Диагностические аспекты оценки памяти.

Диагностика интеллектуально-познавательной сферы учащихся

 

Диагностика внимания и памяти

 

План:

1. Диагностические аспекты изучения памяти и внимания младших школьников

2. Методы диагностики памяти

3. Методы оценки внимания

 

Диагностические аспекты оценки памяти.

Уровень интеллектуального развития является комплексной ха­рактеристикой, от которой зависит успешность выполнения многих видов деятельности. В нем отражены особенности ряда психических процессов человека, но в первую очередь — особенности мышления, отчасти восприятия. Вместе с тем успешность выполнения интеллек­туальных тестов зависит и от внимания человека (от умения сосредо­точиться на тестовых заданиях и не отвлекаться в течение всего вре­мени тестирования), и от его памяти (часто требуется проявить свою информированность, т. е. умение вспомнить то, что человек приобрел в своем прошлом опыте).

В некоторые интеллектуальные тесты вклю­чаются субтесты, диагностирующие память (например, в тесты Д. Векслера и Р. Амтхауера).

Это, скорее всего, связано с теми специфиче­скими задачами, для решения которых разрабатывались тесты. Так, появление субтестов «Повторение цифр» и «Повторение предло­жений» в шкалах Д. Векслера связано с тем, что они служат средством не только психологического, но и психиатрического диагноза. В тесте Р. Амтхауера субтест на запоминание используется для диагностики практических способностей в целях профконсультации. А. Бине, не­однозначно относившийся к диагностике памяти и то включавший субтест на память, то исключавший его из своих шкал, считал, что память в действительности не интеллект, а только «великий имита­тор его».

В целом отношение психодиагностов к измерению памяти у ин­дивидов, не имеющих отклонений в умственном развитии, таково:

показатели непроизвольной и механической памяти не являются показателями умственного развития; лишь в тех случаях, когда в мнемическую деятельность включается мышление и его действия опо­средуют процессы запоминания и воспроизведения, можно установить связь между последними и интеллектуальным развитием. Однако глав­ный фактор — все же мышление: от него зависит произвольное и смыс­ловое запоминание, поэтому можно ограничиться диагностикой мыш­ления.

Внимание у нормального в психическом отношении человека так­же находится в пределах нормы (что не исключает изменчивости его характеристик в зависимости от психических состояний).

11 стр., 5373 слов

Опросник Плутчика Келлермана Конте. Методика Индекс жизненного ...

... 30 минут. Возрастной диапазон применения: от 14 лет и выше. Тест 1. Я человек, с которым очень легко поладить. 2. Когда я чего- ... я всегда главный герой. 11. У меня не очень хорошая память на лица. 12. Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней. ... -то не получается, мне иногда хочется плакать. 59. Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи. 60. Когда кто-то толкает меня, ...

Кроме того, внимание — специфическая психическая функция; его показатели оп­ределяются интересами, склонностями человека. Если при выполне­нии деятельности у человека нет положительной мотивации, его вни­мание может быть неустойчивым, с низкой концентрацией. Поэтому так сложно оценить внимание с помощью психологических методик: его низкие показатели у испытуемого могут объясняться не наруше­ниями, а низкой мотивацией при выполнении экспериментальных за­даний. Это особенно важно учитывать при диагностике детей. Всем известно, насколько усидчивым может быть ребенок, как долго он мо­жет без отвлечений заниматься любимым делом и в то же время этого же ребенка невозможно заставить сосредоточиться на том, что ему не­интересно.

Имея в виду все вышеизложенное, следует отметить, что иногда в ра­боте с детьми помимо особенностей восприятия и мышления, диагно­стируемых с помощью интеллектуальных тестов, все же возникает не­обходимость оценить особенности памяти и внимания. Это особенно важно, когда психодиагност имеет дело с ребенком, подозреваемым в интеллектуальном снижении. Часто это бывает следствием задерж­ки психического развития или умственной отсталости, вызываемой органическими повреждениями центральной нервной системы, а так­же соматическими заболеваниями. У таких детей нарушены не только восприятие и мышление, но и функции памяти и внимания.

В чем проявляются нарушения памяти у таких детей? Продуктив­ность непроизвольного запоминания примерно в 1,5 раза хуже, чем в норме. Эти дети не владеют приемами смыслового заучивания (смыс­ловой группировкой, повторением, проговариванием вслух).

Они пло­хо контролируют себя при воспроизведении заученного (неоднократ­но повторяют одни и те же названия, картинки, не замечая, что уже называли их).

Они недостаточно активны при выполнении мнемической деятельности, что проявляется в отсутствии стремления, стара­ния вспомнить заученное. Воспроизведение заученного отличается не­достаточной точностью: при дословном повторении несложного тек­ста допускается много ошибок.

Таким образом, диагностируя особенности памяти, следует обра­щать внимание не только на ее количественные показатели, но и на особенности самого процесса мнемической деятельности, а также на характер ошибок.

Память имеет много характеристик, различаясь:

· наличием или отсутствием установки на запоминание (непроиз­вольная и произвольная);

· временем сохранения (кратковременная и долговременная);

· характером запоминаемого материала (вербально-логическая, об­разная и эмоциональная);

7 стр., 3486 слов

Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей ...

... памяти:         1.1  Представления памяти         1.2  Классификация видов памяти         1.3  Характеристика процессов памяти         1.4  Особенности памяти детей ... забыться. Кратковременной называют память, которая ... запоминаемого материала; ...

· способом запоминания (механическая и смысловая).

Одним из самых важных показателей памяти, по которому доста­точно уверенно определяют, хорошая она или плохая, является объем кратковременной памяти.

