Стереотипы сознания как сост образа мира

Языковая семантика и образ мира. Материалы международной научной конференции, посв. 200-летию Казанского госуд. унив-та. 7 — 10 октября 1997 г.

Овшиева Н. Л. Стереотипы сознания как составляющие образа мира // Языковая семантика и образ мира. Материалы международной научной конференции, посв. 200-летию Казанского госуд. унив-та. 7 — 10 октября 1997 г. Режим доступа:

Овшиева Н. Л. (Элиста)

Общение между партнерами не сводится только к обмену информации, но представляет собой взаимопроникновение их понятий о себе и о мире. Чем более сходны их модели мира, тем глубже такое проникновение и тем быстрее и легче достигается согласованность точек зрения партнеров по общению. При этом происходит как бы обмен перспективами, основанный на сходстве установок, целей и ценностей. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым об’ектам. Немаловажную роль при этом играют стереотипы, которые регулируют процесс общения: сходные обобщенные представления о явлении, оказавшемся предметом обсуждения, способствуют установлению взаимопонимания между участниками разговора.

Относя человека к той или иной социальной общности, тому или иному «личному типажу» в рамках своей типологии обыденного сознания, реципиент приписывает (атрибутирует) этому человеку и определенную мировоззренческую картину (Петренко, 1988, 191).

Примерами таких инвариантов образа мира могут быть этнокультурный и профессиональный образы мира. Поскольку каждый из нас как носитель индивидуального сознания обладает своей системой значений, организующихся в житейские представления, социальные стереотипы и эталоны, сквозь призму которых мы выделяем в ситуации или в другом человеке значимые, актуальные для нас признаки, то должны быть учтены тонкие переходы от стереотипов сознания как составляющих образа мира к социальной и коммуникативной интеракции и, наоборот, имеющие место в реальном процессе речевой коммуникации. Стереотипы сознания воспринимающего речь суб’екта, предсознательные представления представляют собой интериоризированные социальные межличностные отношения в соответствии с культурно-исторической концепцией развития человека Л. С. Выготского (Выготский, 1983, 145).

48 стр., 23839 слов

Не нашей работы, так что осветим важнейшие события, которые развили ...

... мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировался танец, одно из древнейших ... заканчивая Египтом, Китаем, Грецией. Во что же вылился танец? Как ... мир человека. Автор считает, что культ появился одновременно с танцем. Психика и стала инициатором возникновения танца , как общественного явления. Разумеется, на первых порах он был тесным образом ...

Стереотипы сознания прежде всего облегчают, упрощают общение, делая его более надежным, обеспечивая взаимопонимание. Однако при взаимодействии людей с различиями по полу, возрасту, национальности, религии, культурному уровню, социальному слою они становятся психологичискими барьерами в межличностном общении, нарушая взаимопонимание. Эмоционально окрашенные и предельно схематизированные, устойчивые образы представителей конкретной группы препятствуют адекватному пониманию окружающих людей, т. к. включают весьма ограниченный набор стандартных подходов к оценке их поведения. Все стереотипы представляются организацией и усточивостью реализующих их установок, включающих три компонента: когнитивный, как знание о чем-то, эмоциональный (оценочный), как отношение к чему-то, и поведенческий, как готовность действовать определенным образом (Грановская, Крижанская, 1994, 156).

Стереотипы выступают как когнитивные пресуппозиции, влияя решительным образом даже на процесс, который кажется в значительной степени независимым от обстоятельств, а именно на установление значения слова. Они составляют каркас, на основе которого высказывание воспринимается, анализируется и понимается, поскольку осмысление, т. е. «придание значения» воспринимаемому, осуществляется по законам (нормам), принятым в данном социуме. В межличностном общении стереотипы не осознаются: «верхушкой айсберга» стереотипов являются значения, актуализируемые ассоциативными связями предсознательных представлений с соответствующими словесными представлениями.

Способность предсознательных представлений вступать в ассоциативную связь со «следами воспоминаний услышанного слова» (Фрейд, 1989, 375-376) отражает в сущности и обусловливает создание той системы значений- составляющих сознания, которая специфична для каждого конкретного социума. Ментальность как образ мыслей, совокупность навыков и установок проявляется и в разных «речевых кодах», разных наборах правил о том, как людям следует выбирать слова и как их комбинировать в соответствии с ситуацией.

Итак, в построении речи, в языковых значениях происходит об’ективация образа мышления человека, его внутреннего мира. При этом «слово, имея общий смысл для той или иной группы людей, имеет еще всегда у каждого человека индивидуальный… контекст, связанный с его индивидуальной значимостью для человека. А эта значимость в свою очередь определяется местом, которое в прошлом опыте того или иного человека заняли предметы, лица и обстоятельства, символизируемые данными словами… » (Бодалев, 1983, 32).

Суб’ективное отношение человека к каждому из них проявляется и формируется, как правило, в общении. В общении люди обмениваются мыслями и чувствами, чтобы лучше понимать свой мир и сообщать о нем. Соответственно, реконструкция стереотипов сознания коммуникантов является необходимым звеном в анализе процессов понимания и порождения речи.