Отстование и неуспеваемость. Признаки отставания по предметам разных типов.

Семинарское занятие №5

Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Работа с неуспевающими школьниками

Отстование и неуспеваемость. Признаки отставания по предметам разных типов.

Предупреждение неуспеваемости

В настоящее время сложились противоречия между потребностью общества в глубоко образован-ных, с крепкими профессиональными ЗУН людях и низким уровнем качества знаний у учащихся.

Проблема: Как предотвратить низкое качество знаний и неуспеваемость у учащихся?

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения — цепоч-ки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, полугодия, семестра, курса.

Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении тре-бований.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

Первым и важным звеном в работе данной системы является определение категории, к которой от-носится не успевающий учащийся с целью вскрытия причин неуспеваемости.

I категория II категория

III категория

Глубокое и общее отставание Частичная, но устойчи-вая неуспеваемость Эпизодическая неуспевае-мость

причины Низкий уровень предшествующей подго-товки учащегося

Плохие бытовые условия

Затяжная болезнь

Отсутствие заботы родителей

Лень, недисциплинированность учащегося

Слабее умственное развитие Недоработка в школе

Недостаточный интерес учащегося к изучаемым предметам

Слабая воля к преодо-лению трудностей Недостатки преподавания

Непрочность знаний

Слабый текущий контроль

Невнимательность на уроках

Нерегулярное выполнение домашних заданий

 

Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся

1. Учащийся не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Учащийся не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при реше-нии задач, чтении текстов и слушании объяснения преподавателя.

13 стр., 6019 слов

Неуспеваемость учащихся младшего школьного возраста как педагогическая проблема

Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт педагогики и психологии образования Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики Курсовая работа «Неуспеваемость учащихся младшего школьного возраста как педагогическая проблема» Подготовила: студентка 2 курса, Ркн-од Воробьева ...

2. Учащийся не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает до-полнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии тек-стов, в те моменты, когда преподаватель рекомендует литературу для чтения.

3. Учащийся не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения преподавателя в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4. Учащийся не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5. Учащийся не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученные результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6. Учащийся не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, изла-гая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об учащемся, а те, которые сигнализируют о том, на какого учащегося и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обу-чения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.

Основные способы обнаружения отставаний учащихся

— наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

— вопросы преподавателя и его требования сформулировать то или иное положение;

— обучающие самостоятельные работы в группе. При проведении самостоятельных работ пре-подаватель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, высушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

6 стр., 2579 слов

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Т.В. Горбунова Проектная культура в технологическом образовании Методическое пособие для учителей технологии и студентов педагогических вузов (специальность – «Технология и предпринимательство») КГПУ им. К.Э. Циолковского ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 5. КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Данная часть настоящего ...

Основные принципы неуспеваемости учащихся

1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что учащийся не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков.

3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих учаще-муся проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного обучения.

Причины неуспеваемости

Внутренние по отношению к учащемуся

Недостатки биологического развития:

а) дефекты органов чувств;

б) соматическая ослабленность;

в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;

г) психологические отклонения.

Недостатки психического развития личности:

а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;

б) слабое развитие воли;

в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

Недостатки воспитанности личности:

а) недостатки в развитии моральных качеств личности;

б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;

в) недостатки трудной воспитанности.

Внешние по отношению к учащемуся

Недостатки образования личности:

а) пробелы в знаниях и специальных умениях;

б) пробелы в навыках учебного труда.

Недостатки опыта влияния колледжа:

а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;

б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.).

Недостатки влияния внешней среды:

а) недостатки влияний семьи;

б) недостатки влияний сверстников;

в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения

отставания и неуспеваемости

1-ая группа. Посредством содержания (содержательные).

1. Особый подход к совещанию учебного материала, характер его преподнесения:

12 стр., 5957 слов

Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно воспитательном процессе

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п. Новопавловка Петровск – Забайкальского района Забайкальского края Реферат Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно – воспитательном процессе Выполнила: Вялкова Елена Геннадьевна учитель начальных классов Педагогический стаж: 20 лет 1 квалификационная категория 2010 год ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 стр Глава 1. ...

а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);

б) аналитический (разъяснительный критически, логический, проблемный);

в) деловой;

г) необычный.

2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность (простота, доступность);

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

3. Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами.

4. Показ значимости знаний, умений:

а) общественной;

б) личностной.

5. Межпредметные связи.

2-ая группа. Посредством организации деятельности (организационные).

1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.

2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, работе; по форме: развер-нутые, свернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий).

