Человек как центральная проблема философии

ПЛАН.

1. Проблема происхождения человека.

2. Природа и сущность человека.

3. Проблема смысла жизни человека.

 

Человек – уникальное творение Вселенной. Он неизъясним, загадочен. Ни современная наука, ни религия, ни философия не могут в полной мере выявить тайну человека. Думать о человеке философы начали давно. Но крайне трудно вычленить в комплексе философского знания те сюжеты, которые относятся именно к человеку. Этот спектр оказывается практически неисчерпаемым. Какую бы проблему мы не взяли, она в конечном счете неизбежно приводит нас к теме человека. Другая трудность – осмыслить и ухватить человека в его целостности. Рассуждения о телесности, духовности, разумности человека представляют собой относительно самостоятельные темы, сложить которые нелегко.

Родоначальником учения о человеке считают древнегреческого философа Сократа. Область философского знания, занимающаяся данной проблемой, называется философской антропологией. (Антропология – учение о человеке.) Становление философской антропологии завершилось в конце 19 века в работах немецких философов М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена, Э. Ротхакера.

1. Проблема происхождения человека

 Антропология и философия занимаются проблемой происхождения человека (антропогенез – это процесс происхождения человека).

В решении данной проблемы можно выделить две принципиально противоположные друг другу позиции – креационизм и эволюционизм.

В основе креационизма лежит религиозная идея божественного творения. Согласно креационизму человек был сотворен богом или неким высшим разумом. Своим сознанием человек обязан божественному Разуму (Логосу), от которого он происходит; нравственные правила вытекают из «законов Божьих», они вложены в человека Творцом; сущность человека – в его сверхъестественных, духовных качествах; цель человека – служить Богу и развивать в себе богоподобную сущность, истинную духовность. Идеалистически, религиозно настроенные философы поддерживали данную позицию.

Теория эволюции объясняет происхождение человека естественным путем, как результат эволюции биологического вида. Основателем данной теории считают Ч. Дарвина. Дарвин опубликовал в 1871 г. книгу «Происхождение человека и половой отбор», где показал, что удивительное существо, наделенное разумом, мышлением и речью, произошло столь же естественным путем, как и все прочие существа на Земле. Основным фактором эволюции стал труд. Именно трудовая деятельность составляет резкую грань между человеком и высшими животными. Развитие труда способствовало более тесному сплочению членов общества. Человек резко отличается от животного именно как социальное существо, изготовляющее орудия и использующее их в процессах коллективного труда. Сложившийся человек мыслит с помощью мозга и делает это при посредстве и под решающим воздействием труда, языка, общественных отношений. Идеи Дарвина были развиты немецким философом Ф. Энгельсом.

5 стр., 2173 слов

Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления

... направленности, в частности, трудовой, профессиональной (развитие интересов к миру труда, людям труда, его целям и смыслам, орудиям, средствам, процессам, объектам, результатам, к ... закономерностей профессиональной карьеры, профессионального самоопределения, жизненного пути человека как субъекта труда. В круг задач психологии труда все более входит изучение закономерностей функционирования работника ...

Некоторые мыслители пытались примирить эти два подхода к решению проблемы происхождения человека. Также рассуждают и некоторые современные ученые.

2. Природа и сущность человека

В попытке осмыслить человека в его целостности философия пользуется двумя понятиями – «человеческая природа» и «сущность человека».

Человеческая природа – это совокупность общих для всех людей анатомо-физиологических и психических свойств (таких как прямохождение, членораздельная речь, интеллект и другое), выражающих особенность человека как живого существа. Говоря о природе человека, чаще имеют в виду его биологические свойства. Но в отличие от животных, у человека эти биологические свойства формируются обществом. Так, например, человек не рвет на куски сырое мясо животного, а соблюдает принятые в обществе способы приготовления пищи. Общество может повлиять на изменение биологической природы человека: хилому помочь стать сильным, слепому – зрячим и т.д. Внешний мир и социальная среда – основные факторы формирования человека как биологического вида. Однако человек не является простым отражением природных процессов и социального окружения. Если бы это было так, то все люди мало, чем отличались бы друг от друга. Но каждый человек индивидуален. Его своеобразие проявляется в психологии, в мышлении, в присущем ему внутреннем мире. Общество, конечно, оказывает большое воздействие на формирование человеческой личности, но и человек во всем богатстве присущих ему качеств оказывает воздействие на общество, в котором живет. Поэтому при определении человека важно обращать внимание как на его биологическую природу, так и на его сущность.

