Боровцова л. А

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Учебное пособие

Рецензенты:

В. Н. Косырев, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Тамбовского государственного университета имени Гавриила Романовича Державина.

А. В. Можейко, кандидат педагогических наук, председатель Городской психолого-медико-педагогической комиссии г. Тамбова.

Л.А. Боровцова

Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Учебное пособие.

В учебном пособии автор излагает традиционные и современные подходы к организации и содержанию логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении с учетом требований специальных (коррекционных) программ и модернизации системы дошкольного образования.

В приложении представлены законодательные и нормативно-правовые акты РФ в области специального образования, практические материалы.

Пособие предназначено для студентов коррекционных факультетов педагогических вузов, обучающихся по специальностям «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Специальная психология», а также может быть использовано учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, слушателями курсов системы повышения квалификации и переподготовки.

22 стр., 10508 слов

Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения

... 20. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ./Л.И. Фалюшина. ... 13. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: структура, содержание, перспективное планирование работы./Л.С, Маркова. – М.: ... В детском саду нет специальных коррекционных, логопедических групп, нет детей – инвалидов. ...

Оглавление

Предисловие … 6

Глава 1.

Методические рекомендации по организации коррекционно-педагогического процесса в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения

1.1. Организация работы учителя-логопеда… 8

1.2. Должностные обязанности учителя-логопеда… 10

1.3. Документация учителя- логопеда… 12

1.4. Оборудование логопедического кабинета… 18

1.5. Принципы отбора детей и комплектования логопедических групп…21

1.6. Основные направления коррекционно-логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении… 24

Глава 2.

Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

2.1. Общая характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников… 27

2.2. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием…29

2.3. Речевая карта обследования ребенка с ФФН…35

2.4. Основные направления логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи …42

2.5. Организация обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…43

2.6. Перспективное планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ФФН в старшей группе …49

2.7. Перспективное планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ФФН в подготовительной группе… 52

2.8. Конспект фронтального занятия по формированию фонетико-фонематических процессов на тему «Дифференциация звуков [c]—[ш]» (подготовительная группа) … 61

3 стр., 1335 слов

Формирование предложно-падежных конструкций у детей с ОНР в логопедической практике

... общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы. — Ташкент, 1995. 27. Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи ... помогает логопедам, воспитателям и родителям систематизировать и совершенствовать работу по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, подготовить их к обучению в ...

2.9. Программно-методическое обеспечение коррекционно-педагогического процесса в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием… 67

Глава 3

Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи

3.1. Понятие об общем недоразвитии речи… 71

3.2. Обследование детей с общим недоразвитием речи… 82

3.3. Речевая карта обследования ребенка с ОНР…85

3.4. Основные направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи… 95

3.5. Организация обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи… 98

3.6. Перспективное планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР в старшей группе…103

3.7. Перспективное планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР в подготовительной группе …112

3.8. Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи на тему «Кто где живет?» (подготовительнаягруппа) … 120

3.9. Конспект фронтального занятия по формированию связной речи на тему «Осень» (подготовительная группа) …125

3.10. Программно-методическое обеспечение коррекционно-педагогичес-кого процесса в группе для детей с общим недоразвитием речи… 130

Глава 4.

Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с заиканием

4.1. Особенности проявления заикания у детей дошкольного возраста…136

4.2. Обследование заикающегося ребенка…139

4.3. Речевая карта обследования ребенка с заиканием…141

5 стр., 2426 слов

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СКАЗОК

... речи средствами логопедических сказок» следует считать актуальной. Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию просодической стороны речи у детей ... РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СКАЗОК Выпускная квалификационная работа студентки направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Логопедия») 5 курса группы ...

4.4. Основные направления логопедической работы по преодолению заикания …150

4.5. Организация обучения и воспитания детей с заиканием…152

4.6. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников…155

4.7. Программно-методическое обеспечение коррекционно-педагогического процесса в группе для детей с заиканием… 159

Глава 5.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

5.1. Организация взаимодействия учителя-логопеда с участниками корекционно-педагогического процесса…162

5.2. Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя…167

5.3. Совместная деятельность учителя-логопеда с профильными специалистами ДОУ…169

5.4. Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями… 172

Глава 6.

Современные подходы к организации логопедической работы с дошкольниками

6.1. Общие тенденции перестройки дошкольного образования…181

6.2. Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями речи…182

6.3 Инновационные технологии, нетрадиционные методы и формы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками…186

Приложения

Приложение 1. Законодательно-правовые, нормативно-правовые акты Российской Федерации в области специального образования…192

1.1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (извлечения)…192

1.2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (извлечения)…196

1.3. Приказ Министерства образования РФ и госкомитета РФ по высшему образованию «Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических работников»…198

29 стр., 14039 слов

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

... Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ ... дополнительных услуг по развитию речи детей; - изучение состояния устной речи детей; - участие родителей в речевом воспитании детей. «В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в ...

1.4. Письмо Министерства общего и профессионального образования «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования» (извлечения)…199

1.5. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).200

1.6. Положение о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) …204

Приложение 2. Тематическое планирование лексического материала по формированию речевой деятельности у дошкольников с нарушениями речи. …207

Приложение 3. Схема анализа логопедического занятия…209

Приложение 4. План по самообразованию учителя-логопеда … 211

Приложение 5. Образцы оформления деловых бумаг…214

Краткий словарь терминов и понятий …216

Литература…226

Предисловие

В соответствии с теоретическими концепциями отечественной психологии речь является важнейшей психической функцией человека — универсальным средством общения, мышления, организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для преодоления речевых нарушений. От своевременности и эффективности коррекционно-логопедической работы зависит развитие личности ребенка и дальнейшее обучение в школе.

Отечественная логопедия убедительно доказала, что формирование правильной речи у детей, её коррекция — организованный, целенаправленный учебно-педагогический процесс. Развитие и восстановление несформировавшихся и нарушенных речевых и неречевых функций осуществляется путем комплексного логопедического воздействия, в процессе которого используются медицинские рекомендации, психодиагностические и психокоррекционные методики.

2 стр., 717 слов

Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющи

... повреждения опорно-двигательного аппарата у детей.- Л., 1989. 2. Логопедическая ритмика в коррекционной работе по устранению дизартрии // Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. - СПб ... воспитания детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющими разные речевые нарушения» Выполнил студент гр. Руководитель: Салехард, 2006 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ...

Обновление содержания развития системы дошкольного образования в Красноярском крае">дошкольного образования, основанное на личностно-ориентированном общении педагога с детьми, создание инновационных программ, изменение нормативно-правовой базы вызвало необходимость модернизации организационно-содержательного аспекта логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.

На основе обобщения, систематизации материалов специальной литературы и личного практического опыта автор представила систему коррекционной работы по преодолению у детей дошкольного возраста фонетико-фонематического недоразвития, общего недоразвития речи, заикания в условиях логопедической группы соответствующего профиля.

Предлагаемые формы организации, системы воздействия, методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения не претендуют на единственно возможные и правильные. Они нацеливают на дальнейший поиск коррекционных технологий, вариативность методических решений.

Учебное пособие состоит из предисловия, шести глав с контрольными вопросами и заданиями, приложений.

В первой главе «Методические рекомендации по организации коррекционно-педагогического процесса в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения» освещаются важные для логопедической практики вопросы: организация работы учителя — логопеда, его должностные обязанности, технология ведения документации, оформление и содержание логопедического кабинета. С учётом требований нормативно-правовых документов даны рекомендации по комплектованию логопедических групп различного профиля, по их наполняемости и срокам пребывания в них детей с разными речевыми дефектами. Вместе с тем определены основные направления логопедической работы, которые позволяют реализовать задачи специальных (коррекционных) программ.

5 стр., 2471 слов

Развитие речи ребенка

... составляют простые предложения.Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества ... звуков и развитие фонематического слуха. Овладение фонетическим составом речи начинается в конце первого года жизни ребенка.К началу дошкольного возраста дети ... . 4.Усвоение грамоты в процессе обучения Работа по обучению дошкольников грамоте осуществляется на основе ...

Глава вторая «Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи», глава третья «Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи», глава четвёртая «Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с заиканием» излагают современные взгляды на изучение речевых нарушений и пути их преодоления. В данных главах раскрываются задачи, содержание и формы организации коррекционно-педагогического процесса в логопедических группах разного профиля.

В пятой главе «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении» рассматриваются общие и частные задачи воспитателей, профильных специалистов, родителей в процессе преодоления речевых нарушений и в развитии личности ребёнка. Определена роль учителя-логопеда как координатора и организатора коррекционно-педагогической работы.

В шестой главе «Современные подходы к организации логопедической работы с дошкольниками» освещены актуальные вопросы: реформирование дошкольного образования, психокоррекция личности ребёнка с нарушениями речи, использование инновационных технологий в коррекционно-развивающем обучении.

В приложении представлены законодательные, нормативно-правовые акты РФ, информационно-методические письма, регламентирующие деятельность специальных (коррекционных) групп, и практический материал, который может быть использован в логопедической работе, а также являться основой для творческих разработок.

В конце пособия дан краткий словарь терминов и понятий.

Автор выражает признательность учителю-логопеду ДОУ № 63 «Аистёнок» г. Тамбова Колодиной О.Е. за предоставленный практический материал из опыта работы с детьми в группах с общим недоразвитием речи.

Материалы, изложенные в пособии, апробированы в течение нескольких лет в логопедических группах дошкольных образовательных учреждений. Практический опыт показывает эффективность их применения в процессе коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Автоматизация — превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания).

Автоматизация звука — этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в последовательном, постепенном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Агнозия — нарушение процесса узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. Может быть зрительная, осязательная, пальцевая, пространственная, слуховая.

Аграмматизм — нарушение психофизических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» речи и пр.

Адаптация — приспособление человека к условиям существования; бывает биологическая, психологическая, социальная.

Анамнез — совокупность сведений о развитии ребенка на всех этапах, включая беременность матери, роды, и течении заболеваний. Сбор А. является важной частью комплексного обследования ребенка.

Апраксия — нарушение свободных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга.

Артикуляционные навыки — усвоение артикуляционной базы данного звука.

Артикуляционный аппарат — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков (голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек, нижней челюсти и др.).

Артикуляция — совместная работа речевых органов, необходимая для произношения звуков речи.

Астенический синдром — состояние, часто встречающее при психических заболеваниях. Характеризуется общей слабостью, повышенной истощаемостью и раздражительностью. При А.С. нарушается внимание, память, ослабляется или утрачивается способность к продолжительному умственному и физическому напряжению.

Асфиксия — удушье плода или новорожденного; отсутствие дыхания вследствие полного или частичного прекращения деятельности сердца.

Аутизм — болезненное состояние психики, характеризующееся нарушением контактов человека и уходом от реального внешнего мира, погружение в мир личных переживаний.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением доминантного полушария коры головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

Афония — отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Вербальный — словесный, выраженный речевыми средствами.

Внимание — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Голосовой аппарат — совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Г. А. состоит из трех основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми складками и системы воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука.

Грамматический строй речи — строение слова и предложения, присущее данному языку.

Гуление — голосовая реакция ребенка в первые месяцы жизни, ранняя стадия лепета.

Двигательные нарушения — нарушения движений, которые могут проявляться в ограничении объема и силы движений, в нарушениях темпа, характера, координации движений, в наличии непроизвольных движений.

Депривация — психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей ребенка в удовлетворении его насущных биологических и социальных потребностей. Д. бывает зрительная, слуховая, речевая, эмоциональная и др.

Диагноз — краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушения развития) на основании всестороннего исследования больного.

Дизартрия — нарушения произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, нарушения слитности написания слов в предложении, аграмматизм на письме.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислексия — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисфония — расстройство голосообразования, при котором голос становится хриплым, слабым, вибрирующим и т. д.

Дифференциация звуков — этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от других звуков речи.

Дыхание речевое — дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания.

Задержка психического развития — временное отставание развития психики или её отдельных функций.

Заикание (логоневроз) — нарушение темпо-римической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Зона актуального развития — актуальный уровень знаний, умений и навыков ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаруживающийся в ситуации конкретного диагностического обследования.

Зона ближайшего развития — уровень знаний, умений и навыков, который ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого, потенциальные возможности развития ребенка.

Иннервация — обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками.

Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития — совместное обучение в образовательных учреждениях детей с различными нарушениями психофизического развития и нормально развивающихся их сверстников; направление в специальной педагогике.

Интонация — комплекс просодических компонентов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, тембр, темп и логическое ударение, служащий (на уровне предложения) для выражения различных грамматических категорий, а также экспрессии и эмоций.

Компенсация — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Коррекционное обучение — особый вид обучения, цель которого полное или частичное преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии и обеспечение их потребности в личном росте и социализации.

Коррекционно-воспитательная работа — система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического или физического развития детей и на их адаптацию в обществе.

Коррекция произношения — исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм.

Лепет — голосовая реакция ребенка на раздражители положительного характера. Появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов).

При тяжелых речевых нарушениях Л. не развивается в установленные сроки.

Логопат — человек с дефектной речью.

Логопедия — наука, которая изучает речевые нарушения у людей и разрабатывает методы профилактической и коррекционно-педагогической работы с ними.

Моторика — совокупность двигательной реакции, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане важно выделять общую М., мелкую (ручную) М. и артикуляционную М.

Назальный — носовой (звук).

Негативизм — немотивированное сопротивление воздействию окружающих.

Неврозы — группа заболеваний нервной системы, характеризующихся функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. К Н. относят неврастению, Н. страха, навязчивых состояний, истерические реакции.

Недоразвитие речи — качественно низкий (по сравнению с возрастной нормой) уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Обтуратор — приспособление в форме пластины для закрытия дефектов твердого и мягкого неба.

Общее недоразвитие речи — сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Первичный дефект — нарушение, непосредственно вытекающее из биологического характера болезни (нарушение зрения, речи или слуха при поражении анализаторов).

Постановка звука — процесс формирования произносительных навыков; создание при помощи специальных приемов новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В результате П. З. ребенок усваивает произносительное умение.

Постнатальный — период после рождения ребенка.

Пренатальный — период до рождения ребенка.

Прогения — выступание нижней челюсти вперед.

Прогнатия — выступание верхней челюсти вперед.

Психомоторика — индивидуальные, конституционные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательной реакции человека.

Реабилитация — восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.

Речевой аппарат — система органов, принимающих участие в образовании звуков речи: органы дыхания, голосообразования, артикуляции, чувствительные и двигательные центры головного мозга.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринофония — носовой оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи.

Сензитивные периоды развития функций — периоды жизни ребенка, в которые наиболее интенсивно, сильно и гармонично развивается та или иная психическая функция. С этими периодами связана и наиболее оптимальная коррекция тех дефицитарных функций, которые формируются в данный отрезок времени.

Судороги — непроизвольные сокращения отдельных или целых групп мышц, возникающие внезапно и проявляющиеся длительно или приступообразно.

Тахилалия — нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа.

Тембр — окраска или характер звука голоса.

Темп речи — скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление.

Фонация — голосообразование.

Фонематический слух — способность к слуховому дифференцированному восприятию звуков речи — фонем; является основой для овладения звуковой стороной речи.

Фонетико-фонематическое нарушение — психолого-педагогическое название группы речевых нарушений, характеризующихся преимущественной недостаточностью звукопроизношения. К ним относятся дислалия, ринолалия, легкие формы дизартрии.

Фраза — законченный оборот речи, предложение, наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения.

Этиология — причины возникновения нарушений.

Литература

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4−7 лет.-М., ТЦ Сфера, 2005.
  2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. — М., Астрель, 2006.
  3. Архипова Е.Ф. Стертая форма дизартрии. — М., изд. Астрель, 2006.
  4. Белякова Л.И. Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание.-М., Академия 2003.
  5. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференцированной диагностики.-СПб., Детство-Пресс, 2005.
  6. Выявление и преодоление речевых напушений в дошкольном возрасте /Сост. И.Ю. Кондрашенко.-М., Айрис-Пресс, 2005.
  7. Дедюхина Г. В., Могучая Л.Д. и др. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3−5 лет, страдающими ДЦП. — М., Гном-Пресс, 1999.
  8. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.--М, Просвещение, 1985.
  9. Каше Г. А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе).--М., Просвещение, 1978.
  10. Козлова А.В., Детеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей.-М., ТЦ Сфера, 2004.
  11. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг. — СПб., ИДМиМ, 1998.
  12. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. --М., Гном-Пресс, 1998.
  13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. — М., Гном и Д, 2004.
  14. Краузе Е.Н. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. — СПб, Корона принт, 2004.
  15. Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец.-Москва-Воронеж, 2003.
  16. Логопедия. Учебник/Под ред. Л.С. Волковой -- М., Просвещение, 1995.
  17. Миронова С.А. Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста. -- М., Просвещение, 1978.
  18. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. — М., Гном и Д, 2000.
  19. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики руки. — М., Гном и Д, 2001.
  20. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. — М., Гном и Д, 2004.
  21. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./ Под ред. Т. В. Волосовец, М., «Академия», 2002.
  22. Основы логопедической работы с детьми./Под ред. Г. В. Чиркиной.-М., АРКТИ, 2002.
  23. Основы теории и практики./ Под ред. Р.Е. Левиной.-М., Просвещение, 1967.
  24. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. -- Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
  25. Поваляева М.А. Справочник логопеда.-Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
  26. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. — СПб., КАРО, 2006.
  27. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.-М., Владос, 1999.

  1. Психолого-педагогическая диагностика. Под ред. И. Ю. Левченко, С.Д. Забрамной — М., «Академия», 2003.
  2. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. — Екатеринбург, Литур, 1999.
  3. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. — М., АСТ, 2004.
  4. Степанова А.О. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. -М., ТЦ Сфера, 2003.
  5. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/Под ред. Т.И. Ерофеевой.-М., Издательский центр «Академия», 1999.
  6. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М., ТЦ Сфера, 2001.
  7. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. — СПб., изд. «Акцидент», 1998.
  8. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.-- М., РИЦ «Альфа», 2001.
  9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение.-М., Гном-Пресс, 1999.
  10. Филичева Т.Б., Чевелева П.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. -М., Просвещение, 1987.
  11. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа).-М., Просвещение, 1993.
  12. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2-х частях. -М., Альфа, 1993.
  13. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. -М., Айрис-Пресс, 2004.
  14. Худенко Е.Д. Современные подходы к организации коррекционного обучения в образовательных учреждениях//Развитие и коррекция, № 1.-М., ОПМЦ, 1998.
  15. Шаховская С.П., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушением речи. --М, 1992.
  16. Шашкина Г. Ф., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. -М., Академия, 2003.
  17. Шипицына Л.М., Хилько А. А. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. — СПб., изд. «Речь», 2005.
  18. Ястребова А.В., Лазаренко О. Хочу в школу. — М., АРКТИ, 1999.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector