ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Учебное пособие
Рецензенты:
В. Н. Косырев, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Тамбовского государственного университета имени Гавриила Романовича Державина.
А. В. Можейко, кандидат педагогических наук, председатель Городской психолого-медико-педагогической комиссии г. Тамбова.
Л.А. Боровцова
Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Учебное пособие.
В учебном пособии автор излагает традиционные и современные подходы к организации и содержанию логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении с учетом требований специальных (коррекционных) программ и модернизации системы дошкольного образования.
В приложении представлены законодательные и нормативно-правовые акты РФ в области специального образования, практические материалы.
Пособие предназначено для студентов коррекционных факультетов педагогических вузов, обучающихся по специальностям «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Специальная психология», а также может быть использовано учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, слушателями курсов системы повышения квалификации и переподготовки.
Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного ...
... результат: развивающееся дошкольное образовательное учреждение с осуществлением приоритетного направления, работающее в инновационном режиме и обеспечивающее качественный результат своей деятельности. Данная курсовая работа раскрывает проблемы совершенствования руководства деятельностью дошкольного учреждения и ...
Оглавление
Предисловие ………………………………………………………………… 6
Глава 1.
Методические рекомендации по организации коррекционно-педагогического процесса в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения
1.1. Организация работы учителя-логопеда………………………………… 8
1.2. Должностные обязанности учителя-логопеда………………………. 10
1.3. Документация учителя- логопеда……………………………………. 12
1.4. Оборудование логопедического кабинета…………………………… 18
1.5. Принципы отбора детей и комплектования логопедических групп…21
1.6. Основные направления коррекционно-логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении……..…………………………. 24
Глава 2.
Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.1. Общая характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников…………………………………………………………… 27
2.2. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием…29
2.3. Речевая карта обследования ребенка с ФФН…………………………35
2.4. Основные направления логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи ……………………………….42
2.5. Организация обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………….43
2.6. Перспективное планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ФФН в старшей группе ………………………………….49
2.7. Перспективное планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ФФН в подготовительной группе…………………………….. 52
2.8. Конспект фронтального занятия по формированию фонетико-фонематических процессов на тему «Дифференциация звуков [c]—[ш]» (подготовительная группа) ……..………………………………………… 61
2.9. Программно-методическое обеспечение коррекционно-педагогического процесса в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием………………………………………………………………… 67
Глава 3
Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи
3.1. Понятие об общем недоразвитии речи………………………………. 71
3.2. Обследование детей с общим недоразвитием речи…………………. 82
3.3. Речевая карта обследования ребенка с ОНР………………………….85
3.4. Основные направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи……………………………………………………… 95
3.5. Организация обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи……………………………….………………………………………….. 98
3.6. Перспективное планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР в старшей группе………………………………….103
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ...
... речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель исследования: определение направлений и содержания коррекционно-педагогической работы по формированию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием логопедических ...
3.7. Перспективное планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР в подготовительной группе ………………………112
3.8. Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи на тему «Кто где живет?» ( подготовительнаягруппа) ……………………………………………………………………… 120
3.9. Конспект фронтального занятия по формированию связной речи на тему «Осень» (подготовительная группа) …………………………………125
3.10. Программно–методическое обеспечение коррекционно-педагогичес-кого процесса в группе для детей с общим недоразвитием речи……………….…………………………………………..………………… 130
Глава 4.
Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с заиканием
4.1. Особенности проявления заикания у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………136
4.2. Обследование заикающегося ребенка………………………………..139
4.3. Речевая карта обследования ребенка с заиканием…………………………141
4.4. Основные направления логопедической работы по преодолению заикания …………………………………………………………………………150
4.5. Организация обучения и воспитания детей с заиканием…………..152
4.6. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников…155
4.7. Программно–методическое обеспечение коррекционно-педагогического процесса в группе для детей с заиканием..……… 159
Глава 5.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении
5.1. Организация взаимодействия учителя-логопеда с участниками корекционно-педагогического процесса………………………..…………….162
5.2. Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя………..167
5.3. Совместная деятельность учителя-логопеда с профильными специалистами ДОУ…………………………………………………………….……169
5.4. Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями……… 172
Глава 6.
Современные подходы к организации логопедической работы с дошкольниками
6.1. Общие тенденции перестройки дошкольного образования………181
6.2. Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями речи…182
6.3 Инновационные технологии, нетрадиционные методы и формы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками……………………186
Приложения
Приложение 1. Законодательно-правовые, нормативно-правовые акты Российской Федерации в области специального образования………………..192
1.1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (извлечения)………192
1.2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (извлечения)……………………………………………………………………..196
1.3. Приказ Министерства образования РФ и госкомитета РФ по высшему образованию «Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических работников»……………………………………..198
Коррекционная работа по развитию речи учащихся при изучении сказок
... развития связной монологической речи детей. Объект исследования: процесс развития связной монологической речи детей. Предмет исследования: коррекционно–развивающая работа по развитию речи учащихся при изучении сказок. Гипотеза: если в системе логопедической работы целенаправленно использовать ...
1.4. Письмо Министерства общего и профессионального образования «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования» (извлечения)…………………….……………………………………………….199
1.5. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).200
1.6. Положение о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) …………………………….204
Приложение 2. Тематическое планирование лексического материала по формированию речевой деятельности у дошкольников с нарушениями речи. ……………………………………………………………………………..207
Приложение 3. Схема анализа логопедического занятия…………………209
Приложение 4. План по самообразованию учителя-логопеда ………….. 211
Приложение 5. Образцы оформления деловых бумаг…………………….214
Краткий словарь терминов и понятий ……………………………………216
Литература………………………………………………………………….226
Предисловие
В соответствии с теоретическими концепциями отечественной психологии речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления, организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для преодоления речевых нарушений. От своевременности и эффективности коррекционно-логопедической работы зависит развитие личности ребенка и дальнейшее обучение в школе.
Отечественная логопедия убедительно доказала, что формирование правильной речи у детей, её коррекция – организованный, целенаправленный учебно-педагогический процесс. Развитие и восстановление несформировавшихся и нарушенных речевых и неречевых функций осуществляется путем комплексного логопедического воздействия, в процессе которого используются медицинские рекомендации, психодиагностические и психокоррекционные методики.
Обновление содержания дошкольного образования, основанное на личностно-ориентированном общении педагога с детьми, создание инновационных программ, изменение нормативно-правовой базы вызвало необходимость модернизации организационно-содержательного аспекта логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.
На основе обобщения, систематизации материалов специальной литературы и личного практического опыта автор представила систему коррекционной работы по преодолению у детей дошкольного возраста фонетико-фонематического недоразвития, общего недоразвития речи, заикания в условиях логопедической группы соответствующего профиля.
Предлагаемые формы организации, системы воздействия, методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения не претендуют на единственно возможные и правильные. Они нацеливают на дальнейший поиск коррекционных технологий, вариативность методических решений.
Дидактические игры в логопедической коррекции фонетико-фонематического ...
... выявление уровней развития письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Объект исследования: нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: коррекционно-логопедическая работа по ...
Учебное пособие состоит из предисловия, шести глав с контрольными вопросами и заданиями, приложений.
В первой главе «Методические рекомендации по организации коррекционно-педагогического процесса в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения» освещаются важные для логопедической практики вопросы: организация работы учителя – логопеда, его должностные обязанности, технология ведения документации, оформление и содержание логопедического кабинета. С учётом требований нормативно-правовых документов даны рекомендации по комплектованию логопедических групп различного профиля, по их наполняемости и срокам пребывания в них детей с разными речевыми дефектами. Вместе с тем определены основные направления логопедической работы, которые позволяют реализовать задачи специальных (коррекционных) программ.
Глава вторая «Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи», глава третья «Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи», глава четвёртая «Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с заиканием» излагают современные взгляды на изучение речевых нарушений и пути их преодоления. В данных главах раскрываются задачи, содержание и формы организации коррекционно-педагогического процесса в логопедических группах разного профиля.
В пятой главе «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении» рассматриваются общие и частные задачи воспитателей, профильных специалистов, родителей в процессе преодоления речевых нарушений и в развитии личности ребёнка. Определена роль учителя-логопеда как координатора и организатора коррекционно-педагогической работы.
В шестой главе «Современные подходы к организации логопедической работы с дошкольниками» освещены актуальные вопросы: реформирование дошкольного образования, психокоррекция личности ребёнка с нарушениями речи, использование инновационных технологий в коррекционно-развивающем обучении.
В приложении представлены законодательные, нормативно-правовые акты РФ, информационно-методические письма, регламентирующие деятельность специальных (коррекционных) групп, и практический материал, который может быть использован в логопедической работе, а также являться основой для творческих разработок.
В конце пособия дан краткий словарь терминов и понятий.
Автор выражает признательность учителю-логопеду ДОУ № 63 «Аистёнок» г. Тамбова Колодиной О.Е. за предоставленный практический материал из опыта работы с детьми в группах с общим недоразвитием речи.
Формирование грамматически правильной речи детей четырех лет
... - формирование грамматически правильной речи детей. Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка. Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные ... обследование речи детей, определить и дать характеристику уровням сформированности грамматического строя речи детей 5-го года жизни; 4. Путем опытно-экспериментальной работы ...
Материалы, изложенные в пособии, апробированы в течение нескольких лет в логопедических группах дошкольных образовательных учреждений. Практический опыт показывает эффективность их применения в процессе коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Автоматизация – превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания).
Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в последовательном, постепенном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Агнозия – нарушение процесса узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. Может быть зрительная, осязательная, пальцевая, пространственная, слуховая.
Аграмматизм – нарушение психофизических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» речи и пр.
Адаптация – приспособление человека к условиям существования; бывает биологическая, психологическая, социальная.
Анамнез – совокупность сведений о развитии ребенка на всех этапах, включая беременность матери, роды, и течении заболеваний. Сбор А. является важной частью комплексного обследования ребенка.
Апраксия – нарушение свободных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга.
Артикуляционные навыки – усвоение артикуляционной базы данного звука.
Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков (голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек, нижней челюсти и др.).
Артикуляция – совместная работа речевых органов, необходимая для произношения звуков речи.
Астенический синдром – состояние, часто встречающее при психических заболеваниях. Характеризуется общей слабостью, повышенной истощаемостью и раздражительностью. При А.С. нарушается внимание, память, ослабляется или утрачивается способность к продолжительному умственному и физическому напряжению.
Асфиксия – удушье плода или новорожденного; отсутствие дыхания вследствие полного или частичного прекращения деятельности сердца.
Аутизм – болезненное состояние психики, характеризующееся нарушением контактов человека и уходом от реального внешнего мира, погружение в мир личных переживаний.
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением доминантного полушария коры головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.
Афония – отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи.
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Особенности развития речи детей с нарушениями слуха
... особенностей развития речи детей с нарушения слуха. Задачи исследования: Рассмотреть основные классификации нарушений слуха у детей; Охарактеризовать основные направления, задачи и содержание работы по развития речи слабослышащих детей; Исследовать различные методики развития речи слабослышащих детей 3 ...
Вербальный – словесный, выраженный речевыми средствами.
Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Голосовой аппарат – совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Г.А. состоит из трех основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми складками и системы воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука.
Грамматический строй речи – строение слова и предложения, присущее данному языку.
Гуление – голосовая реакция ребенка в первые месяцы жизни, ранняя стадия лепета.
Двигательные нарушения – нарушения движений, которые могут проявляться в ограничении объема и силы движений, в нарушениях темпа, характера, координации движений, в наличии непроизвольных движений.
Депривация – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей ребенка в удовлетворении его насущных биологических и социальных потребностей. Д. бывает зрительная, слуховая, речевая, эмоциональная и др.
Диагноз – краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушения развития) на основании всестороннего исследования больного.
Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, нарушения слитности написания слов в предложении, аграмматизм на письме.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисфония – расстройство голосообразования, при котором голос становится хриплым, слабым, вибрирующим и т.д.
Дифференциация звуков – этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от других звуков речи.
Дыхание речевое – дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания.
Задержка психического развития – временное отставание развития психики или её отдельных функций.
Заикание (логоневроз) – нарушение темпо-римической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Зона актуального развития – актуальный уровень знаний, умений и навыков ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаруживающийся в ситуации конкретного диагностического обследования.
Зона ближайшего развития – уровень знаний, умений и навыков, который ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого, потенциальные возможности развития ребенка.
Иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками.
Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития – совместное обучение в образовательных учреждениях детей с различными нарушениями психофизического развития и нормально развивающихся их сверстников; направление в специальной педагогике.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ...
... отсутствуют современные исследования, посвященные экспериментальному изучению процесса общения у детей с нарушениями речи, недостаточно широко изучены особенности формирования и развития навыков межличностного общения младших школьников данной категории, а ...
Интонация – комплекс просодических компонентов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, тембр, темп и логическое ударение, служащий (на уровне предложения) для выражения различных грамматических категорий, а также экспрессии и эмоций.
Компенсация – возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
Коррекционное обучение – особый вид обучения, цель которого полное или частичное преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии и обеспечение их потребности в личном росте и социализации.
Коррекционно-воспитательная работа – система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического или физического развития детей и на их адаптацию в обществе.
Коррекция произношения – исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм.
Лепет – голосовая реакция ребенка на раздражители положительного характера. Появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов).
При тяжелых речевых нарушениях Л. не развивается в установленные сроки.
Логопат – человек с дефектной речью.
Логопедия – наука, которая изучает речевые нарушения у людей и разрабатывает методы профилактической и коррекционно-педагогической работы с ними.
Моторика – совокупность двигательной реакции, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане важно выделять общую М., мелкую (ручную) М. и артикуляционную М.
Назальный – носовой (звук).
Негативизм – немотивированное сопротивление воздействию окружающих.
Неврозы – группа заболеваний нервной системы, характеризующихся функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. К Н. относят неврастению, Н. страха, навязчивых состояний, истерические реакции.
Недоразвитие речи – качественно низкий (по сравнению с возрастной нормой) уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Обтуратор – приспособление в форме пластины для закрытия дефектов твердого и мягкого неба.
Общее недоразвитие речи – сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Первичный дефект – нарушение, непосредственно вытекающее из биологического характера болезни (нарушение зрения, речи или слуха при поражении анализаторов).
Постановка звука – процесс формирования произносительных навыков; создание при помощи специальных приемов новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В результате П. З. ребенок усваивает произносительное умение.
Особенности связной повествовательной речи детей с общим недоразвитием речи
... вида коммуникации. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, ...
Постнатальный – период после рождения ребенка.
Пренатальный – период до рождения ребенка.
Прогения – выступание нижней челюсти вперед.
Прогнатия — выступание верхней челюсти вперед.
Психомоторика – индивидуальные, конституционные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательной реакции человека.
Реабилитация – восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.
Речевой аппарат – система органов, принимающих участие в образовании звуков речи: органы дыхания, голосообразования, артикуляции, чувствительные и двигательные центры головного мозга.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринофония – носовой оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи.
Сензитивные периоды развития функций – периоды жизни ребенка, в которые наиболее интенсивно, сильно и гармонично развивается та или иная психическая функция. С этими периодами связана и наиболее оптимальная коррекция тех дефицитарных функций, которые формируются в данный отрезок времени.
Судороги – непроизвольные сокращения отдельных или целых групп мышц, возникающие внезапно и проявляющиеся длительно или приступообразно.
Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа.
Тембр – окраска или характер звука голоса.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление.
Фонация – голосообразование.
Фонематический слух – способность к слуховому дифференцированному восприятию звуков речи – фонем; является основой для овладения звуковой стороной речи.
Фонетико-фонематическое нарушение – психолого-педагогическое название группы речевых нарушений, характеризующихся преимущественной недостаточностью звукопроизношения. К ним относятся дислалия, ринолалия, легкие формы дизартрии.
Фраза – законченный оборот речи, предложение, наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения.
Этиология – причины возникновения нарушений.
Литература
- Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет.-М., ТЦ Сфера, 2005.
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М., Астрель, 2006.
- Архипова Е.Ф. Стертая форма дизартрии. – М., изд. Астрель, 2006.
- Белякова Л.И. Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание.-М., Академия 2003.
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференцированной диагностики.-СПб., Детство-Пресс, 2005.
- Выявление и преодоление речевых напушений в дошкольном возрасте /Сост. И.Ю. Кондрашенко.-М., Айрис-Пресс, 2005.
- Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д. и др. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими ДЦП. – М., Гном-Пресс, 1999.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.—М, Просвещение, 1985.
- Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе).—М., Просвещение, 1978.
- Козлова А.В., Детеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей.-М., ТЦ Сфера, 2004.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб., ИДМиМ, 1998.
- Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. —М., Гном-Пресс, 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. – М., Гном и Д, 2004.
- Краузе Е.Н. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. – СПб, Корона принт, 2004.
- Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец.-Москва-Воронеж, 2003.
- Логопедия. Учебник/Под ред. Л.С. Волковой — М., Просвещение, 1995.
- Миронова С.А. Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста. — М., Просвещение, 1978.
- Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. – М., Гном и Д, 2000.
- Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики руки. – М., Гном и Д, 2001.
- Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. – М., Гном и Д, 2004.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./ Под ред. Т. В. Волосовец, М., «Академия», 2002.
- Основы логопедической работы с детьми./Под ред. Г.В. Чиркиной.-М., АРКТИ, 2002.
- Основы теории и практики./ Под ред. Р.Е. Левиной.-М., Просвещение, 1967.
- Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. — Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда.-Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. – СПб., КАРО, 2006.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.-М., Владос, 1999.
- Психолого-педагогическая диагностика. Под ред. И. Ю. Левченко, С.Д. Забрамной – М., «Академия», 2003.
- Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург, Литур, 1999.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., АСТ, 2004.
- Степанова А.О. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. -М., ТЦ Сфера, 2003.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/Под ред. Т.И. Ерофеевой.-М., Издательский центр «Академия», 1999.
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М., ТЦ Сфера, 2001.
- Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. — СПб., изд. «Акцидент», 1998.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.— М., РИЦ «Альфа», 2001.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение.-М., Гном-Пресс, 1999.
- Филичева Т.Б., Чевелева П.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. -М., Просвещение, 1987.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа).-М., Просвещение, 1993.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2-х частях. -М., Альфа, 1993.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. -М., Айрис-Пресс, 2004.
- Худенко Е.Д. Современные подходы к организации коррекционного обучения в образовательных учреждениях//Развитие и коррекция, №1.-М., ОПМЦ, 1998.
- Шаховская С.П., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушением речи. —М, 1992.
- Шашкина Г.Ф., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. -М., Академия, 2003.
- Шипицына Л.М., Хилько А. А. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб., изд. «Речь», 2005.
- Ястребова А.В., Лазаренко О. Хочу в школу. – М., АРКТИ, 1999.