22. Типичные проблемы подростка

1. Школьные фобии, которые исчезли в 10−13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.

2. Поведенческие и эмоциональные расстройства. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков. Негативизм. Ребенок враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Характерные черты этого возраста — чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.

3. Снижение продуктивности в учебной деятельности. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение).

То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это четвертый период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека).

23.Особенности коррекции в подростковом возрасте

У подростков обычно не применяется такая форма психологической поддержки, как психологическая коррекция, осуществляемая по инициативе взрослых: родителей или педагогов. Индивидуальная помощь может осуществляться по запросу самого подростка. Соответственно теряется значимость психологической диагностики, поскольку ее результаты не служат основаниями для организации психологической помощи.

С подростками чаще проводят групповую коррекционную работу. В младшем и среднем подростковом возрасте групповые развивающие занятия. В старшем подростковом возрасте могут проводиться уроки психологии или же занятия профориентационной направленности.

3 стр., 1345 слов

ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретический аспект эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….5 1.1. Особенности развития эмоций в дошкольном возрасте…………………...5 1.2. Роль и значение игры в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….8 Глава 2. Рекомендации для развития эмоционального ...

Особую значимость приобретает консультирование родителей подростков, потому что значительная часть трудностей подростка связана с процессом отделения их от семьи и становлением самостоятельности.

24.Факторы риска нарушения психологического здоровья в подростковом возрасте

  1. эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.
  2. эмоциональное потворство. Ребенок — центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи». Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от «обидчиков». Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
  3. авторитарный контроль. Воспитание — главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в маниплировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально не-приемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.
  4. потворствующее невмешательство.

    Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.

  5. Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.

25.Особенности интеллектуального и эмоционального развития детей с дцп

  1. нарушения развития речи (дизартрия, позднее формирование моторной стороны речи, правильности произношения, запаздывание в появлении первых слов и фразовой речи, замедленное расширение словаря, моторной алалии).
  2. недостаточность пространственного гнозиса, нарушениями зрительного восприятия в связи с двигательными расстройствами (недостаточность фиксации взора, конвергенции и т. д.).

    3 стр., 1145 слов

    Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами

    «Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами». У меня есть маленькая сестренка, ее зовут Аня, ей 2 года. Иногда, мои родители просят меня посидеть с ней, но, как известно, в моем возрасте куда интересней гулять с друзьями, чем сидеть с маленьким ребенком. Именно поэтому, спасением для меня стал телевизор. Включив любимый мультик Ани, я могла спокойно заниматься своими делами, ...

    У этих детей имеются трудности в формировании восприятия формы, в соотнесении элементов в пространстве (А. А. Добронравова, 1967), в правильном восприятии пропорций и перспективы (Ж. Ажуриагерра, 1960).

    Отмечается недоразвитие представлений и о схеме собственного тела (К. А. Семенова с соавт., 1968).

    Запаздывает формирование доминантности руки, понятий правого и левого. Отмечаются явления так называемой пальцевой агнозии: неспособность различать и обозначать свои пальцы (Ж. Ажуриагерра, 1960), иногда невозможность обозначать элементы лица. В связи с этим наблюдаются характерные особенности рисунка таких детей: неумение правильно изобразить лицо и руки.

  3. В дошкольном возрасте обращает внимание недоразвитие игровой деятельности.
  4. Позже страдает формирование школьных навыков: счета, письма и чтения. Трудности в освоении арифметики в значительной мере обусловлены недостаточностью пространственных функций (М. Б. Эйдинова, 1959; Е. И. Кириченко, 1965;, М. В. Ипполитова, 1967 и др.).

    Они проявляются в. нечеткости распознавания графического изображения цифр, смешении арифметических знаков. Характерна замедленность в усвоении числа и его разрядного строения. Нередки затруднения в узнавании и. воспроизведении геометрических фигур. Наблюдаются явления дисграфии в виде зеркальности, смешения сходных по написанию букв.

