Тема 14. Познание. Познавательная сфера личности: Речь

http://www.pirao.ru/strukt/lab gr/1-ps- Лаборатория психологических основnot.html новых образовательных технологий ПИ

РАО

http://www.pirao.ru/strukt/lab gr/1-ps- Лаборатория психологических основnot.html новых образовательных технологий ПИ

РАО

Семинар 16.

(2 часа)

Образовательные задачи:

  1. Освоение системы научных понятий (знаний) о видах, свойствах, функциях речи.
  2. Формирование умения использовать различные формы устной коммуникации впрофессиональной деятельности.
  3. Овладение методами и приемами развития собственной речи.

Вопросы для обсуждения и предполагаемые технологии (методы) работы:

1. Отличие речи человека как средства общения от сигналов животных {управляемаядискуссия).

  1. Взаимосвязь речи и мышления (круглый стол).
  2. Виды речи {сообщения по итогам самостоятельной работы)
  3. Функции речи {групповаяработа с последующим пленарным обсуждением).
  4. Почему речь называется основным средством общения? (психологическое эссе).

Материалы для текущего контроля

  1. Опорные конспекты фрагмента работы Л. С. Выготского.
  2. Тезисы выступления.
  3. Психологическое эссе.
  4. Участие в дискуссии.

Литература

Обязательная

  1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. Мышление и речь. Гл. 6, $ 3 / Л. С.Выготский. -М.: Педагогика, 1982, С. 236−241.
  2. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб: Питер, 2011, С. 333 — 354.

Дополнительная

13 стр., 6102 слов

Развитие представлений о речи в работах Л.С. Выготского и Ж. Пиаже

Развитие представлений о речи в работах Л.С. Выготского и Ж. Пиаже» ВВЕДЕНИЕ Прежде чем приступить к рассмотрению дискутирующих теорий необходимо понять, что же такое речь и почему она занимает ключевую позицию в поставленной теме. Итак, что же такое речь? По Зинченко, например, речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, и речевое общение осуществляется по законам ...

1. Общая психология: в 7 т.: Т. 2.: Ощущение и восприятия / Гусев А. Н. — М.: Академия, 2007.

  1. Общая психология: учебник / Под общ. Ред. Проф. А. Карпова. — М.: Гардарики, 2005.
  2. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  3. Филатов, Ф. Р. Общая психология / Ф. Р. Филатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

http://www.pirao.ru/strukt/lab gr/1- Лабораторию профессионального

prof.html развития личности ПИ РАО

38

РАО

http://www.pirao.ru/strukt/lab gr/1-ps- Лаборатория психологических основnot.html новых образовательных технологий ПИ

РАО

Семинар 15.

Тема 14. Познание. Познавательная сфера личности: Воображение (2 часа)

Образовательные задачи:

1. Освоение системы научных понятий (знаний) о видах воображения, механизмахпереработки представлений в воображаемые образы, приемах создания образов, индивидуальных особенностях воображения.

  1. Формирование умения самостоятельно анализировать учебную и научнуюинформацию, обобщать и логически грамотно излагать материал по теме семинара.
  2. Овладение навыками и способами проектной деятельности как компонентапрофессиональной компетентности.

Вопросы для обсуждения и предполагаемые технологии (методы) работы:

  1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности (дискуссия— круглый стол по предложенным вопросам).
  2. Виды воображения (презентация индивидуальных проектных разработок).
  3. Условия актуализации и развития воображения (проектный метод: создатьоригинальный проект школы будущего). .

Материалы для текущего контроля:

1 стр., 458 слов

Общая психология Г. Г. Черменская (вариант1)

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Сознание Существует 3 взгляда на сознательное и бессознательное: Существует сознание и существует бессознательное Никакого разделение между сознательным и бессознательным нет. Экзистенциальный – направление в философии мысли Европы после Второй мировой войны (человек – есть его опыт). Когда происходит явное нарушение, как бы правильного поведения, можно говорить о бессознательном ...

