в) утверждение основ католицизма
г) становление схоластики
1.15 Соотношение веры и разума Августин Аврелий
А) разрешает в пользу веры
б) разрешает в пользу разума
в) утверждает их равноправие
г) утверждает их гармонию
1.16 «Подлинной реальностью обладают только общие понятия», считали представители
а) номинализма
Б) реализма
в) концептуализма
г) материализма
1.17 Христианская онтология разделяет все сущее на
А) экзистенцию и эссенцию
б) экзистенцию и уксус
в) эссенцию и трансценденцию
г) Христианская онтология не разделяет все сущее на составные части.
1.18 Эсхатология – это учение о
А) конце света
б) божественной сущности
в) человеке как творце
г) становлении общества
Темы докладов:
1. Развитие христианской философии.
2. Философия Фомы Аквинского.
3. Учение Августина Блаженного о бытии бога.
4. Пантеизм Н. Кузанского.
5. Ориген – первый толкователь Библии.
6. Проблема свободы выбора в философии Средневековья.
Задание 2.
Подготовьте презентацию по одной из тем:
1. Роль творчества Августина Блаженного в формировании христианской философии.
2. Пять доказательств бытия Бога.
3.Социально-философские воззрения Фомы Аквинского. Историческое значение томизма и его влияние на дальнейшее развитие западной философии.
Тема № 5 Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания
Задание 1.
Подготовьте презентацию по одной из тем:
1. Культурно-исторические предпосылки формирования гуманистической идеологии в Италии XIV–XVI вв.
2. Учение о достоинстве человека
3. Общая характеристика натурфилософии Возрождения (основные особенности).
Задание 2
Распределите высказывания философов по таблице.
Имя философа | Основные идеи в гносеологии | Основные идеи в онтологии | Основные идеи в антропологии | Основные идеи в социальной философии | Основные идеи в этике |
Ф. Бэкон | |||||
Р. Декарт |
Ф Бэкон
· Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу.
· Голая рука и предоставленный самому себе разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями.
· Деньги — хороший слуга, но плохой хозяин.
· Если некоторые люди презирают богатство, то потому, что они потеряли надежду на свое обогащение.
· Пока философы спорят, что является главным — добродетель или наслаждение, ищи средства обладать и тем, и другим.
· Недоверие — это жилы мудрости.
· Если человек окажется подлинно искусным в логике и проявляет как здравое суждение, так и изобретательность, ему суждены большие дела, особенно когда времена этому благоприятствуют.
· Мы столько можем, сколько знаем. Знание — сила.
· Истинно знать что-либо — значит знать его причины.
· Человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет.
· Истина есть дочь времени, а не авторитета.
· Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
· Этика ставит своей целью пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью, тогда как гражданская наука не требует ничего, кроме внешней порядочности…
· Причина заблуждений коренится не только в наших ощущениях, но и в самой природе человеческого разума, который все представляет по своему собственному масштабу, а не по масштабу вселенной, и таким образом уподобляется зеркалу с неровной поверхностью, которое, отражая лучи предметов, еще и примешивает к ним свою собственную природу.
· Человеческий разум, предоставленный самому себе, не заслуживает доверия.
· Природу легче всего подчинить, повинуясь ей.
· Умный человек создает больше возможностей, чем находит.
· Люди боятся смерти по той же причине, по которой дети боятся темноты, потому что они не знают, в чем тут дело.
· Человек и впрямь похож на обезьяну: чем выше он залезает, тем больше он демонстрирует свою задницу.
· Чтение — это беседа с мудрецами, действие же — это встреча с глупцами.
· Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным.
Р. Декарт
· Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих.
· Я родился с таким умом, что главное удовольствие при научных занятиях для меня заключалось не в том, что я выслушивал чужие мнения, а в том, что я всегда стремился создать свои собственные.
· Отчаяние — это страх без надежды.
· Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большому праву, чем распоряжение своими собственными желаниями.
· Трусость очень вредна, потому, что она удерживает волю от полезных действий.
· Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.
· Разум — это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным.
Выполните тестовое задание, выберите один наиболее полный и правильный вариант ответа.
Задание 3
6.1. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:
а) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства;
б) формирование наук, в первую очередь, естественных;
в) становление абсолютной монархии;
г) подъем народного и революционного движения.
6.2 По мнению большинства историков философии Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:
а) идеализма
б) скептицизма
в) эмпиризма
г) прагматизма.
6.3 По Ф. Бэкону, эмпирия – это:
а) опыт, опирающийся на эксперимент;
б) изолированное чувственное восприятие;
в) форма, присущая самой вещи;
г) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании.
6.4 Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:
а) анализ
б) синтез
в) дедукция
г) индукция.
6.5 Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Р. Декарт считал:
а) созерцательный анализ
б) эмпирическую индукцию
в) рациональную дедукцию
г) спекулятивный синтез
6.6) Установите соответствием между историческими типами философии и их наиболее выдающимися представителями: 1. Философия Нового времени и 2. Средневековая философия
а) Р. Декарт
б) Аврелий Августин
в) Ф. Бэкон
д) Фома Аквинский
Тема № 6 Немецкая классическая философия.
