Философия Р. Декарта и его психологические идеи

 

Материалист, рационалист, дуалист, взаимодействие, критика эмпиризма. Понятие «сознание» в психологию ввел Рене Декарт (1596—1650).

Ждан:

С именем Рене Декарта(1596 — 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность — главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение сознания как объекта исследования (в понимании Декарта) сначала в рамках философии, а с середины XIX в.— в психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественно-научному анализу поведения животных и части человеческих действий. В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» — последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.

Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направ-ленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания.
Проблема метода — центральная в философии Декарта. В трактате «Рассуждение о методе» (1637) Декарт замечает: лучше вообще не искать истины, чем искать ее без метода. Метод содержит правила, соблюдение которых не позволяет принимать за истину то, что ложно, и доходить до истинного познания. Декарт сформулировал четыре правила метода в науках естественных.

Правила метода:
1. Принимать за истинное только то, что для ума представляется ясно и отчѐтливо и в чѐм не возникает сомнения.
2. Разделить сложные проблемы на более простые.
3. Переходить от предметов простых к сложным (правило анализа).
4. Делать перечни столь полными и обзоры также, чтобы ничего не забыть (правило индукции).

Что касается сознания, то адекватным ему методом он считал интроспекцию, а в отношении страстей — сочетание интроспекции с естественно-научным методом. Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочных оснований, Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истине сомнение во всем, по поводу чего можно обнаружить малейшее подозрение в недостоверности, замечая, что его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины», т.е. в области научного исследования. В жизни мы часто пользуемся лишь правдоподобными — вероятными — знаниями, которых вполне достаточно для решения задач практического характера. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философского и научного исследований. Согласно Декарту, началом всех начал в философии и науке является сомнение. Сомнению должно быть подвергнуто все: и естественное, и сверхъестественное, лишь одно несомненно — само суждение «я мыслю», а, следовательно, и существование мыслящего субъекта. Отсюда знаменитое декартовское «cogilo ergo sum» — «мыслю — следовательно, существую». Под мышлением Декарт понимал все то, что совершается осознанно. В осознанности философ видел критерий отличия психических процессов от непсихических, физиологических, телесных. Вместе с тем Декарт предложил путь эмпирического изучения психических процессов: непосредственное самонаблюдение — интроспекцию. Сформулированные Декартом идеи о доступности внутреннего мира через интроспекцию, о психофизической проблеме, о рефлексе как механизме поведения, о внешней детерминации поведения на долгие годы определили ход развития философского учения о познании, а затем и становление психологии как самостоятельной науки. В качестве основы изучения сознания мыслителями XVII—XIX вв. выступал метод интроспекции, так как сущность изучаемых явлений сознания могла быть открыта исключительно через самонаблюдение.

10 стр., 4629 слов

История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика

... предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведений) были лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогики и медицины, в различных явлениях ... относящихся к сфере разума и сознания человека. Представителями этого философско-мировоззренческого направления был введен в психологию ее основной метод, доминировавший в научных исследованиях на ...

В первую очередь, Декарт сомневается в достоверности чувственного мира, т. е. «в том, имеются ли среди тех вещей, которые подпадают под наши чувства, или которые мы когда-либо вообразили, вещи, действительно существовавшие на свете. О них мы судим по показаниям органов чувств, которые часто обманывают нас, следовательно, «неосмотрительно было бы полагаться на то, что нас обмануло хотя бы один раз». Поэтому «я допустил, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется». Так как в сновидениях мы воображаем множество вещей, которые мы чувствуем во сне живо и ясно, но их в действительности нет; так как существуют обманчивые чувства.

 

«Первоначала философии»

• Человеку, исследующему истину, необходимо хотя бы раз в жизни усомниться во всех вещах – насколько они возможны.

• Мы должны считать всѐ сомнительное ложным (имеется в виду поиск только научной истины, а не житейская практика).

• Мы должны сомневаться в чувственных вещах, не должны доверять органам чувств.

• Мы можем сомневаться даже в математических доказательствах.

• НО мы не можем сомневаться в том, что мыслящий субъект, в то время как он мыслит, не существует; это будет противоречием! Следовательно, «Я мыслю – следовательно, я существую» — первичное и самое достоверное положение. Т.е. мышление познается нами прежде и достовернее, чем какая-либо телесная вещь.

 

Мышление – всѐ, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой. Мышление = сознание = психика.
Мыслитьзначит понимать, желать, воображать, чувствовать.
Мышление – чисто духовный абсолютно бестелесный акт, которой Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанцией. Это субстанция – дух, душа.

4 стр., 1818 слов

Р. Декарт о рефлексе.Понятие души по Декарту

... току «животных духов» новое направление. 2. Понятие души по Декарту Во времена Декарта общепринятой была точка зрения, согласно которой взаимодействие души и тела носит однонаправленный характер: душа, ум может оказывать ... памяти в работах Г. Эббингауза 26 26. Функционализм В. Джемса в изучении сознания 27 27. Исследование мышления представителями Вюрцбургской школы 28 28. Проблема измерения ...

Душа бессмертна, неделима, непротяженна, неизмерима, независима в своем существовании, т.е. может существовать отдельно от тела (хотя в действительности она существует в связи с телом, но не с любым, а только с телом человека).

