообразный в своих проявлениях. Космос понимается также как единое универсальное живое существо);

9 стр., 4350 слов

Древние индийская философия. Школы, главные представили.

...  классификация.   Проблема человека в философии. Понятие человека, индивида индивидуальности и личности. Взаимоотношение природного и социального. Основные философские школы:  объективно-идеалистическое.  метафизическое - идеалистическое ... природы. -рассматривает в качестве развития мира естественные природные стихии. Возникает в 6 в. до н.э. в г. Милете, основатель Фалес. Милетская школа ...

3. Философии Древней Греции присущ пантеизм (отождествление богов и сил природы);

4. Философия тесно связана с исследованием явлений природы, в ней заложена первая попытка их объяснения;

5. В античной философии заложены основные философские направления такие, например, как материализм, идеализм, скептицизм;

Источники изучения. Античная философская литература сохранилась в общем плохо. Все труды философов первого периода погибли, от них уцелели лишь фрагменты в трудах тех более поздних античных авторов. Труды большинства философов второго периода также целиком до нас не дошли. Исключение составляют лишь произведения Платона и Аристотеля. Такая же картина наблюдается и в последнем периоде, однако там число философских трудов, дошедших до нас целиком, больше. Основная информация, полученная из поздних источников, кишит противоречиями. Такая информация в основном принадлежит так называемым доксографам. Впрочем, имеются и более надежные источники наших знаний о древней греческой философии. Многие тексты греческих философов представлены в средневековых рукописях.

Досократовская материалистическая философия Древней Греции (или раннегреческая натурфилософия 1 этапа Древнегреческой философии).

Становление собственно греческой философии происходит в 7 в. до н. э. Как уже говорилось выше, главной темой ранней греческой философии был поиск первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Натурфилософы (Натурфилософия (от лат. natuга — природа), совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, из переживания человеком природы, либо с помощью осн. знаний из области естественных наук) с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы) античности заняты поиском первоначала, которое в каждой философской школе рассматривается по-своему.

Милетская школа. Милетская школа известна как первая философская школа. Милетская школа названа в связи с тем, что возникает она в древнегреческом г. Милет. г. Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный.

9 стр., 4297 слов

Философия 2 семестр

... ; экзистенциализм; герменевтика; фрейдизм (самостоятельно изучать). Общие особенности неклассической философии: 1) природа и общество чужды человеку (мир враждебен) 2) у человека нет ... ». Мэн Цзи (ученик Конфуция, последователь) «человек – растущее дерево и текущая вода» Конфуций «великий человек должен иметь детское сердце». 6) отрицание телеологизма ...

Фалес Милетский. (родился ок. 640 г. до н. э. — умер ок. 562 г. до н. э.) — первый древнегреческий философ, основатель философской школы в Милете. Фалес был тесно связан с ближневосточной культурой. Известно также, что Фалес был провозглашен первым из «семи мудрецов» в 582 г. до н. э. Не чуждался он и политической деятельности, был патриотом Ионии. В античности ему были приписаны сочинения в прозе «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». К сожалению, от этих трудов дошли до нас только названия. Более всего он прославился как ученый и философ, искавший начало мироздания.

Вода у Фалеса рассматривается в качестве некоего первоначала. Фалес полагал, что все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода. Все образуется из воды путем её затвердевания (замерзания), а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю — в этой форме он еще и представляет субстанциальность воды, она буквально пребывает подо всем, на ней все плавает. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды.

Фалес полагал, что Космос един. Вода и все, что из неё произошло, не являются мертвыми, но одушевлены. Душа, как активная сила и носитель разумности, причастна божественному началу. Природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом — душой. Данное положение позволяет утверждать, что Фалес заложил теоретические основы учения, имеющее название «гилозоизм» (учение о всеобщей одушевленности материи, природы).

Анаксимандр Милетский (родился ок. 611 г. до н.э. — умер ок. 546 г. до н. э.) — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» начало — апейрон (греч. бесконечное, беспредельное), которому присуще непрерывное движение. Сам апейрон, как-то из чего все возникает и во что все превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д., взаимодействие которых порождает шарообразный космос. Находясь во вращательном движении, апейрон выделяет противоположности — влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих главных свойств образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее).

Затем в центре собирается, как самое тяжелое, земля, окруженная водной, воздушной и огненной сферами.

Анаксимен Милетский (родился ок. 585 г. до н.э.- умер ок. 524 г. до н. э.) — древнегреческий философ, последний представителем милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра. Первоосновой мира он полагает определенный вид материи, в качестве которого он понимал неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух, из которого возникает все остальное. Воздух у Анаксимена так же беспределен. Согласно ему, мир возникает из «беспредельного» воздуха, и все многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Благодаря разрежению из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению— ветер, облака, вода, земля и камни. Разреженный воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила.

Вопрос. Философия Классической Греции. Поворот к человеку в философии софистов и Сократа.

Софисты — странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания — жизнь человека и общества. Софисты (от др.-греч. «умелец, изобретатель, мудрец, знаток»): широком смысле — древнегреческое просторечное обозначение философа, мудрого человека; в узком — философская школа, представители которой (в основном греки 5—4 вв. до н. э.) преподавали «мудрость» за деньги. Учителя этой школы назывались софистами, «специалистами по мудрости». В знании софисты видели прежде всего средство для достижения жизненного успеха, самым ценным признавали риторику — владение словом, искусство убеждать.

К IV в. начался упадок софизма. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами (софизмы — рогатый софизм) и понятиями для доказательства или опровержения чего-либо. «Софист» часто принимается в презрительном варианте значения слова.

Сократ (родился ок. 469 г. до н. э.— умер ок. 399 г. до н. э.) — древнегреческий философ. Его учение знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Сократ был сыном каменотёса и повитухи. Получил разностороннее образование. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Известно, что в 399 году до н.э., когда Сократу было около 70 лет, он был осужден, приговорен к смерти и казнен. Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд. Сократ знаменит не только тем, как жил, но и как принял свою смерть. Обстоятельства казни вкупе с её процессом, были подробно описаны Платоном в его диалоге, целиком посвящённом последнему дню Сократа. Сократа характеризует разнообразная философская деятельность, выражавшаяся в основном в изложении своих учений в форме бесед. О взглядах Сократа можно судить по трём источникам: Аристофану, Ксенофонту и Платону. Платон, к примеру, изображает Сократа как глубокого мыслителя, от имени которого предположительно излагаются и собственные мысли Платона. Философия Сократа вызвала появление т.н. сократических школ (киники, мегарики, киренаики), различавшихся своим пониманием сократовской философии.

Его деятельность — поворотный момент античной философии. Он обратил внимание философов на значение человеческой личности. Главным он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа. Сократ выступал против софистов, в то же время в своих взглядах продолжал некоторые идеи софистов. По Сократу, философия должна заниматься нравственными качествами человека и сущностью знания.

Основа его философии — разработка ведения диалога, спора, которую называли тогда диалектикой.

Подбирая вопросы, Сократ выяснял слабые знания противника. Метод вопросов Сократа, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии», важнейшей целью которой было направление мысли человека на более глубокое и содержательное знание о предмете спора. Он не считал себя «Отцом мудрости», а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине. Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого».

Кроме иронии Сократ использует в своем методе и майевтику (повивальное искусство. Рождение истины такой же сложный процесс, как и рождение ребенка, поэтому и назван майевтикой) — по Сократу, истинное знание не передается, оно именно рождается в споре. Сам Сократ занят в диалоге тем, что помогает духовному рождению мысли.

Таким образом, метод Сократа направлен на то, чтобы посредством выявления разных противоречий в рассуждениях собеседников отсеять всё несущественное и показать подлинную природу рассматриваемого, прежде всего нравственного, явления.

3 вопрос. Классический этап древнегреческой философии:

А) Объективный идеализм Платона

Платон (родился ок. 427 г. до н. э.— умер ок. 347 г. до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл. Платон — псевдоним (прозвище), которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он получил его, благодаря размашистому стилю и широкому лбу («платос» с греч. означает полноту, широту, просторность).

Около 407 г. Платон познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. Поначалу он был учеником Кратила (последователя Гераклита), и лишь позже — Сократа (встреча с учителем произошла в возрасте около 20 лет).

В 387 г. Платон основывает собственную школу — Платоновскую Академию в Афинах (в честь героя Академа).

В 367 и 361 гг. вновь посетил Сицилию (в 361 г. по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего намерение проводить в своём государстве идеи Платона); эта поездка, как и предыдущие попытки Платона вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом, (Платон бы взят в плен).

Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции. В 360 г. Платон вернулся в Афины и не расставался с Академией до своей смерти, наступившей в 347 г. до н.э. По древним преданиям Платон умер в день своего рождения.

Платон оставил довольно богатое философское наследие. Кроме «Апологии Сократа», «Законов», писем и эпиграмм он написал еще 34 работы в форме диалога (у 27 из них авторство Платона бесспорно, относительно остальных семи есть некоторые сомнения в подлинности).

Идеализм Платона.Мир идей он называет подлинным. Мир вещей — кажущееся, производное бытие. Материя — то, что дано в ощущениях и не может существовать вечно. Выше всего стоит, по Платону, идея блага, затем идут идеи красоты, и добра.

Познание. Всё, доступное познанию постигаемое ощущением и познаваемое умом. Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как вторичное, несущественное, потому что информирует нас лишь о кажущемся бытии, но ни в коем случае не о бытии подлинном. Истинное, настоящее познание, согласно Платону, — это познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Ядром его теории познания является теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей. В диалоге «Менон» теорию воспоминания Платон демонстрирует на примере разговора Сократа с неким юношей. Последний, хотя никогда не изучал математику и не имел никакого образования, правильно выбранными вопросами был подведен к самостоятельному формированию теоремы Пифагора. Из этого Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом

Душа бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело однозначно подчиняется ей. Состоит она из трех иерархически упорядоченных частей. Высшей частью является разум, затем идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть — влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. Души, в которых преобладает разум, поддерживаемый волей и благородными устремлениями, продвинутся наиболее далеко в процессе воспоминания. «Душа, увидевшая всего больше, попадает в плод будущего поклонника мудрости и красоты или человека, преданного музам и любви; вторая за ней — в плод царя, соблюдающего законы, в человека воинственного или способного управлять; третья — в плод государственного деятеля, хозяина, добытчика; четвертая — в плод человека, усердно занимающегося упражнением или врачеванием тела; пятая по порядку будет вести жизнь прорицателя или человека, причастного к таинствам; шестой пристанет подвизаться в поэзии или другой какой-либо области подражания; седьмой — быть ремесленником или земледельцем; восьмая будет софистом или демагогом, девятая — тираном».

Учение о государстве. Государство, по Платону, возникает для удовлетворения главных потребностей человека. Платон развивает теорию идеального государства. В идеальном государстве он выделяет три социальные группы: правители — философы, стратеги — воины, стоящие на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют трем частям души. У философов преобладает разумная часть души, у воинов — воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев — чувственность и влечения, которые должны, однако, быть умеренными. Платон делит государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные — упадочные. К приемлемым государственным формам относится идеальное государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика. К упадочным государственным формам он относит тимократию. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней части души. Ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. Самыми неприемлемыми государственными формами являются демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.

В идеальном государстве должно быть совершенное образование и воспитание. Низший класс не нуждается в особенном образовании, ибо искусствам и ремеслам научаются в практическом освоении. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию, и в частности «диалектику». Общность мужей и жен, а значит и детей, дополнялась запретом на любую форму собственности. Задача низшего класса — умножать богатство, заботиться о материальных нуждах общества. Мужчины и женщины сословия стражников подлежали одинаковому образованию и им предназначались одинаковые жилища. Дети должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях, вдали от родителей. Такая концепция воспитания имела единственной целью построить город-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья, сестры, родственники. Так Платон мыслил избавить общество от эгоизма и навсегда победить чувство собственности.

Вопрос. Философская система Аристотеля

Аристотель (родился ок. 384 г. до н. э. — умер ок. 322 г. до н. э.).

— древнегреческий философ, ученик Платона. Его отец по имени Никомах был врачом на службе у македонского царя Аминта, отца Филиппа. Аристотель жил некоторое время, наблюдая придворную жизнь. В восемнадцать лет он прибывает в Афины, чтобы поступить в Платоновскую академию, где он формируется как философ. В Академии Аристотель в течение почти 20 лет развивает свои творческие способности. Сначала на него заметно влияла философия Платона, однако менее чем за десять лет пребывания в Академии он начинает занимать критическую позицию по отношению к философии академиков. В 343−342 гг. он начинает заниматься воспитанием Александра Македонского. При македонском дворе он оставался до тех пор, пока Александр не взошел на трон. т. е. примерно до 336 г. После тридцати лет странствий Аристотель возвратился в Афины, где обосновал собственную философскую школу, Лицей (свои лекции Аристотель читал, прогуливаясь по тропинкам сада, школа стала называться перипатетической (Peripatos — от греч. — прогулка).

В 323 г. до н.э. умер Александр, это событие вызвало сильную реакцию в Афинах, что не могло не затронуть и Аристотеля. Философ был вынужден бежать в Халкиду, где у него было поместье, оставив Теофрасту управление Лицеем. После немногих месяцев ссылки он умер в 322 г. до н.э.