  5. В нарушении работоспособности большое значение имеют церебрастенические расстройства, однако расстройства внимания, трудности сосредоточения на задании могут быть также обусловлены и недостаточностью фиксации взора, затруднением в прослеживании за движущимися предметами.
  6. психическая истощаемость являются причиной задержки интеллектуального развития у многих детей с церебральными параличами. Эта задержка развития преодолевается специальной системой воспитания и обучения этих детей в соответствующих учреждениях.
  7. склонность к невротическим и неврозоподобным расстройствам, в первую очередь к страхам (высоты, закрытых дверей, темноты, новой обстановки и т. д.), повышенной пугливости в отношении неожиданных раздражителей (Р.Я.

    13 стр., 6174 слов

    Развитие ребенка 2

    Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие развития от всяких других изменений объекта? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах "меньше-больше". Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. ...

    Абрамович-Лехтман, 1965; Е.И. Кириченко, 1959; Е.И. Кириченко и О.А. Трифонов, 1965; 3.С. Калижнюк, 1972 и др.).

  8. задержка эмоционального развития в целом, которая, как правило, сочетается с вышеописанной задержкой интеллектуального развития. Проявления «органического инфантилизма» выступают в недостаточной дифференцированности эмоций даже в игровой деятельности, ее монотонности, слабости творчества, отсутствии инициативы и самостоятельности.
  9. Важное место в формировании у этих детей патологических свойств личности по дефицитарному типу, связанному прежде всего с двигательной недостаточностью, принадлежит явлениям депривации и гиперопеки.
  10. В результате двигательных ограничений, накладываемых болезнью, ребенок живет и развивается в пространственно весьма ограниченном мире. Это препятствует формированию развития многих видов взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Ограниченность контактов нередко способствует аутизации, формированию эгоцентрический установок, пассивности.

26.Принципы коррекции детей с дцп

При обследовании детей школьного возраста рекомендуется использование и психометрических методов, например методика Равена и Векслера. Опыт работы показывает целесообразность использования этих методов для детей с преимущественным поражением нижних конечностей с относительно сохранным развитием речи, как лексической, так и фонематической ее сторон

Принципы:

  1. Деятельностный принцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности доступной ребенку с ДЦП: предметно-практической, игровой, учебной деятельности.
  2. Принцип качественного анализа полученных данных психологического обследования. Это принцип, построенный на концепции Л. С. Выготского об опережающей роли обучения в процессе развития ребенка, является чрезвычайно важным при психологической диагностике аномального развития. Для психолога важен не только конечный результат выполнения тестового задания, а также способ работы ребенка, его умение переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение ребенка к заданию, собственная оценка результатов.
  3. Принцип личностного подхода. В процессе психологической диагностики психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом
  4. Принцип сравнительного подхода. При изучении аномального развития психолог должен правильно ориентироваться в особенностях психического развития здорового ребенка.
  5. Принцип комплексного подхода к диагностике психического развития аномального ребенка. Он включает в себя учет множества факторов, лежащих в основе аномального развития ребенка с ДЦП: клинических, педагогических, психологических, социально-психологических.

27.Коррекция эмоционального развития ребёнка с дцп.

Направление коррекции — смягчение эмоционального дискомфорта у детей и подростков, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность; коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Традиционно выделяется три вида направленности конфликта у детей:

  1. конфликт в рамках межличностных отношений. Отличаются повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональны реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительному поводу. По нашим данным, межличностные конфликты наблюдаются у детей с различными формами ДЦП и в значительной степени обусловлены не столько тяжестью церебрально-органического дефекта, сколько особенностями воспитания ребенка.
  2. интрапсихический конфликт (внутриличностный).

    Прослеживается повышенная тормозимость, слабовыраженная общительность. Эти дети глубоко переживают обиду, у большинства из них наблюдаются стойкие неврозоподобные реакции (энурез, страхи и пр.).

    Эти явления достаточно часто наблюдаются у детей с ДЦП, но в отличие от детей с неврозами они обусловлены не только наличием психогенных переживаний, но и церебрально-органической недостаточностью мозга.

  3. смешанный конфликт. Отличаются агрессивностью, импульсивностью. Опыт нашей работы показывает, что у подавляющего большинства детей с церебральным параличом наблюдается этот тип направленности конфликта.

