- Учение о бытии в философии называется:
Онтология
- Этот философ впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие: Парменид
- Этот философ понимал бытие как некоторую протяженность, пространство, заполненное атомами:
Демокрит
- Этот философ выдвигал тезис о существовании небытия, необходимость которого равна необходимости существования самого бытия:
Платон
- Эта философская концепция понимает Бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им, например, Бытием является дух, разум, Бог:
Идеализм
- Этот философский подход признает объективно-реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта, человечества:
Материализм
- Этот философский подход к определению Бытия предполагает наличие единственного начала (оно же «природа», оно же «бог»):
Монизм
- Этот философский подход к определению Бытия предполагает наличие противоположных начала бытия:
Дуализм
- Этот философский подход к определению Бытия предполагает наличие множества начала бытия:
Плюрализм
- Этот философ был сторонником монизма:
Б. Спиноза
- Этот философ был сторонником дуализма:
Р. Декарт
- Этот философ был сторонником плюрализма:
Г. Лейбниц
- Философское учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана, называется:
Индетерминизм
- Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно):
Материя
- Наиболее употребимое в современной философии определение материи представил:
В. Ленин
- Выделяют 3 структурных уровня материи. К какому уровню относится человек?
Макромир
Системный подход в исследованиях личности
... привлекательный», «милый», «авторитетный», «властный» и т.д. Следовательно, системный подход несет с собой специфический способ определения свойств личности. Взаимодействуя с элементами разных систем, человек проявляет ... Эта тенденция проявилась в исследованиях Г.Оллпорта, который стремился к системному подходу, понимая сложность личности. В чрезмерном увлечении факторным анализом и компьютерной ...
- Методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания:
Релятивизм
- Объективно реальная форма существования движущейся материи, характеризующая последовательность развёртывания материальных процессов, отдаленность друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность, их развитие, называется:
Время
- В классической физике время называется:
Абсолютным
- Универсальные законы существования и развития материи:
Диалектические
- Закон единства и борьбы противоположностей отражает:
источник развития
- Закон перехода количественных изменений в качественные отражает:
направление развития
- Закон отрицания отрицания отражает:
механизм развития
- В диалектическом материализме объективным способом существования материи, её абсолютным неотъемлемым атрибутом, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё, является:
Движение
- Междисциплинарное направление научных исследований — изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем), называется:
Синергетика
Тест № 11. Гносеология
- Совокупность процессов, процедур и методов приобретения знания, называется:
Познание
- Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов, это:
наука
- Согласованность полученных знаний с фундаментальными идеями — это:
Когерентность
- Форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях:
Понятие
- Форма мышления, представляющая совокупность связанных между собой понятий:
Суждение
- Форма мышления, посредством которого из ранее установленного знания выводится новое знание:
Умозаключение
- Формы чувственного познания это:
Представление
Ощущение
Восприятие
- Формы теоретического познания это:
Теория
Гипотеза
Проблема
- Формы эмпирического познания это:
Представление
Ощущение
Восприятие
- Целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на органы чувств, это:
наблюдение
Развитие мнемических процессов детей младшего школьного возраста ...
... деятельности младших школьников, которые могли бы обеспечить усвоение необходимого объема знаний и развитие мнемических процессов. «Считается, что современный образованный человек должен усвоить в течение жизни ... необходимость вверять памяти, более или менее совершенным образом, разные понятия и познания. Недостаточно развитая природная память является причиной продолжительных трудов и, часто ...
- Активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, это:
эксперимент
- Познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов, либо ступеней развития одного и того же объекта:
сравнение
- Познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта, наблюдения или эксперимента:
описание
- Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но то, что нужно познать, вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа:
проблема
- Форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательствах, это:
гипотеза
- Наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, это:
теория
- К формам агностицизма относятся:
Скептицизм
Юмизм
Кантианство
- Отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира и внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств:
ощущение
- Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений, это:
восприятие
- Обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействующего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемый в данный момент, это: представление
- Философское учение, признающее единственным источником знания опыт:
Эмпиризм
- Философское учение, признающее единственным источником знания ощущения человека
Сенсуализм
- Философское учение, признающее единственным источником знания разум человека
Рационализм
- Философское учение, которое отрицает возможность рационального познания мира и признающее единственным источником знания откровение, вера, инстинкт:
Иррационализм
19 Образ социального мира
... «чужих». Назначение стереотипа: построение упорядоченной и предсказуемой картины мира, в которой группа находит свое место. Благодаря ... аттитюдом, где тоже три компонента, хотя то, что называется в теории идентичности «ценностным», в теории установки ... регуляция ориентаций в поведении; адаптации – интеграция новых знаний к уже сложившимся. Возникновение социальных представлений. Два основных ...
- Один из основных подходов к проблеме познания, представители которого считали, что мир познаваем (гносеологический оптимизм):
Гностицизм
- Один из основных подходов к проблеме познания, представители которого считали, что мир не познаваем или познаваем частично (гносеологический пессимизм):
Агностицизм
- «Познание – процесс, в результате которого материя, через свою отражательную способность — сознание, изучает саму себя» — считали представители этого направления:
Материализм
- «Познание — самостоятельная действительность идеального разума» — считали представители этого направления:
Идеализм
- Вопрос о разделение материи и сознания и, как следствие, всех философских направлений, поставил этот философ:
Ф. Энгельс
- «Истина – соответствие знания действительности» — такое понимание истины характерно для этой концепции:
Классическая
- «Истина – результат соглашения» — такое понимание истины характерно для концепции А. Пуанкаре:
Конвенциональная
- «Истина – свойство самосогласованности знаний» — считали Р. Авенариус и Э. Мах:
Когерентная
- «Истина – это полезное знание, возможность его применения» — считали Ч. Пирс и Д. Дьюи:
Утилитарная
- Концепция развития научного знания, предполагающая последовательное накопление научных знаний, ведущее к истине, называется:
Кумулятивизм
- Концепция развития научного знания, допускающая экспериментальное опровержение теорий (Карл Поппер), называется:
Фальсификация
- Концепция развития научного знания, допускающая принципиальную смену парадигм (Томас Кун), называется:
Научная революция
- Механистическая картина мира, жесткий детерминизм (Галилео Галилей, Исаак Ньютон) – характерны для:
Классической науки
- Релятивистская картина мира, вероятностный детерминизм, включение научного инструментария в результат научного знания (Альберт Эйнштейн) – это:
Неклассическая наука
- Синергетическая картина мира , в которой мир – открытая динамическая саморазвивающаяся система, включающий этику в научное знание (Илья Пригожин) – это:
Постнеклассическая наука
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития представлений ...
... называется система, направленная на восприятие окружающего мира. Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой, ... зависит результат. Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе ...
- Проблема отделения научного знания от ненаучного – это проблема:
Демаркации
Тест №12. Классический и неклассический идеалы рациональности
- Классическую картину мира отражает принцип:
Механика
- Классическая картина мира связана с именем:
И.Ньютона
- Неклассическую картину мира отражает принцип:
Относительности
- Постнеклассическую картину мира отражает принцип:
Синергетика
- Неклассическая картина мира связана с именем:
А.Эйнштейна
- Постнеклассическая картина мира связана с именем:
И.Пригожина
- Активное средство научного и философского исследования – это …
критичность
- Для науки ХVII – XVIII вв. была характерна тенденция сводить все законы природы к законам …
механики
- Открытие современной физики в отношении устройства микромира — это …
неделимость атома
- Категория, фиксирующая следующую последовательность состояний: небытие – бытие – небытие, называется …
время *
- Автором этих абстракций – абсолютное время, абсолютное пространство, вошедших в категориальный аппарат физики и философии был …
И. Ньютон
- Чистое вместилище всех вещей, существующее само по себе, некий ящик, в который можно уложить Землю, планеты, звезды – это содержание ньютоновского определения понятия «абсолютное …».
пространство
- Концепция, рассматривающая время и пространство не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами, называется …
классической
- Форма бытия, характеризуемая наличием таких свойств, как одномерность, необратимость, однородность, называется …
Время
- Форма бытия, характеризуемая наличием таких свойств, как однородность, изотропность, многомерность, называется …
Пространство
- В философии для обозначения количественных и качественных изменений объективной реальности используется категория:
Движение
- Свойство материи, имеющее характер атрибута, то есть всегда характерное как для всей материи, так для любого материального объекта – это …
движение
- Теоретик марксизма – Ф. Энгельс выделил следующие формы движения материи – физическая, химическая, механическая, биологическая и …
социальная
- Типы движения, обозначенные в философии:
количественное и качественное
химическое и физическое
- Количество форм движения по Энгельсу
5
- Пространство и время самостоятельные, независимые от материи сущности – таково представление в рамках …концепции
Субстанциальной
Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения. ...
... систем. В пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения. В ... мира, используемые для решения стоящей перед ним задачи. Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому сознанию. 3) Высокоорганизованная материя ...
- Пространство, время и материя находятся в особых отношениях и вне этих отношений пространство и время не существуют
Реляционной
- Способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем:
Отражение
- Простейшая форма биологического отражения – реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира:
Раздражимость
- Объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира это: Знание
- Обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование это:
Познание
- Формами чувственного познания являются:
ощущение
восприятие
представление
- Формами рационального познания являются:
Понятие
суждение
- Знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним в философии называется:
дезинформация
- Знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним в философии называется:
истина
Тест № 13. Философские проблемы сознания
- Высшей формой отражения, высшей формой развития того свойства, которое присуще всей материи, является:
Сознание
- Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована:
Декартом
- Точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции, называется:
Дуализм
- Тело принадлежит материальному миру и потому смертно, тогда как душа является частью мира идей и бессмертна – считал:
Платон
- Теория, в основе которой лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи:
Идеализм
- Термин Идеализм появился в XVIII веке. Впервые его употребил этот философ:
Лейбниц
- Реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании – такая позиция называется:
Солипсизм
- В рамках этого подхода Сознание описывается как свойство мозга:
Материализм
- Всеобщее свойство материи, которое заключается в воспроизведении особенностей изучаемого объекта или процесса; одно из основных понятий материалистической теории познания:
Отражение
Чтение в контексте развития информационного общества
... граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное общество его гражданам и как можно способствовать его созданию. ... них нет видения новых задач, стоящих перед педагогами и библиотекарями. По мере развития информационного общества, при постепенном решении проблемы доступа населения к информации, это приводит к ...
- Исходная форма отражения, способность к реакции, называется:
Раздражимость
- Способность к ощущению, являющиеся начальной формой психики животных. На этой ступени подразумевается наличие нервной ткани:
Чувственность
- На этой ступени предполагается не только дифференцированное изучение свойств и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире:
Восприятие
- Активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия:
Сознание
- Автор психоаналитической трактовки личности:
Зигмунд Фрейд
- Материальной основой психики является нейрофизиологическая деятельность мозга, его рефлекторный механизм, считал:
Николай Павлов
- Процесс развития сознания — это процесс развития интеллекта, считал:
Жан Пиаже
- Научный материал усваивается ребенком путем применения сложившихся схем мышления — этот процесс Пиаже называет:
Ассимиляция
- Необходимость приспосабливаться к новым условиям, меняя уже сложившуюся схему мышления, в концепции Пиаже называется:
Аккомодация
- Защитный механизм психики в концепции З. Фрейда, призванный преобразовать нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности и поведение:
Сублимация
- Универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте, в концепции К.Г. Юнга:
Архетип
Тест № 14. Социальная антропология.
- Область философского знания, направленная на постижение феномена человека:
Антропология
- Подход к изучению человека, когда не просто описываются все признаки человека, а выделяется такой признак, который оказался бы всеохватывающим:
Философский
- К. Маркс полагал, что в ходе своего исторического развития человечество творит самое себя и особый материальный мир, названный им …
мир вещей
- Совокупность биологических и социальных особенностей человека, единство всего биологического и социального в нем, обозначается термином:
Пол
- Форма общества, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств этого общества:
Матриархат
- Форма общества, в котором мужчины являются «доминантным элементом» в семейной, хозяйственной и общественной жизни:
Патриархат
- Такая форма общества формирует гуманистические отношения между представителями разных полов:
Биархат
- Группа людей, связанная кровным родством, называется:
род
Концепции развития человека
... человека назвали Эго-психологией. Психосоциальная концепция развития личности, выдвинутая Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и специфики общества, ... как процессе преодоления исходного чувства неполноценности. развитие человек личность психика общество Берн утверждал, что люди ... степени сформированности Эго человека. А влияние родительского воспитания, культуры и истории на развитие ...
- Население государства или страны, в единстве истории и собственного социального и культурного развития:
народ
- Исторически сформированный тип общества, представляющий собой социальную целостность, которая складывается на основе общности территории, экономических связей, языка и т.п.:
Нация
- Социальная общность, связанная особенностями трудовой или предпринимательской деятельности, отношениями к средствам производства и собственности:
Класс
- Родительская пара и их невзрослые дети, проживающие совместно, называются:
Нуклеарная семья
- Индивид – это:
Характеристика единичного человека, один из многих
- Индивидуальность – понятие, характеризующее:
Особенное, неповторимое в человеке
- Личность – это:
Социально одаренная индивидуальность
- Индивид с развитой эмоционально-волевой сферой, представитель своих мыслей, взглядов, суждений, активный субъект права:
Личность
- Новорожденный ребенок – это
индивидуальность
- Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом, называется:
Социализация
- Процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, называется:
Социализация
- Этот процесс характеризуется включением социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, освоением им ценностей социума:
Интериоризация
- Философская категория, осознаваемая ценность или ценности, которой или которым человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит или осуществляет жизненные цели:
Смысл жизни
- Философское учение, которое обосновывает моральные требования, согласно которым добро определяется как избавление от страданий, как то, что приносит наслаждение, а зло – как то, что влечет за собой страдания:
Гедонизм
- Этическая концепция, признающая смыслом жизни извлечение пользы:
Утилитаризм
- Философско-этическое учение, которое связывает смысл жизни с предельно простой телесной и духовной жизнью:
Аскетизм
Тест № 15. Философия истории
- История в концепции Карла Ясперса включает 4 эпохи. Назовите эпоху, в которой формируется подлинный человек.
осевое время;
- Как называется самая значительная работа К.Ясперса?
«Осевое время»;
- Назовите философа, который одним из первых предложил новую схему интерпретации истории – циклическую концепцию:
Освальд Шпенглер;
Концепции качества жизни в современном обществе 2
... безопасностипроизводств и продукции; Поддержание ресурсногопотенциала страны. В то же времяцентральными задачами в концепции качества жизни провозглашаются: — обеспечение физическогои морального здоровья общества; — расширение употреблениянаселением экологически чистых ... Концепция качества жизни- это современное продолжение интеллектуальных поисков, начатых Тейяром деШарденом и В.И. Вернадским, ...
- В своей книге О.Шпенглер писал, что всякая культура переживает определенный возраст. К какому возрасту относится переход культуры в цивилизацию?
старость.
- Согласно Шпенглеру, появление мировых городов, городской массы, денег, мировых войн – это признаки:
культуры;
- Как называется самая значительная работа Арнольда Тойнби?
«Постижение истории».
- Согласно концепции этого философа, любая культура, переходя в цивилизацию, начинает свертываться и умирать?
Освальда Шпенглера;
- Кто является автором труда под названием «Экономико-философские рукописи»?
Карл Маркс;
- Кто является автором труда под названием «Византизм и славянство»?
Константин Леонтьев;
- В чьей концепции развития мировой истории цивилизация начинается с ответа на вызов?
Арнольда Тойнби.
- Многолетнее изучение живой природы, растительных и животных организмов во всей полноте их жизни проявилось в критическом разборе теории Дарвина в концепции…
Н.Я. Данилевского;
- По мнению Данилевского, раса, которая будет вершить судьбы мира…
славяне;
- К. Леонтьев считал себя учеником и продолжателем философии…
Н.Я. Данилевского.
- «Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории… я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, …и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь… и, наконец, собственная смерть» — такова позиция…:
Шпенглера;
- «Теория циклических цивилизаций» — это концепция:
Тойнби;
- В концепции А.Тойнби наиболее стимулирующее воздействие оказывает вызов:
достаточно сильный;
- Механизм взаимодействия творческого меньшинства и пассивного большинства называется:
манипуляция.
- Делал ставку на материальное производство как ведущий фактор исторических изменений:
Маркс;
- Формационная структура К. Маркса напоминает:
слоёный пирог;
11