Методы диагностики памяти.

Приведем некоторые методики диагностики памяти.

· Методика «Узнавание фигур» измеряет объем кратковременной образной памяти.

· Методика «Заучивание 10 слов», разработанная А. Р. Лурия, вы­являет объем кратковременной памяти, когда материалом для запо­минания выступают слова. Методику «Заучивание 10 слов» С. Л. Рубинштейн предлагает исполь­зовать также для характеристики процесса запоминания.

· Для определения объема кратковременной памяти можно исполь­зовать также субтест «Повторение цифр»из шкалы Д. Векслера.

Е. Л. Яковлева, используя данные только первой части этого субтеста («Прямой счет»), приводит нормативы для детей разного возраста. Для 5-7-летних детей объем кратковременной памяти равен 3-6 единицам; для 10-11 лет — 4-7 единицам, для 14 лет — 5-9 единицам (норма взрослого человека).

Важной характеристикой памяти является наличие в ней способов логической обработки запоминаемого материала, так как это позволяет компенсировать ограниченность ее объема за счет укрупнения единиц запоминаемой информации. Смысловая (логическая) обработка мате­риала состоит в нахождении общего в элементах информации и объеди­нении их на этой основе.

· Методика «Запоминание двух рядов слов»используется для вы­яснения того, владеет ли испытуемый способом смысловой обработки запоминаемого.

Еще одна методика, используемая для диагностики умения смыс­ловой обработки запоминаемого материала — «Группировка».

Диагностика внимания.

Основными характеристиками внимания являются концентрация, устойчивость и распределение. Для оценки концентрации и устойчивости внимания используются разные виды «корректурной пробы»(буквенная, цифровая и фигурная).

Наиболее известная корректурная проба с исполь­зованием букв была предложена Б. Бурдоном в 1895 г. Сопоставляя коэффициенты концентрации внимания и коэффици­енты точности выполнения, характеризующие разные интервалы выпол­нения, можно оценить ус­тойчивость внимания.

Можно оценить также показатель концентрации внимания в условиях помех.

Еще одним известным методом оценки устойчивости внимания слу­жат таблицы Шульте.

Для оценки переключаемости внимания также можно использовать «таблицы Шульте»,модифицированные Ф. Д. Горбовым.

Методики с таблицами Шульте и их модификациями можно использовать для работы с детьми, начиная со второго класса. Для детей дошкольного возраста и учащихся первого класса можно использовать иную методику, диагностирующую концентрацию и ус­тойчивость внимания.

Для исследования распределения вниманияу детей школьного воз­раста (умеющих считать) можно использовать методику Т. Е. Рыба­кова.

Все описанные методики, диагностирующие разные показатели внимания, не имеют критериев, на основе которых можно было бы сде­лать вывод об уровне развития соответствующей характеристики вни­мания (т. е. нельзя оценить, хорошим или плохим вниманием обла­дает испытуемый).

Это затрудняет их использование в практических целях. Поэтому, для того чтобы оценить внимание ребенка, рекомен­дуется сделать следующее: подобрать группу детей одного возраста и воспитывающихся в сходных условиях, продиагностировать их с по­мощью выбранной методики и распределить в порядке убывания их показателей. Группа должна состоять не менее чем из 50 детей. Затем следует выделить подгруппу детей с самыми высокими показателями (20 %), подгруппу с самыми низкими показателями (20 %), а у оста­вшихся 60 % детей, расположенных в середине всей группы, отметить самый низкий и самый высокий показатели по методике. Эти показа­тели можно рассматривать как границы, наиболее типичные для дан­ного возраста детей, которые поэтому можно назвать нормальными. Если результат интересующего психолога ребенка лежит в этих гра­ницах, можно считать, что соответствующий показатель внимания у него является нормальным. Если он ниже нижней границы цент­ральной подгруппы детей, следует признать внимание ребенка по это­му показателю плохим, не соответствующим его возрасту. Если по­казатель ребенка выше верхней границы центральной подгруппы, следует считать его внимание очень хорошим, лучше развитым, чем у большинства детей его возраста. Этим же способом определения воз­растных критериев сформированности психической особенности мож­но воспользоваться и в работе с другими нестандартизированными ме­тодиками.

19 стр., 9372 слов

Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте 2

... теоретическое рассмотрение процессов памяти; 2) проанализировать особенности развития памяти младших школьников; 3) подобрать комплекс методик для диагностики памяти в младшем школьном возрасте; 4) сформулировать методические ... глав психологической науки. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит Л. С. Выготскому, который впервые сделал предметом специального ...

Для изучения особенностей внимания подротсков можно использовать следующие методики:

Методика оценки распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц

Эта методика предлагается в качестве дополнения к методикам, основанным на использовании колец Ландольта. Она позволяет оперативно и достаточно быстро в усло­виях, обеспечивающих повышенный интерес учащихся к содер­жанию выполняемых заданий, оценивать такие показатели вни­мания, как его распределение и устойчивость одновременно. По­следнее обстоятельство немаловажно в том случае, если прово­дится психодиагностика подростков, которые чрезвычайно по­движны и, как правило, не в состоянии длительное время без от­влечения внимания выполнять относительно мало интересные тестовые задания. Следует иметь в виду, что показате­ли, получаемые при помощи данной методики, как правило, ме­нее точны, чем показатели, которые можно получить, работая с кольцами Ландольта.

Методика «49-значная двухцветная цифровая таблица».

При помощи данной методики выявляются показатели концентрации внимания, а также показатели переключения внимания.