Сочинения Аристотеля. Большинство трудов Аристотеля coxpaнилось у его учеников и последователей. В в I1 в. н. э., они были собраны последователем Аристотеля философии Андроником Родосским. Их можно разделить на следующие группы:

Первая группа — работы, которые излагают вопросы онтологического характера. А. Родосский все эти работы объединил в один трактат, который был назван «Метафизика» (эти труды в издании следовали сразу за трудами, которые был посвящены вопросам естественных наук, т. е. за физикой, отсюда и возникновение названия).

Следующая группа его работ — тpyды, посвященные вопросам философии природы и естественных наук: «Физика», «О небе» и др.

Отдельную группу представляют работы, посвященные проблематике обществознания, это этические, политические и другие трактаты: «Политика», «Никомахова этика» и др.

И, наконец, труды, посвященные логике и методологии, которые объединены под общим названием «Органон» («Категории», «Об объяснении», «О софистических доказательствах» и др.).

Онтология. К первопричинам бытия направлена метафизика. Термин «метафизика» (буквально то, что после физики), как уже было сказано, введен, скорее всего, с изданием сочинений Аристотеля Андроником Родосским в 1 веке до н.э. Сам Аристотель употреблял выражение «первая философия». Аристотелевский смысл этого понятия означает любую попытку человеческой мысли выйти за пределы эмпирического мира. Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю, понятие которой в философию вводится Аристотелем для обозначения субстрата, лежащего в основе всего сущего Материя, по Аристотелю, чистая возможность быть чем- угодно, лишенная каких-либо свойств, качеств, величины и строения. Материя есть возможность. Форма — это деятельное, активное начало, определяющее суть вещей. У воспринимаемых чувствами вещей (их изучением занимается физика) можно различить две пары взаимно противоположных свойств — тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по Аристотелю, характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух — теплого и влажного, вода — холодного и влажного, а земля — холодного и сухого. Эти четыре элемента — основа чувственно воспринимаемых вещей. Позже Аристотель вводит пятый элемент — эфир. Чувственно воспринимаемые вещи — результат соединения материи и формы. Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия действительное, реальное бытие. Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи и формы. Аристотель объясняет процесс становления вещи при помощи категорий возможность и действительность. Материя содержит в себе возможность формы. Аристотель формирует ответ на вопрос о существовании вещей. Для этого он развивает учение он выделяет следующие причины: материальную, формальную, активную, или воздействующую, и причину конечную, или целевую. Первые две причины есть ничто иное, как материя и форма, образующие все вещи. Активная, или воздействующая (движущая), причина также соединена с источником движения и с процессом перехода возможности в действительность. Аристотель отдает приоритет целевой, или конечной, причине, которая объясняет цель и смысл движения.

Движение. Аристотель полагает, что, с одной стороны, движение. присуще самим вещам и является самодвижением, с другой стороны, он рассматривает движение при помощи неподвижного первого двигателя. Этот первый двигатель (бог) служит внешней причиной всякого движения, ему же движение не сообщается ниоткуда. Аристотель различает шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места. Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. Аристотель противопоставляет движению

Теория познания. Аристотель признает первичность материального мира относительно воспринимающего субъекта. Первым уровнем познания он считает чувственное познание. Научное познание — вершина всего процесса познания. Его содержанием является познание общего.

Логика. Логику он понимал как орудие познания, скорее, научного познания. Аристотеля, по праву, называют также основоположником логики и ее основных законов.

Учение о душе. По Аристотелю, душа присуща и растениям, и животным, и человеку. В ряде своих работ он формулирует принцип единства душа и материи. Т.о., душа неотрывно связана с телом. Кроме того, душа рассматривается и как причина, и как начало живого тела. Душа, по Аристотелю, имеет три различных уровня: вегетативный — душа растений (речь идет здесь, собственно, об определенной способности к жизни), чувственный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку. Разумную душу Аристотель характеризует как ту часть души, которая мыслит и познает.

Учение о государстве. Аристотеля исследовал историю и политическое устройство различных греческих полисов. Человек, по Аристотелю, по своей природе есть общественное (политическое) животное. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а общину — как развитую семью. Формы организации семьи он часто переносит на государство. Самый приемлемый строй, который защищается в концепции государства Аристотелем, — рабовладельческий. Он утверждает, что некоторые существа с самого рождения предопределены к подчинению и являются рабами, а другие — к господству и являются рабовладельцами. При этом он выступает и против чрезмерного богатства, которое, нарушает стабильность общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан. Первый составляют очень богатые, второй — средний класс, третий — крайне бедные. Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои (вторая категория): крайне бедные, т. е. свободные ремесленники и работающие за плату. Понятия «государство» и «общество» Аристотель по сути отождествлял. Сущность государства — в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага.

«Правильными» формами государства Аристотель считал монархию (один), аристократию (богатое меньшинство), политию (правление большинства с использованием принципов монархии и аристократии).

