Диагностика интеллектуально-познавательной сферы учащихся
Диагностика внимания и памяти
План:
1. Диагностические аспекты изучения памяти и внимания младших школьников
2. Методы диагностики памяти
3. Методы оценки внимания
Диагностические аспекты оценки памяти.
Уровень интеллектуального развития является комплексной характеристикой, от которой зависит успешность выполнения многих видов деятельности. В нем отражены особенности ряда психических процессов человека, но в первую очередь — особенности мышления, отчасти восприятия. Вместе с тем успешность выполнения интеллектуальных тестов зависит и от внимания человека (от умения сосредоточиться на тестовых заданиях и не отвлекаться в течение всего времени тестирования), и от его памяти (часто требуется проявить свою информированность, т. е. умение вспомнить то, что человек приобрел в своем прошлом опыте).
В некоторые интеллектуальные тесты включаются субтесты, диагностирующие память (например, в тесты Д. Векслера и Р. Амтхауера).
Это, скорее всего, связано с теми специфическими задачами, для решения которых разрабатывались тесты. Так, появление субтестов «Повторение цифр» и «Повторение предложений» в шкалах Д. Векслера связано с тем, что они служат средством не только психологического, но и психиатрического диагноза. В тесте Р. Амтхауера субтест на запоминание используется для диагностики практических способностей в целях профконсультации. А. Бине, неоднозначно относившийся к диагностике памяти и то включавший субтест на память, то исключавший его из своих шкал, считал, что память в действительности не интеллект, а только «великий имитатор его».
В целом отношение психодиагностов к измерению памяти у индивидов, не имеющих отклонений в умственном развитии, таково:
показатели непроизвольной и механической памяти не являются показателями умственного развития; лишь в тех случаях, когда в мнемическую деятельность включается мышление и его действия опосредуют процессы запоминания и воспроизведения, можно установить связь между последними и интеллектуальным развитием. Однако главный фактор — все же мышление: от него зависит произвольное и смысловое запоминание, поэтому можно ограничиться диагностикой мышления.
Внимание у нормального в психическом отношении человека также находится в пределах нормы (что не исключает изменчивости его характеристик в зависимости от психических состояний).
Опросник Плутчика Келлермана Конте. Методика Индекс жизненного ...
... 30 минут. Возрастной диапазон применения: от 14 лет и выше. Тест 1. Я человек, с которым очень легко поладить. 2. Когда я чего- ... я всегда главный герой. 11. У меня не очень хорошая память на лица. 12. Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней. ... -то не получается, мне иногда хочется плакать. 59. Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи. 60. Когда кто-то толкает меня, ...
Кроме того, внимание — специфическая психическая функция; его показатели определяются интересами, склонностями человека. Если при выполнении деятельности у человека нет положительной мотивации, его внимание может быть неустойчивым, с низкой концентрацией. Поэтому так сложно оценить внимание с помощью психологических методик: его низкие показатели у испытуемого могут объясняться не нарушениями, а низкой мотивацией при выполнении экспериментальных заданий. Это особенно важно учитывать при диагностике детей. Всем известно, насколько усидчивым может быть ребенок, как долго он может без отвлечений заниматься любимым делом и в то же время этого же ребенка невозможно заставить сосредоточиться на том, что ему неинтересно.
Имея в виду все вышеизложенное, следует отметить, что иногда в работе с детьми помимо особенностей восприятия и мышления, диагностируемых с помощью интеллектуальных тестов, все же возникает необходимость оценить особенности памяти и внимания. Это особенно важно, когда психодиагност имеет дело с ребенком, подозреваемым в интеллектуальном снижении. Часто это бывает следствием задержки психического развития или умственной отсталости, вызываемой органическими повреждениями центральной нервной системы, а также соматическими заболеваниями. У таких детей нарушены не только восприятие и мышление, но и функции памяти и внимания.
В чем проявляются нарушения памяти у таких детей? Продуктивность непроизвольного запоминания примерно в 1,5 раза хуже, чем в норме. Эти дети не владеют приемами смыслового заучивания (смысловой группировкой, повторением, проговариванием вслух).
Они плохо контролируют себя при воспроизведении заученного (неоднократно повторяют одни и те же названия, картинки, не замечая, что уже называли их).
Они недостаточно активны при выполнении мнемической деятельности, что проявляется в отсутствии стремления, старания вспомнить заученное. Воспроизведение заученного отличается недостаточной точностью: при дословном повторении несложного текста допускается много ошибок.
Таким образом, диагностируя особенности памяти, следует обращать внимание не только на ее количественные показатели, но и на особенности самого процесса мнемической деятельности, а также на характер ошибок.
Память имеет много характеристик, различаясь:
· наличием или отсутствием установки на запоминание (непроизвольная и произвольная);
· временем сохранения (кратковременная и долговременная);
· характером запоминаемого материала (вербально-логическая, образная и эмоциональная);
Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей ...
... памяти: 1.1 Представления памяти 1.2 Классификация видов памяти 1.3 Характеристика процессов памяти 1.4 Особенности памяти детей ... забыться. Кратковременной называют память, которая ... запоминаемого материала; ...
· способом запоминания (механическая и смысловая).
Одним из самых важных показателей памяти, по которому достаточно уверенно определяют, хорошая она или плохая, является объем кратковременной памяти.