28.Коррекция гностических процессов ребёнка с дцп

Методы: конструирование и рисование. Проводятся с четырехлетнего возраста, а если умственная отсталость (дебильность), то занятия можно начинать с шести-семилетнего возраста.

Конструирование

Обучение конструированию способствует умственному развитию ребенка, развивает его способность к точному расчленению целого на отдельные элементы, формирует глазомер у ребенка и положительно сказывается на произвольной регуляции процессов внимания и памяти.

Виды конструирования: конструирование по образцу, конструирование на заданную тему и свободное конструирование, конструирование по моделям.

Рисование

Четыре этапа:

На первом этапе обучают элементарным графическим движениям в вертикальном и в горизон­тальном направлениях по опорным точкам.

На втором этапе обучают произвольному управлению графическим движениям.

На третьем этапе перед началом рисования педагог совместно с ребенком обследует образцы и предлагает ему сконструировать их из готовых блоков. Например, при рисовании катушки ребенок фигуру из двух частей, обследует ее и после этого приступает к рисованию.

На четвертом этапе продолжается обучение детей изображе­нию предметов с натуры, а также включаются занятия по изобра­жению предметов по замыслу и представлению. На данном этапе Дети обучаются выделять в своих рисунках пространственные ха­рактеристики предметов: форму, величину, направление как поле зрительного, так и после осязательного их обследования

29.Цели и принципы коррекции при задержке психического развития у детей и подростков.

Цель коррекции: детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизаций их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность

Принципы:

  1. единства диагностики и коррекции.
  2. комплексный подход. Диагностическая часть программы включает медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое исследования ребенка с ЗПР, что позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции;
  3. динамичного изучения (согласно концепции Л.С. Выготского о двух уровнях интеллектуального развития ребенка — актуальном и потенциальном).

    Характер совместной деятельности ребенка со взрослым при усвоении новых способов, действий позволяет определить зону ближайшего развития, а значит и обучаемость;

  4. качественного анализа результатов обследования. Применение критериально-ориентированных методик позволяет определить уровень интеллектуально-эмоционального развития детей с ЗПР и отграничить данный вариант недоразвития от сходных состояний;
  5. учета закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционно-педагогической работы. Важно выявить качественное своеобразие психического развития детей с ЗПР, определить их уровень, чтобы выявить полноценную базу для коррекции и дальнейшего развития;
  6. единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка. В качестве основных условий развития можно назвать следующие:

а) максимальная реализация возрастных возможностей ребенка,

б) развитие индивидуальных особенностей ребенка,

в) создание благоприятного, эмоционального положительного фона, который определяется, прежде всего, продуктивным общением;

  1. единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;
  2. деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность ребенка является движущей силой развития, что ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
  3. учета формы и степени задержки психического развития. Например, у детей с психологическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной сферы учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается точное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим коррекционный процесс должен быть направлен на формирование этих психических процессов, на развитие навыков самоконтроля и регуляции деятельности.

30.Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами зпр

Три основных блока психокоррекционного процесса: мотивационный, регуляторный и блок контроля.

Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР

Наименование блока

Содержание

блока

Психокоррекционные задачи

Формы ЗПР

Мотивационный

блок

Неумение ребенка выделить, осознать и принять

цели действия

Формирование познавательных мотивов: создать проблемные учебные ситуации; стимулировать активность ребенка на занятии. Обратить внимание

на тип семейного воспитания.

Приемы:

Создание игровых учебных ситуаций; дидактические и развивающие игры.

Психофизический инфантилизм

Психогенные

формы ЗПР

Блок регуляции

Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию

Обучить ребенка планированию своей деятельности во времени Предварительно организовать ориентировки в заданиях Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности: Приемы: Обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию)

Соматогенные формы ЗПР

Органический инфантилизм

ЗПР церебрально-органического генеза

Блок контроля

Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения

Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности Обучить контролю в процессе деятельности Приемы: Дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; обучение конструированию и рисованию по моделям.

ЗПР церебрально-органического генеза

Соматогенная форма ЗПР

Психогенная форма ЗПР

31.Направления и основные задачи психологической коррекции детей с рда.

Принципы:

1. Комплексный подход. Привлечение специалистов различного профиля: детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, музыкального работника и других.

2. Учет степени выраженности эмоционального и интеллектуального дефекта у ребенка с РДА.

3. Уровневый подход к эмоциональной регуляции поведения аутичного ребенка, предложенный Лебединским В. В. с соавторами.

  1. Уровень полевой реактивности (аффективной пластичности).

    Связан с общим ощущением комфорта или дискомфорта. Задача этого уровня — организация аффективной преднастройки ребенка к активному контакту с окружающим миром.

  2. Уровень аффективных стереотипов. Оценка комфорта или дискомфорта в связи с нарушениями процесса удовлетворения потребности. Переживания связаны с удовлетворением потребности
  3. Уровень аффективной экспансии. Аффективные переживания третьего уровня связаны с достижением желаемого. Поиск путей преодоления трудностей; получение положительных тонизирующих пережива­ний, если преодоление удалось. Аффективные переживания этого уровня отличаются большой силой и напряженностью.
  4. Уровень аффективного (эмоционального) контроля. Налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми: формирование правил, норм взаимодействия с ними.

.

Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.

Направления коррекции:

  • ориентация аутичного ребёнка во внешний мир
  • обучение простым навыкам контакта
  • обучение ребенка более сложным формам поведения;
  • развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

В работах В. В. Лебединского с соавторами рассмотрены основные задачи психологической коррекции детей с РДА:

  1. Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком.
  2. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.
  3. Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.
  4. Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.
  5. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.)
  6. Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности.

32.Методические требования к коррекционным занятиям с детьми рда

Методические требования к занятиям:

  • любые задания должны предлагаться ребенку-аутисту в наглядной форме;
  • использовать недирективные игровые методы
  • объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями;
  • речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность;
  • не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом в процессе общения с ребенком целесообразно переходить на шепотную речь;
  • занятия необходимо проводить в одно и то же время и в одном и том же месте;
  • после выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка-аутиста требует обязательного поощрения. На дальнейших этапах психологической коррекции психолог усложняет деятельность ребенка, переходя к более сложным играм и упражнениям, направленным на формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) и произвольного поведения.
  • запрещается осуждение поведения ребенка в присутствии взрослых и других детей, рекомендуется использовать разнообразные прожективные методы и методы переключения. Например, ребенок с РДА в процессе занятий с кубиками постоянно разрушает постройки у других детей. Психолог вместе с ребенком строит и разрушает построенное и при этом эмоционально реагирует на падение кубиков возгласами «ух», «бух» и пр. Второй пример: у мальчика с РДА имели место навязчивые желания схватить за волосы присутствующих в группе. Когда он входил в группу, психолог предлагала ему погладить по голове себя и других детей и обращала внимание на то, что так он по-особенному приветствует присутствующих. Важно, чтобы ребенок не застревал на своих агрессивных действиях. Не рекомендуется делать прямые замечания ребенку, удалять его из группы. Все эти директивные методы могут только усугубить его агрессивные проявления.

33.Общая характеристика метода игротерапии. Виды и направления игротерапии.

Игротерапия — это метод психотерапии для детей и взрослых с помощью игр: ролевых и директивных. Термин был предложен нем. Психологом Мелани Кляйн, далее — Анна Фрейд (20-е годы 20 века) в рамках психоанализа. Гермина Худ-Хельмут впервые предложила игрушки.

Структура игры:

-роли,

— игровые действия,

— игровое употребление предметов,

— реальные отношения между играющими.

Цель игры: создание близких отношений между уч-ми группы, снятие напряженности.

Игра позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимает тревожность, снижает опасность социально значимых последствий.

Показания к применению игры:

— замкнутость,

— фобические реакции,

— агрессивное поведение,

— форимрование произвольной сферы.

Противопоказания: полный аутизм и шизофрения.

Корр. Механизмы:

— моделирование системы отношений в наглядно- действенной форме

— изменение позиции ребенка к разрешению проблемных ситуаций

— партнерские отношения, позитивное развитие лич-ти

— формир-ие произвольной сферы на основе сис-мы правил.

Методика проведения игры (по А. И. Захарову):

Игровой сеанс не более 30 минут (для детей сред. И стар. Дошк. Возр.), 2−3 раза в неделю — от неск. недель до неск. месяцев.

Этапы игротерапии по Захарову:

  1. Объединение детей в группу. Начинается с интересной совместной деят-ти.
  2. Домашнее задание: Подготовить рассказы, сказки и по очереди рассказать в группе (для детей).
  3. Игра, которая проводится на тему, которую предлагает психотерапевт — основной этап. Эти игры требует включение психолога: если ролевая, то необходимо раздать роли.
  4. Рефлексия, обсуждение.

II По функциям взрослого в игре:

  1. Недирективная терапия
  2. Директивная игротерапия

III По форме организации деятельности:

  1. Индивидуальная игротерапия (чаще всего с игрушками)
  2. Групповая игротерапия (раздаются какие-то роли)

IV По структуре используемого в игротерапии материала:

  1. Игротерапия с неструктурированным материалом (с песком, с водой, рисование пальцами).
  2. Игротерапия со структурированным материалом (игра в семью или игрушки, которые необходимо расставить в пространстве).

Направления игровой терапии

  1. Родительская терапия (обучение родителей навыкам игровой терапии).
  2. Игровая терапия со взрослыми.
  3. Приемы игровой терапии в семейной терапии (вовлекаем всех членов в коррекцию, это способствует воздействию сразу на всю игру).

34.Принципы игротерапии. Особенности игровой комнаты

  1. Безусловное принятие ребенка (дружеские, равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть).
  2. Недирективность в управлении коррекционным процессом (отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс, минимальность числа ограничений и лимитов).
  3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств, понять чувства ребенка и т. д.

Игровая комната и ее оснащение.

Площадь комнаты — не менее 27 м2.

Предпочтительны светлые тона, много света.

Игрушки и материалы:

  1. Игрушки из жизни (кукольное семейство, домик, марионетки).
  2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию (девочки — крокодил, солдатики, динозавры и т. д.; мальчикам — ружья, резиновые ножи).
  3. Игрушки для самовыражения и ослабления эмоций (подушки, вода, песок и т. д.).

35.Психогимнастика г. Юновой. Этапы психогимнастики.

Психогимнастика — это игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии, направленной на установление контакта, снятия напряжения, коррекции эмоционально-личностной сферы.

Юнова, основывала свой метод, опираясь на методе (приемах) психодрамы Морена, психогимнастика строится в виде игры, с использованием стихов и веселой музыки.

Цель — научить ребенка справляться с жизненными трудностями; ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, и что эмоциональные проблемы, вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием; в ходе занятий дети изучают различные эмоции, возможность ими управлять.

Этапы психогимнастики по Г. Юновой:

  1. Снятие напряжение (подготовительная фаза).

    Достигается с помощью различных вариантов бега, ходьбы, разбиться на команду, на пары и т. д.

  2. Пантомимическая фаза — применение пантомимики относительно стрессовых ситуаций.
  3. Заключительная фаза — закрепляется чувство принадлежности к группе и используются различного рода коллективные игры, танцы.

36.Психогимнастика м.И. Чистяковой. Схема и правила проведения занятий.

Психогимнастика по М.И. Чистяковой. Ее психогимнастика состоит из этюдов и игр под музыкальное сопровождение (51 музыкальная композиция).

Курс состоит из 20 занятий, длительность около трех месяцев, частота встреч — 2 занятия в неделю, длительность занятия от 25 мин. до 1,5 часа (между фазами делаются перерывы).

Схема занятия:

  1. Мимические и пантомимические этюды. Дети знакомятся с мимикой, жестом, позой походкой и умением выражать отдельные эмоциональные состояния (невербально).
  2. Идет перерыв несколько минут, где дети предоставлены сами себе, психолог не вмешивается в их общение.
  3. Чистякова предлагает призывать к занятиям детей по средством сигнала (хлопки, колокольчик).
  4. Вторая фаза — этюды и игры направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций (моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера).
  5. Третья фаза — этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом (коррекция настроения, определенных черт характера ребенка).

    В конце этой фазы идет подвижная игра.

  6. Последняя фаза — тренировка психомышечной тренировки. Цель — снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения.

Правила проведения занятий:

  1. Каждое занятие состоит из рядов этюдов (см. выше)
  2. Количество детей — не более 6 дошкольников, не более 8 младших школьников.
  3. Каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем могли принять участие все дети группы.
  4. Состав группы — нет смысла составлять группы по какому то одному признаку (дети с разными проблемами), НО в группе не должно быть больше 1 гиперактивного и более 1 аутичного ребенка, все остальные дети могут заниматься вместе, НО нужно разделять детей с нормальным развитием, умственно отсталых и ЗПР.
  5. В группу приглашаются 1−2 ребенка, не нуждающиеся в психогимнастике, а имеющие артистическую жилку и дети будут от него заражаться нужно эмоцией.
  6. Необходимо вести журнал, в котором указываются: причина приглашения ребенка на занятие, цель для каждого ребенка и цель для группы в целом.

37.Общая характеристика метода арттерапии. Цели арттерапии

Арт-терапия — древнейшая, естественная и творческая форма изучения внутренних сил человека, самораскрытия, снятия накопленного эмоционального напряжения

Арт-терапия (термин был введен в 1938 г. Андрианом Хиллом) — использование всех видов искусства, все чаще рассматривается как инструмент помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализация на практике таких функций, как адаптационная, коррекционная, профилактическая, регулятивная, реабилитационная, мобилизующая

Основная цель — гармонизация внутреннего состояния человека

Цели арттерапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам

2. Облегчить процесс лечения.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять

5. Наладить отношения между психологом и клиентом.

6. Развить чувство внутреннего контроля

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

8. Развить художественные способности и повысить самооценку

38.Виды арттерапи

Основные направления арт-терапии:

  • Музыкотерапия
  • Библиотерапия
  • Танцевальная терапия
  • Проективный рисунок
  • Сочинение историй
  • Сказкотерапия
  • Куклотерапия

39.Методы поведенческой психокоррекции.

В 1958 г. вышла книга австрийского психотерапевта Д. Вольпе «Психотерапия реципрокным торможением». В теории реципрокного торможения Вольпе речь идет о торможении тревожных реакций с помощью одновременного вызывания других реакций, которые с физиологической точки зрения являются противоположными по отношению к тревоге, не совместимы с ней. Если несовместимая с тревогой реакция вызывается одновременно с импульсом, который до сих пор вызывал тревогу, то условная связь между импульсом и тревогой ослабевает. Такими противоположными реакциями по отношению к тревоге являются прием пищи, реакции самоутверждения, половые реакции и состояние релаксации. Самым действенным стимулом в устранении тревоги оказалась мышечная релаксация.

Метод систематической десенсибилизации — метод систематического постепенного уменьшения сензитивности (т.е. чувствительности) человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность, а следовательно, и систематическое последовательное уменьшение уровня тревожности по отношению к этим объектам. Метод может быть полезен для разрешения трудностей в развитии, когда основной причиной выступает неуместная неадекватная тревожность.

Сама методика относительно проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызывается представление о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации клиент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации: от самых легких — к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх.

40.Индивидуальная и групповая психокоррекция

В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц

В групповой психокоррекции психолог работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом

Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции являются:

  • добровольное согласие на получение такой помощи;
  • доверие клиента к психологу;
  • активность клиента;
  • право клиента принимать или не принимать оказываемую помощь;
  • право клиента самому принимать решения

Основные стадии индивидуальной психологической коррекции

. Заключение контракта между клиентом и психологом, дающим согласие оказывать коррекционное воздействие.

2. Исследование проблем клиента.

3. Поиск способов решения проблемы.

4. Формирование психологом коррекционной программы и обсуждение ее с клиентом.

5. Реализация намеченной программы в соответствии с заключенным контрактом.

6. Оценка эффективности проведенной работы.

СПЕЦИФИКА ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психолога, в коррекционных целях

Цели групповой психокоррекции определяются как раскрытие, анализ, осознание и проработка проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия