Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пермский государственный педагогический университет»
Анатомия центральной нервной системы
учебно-методический комплекс
Направление подготовки: 030300 «Психология»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Пермь
ПГПУ
2011
УДК 611.81 (075.8)
ББК Е864.417
А 643
Рецензент:
канд.биол.наук, доцент И.В.Батенкова
Автор-составитель:канд.биол.наук, доцент В.В.Горбунова
ББК Е864.417 |
Анатомия центральной нервной системы:учебно-методический комплекс по дисциплине. Направление: 030300 – Психология. Профиль: психология. Квалификация (степень): Бакалавр / авт.-сост. В.В.Горбунова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 25 с. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине Анатомия центральной нервной системы составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030300 «Психология»
Дисциплина входит в математический и естественнонаучный цикл,
относится к базовой части учебного плана ООП.
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов и т.д.
Согласовано:
Декан факультета психологии Кирилова Н.А. ____________
Утверждено на заседании учебно-методической комиссии факультета ___________________: Протокол № _______ «___» ________________20___г. Председатель УМК _____________ |
|
Утверждено на заседании кафедры _________________: Протокол № _______ «___» ________________20__г. Зав. кафедрой _______________ |
УДК 611.81 (075.8)
ББК Е864.417
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета
© Горбунова В.В., составление, 2011
© ГОУ ВПО «Пермский государственный
Педагогический университет», 2011
1. Цель изучения дисциплины:
Создание у студентов представления о нервной системе как морфофункциональной основе психической деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ооп:
Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла направления подготовки «030300 Психология», шифр Б.2.17.
Для освоения дисциплины «Анатомия ЦНС» студенты используют знания, умения, навыки, полученные в школе при изучении:
- Анатомии.
- Зоологии.
- Общей биологии.
Освоение дисциплины «Анатомия ЦНС» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
- Нейрофизиологии.
- Психофизиологии.
- Физиологии ВНД и сенсорных систем.
- Общей психологии.
- Возрастной психологии.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
3.1. Принятая структура компетенций
Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «030300 Психология»:
- ОК-2,
- ОК-3.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- общие закономерности и возрастные особенности формирования и созревания нервной системы человека;
- значение отделов нервной системы;
- влияние наследственности и среды на развитие нервной системы;
- значение процессов миелинизации и синаптизации для развития нервной системы и формирования психических процессов;
- значение сенсорных и двигательных центров речи для психического развития;
- причины, приводящие к пре- и постнатальным нарушениям формирования и созревания нервной системы.
уметь:
- учитывать возрастные и половые особенности нервной системы для выявления специфики психического функционирования индивида;
- проводить беседы на темы строения, значения и бережного отношения к нервной системе.
владеть:
- навыками использования знаний по анатомии ЦНС для анализа психологических особенностей индивида.
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
№ п/п |
Наименование раздела/темы дисциплины |
Кол-во часов |
Коды компетенций |
|
ОК2 |
ОК3 |
|||
1. |
Происхождение и структура нервной ткани |
8 |
+ |
+ |
2. |
Организация нервной ткани |
8 |
+ |
+ |
3. |
Общий обзор строения нервной системы: Центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервная система |
8 |
+ |
+ |
4. |
Строение спинного мозга |
8 |
+ |
|
5. |
Продолговатый мозг и варолиев мост |
6 |
+ |
|
6. |
Средний и промежуточный мозг |
6 |
+ |
|
7. |
Базальные ядра и мозжечок |
6 |
+ |
|
8. |
Большие полушария. Неокортекс |
8 |
+ |
|
9. |
Межструктурные образования головного мозга |
8 |
+ |
|
10. |
Кровоснабжение центральной нервной системы |
6 |
+ |
|
Итого: |
72 |
4. Объем дисциплины
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов по формам обучения |
|||
Очная |
Заочная (полная) |
Заочная (сокращенная) |
||
Номера семестров: |
1 |
1 |
|
|
Аудиторные занятия (всего): В том числе: |
||||
Лекции (Л) |
10 |
|
||
Практические занятия (ПЗ) |
|
|
||
Семинарские занятия (СЗ) |
10 |
|
||
Лабораторные работы (ЛР) |
8 |
|
||
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе: |
44 |
|
||
Реферат |
10 |
|
||
Эссе |
10 |
|
||
Конспект в рабочей тетради |
10 |
|
||
Аналитическая таблица |
4 |
|
||
Исследовательский проект (курсовая работа) |
|
|
||
Другие виды самостоятельной работы: Подготовка презентации по теме |
10 |
|
||
Общая трудоемкость: часы/ зачетные единицы |
72/2 |
|
||
Входной контроль (вид, № семестра) |
Тест, 1 |
|||
Текущий контроль (вид, № семестра) |
К.р., проверка СРС |
|||
Форма промежуточной аттестации (зачет), № семестра |
1 |
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
№ п/п |
Раздел/ тема
|
Неделя семестра |
Всего час. |
Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах) |
|||||
Аудиторная работа |
Сам. Работа |
||||||||
Лек. |
Сем. |
Пр. |
Лаб. |
Обяз. |
Доп. |
||||
Раздел 1. Структура и происхождение нервной ткани (общие вопросы) |
|||||||||
1. |
Происхождение и структура нервной ткани |
1,2 |
7 |
1 |
|
|
1 |
3 |
2 |
2. |
Организация нервной ткани |
3 |
7 |
|
|
|
1 |
4 |
2 |
3. |
Общий обзор нервной системы. Центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервная система |
3,4 |
7,2 |
|
2 |
|
|
3,2 |
2 |
Раздел 2. Структурные особенности отделов ЦНС |
|||||||||
4. |
Строение спинного мозга |
4-6 |
7 |
2 |
2 |
|
1 |
2 |
|
5. |
Продолговатый мозг и варолиев мост |
7-9 |
7 |
1 |
|
|
1 |
3 |
2 |
6. |
Средний и промежуточный мозг |
8-10 |
7 |
2 |
1 |
|
1 |
2 |
1 |
7. |
Базальные ядра и мозжечок |
9-12 |
7 |
1 |
|
|
1 |
3 |
2 |
8. |
Большие полушария. Неокортекс |
10-13 |
7 |
1 |
2 |
|
|
2 |
2 |
9. |
Межструктурные образования головного мозга |
14-16 |
7 |
1 |
2 |
|
1 |
2 |
1 |
10. |
Кровоснабжение центральной нервной системы |
17,18 |
7 |
1 |
1 |
|
1 |
2 |
2 |
5. Содержание дисциплины:
Структура и формирование нервной системы в фило- и онтогенезе. Соотношение элементов центральной и периферической частей нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система. Нейроны и клетки глии, их происхождение, значение. Процессы синаптизации и миелинизации, как центральные процессы созревания нервной системы. Основные элементы (ядра, проводящие пути) спинного, продолговатого, среднего, промежуточного мозга. Характеристика специфических и неспецифических мозговых структур. Отделы мозжечка, его связи. Большие полушария: базальные ганглии, проекционные, ассоциативные, межполушарные пути, кора. Устройство коры больших полушарий: гомотипическая и гетеротипическая кора, первичная, вторичная, третичная кора. Медиаторноспецифические системы мозга. Кровоснабжение мозга.
5.1. Программа дисциплины
Раздел 1. Структура и происхождение нервной ткани (общие вопросы)
Тема 1. Происхождение и структура нервной ткани
Понятие системы животного организма, нервная система и ее элементы. Центральный и периферический отделы нервной системы, их единство. Структурно-функциональная единица нервной ткани – нейрон, элементы и виды нейронов. Закладка нервной трубки в эмбриогенезе, дифференциация клеток нервной трубки на нейробласты и спонгиобласты. Виды клеток глии. Особенности строения, происхождения и функции макро- и микроглии.
Тема 2. Организация нервной ткани
Организация нервной ткани в эволюционном и онтогенетическом аспектах. Обзор развития нервной системы в филогенезе, основные направления и особенности развития нервной системы. Понятие белого и серого вещества, их взаимное расположение. Виды нервных волокон, их значение в образовании нервов и проводящих путей. Миелинизация нервных волокон. Ее значение для проведения нервных сигналов. Межнейронные контакты – синапсы. Структура и виды синапсов, их значение.
Тема 3. Общий обзор нервной системы. Центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервная система
Головной и спинной мозг, их отделы и топография, соотношение белого и серого вещества. Понятие и элементы центральной и периферической нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система. Оболочки мозга. Межоболочечное и подоболочечное пространство. Желудочки мозга. Спинно-мозговой канал. Цереброспинальная жидкость, ее состав, образование, значение. Понятие гематоэнцефалического барьера.
Раздел 2. Структурные особенности отделов ЦНС
Тема 4. Строение спинного мозга
Развитие спинного мозга в эмбриональном и постнатальном онтогенезе. Отделы спинного мозга. Виды клеток и их расположение. Понятие сегмента, значение спинно-мозговых корешков и спинно-мозговых нервов. Выход спинно-мозговых нервов. Ядра спинного мозга.
Проводящие пути спинного мозга. Восходящие, нисходящие и проприоспинальные пути, их расположение, значение. Источники волокон проводящих путей спинного мозга.
Тема 5. Продолговатый мозг и варолиев мост
Отделы ствола мозга, их происхождение. Продолговатый мозг, его элементы, структурное сходство со спинным мозгом. Основные ядра, их афферентные и эфферентные связи. Варолиев мост, его развитие и обособление у приматов. Значение моста в обеспечении связей между корой больших полушарий и другими отделами центральной нервной системы.
Тема 6. Средний и промежуточный мозг
Части среднего мозга, его основные ядра и проводящие пути. Отделы промежуточного мозга – таламус и гипоталамус. Структурные и функциональные подразделения таламуса и гипоталамуса, их восходящие и нисходящие связи.
Тема 7. Базальные ядра и мозжечок. Кора больших полушарий
Структуры базальных ядер, их взаимосвязь, связи с корой больших полушарий и стволовыми ядрами. Строение мозжечка, его расположение, значение. Кора мозжечка, виды клеток коры мозжечка. Ядра мозжечка, их связи с другими отделами. Ножки мозжечка, его афференты и эфференты.
Конечный мозг. Развитие конечного мозга в онтогенезе. Понятие древней, старой и новой коры. Структуры обонятельного мозга и гиппокампа. Понятие о лимбической системе.
Основные борозды и извилины неокортекса. Гомотипическая и гетеротипическая кора. Кортикальные колонки и модули. Локализация функций в коре. Первичные, вторичные и третичные поля неокортекса. Речевые центры коры. Виды связей участков коры.
Тема 8. Межструктурные образования головного мозга
Ретикулярная формация. Некоторые медиаторноспецифические системы мозга. Расположение ретикулярной формации и основные черты ее строения. Афферентные и эфферентные связи отделов ретикулярной формации. Адренергическая, серотонинэргическая, дофаминергическая медиаторные системы головного мозга. Особенности их связей.
Тема 9. Кровоснабжение центральной нервной системы
Артерии головного и спинного мозга. Виллизиев круг и перераспределение крови в головном мозге. Мозговые синусы, их расположение, значение. Значение мозговых капилляров в создании гематоэнцефалического барьера. Особенности мозгового кровотока.
5.2. Содержание семинарских и практических занятий
Занятие 1. Происхождение и структура нервной ткани
Вид занятия – практическое.
Вопросы для подготовки:
- Нервная клетка как структурно-функциональная единица нервной системы:
а) строение нейронов, функции тела и отростков нейрона;
б) морфологическое и функциональное деление нейронов на виды;
в) расположение нейронов разных видов. Центральные и периферические нейроны.
- Понятие нерва и нервного волокна. Виды нервных волокон. Проводящие пути нервной системы.
Список литературы
Основной:
Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие / А.Е.Хомутов, С.Н.Кульба. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.
Дополнительный:
Дорофеев А.А., Костицын А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Пермь, 1994. – 139 с.
Морфология нервной системы: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Бабминдра. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985. – 160 с.
Сапин М.,Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989. – 362 с.
Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. Т. 4. М., 1994.
Занятие 2. Организация нервной ткани
Вид занятия – семинар.
Вопросы для подготовки:
- Нервная система как производное наружного зародышевого листка:
а) образование нервной трубки и нервных валиков;
б) стадии трех и пяти мозговых пузырей;
в) пролиферация и миграция нервных клеток;
г) образование мозговых желудочков и спинно-мозговой жидкости.
- Понятие белого и серого вещества, ядер и коры ЦНС. Афферентные и эфферентные связи внутри ЦНС.
- Происхождение, виды, функции клеток нейроглии:
а) олигодендроциты;
б) астроциты;
в) клетки микроглии.
- Синапсы: структура, виды, медиаторы.
Список литературы
Основной:
Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие / А.Е.Хомутов, С.Н.Кульба. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.
Дополнительный:
Дорофеев А.А., Костицын А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Пермь, 1994. – 139 с.
Морфология нервной системы: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Бабминдра. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985. – 160 с.
Сапин М.,Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989. – 362 с.
Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. Т. 4. М., 1994.
Мозг / Под ред. П.В.Симонова. М., 1984. 279 с.
Занятие 3.Общий обзор нервной системы. Центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервная система
Вид занятия – семинар.
Вопросы для подготовки:
- Головной и спинной мозг, их отделы и топография, соотношение белого и серого вещества.
- Соматическая и вегетативная нервная система: понятие, элементы, расположение центров и периферических структур.
- Оболочки мозга. Межоболочечное и подоболочечное пространство. Желудочки мозга.
- Цереброспинальная жидкость, ее состав, образование, значение. Понятие гематоэнцефалического барьера.
Список литературы
Основной:
Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие / А.Е.Хомутов, С.Н.Кульба. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.
Дополнительный:
Дорофеев А.А., Костицын А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Пермь, 1994. – 139 с.
Морфология нервной системы: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Бабминдра. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985. – 160 с.
Сапин М.,Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989. – 362 с.
Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. Т. 4. М., 1994.
Занятие 4. Анатомия спинного мозга
Вид занятия – семинар.
Вопросы для подготовки:
- Белое и серое вещество спинного мозга, их состав, расположение.
- Сегмент спинного мозга, спинно-мозговые корешки и нервы, отделы спинного мозга. Принцип соматотопии в организации связей спинного мозга.
- Серое вещество спинного мозга: деление его на рога и пластины, их клеточный состав. Двигательные и вегетативные ядра.
- Белое вещество спинного мозга: столбы, виды проводящих путей.
- Оболочки спинного мозга, спинно-мозговая жидкость.
Список литературы
Основной:
Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие / А.Е.Хомутов, С.Н.Кульба. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.
Дополнительный:
Дорофеев А.А., Костицын А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Пермь, 1994. – 139 с.
Морфология нервной системы: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Бабминдра. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985. – 160 с.
Сапин М.,Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989. – 362 с.
Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. Т. 4. М., 1994.
Занятие 5. Продолговатый мозг и варолиев мост
Вид занятия – семинар с практическим компонентом.
Вопросы для подготовки:
- Отделы ствола мозга, их основные элементы, особенности расположения белого и серого вещества.
- Продолговатый мозг и варолиев мост:
а) основные ядра;
б) черепно-мозговые нервы;
в) проводящие пути;
г) коммутаторные ядра варолиева моста.
Список литературы
Основной:
Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие / А.Е.Хомутов, С.Н.Кульба. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.
Дополнительный:
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М., 1988. – 248 с.
Дорофеев А.А., Костицын А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Пермь, 1994. – 139 с.
Морфология нервной системы: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Бабминдра. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985. – 160 с.
Сапин М.,Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989. – 362 с.
Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. Т. 4. М., 1994.
Мозг / Под ред. П.В.Симонова. М., 1984. 279 с.
Занятие 6. Средний и промежуточный мозг
Вид занятия – семинар с практическим компонентом.
Вопросы для подготовки:
- Крыша и покрышка среднего мозга: бугры четверохолмия, красные и черные ядра.
- Структурные и функциональные подразделения таламуса: виды ядер, связи с нижележащими и вышележащими отделами ЦНС.
- Структурные и функциональные подразделения гипоталамуса: связи с гипофизом, старой корой.
- Лимбическая система.
Дополнительный:
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М., 1988. – 248 с.
Дорофеев А.А., Костицын А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Пермь, 1994. – 139 с.
Морфология нервной системы: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Бабминдра. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985. – 160 с.
Сапин М.,Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989. – 362 с.
Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. Т. 4. М., 1994.
Мозг / Под ред. П.В.Симонова. М., 1984. 279 с.
Занятие 7. Базальные ядра. Мозжечок. Большие полушария.
Вид занятия – практическое.
Вопросы для подготовки:
- Мозжечок:
а) подразделение коры и ядер мозжечка по филогенетическому принципу и особенностям связей;
б) ножки мозжечка, мшистые и лазающие волокна;
в) строение коры мозжечка, связи между клетками коры и выходными нейронами, обилие тормозных нейронов в мозжечке.
- Ядра больших полушарий, их расположение, связи.
- Структуры древней коры, их расположение, связи с обонятельными луковицами.
- Старая кора: гиппокамп, его элементы, связи.
- Неокортекс:
а) клеточные элементы неокортекса, их расположение, связи, гомотипическая и гетеротипическая кора;
б) первичные, вторичные, третичные поля коры;
в) колоночный и модульный принципы организации неокортекса;
г) виды связей неокортекса.
Список литературы
Основной:
Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие / А.Е.Хомутов, С.Н.Кульба. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.
Дополнительный:
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М., 1988. – 248 с.
Дорофеев А.А., Костицын А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Пермь, 1994. – 139 с.
Морфология нервной системы: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Бабминдра. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985. – 160 с.
Сапин М.,Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989. – 362 с.
Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. Т. 4. М., 1994.
Мозг / Под ред. П.В.Симонова. М., 1984. 279 с.
Занятие 8. Межструктурные образования головного мозга
Вид занятия – семинар.
Вопросы для подготовки:
- Особенности расположения, строения, связей РФ.
- Лимбическая система: отделы, связи, значение.
- Медиаторно-специфические системы мозга:
а) адренергические;
б) холинэргические;
в) серотонинэргические;
г) дофаминэргические.
- Нейропептиды, их выделение разными мозговыми структурами.
Список литературы
Основной:
Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие / А.Е.Хомутов, С.Н.Кульба. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.
Дополнительный:
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М., 1988. – 248 с.
Дорофеев А.А., Костицын А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Пермь, 1994. – 139 с.
Морфология нервной системы: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Бабминдра. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985. – 160 с.
Сапин М.,Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989. – 362 с.
Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. Т. 4. М., 1994.
Мозг / Под ред. П.В.Симонова. М., 1984. 279 с.
Занятие 9. Кровоснабжение центральной нервной системы
Вид занятия – практическое.
Вопросы для подготовки:
- Артерии головного и спинного мозга: места выхода, области васкуляризации.
- Виллизиев круг и перераспределение крови в головном мозге.
- Значение мозговых капилляров в создании гематоэнцефалического барьера.
- Мозговые синусы, их расположение, значение. Отток крови от мозга.
Список литературы
Дополнительный:
Дорофеев А.А., Костицын А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Пермь, 1994.
Морфология нервной системы: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Бабминдра. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985.
Сапин М.,Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989. С
5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
№ и название разделов и тем |
Цель и содержание лабораторной работы |
Результаты лабораторной работы |
Работа №1 Структура и микроскопическое изучение нервной ткани |
||
Происхождение и структура нервной ткани, ее организация |
Изучить по таблицам и микропрепаратам виды и элементы нервных клеток и нервных волокон, синаптические контакты |
Рисунки нейронов разной формы и размеров с обозначением тела, ядра, отростков, миелиновой оболочки с перехватами Ранвье, разных типов синапсов |
Работа №2 Строение отделов нервной системы: спинного мозга и ствола |
||
Общий обзор ЦНС. Структурные особенности отделов ЦНС – спинного мозга и мозгового ствола |
Изучить по муляжам и таблицам расположение белого и серого вещества в спинном мозге и стволе. Зарисовать их взаимное расположение в разных отделах: от спинного до промежуточного мозга |
Рисунки продольного и поперечного разрезов спинного мозга, дорзальной и вентральной поверхностей ствола, основных ядер продолговатого и среднего мозга, проводящих путей спинного мозга и ствола |
Работа №3 Строение мозжечка. Большие полушария. Формации коры |
||
Мозжечок. Базальные ганглии. Кора больших полушарий |
Изучить по муляжам и таблицам устройство мозжечка и больших полушарий. Зарисовать ядра и полушария мозжечка, базальные ганглии и основные борозды и извилины коры больших полушарий |
Рисунки элементов мозжечка и больших полушарий. Перечисление древних, старых и новых структур мозжечка и коры больших полушарий |
Работа №4 Кровоснабжение головного и спинного мозга |
||
Кровоснабжение центральной нервной системы. Особенности мозгового кровотока |
Изучить по таблицам и зарисовать места выходов и расположение основных сосудов головного и спинного мозга |
Рисунок виллизиева круга, обозначение артериальных сосудов головного мозга и мозговых синусов. Понятие и значение ГЭБ |
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела |
Наименование раздела дисциплины |
Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.) |
Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.) |
|||
Конспектирование в рабочей тетради |
Написание реферата |
Написание эссе |
Составление аналитических таблиц |
|||
1. |
Происхождение и структура нервной ткани |
1,8/ 0,05 |
3,6/ 0,1 |
3,6/ 0,1 |
1,8/ 0,05 |
4,6/0,13 |
2. |
Организация нервной ткани |
1,8/ 0,05 |
3,6/ 0,1 |
3,6/ 0,1 |
1,8/ 0,05 |
3,6/0,1 |
3. |
Общий обзор нервной системы. Центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервная система |
2,7/ 0,08 |
5,4/ 0,15 |
5,4/ 0,15 |
2,7/ 0,08 |
5,4/0,15 |
4. |
Строение спинного мозга |
1,8/ 0,05 |
3,6/ 0,1 |
3,6/ 0,1 |
1,8/ 0,05 |
4,6/0,13 |
5. |
Продолговатый мозг и варолиев мост |
1,8/ 0,05 |
4,8/ 0,13 |
3,6/ 0,1 |
1,8/ 0,05 |
3,6/0,1 |
6. |
Средний и промежуточный мозг |
1,8/ 0,05 |
4,8/ 0,13 |
4,8/ 0,13 |
1,8/ 0,05 |
3,6/0,1 |
7. |
Базальные ядра и мозжечок. Кора больших полушарий |
3,1/ 0,09 |
4,8/ 0,13 |
4,8/ 0,13 |
3,0/ 0,09 |
6,0/0,18 |
8. |
Межструктурные образования головного мозга |
5,0/ 0,14 |
8,0/ 0,22 |
8,0/ 0,22 |
5,0/ 0,14 |
9,0/0,27 |
9. |
Кровоснабжение центральной нервной системы |
1,8/ 0,05 |
3,6/ 0,1 |
3,6/ 0,1 |
1,8/ 0,05 |
3,6/0,1 |
|
Итого |
44/1,2 |
7.2. План-график самостоятельной работы студентов
№ п/п |
Формы самостоятельной работы |
Раздел дисциплины курса |
Вид сам. работы |
Сроки (неделя семестра) |
Форма контроля |
|
Обязат. |
Допол. |
|||||
1. |
Конспектирование |
Происхождение и структура нервной ткани |
+ |
|
2-3 |
проверка |
Составление таблицы |
|
|
|
|
||
Реферат |
|
+ |
10 |
выступление |
||
Эссе |
|
+ |
10 |
выступление |
||
2. |
Конспектирование |
Организация нервной ткани |
+ |
|
6-7 |
проверка |
Составление таблицы |
|
+ |
6-7 |
проверка |
||
Реферат |
|
+ |
10 |
выступление |
||
Эссе |
|
+ |
10 |
выступление |
||
3. |
Конспектирование |
Общий обзор нервной системы. Центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервная система |
|
|
|
|
Составление таблицы |
+ |
|
6-7 |
проверка |
||
Реферат |
|
+ |
10 |
выступление |
||
Эссе |
|
+ |
10 |
выступление |
||
4. |
Конспектирование |
Строение спинного мозга |
|
|
|
|
Составление таблицы |
+ |
|
8-9 |
проверка |
||
Реферат |
|
+ |
11 |
проверка |
||
Эссе |
|
+ |
11 |
выступление |
||
5. |
Конспектирование |
Продолговатый мозг и варолиев мост |
+ |
|
8-9 |
проверка |
Составление таблицы |
+ |
|
8-9 |
проверка |
||
Реферат |
|
+ |
12 |
выступление |
||
Эссе |
|
+ |
12 |
выступление |
||
6. |
Конспектирование |
Средний и промежуточный мозг |
+ |
|
8-9 |
проверка |
Составление таблицы |
|
|
|
|
||
Реферат |
|
+ |
13 |
выступление |
||
Эссе |
|
+ |
13 |
выступление |
||
7. |
Конспектирование |
Базальные ядра и мозжечок. Кора больших полушарий |
+ |
+ |
14 |
|
Составление таблицы |
+ |
|
14 |
проверка |
||
Реферат |
|
+ |
14 |
выступление |
||
Эссе |
|
+ |
14 |
выступление |
||
8. |
Конспектирование |
Межструктурные образования головного мозга |
|
|
|
|
Составление таблицы |
+ |
|
16 |
проверка |
||
Реферат |
|
+ |
17 |
выступление |
||
Эссе |
|
+ |
17 |
выступление |
||
9. |
Конспектирование |
Кровоснабжение центральной нервной системы |
|
+ |
17 |
проверка |
Составление таблицы |
+ |
|
17 |
проверка |
||
Реферат |
|
+ |
18 |
выступление |
||
Эссе |
|
+ |
18 |
выступление |
7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
- Нервная система как производное наружного зародышевого листка: стадии и особенности формирования нервной системы.
- Происхождение, соотношение, значение нейронов и глии.
- Процессы синаптизации: расположение, виды, значение синапсов.
- Проводящие пути спинного и головного мозга.
- Бугры четверохолмия среднего мозга, их афферентные и эфферентные связи.
- Гипоталамо-гипофизарная система. Связи гипоталамуса с передней и задней долями гипофиза.
- Медиаторно-специфические системы мозга.
- Понятие гематоэнцефалического барьера, его значение.
- Морфологические особенности вегетативной нервной системы.
- Особенности кровоснабжения мозга.
- Источники артериальных сосудов мозга, основные ветви мозговых артерий.
- Виллизиев круг и его значение для кровоснабжения мозга.
- Отток крови от мозга, основные мозговые синусы.
8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Основная литература
- Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие / А.Е.Хомутов, С.Н.Кульба. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 352 с.
8.2. Дополнительная литература
- Дорофеев А.А. Функциональная анатомия центральной нервной системы: Учеб. пособие / А.А. Дорофеев, А.С. Костицин. – Пермь,, 1995. – 139 с.
- Морфология нервной системы: Учеб. пособие / под ред В.П.Бабминдра. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. – 160 с.
- Сапин М.,Р. Анатомия человека / М.Р.Сапин – М., 1998. – 362 с.
- Сапин М.,Р., Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / З.Г. Брыксина, М.Р.Сапин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
- Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. Т. 4 / Р.Д. Синельников., Я.Р.Синельников. – М., 1994. –
- Хэм А. Гистология. Т. 3 / А.Хэм, Д.Кормак. – М.: Мир, 1983. – 393 с.
8.3. Учебно-методические материалы
АНАТОМИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, учебно-методическое пособие для студентов факультета физической культуры, автор-составитель И.Н.Гаврилова. Пермь, 2008.
8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Htth://www.4medic.ru/pag-iu-259.html
8.5. Материально-техническое обеспечение
Наборы анатомических препаратов: черепа, позвонки и позвоночный столб, законсервированные препараты мозга, муляжи мозга разборные и неразборные; слайды по анатомии нервной системы для демонстрации через систему мультимедиа.
9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
9.1. Содержание и форма проведения входного контроля
Входной контроль предусматривает проведение контрольной (проверочной) работы для оценки уровня знаний студентов в объёме, предусмотренном базовым уровнем среднего (полного) общего образования по биологии. В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников школ, студент должен: знать /понимать биологическую терминологию, значение нервной системы для психической деятельности; уметь объяснять отрицательное влияние неблагоприятных воздействий, таких как алкоголь, никотин, наркотические вещества на состояние нервной системы человека.
9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний
9.2.1. Форма текущего контроля
№ |
Наименование раздела/ темы |
Форма текущего контроля |
|||
Контрольная (проверочная) работа |
Оценка работы на практических занятиях |
Оценка выполнения лабораторных работ |
Оценка рефератов, конспектов, эссе |
||
1 |
Происхождение и структура нервной ткани |
+ |
+ |
|
+ |
2 |
Организация нервной ткани |
+ |
+ |
+ |
|
3 |
Общий обзор нервной системы. Центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервная система |
+ |
+ |
|
+ |
4 |
Строение спинного мозга |
+ |
+ |
+ |
|
5 |
Продолговатый мозг и варолиев мост |
+ |
+ |
+ |
|
6 |
Средний и промежуточный мозг |
+ |
|
+ |
|
7 |
Базальные ядра и мозжечок. Кора больших полушарий |
+ |
+ |
|
+ |
8 |
Межструктурные образования головного мозга |
+ |
+ |
|
+ |
9 |
Кровоснабжение центральной нервной системы |
+ |
|
+ |
+ |
9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
Компетенция |
Уровни сформированности компетенции |
Содержательное описание уровня |
Основные признаки уровня |
ОК-2 |
Пороговый уровень (как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО) |
Знает общие закономерности и возрастные особенности формирования, структуры нервной системы, значение ее отделов, принципы их объединения для управления функциями организма. |
Владеет навыками описания отделов нервной системы, соотносит их основные функции с особенностями устройства и связей друг с другом. |
Повышенные уровни (относительно порогового уровня) |
Знает связи отделов нервной системы, особенности белого и серого вещества в разных отделах, значение подразделения нейронов как по морфологическому, так и функциональному принципу |
Владеет навыками распознавать на муляжах и таблицах отделы нервной системы, умеет объяснить какое значение имеют эти отделы |
|
ОК-3 |
Пороговый уровень |
Знает основные научные понятия и категории, относящиеся к устройству нервной системы. |
Владеет навыками работы с основными научными категориями, связанными с созреванием нервной системы |
Повышенные уровни (относительно порогового уровня) |
Знает основные научные понятия и умеет анализировать научные проблемы, относящиеся к обеспечению нервной системой психической деятельности человека. |
Владеет технологиями приобретения, использования и обновления естественнонаучных знаний. |
9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации
Зачет, 1 семестр. Вопросы к зачету:
- Общий план строения и назначение нервной системы.
- Эмбриогенез нервной ткани.
- Нейрон как структурно-функциональная единица нервной ткани.
- Виды клеток глии, их назначение.
- Нервные волокна, их виды. Организация нервов и нервных путей.
- Структура, расположение, виды синапсов.
- Оболочки головного и спинного мозга. Желудочки мозга.
- Анатомическое строение спинного мозга. Белое и серое вещество. Развитие спинного мозга в онтогенезе.
- Основные ядра спинного мозга. Спинно-мозговые корешки и нервы.
- Проводящие пути спинного мозга.
- Продолговатый мозг. Ядра и проводящие пути продолговатого мозга.
- Варолиев мост, его структуры. Особенности варолиева моста у человека.
- Мозжечок как часть заднего мозга. Становление связей мозжечка с другими отделами ЦНС в филогенезе.
- Кора мозжечка. Особенности связей клеток коры мозжечка.
- Ядра мозжечка, его проводящие пути.
- Средний мозг: крыша, покрышка, ножки, расположение белого и серого вещества.
- Ядра бугров четверохолмия. Чувствительные ядра покрышки. Красные ядра и черная субстанция.
- Проводящие пути среднего мозга.
- Общая характеристика промежуточного мозга, его отделы.
- Таламус и таламические ядра. Группировка ядер по организации их связей.
- Эпиталамус и эпифиз.
- Классификация гипоталамических образований. Особенности связей гипоталамуса.
- Гипоталамо-гипофизарная система. Связи гипоталамуса с передней и задней долями гипофиза.
- Конечный мозг: архи-, палео-, неокортекс. Объем корковых формаций, критерии отнесения структур коры к новой, старой, древней.
- Комплекс базальных ганглиев: клеточный состав и особенности связей палео- и неостриатума.
- Миндалевидный комплекс и система его связей.
- Области и связи древней коры. Древняя кора и лимбическая система.
- Формации и структура связей гиппокампа. Гиппокамп как элемент лимбической системы.
- Структурная организация новой коры. Виды клеток новой коры.
- Афференты и эфференты новой коры. Проводящие пути конечного мозга.
- Первичные, вторичные и третичные поля новой коры. Колоночный и модульный принцип организации внутрикорковых взаимодействий.
- Основные структуры и межструктурные связи лимбической системы.
- Структурные особенности элементов и связей ретикулярной формации.
- Понятие о медиаторно-специфических мозговых системах.
- Сосуды головного и спинного мозга. Вилизиев круг, венозные синусы. Понятие гематоэнцефалического барьера.
10. Глоссарий
Аксон – отросток нервной клетки, передающий сигналы от тела нейрона к другим структурам. В ЦНС аксоны образуют проводящие пути ЦНС, на периферии они входят в состав двигательных или смешанных нервов.
Варолиев мост – хорошо развитый у приматов отдел ствола мозга, располагается между продолговатым и средним мозгом, образует на вентральной поверхности ствола массивный тяж, переходящий латерально в средние ножки мозжечка. Содержит ряд важных ядер, из которых особое значение имеют коммутаторные (переключающие) ядра, связывающие пирамидные пути с мозжечком.
Вентральный (venter – живот) – передний, расположенный спереди, т.е. со стороны живота.
Восходящие пути – пути ЦНС, несущие чувствительные сигналы от уровня спинного мозга к различным структурам головного мозга (ганглиобульбарные, спиноталамические, спиномозжечковые).
Гипоталамус – часть промежуточного мозга с большим количеством связей и функций. Имеет сосудистые связи с передней долей гипофиза и нервные – с задней.
Гиппокамп – часть коры, относящаяся к «старой» коре. Занимает не более 4% корковых формаций. Относится к так называемой «лимбической» системе и участвует в запоминании и эмоциональном поведении человека и животных. Гиппокамп в эволюционном отношении очень стабильная структура и с точки зрения устройства, взаимодействия с другими отделами ЦНС у разных животных практически неизменен.
Дендрит – отросток нервной клетки, передающий сигналы к телу нейрона от других нейронов (в ЦНС) или от рецепторов (на периферии).
Дорзальный (dorsum — спина) – задний, расположенный сзади, т.е. со стороны спины.
Желудочки мозга – полости мозга – производные первичной полости нервной трубки, заполнены цереброспинальной жидкостью, сообщаются с межоболочечным (субарахноидальным) пространством и друг с другом. Четыре мозговых желудочка расположены: в полушариях – боковые, в виде щели промежуточного мозга – третий, в виде ромбовидной ямки продолговатого мозга и моста – четвертый. Сильвиев водопровод проходит вдоль среднего мозга, соединяет третий и четвертый желудочки, четвертый на уровне большого затылочного отверстия переходит в спинномозговой канал.
Задний (дорзальный) корешок – совокупность афферентных волокон, аксонов клеток спинномозговых ганглиев (первичных афферентов), передающих сигналы от рецепторов в спинной мозг.
Ипсилатеральный – находящийся на той же стороне тела. Например, ганглиобульбарные пути проходят ипсилатерально, и несут сигналы по той стороне спинного мозга, которая находится на стороне тела от рецепторов которой поступают данные сигналы.
Контрлатеральный – находящийся на противоположной стороне тела. Например, спиноталамические пути проходят контрлатерально, т.е. несут сигналы по стороне спинного мозга противоположной той стороне тела, от рецепторов которой поступают данные сигналы.
Кора головного мозга – самая крупная мозговая структура у человека и некоторых млекопитающих, покрывает большие полушария и состоит из нейронов разной формы и размеров, располагающихся слоями и имеющих сложные и многообразные связи друг с другом и с нейронами нижележащих отделов ЦНС. Кора головного мозга – высший отдел нервной системы, наиболее открытый внешним воздействиям, пластичный, контролирующий все другие отделы. Принято подразделение коры на древнюю, старую и новую.
Лимбическая система – совокупность отделов головного мозга, включающая корковые и подкорковые структуры, в частности, гиппокамп, поясную извилину, гипоталамус, миндалевидные ядра и др., участвуют в регуляции эмоциональных реакций, сложных форм поведения.
Мозжечок – «маленький мозг». Состоит из полушарий и червя, занимает 11 % от объема головного мозга. Подразделяется на три зоны: архи- палео- и неоцеребеллум, каждая из которых имеет преимущественные связи с разными структурами мозга.
Нейробласты – развивающиеся из среднего слоя нервной трубки клетки, превращающиеся в процессе созревания в нейроны разных видов.
Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Большинство нейронов представляют собой клетки ЦНС и являются вставочными; на периферии нейроны находятся в ганглиях соматической и вегетативной нервной системы.
Неокортекс – новая кора – шестислойная структура, подразделяется на доли и состоит из борозд и извилин, каждая из которых может быть отнесена к первичной, вторичной или третичной коре.
Нерв – периферическое образование нервной системы, совокупность отростков нервных клеток, собранных в пучки. Нервы передают сигналы в направлении ЦНС (чувствительные), от ЦНС (двигательные, вегетативные).
Большинство нервов – смешанные и содержат волокна разных типов.
Передний корешок – совокупность эфферентных волокон, несущих сигналы от спинного мозга (содержит аксоны мотонейронов и нейронов вегетативных центров).
Пирамидные пути – нисходящие пути ЦНС, несущие сигналы от двигательных областей коры больших полушарий к моторным центрам спинного мозга. На уровне моста коллатерали этих путей передают сигналы в мозжечок.
Продолговатый мозг отдел ствола головного мозга, непосредственное продолжение спинного мозга, содержит жизненноважные центры – дыхательный и сердечнососудистый, ядра половины из 12 пар черепномозговых нервов, многочисленные связи со всеми отделами ЦНС.
Промежуточный мозг – отдел ствола, включающий таламус (зрительный бугор) и гипоталамус (подбугорную область).
Обеспечивает высшую подкорковую переработку сенсорной информации, интегративные процессы в ЦНС, сопряжение процессов нервной и гуморальной регуляции.
Ретикулярная формация (РФ) – часть ствола мозга – неспецифическая активирующая система, обладающая интегративными свойствами, в том числе и способностью, накапливать и фильтровать, поступающую в вышележащие отделы информацию.
Рецептор – высокоспециализированная нервная структура, часть рефлекторной дуги, а также часть анализатора, избирательно чувствительная к определенному (адекватному для этой структуры) раздражителю, активирующаяся этим раздражителем и создающая нервные сигналы, передающиеся в ЦНС.
Рецептор постсинаптической мембраны – белковые молекулы, встроенные в постсинаптическую мембрану химических синапсов, проявляющие избирательную чувствительность к медиатору данного синапса. Связаны с ионными каналами мембраны, поэтому при их активации движение ионов приводит к изменению заряда мембраны – постсинаптическому потенциалу.
Ростральный – в области головы (мозга) располагающийся ближе к переднему полюсу мозга. Например, лобная доля неокортекса расположена ростральнее теменной.
Сегмент спинного мозга – участок спинного мозга, соответствующий двум парам корешков спинномозговых нервов.
Синапс – специфически организованный контакт между передающим и принимающим сигналы нейроном или нейроном и другой клеткой (мышечной, железистой).
Большинство синапсов – химические, т.е., передающие сигналы с помощью посредника – медиатора.
Спинной мозг – отдел центральной нервной системы, филогенетически самая древняя структура ЦНС, обеспечивающая многочисленные «входные» и «выходные» связи ЦНС с мышцами и внутренними органами и участвующая в регуляции соматических и вегетативных процессов в организме.
Спонгиобласты – клетки нервной трубки, дифференцировка которых приводит к формированию клеток глии.
Средний мозг – срединная часть ствола головного мозга. Наиболее важные структуры среднего мозга – бугры четверохолмия, красные и черные ядра, ядра глазодвигательного нерва. Участвует в регуляции высококоординированных, целостных реакций организма: ориентировочных и позно-тонических рефлексах, мелкой моторике, зрачковом и аккомодационном рефлексах.
Таламус – отдел промежуточного мозга, представляющий собой высший подкорковый центр переработки сенсорных сигналов, содержит группы ядер специфических, неспецифических, ассоциативных.
Шванновские клетки – периферические клетки нервной глии, формирующие миелиновую оболочку нервных волокон.
Экстрапирамидные пути – нисходящие пути, несут сигналы от ядер ствола в спинной мозг: руброспинальные – от красных ядер, вестибулоспинальные – от вестибулярных ядер.
1. Цель изучения дисциплины: 3
2. Место дисциплины в структуре ООП: 3
3. Требования к результатам освоения дисциплины: 3
3.1. Принятая структура компетенций 3
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций 4
4. Объем дисциплины 4
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 4
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 5
5. Содержание дисциплины: 6
5.1. Программа дисциплины 6
5.2. Содержание семинарских и практических занятий 8
5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум) 14
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов 15
7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов 15
7.2. План-график самостоятельной работы студентов 16
7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению 17
8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 17
8.1. Основная литература 17
8.2. Дополнительная литература 18
8.3. Учебно-методические материалы 18
8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 18
8.5. Материально-техническое обеспечение 18
9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации 18
9.1. Содержание и форма проведения входного контроля 18
9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний 19
9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации 20
10. Глоссарий 22
Методическое издание
анатомия центральной нервной системы
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Направление: 030300 – Психология.
Профиль: Психология.
Квалификация (степень): Бакалавр
Авторы-составители:
Горбунова Виктория Владимировна
Свидетельство о государственной аккредитации вуза
№ 1806 от 11.03.2009 г.
Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001.
Подписано в печать 06.06.2011 г. Формат 60х90 1/16
Бумага ВХИ. Набор компьютерный. Печать на ризографе
Усл. печ. л. 1,7. Уч.-изд. л. 1,1.
Тираж 30 экз.
Редакционно-издательский отдел
Пермского государственного педагогического университета
614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
тел. (342) 238-63-12
Отпечатано на ризографе в
Пермском государственном педагогическом университете
614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11