Типичные педагогические ролевые позиции, по Л.Б. Ительсону

Кейс №4

Информационное обеспечение

Теоретический материал к практическому занятию № 4. «Педагогическая коммуникация»

 

Педагог как профессия, свойства педагога. Свойства педагога, по Е.А. Климову

Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек – Человек». В психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).

Согласно Е.А. Климову, человек этой профессии отличается такими свойствами, как:

1) умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»;

2) умение слушать и выслушивать;

3) широкий кругозор;

4) речевая (коммуникативная) культура;

5) «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомые по опыту»

6) «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»;

7) способность сопереживания;

8) наблюдательность;

9) «глубокая убеждённость в правильности идеи служения народу в целом»;

10) умение решать нестандартные ситуации;

11) высокая степень саморегуляции.

Структура педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой

Педагогическая деятельность – это сознательно избираемая и осуществляемая деятельность взрослых, старших, должностных лиц, специалистов (родителей, учителей, руководителей, менеджеров, мастеров на производстве и пр.), а также государства, учреждений и институтов общества, преследующая воспитательно-образовательные цели, осуществляемая педагогическими средствами и методами и приносящая определённые результаты.

Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

4 стр., 1967 слов

Отчетная документации по практике. Практика по получению первичных ...

... Отчет по практике Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности _________ (Ф.И.О. практиканта № группы) Направление шифр специальности Педагогическое образование Профиль Физическое развитие детей дошкольного ...

Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

 

Типичные педагогические ролевые позиции, по Л.Б. Ительсону

Педагог может выступать в качестве:

— информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т. д. (например, надо быть честным);

— друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

— диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

— советчика, если использует осторожное уговаривание;

— просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, „как надо“, опускаясь порой до самоунижения, лести;

— вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т. п.