УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1.
Особенности детского коллектива (характеристики) | Примеры педагогических ситуаций | Диагностические методики, выявляющие эти характеристики | Рекомендации по использованию диагностических методик |
1. Благоприятный психологический климат в классе. 2. Групповая сплочённость на среднем уровне 3. | В классе преобладает жизнерадостный, бодрый тон взаимоотношений, отношения строятся на принципах доброжелательности, сотрудничества, уважения, взаимовыручки. Дети активны, энергичны, позитивно настроены. За все время практики я не заметил в классе ссор, острых конфликтов. Члены класса в большинстве активны, полны энергии, добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности. В отношениях между микрогруппами, которые в данном классе наблюдаются, существует взаимное расположение, понимание, но в трудных случаях класс иногда не может объединиться. Успехи или неудачи одного не во всех случаях вызывают сопереживание и искренне участие остальных членов коллектива. | Методика по изучению единства ценностных ориентаций группы (ЕЦО); метод наблюдения по изучению социально-психологического климата, предложенный А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой. Параметры наблюдения социально-психологического климата разложены на 3 вектора: 1) эмоциональный фон; 2) способность к сотрудничеству; 3) эффективность взаимодействия. Определение индекса групповой сплоченности Сишора | При фиксации полученных результатов можно пойти по пути обобщения увиденных особенностей класса (в этом случае наблюдаемые особенности фиксируются без указания фамилии того, в чьем поведении они были замечены).
Такие результаты помогут обозначить наиболее проблемные составляющие социально-психологического климата, на которые следует обратить особое внимание в коррекционно-развивающей работе с классом (хотя, как правило, все они тесно связаны друг с другом). Однако в большинстве случаев целесообразнее записывать результаты наблюдения пофамильно, что позволит увидеть вклад каждого школьника в общую психологическую атмосферу класса, его индивидуальное самочувствие в нем. Данная методика позволяет выявить уровень групповой сплоченности ученического коллектива и может быть использована учителями-предметниками, классным руководителем в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса. |
Задача 2.
Индивидуальные особенности учащихся | Характер проявления особенностей в учебной деятельности | Примеры педагогических ситуаций | Рекомендации по учету этих особенностей в учебной деятельности учащихся |
1. Захаров Евгений — интровертированный тип личности 2. … | замкнутость, отгороженность от окружающего мира, неспособность или нежелание устанавливать контакт, сниженная потребное в общении, настороженность, застенчивость, направленность на свой внутренний мир. | Сидит на уроках один, |
Задача 3.
Этап урока | Действие учителя | Показатели результативности действий учителя |
Этап урока | Продуктивные приемы в работе учителя | Непродуктивные приемы в работе учителя | Рекомендации |
Задача 4.
Критерии оценивания | Параметры оценивания достижений учащегося |
1. 2. … |
Правила построения оценочных ситуаций | Примеры педагогических ситуаций |
1. 2. … |
Задача 5.
План-конспект воспитательного дела «Сплочение класса»
Цель: Сплочение коллектива, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».
Ход занятия
Прежде, чем мы начнем наш тренинг, давайте обсудим правила тренинга:
1. Единая форма обращения друг к другу на «ты» (по имени).
Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на «ты», включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
2. Общение по принципу «здесь и теперь».
Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
3. Конфиденциальность всего происходящего.
Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
4. Искренность в общении.
Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
5. Уважение к говорящему.
Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.
Упражнение №1. «Ветер дует на того, кто …» Словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы». Тут все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет» и т.д. Ведущего необходимо менять, давая возможность каждому поспрашивать участников.
Упражнение №2. «Пиф-Паф» Все игроки становятся в круг. Их должно быть не менее 6-7 человек. Сначала ведущий называет имя любого игрока. Названный должен присесть. А его соседи справа и слева начинают дуэль. Ее принцип очень прост — надо вытянуть руку в виде пистолета в сторону противника и сказать: «Пиф-паф». Проигрывает тот, кто сделает это чуть позже своего противника или вместо «Пиф-паф» скажет, например, «Птыж» (что случается очень часто).
Если человек, имя которого назвали, вовремя не присел, то он убит, т.к. он оказывается между двумя стреляющими. Убитый (проигравший) выходит из круга. Выигравший поединок называет чье-нибудь имя и все повторяется. Нельзя называть имена своих соседей. Победители – двое, оставшиеся в круге. При желании можно устроить дуэль и между ними, но правила придумывайте сами. Спорные моменты (если выстрелили одновременно) можно решать следующим образом: если игроков много — убиты оба, мало — переигрывается.
Упражнение №3. «Сказка» Игра направлена на развитие коммуникативных способностей. 5-7 учеников выходят из класса. Остальные придумывают сказку. После чего заходит 1 из вышедших учеников и заслушивает сказку. Потом он передает следующему вошедшему, а тот передает содержание сказки следующему, и так до последнего. Последний рассказывает всему классу, что он понял. Класс зачитывает оригинальный вариант придуманной сказки.
Упражнение №4. «Коллективный счет» Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга.
Задача группы — называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия:
— во-первых, никто не знает, кто качнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или не вербально);
— во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд;
— в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы.
Упражнение №5. «Строй». Учитель называет критерий, по которому ученики должны построиться по степени увеличения. Например, по цвету волос: от самого светлого, до самого темного.
Упражнение №6. «Групповой рисунок». Один из учеников начинает рисовать что – то важное для себя. Затем передает рисунок по кругу. Рисунок рисуется каждым учеником до тех пор, пока рисунок не вернется к тому, кто его начал.
Рефлексия.
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали о себе, о классе?
Как будете использовать эти знания?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Что нужно развивать на будущее?
Спасибо, за внимание и активное участие!
Анализ воспитательного дела:
· из каких оснований выбиралось дело: т.к. 101 класс образован из учеников разных 9-х классов и, следовательно, не все друг друга хорошо знают, и в классе наблюдается невысокий уровень сплоченности коллектива, было решено провести воспитательное дело, направленное на сплочение класса.
· какая организация работы предшествовала делу: работа с методическими пособиями, изучение материалов инструктивно – методического лагеря, выбор упражнений.
· какова была реакция детей на предложение провести дело: дети с удовольствием приняли наше предложение провести игры. Старались соблюдать правила и требования.
· наличие инициативной группы или отдельных участников: активность проявили практически все ученики. Все были заинтересованы. Наибольшую активность и заинтересованность проявили: Честнов Александр, Ботвинник Дима, Святенко Ира, Одинцова Аня, Подоксенова Ксюша.
· анализ положительных и негативных его итогов:
«+» — все ученики были заинтересованы, с большим удовольствием участвовали в играх. Атмосфера была дружелюбной. Ученики действительно узнали друг о друге много нового.
« — » — были нарушения дисциплины.
· собственные предложения: почаще использовать игровые формы проведения уроков и внеклассных мероприятий.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
1. Внимательно прочитайте обобщенную формулировку задачи и осмыслите для себя её содержание.
2. Выделите, какую профессиональную задачу требуется решить. Поставьте цели, достижение которых способствует разрешению установленной профессиональной задачи.
3. Проанализируйте данные в тексте задачи и конкретизируйте содержание задачи с реальными условиями образовательного учреждения, в котором вы проходите педагогическую практику.
4. Проанализируйте перечень заданий, выполнение которых позволит Вам решить задачу с точки зрения их достаточности. Если необходимо, дополните данный перечень или составьте свой.
5. Представьте список видов деятельности, которые необходимо Вам осуществить для решения данной задачи.
6. Разработайте варианты решения задачи, опираясь на перечень заданий, данных преподавателем или собственный план действий.
7. Определите критерии оценки решения задачи.
8. Выберите вариант решения задачи, на основе выбора из возможных вариантов решения задачи оптимального, на основе предполагаемой результативности. Проанализируйте еще раз процесс решения задачи, начиная с п.1. Если возможно, внесите коррективы в решение задачи.
9. Оцените свои возможности, свою профессиональную компетентность для решения данной задачи. Особое внимание обратите на то, насколько Вы владеете теоретической базой, необходимой для решения задачи.
10. Обратите внимание на то, в виде какого «продукта», необходимо представить решение поставленной профессиональной задачи.
11. Оформите полученный «продукт» решения задачи на бумажном и /или электронном носителе.
12. Реализуйте выбранный вариант решения учебно-профессиональной задачи в процессе педагогической практики.
13. Осуществите рефлексию процесса решения Вами конкретной профессиональной задачи.
Приложение 1
Итоги педагогической практики
Вот и закончилась педагогическая практика
Мне было немного жалко расставаться со школой и ребятами.
Педагогическая практика оказалась для меня очень полезной в плане приобретения опыта преподавательской деятельности, дальнейшего развития себя как компетентной личности.
Мне понравилось выступать в процессе обучения в новой для себя роли, а именно учителя и классного руководителя, понравилось взаимодействовать с обучающимися.
Самым интересным было наблюдать, как воспримут дети данные тобой знания; видеть их активное участие в осуществлении учебного процесса.
Было тяжело трудно на первых порах организовать учебный процесс так, чтобы привлечь к активному взаимодействию всех обучающихся, но со временем как мне кажется, мне удалось создать условия для активного участия большинства класса в процессе обучения.
Педагогическая практика научила меня грамотно и эффективно распределять время в ходе учебного процесса, организовывать работу класса, создавать условия для эффективного взаимодействия и продуктивной коммуникации с классным коллективом, творчески подходить к осуществлению процесса обучения.
Для меня стало открытием то, насколько быстро я смог наладить контакт с обучающимися; заинтересовать их самим процессом обучения.
Моя самостоятельность проявлялась в подборе материала по теме урока, выбора формы проведения урока, поддержании благоприятного климата в ходе процесса обучения.
Мне предстоит работать над дальнейшим развитием навыков и умений по решению профессионально-педагогических задач, предстоит работа над развитием способностей по организации и планировании собственной деятельности.
Педагогическая практика в вузе должна быть такой же, как и сейчас, так как я считаю, что данная форма проведения практики эффективна и оптимальна по срокам проведения. Но было бы неплохо, если бы на втором курсе обучения также проводилась активная практика, тогда бы студенты могли проследить динамику развития себя как преподавателя, смогли бы проанализировать рост и развитие собственных профессиональных компетенции.
Далее в отчете прилагаются продукты решения учебно-профессиональных задач.
Литература по педагогической практике
ОСНОВНАЯ:
1. Макарова Н.С., Никитина С.В. Непрерывная педагогическая практика в логике контекстно-компетентностного подхода. – Омск, 2008.
2. Дик Н. Ф., Дик Т. И. Воспитательная работа со старшеклассниками Серия: Сердце отдаю детям.- М.: Издательство: Феникс, 2007.
3. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и внеурочной деятельности. – М., 2007.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
Технология и организация учебного процесса
1. Активные формы обучения / Е.С. Заир-Бек, Т.Г. Сорокина. — СПб., 1991.
2. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. — М., 1990.
3. Безрукова В.С.Вопросно-ответная основа урока (технологический аспект).
— Екатеринбург, 2001.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. -М., 2000.
5. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. — М., 2000.
6. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. — М., 2000.
7. Культура современного урока / Под ред. Н. Е. Щурковой. — М., 2000.
8. Лобашов В.Д. Процессы изложения и восприятия учебной информации //Школьные технологии. -2004. — № 2.
9. Маркова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. — М., 2001.
10. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. — М., 1990.
11. Методическая палитра урока / Сост. И.С. Батракова и др. — СПб., 1991.
12. Милютина О. В. Использование активных форм обучения и воспитания // Специалист. — № 9. -2001.
13. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. Л.К. Гребенниковой, Л.А. Байковой. -М., 2000.
14. Севрук А.И., Юкина Е.А. Здоровьесберегающий урок //Школьные технологии. — 2004. — № 2.
15. Семенов С.В. Опорный конспект: другой взгляд // Школьные технологии. — 2004. — № 1.
16. Соколов А. В. Организация урока. // Специалист. — № 2. — 2002.
17. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. — М., 1997.