К «неправильным» формам власти он относил тиранию (возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию (деформация политии).

Из них, для Аристотеля, наихудшая — тирания, наиболее умеренная — демократия. Все неправильные — деформация правильных.

Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он критикует концепцию идеального государства Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев.

Этическое учение Аристотеля. Ему принадлежит само название этой науки Аристотель полагал, что добродетель приобретается человеком в процессе воспитания и выбираются свободно и сознательно. Назначение человека — в разумной деятельности.

Эллинистическая философия.

Последний период называют эллинистически-римская философия. Начало — эллинистическая философия. Первый период связан со стоицизмом, эпикуреизмом, скептицизмом, перипатетиками (4−1 вв. до н.э.).

Стоицизм. Эта школа получила название от слова «стоя» — название портика — открытой галереи, которая поддерживается коллонадой. Основана около 300 г. до н.э. в Афинах Зеноном из Китиона (ок.333 262 до н.э.).

Согласно стоицизму, мир ест единое, одушевленное, сферическое тело, целесообразно устроенное и разумное. Мир проходит ряд циклов в своем развитии. Каждый цикл завершается превращением всего в огонь, затем — новое рождение.

Все в мире зависит от разума, поэтому надо принять его и следовать его законам, жить «по природе». Это означает: «не противься судьбе: глупого судьба тащит, а умный сам идет».Человек не в силах противостоять судьбе. Мы беззащитны перед возможными случайностями, болезнью, смертью. Люди несчастны потому, что стремятся овладеть благами, которое не в их власти.

Единственное, что в нашей власти — это воля поступать согласно разуму.

Скептицизм.Как философская школа скептицизм (от греч. «скептикос» — критикующий) возник в 4−3 вв. до н.э. Представители: Пиррон (365−275), и далее, в след. периоде развития секптицизма Секст Эмпирик (200−250 гг.н.э.) и др. Скептики утверждают, что нельзя доверяться ни показаниям органов чувств, ни доводам разума. Мы судим о вещах не по тому, какие они в действительности, а по тому, как они воспринимаются органами чувств. Из этого миропонимания, они делают следующий вывод: надо воздерживаться о любых суждениях о вещах. Воздержание, ставшее в философии скептиков основополагающим нравственным принципом приводит к невозмутимости, душевному покою, равновесию (апатия и автаркия) — только так достигается высшее блаженство.

Эпикуреизм.Основателем школы был Эпикур (342−270 гг. до н.э.).

Сам отказывался признать себя чьим-либо учеником и называл себя самоучкой. В 306 г. он переселяется в Афины, где покупает дом с садом, основал там свою школу, которую назвал «Сад Эпикура». Он — последователь атомистического учения Демокрита. Все явления природы он объяснял различными соединениями бессмертных атомов, которые отличаются не только по форме и величине, как у Демокрита, но и по весу.

Философия же — путь к счастливой жизни, логика и физика — часть флософии. Эпикур считает, что, не зная природы вселенной, нельзя уничтожить в душе человека страх. Именно страх смерти мешает человеку жить счастливо. От этих страхов избавляет учение о природе. Вселенная состоит из бессмертных атомов и пустоты. Она вечна. Смерть — ничто. Когда мы есть, смерти нет, когда смерть есть, нас нет. Поэтому смерти не надо бояться.

Счастье, по Эпикуру — это ничем неомраченное удовольствие. Источником блага Эпикур считает наслаждение, при этом понимая его как отсутствие страдания. Путь к постоянному наслаждению — обуздание желаний. Необходимо различать:

— желания естественные и необходимые (не испытывать голода, холода и т. д.);

— желания естественные, но не необходимые (роскошная одежда, изысканные блюда);

— желания неестественные и ненеобходимые (богатства, славы, бессмертия и т. п.).

Важнее всего — практиковать строгое ограничение желаний, умеренность во всем. Главная жизненная задача человека — достижение атараксии (душевной невозмутимости).

Перипатетики (греч. совершаемый во время прогулки) — последователи философии Аристотеля. Название происходит от того что в философской школе Аристотеля (ликее), основанной в Афинах в 333 до н. э., обучение обычно происходило во время прогулок. Перипатетическая школа существовала около тысячи лет (до 529 н. э.) и была крупнейшим центром античной науки. Наиболее выдающимися ее руководителями (схолархами) после смерти Аристотеля были: Теофраст из Эфеса (372−287 до н. э.), особенно известный своими работами по ботанике; Стратон из Лампсака (ок. 305−270 до н. э.), развивавший материалистическую тенденцию философии Аристотеля; Андроник Родосский (1 в. д" н. э.), издавший соч. Аристотеля; Александр Афродизийский (конец 2 — начало 3 в. н. э.), комментировавший философию Аристотеля в духе материализма.

