Эволюция моделей ОП
Типичные модели (рассмотрены выше) | Новые модели | Особенности эволюции | |
1. | Авторитарная | Авторитарная с командной корпоративной культурой | Формирование моделей поведения, в которых у людей в равной степени активизированы самостоятельность и добровольное подчинение целям организации (например, специальные подразделения) |
2. | Опекающая | Не изменилась | Возможно появление фактически не развивающихся организаций крайне малого размера с теплым семейным морально-психологическим климатом |
3. | Поддерживающая | Название не изменилось | функциональной организационной структуре Из нее изъяты адаптивные (органические) составляющие, осмысленный, хорошо отлаженный механизм со средним уровнем инициативы, дисциплины и самоуправления, ориентация на решение задач и среднюю динамику развития |
4. | Коллегиальная | Название не изменилось | Авторитарная модель с делегированными коллективу аналитическими, экспертными и инновационными (частично) функциями («Мы тут посоветовались, и я решил») |
5. | Развивающая | Фанк-система (от англ.
to funk –уклоняться, убегать) |
Самоуправляемое динамичное, самоподстраивающееся образование с адаптивной (органической) структурой (аналогичное команде спортсменов, экипажу космического корабля и т.д.), аналог – самообучающиеся организации. Модель основана на динамичном целевом развитии потенциала работника, а затем – организации и бизнеса в целом |
6. | Гармонизирующая | Фрактальная система | Каждый человек – прообраз (матрица) организации, в которой он работает; способен развиться в систему отношений, а затем и в новую автономную систему. Основа модели – холистическое развитие личности. Пример – китайские организации |
Авторитарная модель ОП
Параметр | Свойства параметра | |
1. | Цепь | Упорядочение, стандартизация, унификация процессов внутри системы вообще |
2. | Форма | Бюрократия, армия (коллегиальный гибрид) |
3. | Движущая сипа | Прямое силовое воздействие |
4. | Устремления управляющего блока | Упорядочение, стандартизация, управляемость; концентрация ресурсов; администрирование |
5. | Устремления людей организации | Уверенность в завтрашнем дне, стабильный невысокий доход, понятные и простые обязанности, место в системе, другие гарантии; ощущение защищенности |
6. | Тип занятых по Мак-Грегору | Люди типа «X», иногда типа «Y» в режиме человеческих ресурсов |
7. | Морально-психологический климат | Холодный, формализованный, с элементами манипуляций; психологическая зависимость от руководства; появление ситуационных эмоций |
8. | Ответственность | Должна находиться наверху системы – в управленческом блоке; чаще всего распыляется |
9. | Права | Находятся наверху системы, у остальных .людей – минимально равные; полномочия линейные |
10. | Власть в целом | Распределена неравномерно, каждый элемент стремится ее получить; авторитарна, директивна, подавляет; жесткая иерархия, единоначалие и подответственность |
11. | Способ выработки решений | Может быть как интуитивным, так и формально-логическим |
12. | Способ принятия решений в коллективе | Индивидуальный – у руководства, соглашательство и исполнение – для всех остальных, сужен диапазон альтернатив для окончательной выработки решений |
13. | Инициатива и инновации | Не поддерживаются, так как мешают упорядоченности |
14. | Коммуникации | Односторонние, сверху вниз, жесткие, формализованные, отсутствует обратная связь |
15. | Стиль управления | Командно-авторитарный, автократический, не предусматривающий никакого участия людей в управлении |
16. | Система управления | Жесткая формализованная иерархия, власть, должности; идеология – неотъемлемая часть системы управления |
17. | Контроль | Жесткий на протяжении всего трудового процесса, скрупулезный |
18. | Мотивация людей в организации | Страх, власть, голод; наказание для всех, поощрение – для избранных |
19. | Открытость – закрытость системы | Система скорее закрыта, чем открыта |
20. | Тип занятых согласно матрице | Кадры и человеческие ресурсы |
21. | Достоинства модели | Высокая скорость принятия решений; высокая управляемость, экономия времени на все управленческие воздействия на систему; простые решения; возможность концентрации ресурсов |
22. | Недостатки модели | Стандартность операций; неадаптивность; отсутствие возможности развития; боязнь ответственности; затраты на системы власти и контроля; отсутствие сильной материальной и нематериальной мотивации |
23. | Разделение труда | Узкоспециальное |
24. | Качество и характеристики информации | Формализованная информация содержит только факты |
25. | Этапы жизненного цикла, на которых применение модели эффективно | 2 – детство, 4 – зрелость (стагнация), 5 – упадок (как форма модели) |
Опекающая модель ОП
№ | Параметр | Свойства параметра |
1. | Цель | Привязать элементы системы к своему месту надолго (навсегда) – аналог пожизненного найма по-японски |
2. | Форма | Бюрократия – наиболее яркая; любая форма (организационная мимикрия) |
3. | Движущая сила | Косвенное силовое воздействие в форме социального давления и контроля, манипуляций и психологических игр со стороны руководства и людей в организации |
4. | Устремления управляющего блока | Упорядочение, стандартизация, управляемость; концентрация ресурсов, администрирование; лояльность и преданность; постоянное нахождение трудовых ресурсов внутри системы |
5. | Устремления людей организации | Уверенность в завтрашнем дне, стабильный высокий доход; отсутствие обязанностей; место в системе, другие гарантии; ощущение защищенности; равный доступ к ресурсам для всех |
6. | Тип занятых по Мак-Грегору | Люди типа «X» |
7. | Морально-психологический климат | Теплый; большое количество слухов и сплетен; соблюдение равенства в «проедании» ресурсов; слежка за своими, стукачество, подсидка |
8. | Ответственность | Должна находиться наверху системы в управленческом блоке, на самом деле полностью распыляется |
9. | Права | У всех людей организации – равные; формируется социальный пакет; полномочия линейные |
10. | Власть в целом | Распределена равномерно, каждый элемент старается от нее избавиться; безответственность, фактически власть отсутствует |
11. | Способ выработки решений | Выработка решений отсутствует |
12. | Способ принятия решений в коллективе | «Забалтывание» |
13. | Инициатива и инновации | Наказуемы, так как заставляют напрягаться и изменяют систему равноправного «проедания» ресурсов |
14. | Коммуникации | Многосторонние, фамильярные, несистематические; слухи, сплетни |
15. | Стиль управления | На поверхности – авторитарный, фактически – либерализм |
16. | Система управления | Слабая иерархия, власть должности; идеология – «коммунистическая» («от каждого по способностям – каждому по труду») |
17. | Контроль | Разрушен |
18. | Мотивация людей в организации | Разрушена; безделье; доступ к ресурсам; уверенность в завтрашнем дне, созданная самим коллективом; коллективизм, спаянность |
19. | Открытость – закрытость системы | Система закрыта, чужих не принимает |
20. | Тип занятых согласно матрице | Кадры; остальные либо уходят, либо превращаются в кадры |
21. | Достоинства модели | Отсутствуют для бизнеса и деятельности вообще, для персонала – социальная защищенность (в роли собеса организация) |
22. | Недостатки модели | Полная недееспособность |
23. | Разделение труда | Отсутствует |
24. | Качество и характеристики информации | Низкое качество информации; суждения, оценки, слухи, сплетни |
25. | Этапы жизненного цикла, на которых применение модели эффективно | Ни при каких условиях |
Поддерживающая модель (разделение ответственности)
№ | Параметр | Свойства параметра |
1. | Цель | Обеспечение среднего достаточного качества, такой же инициативы, дисциплины и возможностей развития |
2. | Форма | Функциональная |
3. | Движущая сила | Мотивация; экспертная власть, основанная на разумной вере в профессионала |
4. | Устремления управляющего блока | Развитие системы в соответствии с условиями внешней среды; сохранение динамической стабильности и способности к выживанию системы |
5. | Устремления людей организации | Развитие профессионализма; получение краткосрочного значимого материального результата; удовлетворение потребностей согласно эго-модели |
6. | Тип занятых по Мак-Грегору | Люди типа «Y», в основном предпринимательского типа, инициативные и умеренно агрессивные |
7. | Морально-психологический климат | Предпринимательский: ценится инициатива, находчивость, энергия, индивидуальный результат; улучшается за счет участия в управлении |
8. | Ответственность | Должна быть на каждом рабочем месте системы; рождается ответственность у персонала за конечный результат; персонал готов брать на себя частичную ответственность за общий результат и более полную – за свое рабочее место |
9. | Права | У всех людей организации равные возможности; не поддерживается социальный пакет; полномочия штабные |
10. | Власть в целом | Распределена относительно равномерно в соответствии с решаемыми задачами; возникает делегирование полномочий, снижается координация действий |
11. | Способ выработки решений | Выработка решений интуитивная и формальнологическая |
12. | Способ принятия решений в коллективе | В основном индивидуальный, творческий, коллективный, иногда – коллегиальный; при коллективных способах принятия решений увеличивается время на их создание и реализацию; требуется процесс согласования; необходима фильтрация информации |
13. | Инициатива и инновации | Поддерживаются, если незамедлительно приносят ощутимый результат |
14. | Коммуникации | Многосторонние, с обратной связью; хорошая циркуляция информации; оперируют в основном с фактами |
15. | Стиль управления | Демократический |
16. | Система управления | Иерархия в сочетании с экспертной властью, коллегиальными элементами и партиципативностью – развитые штабные полномочия и делегирование |
17. | Контроль | Гибкий, текущий; возникает режим мониторинга |
18. | Мотивация людей в организации | Весь диапазон мотиваторов – от высших до низших; появляется самореализация в узком понимании смысла этой категории мотиваторов |
19. | Открытость – закрытость системы | Система открыта; имеются предпосылки к корпоративному мышлению |
20. | Тип занятых согласно матрице | Человеческие ресурсы, персонал |
21. | Достоинства модели | Большая адаптивность по сравнению с авторитарной моделью, опекой, коллегиальной моделью; большие возможности развития; возможность привлечения большего количества людей с развитой мотивацией; возможность использования человеческого потенциала в большей степени, чем в других моделях |
22. | Недостатки модели | Сложность в управлении системной мотивацией и ее формировании; руководитель должен быть харизматической личностью и профессионалом; необходимы гибкий контроль и мониторинг; возрастают затраты на формирование и поддержание работоспособности системы; необходимы нематериальная мотивация и сложное системное управление |
23. | Разделение труда | Гибрид функционального и узкоспециального; тяготеет к широкой специализации, но не универсальное |
24. | Качество и характеристики информации | Среднее достаточное для организации качество информации (недостаточное для системы); суждения, оценки, слухи, сплетни |
25. | Этапы жизненного цикла, на которых применение модели эффективно | 3-й этап (юность), 4-й этап (зрелость) как заменитель бюрократии |
Коллегиальная модель (участие)
№ | Параметр | Свойства параметра |
1. | Цель | Активизировать людей в авторитарной системе и использовать их потенциал для достижения целей организации, сохраняя управляемость |
2. | Форма | Авторитарная по смыслу, функциональная по форме, партиципативная по типу системы управления |
3. | Движущая сила | Прямое силовое воздействие; мотивация (ограниченно); косвенное силовое воздействие в форме социального давления и контроля, манипуляций и психологических игр со стороны руководства и людей в организации |
4. | Устремления управляющего блока | Упорядочение, стандартизация, управляемость, концентрация ресурсов; администрирование, лояльность и преданность, постоянное нахождение трудовых ресурсов внутри системы; использование потенциала людей для выработки решений или их экспертной оценки; активизация высших потребностей человека (кроме власти) |
5. | Устремления людей организации | Уверенность в завтрашнем дне, стабильный высокий доход; отсутствие масштабных обязанностей; место в системе, другие гарантии, ощущение защищенности; доступ к ресурсам для всех при условии выполнения правил системы; возможность ограниченного творчества и развития |
6. | Тип занятых по Мак-Грегору | Люди типов «X» и «У», в основном само дисциплинированные, ответственные |
7. | Морально-психологический климат | Теплый; большое количество слухов и сплетен; соблюдение равенства в доступе к руководству; при этом коллектив единомышленников под эгидой носителя идей; сочетается с жестким управлением сверху в целях организации |
8. | Ответственность | Должна находиться на каждом рабочем месте системы, на самом деле распыляется, когда система подходит к конечному результату |
9. | Права | У всех людей организации – равные; поддерживается социальный пакет; полномочия линейные |
10. | Власть в целом | Распределена неравномерно, сконцентрирована наверху; люди в организации выполняют экспертные функции советников по важным вопросам, отвечая за собственное рабочее место |
11. | Способ выработки решений | Выработка решений формально-логическая |
12. | Способ принятия решений в коллективе | Коллегиальный (собрания и совещания); коллектив может увязнуть в бесконечном обсуждении проблем |
13. | Инициатива и инновации | Поддерживаются, если одобрены коллективом, в соответствии с ресурсами системы и возможностью ее упорядоченного существования |
14. | Коммуникации | Многосторонние; слухи, сплетни; управляемые, с обратной связью; хорошая циркуляция информации |
15. | Стиль управления | На поверхности – авторитарный, декларативный, фактически – партиципативная система |
16. | Система управления | Иерархия в сочетании с экспертной властью, коллегиальными элементами и частичной партиципативностью |
17. | Контроль | Жесткий, присущий авторитарной модели |
18. | Мотивация людей в организации | Уверенность в завтрашнем дне, созданная самим коллективом; коллективизм, спаянность; частичное творчество; причастность, нужность, защищенность; главное – общение, уважение других, статус в коллективе |
19. | Открытость – закрытость системы | Система открыта |
20. | Тип занятых согласно матрице | Человеческие ресурсы |
21. | Достоинства модели | Большая адаптивность по сравнению с авторитарной моделью; внутреннее тепло и защищенность благодаря опеке; ограниченные возможности развития и трансформации за счет использования потенциала людей |
22. | Недостатки модели | Сложность в управлении и формировании многослойной идеологии; уходит человеческий капитал, имеется возможность экспертной оценки принимаемых решений |
23. | Разделение труда | Гибрид функционального и узкоспециального |
24. | Качество и характеристики информации | Среднее качество информации (недостаточное для системы); суждения, оценки, слухи, сплетни |
25. | Этапы жизненного цикла, на которых применение модели эффективно | Окончание 3-го этапа (юность), 4-й этап (зрелость) как заменитель бюрократии |
Развивающая модель (партнерство)
№ | Параметр | Свойства параметра |
1. | Цель | Развитие бизнеса за счет развития личности |
2. | Форма | Адаптивные структуры (органические) – команда |
3. | Движущая сила | Творчество |
4. | Устремления управляющего блока | Развитие системы; динамическая стабильность; способность системы к выживанию; конкурентные преимущества (прорывы) |
5. | Устремления людей организации | Метамотиваторы (развитие, путь, цель, процесс, достижение, спасение, патриотизм, помощь, формирование, создание и др.) |
6. | Тип занятых по Мак-Грегору | Люди типа «Z» – творцы |
7. | Морально-психологический климат | Гармония; полное отсутствие конкуренции внутри образования; возможны трения с материнской организацией; необходим малочисленный штат работников |
8. | Ответственность | Вся полнота ответственности за конечный результат передается в организации от человека к человеку исходя из профессионализма и потенциала – способности эффективно достичь поставленной цели |
9. | Права | У всех людей организации равные полномочия (органическая власть) |
10. | Власть в целом | Распределена относительно равномерно, перетекает; координация находится в режиме автоподстройки; система самообучающаяся |
11. | Способ выработки решений | Выработка решений интуитивная; используются креативные способности; формально-логическая обработка информации и реализация решений |
12. | Способ принятия решений в коллективе | В основном индивидуальный, творческий, коллективный, иногда – коллегиальный; сферы ответственности разделены, но у всех – универсальный характер деятельности (коммутантная деятельность) |
13. | Инициатива и инновации | Развиваются |
14. | Коммуникации | Многосторонние, с обратной связью; хорошая циркуляция информации; оперируют в основном с фактами; единое информационное поле |
15. | Стиль управления | Единство, ценность личности, доверие, равный профессионализм – стиль невмешательства |
16. | Система управления | Горизонтальная одноуровневая |
17. | Контроль | Жесткий контроль за результатами труда и мониторинг целей, ценностей и методов достижения целей |
18. | Мотивация людей в организации | Весь диапазон мотиваторов – от высших до низших; появляется самореализация в широком понимании смысла этой категории мотиваторов |
19. | Открытость – закрытость системы | Система закрыта; имеются предпосылки к антикорпоративному мышлению при несовпадении целей команды и материнской организации |
20. | Тип занятых согласно матрице | Человеческий капитал |
21. | Достоинства модели | Максимальная эффективность при изменяющихся и непредсказуемых условиях; адаптивность; гибкость и нестандартность решений; сильный синергетический эффект |
22. | Недостатки модели | Сложность в управлении и формировании, руководитель должен быть суперпрофессионалом; необходимы жесткий контроль и мониторинг; возрастают затраты на формирование и поддержание работоспособности системы; необходима нематериальная мотивация и сложное системное управление целями и ценностями |
23. | Разделение труда | Гибрид функционального и узкоспециального; тяготеет к широкой специализации, но не универсальное |
24. | Качество и характеристики информации | Среднее достаточное для организации качество информации (недостаточное для системы); суждения, оценки, слухи, сплетни |
25. | Этапы жизненного цикла, на которых применение модели эффективно | 1 – рождение, 2 – детство, 5 – упадок как наполнитель авторитарной формы организации |
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МОДЕЛЕЙ ОП
1. Тенденция к применению новых моделей.
2. Модификация и развитие в различных направлениях.
3. Переход к более глубоким и многослойным моделям. Не существует одной всегда «наилучшей» модели, потому что понятие оптимальности зависит от наших знаний о поведении человека в конкретной окружающей среде в определенный момент времени.
4. Создание новой системы ценностей и практического применения соответствующих ей поведенческих навыков.
5. Прослеживаются устойчивые тесные связи характеристик моделей ОП и человеческих потребностей. Очевидно, что опекающая модель (обеспечивающая удовлетворение потребностей работников в безопасности) в сравнении с авторитарной (должным образом удовлетворяющей только основные физиологические потребности людей) обеспечивает некий качественный скачок в процессе эволюционного развития. Аналогично поддерживающая модель призвана удовлетворить другие потребности работников (потребности в принадлежности к группе и в уважении), что невозможно в рамках опекающей модели.
6. Модели ОП развиваются в направлении совершенствования личности и организации. Комплексная модель ОП – это модель управления человеческим капиталом.
7. Использование поддерживающей и коллегиальной моделей будет расширяться.
8. Управление через национальные границы. Передислокация сборочных производств в менее развитые страны позволяет компаниям удержать (укрепить) конкурентные позиции по издержкам, и в то же время данная практика поднимает некоторые проблемы сочетания моделей ОП.
Некоторые исследователи высказывают мнение о том, что каждая новая модель ОП отрицает своих предшественниц, но наш анализ позволяет заключить, что каждая модель строится на достижениях предыдущей. В действительности предыдущая модель просто отходит на второй план, поскольку развитие работников достигло такого уровня, при котором начинают доминировать новые потребности.
Ситуационное применение моделей. Хотя в то или иное время обычно превалирует какая-либо одна модель, возможности использования других сохраняются. Некоторые виды работ требуют рутинного, неквалифицированного, жестко запрограммированного труда, строго контролируются руководством, а их выполнение гарантирует преимущественно материальное поощрение и чувство защищенности (условия авторитарной и опекунской моделей).
Интеллектуальные же, не поддающиеся регламентации виды труда требуют командной работы и самомотивированных сотрудников. Работники, занятые такого рода трудом, наиболее чутко откликаются на поддерживающий и коллегиальный подходы. Таким образом, вряд ли что-то может помешать сосуществованию всех четырех моделей ОП, но по мере развития общества передовые модели будут находить все более широкое применение.
Гибкость руководства. Задача руководителей состоит не только в идентификации используемых в организации поведенческих моделей, но в осознании современных требований и проявлении гибкости. В случае изменения внешних условий и появления новых потребностей они должны безжалостно отбрасывать устаревшие парадигмы и методы руководства. Чтение специальной литературы, ее анализ, общение с коллегами и учеными, умение воспринимать контраргументы – вот прямые обязанности современных руководителей.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОП
Можно выделить следующие актуальные проблемы управления ОП:
— отставание развития людей в организации от темпов развития и изменения бизнес-условий внешней и внутренней среды;
— психологическая неустойчивость людей в организации, вызванная растущей непредсказуемостью изменений в социуме и соответственно в личности российского работника;
— слабость линейных полномочий в организациях в сочетании с завышенным уровнем делегированных прав людям, не подготовленным к несению ответственности;
— слабые традиции несения ответственности за порученное дело или участок работы, иждивенчество, потеря смысла труда;
— стремление руководства компаний к созданию матричных структур, вызывающих потерю трудовой ориентации и чрезмерную загруженность персонала при недостаточной оплате труда;
— работа с неорганизованным персоналом в условиях повышенного риска (управленческого и экономического);
— повышение сложности и системности управленческой работы, отсутствие должных навыков создания и реформирования систем;
— потеря навыков идеологической и пропагандистской работы в организации;
— дискретная адаптивность людей к изменениям;
— кризис мотивации;
— негативная трансформация представления практических работников о современной трудовой деятельности;
— необходимость развития у современных работников совершенно новых групп способностей;
— применение манипулирования и других жестких психологических методов в качестве основных методов влияния на работников;
— склонность малых фирм к корпоративному разрастанию, что в большинстве случаев приводит к разрушению фирмы вообще.
Рассмотрим более подробно выделенные теоретические и практические проблемы. Важнейшая из них касается кризиса мотивации в современном бизнесе. Исследования мотивации труда социологами показали, что мотивация как система претерпела негативные структурные изменения. Это означает, что высшие потребности отступили на второй план, а поведением большинства работников управляют низшие потребности. Это является как следствием, так и причиной формирования специфического менталитета современного российского работника.
Кроме того, мотивация подверглась и типологическим изменениям: в целом она свелась к мотивации выбора и сохранения места работы, а не к мотивации высокой активности и отдачи труда при достаточной заработной плате.
Анализ влияния внешней среды на мотивацию выявил полную неэффективность систем стимулирования труда, как основных (заработная плата и льготы), так и дополнительных (система поощрений и специальных бонусов).
Частично это связано с тем, что старые системы стимулирования разрушены, а новые еще формируются. Однако многие организации не уделяют этой проблеме должного внимания, предпочитая использовать неэффективные, но проверенные методы.
Следующая проблема – это негативная трансформация представления практических работников о современной трудовой деятельности, породившая феномен имитационной деятельности, или деятельного дилетантизма персонала организаций. Будучи специфически российским явлением, подобная деятельность не изучалась и не определялась в западной науке.
Суть проблемы заключается в том, что обманчиво простая внешняя форма современной деятельности не всегда дает возможность понять ее сущность и смысл. Поэтому они требуют дополнительного изучения. Однако большинство руководителей не особенно стараются понять сущность различных типов деятельности в организации или, наоборот, пытаются вникнуть в тонкости, не обращая внимания на основы.
Имитационная деятельность возникает в тех случаях, когда работник только имитирует качественное выполнение обязанностей. Поверхностный подход к деятельности порождает и примитивизм психики и мышления, а, следовательно, и деятельности работника и руководителя.
Имитационная деятельность очень вредна, так как порождает необоснованные амбиции, подстегивает развитие гипертрофированного самомнения и безответственности; трансформирует ценности и интеллект в их заменители, хорошо знакомые нам по практике прошедших лет; приводит к фальсификации результатов деятельности и безнравственности как работника, так и руководителя, допустившего такую деятельность; способствует разложению коллектива и возникновению иждивенческих настроений.
В противоположность дилетантизму осознанная деятельность включает предвосхищение будущих результатов, сознательное целеполагание, следование определенным нравственным основам и опредмечивание деятельности. Для осознанной деятельности характерна схема, выделенная Леонтьевым: «потребности => мотивация => цель и возможный результат => задача => действия». Таким образом, любую деятельность, которая не отвечает предложенной схеме, можно отнести к имитационной.
Практическое изучение характера деятельности необходимо для того, чтобы организация не останавливалась в развитии, а двигалась вперед. Для этого вся «имитационная деятельность» должна быть трансформирована в осознанную или ликвидирована.
В условиях высокого риска работы на современном рынке в России совершенно новой является проблема развития у работников и руководителей новых групп способностей, связанных с повышенным риском. В первую очередь они необходимы руководителям.
Группой исследователей опасных производств и областей бизнеса (школа Б.Ф. Ломова) такие способности названы аксидентальными – позволяющими избегать опасностей. Для развития этих качеств большое значение имеет самообучение. Аксидентальные способности включают:
— умение критически оценивать соотношение между успешностью и безопасностью деятельности;
— умение не рисковать в обычной деятельности, соблюдая правила безопасности; способность рисковать в экстремальной ситуации, обеспечивая при этом успешность и безопасность деятельности;
— распознавание слабых сигналов опасности; развитие и поддержание внимания, способностей к распределению и концентрации на необходимом для безопасности уровне;
— отсутствие привыкания к опасности, способность избегать или устранять опасность и не повторять в будущем совершенных ошибок.
Еще одна проблема, встречающаяся в практике управления ОП, – применение манипулирования и других жестких методов психологического воздействия на работников. Эта серьезная проблема осталась от экстенсивного типа хозяйствования и административной системы управления. Думается, что ее решение зависит от готовности руководителей изучать и воспринимать современные методы психологического управления.
И последняя из выделенных проблем – склонность малых фирм к корпоративному разрастанию – в значительном числе случаев приводит к их разрушению в результате нарушения баланса между потенциалом роста организации и ее реальными размерами. Обратимся к высказыванию известного теоретика и практика управления Таунсенда: «Слишком мало всегда (или почти всегда) лучше, чем слишком много». Это означает, что когда ресурсы организации ограниченны, то они используются творчески, нестандартно и более эффективно, что помогает ей сохранять стабильное состояние и высокие темпы развития. Ошибочным же является расширение не столько сферы деятельности и доли рынка, сколько организационной структуры малой фирмы.
Дадим единственную рекомендацию, эффективную во всех случаях: не стоит буквально следовать никаким руководствам по управлению, в том числе этому. Их нужно читать как художественную литературу и применять то, что задерживается в памяти. Если руководитель печется о фирме и ее работниках, его подсознание (и сознание тоже) само зафиксирует все необходимое.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН): МАКЕТ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ
Процесс моделирования ОП является основной целью изучения ОП вообще. Необходимость свободного целевого моделирования вытекает из следующих целей и особенностей существования организаций:
1. Модель ОП (МОП) зависит от этапа жизненного цикла, на которой находится организация. С переходом к новому этапу модель должна измениться.
2. Модель зависит от стиля управления и личной философии управляющего. Ее необходимо сначала адаптировать к стоящей во главе компании личности, затем модель должна меняться в соответствии с изменениями личности.
3. МОП зависит от уровня развития коллектива организации. Ее следует, во-первых, изначально адаптировать к тому сочетанному типу занятых, который сложился или формируется в организации, а во-вторых, менять при изменениях типа занятых.
4. Модель зависит от стратегической цели и миссии организации, она должна быть адаптивной к изменяющимся целям.
5. МОП зависит также от внешней среды организации и должна развиваться вместе с ней.
6. Модель может быть полностью адаптивной. Ее основой в данном случае будет служить развивающая базовая МОП.
7. Модель может состоять из неизменяемой концептуальной части и сменных идеологий. Это потребует создания глубинной корпоративной философии на основе целей и подходящих для их достижения базовых моделей.
8. МОП может быть и статичной, если не изменяются ее цели и задачи.
9. Позитивный управленческий эффект, который получит организация и ее руководитель в случае освоения процесса моделирования ОП:
— возможность плавно и «мягко» переводить систему из одного состояния в другое;
— психологически устойчивый персонал;
— возможности адаптации и развития;
— устойчивый уровень эффективности трудового процесса;
— возможность разделения полномочий и ответственности.
10. Негативный управленческий эффект при освоении моделирования:
— большой объем исходной информации и необходимость масштабного системного анализа;
— значительные усилия по созданию базовых моделей и первичному их внедрению в жизнь компании;
— временное недовольство людей организации;
— возможна текучесть кадров;
— рост конфликтов в первоначальный период построения МОП и др.
Несмотря на наличие негативных составляющих процесса моделирования, его освоение дает управляющему главное – свободу принятия и реализации управленческих решений с запрограммированным и корректируемым эффектом в режиме разделения обязанностей и в отсутствие конфликтов.
Базовая схема процесса моделирования ОП выглядит следующим образом:
1-й этап – исследование этапа развития организации; состояния человеческого капитала; требований внешней и внутренней среды; типа и формы текущей стратегии; целей, ценностей и других составляющих корпоративной (организационной) культуры на нынешнем этапе развития.
Перечень проблем для исследования: этап развития организации, определяемый по количественным и качественным показателям; степень готовности организации к изменениям; центральная стратегия компании; тип и структура корпоративной культуры; структура человеческого капитала организации; соотношение рыночной стоимости труда и реальной ценности единицы человеческого капитала; принцип Парето для работников в организации; настоящее и будущее в качествах человеческого капитала; ресурсы (потенциал) имеющегося человеческого капитал. Инструмент – диагностика качеств человеческого капитала по методике «360°». Возможно использование характеристик из портрета российского работника.
2-й этап – описание исходной модели ОП и ее составляющих.
Перечень проблем для исследования: тип модели ОП, к которому относится исследованный вами человеческий капитал сейчас. Какую модель необходимо создать для этих людей с целью повышения качества и эффективности их работы? Каковы основные соотношения целей, ценностей и установок человека и организации; уровень разделяемости ценностей в организации?
Форма существования ценности в организации предполагает вербальное выражение, выражение в виде политической или административной линии, события культурной жизни или спорта, неформальных, но традиционных установок, кодексов и правил, системы мотиваторов и демотиваторов и др.
Для наиболее точного описания параметров отдельной модели необходимо определить ценности, имеющиеся у основных групп или статистических представителей персонала, а также в организации в целом, по мнению персонала. Для этой цели можно применить следующие оценочные таблицы.
Таблица 1
Оценочная таблица ценностей по различным типам занятых в организации
№ | Предполагаемые цели и ценности |
Человеческий капитал | |
Самостоятельность, независимость, свобода от людей и обстоятельств | |
Причастность к делу | |
Самореализация, саморазвитие, самосовершенствование; развитие, совершенствование, оставить что-то после себя | |
Создание уникального; творчество, нестандартные решения, искусство, красота решений, польза решений, креатив | |
Создание как процесс, возможно, разрушение, чистка | |
Стремление добиться успеха у людей (как признание полезности изобретения) | |
Признание у профессионалов (пользователей), значимость, нужность, полезность | |
Стремление соответствовать окружающему миру, изменять себя и его, иногда любой ценой, адаптивность (и супергибкость тоже) | |
Самоуважение; доказательство себе собственной состоятельности | |
Совесть; постоянная объективная оценка собственных деяний | |
Гармония с собой и миром | |
Самодостаточность; холистическая ценность личности творца | |
Внутренняя сила; собственные ценности и метаценности | |
Доведение дела до конца, упорство, фанатизм | |
Самодисциплина, достижение цели | |
Самоотдача; самопожертвование | |
Дело; духовные ценности | |
Синергетический эффект | |
Персонал | |
Самость, эгоцентризм, самоценность; Я, мое, для меня… | |
Много денег | |
Материальная обеспеченность с излишком; материальное стимулирование, карьера, статус | |
Самоутверждение; коллектив и отношения с ним как инструмент достижения личных целей; власть, ресурсы, личный доход, статус, личные цели | |
Признание, авторитет; имидж работника; признание в коллективе для личных целей и самоуважения, авторитет как инструмент, социальная безопасность, неформальное лидерство, стремление к власти | |
Работа в известном, престижном месте; имидж организации в социуме; от значимости компании – к личной значимости (шит и инструмент) | |
Власть, доступ к информации и другим ресурсам, влияние | |
Продвижение по службе, ресурсы, амбиции, доход | |
Личный успех | |
Личная незаменимость; личный профессионализм | |
Должность, статус | |
Независимость, доступ к ресурсам; неограниченная личная свобода, безнаказанность | |
Самостоятельность; индивидуализм, несение частичной ответственности, самореализация, частичное творчество | |
Личное благополучие во всем; предприимчивость, риск для себя | |
Свобода относительно других людей; личная значимость, самоуважение, предприимчивость; рабочее место, дающее возможность заработать | |
Выживание, становление, власть, статус, карьера и др.; смекалка, находчивость | |
Хитрость, изворотливость; самоуважение, высокая самооценка | |
Краткосрочная психологическая устойчивость | |
Человеческие ресурсы | |
Доход, покой, стабильность; благополучие собственное и своей семьи; страх за свой социум и будущее, экономическая стабильность ячейки общества | |
Развитие в меру возможностей; готовность к изменениям, обучаемость в меру сил, желание попробовать себя в новых областях в меру сил, развиваться, не стареть | |
3, 4 | Порядочность, открытость, законность; честность; прозрачность, открытость системы и отношений в ней |
Соучастие, спасение, помощь, защита, любовь, желание принести пользу, сделать добро | |
Уважение коллектива и руководства, семьи и окружающих; желание принадлежать к социуму | |
Защита, спасение, желание принести пользу; патриотизм корпоративный и страновый; желание победить | |
Полнота и эмоциональная насыщенность жизни; наличие хобби, увлечений; желание быть интересным, развитие, совершенствование | |
Отсутствие материальных и других затруднений; материально обеспеченная жизнь; достойная оплата труда, социальный пакет; льготы и гарантии разного рода, отличительные знаки | |
Признание, добрая оценка; потребность в успехе (доведении дела до конца); интерес к работе (возможно, любой) | |
Выживание; частичная адаптивность; страх потерять самое необходимое, не выжить | |
Эффективность в социуме, организации и на рабочем месте; ответственность, исполнительность; эффективность в работе, значимость, статус, ответственность, нематериальная мотивация | |
Порядок; долг; совесть | |
Профессионализм для себя и организации, качество; самосовершенствование; гарантии | |
Защита, общее дело, единство | |
Стойкость, психологическая устойчивость, мужество | |
Самореализация; причастность | |
Кадры | |
Достижение стабильности посредством сохранения постоянной работы, оклада, подавление любой инициативы | |
Достижение эмоциональной поддержки и тепла; «коллективизм», групповое единомыслие, безответственность, безнаказанность, равенство в потреблении ресурсов; существование в коллективе («теплая компания»), социальный пакет, коллективные мероприятия и времяпрепровождение | |
Достижение признания своей значимости в коллективе, общение, уважение, авторитет | |
Равный для всех доступ к ресурсам, их перераспределение; «проедание» ресурсов организации без достижения значимых результатов (сметное существование, освоение средств и др.) | |
Выполнение несложных привычных функций под постоянным внешним контролем при полной собственной пассивности; отсутствие обязанностей, подчиненность, безответственность, безнаказанность; бюрократия, возможность раздробления ответственности, малый доход при отсутствии усилий (организационные рантье) | |
Неизменяемость, покой; стандарт и порядок, стабильность, покой, безответственность; отсутствие необходимости проявления инициативы | |
Спаянность и единство, защита; лояльность, преданность, опека персонала руководством |
Таблица 2
Оценочная таблица примерных ценностей, присущих моделям ОП
№ | Выявленные ценности модели |
Авторитарная модель | |
Стандартизация | |
Формализация | |
Линейная максимальная управляемость сверху вниз | |
Концентрация власти наверху | |
Узкая профессиональная подготовка | |
Высокая скорость принятия и реализации решений | |
Единоначалие | |
Информация ограниченная, дозированная, формализованная | |
Ограничение движения информации | |
Жесткая иерархия | |
Жесткое узкое распределение обязанностей | |
Возможность концентрации сил и ресурсов | |
Экономия ресурсов | |
Контролируемый доступ к ресурсам | |
Исполнительность | |
Стабильность | |
Уверенность в завтрашнем дне | |
Идеология | |
Упорядочение процессов | |
Возможность прямого силового воздействия, законность власти | |
Гарантии | |
Минимально равные права | |
Директивный стиль управления | |
Простота управления и воздействия | |
Индивидуальное принятие решений | |
Отсутствие людей в управлении | |
Жесткий контроль | |
Статус | |
Должность | |
Власть | |
Оперативность | |
Количественные показатели | |
Влияние системы в социуме | |
Могущество лица внутри системы | |
Опекающая модель | |
Стаж | |
Лояльность | |
Преданность системе | |
Личная преданность | |
Полная управляемость главой модели | |
Аналог пожизненного найма | |
Полная подчиненность | |
Порядок | |
Стандартизация | |
Унификация | |
Забота | |
Социальный пакет | |
Отсутствие инициативы | |
Отсутствие амбиций | |
«Коллективизм» – групповое единомыслие | |
Неизменяемость | |
Равный доступ к «кормушке» (ресурсы, возможности) для всех в системе | |
Возможность косвенного силового воздействия без конфликтов | |
Социальный контроль и социальное давление | |
Возможность администрирования, управление не нужно | |
Теплые отношения между людьми | |
Концентрация ресурсов | |
Защищенность | |
Гарантии | |
Возможность раздробления ответственности | |
Возможность контроля за каждым действием | |
Спаянность | |
Возможность не напрягаться на рабочем месте (распределение усилий) | |
Человеческое обаяние | |
Исполнительность | |
Не требуется сложного управления мотивацией, качеством и др. | |
Покой | |
Закрытость системы для внешней среды | |
Монокультура – все одинаковые, равные | |
Коллегиальная модель | |
Умеренная активность; постоянная занятость людей разнообразными задачами (по большей части рутинными), совещания, обсуждения, общие собрания только для генерации идей | |
Умеренная инициативность; ограниченные инновационные предложения в строго заданных рамках, ограниченный интерес к мнениям людей | |
Узкий управляемый организацией профессионализм; совершенство в своей профессиональной области; обучение по специализациям, профессиональные конкурсы, кружки по развитию, акцент на узкий профессионализм в корпоративной культуре | |
Управляемость людей системой (организацией); человек (работник) – часть системы, он подчиняется ее воздействиям, выполняет задания без отказов, но с осмыслением и небольшой коррекцией по заданным стандартам | |
Лояльность людей организации и коллективу; потребность в ежедневном общении, любовь к коллективным мероприятиям, развитие корпоративного патриотизма | |
Преданность людей целям, стратегии и делу организации | |
Патриотизм по отношению к организации; пропаганда организации внутри коллектива (внутренний PR), поддержка людьми организации в момент кризиса (но не активная, только на словах) | |
Коллективизм; взаимопомощь, отсутствие конкуренции, праздники и концерты собственными силами, коллективные виды спорта, поддержка друг друга в конфликтах и на собраниях | |
Общий успех, коллективные, бригадные формы оплаты труда, тяготение к уравниловке, общие награждения, авторство и упоминания в речах | |
Ответственность на рабочем месте полностью возлагается на работника; нет давящего процессного контроля за выполнением заданий, контроль за результатами каждого | |
Ответственность за общий результат частичная (идеологическая) без делегирования полномочий и доступа работников к ресурсам организации | |
Частичные инновации (рационализаторская деятельность); поддержка инноваций, касающихся незначительных или малых изменений в текущем процессе или на рабочих местах (метод плавных незаметных изменений в постоянном режиме) | |
Процесс деятельности важнее, чем результат; размытость формулировок целей и задач, они в глагольной форме; длительные неторопливые обсуждения, акцент на процесс | |
Уважение организации к своим работникам; вежливость, корректность; акцент на уважение конкретного человека во всех поведенческих проявлениях | |
Ценность каждого элемента для системы ей нужен каждый работник на своем рабочем месте, частичная исключительно деловая открытость коммуникаций для каждого человека, развитые социальные отношения (профсоюз, столовая, медпункт и др.) | |
Долг каждого работника – поддержка системы в момент кризиса | |
Общение ставится во главу угла, поддерживается и развивается | |
Системность (даже при поручении проектов, в матрице – в поведенческой модели, требующей самостоятельности); согласование, визы и др. | |
Возможность силового воздействия на людей – право окончательного решения власть оставляет за собой, вызовы на ковер, проработки, иногда публичные; подчеркивание значимости высшего руководства и его возможностей силой разрешить любой вопрос; карательные функции возложены на высшее руководство | |
Социальный контроль и косвенное управление – товарищеские проработки и суды, апелляции к коллективу на совещаниях и собраниях; поощрение розни в коллективе, психологические игры, сплетни и слухи как норма, возможность скрытых оскорблений и унижений как управленческий инструмент | |
Дисциплина в полуавтономном режиме – планы, отчеты, отметки прихода и ухода формируются самостоятельно, собственноручное составление должностных обязанностей, но контроль осуществляется руководителем | |
Равные возможности при иерархическом продвижении наверх системы – поддержка инициативы развития и продвижения, – направляющем и корректирующем воздействии руководства, нормирование продвижения по срокам, формам и другим показателям | |
Единомыслие | |
Теплые отношения между людьми – разговоры о личном, сочувствие, чаепития | |
Жесткое управление сверху – подчеркивание авторитарной власти при каждом удобном случае, в том числе в кулуарах | |
Доказательная формальная логика; неприятие эвристических и холистических методов управления и существования, только порядок, жесткие доказательства и логическая связь | |
Коллегиальный способ принятия решений (поговорить); постоянные совещания, собрания, перекуры, чаепития и др. | |
Причастность – подчеркивание общей принадлежности системы людям без каких-либо прав влияния на ее судьбу | |
Нужность – пропаганда без доказательств реальной нужности в области трудового процесса, но с доказательствами с социальной стороны (элемент опеки) | |
Защищенность – социальные функции системы, пропаганда единства и защищенности в социуме | |
Статус в коллективе – культивация наставников и особо уважаемых людей, авторитет | |
Открытость новым веяниям, совершенствование процессов; коллективное частичное осмысление и внедрение нового | |
Неторопливость при реализации решений, обстоятельность; постоянные обсуждения с незначительным частичным результатом | |
Исполнительность – порядок; отчетность, единоначалие, контроль, дисциплина и карательные механизмы | |
Материальная мотивация по заслугам (общим и личным); относительно справедливая система, не сильно разнящаяся оплата труда | |
Поддерживающая модель | |
Участие в управлении; возможно участие в собственности, руководство доступно – сотрудник может прийти с предложениями и решением проблемы; поддерживается личная инициатива, спортивные конкурентные мероприятия; группы поддержки; участие всех в жизни компании | |
Общая ответственность за конечный результат – вклад частный, результат общий, зависящий от каждого работника; идеология коллективной ответственности; мероприятия, развивающие коллективную ответственность (проекты) | |
Значимость количественных показателей труда | |
Наличие сбалансированной параметрической системы, включающей количественные и качественные показатели результата труда; значимость качественных показателей труда | |
Широкий диапазон решений-альтернатив; имеются методики коллективной выработки принятия и реализации решений и навыки создания и обработки альтернативных решений, экспертные коллективные оценки, конкурсы решений и проектов, многовариантность путей развития организации | |
Экспертная власть; стремление доказать профессионализм, отстоять свою точку зрения, поделиться ею, индивидуализм, обидчивость, конкурентность | |
Убеждение – возможность и способность формально-логическим или иным путем убедить коллег и руководство в правильности своего экспертного мнения | |
Индивидуализм – «перетягивание» работ и результата на себя, эгоизм, пониженная возможность работать в коллективе и команде, гипертрофированное самомнение, преувеличение своих заслуг и возможностей | |
Многосторонняя коммуникационная система с ограниченным доступом к информации на основе решаемых задач | |
Оценки, суждения; оперирование не фактами, а готовыми оценочными индивидуальными системами | |
Взаимопомощь ради дела на взаимовыгодной основе, ради общей цели как инструмента достижения индивидуальной цели | |
Частичная взаимозаменяемость | |
Широкая специализация; освоение смежных специальностей; интегрированное обучение в рамках смежных видов работ | |
Коллективизм | |
Наставничество | |
Энергия, предприимчивость на рабочем месте, инициатива, высокая работоспособность и выносливость, готовность работать сверхурочно, активный отдых, энтузиазм, частичный фанатизм | |
Инициативность; всевозможная поддержка инициативы, конкурсы проектов и внешние тендеры, профессиональные конкурсы и организационный дизайн, вознаграждения за инициативу и др. | |
Предпринимательский подход – получение значимого результата на каждом рабочем месте, разумный предпринимательский подход и уровень риска, участие в собственности и управлении, процентный доход | |
Инновации | |
Динамическая стабильность; развитие внутренней среды компании | |
Совершенствование на рабочем месте | |
Конкурентность | |
Адаптивность (выше, чем в предыдущих моделях ОП); приспособление на основе индивидуального предпринимательского подхода при низком общем эффекте адаптивности | |
Мобильность – командировки, перемещения по иерархии и профессиональному слою и др. | |
Использование (частичное) человеческого потенциала – личное развитие за счет организационных ресурсов; превращение компании в инкубатор для способного человека | |
Равные возможности – развитие и существование работников на общих условиях и основаниях | |
Обучаемость – частичная, в личных целях | |
Умеренная агрессия | |
Среднее, достаточное для потребителя качество, дисциплина и инициатива; средняя степень развития систем контроля качества, дисциплинарных и мотивационных систем, достаточная для решения краткосрочных конкретных задач | |
Краткосрочный значимый материальный результат | |
Результат, количественно измеримый | |
Находчивость, нормированное творчество | |
Штабные полномочия, обсуждение стратегических и сложных вопросов, коллективная выработка и принятие решений | |
Делегирование полномочий | |
Коллективный способ выработки и принятия решений: продуктивные обсуждения и активные методы работы типа мозгового штурма, «коллективного блокнота», брифинги, коллоквиумы | |
Индивидуальная реализация решений на каждом рабочем месте | |
Поддержка системы во всех начинаниях | |
Гибкий контроль – точечная гибкая проверка процесса и результата, периодическая отчетность | |
Гибкая мотивация – большой диапазон мотиваторов, но без метамотиваторов | |
Открытость системы новым веяниям с предпосылкой к трансформации | |
Развитие (ограниченное) компании и людей в ней – энтузиазм, творчество, самообразование, новые идеи и проекты, постоянное развитие своего направления и продукта на условиях получения ощутимого материального результата | |
Амбиции – карьеризм в любых проявлениях | |
Доведение дела до конца – только в краткосрочном режиме, определяемом мотиваторами: деньги, карьера, статус, проект | |
Упорство | |
Предприимчивость | |
Развивающая модель | |
Развитие бизнеса за счет развития личности – энтузиазм, творчество, самообразование, наставничество, новые идеи и проекты, постоянное развитие своего направления и продукта, всей организации в целом | |
Потенциал работника (прошлые заслуги не значат ничего) – постоянная самооценка и развитие, беспокойство по поводу нестандартности и новизны, невозможность пользоваться старыми разработками в полном повторяющемся объеме | |
Гибкость – нет ничего стабильного, кроме постоянных изменений, – адаптация методов и систем к изменившимся условиям, моделирование систем в прогностическом режиме | |
Профессионализм в любых условиях с высоким средним статистическим результатом | |
Синергетический эффект | |
Самоконтроль | |
Определенная, измеримая, достижимая цель | |
Высокая степень децентрализации | |
Открытые коммуникации, полный доступ к информации | |
Экспертные оценки | |
Творчество | |
Самоирония | |
Чувство юмора | |
Максимальная работоспособность | |
Ответственность за конечный результат – полная и на каждом рабочем месте. Совместное переживание побед и особенно неудач. Совесть, признание и исправление своей вины, переживание командной неудачи как своей вины, анализ всех событий с другими членами команды, метацели и метамотиваторы | |
Динамическая стабильность – постоянное развитие во всем, начиная с себя | |
Развитие – тотальное, везде, всегда и всех | |
Путь – духовные ценности, постулаты, практики и взгляды; метацели и метамотиваторы | |
Совершенство | |
Гармония | |
Отсутствие конкуренции – конвергенция | |
Малая численность – доверие рождается только в малой группе | |
Интуиция – решения рождаются в творческом (креативном, интуитивном) процессе, основной инструмент работы команды и развивающей модели вообще | |
Креативность | |
Автономный режим выполнения задач | |
Единое информационное поле | |
Ценность личности – восприятие личности с холистической точки зрения как единства достоинств и недостатков, не нуждающееся в коррекции; принимают друг друга такими, как они есть, а затем постепенно добровольно подстраиваются друг под друга | |
Доверие – возможность подчиниться безоговорочно в ситуации, когда более компетентен другой | |
Равенство профессионализма и типов темперамента (внутренней силы), власти, денег, отношений | |
Невмешательство руководства в дела команды | |
Закрытость системы для внешнего воздействия | |
Высокая обучаемость | |
Взаимное обучение | |
Универсализация | |
Взаимозаменяемость – освоение каждым технологий членов команды | |
Упорство – фанатизм, упорство в любых проявлениях | |
Изобретательность | |
Максимальная эффективность в непредсказуемых условиях | |
Нестандартность решений | |
Экономичность решений | |
Простота и реализуемость решений | |
Высшая мотивация и метамотиваторы | |
Единство | |
Самоуправление | |
Самоподстройка | |
Преданность цели или задаче | |
Стойкость | |
Сила – внутренняя сила, мощность, влияние на окружающих, вескость |
Для идентификации и выбора существующей (и будущей) модели можно применять еще одну оценочную таблицу (табл. 3), по которой с высокой долей совпадения ценностей можно определить тип модели ОП, соответствующий определенному типу занятых.
Таблица 3
Разделяемые, частично разделяемые и неразделяемые ценности в моделях организационного поведения
№ | Тип модели ОП | Тип коллектива, который разделяет ценности модели | Тип коллектива, который частично разделяет ценности модели | Тип коллектива, который не разделяет ценности модели |
Авторитарная | Кадры | Человеческие ресурсы | Человеческий капитал, персонал | |
Опекающая | Кадры | Человеческие ресурсы, персонал | Человеческий капитал | |
Коллегиальная | Человеческие ресурсы | Кадры | Человеческий капитал, персонал | |
Поддерживающая | Персонал | Человеческие ресурсы, человеческий капитал | Кадры, персонал | |
Развивающая | Человеческий капитал | Человеческие ресурсы | Кадры, персонал | |
Ранг коллективов по частоте выбора моделей с разделяемыми и частично разделяемыми ценностями | 1 –человеческие ресурсы, 2 – кадры, 3 – персонал, 4 –человеческий капитал |
3-й этап – выбор параметров будущей модели ОП (согласно центральной стратегии организации) и определение следующего этапа развития организации; будущего необходимого состояния человеческого капитала организаций; будущих требований внешней и внутренней среды; типа и формы будущей стратегии; целей, ценностей и других составляющих корпоративной (организационной) культуры на следующем этапе развития.
На первой стадии выполнения работ 3-го этапа необходимо сформулировать центральную стратегию организации, принятую управленческим блоком.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
1. Поведение людей определяется глубоко заложенными в них потребностями, жизненным опытом и индивидуальными системами ценностей. ОП – это изучение поведения людей и групп в организациях, формирование поведенческих моделей, разработка навыков и способов практического использования полученных знаний.
2. ОП преследует четыре цели. Первая – систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих в трудовом процессе. Вторая цель состоит в объективном (насколько возможно) объяснении причин поступков индивидов и групп в определенных условиях. Предсказание поведения работника в будущем – третья цель ОП. Четвертая цель изучения – овладение навыками управления поведением людей в трудовом процессе и их совершенствование.
3. Поле ОП (сфера действия) формируется в процессе взаимодействия четырех факторов – людей, организационных структур, технологии и внешней среды, в которой действует данная организация.
4. Основная характеристика людей в организации – степень их индивидуальной ответственности за конечный результат деятельности организации и творчества на каждом рабочем месте.
5. Одна из основных характеристик групп – их значительная динамика (формирование, развитие и распад).
6. Организационная структура устанавливает формальные отношения между людьми и группами, позволяет эффективно координировать их усилия, определяет рамки и формы власти, лидерства и влияния в организации, предполагает разработку структурной схемы соподчинения и взаимодействия, а также отношений сотрудничества или соперничества в процессе выработки, принятия и реализации решений.
7. Технологическое обеспечение представляет собой материальные ресурсы, вовлеченные в процесс управления и производства. Уровень техники и технологий оказывает значительное влияние на трудовые отношения. Работа на каждом рабочем месте имеет свою психологическую характеристику. Внешняя среда организации оказывает прямое и косвенное влияние на все факторы внутренней среды и ОП. Что касается современных организаций, то внешняя среда характеризуется ростом непредсказуемости изменений и сложности взаимодействия факторов, развитием информационных технологий и Интернет-революцией.
8. Несмотря на многообразие и гибкость вариантов человеческого поведения, на их кажущуюся непредсказуемость, возможна разработка определенных концепций, относящихся к поведению людей. ОП основывается на ряде базисных идей о природе чело века и организаций.
9. Принято выделять шесть основных понятий, характеризующих природу человека (индивида): индивидуальные особенности, восприятие, целостность личности, мотивация поведения, стремление к соучастию и ценность личности.
10. Природа организации определяется социальной системой, взаимными интересами человека и организации, этическими принципами, иерархией, стремлением к конкурированию с другими организациями и ценностью психологической общности работников.
11. Этические проблемы в бизнесе имеют отношение к противоречию или возможности возникновения противоречия между экономическими показателями фирмы, измеряемыми доходами, издержками, прибылью и показателями социальной ответственности, выражающимися через обязательства по отношению к коллективу и обществу.
12. Существует несколько базисных теоретических подходов в ОП: ориентированный на человеческий капитал (поддерживающий), ситуационный, ориентированный на результаты и системный.
13. Достижение поставленных перед организацией целей предполагает создание, распространение и внедрение системы ОП, фундамент которой образуют убеждения, ценности, особенности и намерения тех людей в организации, которые принимают основополагающие решения относительно ее существования и развития, а также руководителей, управляющих ею в данное время.
14. Философия (теоретическая модель) ОП менеджмента организации связана с ее миссией и в общем виде является представлением руководителя как человека и управляющего о способе достижения организационной цели–миссии и возможных результатах.
15. На протяжении последних 200 лет существуют две основные парадигмы в управлении:
1. Гармоническое отношение к миру и месту человека в нем: человек – такая же часть мира, как и любой представитель живой и неживой природы. Развитие человека и его сообществ подчиняется гармоническим законам Вселенной, его воля ограниченна, а свобода является осознанной им необходимостью действовать в сложившихся условиях, не нарушая гармонии мира (пример – все духовные практики и бизнес, построенный по этим принципам).
Энергия уходит не на борьбу, а на созидание.
2. Технократическое отношение к миру: человек управляет миром, он бесконечно свободен, его воля безгранична, его решения не нуждаются ни в каком согласовании, техника поможет ему бороться с миром за свои потребности, он полностью управляет техникой и технологиями.
16. Существует четыре модели (парадигмы) ОП авторитарная, опекающая, поддерживающая и коллегиальная (ранние модели, та кие, как феодальная и рабовладельческая, опускаются) Они об разуют эволюционный ряд практических методов управления людьми, применявшихся в течение последних 100 лет. Хотя в конкретный период доминировала какая-либо одна из них, организации использовали все рассматриваемые модели
17. Авторитарная модель, основанная на власти, доминировала в эпоху Промышленной революции. В рамках этой модели руководитель должен обладать соответствующими властными полномочиями, позволяющими подвергнуть штрафным санкциям не подчиняющегося приказам работника.
18. В 1930-х гг совместные усилия работодателей, профсоюзов и правительств различных государств позволили добиться повышения степени защищенности рабочих. Родилась опекающая модель ОП. В условиях высокой изменчивости условий рынка труда защищенность по-прежнему является наивысшим приоритетом для множества работников.
19. Поддерживающая модель ОП базируется на принципе поддерживающих взаимоотношений Лайкерта. Он утверждает, что управление и другие организационные процессы должны обеспечивать максимальную вероятность того, что при всех взаимодействиях и всех взаимосвязях с организацией каждый ее член, обладающий собственными опытом, значимостью, ожиданиями, ощущает поддерживающий подход, вызывающий у него (нее) и помогающий ему (ей) сохранить чувство собственного достоинства и значимости.
20. Коллегиальная модель относится к группе людей, стремящихся к достижению общей цели. Первоначально эта модель включала понятие команды. Она получила широкое распространение в исследовательских лабораториях и организациях.
21. В настоящее время актуальными проблемами коллективов организаций являются кризис мотивации, негативная трансформация представлений практических работников о современной трудовой деятельности, необходимость развития у них совершенно новых групп способностей, применение манипулирования и других жестких психологических методов как основных методов влияния на работников, предрасположенность малых организаций к корпоративному разрастанию, что в большинстве случаев приводит к их полному разрушению.