4. Сознание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, ссора, дискуссии, противоречия); игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой).

5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

6. Контроль над деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.

3-я группа. Посредством воспитательных взаимодействий в плане общения,

отношения, внимания (социально-психологические)

1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможно-стям учащихся.

2. Проявление личного отношения учителя, к учащийсяу, классу, высказывание собственного мне-ния.

3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, от-ношение к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным направлениям.

4. Организация дружеский взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, вза-имопомощь).

6 стр., 2811 слов

Анализ психологического конфликта между учителем и учеником

1 2 НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Курсовая работапо курсу: «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»на тему: «АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ» План ВВЕДЕНИЕ Типология конфликта. Причины возникновения, основные стадии протекания Структура конфликта Управление конфликтами Школьники о взаимоотношениях с учителями Заключение Список использованной литературы ...

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения мини-мума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устро-ению типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к ак-тивному труду и др.).

4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос учащийсяа, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учащийсяом учителя.

Меры предупреждения неуспеваемости учащихся

1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3. Индивидуальный подход к учащемуся.

4. Специальная система домашних заданий.

5. Усиление работы с родителями.

6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности учащегося за учение.

2.Типы неуспевающих учащихся /по Мурачковской/

Несмотря на прогрессивное развитие педагогических и психологических наук, проблема борьбы с отстающими учениками не утратила своей актуальности и в настоящее время. В любом учебном коллективе можно найти учеников, не успевающих в учении по тем или иным причинам. Но для устранения и предотвращения неуспеваемости необходимо знать не только ее причины. В глазах учителей все неуспевающие ученика абсолютно одинаковы.

По мнению психолога Н. И. Мурачковского, можно условно выделить определенные типы неуспевающих учеников. В основу классификации он положил два признака: первый характеризует особенности мыслительной деятельности школьника, второй – направленность личности, ее отношение к учению. В результате рассмотрения этих аспектов, получилась следующая типология.

Первый тип неуспевающих – ученики, низкое качество мыслительной деятельности которых сочетается с положительным отношением к учебе.

Второй тип – школьники, у которых высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе.

8 стр., 3932 слов

87. Ученик как субъект учебной деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности

Шпаргалка по психологии. 1. Психология как наука. 2. Зарождение психологии как науки. 3. Психологические теории и направления. Психоанализ и бихевиоризм. Психоаналитическая теория. 4. Становление современной психологии. 5. Предмет и задачи психологии. 6. Общее понятие психики. 7. Классификация психических явлений. 8. Возникновение и развитие психики. 9. Различия психики животных и людей. 10. ...

К третьему типу неуспевающих относятся дети, у которых низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе.

Если учитель ознакомлен с подобной типологией, и может самостоятельно определить, к какому именно типу неуспевающих относятся их ученики, он может оказать помощь каждой из групп неуспевающих учеников, применяя индивидуальный подход к каждой из них. Одна из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости – это

организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем используется она для всех учеников независимо от того, какая именно причина вызвала их отставание. Так что нередко учитель оставляет после уроков учеников из первой и второй вышеперечисленных групп, предложив им выполнять одинаковые задания.

Дополнительное занятие с учащимися из второй группы в какой-то степени оправдано, поскольку дома они к урокам не готовятся. Но как же тогда быть с учениками из первой группы? Они всегда добросовестно относятся к выполнению домашнего задания, и нуждаются в другом виде коррекционной работы. А если учитель будет подробно разбирать задания с первой группой, вторая, которая обладает большими способностями, потеряет к этим занятиям интерес. А организация дополнительных занятий с третьей группой после окончания уроков может не только не принести положительных результатов, но и наоборот – ослабить и без того ослабленный организм ребенка, ведь процесс учения дается ему с трудом.

Ожидания учителя и их следствие. Проявление ожидания учителя в оценке отстающих детей

Ожидания учителя и их следствия — Убежденность учителей в знании способностей своих учеников является одним из самых могучих факторов при оценке характера действий детей. <Самоисполнение пророчеств> часто вызывается именно теми или иными ожиданиями педагога. Если учительница ожидает, что ученики будут вести себя определенным образом или достигнут определенного уровня успехов, то, весьма вероятно, что ее ожидания подтвердятся.

Причины этого сложны, но в сущности заключаются в том, что способ, каким учительница и ученики относятся к детям, с которыми связываются определенные ожидания, влияет на педагогический климат всего класса. В частности, он влияет на мотивацию учеников. Этот феномен может действовать различным образом. Если учительница верит в способности ребенка и соответственно относится к нему, весьма вероятно, что ее отношение скажется на уровне мотивации и тем самым повлияет на установку к учению и улучшит его качество. Между ожиданиями учителя, учебой и поведением школьника возникает взаимосвязь, что, чаще всего, приводит к закреплению имеющихся у ребенка представлений о своих учебных способностях.

6 стр., 2809 слов

Образ учителя в представлении школьников

Федеральное агентство по образованию Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет» Педагогический факультет Кафедра психологии Курсовая работа: Образ учителя в представлении школьников Выполнила студентка IV курса  группы ПП – 41Заочной формы обучения  специальности 050706. 65 Педагогика и ...

Эффект влияния ожиданий учителя на успеваемость и поведение учащихся возникает в определенных условиях.

В начале учебного года у всех учителей на основании изучения личных дел и в результате собственных наблюдений фиксируются определенные ожидания по отношению к способностям и личностным качествам отдельных учеников. В соответствии с этими ожиданиями учителя начинают вести себя с учениками по-разному. Если ожидания учителя устойчиво неадекватны, соответственным будет и поведение учащегося. Если эта ситуация длится достаточно долго, поведение учащегося может полностью отвечать ожиданиям учителя, пусть и неадекватным.

В течение одного учебного года дифференцированное отношение учителя к учащимся может претерпеть качественные изменения, вследствие чего изменятся и его результаты. Если ожидания учителя адекватны или если они настолько гибки, что учитель может в короткое время перестроить их, его взаимодействие с учащимися является предсказуемым, так как в этом случае оно всецело зависит от личностных особенностей школьника и стиля его учебной работы.

Ожидания учителя срабатывают или не срабатывают в зависимости от представлений учителя о способностях ученика, собственных представлений школьника о своих способностях и того, насколько значимой фигурой- является учитель для школьника. Две категории учащихся реализуют ожидания учителя с наибольшей вероятностью: а) дети, которых он считает одаренными, которые сами придерживаются высокого мнения о своих учебных способностях и относятся к учителю как к значимому другому, б) дети, которых учитель считает неспособными к учебе, но которые воспринимают учителя как значимую фигуру.

Надо полагать, что важную роль здесь играет возраст учащихся. Для младших школьников ожидания учителя являются, несомненно, более действенным фактором формирования самооценки и поведения, чем для детей старшего возраста. Ожидания учителя начальной школы играют, по-видимому, очень важную роль в формировании представлений школьника о своих учебных способностях. Ведь учащиеся младших классов практически не в состоянии противостоять мнению учителя так, как это могут сделать многие одаренные старшеклассники, которые способны к сомнению и критике.

Проявления ожиданий учителя в оценке отстающих школьников — Всякая группировка детей в процессе обучения, если она сопряжена с <навешиванием ярлыков>, может служить катализатором формирования у них низкой самооценки. Дети обречены испытывать неприязнь по отношению к себе только потому, что за ними слишком рано закрепился образ <недоразвитых>, <неуравновешенных>, <неспособных>. Такого рода ярлыки служат ориентиром для учителей и определяют их негативное отношение к некоторым детям.

Бывают случаи, когда уставший, расстроенный или выведенный из себя учитель прямо заявляет ученику, что тот бездарен и неспособен к учебе. Но, чаще всего, сообщения такого рода не передаются <открытым текстом>. Вне зависимости от слов, которые произносит учитель, чувства и отношения к ребенку он выражает и своим внешним видом. Тон, поза, выражение лица, дистанция, которую он выбирает в разговоре с учащимся, передают то, что не сказано словами. Уничтожающее действие на чувства и мысли учащегося или на его творческие порывы могут оказать едва заметная брезгливая гримаса, которой учитель сопровождает разговор с ним, или демонстративное игнорирование активности школьника на уроке.

В реакциях учителя на ответы учащихся на уроке всегда присутствует похвала или критика. Однако различия в ожиданиях проявляются в том, что по отношению к успевающим и неуспевающим учащимся учитель высказывает одобрительные и критические замечания в совершенно различных пропорциях. По отношению к неуспевающим школьникам зафиксированы два типа устойчивых реакций учителя. Некоторые учителя готовы хвалить любой ответ отстающего школьника, невзирая на его точность. Хотя действия учителя и продиктованы благими намерениями, тем не менее похвала за слабый ответ может лишь подчеркнуть некомпетентность учащегося. Ведь негативная реакция одноклассников на незаслуженную похвалу способна свести на нет и даже превысить ту позитивную установку, которой учитель руководствуется. Школьники ценят в учителе первым делом честность, безукоризненную точность и справедливость в оценках. Поэтому, перехваливая неадекватный ответ, учитель, во-первых, не решает задачи повышения самооценки учащегося, а во-вторых, рискует потерять доверие класса.

Вторым распространенным типом реакции учителя на ответы неуспевающих учеников является преувеличенная критика, которая проявляется первым делом в том, что учитель реже и менее энергично хвалит ответы отстающих школьников, чем ответы успевающих учащихся, или просто игнорирует их. Можно ли найти более эффективный способ внушить учащемуся, что от него не ждут правильных ответов? Другим способом выражения ожиданий учителя по отношению к неуспевающим школьникам являются прямые критические высказывания, которые сопровождают их неверные ответы.

Установлено, что отстающих школьников учителя критикуют значительно чаще и в более резкой форме, чем их успевающих одноклассников. Эта тенденция имеет, несомненно, пагубные последствия, ибо одно дело — поправить школьника, когда он ошибся, и совсем другое — обрушить на него поток язвительной критики в ответ на его активность на уроке. Неоправданная интенсивность критических реакций учителя по отношению к отстающим ученикам является надежным способом внушить им, что они по натуре своей неудачники.

Развитие мотивации учения у отстающих школьников

Изучение мотивации учения у отстающих школьников.

Знания отстающих школьников характеризуются следующим образом: запас сведений и общий кругозор ограничены; запас знаний по основным предметам также не велик; уровни усвоения знаний (понимание, применение) также снижены. Все это означает отсутствие у этих школьников минимального фонда действенных знаний, готовых к их применению на новом материале.

Мотивация учения, целеполагания в учении, эмоциональное отношение к учителю у отстающих детей также имеют ряд особенностей, вызванных длительными неуспехами в работе. Эти дети отвлекаются на уроке, особенно на этапах, требующих усилий и сосредоточения, порой слабо реагируют на плохие оценки. У детей нет готовности к напряженной интеллектуальной деятельности; наблюдаются все формы уклонения от активной мыслительной работы.

У отстающих детей складывается иной тип отношения к учению (уход от активной работы, боязнь трудностей, преобладает не стремление учиться, чтобы узнать новое, а отрицательные эмоции и мотивация избежания) и особые варианты учебной работы — выполнение отдельных стереотипных действий без понимания учебной задачи и должного уровня самоконтроля и самооценки. Формирование мотивации учения у отстающих детей.

В рамках урока осуществляется индивидуальный подход к формированию мотивации отстающих детей.

При коррекционной работе надо начинать с таких ее целей, которые могут быть достижимы за относительно короткое время (недели), что поможет ученику и учителю быстро увидеть первые результаты. В целом формирование мотивации учения и умения учиться у отстающих учеников включает следующие направления: прежде всего восстановление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам и занятиям, для чего следует начинать с решения этими учениками доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать.

При формировании положительного отношения к учению следует предусматривать специальную работу по формированию направленности на поиск разных способов решения задачи вместо узкой ориентации только на результат; упражнения по отработке умений учащихся ставить и достигать цели, составлять план своей работы, связывать отдельные действия в систему, выполнять сложные предписания учителя, что в целом улучшит дисциплинированность этих детей; упражнения по формированию оценочных действий школьников, для чего привлекать самого ученика к оценке своих и чужих знаний, ориентироваться при этом на предыдущие успехи данного ученика, усиливать адекватные критические суждения самого ученика, чаще применять комментирование учителем своей оценки, учитывать, что мотивации учения способствуют более однородный состав класса и совпадения норм внутригрупповых оценок.

Кроме того, у отстающих детей важно укреплять собственное умение учиться: устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знаний по всем их параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность); обучать учащихся выполнению действий по инструкции, четкой их последовательности при понимании детей неизбежности и полноты контроля учителя с детальным объяснением нового материала, с использованием наглядных опор, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до этапа автоматизации; специально обучать более сложным действиям: различению способа от результата, сопоставлению нескольких способов, изменению способа при необходимости переноса его в новые условия, т.е. умению пользоваться способами и применять их, опираясь при этом на планы, наглядные схемы и т.д.

В работе с неуспевающими необходимо реализовать все изложенное, имея в виду, что начинать лучше с упражнений на постановку целей и стимулирование мотивов, параллельно укрепляя умение учится, постепенно и дробно отрабатывая его звенья. Специально надо предусмотреть преодоление у отдельных детей «выученной беспомощности» как следствие длительных неудач, часто укрепляющих неуважение детей к себе.