1. Понятия «познавательная сфера» и «познавательная деятельность» ребенка. Познавательная сфера — сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе .Познавательная сфера– это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды. Познавательная сфера личности, это: ощущения; восприятие; воображение; внимание; память; воображение; мышление; речь. Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся: — в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи; — намечать план действий; — отбирать способы решения поставленной задачи; — добиваться результата и анализировать его. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов)- наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения. В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений. Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
2. Стиль познавательной деятельности, его формирование. Индивидуальные стили познавательной деятельности. 1 часть. Е.А. Климов даёт два определения индивидуального стиля деятельности. В узком смысле – это обусловленная типологическими особенностями устойчивая совокупность отличительных черт в деятельности человека, то есть особенности целей, мотивов, способов деятельности, качественные особенности психики человека, проявляющиеся в деятельности. На становление индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности учащихся значительную роль играют несколько факторов:1. Особенности обучения конкретизируются и определенным образом преломляются через совокупность ряда условий. Среди них следует отметить: возраст учеников, стиль педагогического руководства учителя, особенности преподаваемого предмета и ту атмосферу учебной деятельности, которая создается коллективом учителей, работающих в классе. 2. Независимо от методики обучения существуют потребности, которые в учебной деятельности для ученика приобретают первостепенное значение, и такие, которые в этих условиях для него менее значимы. Так, на всех возрастных этапах особую значимость имеет удовлетворение потребности в новом знании, в самоутверждении, в творчестве, в благоприятном для ученика контакте с учителем. 3.
Тема 14. Познание. Познавательная сфера личности: Речь
... Освоение системы научных понятий (знаний) о познавательной сфере человека, обособенностях внимания как психического процесса. Формирование умения анализировать собственную познавательную деятельность васпекте смысловой сферы личности. Овладение способами осуществления психолого-педагогической поддержки ...
Существенные коррективы в проблему активности учащихся, вносят особенности предмета. 4. Очень значимым фактором в реализации особенностей обучения является стиль педагогического руководства. 5. Среди факторов, влияющих на активность ученика на уроках по отдельному предмету, следует указать и такой, как атмосфера общения в творческой активной деятельности, создаваемая коллективом работающих в классе учителей. 2 часть. Исследование познавательных стилей пошло в разных направлениях, поэтому сейчас можно констатировать наличие четырех типов стилевых свойств интеллекта, таких, как: стили кодирования информации, когнитивные стили, интеллектуальные стили и эпистемологические стили. Стили кодирования информации — это индивидуально-своеобразные способы представления информации в зависимости от доминирования определенной модальности опыта (слуховой, зрительной, кинестетической, чувственно-эмоциональной и др.).Соответственно разные люди принимают и перерабатывают информацию о своем окружении, преимущественно опираясь либо на визуальный опыт (зрительно и с помощью мысленных образов), либо аудиальный опыт (посредством слуха), либо кинестетический опыт (через осязание, обоняние и другие чувственные впечатления).
Когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, анализа, категоризации, оценивания и т. д.).
Разновидности: Полезависимость — поленезависимость; Импульсивность — рефлективность; Узкий — широкий диапазон эквивалентности; Нетолерантность — толерантность к нереалистическому опыту; Когнитивная простота — сложность; Конкретность-абстрактность; Сглаживание-заострение; Ригидный-гибкий познавательный контроль; Фокусирующий-сканирующий контроль. Интеллектуальные стили — это индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблем. Разновидности: Законодательный стиль; Исполнительный стиль.; Оценочный стиль. Эпистемологические стили — это индивидуально-своеобразные способы познавательного отношения человека к происходящему, проявляющиеся в особенностях индивидуальной “картины мира. Разновидности: Эмпирический стиль ; Рационалистический стиль ; Метафорический стиль . Таким образом, познавательные стили имеют, судя по всему, отношение к продуктивным возможностям интеллекта и могут рассматриваться в качестве особой разновидности интеллектуальных способностей. Девочки, расписывать каждый стиль я не стала, т.к. ОЧЕНЬ объёмно получится, но вариант ответа с описанием каждого у меня есть, кому надо я скину.
3. Психические познавательные процессы как составляющая основа познавательной деятельности. Активность познавательной деятельности находит свое проявление в психических свойствах, процессах и состояниях. В их числе:1. Ощущение. 2. Восприятие. 3. Внимание. 4. Память. 5. Воображение. 6. Мышление. 7. Речь. Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. В числе свойств и видов ощущений, которые представляются значимыми для познавательной деятельности, выделим следующие. Свойства ощущений: адаптация, контраст, последовательные образы. Виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, тактильные. Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Функцией восприятия является отражение предметов и явлений действительности в их целостности. Виды восприятия. Восприятие в зависимости от цели подразделяется на преднамеренное и непреднамеренное. В зависимости от форм отражения оно подразделяется на восприятия:- пространства; — времени; — движения.
Речь как психический процесс: сущность, виды и функции
... перед собой задачу дать развернутые объяснения функций речи. 1. Сущность речи как психического процесса Крысько В.Г. в своей ... это познавательное отношение человеческого сознания к предмету, характеризующееся общественными отношениями между людьми. Речь - особая, наиболее совершенная форма ... Тихого океана, но в каком-то урезанно-казенном виде. Дежурные циркуляры, доклады, инструкции, отчёты и ...
Свойства восприятия:- избирательность;- предметность;- апперцепция;- осмысленность;- целостность. Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Функция внимания – сосредоточение сознания на предмете деятельности. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Свойства внимания:- концентрация ; — избирательность; — распределение; — объем;-устойчивость; — отвлекаемость. Память – это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и узнавания того, что человек отражал, делал или переживал. Виды памяти. По запоминанию: произвольная, непроизвольная; по продолжительности: кратковременная, долговременная, оперативная; По содержанию: наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная. Функция памяти — накопление жизненного опыта. Процессы памяти включают: • запоминание; • сохранение; • воспроизведение; • узнавание. Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения реальной действительности. Функции воображения:• создание в сознании новых образов; • опережающее отражение в сознании реальности. Виды воображения: репродуктивное (произвольное, непроизвольное); творческое (произвольное); мечта (произвольное).
Приёмы создания образов: схематизация, гиперболизация, акцентирование, типизация. Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Операции мышления: анализ; синтез; сравнение; абстрагирование (мысленное отделение одних признаков и свойств предметов от других их черт и от самих предметов, которым они свойственны); обобщение; индукция; дедукция. Виды мышления: Мышление подразделяется на наглядно-действенное, образное и словесно-логическое Наглядно-действенное мышление характеризуются тем, что в нем решаются задачи, непосредственно включенные в саму деятельность. Образное мышление характеризуется тем, что содержание задачи здесь – это образный материал, оперирование которым позволяет анализировать, сравнивать или обобщать существенные признаки рассматриваемых предметов и явлений. Словесно-логическое мышление, осуществляемое в словесной форме при помощи понятий, которые не имеют непосредственного чувственного основания, свойственного восприятию или представлению. Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В качестве функций речи выступают следующие: 1.
Особенности развития речи у детей с афазией
... в реализацию различных речевых процессов. 1.2. Развитие речи у детей в онтогенезе В.А. Колягин дает следующее определение речи - это сложившаяся исторически в процессе материальнои? преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. ...
Функция выражения; 2. Функция воздействия; 3. Функция обозначения; 4. Функция сообщения. Виды речи. Внешняя речь – это общение, которое может осуществляться как в форме устной, так и письменной речи. Соответственно внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Устная речь – это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятие их людьми на слух – с другой. Письменная речь – это речь, осуществляемая посредством письменных знаков. Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Устная речь, в свою очередь, подразделяется на монологическую и диалогическую. Монологическая речь – это речь одного человека, излагающего свои мысли в течение определенного времени. Диалогическая речь – это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников.
4. Понятие «психологическая коррекция». Соотношение с психопрофилактикой и психотерапией. Психокоррекция – это система мероприятий направленных на коррекцию поведения и личности независимо от степени нарушения без медикаментозного вмешательства. Под понятием «психокоррекция», по мнению А.А.Осиповой, чаще всего подразумевается система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Цель: исправление и приведение в норму каких-либо отклонений от оптимального уровня индивидуально-психологических особенностей и способностей человека. Основная задача – коррекция отклонений в психическом развитии личности (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого человека. Соотношение с психопрофилактикой и психотерапией. Психопрофилактика – это одна из разновидностей психологической помощи, направленная на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных людей, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья (психогигиена).
Главное отличие от психокоррекции в том, что главная цель психопрофилактики это предупреждение возникновения психических заболеваний. Задачи:1) Организация мероприятий, направленных на предупреждение психических заболеваний; 2) Осуществление контроля за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса. 3) предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание. Психотерапия — оказание психологической помощи в решении субъектом своих жизненных проблем, самостоятельном преодолении трудностей и отрицательных переживаний. Общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. Существуют определенные трудности в разграничении на практике понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». По мнению Р.С.Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия – это система медико-психологических средств, применяемых для лечения различных заболеваний; психокоррекция – совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека.
Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического ...
... и развитие чувства музыкального ритма, воспитание личностных качеств, чувства коллективизма и др.); - коррекционные (обусловлены поэтапностью логопедической работы по устранению различных нарушений речи, моторики ... со структурно-уровневым нейропсихологическим анализом неречевых и речевых функций детей с дефицитарным дизонтогенезом имеет существенную диагностико-прогностическую ценность, позволяя ...
Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии. 1. Психокоррекция всегда ориентирована на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни психологические трудности, проблемы адаптации и т.д., а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь, либо ставящих перед собой цель развития личности. 2. Коррекция ориентирована на здоровые стороны личности. 3. В психокоррекции чаще всего ориентируются на настоящее и будущее клиентов. 4. Психокоррекция обычно представляет собой среднесрочную помощь (не менее одного месяца, но не более трех месяцев (максимально 40-45 встреч)).
5. Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности.
Цель— повышение уровня психического развития: интеллектуального, эмоционального, социального. Дефектолог обеспечивает коррекцию ( исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе; проводит возможно более раннюю диагностику задержек психоречевого развития, испытывающих трудности в позновательном развитии программы. Содержание деятельности дефектолога обеспечивает решение следующих задач: выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка; составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка; динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия; отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка; консультирование педагогов и родителей по проблемам развития.
6. Психокоррекционный компонент в коррекционно-педагогической деятельности дефектолога – олигофренопедагога.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся: сенсорное и сенсомоторное развитие; формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления); нормализация ведущей деятельности возраста;
формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готовность к восприятию учебного материала; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках ...
... развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии при работе с природным материалом. В соответствии с пр?едметоми целью исследования были опр?еделены задачи: 1.Выполнить анализ ... способствуют эмоциональные и волевые особенности человека. Творческие способности в изобразительной деятельности – это яркое проявление совокупности следующих свойств: нестереотипное художественно- ...
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей, предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом.
Теоретический компонент предполагает: знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизация психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие. Практический компонент подготовки заключается в овладении конкретными методами и методиками коррекции. Личностная готовность осуществлять коррекцию предполагает наличие у взрослого потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблем
7. Психокоррекционный компонент в деятельности логопеда
Коррекционная направленность работы учителя-логопеда представляет собой систему коррекционного воздействия на языковую и учебно-познавательную деятельность ребенка с речевыми нарушениями. В зависимости от структуры речевого дефекта и степени его проявления строится содержательный направление коррекционной работы. Основной формой организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия. Количество детей в группах составляет 4-5 человек. Занятия проводятся во времена, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Периодичность и продолжительность занятий зависит от характера нарушения и степени его проявления. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещения записываются в журнале посещения. Следует отметить, что учитель-логопед не только проводит коррекционные занятия, но и обеспечивает коррекционно-логопедический сопровождение обучения и воспитания каждого ученика, нуждающийся в помощи, проводит консультативную работу с родителями, педагогами. На этом этапе следует определить основные направления коррекционной работы: Устранение различных нарушений речи и содействие преодолению обусловленной ими неуспеваемости по обучению грамоте; Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; Формирование необходимых для усвоения программного материала по обучению грамоте умений и навыков; Предотвращения вторичных нарушений (при чтении и на письме) и формирование пространственно-срочных отношений.
Необходимым условием проведения коррекционной работы с учащимися-логопатами является сочетание общедидактических принципов с основными положениями коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии: комплексности, целостности; всесторонности; системности и динамичности.
Теоретический компонент предполагает: знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизация психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие. Практический компонент подготовки заключается в овладении конкретными методами и методиками коррекции. Личностная готовность осуществлять коррекцию предполагает наличие у взрослого потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблем.
Влияние внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников
... На уроках невозможно в полном объеме изучить и понять сложные и многогранные вопросы современного мира. Необходима разнообразная внеурочная, внеклассная деятельность. Различными авторами изучалась проблема развития личности детей старшего ...
8. Специфика психологической коррекции познавательной деятельности детей с уо.
Мышление: Объяснения должны быть максимально развернутыми, конкретными, с использованием практических действий и наглядности. Новый материал должен подаваться небольшими частями с ориентацией на суженную зону ближайшего развития детей. Стимуляция к оцениванию результатов, содействует развитию критичности мышления. Важным в коррекционной работе является также формирование умений устанавливать причинно-следственные связки и делать выводы. Большого значения играет трудовая деятельность. Память: Информация для запоминания подается малыми порциями. Опора на сохранные анализаторы улучшает эффективность запоминания. Новый материал необходимо связывать с опытом ребенка. Многократное повторение информации. Коррекция направлена на формирование рациональных приемов запоминания и воссоздания, развитие произвольности этих процессов, подчинения памяти мышлению. Внимание: Необходимо создание благоприятных условий и соблюдения специфики работы. Недостатки внимания могут быть устранены по средствам специально организованной работы. Так как у детей с нарушением интеллекта не развито произвольное внимание, то большой акцент в коррекционной работе делается на развитие основных свойств произвольного внимания. Коррекция проводится не фрагментарно, а систематически. Коррекция восприятия должна осуществляться по следующим направлениям (по Люблинской А. А.) Восприятие цвета и формы. Восприятие целого и части. Восприятие картинки. Восприятие пространства. Восприятие времени. Вывод: Коррекция должна проходить комплексно и систематически; Необходимо учитывать специфику дефекта, индивидуальные и возрастные особенности; Коррекция познавательной деятельности УО детей проводится преимущественно в форме игр и упражнений; Инструкции детям с УО даются простой и доступной форме; Большое внимание уделяется систематическому повторению.
9. Специфика психологической коррекции познавательной деятельности детей с ЗПР.
Специфические особенности памяти детей с ЗПР:1. Снижение объема памяти и скорости запоминания;2. Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме;3. Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме;4. Преобладание наглядной памяти над словесной;5. Снижение произвольной памяти;6. Нарушение механической памяти.
Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста
... 1. Теоретические основы изучения воображения детей дошкольного возраста 1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения детей дошкольного возраста «Философская энциклопедия» определяет воображение как психическую деятельность, заключающуюся в осознании ...
Особенности внимания:- Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. — Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.- Узкий объем внимания.
У детей наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. На этапе начала систематического обучения у детей с ЗПР выявляется неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.
Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия — все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.
Нарушены: — Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);- Сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);- Классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений:- Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов, то есть от частного к общему).-Дедукция (от общего к частному).
Психологическая коррекция — это психологическое воздействие на структуру психической деятельности с целью исправления или ослабления дефектов в развитии.
Коррекционную работу можно разделить на два этапа. На первом — предлагается помощь детям раннего возраста группы риска с целью профилактики появления вторичных нарушений. Внимание концентрируется на системе психолого-педагогических средств и комплексе коррекционных мероприятий. Второй этап отличается специализированной помощью, учитывающей структуры дефекта и специфику проявления вторичных нарушений в процессе учебной деятельности.
При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.
Коррекционно-развивающая программа включает в себя коррекцию познавательного развития детей, коррекция эмоционального развития детей, развитие произвольности в любом виде деятельности.
12. Психологический анализ урока.
Анализ урока, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение, прежде всего, для самопознания, саморазвития преподавателя, проводившего занятие. Анализ урока дает ему возможность посмотреть на себя со стороны и переосмыслить, оценить урок в целом и каждый его компонент в отдельности.
Анализ урока обычно проводится с общепсихологических позиций принципа развивающего и воспитывающего обучения. Разграничивают три плана психологического анализа урока. Первый план – это анализ, относящийся к воспитанию, развитию личности учащегося, формированию его мировоззрения, нравственности в процессе обучения. Этот план входит частью в общепедагогический разбор урока, где рассматривается его соответствие общеобразовательным и воспитательным целям современного образования.
Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего ...
... работа по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении .1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ №168 по социально- педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста ...
Второй план тесно соотносится с методическим разбором урока: обоснованием его целей, содержания, организации и т. д. В ходе анализа рассматривается, насколько урок соответствует уровню подготовки учащихся и их интеллектуальному развитию. Анализируются психологическая природа усвоения учебного материала, развития интеллектуальной активности обучаемых в учебном процессе, соответствие приемов и способов работы возрастным и индивидуально-психологическим особенностям учащихся. Третий план анализа урока имеет 2 адресатов: первый – это ученик как субъект учебной деятельности, как субъект педагогического общения с другими учениками, с преподавателем. Вторым адресатом является преподаватель. В этом случае психологического анализа урока задействован механизм рефлексии, т.е. осознания, осмысления, вербализации собственного внутреннего мира человека (мотивов, состояний, направленности личности, уровня притязаний, протекания собственной деятельности, ее успеха и т. д.).
В настоящее время выделены три уровня психологического анализа урока: предваряющий, текущий и ретроспективный.
Предваряющий психологический анализ урока осуществляется на этапе подготовки преподавателя к уроку. Предварительно анализируя урок, преподаватель осмысленно и целенаправленно использует теоретические знания из области общей, педагогической, возрастной, социальной психологии. На этом этапе перед преподавателем встают основные психологические проблемы организации учебного процесса. Их решение связано с тем, что «учение как творческое усвоение, приобретение знаний зависит от трех факторов – от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают». (В.А. Крутецкий).
Рассмотрим эти факторы:
Первый фактор, оказывающий влияние на процесс обучения – это учебный предмет и его специфика. Второй фактор, влияющий на усвоение знаний, – индивидуально-психологические и профессиональные особенности личности преподавателя. Для преподавателя психологии наиболее ценными являются коммуникативные качества, хороший контакт с группой и положительный эмоциональный климат в коллективе. Иначе говоря, специфика учебного предмета сама влияет на значимость тех или иных педагогических качеств. Третий фактор – личность учащегося, его возрастные и индивидуально-психологические особенности, его умственное развитие, эмоционально-волевая регуляция, его склонности и интересы, его отношение к учению, особенности усвоения учебного материала.
Предварительно анализируя планируемый урок, важно соотносить его с конкретной группой, особенности которой известны преподавателю.
Текущий психологический анализ преподаватель проводит в конкретной ситуации урока. Конечно, эффективность урока во многом определяется тщательностью подготовки к нему, точностью, правильностью его проектирования. Тем не менее конкретная ситуация урока таит в себе много неожиданного, непредвиденного. И успех урока в значительной степени зависит от быстроты реакции преподавателя, умения проанализировать возникшую обстановку, сориентироваться в ней, гибко изменяя план урока в зависимости от ситуации. Умение осуществлять текущий анализ урока служит показателем профессионально-педагогического мастерства.
Ретроспективный психологический анализ – это завершающий этап деятельности преподавателя. Сопоставление плана (замысла) урока с его реализацией позволяет преподавателю оценить правильность выбранных им для обоснования урока теоретических посылок, выявить его достоинства и недостатки, выявить отклонения от плана, наметить пути устранения слабых сторон. Такой анализ позволяет понять причины (позитивные или негативные) изменения хода урока – виноват ли сам преподаватель, учащиеся или ситуация.
Таким образом, психологический анализ урока – это многостороннее явление, позволяющее преподавателю мысленно охватить весь процесс обучения и в то же время представить каждый его момент. Психологический анализ урока – это средство, с помощью которого формируется и развивается педагогическое самосознание преподавателя, совершенствуется его педагогическое мастерство.
13. Игра как форма коррекционной работы в развитии познавательной деятельности ребенка. Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и искусства. В ней как в особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Игра широко используется как форма коррекционной работы с детьми дошкольного и младше школьного возраста. Важным условием результативности использования игр является соблюдение последовательности от легких к более сложным. Необходимо учитывать следующие принципы: повторяемость, доступность, постепенность выполнений заданий. Игра влияет на развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).
Игра требует от ребёнка включённости в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен запоминать, какой камешек (щепочка, кусочек бумаги и пр.) что обозначает; он должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или воображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой. Таким образом, в игре формируется произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели. Побор игр для развития познавательных процессов должны учитывать следующие условия: учет индивидуальных возможностей детей; стимулирование интеллектуальной активности во всех видах деятельности и во всех формах; развитие познавательных процессов должно быть систематическим. Пример: «Найди отличия» Цель: развитие произвольного внимания, переключение, концентрации и распределение внимания. Оборудований карточка с изображением двух картинок, имеющих различия. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
14. Загадки как форма коррекционной работы в развитии познавательной деятельности ребенка, их функциональная направленность в психокоррекции. Загадка — жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.Загадки способствуют: активизации внимания, памяти; развивают наглядно-образное мышление в ситуациях, когда разговор идет о каком-то пройденном материале или изучении нового материала, нов сопровождении наглядности; развитию словесно-логического мышления, когда загадка требует не только отгадки, а требует логического объяснения или обобщения. Типы загадок: 1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например: Он и сочен, и душист, а снаружи золотист. Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я. (Апельсин) 2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному – двум признакам восстановить целостный образ) Голубая простыня весь свет одевает. (Небо) 3. В загадку включено отрицательное сравнение: Не зверь, не птица, а нос, как синица. (Комар) 4. Загадки, в описании которых использованы метафоры: Рукавом взмахнул – деревья пригнул. (Ветер) 5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего: а) Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово: Мой первый слог – предлог, и во втором мы проживем все лето, А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача); б) Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово: С «Ч» — над морем я летаю, С «Г» — в машинах я бываю. (Чайка-Гайка); в) Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос): Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила); г) Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза): Известное я блюдо, когда прибавишь «М», Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха).
15. Ощущение как первичный психический познавательный процесс, его психологическая природа. Место и роль в познавательной деятельности ребенка. Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Физиологической основой ощущения является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: периферического (рецептора), проводящих нервных путей; корковых отделов анализатора (центральных, кора головного мозга).
Общие свойства ощущений: качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений; интенсивность является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора; длительность ощущения есть его временная характеристика. Основные виды ощущений: кожные или тактильные (рецепторы в коже и слизистых оболочках прикосновения, температура, боль); вкусовые и обонятельные (рецепторы вкусовые луковицы на языке, а обонятельные клетки в слизистой обонятельной области); слуховые (различают все звуки на музыкальные и шумы); Зрительные — свет и цвет; прориоцептивные – равновесия и движения (рецепторы во внутреннем ухе).
Ощущения являются источником наших знаний о мире и о нас самих. С помощью органов чувств человеческий организм в виде ощущений получает разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают в мозг. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. Ощущения и возникающие на их основе восприятия составляют чувственную основу познания. Это ступень чувственного отражения действительности, когда знания о мире непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств. Для ощущений характерно отражение отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем.
21. Мышление – высший психический познавательный процесс, его место и роль в познавательной деятельности человека
Мышление-это обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности, ее устойчивых закономерностей, свойств, связей в понятиях. Это процесс познания объективной реальности, связанный с речью и направленный на разрешение создавшейся проблемной ситуации.
Мышление есть многоступенчатый переход от общего к единичному и, наоборот.
Суть данного процесса заключается в порождении знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление в структуре психики личности относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. В процессе исторического развития сознания очень существенное место занимает развитие мышления, с которым прежде всего связана сознательность человека.Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.Формирование механизмов мышления является основой развивающего обучения.
Признаки мышления: опосредованное познание предметов объективной реальности; обобщенное отражение действительности; всегда связано с решение задачи. Наиболее ярко оно проявляется при возникновении проблемной ситуации. Работа мышления начинается с вопроса, ответ на который является его целью. Ответ на поставленный вопрос находится с помощью определенных умственных операций; мышление неразрывно связано с речью, мысль облекается в речь (внутренняя речь).
Речь-орудие мышления.
Мышление человека полиморфно(разнообразие видов) и представляет собой общность строения внешней практической предметной и теоретической(мыслительной) деятельности.
Функции мышления, его значимость в жизнедеятельности человека: установление всеобщих связей; понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений; обобщение свойств однородной группы явлений и др.
Виды мышления: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое(абстрактное); репродуктивное(воспроизводящее); продуктивное(творческое); теоретическое; практическое.
22. Воображение ребенка и его роль в познавательной сфере и деятельности.
Воображение-это процесс создания нового образа из материалов, сохранившихся в виде представлений от прошлых восприятий. Это создание нового в форме идеального. Характерной чертой воображения является необходимость постоянного соотнесения нового образа с практикой, что позволят убедиться в его правильности и полезности. Соотнесение нового образа с практикой проверяет его качество, указывает на наличие дефекта, и является стимулом для дальнейшего развития воображения в процессе деятельности. Процесс воображения носит аналитико-синтетический хар-р. Сущность: преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности.
Виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.
Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К 1 классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображением.
Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредственное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль.Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков . Воображение ребенка содержательно, связано с познавательной деятельностью, с образами, которые он получает из разных источников информации, а эмоционально — с теми переживаниями, которые вызывала информация у самого ребенка или отношения к нему сверстников и взрослых; Начиная со старшего дошкольного возраста, необходимо учить детей воплощать свои мысли в образах воображения, связанных с определенными эмоциями; для воспитания и развития воображения большое значение имеет расширение и обогащение запаса знаний детей.