Сущность человека – это определяющая черта человека, выражающая его главенствующее качество. Раскрыть сущность человека как неповторимого живого существа очень сложно. У человека есть разум, совесть, долг, дар общения. По мнению ученых, только человек обладает сознанием, логикой, интеллектом. Чему отдать предпочтение при описании сущности человека? Какое качество можно считать специфически человеческим? Есть ли вообще в человеке какое-то устойчивое внутреннее ядро? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Среди всего многообразия научных и философских взглядов на эту проблему можно выделить ряд основных подходов к осмыслению сущности человека.

 — Натуралистический подход отождествляет понятия «природа человека» и «сущность человека». Своеобразие или сущность человека выражается в его особой телесности, в его высокой организованности как биологической особи. 

Рационалистический подход говорит, что за рамки животного царства человека выводит его разум, т.е. способность мыслить, размышлять о мире и самом себе.

4 стр., 1720 слов

Системный подход в исследованиях личности

... фактора, следует отнести «триаду» А.Адлера, то есть способность человека решить «три главных вопроса: вопрос жизни в обществе, вопрос деятельности и вопрос любви и брака»1[1]. ... окружения. Эта тенденция проявилась в исследованиях Г.Оллпорта, который стремился к системному подходу, понимая сложность личности. В чрезмерном увлечении факторным анализом и компьютерной психодиагностикой ...

Социоцентрический подход говорит о социальной сущности человека. По мнению французского просветителя П.Гольбаха, человек таков, каким его делает общество. К.Маркс утверждал, что человек – продукт и субъект общественно-трудовой деятельности. Сущность человека есть продукт всех общественных отношений.

Религиозно-философский подход утверждает, что человек – это единственное живое существо, наделенное божественной сущностью – Духом. Именно в Духе как совокупности самых высоких качеств человека (любви, добра, совести, милосердия, сострадания и других) выражено его Богоподобие.

Философско-космический подход говорит о космической сущности человека. Человек признается составной частью Космоса, его развитие и развитие всего человечества неразрывно связаны с эволюцией всего Космоса. В процессе длительного исторического развития человек становится одним из мощных факторов эволюции природы и всего Космоса.

Несмотря на различие приведенных выше подходов, многие мыслители признают в человеке неразрывное единство и биологического, и разумного, и социального, и духовного. При этом поистине уникальным свойством человека является открытость, незавершенность его как создания. В отличие от других живых существ он способен изменять мир вокруг себя, создавая новое – культуру и цивилизацию, способен изменять и творить самого себя.

3. Проблема смысла жизни человека

Смысл жизни человека – это философские размышления о цели и предназначенности такого дара человека, как жизнь. В любой развитой мировоззренческой системе – религиозной, философской или этической – существуют свои представления о том, что такое жизнь и каков ее смысл. Есть самые разные ответы на трудные вопросы: в чем основная истина жизни? В чем ценность жизни, ее цель? Тысячи ответов дает на эти вопросы человек. Но в истории философии можно выделить два концептуально различных подхода к проблеме предназначенности человеческой жизни.

— В одном случае смысл человеческого существования усматривается в моральных нормах и ценностях жизни человека. Этот подход можно условно назвать этическим. Общее понимание смысла жизни человека здесь связано с понятием счастья. Так, счастье в концепции античного мыслителя Аристотеля рассматривалось как высшее и прекрасное благо, которое доставляет удовольствие. Самое яркое этическое направление, сложившееся еще в античности и утверждающее счастье высшей целью человеческого существования, называется эвдемонизмом.

— В другом случае мыслители пытаются определить ценность человеческой жизни через разные представления об ином, загробном мире. Особенно ярко этот подход выражается в религиозно-философских учениях. Согласно христианству, человек должен освободиться, очиститься от грехов, чтобы стать достойным вечной жизни. Смысл истории человечества заключается в искуплении первородного греха и в спасении мира через учение и жертву Христа.

В некоторых концепциях говорится о жизни как о предопределенном сценарии. В других концепциях признается решающая роль свободной воли человека. Наконец, поискам смысла жизни противостоит идея бессмысленности, бесполезности человеческого существования.

Несмотря на сложность данной проблемы, человек не перестает искать ответ и размышлять об этом. Когда человек задумывается о тайне своей жизни и о том, что связывает его с жизнью, у него неизбежно рождается иное отношение к жизни. Предлагаемые ниже изречения о смысле жизни и счастье приоткрывают завесу этой тайны.

18 стр., 8621 слов

Значение общения в жизни человека. Подходы к пониманию общения ...

... не играет заметной роли. Согласно с полииндивидным подходом, индивид не просто один в этом мире, ... подходы. Моносубъективный подход опирается на представление о том, что человек в этом мире практически одинок, и общение для него является эпизодом в его жизни. При этом другой человек в жизни человека ...

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, СТРЕМЛЕНИИ К СЧАСТЬЮ

1. Невозможно жить спокойно и быть счастливым, пока на земле еще живет хотя бы один человек несчастный. Цель жизни – благоденствие и счастье всего человечества. (Я. Больяй)

                                                                                                                                                                                          

2. Жить – значит действовать. (А. Франс)

                                                                                                                                                     

3. Жить дурно, неразумно, невоздержанно – значит не плохо жить, но медленно умирать. ( Демокрит)                                                                                                                                                   

9 стр., 4310 слов

Трактование смысла жизни человека

... влияет на формирование идеи о смысле жизни. Идеи о смысле жизни человека Древней Греции и Рима Философ и энциклопедист Аристотель полагал, что счастье - цель всех человеческих поступков, оно заключается ... учении Эпикура - блаженные создания, не принимающие участие в человеческой жизни. Человек же должен жить обособленно, получая удовольствие от жизни в кругу своих друзей и не принимая участия в ...

4. Жизнь дается на короткий срок, и она, сама по себе, величайшее счастье. (С. Н. Сергеев-Ценский)

                                                                                                                            

5. Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям. (М. Горький)

                                                                                                                                               

6. Как басня, так и жизнь, ценится не за длину, но за содержание. (Сенека)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...

7. Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены. (И. Кант)

                                                                                                                                                      

8. Нужно, чтобы человек понял, что он – творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастия земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни. (Р. Роллан)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

9 стр., 4251 слов

Сущность психики с разных философских позиций.

Понимание сущности психики во многом определяется решением основного вопроса философии: «что первично – психика, сознание или материя?» Материалисты считают, что первичным является материя, а психика сознание – вторичны, ... Р.Декарта. Cущность ее в том, что возникновение психики связывают с появлением человека, психика существует только у человека. Другая противоположная теория называется учением «о ...

9. Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем. (О. Уайльд)

                                                                                                                                                   

10. Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра. (С. Смайлс)

                                                                                                                                                   

11. Человек создан для счастья, как птица для полета. (В. Г. Короленко)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

13 стр., 6437 слов

Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, ...

... в наличных материальных факторах производства. 33. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ. СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения ... Существуют различия между обыденным сознанием (им люди руководствуются в повседневной жизни) и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и общественным сознанием, выражающем интересы классов, ...

12. Счастлив тот, кто считает себя счастливым. (Г. Филдинг)

                                                                                                                                                

13. Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими. (Ж. Ламетри)

                                                                                                                                               

14. Счастье завоевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. (Д. И. Писарев)

                                                                                                                                            

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... лишь в том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон ... тела приносит некоторое познание жизни в Тонком Мире. Но припомнить тонкие существования очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник ...

15. Счастье есть удовольствие без раскаяния. (Л. Н. Толстой)

                                                                                                                                            

16. Спросят: как перейти жизнь?

Отвечайте: как по струне бездну –

Красиво, бережно, стремительно.  (Живая Этика)

                                                                                              

ОСНОВНОЙ ВЫВОД

Человек – уникальное и самое загадочное существо во Вселенной. Ни наука, ни искусство, ни религия, ни философия не могут в полной мере выявить тайну происхождения человека, познать его сущность, раскрыть предназначение и смысл его жизни.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Философская антропология           

Природа человека

Сущность человека                   

Эвдемонизм


                                        

Вопросы и задания для самоконтроля по теме 4

1. Проблема происхождения человека

1.Какие основные теории антропогенеза представлены в данном вопросе?

2. Какая из этих версий вам кажется наиболее реальной?

2. Природа и сущность человека

1. Сравните содержание понятий «человеческая природа» и «сущность человека».

2. Что представляет собой сущность человека, согласно социоцентрическому, космическому и рационалистическому подходам.

3. Проблема смысла жизни человека

1. Раскройте два основных концептуальных подхода к проблеме смысла жизни человека.

2. Что такое эвдемонизм?

ТЕМА 5

Проблема сознания

ПЛАН.

1. Происхождение и сущность сознания.

2. Строение сознания.

3. Сознание и бессознательное.

                                                                                                   

1. Происхождение и сущность сознания

Своеобразие и уникальность человека как живого существа связаны с таким явлением как сознание человека. Сознание – это очень сложное многомерное явление. Сознание и его процессы изучаются множеством наук, среди которых философия, психология, биофизика, кибернетика, психология, психиатрия. Практически невозможно дать исчерпывающе полное определение сознания.

Существует три основных подхода к объяснению феномена сознания.

I. Сознание – атрибут человека. Сознание – уникальная способность, присущая только человеку. Это высшая функция, продукт деятельности мозга человека, связанная с языком и речью. Сознание обеспечивает связность человеческих действий между собой, а также их связь с природными и общественными процессами.

II. Сознание – свойство живых организмов. Сознание рассматривается как совокупность биологических реакций самосохранения, что присуще и человеку, и животным.

III. Сознание – космическое явление.

1).

Религиозные и идеалистические учения. Человек и его сознание являются частицей Божественного, Высшего сознания.

2).

Естественнонаучный подход и философия космизма. Вселенная рассматривается как гигантский разум, поэтому каждый атом материи наделен сознанием. Через свое сознание человек связан с космосом. Цель развития человечества – сознательное участие в космических процессах.

В человеческом измерении понятие сознания уже понятия психики. Психика трактуется как средство взаимодействия живого существа (в т.ч. и человека) с окружающей средой, как активное отражение и переживание им жизненного процесса. Сознание – высший уровень психики, психическое отражение мира, представленное в виде образов и обобщенных понятий.  В сознании человека происходит почти мгновенное связывание того, что он увидел, услышал, почувствовал, подумал и т.д., в результате чего создается обобщенный целостный образ мира и видение себя в этом мире. Сознание – это особая внутренняя связь человека с миром и с другими людьми. При этом в акте сознания человек не просто отражает действительность, но внутренне творчески ее преобразовывает, создавая свой собственный образ окружающего мира.

Ученые и мыслители указывают на общественную природу сознания человека. Для наличия сознания необходима коллективная, общественная жизнь и приобретенный опыт. Таким образом, сознание – это совместно-разделенное знание, которое дополняет ту информацию, которой владеют другие носители сознания. В обществе обмен информацией происходит посредством языка. Язык можно назвать способом существования нашего сознания. Язык – это система знаков, которая служит средством общения, мышления и выражения. Язык является средством передачи информации и хранения опыта. Язык и вся сфера культуры являются местом встречи сознаний людей. Наше личное, индивидуальное сознание появляется, формируется, развивается в той мере, в какой каждый человек овладевает языком, учится жить в мире культурных символов, использовать орудия труда, участвовать в совместно-разделенной деятельности.  

2. Строение сознания

Сознание представляет собой очень сложное целостное духовное образование, где неразрывно связаны между собой чувства, мысли, эмоции, ощущения, переживания, размышления и т.д. Таким образом, можно условно выделить структуру (или устройство) сознания:

самосознание – способность человека оценить себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и взять их под контроль; самосознание является центром сознания человека;

чувственно-эмоциональный уровень (ощущения, восприятие, эмоции);

рациональный уровень – мыслительная деятельность человека; мышление – способ постижения объективной реальности, средство теоретического познания существенных свойств и отношений окружающего мира;

внимание как направленность сознания на объекты;

память – способность мозга хранить и воспроизводить информацию;

воображение (или фантазия) – создание представлений и мыслительных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

Таким образом, сознание – это чувства, эмоции, память, воля, фантазия, мышление.

Можно выделить три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток непосредственных переживаний. Предметное сознание направлено на мир окружающих нас вещей, предметов, событий. Самосознание направлено на самого себя. Оно все время осознает самое себя как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир. Сознание как поток непосредственных переживаний – это душевная жизнь человека, поток душеных переживаний, впечатлений, настроений и чувств.

Таким образом, сознание – это внутренне состояние человека, в котором он воспринимает окружающий мир и одновременно самого себя в мире; это состояние и процесс, без которого невозможно познание мира, приобретение опыта и жизнь в обществе.

3. Сознание и бессознательное

Психика человека состоит из двух участков: сознания и огромной области бессознательного. Бессознательное – это огромный пласт психики, по своему объему значительно больший, чем вся сознательная жизнь.

Бессознательное – это психические процессы, состояния, а также действия и поступки человека, которые не осознаются и протекают вне контроля разума человека. Это такое состояние человека, в котором у него отсутствует сознание, но его психика продолжает функционировать. Часть человеческого бессознательного выражена в автоматизации многих человеческих действий. Некоторые действия совершаются человеком неосознанно, автоматически. Во многих душевных состояниях индивид не отдает себе отчета.

Некоторые мыслители считают, что в глубине души человека скрыты неясные для нас силы, которые оказывают на человека и его жизнь большое влияние. Известный австрийский психиатр и мыслитель З.Фрейд основал учение о бессознательном. Основу бессознательного, по Фрейду, составляют инстинкты, природные влечения. Бессознательное является сутью человеческой психики, ее центральным компонентом. Мыслитель предложил следующую структуру человеческой психики:

Сверхсознание («Сверх-Я») – область социальных идеалов, норм и нравственных установок, правила поведения и запреты, то, что дается человеку обществом.

Сознание («Я») – рациональная часть психики, своеобразный посредник между сверхсознанием и бессознательным.

Бессознательное («Оно») – инстинктивное ядро личности, которое руководствуется принципом удовольствия. В него входят комплексы, страхи, неврозы и инстинкты, среди которых главное место занимает половой инстинкт.

Фрейд показал, что наша психика в процессе эволюции приобрела драгоценный дар – способность вытеснять из сознания неприятные переживания в другие ее участки. Если бы наши невзгоды – детские обиды, жизненные катастрофы, утрата любимого человека и т.п. – собирались на одном этом участке, т.е. в нашем сознании, то мы попросту не выдержали бы такого напряжения сознания, — оно, как говорится, помутилось бы.

Все эти психические травмы не исчезают, не растворяются, а вытесняются в те участки психики, которые называют «бессознательным». Человек просто перестает их осознавать. Однако они продолжают воздействовать на наше сознание и зачастую определяют его содержание. Таки образом, главный вывод Фрейда – человек никогда не может сам себя знать до конца. В нем живет множество комплексов и страхов, результатом воздействия которых могут стать стрессы, неврозы и психические отклонения.

Однако Фрейд считал, что бессознательное может быть переведено в сферу сознательного после его анализа, методы и способы которого разрабатываются психоанализом. Если понять истоки и причины, например, сновидения, то оно перестает функционировать в памяти человека в качестве бессознательного. Психоанализ помогает человеку разобраться в самом себе и не быть марионеткой собственного бессознательного.

Наше бессознательное – мощный источник биологической энергии. Эта энергия может тратиться на получение разного рода наслаждений, а может воплощаться в творчестве, искусстве.

ОСНОВНОЙ ВЫВОД

Сознание человека – это внутреннее состояние человека, в котором он воспринимает окружающий мир и одновременно самого себя в мире. В акте сознания человек не просто отражает действительность, но внутренне творчески преобразовывает эту действительность, создавая свой собственный образ мира. Сознание – это совместно-разделенное знание (разделенное с другими людьми).

Основной способ существования сознания – язык.

Наряду с сознанием огромный пласт психики составляет бессознательное. Бессознательное – это психические процессы, состояния, а также действия и поступки человека, которые не осознаются и протекают вне контроля разума человека. Учение о бессознательном было основано З. Фрейдом.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ


Сознание                                

Самосознание                                

Бессознательное                                  

Разум                                             

Память

Ум                                            

Мышление                                    

Язык


Вопросы и задания для самоконтроля по теме 5 «Проблема сознания»

1. Происхождение и сущность сознания

1. Что такое сознание человека?

2. Сравните понятия сознания и психики.

3. Как связаны сознание, мозг и язык?

2. Строение сознания

1. Из каких уровней состоит сознание?

2. Что такое самосознание человека?

3. Что представляют собой чувственный и рациональный уровни сознания?

3. Сознание и бессознательное

1. Что такое бессознательное?

2. Какую структуру человеческой психики предложил З.Фрейд?

3. Как бессознательное воздействует на поведение человека?

ТЕМА 6

Учение о познании

ПЛАН.

1. Проблемы философской теории познания.

2. Единство чувственного и рационального познания.

3. Особенности, уровни и методы научного познания.

1. Проблемы философской теории познания

Итак, сознание, как говорилось выше, есть особая связь человека с миром, есть осознанное отношение человека к своему существованию. Необходимой стороной в этом процессе является познавательное отношение человека к миру и самому себе. Человек не может жить, не познавая.

Познание – это деятельность по получению, хранению, передаче и развитию информации, знания; это высшая форма отражения действительности.

Знание – это адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.

Процесс познания есть процесс отражения действительности и получения информации о мире. Стремление или конечная цель познания – получить адекватную или достоверную информацию о вещах, явлениях или событиях мира. Это значит, что цель познания – найти истину.

Истина – это знание, соответствующее объективной реальности, это правильное отражение действительности.

Заблуждение – это знание, не соответствующее объективной реальности, искаженное отражение действительности.

С появлением философии появляются такие вопросы, как Что такое знание? Что есть истина? Познаваем ли мир? и другие. Современная теория знания и познания называется в философии гносеологией. Специфика подхода гносеологии к познавательному процессу заключается в выделении двух его сторон – субъекта познания и объекта познания и в изучении взаимодействия между ними. Результатом этого взаимодействия является истина, то есть соответствие знания реальности.

Большой вклад в развитие теории познания внес И. Кант, развернув проблему познания в серии взаимосвязанных вопросов:

1. «Что я могу знать?», то есть что такое объект познания, каков его онтологический статус. Что мы можем познать, а чего не можем принципиально, где проходят границы познаваемого?

2. Кто скрывается за местоимением «я» в кантовском вопросе, или – кто является субъектом познания?

3. «Что я могу знать?»; что есть истина, достижима ли она, и каким образом можно отличить ее от заблуждения? Какие основные средства, формы, приемы познания имеются в распоряжении человека?

Раскрывая ответы на эти вопросы, можно сделать несколько выводов.

Субъектом познания может выступать и отдельный индивид, и социальная группа, и человечество в целом. Объектом познания могут быть природа, общество и сам человек. Однако в философии Нового времени субъект познания и объект познания резко противопоставлены друг другу. Противостояние субъекта и объекта привели к вопросу о самой возможности познания. В связи с этим были разработаны различные концепции.

Попытки выявить границы познаваемого привели к возникновению трех основных подходов: агностицизма, скептицизма и гносеологического оптимизма.

Агностицизм – это такое учение, представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. В истории философии наиболее известными агностиками были английский философ Д.Юм и немецкий философ И.Кант, который считал, что предметы, хотя и существуют объективно, но представляют собой непознаваемые «вещи-в-себе».

Представители гносеологического оптимизма  признают принципиальную познаваемость объективного мира, не видя для этого никаких ограничений (например, К.Маркс).

Скептицизм – это такая философская позиция, представители которой сомневаются в возможности познания мира. Основателем философского скептицизма был древнегреческий философ Пиррон.

Попытки ответить на вопрос, что лежит в основе познания, привели к возникновению эмпирической теории познания и рационалистической теории познания. Согласно эмпиризму (Ф.Бэкон, Дж.Локк, Т.Гоббс), все человеческое знание проистекает из опыта, обусловленного ощущениями человека. Согласно рационализму (Р.Декарт, И.Кант, Г.В.Лейбниц), субъект накладывает на поступающую от органов чувств информацию рациональные схемы и идеи познания.

Философами 20 века были осуществлены попытки преодолеть противопоставление объекта субъекту. Феноменология, экзистенциализм, аналитическая философия выразили изначальное единство человека и всего того, что его окружает.

2. Единство чувственного и рационального познания

Каждый человек обладает огромными познавательными возможностями и способностями. При познании какого-либо предмета или явления участвуют и органы чувств человека, и его мышление, и воображение. Данный вопрос раскрывает процесс получения информации человеком.

Каким образом познает человек? Как он получает знание или информацию?

1. Во-первых, процесс познания тесно связан с деятельностью органов чувств человека. С помощью органов чувств и нервных окончаний человеческого тела осуществляется чувственное познание. Его формы:

ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон или свойств предметов (холодный сок, высокий стол и др.); ощущения бывают зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные, болевые и т.д.;

восприятие – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета в совокупности всех его сторон, синтез отдельных ощущений;

представление – это целостный образ предмета в сознании человека, воздействовавшего на его органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

2. Во-вторых, процесс познания тесно связан с мыслительной деятельностью человека. С помощью процессов мышления осуществляется рациональное познание. Его формы:

понятие – это элементарная форма мысли, результат обобщения всех признаков предмета;

суждение – это мысль, являющаяся утверждением или отрицанием наличия какой-либо ситуации в действительности; это всегда связь нескольких понятий;

умозаключение – это вывод нового знания из ранее установленного знания.

Помимо перечисленных выше способов познания существует так называемое внерациональное познание, к которому относятся такие человеческие способности, как интуиция и воображение.

Интуиция – это прямое постижение истины без предварительных логических рассуждений. Воображение – это создание в сознании человека новых, оригинальных образов (это фантазии, мечты, художественные образы и идеи).

В заключении нужно еще раз отметить, что в реальном процессе познания неразрывно слиты и чувственное, и рациональное, и внерациональное познание.

3. Особенности, уровни и методы научного познания

В современной цивилизации наука и научное познание занимают особое место. Технологический прогресс 20 века основан на применении научных достижений. Наука оказывает огромное влияние на формирование личности. Через систему образования, которое ориентировано, прежде всего, на усвоение научных знаний, она создает особый тип человеческого сознания. Мировоззренческие образы природы, общества, человеческой деятельности, мышления и т.п. во многом складываются под влиянием представлений научной картины мира, с которыми мы знакомимся в процессе обучения математике, естественным и социально-гуманитарным наукам.

Наука – 1) это творческая деятельность по получению нового объективного знания о мире и человеке; 2) это совокупность полученных знаний, приведенных в систему на основе определенных принципов; 3) это социальный институт и сфера профессиональной деятельности людей.

Какое значение и какую роль играет наука в жизни человеческого общества? Над этим вопросом задумывались многие мыслители. Среди ответов на этот вопрос можно выделить две основные позиции:

Сциентизм – направление, согласно которому наука играет важнейшую роль, имеет первостепенное значение в жизни общества; именно наука способна решить все проблемы жизни общества (неопозитивизм).

Антисциентизм – направление, согласно которому отрицается решающее значение науки и признается ограниченность ее возможностей (экзистенциализм, феноменология).

Научное познание (НП) имеет следующие особенности:

1) главная задача НП – обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, законов познания и мышления и др.;

2) достоверность и доказательность фактов, обоснованность и достоверность выводов;

3) постоянное воспроизводство знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов, закрепленных в языке;

4) строгая объективность, цель НП – объективная истина;

5) воплощение знаний в практике, ориентация на практическое применение;

6) применение материальных средств – научного оборудования (приборов, инструментов и др.);

7) методологическая рефлексия – осмысление собственных научных методов и результатов научного исследования.

Процесс научного познания включает два взаимосвязанных уровня.

Эмпирический уровень НП: исследование направлено на объект и реализуется посредством наблюдений и экспериментов. Здесь происходит сбор фактов, их первичное обобщение, описание, классификация и систематизация. Ядро эмпирического исследования – эксперимент – испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Эмпирическое исследование основывается на материальной базе – приборах, научном оборудовании. На данном этапе ученый получает ответ на вопросы «Что?», «Какое?».

Теоретический уровень НП характеризуется преобладанием рационального момента: понятий, теорий, идей, гипотез, законов. Чувственное, опытное познание здесь не устраняется, но становится подчиненным. Все собранные факты и описание явлений на этом этапе обобщаются, обосновываются, объясняются, прогнозируются. На данном этапе ученый получает ответ на вопросы «Как?», «Почему?».

Эмпирический и теоретический уровни НП взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна.

Научное исследование имеет свои ключевые, узловые моменты: Проблема – вопрос, требующий ответа. Гипотеза форма знания, содержащая предположение, которое нужно доказать. – Научная теория  – система понятий, законов и принципов, позволяющая описать и объяснить определенные явления. Научная теория представляет собой высшую форму знания, она объективно отображает явления жизни, объясняет законы их развития. Научная теория выступает конечной целью научного познания.

Современная наука обладает огромным количеством различных научных методов исследования явлений мира и человека. Метод – совокупность правил, приемов и способов познания. Среди научных методов можно выделить:

1. Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, описание, измерение, эксперимент.

2. Методы теоретического познания: анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, аналогия, моделирование, системный подход, вероятностно-статистические методы.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Познание – это деятельность по получению, хранению, передаче и развитию информации, знания. В реальном процессе познания неразрывно слиты и чувственное, и рациональное, и внерациональное познание. Современная теория знания и познания называется в философии гносеологией.

Наука играет немалую роль в жизни человека и общества. Научное познание характеризуется объективностью, доказательностью, достоверностью своих результатов, выводов и теорий. Научная теория представляет собой высшую форму знания, она объективно отображает явления жизни, объясняет законы их развития.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Антисциентизм                                       

Сциентизм                        

Познание                                                

Истина                                                                       

Гносеология                                                                        

Наука

Знание                                                                                                       

Научная теория                      

Метод

Эксперимент                                                   

 

Вопросы и задания для самоконтроля по теме 6 «Учение о познании»

1. Сущность, цель и формы познания

1. Что такое гносеология?

2. Что такое познание? Какова цель познания?

2. Единство чувственного и рационального познания

1. Что такое чувственное познание? Назовите его формы.

2. Что такое рациональное познание? Назовите его формы.

3. Что такое интуиция и воображение?

3. Особенности и методы научного познания

1. Чем характеризуются теоретический и эмпирический уровни НП?

2. Что такое научная теория?

ТЕМА 7