Собственные проявления души – желания, воля, внутренние эмоции, направленные на нематериальные объекты.
Душа соединена со всем телом, но в большей степени ее деятельность связана с мозгом, особенно с шишковидной железой (непарный орган).

Душа может вызывать различные движения в этой железе. Соответственно, железа вызывает движение животных духов, таким образом, душа может вызывать произвольные движения тела.

Психофизическая проблема. Дуализм Декарта

Декарт, говоря о субстанциональном различии души и тела, породил психофизическую проблему (хотя проблема существовала ещѐ со времен античности, чѐткого критерия различения духовного и телесного не было).

Единственное средство познания души – внутреннее сознание, оно яснее и достовернее, чем познание тела. Сознание – то, как оно выступает в самонаблюдении.

Декарт писал, что существуют 2 независимые субстанции – душа и тело, такая философская позиция называется дуализмом. Основной атрибут души – мышление, основной атрибут тела – протяжение (размер, форма, цвет…).

Критерий – психические процессы осознаваемы, а физиологические, соматические – нет! Душа и тело соединяются в теле, причем только в теле человека. Продукт взаимодействия души и тела – страсти.

 

Поведение в ответ на стимулы

Декарт переформулировал психофизическую проблему (соотношение материального и идеального) в психофизиологическую (соотношение души и тела) и объяснял те изменения в физиологических процессах, подчиненных законам механики, которые происходят при порождении страстей души (см. про трубочки и духи).
Декарт решает психофизическую проблему в духе взаимодействия, он предположил, что в организме есть орган, обеспечивающий это взаимодействие – шишковидная железа (эпифиз) – посредник между телом и сознанием. Механизм: железа воспринимает движения животных духов и способна воздействовать на их чисто механическое течение, благодаря колебаниям, вызванным душой.

 

НА ВСЯКИЙ.

• Критика эмпирического пути познания

• Критика скептицизма

• Рационализм

Задача – построение логичной системы науки вообще. Для этого нужен несомненный базис. Метод тотального сомнения «Cogito ergo sum» (единственное несомненное – акт сомнения = акт мышления критика скептицизма!!)

10 стр., 4644 слов

Проблема взаимодействия души и тела в философии Р. Декарта

... толчках и соответствующей материальной конструкции. Дуализм Декарта выражается в том, что тело и душа самостоятельные субстанции, независящее друг от друга. Отделив душу от тела, Декарт отделил друг от друга и ... зависит ни от какой материальной вещи. Здесь на первый план выступает идеализм Декарта - признание духа субстанцией, отрицание его вторичности и производности от природы. (2, 387) В ...

Базисом всего научного знания является сознание. Предмет исследования – сознание, а не душа.

• Сознание доступно непосредственно

• Знание о сознании наиболее достоверно

• Учение о животных духах (частицы крови)

• Движение – механический акт

 

Первично: 2 субстанции – мыслящая и протяженная.
Причина движения – в теле – легкие и подвижные частицы крови – животные духи.
Мышление не может быть пассивным как движение. Пассивные мысли – реакция извне, активные – собственные.

В шишковидной железе наибольшая концентрация животных духов, она «отклоняется» в зависимости от животных или материальных духов.

Страсти – ответные изменения на телесные влияния. Главное их действие – побуждение души желать того, к чему эти страсти подготавливают тело (страх — бежать)

Животные духи могут влиять на действия, тогда мы действуем разумно. Тепло и движение – тело; мысли – душа.

Нервы – ниточки\трубочки, идут от мозга и содержат животные духи (легкие и подвижные частицы крови, разреженные в сердце теплом, по очень узким путям поступают в мозг, а оттуда по порам в нервы и в мышцы).

Движение мышц –духи вышедшие из мозга заставляют духи в мышцах выходить из одной мышцы в другую (выхли, мышца удлинилась и ослабела, вошли — сократилась)

Память – железа отклоняется в разные стороны, пока духи не встретят следов (поры, откуда они вышли в присутствии того, о чем вспоминаем)

Воображение – движение железы, так чтобы духи открыли поры мозга, необходимые для воображения вещи

Речь скорее связана со значениями слов, чем с движениями языка и губ.

Самое большое, что может сделать воля – не допустить следствий страстей и сдержать движения к которым она располагают.

6 первичных страстей (удивление любовь, ненависть, желание, радость, печаль)

Декарт – 2 шаг к становлению пси сознания (1 — Бэкон).

Что после – Вундт…

В это время изобретались всякие механизмы, шкатулки и т.п. похоже

Декарт, говоря о субстанциональном различии души и тела, породил психофизическую проблему.

Дуализм Декарта.

Декарт писал, что существую 2 независимые субстанции – душа и тело. Основной атрибут души – мышление, основной атрибут тела – протяжение. Критерий – психические процессы осознаваемы, а физиологические, соматические – нет! Душа и тело соединяются в теле (только в теле человека).

Продукт взаимодействия души и тела – страсти.

Декарт решает психофизическую проблему в духе взаимодействия, он предположил, что в организме есть орган, обеспечивающий это взаимодействие – шишковидная железа (эпифиз) – посредник между телом и сознанием.

Механизм: железа воспринимает движения животных духов и способна воздействовать на их чисто механическое течение, благодаря колебаниям, вызванным душой.