Методы диагностики памяти.
Приведем некоторые методики диагностики памяти.
· Методика «Узнавание фигур» измеряет объем кратковременной образной памяти.
· Методика «Заучивание 10 слов», разработанная А. Р. Лурия, выявляет объем кратковременной памяти, когда материалом для запоминания выступают слова. Методику «Заучивание 10 слов» С. Л. Рубинштейн предлагает использовать также для характеристики процесса запоминания.
· Для определения объема кратковременной памяти можно использовать также субтест «Повторение цифр»из шкалы Д. Векслера.
Е. Л. Яковлева, используя данные только первой части этого субтеста («Прямой счет»), приводит нормативы для детей разного возраста. Для 5-7-летних детей объем кратковременной памяти равен 3-6 единицам; для 10-11 лет — 4-7 единицам, для 14 лет — 5-9 единицам (норма взрослого человека).
Важной характеристикой памяти является наличие в ней способов логической обработки запоминаемого материала, так как это позволяет компенсировать ограниченность ее объема за счет укрупнения единиц запоминаемой информации. Смысловая (логическая) обработка материала состоит в нахождении общего в элементах информации и объединении их на этой основе.
· Методика «Запоминание двух рядов слов»используется для выяснения того, владеет ли испытуемый способом смысловой обработки запоминаемого.
Еще одна методика, используемая для диагностики умения смысловой обработки запоминаемого материала — «Группировка».
Диагностика внимания.
Основными характеристиками внимания являются концентрация, устойчивость и распределение. Для оценки концентрации и устойчивости внимания используются разные виды «корректурной пробы»(буквенная, цифровая и фигурная).
Наиболее известная корректурная проба с использованием букв была предложена Б. Бурдоном в 1895 г. Сопоставляя коэффициенты концентрации внимания и коэффициенты точности выполнения, характеризующие разные интервалы выполнения, можно оценить устойчивость внимания.
Можно оценить также показатель концентрации внимания в условиях помех.
Еще одним известным методом оценки устойчивости внимания служат таблицы Шульте.
Для оценки переключаемости внимания также можно использовать «таблицы Шульте»,модифицированные Ф. Д. Горбовым.
Методики с таблицами Шульте и их модификациями можно использовать для работы с детьми, начиная со второго класса. Для детей дошкольного возраста и учащихся первого класса можно использовать иную методику, диагностирующую концентрацию и устойчивость внимания.
Для исследования распределения вниманияу детей школьного возраста (умеющих считать) можно использовать методику Т. Е. Рыбакова.
Все описанные методики, диагностирующие разные показатели внимания, не имеют критериев, на основе которых можно было бы сделать вывод об уровне развития соответствующей характеристики внимания (т. е. нельзя оценить, хорошим или плохим вниманием обладает испытуемый).
Это затрудняет их использование в практических целях. Поэтому, для того чтобы оценить внимание ребенка, рекомендуется сделать следующее: подобрать группу детей одного возраста и воспитывающихся в сходных условиях, продиагностировать их с помощью выбранной методики и распределить в порядке убывания их показателей. Группа должна состоять не менее чем из 50 детей. Затем следует выделить подгруппу детей с самыми высокими показателями (20 %), подгруппу с самыми низкими показателями (20 %), а у оставшихся 60 % детей, расположенных в середине всей группы, отметить самый низкий и самый высокий показатели по методике. Эти показатели можно рассматривать как границы, наиболее типичные для данного возраста детей, которые поэтому можно назвать нормальными. Если результат интересующего психолога ребенка лежит в этих границах, можно считать, что соответствующий показатель внимания у него является нормальным. Если он ниже нижней границы центральной подгруппы детей, следует признать внимание ребенка по этому показателю плохим, не соответствующим его возрасту. Если показатель ребенка выше верхней границы центральной подгруппы, следует считать его внимание очень хорошим, лучше развитым, чем у большинства детей его возраста. Этим же способом определения возрастных критериев сформированности психической особенности можно воспользоваться и в работе с другими нестандартизированными методиками.
Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте 2
... теоретическое рассмотрение процессов памяти; 2) проанализировать особенности развития памяти младших школьников; 3) подобрать комплекс методик для диагностики памяти в младшем школьном возрасте; 4) сформулировать методические ... глав психологической науки. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит Л. С. Выготскому, который впервые сделал предметом специального ...
Для изучения особенностей внимания подротсков можно использовать следующие методики:
Методика оценки распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц
Эта методика предлагается в качестве дополнения к методикам, основанным на использовании колец Ландольта. Она позволяет оперативно и достаточно быстро в условиях, обеспечивающих повышенный интерес учащихся к содержанию выполняемых заданий, оценивать такие показатели внимания, как его распределение и устойчивость одновременно. Последнее обстоятельство немаловажно в том случае, если проводится психодиагностика подростков, которые чрезвычайно подвижны и, как правило, не в состоянии длительное время без отвлечения внимания выполнять относительно мало интересные тестовые задания. Следует иметь в виду, что показатели, получаемые при помощи данной методики, как правило, менее точны, чем показатели, которые можно получить, работая с кольцами Ландольта.
Методика «49-значная двухцветная цифровая таблица».
При помощи данной методики выявляются показатели концентрации внимания, а также показатели переключения внимания.