Древнеримская философия.

Средний эллинизм или римская философия. К ее ярким представителям относятся: Луций Анней Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар (1 в. до н.э. — 2 в. до н. э.): поздний эллинизм — неоплатонизм, Плотин, Порфирий (3−6 в. н.э.).

Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э.-65 г. н. э.) — младший происходил из сословия «всадников» \ Сословие всадников" было вторым привилегированным сословием после сословия сенаторов. \, получил всестороннее естественнонаучное, юридическое и философское образование, сравнительно длительный период успешно занимался адвокатской практикой. Позже становится воспитателем будущего императора Нерона, после восшествия которого на трон он получает наивысшее общественное положение и почести. Во второй год власти Нерона он посвящает ему трактат «О милосердии», в котором призывает Нерона как правителя сохранять умеренность и придерживаться республиканского духа. Нерон, ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством: по приказу Нерона Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства. Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни.

В теории познания Сенека подчеркивает, что разум имеет свое начало в чувствах. Сенека исходит из того, что все в мире и во вселена ной подчинено власти строгой необходимости. Это вытекает из его понятия бога как правящей силы, властвующей над разумом (логосом).

Как основной выделяется принцип согласия с природой (жить счастливо — значит жить в соответствии с природой) и принцип подчиненности человека судьбе. Сенека отвергает стремление к накоплению имущества, к светским почестям и должностям: «Чем выше кто взошел, тем ближе он к падению. Очень бедна и весьма кратка жизнь того человека, который с великими усилиями приобретает то, что еще с большими усилиями должен он удерживать». Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного спокойствия. Одной из основных предпосылок этого является преодоление страха перед смертью. Этой проблематике он отводит весьма много места в своих трудах. В этике он продолжает линию старой стои, подчеркивая понятие человека как индивида, стремящегося к совершенствованию в добродетелях.

Жизнь, в которой человек все или подавляющую часть своих усилий посвящает собственному совершенствованию, жизнь, в которой он избегает участия в общественных делах и политической деятельности, является, согласно

Тит Лукреций Кар (ок. 95−55 до н.э.), написавший философскую поэму «О природе», которая является также и ценным художественным произведением тогдашней литературы.

Лукреций полностью отождествляет свои взгляды с учением Демокрита и Эпикура; последнего он считал наилучшим греческим философом. В своем произведении он объясняет, доказывает и пропагандирует воззрения представителей атомистического учения, последовательно защищает основные принципы атомизма как от более ранних, он во многих случаях разрабатывает и углубляет мысли Демокрита и Эпикура. Единственным сущим Лукреций считает атомы, и пустоту. Материя, прежде всего, это первичные тела вещей, во-вторых, все, что есть совокупность названных элементов. Ни одна сила, однако, атомы уничтожить не может, они всегда побеждают своей непроницаемостью. Душу он считает материальной, особым соединением воздуха и тепла. Она протекает через все тело и образована тончайшими и наименьшими атомами.

Неоплатонизм. Прогрессирующий кризис римского общества в последние годы республики и в первые годы империи закономерно отражается и в философии. неоплатонизм развивается в III-V столетиях н. э; в последние столетие существования Римской империи. Он является последним цельным философским направлением, возникшим в период античности. Неоплатонизм формируется в той же самой социальной обстановке, что и христианство. Его основателем был Аммоний Саккас (175−242), а наиболее видным представителем Плотин (205−270) \ Аммоний Саккас не разрешал своим ученикам издавать в письменном виде его взгляды. Поэтому и Плотин, как его ученик, начинает писать только в позднейшие годы. Его труды в большинстве были изданы после его смерти одним из его учеников — Порфием.

Плотин считал, что основой всего существующего является сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип. От него зависят все формы бытия. Этот принцип Плотин объявляет абсолютным бытием и говорит о нем, что он непознаваем. «Это бытие есть и остается богом, не существует вне его, а есть именно сама его тождественность». Все остальное, что существует в мире, производно от этого единственно истинного бытия. Природа, по Плотину, сотворена так, что через материю (тьму) проникает божественный принцип (свет).

Душа — это нечто чуждое материальному, телесному и внешнее по отношению к ним. Подлинным познанием является познание подлинного бытия, т. е. божественного принципа. Единственным способом приближения к божественному принципу Плотин считает (как уже говорилось) экстаз, который достигается лишь духовным усилием — душевным сосредоточением и подавлением всего телесного.

Вопрос. Ведущие греческие медицинские школы.

В античный период развитие медицины происходит в связи со значительными сдвигами в осмыслении основ мироздания, человека, здоровья и болезни. Древнегреческая философия и медицина в своём развитии очень многое заимствовали из философско-мистического подхода в древнекитайской и древнеиндийской культуры, сохранив за собой западное своеобразие — ориентацию на добродетель, нравственность и всеобщее благо. На этой основе философски понимались жизненные начала человека, складывалась медицинская реальность космического порядка в соответствии с представлением о функционировании космоса как целого организма.

Таким образом, в доклассический период в Древней Греции медицина со всеми существующими в ней онтологическими представлениями практически не отличается от таковой в предыдущие эпохи и выстраивается на основе мифологии. Врачевание сочетает доминирующие ритуально-магические приёмы с эмпирическими.

В классическом периоде в древнегреческой медицине происходит её дифференцирование, окончательно оформившееся к эпохе средневековья: медицина делится на собственно медицину и хирургию как низшую форму, с другой стороны, институты, формирующие мировоззрение, разделяются на формирующие философию, религию и магию. В рамках этих систем медицина дифференцируется на светскую, религиозную и магическую. Светская медицинская школа формируется на основе осознанной взаимосвязи между философией и медициной. Мировоззренческой базой стала натурфилософия Фалеса, Гераклита, Левкиппа, Платона, Аристотеля и других мыслителей. Например учение о первоначалах (элементов), из которых состоят все вещества — огня, воздуха, воды и земли (см. рис. 6):

— оогонь (сухой и тёплый)

4. Земля (сухая и 2. Воздух (влажный

тёплая) и тёплый

3. Вода (влажная и холодная)

Рис. 6. — Элементы — первоначала Аристотеля

Медицина в Древней Греции формировалась в виде медицинских школ, наиболее известными из которых были Кротонская, Книдская, Сицилийская и Косская.

Кротонская школа достигла расцвета в VI в.д.н.э. э. Выдающимся представителем был врач Алкмеон (конец VI — начало V д.н.э.) Его взгляды на сущность организма и природу болезни выражались в ряде следующих положений: 1) организм есть единство противоположностей, 2) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, тёплого и холодного, сладкого и горького и т. д.; 3) здоровым человек является до тех пор, пока его вышеперечисленные элементы ведут себя «демократически». Если один из них устанавливает монархию, человек заболевает (термин Алкмеона); 4) противоположное излечивается противоположным. Алкмеон первым из европейцев писал о головном мозге как органе мышления и сознания, поставив под сомнение бессмертие души в вопросах познания он отрицал познаваемость мира (агностицизм).

В рамках Книдской школы медицины возникло гуморальное учение о природе болезни, в соответствии с которым считалось, что физиологические отправления организма человека определяются состоянием четырёх телесных соков (кровь, слизь, светлая и чёрная желчь).

Здоровье же — результа их равновесия-кразы. Болезнь развивается в результате нарушенного равновесия — дефицита или избытка той или иной жидкости -дискразии. Данная теория преобладала в Европе до XIX в.(рис.6).

Другим крупным направлением Книдской школы медицины является теория солидарной паталогии, созданная Асклепидом на базе атомистического учения Левкипия, Демокрита и Эпикура. В ней утверждалось, что организм состоит из атомов, образующих «поры», а болезнь возникает вследствие изменения величины «пор», т. е. плотности атомов (их сужения или расширения).

Лечение болезней осуществляется мероприятиями, нормализующими размеры «пор».

Видным представителем Сицилийской школы медицины был Эмпедоклиз Акраганта (ок. 490−430 гг. до н.э.).

Он утверждал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля. Они неизменны, непорываемы и неразрушаемы, не могут превращаться из одного в другой и лишь механически смешиваются. Многообразие мира, в том числе живых организмов есть результат пропорций этого смешения. Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах. Динамические явления окружающего мира он объяснял антагонизмом Любви и Вражды. При господстве Любви все стихии смешиваются между собой. Господство Вражды ведёт к их дифференциации. При этом Эмпедокл был врачом магического типа, демонстрировавшим чудесные исцеления и воздействия на явления природы.

Косская школапредставлена Гиппократом (ок.460-ок.370 гг. д.н.э.).

Основываясь на гуморальной теории, он считал источником жизни «тонкое эфирное» начало — пневму В изучении болезни и здоровья врачами Книдской школы указывалось их зависимость от того, как именно в человеческом теле смешаны жидкости — кровь, слизь и желчь. Здоровье по Гиппократу — это соразмерность этих частей «во взаимном смешении в отношении силы и количества, и когда они наилучше перемешаны. Болеет же тело тогда, когда какой-либо из этих частей будет или меньше, или больше, или она отделится в теле и не будет смешана со всеми остальными». Им создана теория темпераментов, влияния внешних факторов на телесно-психический склад народов. Сформулирован ряд важнейших методологических принципов: причинности, целостности, активности живого, единства организма и среды, психологического единства, связи и равновесия (эукаразии) гуморальных элементов.

В целом, от Гиппократа — теоретика и практика прикладной медицины — можно вести начало медицины как науки и патогенетического объяснения болезни. Именно в это время медицине придаётся статустеоретической науки,несмотря на сильное влияние натурфилософии. Продуктивно используется дедуктивный метод, означающий движение познания от очевидных положений к частным выводам.

Платон (427−347гг.д.н.э.) развивает представления о природе человека и болезни, излагая и их в «Тимее». Жизнь понимается им как процесс динамического равновесия процессов синтеза и распада, подчиняющийся определённым ритмам. Состояние тела отражает состояние души, которая является источником жизни. Мозг является местом расположения рассудка. Причины болезни делятся Платоном на отдалённые и непосредственные, (отдаленные он ставит в зависимость от нарушения взаимоотношений души и тела) в этих взаимоотношениях и состоит жизнь по Платону. В основу лечения им предлагается полагать принцип зависимости частей организма от организма как целого, и первоочерёдного лечения души путём обрядов и религиозных песнопений. Вершина и систематизатор философии Древней Греции Аристотель (384−322гг. д.н.э.) как врач и естествоиспытатель в качестве сущности болезни признавал недостаток природной теплоты и возникающее в связи с ним «несварение» продукта. Несварение в различных частях тела вызывают различные проявления болезни. Душа человека рассматривается как начало, неотделимое от тела. Чувства находятся под влиянием направленной мысли, а сама мысль может быть направлена как на уменьшение боли, так и на усиление удовольствия.

Жёлтая желчь

огонь

тепло

Кровь Земля

Воздух чёрная желчь

Огонь вода холод

Флегма

Рис.7Иерархия форм субстанций от минералов до человека (по Аристотелю).

Медицинская школа Галена — йатрофилософская («йатрос"-врач).

По его мнению, врач должен владеть основными разделами философии и использовать их на практике. Философию и её принципы Гален считал основой теоретической и практической медицины. Лучший врач, по его мнению, в то же время и философ.

Во взглядах на организм как на материальный объект Гален объединил солидарную и гуморальную теории. Болезнь и здоровье он рассматривал через призму переходных состояний, не противоставляя их друг другу. Главной характеристикой системы Галена стало сочетание логического метода с практическим экспериментом. В развитие античной медицины на базе греко-римской цивилизации прирост медицинских знаний был очень низким. Происходит сужение арсенала эмпирических методов лечения. Происходит деградация «магической» и религиозной медицины на основе придания им статуса суеверий.

В период Средневековья господствовала религиозная доктрина. Согласно христианской религии, знание имеет два уровня — сверхъестественное знание, содержащееся в текстах Библии, и естественное знание, получаемое человеком посредством изучения окружающего мира и представленное в текстах философов Платона, Аристотеля и других выдающихся античных мыслителей, признанных и канонизированных христианством. Широкое распространение религиозных догм привело к формированию средневековой схоластики, как религиозному типу философии.

К началу средневековья в Европе религиозное христианское мировоззрение превратилось в господствующую идеологию, которая регламентировала методологическую базу частных наук. Светская медицина также находилась под контролем христианской доктрины и соответствующих административных институтов. Магическая медицина оставалась независимой, приобретя статус нелегальной. Она выступала противником религиозной идеологии и медицины.

Христианское понимание жизни болезни и смерти сводится к тому, что эти состояния имеют сверхъестественное начало и основание.

Вместе с этим христианство разграничивает болезни на психические и телесные по механизму их возникновения и их роли в земной и загробной жизни. С точки зрения христианства душа бессмертна, независима от тела и не подвержена собственно болезням, которые могут случаться только с телесным субстратом человека. Поэтому нарушение психики рассматриваются как одержимость дьяволом, являющаяся наказанием за наследственные грехи. С другой стороны, болезни психики могут развиваться как попытка человека уйти от ответственности перед Богом, что приумножает его греховность и вину. Патогенное сверхъестественное влияние может реализоваться непосредственно или опосредовано через воздействие на организм природных сил. В первом случае лечение болезни может быть специфически религиозным; во втором допускается участие разрешённых форм материального воздействия. Эта область и является в средние века сферой деятельности светской медицины.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector