Тема 14. Познание. Познавательная сфера личности: Речь

http://www.pirao.ru/strukt/lab gr/1-ps- Лаборатория психологических основnot.html новых образовательных технологий ПИ

РАО

http://www.pirao.ru/strukt/lab gr/1-ps- Лаборатория психологических основnot.html новых образовательных технологий ПИ

РАО

Семинар 16.

(2 часа)

Образовательные задачи:

  1. Освоение системы научных понятий (знаний) о видах, свойствах, функциях речи.
  2. Формирование умения использовать различные формы устной коммуникации впрофессиональной деятельности.
  3. Овладение методами и приемами развития собственной речи.

Вопросы для обсуждения и предполагаемые технологии (методы) работы:

1. Отличие речи человека как средства общения от сигналов животных {управляемаядискуссия).

  1. Взаимосвязь речи и мышления (круглый стол).
  2. Виды речи {сообщения по итогам самостоятельной работы)
  3. Функции речи {групповаяработа с последующим пленарным обсуждением)..
  4. Почему речь называется основным средством общения? (психологическое эссе).

Материалы для текущего контроля

  1. Опорные конспекты фрагмента работы Л. С. Выготского.
  2. Тезисы выступления.
  3. Психологическое эссе.
  4. Участие в дискуссии.

Литература

Обязательная

  1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. Мышление и речь. Гл. 6, $ 3 / Л. С.Выготский. -М.: Педагогика, 1982, С. 236-241.
  2. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб: Питер, 2011, С. 333 — 354.

Дополнительная

13 стр., 6102 слов

Развитие представлений о речи в работах Л.С. Выготского и Ж. Пиаже

... отдельности. Итак, начнём с теории эгоцентрической речи Ж. Пиаже ЦЕЛЬ РАБОТЫ: теоретический анализ проблемы речи в работах Л. С. Выготского и Ж. Пиаже. ЗАДАЧИ: - рассмотреть теории ... языкового материала внутренних психологических состояний. Таким образом, исследования взаимосвязи речи и мышления, проведенные в рамках работ Л.С. Выготского, Ж.Пиаже и других исследователей - актуальны и сегодня. ...

1. Общая психология: в 7 т.: Т. 2.: Ощущение и восприятия / Гусев А. Н. — М.: Академия,2007.

  1. Общая психология: учебник / Под общ. Ред. Проф. А. Карпова. — М.: Гардарики, 2005.
  2. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  3. Филатов, Ф. Р. Общая психология / Ф. Р. Филатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

http://www.pirao.ru/strukt/lab gr/1- Лабораторию профессионального

prof.html развития личности ПИ РАО

38

РАО

http://www.pirao.ru/strukt/lab gr/1-ps- Лаборатория психологических основnot.html новых образовательных технологий ПИ

РАО

Семинар 15.

Тема 14. Познание. Познавательная сфера личности: Воображение (2 часа)

Образовательные задачи:

1. Освоение системы научных понятий (знаний) о видах воображения, механизмахпереработки представлений в воображаемые образы, приемах создания образов,индивидуальных особенностях воображения.

  1. Формирование умения самостоятельно анализировать учебную и научнуюинформацию, обобщать и логически грамотно излагать материал по теме семинара.
  2. Овладение навыками и способами проектной деятельности как компонентапрофессиональной компетентности.

Вопросы для обсуждения и предполагаемые технологии (методы) работы:

  1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности (дискуссия— круглый стол по предложенным вопросам).
  2. Виды воображения (презентация индивидуальных проектных разработок).
  3. Условия актуализации и развития воображения (проектный метод: создатьоригинальный проект школы будущего). .

Материалы для текущего контроля:

  1. Опорные конспекты глав учебника А. Г. Маклакова «Общая психология»
  2. Обобщающее резюме по результатам дискуссии.
  3. Групповая презентация проекта школы будущего.

Литература

Обязательная

  1. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб: Питер, 2011, С. 283 — 298.
  2. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология / А. В. Петровский, М. Г.Ярошевский. — М.: Академия, 2006, С. 414 — 425. ;|

Дополнительная

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М.:Просвещение, 1991.
  2. Общая психология: в 7 т.: Т. 2.: Ощущение и восприятия / Гусев А. Н. — М.: Академия,2007.
  3. Общая психология: учебник / Под общ. Ред. Проф. А. Карпова. — М.: Гардарики, 2005.
  4. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  5. Филатов, Ф. Р. Общая психология / Ф. Р. Филатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

http://www.pirao.ru/strukt/labgr/l- Лабораторию профессионального

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, ... психика человека. Основная задача изучение законов психической деятельности человека. Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, ...

prof.html развития личности ПИ РАО

■ •

4 ■*

37 *

not.html новых образовательных технологий ПИ

РАО

http ://www.pirao .ru/strukt/lab gr/1-ps- Лаборатория психологических основnot.html новых образовательных технологий ПИ

РАО

Семинар 14.

Тема 14. Познание. Познавательная сфера личности:

Память (2 часа)

Образовательные задачи:

  1. Освоение знаний об основных характеристиках и видах процессов памяти.
  2. Формирование умения создавать психолого-педагогические условия для эффективногозапоминания учебного материала.
  3. Овладение навыками и способами организации проектной деятельности как компонентапрофессиональной компетентности.

Вопросы для обсуждения и предполагаемые технологии (методы) работы:

  1. Основные виды памяти {выступления студентов).
  2. Закономерности работы памяти {групповая работа с последующей презентацией).
  3. Основные процессы и механизмы памяти {анализ конкретных ситуаций)

Формы текущего контроля:

  1. Обобщающее резюме по результатам дискуссии.
  2. Участие в групповой работе
  3. Групповая презентация рекомендаций

Литература

Обязательная

  1. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб: Питер, 2011, С. 247 — 283.
  2. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология / А. В. Петровский, М. Г.Ярошевский. — М.: Академия, 2006, С. 401 — 411.

Дополнительная

  1. Общая психология: в 7 т.: Т. 2.: Ощущение и восприятия / Гусев А. Н. — М.: Академия,2007.
  2. Общая психология: учебник / Под общ. Ред. Проф. А. Карпова. — М.: Гардарики, 2005.
  3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  4. Филатов, Ф. Р. Общая психология / Ф. Р. Филатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

http://www.pirao.ru/strukt/lab gr/1- Лабораторию профессионального

prof.html развития личности ПИ РАО

ii

13 стр., 6350 слов

Понятие о психологии. Общая психология

... науки: Общее понятие о психологии. История психологии. Классики психологической науки. Психология личности. Социальная психология. Общее понятие о социальной психологии. Межличностное общение. Возрастная и педагогическая психология. Внутри ... стандарту ГОСТ 7.1-2003.   Учебники и учебные пособия Понятие о психологии. Общая психология 1. Боно де Э. Шесть фигур мышления [Текст] : учебник ...

http ://www.pirao .ru/strukt/lab gr/1-ps- Лаборатория психологических основnot.html новых образовательных технологий ПИ

36

http ://www.pirao .ru/strakt/lab_gr/l-ps- Лаборатория психологических основnot.html новых образовательных технологий ПИ

РАО

Семинар 13.

Мышление (2 часа)

Образовательные задачи:

1. Освоение знаний об основных характеристиках мышления, основных видымыслительных операций.

2. Формирование умения самостоятельно анализировать учебную и научнуюинформацию, обобщать и логически грамотно излагать материал по теме семинара.

3. Овладение навыками и способами организации проектной деятельности как компонента

профессиональной компетентности.

Вопросы для обсуждения и предполагаемые технологии (методы) работы:

  1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности (дискуссиякруглыйстол).
  2. Основные формы мышления и виды мыслительных операций. Репродуктивное итворческое мышление (терминологический диктант по материалам семинарской исамостоятельной работы).
  3. Основные виды мыслительных операций (групповой проект по разработке учебныхзаданий).

Материалы для текущего контроля:

  1. Тезисы выступления.
  2. Терминологический диктант.
  3. Групповая презентация по проектированию учебных заданий.

Литература

Обязательная

  1. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб: Питер, 2011, С. 298 — 333.
  2. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология / А. В. Петровский, М. Г.Ярошевский. — М.: Академия, 2006, С. 430 — 452.

Дополнительная

  1. Общая психология: в 7 т.: Т. 2.: Ощущение и восприятия / Гусев А. Н. — М.: Академия,2007.
  2. Общая психология: учебник / Под общ. Ред. Проф. А. Карпова. — М.: Гардарики, 2005.
  3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  4. Филатов, Ф. Р. Общая психология / Ф. Р. Филатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

http ://www.pirao .ru/strukt/lab gr/1- Лабораторию профессионального

prof.html развития личности ПИ РАО

http://www.pirao.ru/strukt/labgr/l-ps- Лаборатория психологических основ

35

Семинар 12.

Внимание. (2 часа)

Образовательные задачи:

  1. Освоение системы научных понятий (знаний) о познавательной сфере человека, обособенностях внимания как психического процесса.
  2. Формирование умения анализировать собственную познавательную деятельность васпекте смысловой сферы личности.
  3. Овладение способами осуществления психолого-педагогической поддержки исопровождения с целью оптимизации собственной познавательной деятельности.

Вопросы для обсуждения и предполагаемые технологии (методы) работы:

6 стр., 2782 слов

Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация ...

... переходит во внутреннее,психическое отражение и становится регулятором нашей дея- тельности.    Психология изучает общие закономерностипсихических процессов и своеобразие их протеканияв зависимости от условий деятельности и от ...

  1. Внимание как психический феномен. Основные характеристики внимания{управляемая дискуссия на заданную теме).
  2. Виды внимания и их сравнительная характеристика:
  • непроизвольное внимание и побуждающие его факторы;
  • особенности произвольного внимания;
  • послепроизвольное внимание (анализ конкретных ситуаций — чтение и обсуждениеряда жизненных ситуаций, актуализирующих тот или иной вид внимания).

3. Основные свойства внимания, их развитие (групповая работа проектированиюпсихолого-педагогических рекомендаций учителям и родителям).

Материалы для текущего контроля:

  1. Тезисы выступления.
  2. Обобщающее резюме по результатам дискуссии.
  3. Групповая презентация по проектированию психолого-педагогических рекомендацийучителям и родителям по работе с детьми с некоторыми особенностями внимания

Литература

Обязательная

  1. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб: Питер, 2011, С. 354 — 373.
  2. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология / А. В. Петровский, М. Г.Ярошевский. — М.: Академия, 2006, С. 227 — 233.

Дополнительная

  1. Общая психология: в 7 т.: Т. 2.: Ощущение и восприятия / Гусев А. Н. — М.: Академия,2007.
  2. Общая психология: учебник / Под общ. Ред. Проф. А. Карпова. — М.: Гардарики, 2005.
  3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  4. Филатов, Ф. Р. Общая психология / Ф. Р. Филатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

http://www.pirao.ru/strukt/lab gr/1- Лабораторию профессионального

prof.html развития личности ПИ РАО

http://www.pirao.ru/strukt/lab gr/1-ps- Лаборатория психологических основnot.html новых образовательных технологий ПИ

РАО

34