  1. Опорные конспекты глав учебника А. Г. Маклакова «Общая психология»
  2. Обобщающее резюме по результатам дискуссии.
  3. Групповая презентация проекта школы будущего.

Литература

Обязательная

  1. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб: Питер, 2011, С. 283 — 298.
  2. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2006, С. 414 — 425. ;|

Дополнительная

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М.:Просвещение, 1991.
  2. Общая психология: в 7 т.: Т. 2.: Ощущение и восприятия / Гусев А. Н. — М.: Академия, 2007.
  3. Общая психология: учебник / Под общ. Ред. Проф. А. Карпова. — М.: Гардарики, 2005.
  4. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  5. Филатов, Ф. Р. Общая психология / Ф. Р. Филатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

http://www.pirao.ru/strukt/labgr/l- Лабораторию профессионального

prof.html развития личности ПИ РАО

■ •

4 ■*

37 *

not.html новых образовательных технологий ПИ

РАО

http ://www.pirao .ru/strukt/lab gr/1-ps- Лаборатория психологических основnot.html новых образовательных технологий ПИ

РАО

Семинар 14.

Тема 14. Познание. Познавательная сфера личности:

Память (2 часа)

Образовательные задачи:

  1. Освоение знаний об основных характеристиках и видах процессов памяти.
  2. Формирование умения создавать психолого-педагогические условия для эффективногозапоминания учебного материала.
  3. Овладение навыками и способами организации проектной деятельности как компонентапрофессиональной компетентности.

Вопросы для обсуждения и предполагаемые технологии (методы) работы:

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.В науку она была введена в18 в. немецким ...

  1. Основные виды памяти {выступления студентов).
  2. Закономерности работы памяти {групповая работа с последующей презентацией).
  3. Основные процессы и механизмы памяти {анализ конкретных ситуаций)

Формы текущего контроля:

  1. Обобщающее резюме по результатам дискуссии.
  2. Участие в групповой работе
  3. Групповая презентация рекомендаций

Литература

Обязательная

  1. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб: Питер, 2011, С. 247 — 283.
  2. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2006, С. 401 — 411.

Дополнительная

  1. Общая психология: в 7 т.: Т. 2.: Ощущение и восприятия / Гусев А. Н. — М.: Академия, 2007.
  2. Общая психология: учебник / Под общ. Ред. Проф. А. Карпова. — М.: Гардарики, 2005.
  3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  4. Филатов, Ф. Р. Общая психология / Ф. Р. Филатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

http://www.pirao.ru/strukt/lab gr/1- Лабораторию профессионального

prof.html развития личности ПИ РАО

ii

http ://www.pirao .ru/strukt/lab gr/1-ps- Лаборатория психологических основnot.html новых образовательных технологий ПИ

13 стр., 6350 слов

Понятие о психологии. Общая психология

Психология для всех Библиографический указатель       Выполнила: Смелова Е.С., ИДбд-11 Приняла: Веркова М.В       Ульяновск, 2012 В данном библиографическом указателе отобраны в основном научно-популярные книги, написанные профессиональными психологами, их отличает научная достоверность, полнота и глубина охвата рассматриваемых вопросов, доступное изложение материала. ...

36

http ://www.pirao .ru/strakt/lab_gr/l-ps- Лаборатория психологических основnot.html новых образовательных технологий ПИ

РАО

Семинар 13.

Мышление (2 часа)

Образовательные задачи:

1. Освоение знаний об основных характеристиках мышления, основных видымыслительных операций.

2. Формирование умения самостоятельно анализировать учебную и научнуюинформацию, обобщать и логически грамотно излагать материал по теме семинара.

3. Овладение навыками и способами организации проектной деятельности как компонента

профессиональной компетентности.

Вопросы для обсуждения и предполагаемые технологии (методы) работы:

  1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности (дискуссия — круглыйстол).
  2. Основные формы мышления и виды мыслительных операций. Репродуктивное итворческое мышление (терминологический диктант по материалам семинарской исамостоятельной работы).
  3. Основные виды мыслительных операций (групповой проект по разработке учебныхзаданий).

Материалы для текущего контроля:

  1. Тезисы выступления.
  2. Терминологический диктант.
  3. Групповая презентация по проектированию учебных заданий.

Литература

Обязательная

  1. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб: Питер, 2011, С. 298 — 333.
  2. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2006, С. 430 — 452.

Дополнительная

  1. Общая психология: в 7 т.: Т. 2.: Ощущение и восприятия / Гусев А. Н. — М.: Академия, 2007.
  2. Общая психология: учебник / Под общ. Ред. Проф. А. Карпова. — М.: Гардарики, 2005.
  3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  4. Филатов, Ф. Р. Общая психология / Ф. Р. Филатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

http ://www.pirao .ru/strukt/lab gr/1- Лабораторию профессионального

14 стр., 6580 слов

1. Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии в системе наук

Психология – наука, изучающая психику, т.е. способность живых организмов к отражению окружающей действительности (применимо и к чел-ку и к животному). Психология – наука изучающая сущность и закономерность развития психики (наука о душевной или психической жизни). Психическая жизнь – сложный, внутренний мир индивида, особая психическая реальность. В данном значении применяется только к чел-ку. ...

prof.html развития личности ПИ РАО

http://www.pirao.ru/strukt/labgr/l-ps- Лаборатория психологических основ

35

Семинар 12.

Внимание. (2 часа)

Образовательные задачи:

  1. Освоение системы научных понятий (знаний) о познавательной сфере человека, обособенностях внимания как психического процесса.
  2. Формирование умения анализировать собственную познавательную деятельность васпекте смысловой сферы личности.
  3. Овладение способами осуществления психолого-педагогической поддержки исопровождения с целью оптимизации собственной познавательной деятельности.

Вопросы для обсуждения и предполагаемые технологии (методы) работы:

  1. Внимание как психический феномен. Основные характеристики внимания{управляемая дискуссия на заданную теме).
  2. Виды внимания и их сравнительная характеристика:
  • непроизвольное внимание и побуждающие его факторы;
  • особенности произвольного внимания;
  • послепроизвольное внимание (анализ конкретных ситуаций — чтение и обсуждениеряда жизненных ситуаций, актуализирующих тот или иной вид внимания).

3. Основные свойства внимания, их развитие (групповая работа проектированиюпсихолого-педагогических рекомендаций учителям и родителям).

Материалы для текущего контроля:

  1. Тезисы выступления.
  2. Обобщающее резюме по результатам дискуссии.
  3. Групповая презентация по проектированию психолого-педагогических рекомендацийучителям и родителям по работе с детьми с некоторыми особенностями внимания

Литература

3 стр., 1216 слов

Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности Narcissism and Character Transformation. The psychology of Narcissistic

Натан Шварц-Салант Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности Narcissism and Character Transformation. The psychology of Narcissistic Character Disorders НФ Класс, 2007 год ISBN: 978-5-86375-142-8 Количество страниц: 296, ил. Содержание 7..............Предисловие к русскому изданию 11...........Предисловие 13........Введение 13...................1. ...

Обязательная

  1. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб: Питер, 2011, С. 354 — 373.
  2. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2006, С. 227 — 233.

Дополнительная

  1. Общая психология: в 7 т.: Т. 2.: Ощущение и восприятия / Гусев А. Н. — М.: Академия, 2007.
  2. Общая психология: учебник / Под общ. Ред. Проф. А. Карпова. — М.: Гардарики, 2005.
  3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  4. Филатов, Ф. Р. Общая психология / Ф. Р. Филатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

http://www.pirao.ru/strukt/lab gr/1- Лабораторию профессионального

prof.html развития личности ПИ РАО

http://www.pirao.ru/strukt/lab gr/1-ps- Лаборатория психологических основnot.html новых образовательных технологий ПИ

РАО

34