Задание 1
Подготовьте презентацию по одной из тем:
1. Основные черты немецкой классической философии.
2. «Критическая» философия Канта.
3. Этика Канта.
4. Объективный идеализм.
5. Учение Гегеля. Диалектический метод.
6. Противоречие между системой и методом в философии Гегеля.
7. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
8. Субъективный идеализм Фихте
9. Объективный идеализм Шеллинга
10. Абсолютный идеализм Гегеля
11. Философский пессимизм А. Шопенгауэра
12. Философия Ницше
Задание 2
Ответьте на контрольные вопросы:
1. В чем суть коперниканского переворота Канта в философии?
2. Что такое феномен и ,,вещь в себе’’ у Канта?
3. Как соотносятся у Канта рациональные и чувственное познание?
4. Каковы особенности философии Канта докритического и критического периодов?
5. В чем суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем?
6. Что такое триада Гегеля? Нарисуйте ее схему. Сводится ли диалектика Гегеля к Принципу триадичности развития?
Тема № 7 Марксистская философия. Философия позитивизма и эволюционизма
Выполните тестовое задание, выберите один наиболее полный и правильный вариант ответа.
Задание 1
Выбрать из предложенных положений, относящиеся к марксизму.
1 надстройка
2 субъективный идеализм
3. «Капитал»
4 любовь к ближним– предпосылка социальной гармонии
5 философия–это антропология
6. диалектический материализм;
7. исторический материализм
8. объективная диалектика;
9. абсолютная идея
10 базис
11 общественно-экономическая формация.
12. «Оно»
13.монада.
15.классовая борьба
Задание 2
Распределить положения и понятия в таблицу
идеализм | материализм |
1. Первичная реальность– абсолютное человеческое «Я»
2. «Самое достоверное в нашем сознании– это самосознание» (И. Фихте)
3. абсолютный разум
4. абсолютная идея
5. человек– это природное существо
6. материалистическое понимание истории
7. общественный характер практики
8. «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (К. Маркс)
9. неотомизм
10 общественно-экономическая формация
Задание 3
Распределить положения и понятия в таблицу
онтология | гносеология | социальная философия |
1. «Вещь в себе»
2. «Все действительное разумно, все разумное действительно» (Ф. Гегель); 3 общественное бытие;
4 надстройка
5 первичная реальность– абсолютное человеческое «Я»
6 материальное единство мира;
7 рассудок
8 материальные, производственные отношения
9 самосознание
10 явление
11 сенсуализм Л. Фейербаха
12 абсолютная истина
13 «Философия духа»
14 общественный прогресс
15 естественно-исторический процесс
16 саморазвитие понятия
17 «Природа есть форма бессознательной жизни разума» (Ф. Шеллинг);
Задание 4
4.1 Одним из этапов развития позитивизма был:
а) неотомизм
б) берклианство
в) трансцендентализм
г) эмпириокритицизм
4.2 Известна формула О. Конта: «Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы…»:
а) умозаключать
б) распознавать
в) не ошибаться
г) мочь
4.3. О. Конт был убежден, что во всех научных исследованиях необходимо стремиться «к замене слова «почему» словом…»:
а) что
б) зачем
в) сколько
г) как
4.4. Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или состояния человеческого духа:
а) мифологическую — философскую — позитивную
б) теологическую — метафизическую — позитивную
в) религиозную — позитивную — натуралистическую
г) философскую — позитивную — религиозную
4.5. В своей классификации наук О. Конт ввел название новой теории, которой он надеялся заменить политэкономию, правоведение и этику:
а) менеджмент
б) синергетика
в) социология
г) эпистемология
4.6. Предлагая свою классификацию наук, О. Конт все науки разделил на две группы:
а) точные и гуманитарные
б) теоретические и прикладные
в) философские и естественные
г) позитивные и негативные
4.7. Социальным принципом О. Конта была формула:
а) жить, чтобы жить
б) жить ради дела
в) жить для себя
г) жить для других
4.8 К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» указывает: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы
а) уничтожить его
б) улучшить его
в) заменить его
г) изменить его»
Задание 5
Заполнить таблицу
Классический позитивизм | махизм | неопозитивизм | постпозитивизм |
а) М. Шлик
б) Б Рассел
в) Э. Мах
г) К. Поппер
д) О. Конт
е) Т. Кун
ж) Р. Авенариус
з) Г. Спенсер
и) Л. Витгенштейн
к) М. Шлик
л) Д. Мур
Тема № 8 Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм.
Задание 1
Подготовьте презентацию по одной из тем:
1. Позитивизм. Неопозитивизм и постпозитивизм.
2. Экзистенциализм. Экзистенция и свобода.
3. Духовные и социально-экономические условия развития философии в Западной Европе.
4. Формирование, круг проблем и центральные идеи «философии жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон, С. Кьеркегор, О. Шпенглер).
5. Феноменология – ведущее направление в современной философии.
6. Герменевтика.
7. Философия прагматизма.
Задание 2
Ответьте на контрольные вопросы:
1.Раскройте причины способствующие зарождению экзистенциализма? 2.Каким проблемам уделяют внимание философы _экзистенциалисты?
3.Что такое «пограничные ситуации » по К.Ясперсу?
4.Как понимает свободу Ж-П Сартр?
5.Как раскрывает проблему смысла жизни А.Камю?
6.В чем значение философии экзистенциализма? Почему она так актуальна в наши дни?
7.Может ли любовь преодолеть экзистенциальное одиночество?
Тема № 9 Философия бессознательного
Выполните тестовое задание, выберите один наиболее полный и правильный вариант ответа.
Задание 1
1.1 Глубинным слоем человеческой психики, по Фрейду, является
а) бессознательное
б) сознательное
б) предсознательное
г) сверхсознательное.
1.2 Структура личности (по Фрейду):
а) «Я», «Ты», «Мы»
б) сознание, самосознание
в) «Оно», «Я», «Сверх-Я»;
г) «Сверх-Оно», «Я», «Оно».
1.3 Структура сознания, согласно Зигмунду Фрейду состоит из
а) Сверх-Я, Я, Оно
б).
либидо, сублимации
в).
Эроса и Танатоса
г).
Я и Не-Я
1.4 Бессознательное, по З. Фрейду, функционирует на основе:
а) импульсов, исходящих из области сознания
б) интеллектуальной интуиции
в) первичных влечений с целью получения удовольствия
г) архетипов
1.5 Деятельность человека мотивирована libido – так утверждал
а) З.Фрейд
б) К.-Г.Юнг
в) Э.Фромм
г) А.Бергсон
1.6 З.Фрейд считал культуру
а) способом удовлетворения потребностей человека
б) системой запретов, наложенных на бесконтрольную реализацию инстинктов человека
в) средством самореализации человека
г) совокупностью ценностей, вырабатываемых тем или иным народом.
1.7 Биологические потребности и инстинкты человека считаются движущими силами его общественного поведения в философии…
а) фрейдизма
б) герменевтики
в) позитивизма
г) неотомизма
1.8 Кто из представителей философии психоанализа утверждал идею коллективного бессознательного?
а) З.Фрейд
б) К.-Г.Юнг
в) Э.Фромм
г) А.Бергсон
1.9 Согласно психоанализу З.Фрейда, жизнь в целом и в большинстве конкретных поступков человека определяется:
а) мышлением
Б) бессознательным
в) разумам
г) рассудком.
Задание 2
Заполнить таблицу. Австрийскому ученому и философу З. Фрейду принадлежит заслуга в создании одной из первых теорий бессознательного (обусловленности сознания человека внешними и объективными по отношению к нему факторами).
Какие основные положения теории Фрейда о бессознательном Вам известны? Выберите четыре варианта из предложенных ответов:
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
1) бессознательное свойственно примитивным душевным образованиям и находится вне осознанных представлений человека о действительности;
2) стихийное разделение труда в материальном общении индивидов является главным источником бессознательного;
3) бессознательное коренится в самой природе человека, в его неосознанных сексуальных и агрессивных импульсах;
4) источник бессознательного — психологические потребности индивида, вызываемые неосознанными переживаниями;
5) воздействие на бессознательное возможно через перестройку общества и общественных отношений, господствующих в нем, но оно невозможно через психологическое воздействие на индивида;
6) бессознательное — это «кипящий котел страстей» человека;
7) бессознательное является формой разумной деятельности человека;
8) бессознательное человека противостоит культурно-ценностному потенциалу общества.
Задание 3
Архетипы часто появляются в сказках – у многих народов одни и те же сказочные сюжеты: например, архетип Золушки (бедная девушка превращается в принцессу, гадкий утенок в прекрасного лебедя), архетип пяти пальцев- пять братьев, которых мачеха заводит в лес, а младший брат- мизинец спасает их. Приведите 3 архетипических сюжета из сказок, фильмов и художественной литературы.
1 | |
2 | |
3 |
Задание 2.
Подготовьте презентацию по одной из тем:
1. Философское открытие бессознательного.
2. Философское значение научных идей З. Фрейда
3. Соотношение сознания и бессознательного в их воздействии на социальное поведение человека.
4. Психоаналитическая трактовка происхождения и развития культуры.
5. Развитии идей Фрейда в творчестве К. Юнга.
6. Вклад А. Адлера в развитие идей психоанализа.
№ 10 Особенности русской философии. Русская идея.
Выполните тестовое задание, выберите один наиболее полный и правильный вариант ответа.
Задание 1
Вставить пропущенное слово:
_____________поклонялись русскому народу не потому, чтоб он действительно был воплощением христианского идеала, а напротив, они старались представить его себе и другим в таком идеальном свете потому, что уже поклонялись ему, каков бы он ни оказался: он был для них не по-хорошему мил, а по милу хорош.
В.С. Соловьев
Задание 2
Заполните таблицу.
Историческая эпоха. |