Тесты по дисциплине «психология»

ВВЕДЕНИЕ

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.

В настоящей работе приводится обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные особенности креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей.

1 Творческое мышление: структура, понятие, функции, виды, фазы, методы

Понятие

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

Функции

При обобщении достижений всех подходов можно выделить основные функции творчества. Это познавательная, воспитательная, гедонистическая, коммуникативная, компенсаторная и психотерапевтическая функции. Помимо вышеперечисленных функций, исследователи отмечали и другие особенности творческой деятельности, которые представляют собой интерес для психологии, социологии и педагогики. Если рассматривать функции творчества с точки зрения применения их на практике, то можно выделить следующие положения:

18 стр., 8611 слов

Особенности психических функций человека

... связанны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека. 2. Теория высших психических функций Концепция разрабатывалась Выготским и его школой в 20-30 гг. ... самосознания, характера его развития. 3. Сущность и составляющие высших психических функций Развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, ...

1 Творчество выполняет функции познания, имеет образовательную ценность, оно является источником новых знаний и впечатлений.

2 Творчество развивает психические познавательные процессы.

3 Занятия творчеством дают волю процессу самовыражения и самоактуализации.

4 Творческая деятельность является источником диагностического материала.

5 Творчество является средством вытеснения негативных переживаний.

6 Творческая деятельность развивает чувство внутреннего контроля.

7 Творчество способствует развитию образности мышления.

8 Творчество способствует самопознанию и самоопределению.

9 Творчество помогает осваивать новые социальные роли.

10 Совместные занятия творчеством учат работать в группе.

11 Удовлетворение результатами творчества и одобрение со стороны помогают принятию себя и повышают самооценку.

12 Творчество выполняет функцию мобилизации внутренних сил.

Виды

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет следующие виды творчества:

– художественное творчество; 

– научное творчество;

– техническое творчество;

– спортивно-тактическое творчество;

– военно-тактическое творчество.

Фазы

Классификации фаз продуктивного мышления, предлагаемые различными авторами, в основных чертах весьма сходны и отличаются друг от друга лишь в деталях. Назовем здесь последовательные фазы творческого процесса, следуя работе Я.А. Пономарева.

Первая фаза (сознательная работа) – подготовка (особое деятельное состояние, как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).

Вторая фаза (бессознательная работа) – созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).

Третья фаза (переход бессознательности в сознание) – вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).

Четвертая фаза (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

Методы

Существует множество методов поиска идей. С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы:

1. Методы психологической активизации мышления.

2. Методы систематизированного поиска.

3. Методы направленного поиска.

Каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческой задачи по сравнению, с так называемым, методом «проб и ошибок», которым обычно пользуется человек. Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, в частности, зависит от сложности решаемой задачи.

7 стр., 3168 слов

Творческий характер деятельности преподавателя вуза

... системе непрерывного самообразовании). Также отметим, что творчество в педагогической деятельности учителя приобретает двусторонний характер: творчество учителя пробуждает творческую деятельность учащихся. Важную роль в этом ... пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариативному видению мира. Н. А. Бердяев писал: «Под творчеством я все ...

2 Подходы к изучению творческого мышления

2.1 Зарубежные исследования

С давних времен умы ученых и философов занимает вопрос: «Как возможно творческое мышление?».

Этой проблемой занимались еще античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон), выдвигая весьма прогрессивные для того времени идеи. Интересна, например, идея Платона, в чем-то предвосхитившая идею З.Фрейда, изложенная в учении об эросе. Платон представляет, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания. Стремление к этому высшему состоянию, род одержимости и есть «Эрос», который предстает и как эротическая одержимость тела, стремление к рождению, и как эротическая одержимость души стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа – страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного.

Существенное влияние на дальнейшие исследования творческого мышления в психологии оказали идеи Аристотеля, которые легли в основу ассоциативной психологии. Ассоцианистский подход получил широкое распространение в XVII – XVIII веках. Он объяснял все умственные (когнитивные) процессы в терминах двух основных компонентов: идей (или элементов) и ассоциаций (или связей) между ними.

Отличительной чертой являлось признание ассоциации в качестве основной структурной единицы психического, ассоциация использовалась и как объяснительный принцип. Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, направленности, активности.

Ассоциативная психология оказалась не в состоянии объяснить закономерности процесса сознательного мышления и, в частности творческого мышления. Исходные принципы традиционной эмпирической ассоциативной психологии не давали ей возможность изучать сложные психические явления, в частности интуицию. Она признавала только «сознательное мышление» (индукция, дедукция, способность сравнения, отношения), подчиняющееся ассоциативным законам.

Раздел «психология мышления» впервые выделяется психологами, относящимися к Вюрцбургской школе. В противоположность ассоцианистам, представители этой школы (О. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ах) рассматривали мышление как внутреннюю деятельность по решению задач. Именно в Вюрцбургской школе для исследования мышления впервые был применен метод экспериментальной интроспекции. Исследования привели к открытию феномена «безобразного мышления», а также показали, что каждая ассоциация определяется не предшествующей ассоциацией, а направляется задачей – явление, получившее название детерминирующей тенденции. Выделив мышление в самостоятельную деятельность, Вюрцбургская школа фактически противопоставила и оторвала ее от практической деятельности, мышления, языка и чувственных образов.

7 стр., 3128 слов

Рабочая программа дисциплины Психология творческих способностей

... и родителей, использовать диагностический инструментарий в рамках психологии творчества Владеть: самодиагностикой творческих потенциалов, культурой творческого мышления 2. Структура и содержание дисциплины психология творческих способностей Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные ...

Сформулированное Вюрцбургской школой определение мышления как процесса решения проблем наложило свой отпечаток на всю последующую историю экспериментальной психологии мышления, которую в определенном смысле можно рассматривать как историю разработки и применения в психологических исследованиях мышления различных вариантов метода проблемных ситуаций.

Близок к Вюрцбургской школе был и О.Зельц, понимавший мышление как функционирование интеллектуальных операций. Развивая свои представления о самом решении задач, О. Зельц наибольшее значение придает самой первой фазе – образованию «общей задачи», которая формируется в результате обработки исходного материала. Главным ее звеном он видел выделение «предметных отношений» между элементами.

Суть проблемности он видел в незавершенности этого комплекса. О. Зельцем введено также важное понятие «антиципация», при этом он подчеркивает, что антиципации подлежит только искомое, т.е. неизвестное получает как бы косвенное определение через отношение к известному. Выявление отношений между известным и искомым с последующей антиципацией искомого представляет собой процесс образования общей задачи. Таким образом, О. Зельц процесс мышления считал процессом заполнения разрывов или восстановления недостающих звеньев в этом комплексе, а не цепочкой ассоциаций, как считали представители ассоцианистского подхода.

Нельзя обойти вниманием и психоаналитический подход к исследованию творческого мышления. В рамках этого подхода впервые была предпринята попытка выделения фактора, лежащего в основе мыслительной активности.

Основатель психоанализа и приверженец энергетической теории человека З.Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем.

А. Адлер смещает акценты с сексуальной сферы на социальную, а творчество трактовал как специфический способ компенсации комплекса неполноценности.

К. Юнг рассматривал стремление к творчеству как часть базовой энергии либидо. В самом же феномене творчества он видел проявление архетипов коллективного бессознательного, пропущенных сквозь призму индивидуального опыта и восприятия творца.

Психоанализ впервые акцентировал важность проблемы мотивов и значимость бессознательного в мышлении.

Новый аспект мышления был выделен в трудах представителей гештальт-психологии – М. Вертхаймера, К. Дункера, В. Келера и других. В рамках данной школы в основном проводились экспериментальные исследования восприятия, затем некоторые выводы были перенесены на изучение мышления. Основным положением данной школы являлось утверждение, что целостный образ – гештальт – возникает не путем синтеза, а сразу как целостный. Сам гештальт истолковывался как функциональный, т. е. как некоторая структура, характеризуемая через функцию, а мышление – как деятельность последовательного переструктурирования, продолжающегося вплоть до нахождения необходимого по ситуации гештальта (структуры), что и было названо «инсайтом», или «озарением».

Психологи-гуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – мотив личностного роста. По Маслоу – это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

7 стр., 3484 слов

Реферат — Этапы творческого процесса. Исследование творческой деятельности

... творческого процесса,  а также проанализируем факторы, влияющие на проявление креативных способностей. 1. Теоретические аспекты исследования творческой ... и бессознательных компонентов в процессе креативности. Многие считают, что умение выражать ... страданий. Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными ... Более того, именно творческий склад личности часто и обусловливает ...

Творческое мышление изучалось также в рамках психометрического подхода. Здесь можно выделить концепцию креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса, представляющую креативность как универсальную познавательную творческую способность. Гилфорд выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. В рамках своей концепции Гилфорд считал операцию дивергенции наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности.

Исследованиями уровня креативности и зависимости степени проявления креативности от воздействующих факторов занимался Р. Стернберг. Согласно его концепции интеллектуальное поведение по отношению к внешнему миру может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании.

Свершившееся в середине ХХ в. изобретение ЭВМ, способных решать задачи, которые ранее были доступны только человеческому интеллекту, оказало большое влияние на развитие психологии мышления. Впервые зазвучала идея «искусственного интеллекта», которая нашла отражение в исследованиях А.Ньюэлла и Г. Саймона, М. Минского и Дж. Маккарти. Таким образом, в связи с зарождением информационных технологий исследования творческого мышления стали развиваться также в новом направлении: появился так называемый информационный, или когнитивный, подход.

Когнитивная психология сформировалась на стыке необихевиоризма и гештальт-психологии, объединенных компьютерной метафорой: человек стал рассматриваться как средство переработки информации. Один из основоположников когнитивной психологии – Линдсей – так разъясняет эту позицию: «Мы рассматриваем организм человека как активный преобразователь информации, всегда стремящийся к обобщению и истолкованию поступающих сенсорных данных и к интерпретации и восстановлению информации, хранящейся в его памяти, с помощью разного рода алгоритмов и стратегий». Таким образом, первоначально в качестве основной задачи в когнитивной психологии выступало изучение преобразования информации, происходящее с момента поступления сигнала до получения ответа. При этом специалисты исходили из уподобления процессов переработки информации человеком и вычислительным устройством. Исследования в этой области связаны также с именем У. Найссера. В 1967 г. вышла его книга «Когнитивная психология», которая стала в определенном смысле программной. В настоящее же время все больше подчеркивается ограниченность подобного рода аналогий. Тем не менее, нельзя не признать, что методы смежных отраслей знания дали психологам новые способы видения старых проблем.

2.2 Отечественные исследования

Одним из крупнейших исследователей творческого мышления является Я.А.Пономарев. В своих работах Пономарев подчеркивает принципиальное отличие человеческого мышления от «мышления» машинного: «машина способна работать только с системами знаковых моделей и не способна работать с моделями надстроечно-базальными», т.е. субъектными вторичными моделями действительности. Согласно его концепции первичных и вторичных объектных и субъектных моделей действительности, представляющих собой разные структурные уровни взаимодействия субъекта и объекта, для решения творческих задач в первую очередь требуется «способность действовать в уме» (СДУ), отсутствующая у животных, и определяемая высоким уровнем развития «внутреннего плана действий» (ВПД).

3 стр., 1475 слов

Психология творчества. Эссе

... постоянно развивая свой талант. В противном случае, личность утрачивает способности к творчеству и творческому мышлению. В психологии творчества существует множество критерий креативности – способности к творческому мышлению. Так, в гештальтпсихологии считались обязательными следующие ...

В качестве ментальной единицы творческости мышления Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задач.

Другой признанный исследователь, Д.Б. Богоявленская, подходит к исследованию творческого мышления с позиций системного подхода и предлагает выделить в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность. Выдвигая ее в качестве психологического аспекта изучения творчества, она утверждает, что «… мерой интеллектуальной активности, ее наиболее важной качественной характеристикой, может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы». Таким образом, она рассматривает творчество как «дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности».

3 Творчество и личность

3.1 Качества творческой личности

Многие из исследователей выделяют в творческом поведении мотивацию, ценности, личностные черты индивида, считая, что как таковых творческих способностей нет. Основой творческой активности являются вышеперечисленные составляющие, а также интеллектуальная одаренность. Из этого следует, что существует особый тип творческой личности, обладающий определенной мотивацией и чертами. Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалева выделяют четыре области исследований креативных личностей. Первую область составляют исследования их черт и мотивов. Здесь также можно выделить несколько подходов. К. Матиндейл утверждает, что креативность есть общая черта личности, а не множество связанных между собой черт. Однако большинство авторов все же склонны выделять некоторое множество черт личности, присущих креативным людям. Так, М. Чикжентмихалий отмечает, что креативные личности содержат в себе одновременно, на первый взгляд, взаимоисключающие особенности:

– креативные личности обладают большой физической энергией, но в то же время часто находятся в состоянии покоя и отдыха;

– в одно и то же время они суровы и наивны;

– в их личности сочетаются игривость и дисциплина, ответственность и безответственность;

– перемежаются представления, фантазии, чувство реальности;

– проявляются особенности, как экстравертов, так и интровертов;

– скромность и гордость одновременно;

– они избегают стереотипов в области половых ролей;

– они проявляют одновременно бунтарский дух и консерватизм;

– открытость и чувствительность часто приводит к переживанию ими страдания и боли.

Т. Амабайл и М. Коллинз приводят несколько иной перечень черт креативных личностей. В набор их характеристик включены: самодисциплина в части работы, способность отсрочить удовольствие, независимость суждений, терпимость к неопределенности, высокая степень автономности, отсутствие половых стереотипов, склонность к риску, стремление выполнять задания наилучшим образом.

2 стр., 900 слов

Теория мышления в ассоциативной психологии

... сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида). ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. Господствовавшая до этого времени ... ЭКСПЕРИМЕНТ Предложен одновременно К.Г.Юнгом, М.Вертгеймером и Д.Кляйном для исследования мотивации личности. Это проективный метод. В нем испытуемому предлагается как можно быстрее ...

Дружинин приводит ряд личностных черт, выделенных исследователями в ходе анализа работ литературоведов, историков:

независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;

– открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

– высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

– развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;

– уверенность в своих способностях и сила характера;

– смешанные черты мужественности и женственности в поведении;

– развитое чувство юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях (К. Тейлор).

Наиболее противоречивы данные об эмоциональной уравновешенности. Гуманистические психологи утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом, но некоторые экспериментальные данные противоречат этому: независимость от группы в сочетании с собственным видением мира, оригинальным мышлением и поведением вызывает негативную реакцию социальной микросреды.

Вторая область исследования креативных личностей образуется связью Я с креативностью. Почти все ученые отмечают высокую силу Я (Р. Кеттелл, Ф. Бэррон и др.).

Третью область исследований составляют работы по креативности в контексте самоактуализации. Креативность в русле самоактуализации следует понимать как малую или личностную креативность. Креативность здесь есть естественная тенденция к личностному балансу, психическому здоровью и самоактуализации.

Четвертая область исследований креативности личности – на границе с психиатрией и имеет дело с психопатологическими или близкими к патологии феноменам.

Обобщая имеющиеся точки зрения, можно выделить следующие качественные характеристики творческого мышления:

– дивергентность – способность выйти за пределы привычных представлений, увидеть объект с разных сторон и обнаружить новые способы его применения на практике;

– гибкость – способность находить и принимать множество решений, продуцировать множество идей в неожиданных ситуациях; без труда переходить от одной проблемы к другой, не ограничиваться одной точкой зрения;

– оригинальность – необычность, самобытность высказываемых идей и принимаемых решений, их интеллектуальная новизна и, при этом, научность, отсутствие девиантности;

– самостоятельность – способность принимать решения без помощи извне, не ориентируясь на авторитеты; неконформность оценок и суждений;

– новизна – отсутствие аналогов процессу (результату) в объективной действительности и/или в индивидуальном опыте субъекта.

3.2 Факторы, влияющие на развитие творческого мышления

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ 44 1. Общее представление о мышлении. Основные проблемы психологии мышлен. В психологии мышление в широком смысле понимается как активная познавательная деятельность субъекта, ... исследования мышления, взаимоотношений между психологией мышления и смежных с ней наук, прежде всего с логикой, часто претендующей на исчерпывающее исследование мышления человека; 2) ...

С.Д. Смирнов факторы, отрицательно влияющие на проявление и развитие творческих способностей разделяет на ситуативные и личностные. В числе ситуативных отрицательных факторов он называет:

– лимит времени – творческое мышление, творческая деятельность не терпит ни смысловых, ни временных ограничений.

– состояние стресса, состояние повышенной тревожности, слишком сильная или слишком слабая мотивация, страх и повышенная самоцензура;

– желание быстро найти решение – зачастую скорость достигается за счет качества, когда возникает искушение решить хоть как-нибудь, главное — быстро;

– наличие фиксированной установки на конкретный способ решения – можно назвать это «пространственным ограничением», что недопустимо, поскольку творческое мышление рассматривается и с точки зрения новизны продукта, и с точки зрения новизны процесса мыслительной деятельности;

– способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения;

– неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами.

Исходя из сказанного, С.Д. Смирнов предлагает принципы снижения творческо-подавляющего эффекта:

1 Не подавлять интуицию, развивать воображение, склонность к фантазированию – фантазирование освобождает мышление, снимает психологические ограничения.

2 Формировать уверенность в своих силах.

3 Стимулировать самостоятельный выбор целей, задач и средств их решения, т.е., во-первых, активизировать самостоятельность мышления, во-вторых, усиливать мотивацию активной деятельности путем предоставления большей свободы.

4 Не допускать формирования конформности мышления. Всячески подчеркивать, значимость оригинального решения по сравнению с традиционным.

5 Формировать чувствительность к противоречиям, поскольку они лежат в основе всякого развития.

6 Использовать задачи открытого типа – задачи, которые предполагают несколько вариантов решения, не только создают возможность, но и обусловливают необходимость творческого подхода к решению.

7 Опираться на положительные эмоции и поощрять склонность к риску и стремление быть самим собой, поскольку только свободный человек может творить.

Другой исследователь развития творческого мышления, Р. Оуч, факторы, мешающие нам «думать не так, как все», (то есть, творчески), называет «умственными замками» и описывает систему мер, в соответствии с которой предлагаются к выполнению задания, разработанные специально для «снятия психологических барьеров», «открывания умственных замков». К «умственным замкам» исследователь относит:

Установка на один правильный ответ

«Это не логично». Во многих жизненных ситуациях, в условиях образовательной среды и вне ее фразы «ты не логичен», «твое рассуждение лишено логики» звучат если не оскорбительно, то порицающе. В процессе поиска идеи логика загоняет в довольно тесные рамки, препятствует работе воображения. На этом этапе необходимо другое мышление – свободное и «незашоренное»; огромное значение имеет воображение, фантазирование.

2 стр., 634 слов

Темы магистерских диссертаций психология технологии развития личности

... девушек, способствующего вовлечению в деятельность организаций террористической направленности. Технологии развития ассертивного поведения учащихся ... Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности. Развитие интеллекта как основание личностно-профессионального ... к совместному переживанию эмоций с другим человеком при подготовке молодежи к семейной ...

Привычка следовать правилам.

Стремление быть практичным. Соображения целесообразности, как и логика, препятствуют зарождению и созреванию самих идей, хотя необходимы при их обсуждении и исполнении.

Склонность к избеганию двусмысленностей. В процессе мышления, однако, именно двусмысленность может стать сильнейшим стимулятором воображения.

«Ошибаться нельзя». Слишком сильная приверженность подобному мнению разрушает наши попытки создать что-то новое, породить новые идеи, поскольку в начальной стадии творчества ошибки рассматриваются как необходимый побочный продукт творческого мышления и служат для определения направления мысли.

«Игра в фривольности». Скучная, рутинная рабочая обстановка действует на человека удручающе и сковывающе, веселая и необычная обстановка является более продуктивной.

Уверенность, что «это не моя сфера». Мы привыкаем лимитировать собственную деятельность – и мышление – рамками определенного круга задач и объема информации. Однако при генерировании новых идей подобные ограничения мешают; позиция «это не моя сфера» может загнать проблему в слишком тесные рамки и воспрепятствовать попыткам взглянуть на нее «со стороны других сфер».

Установка «не будь глупцом». Всем нам хочется быть (или хотя бы казаться) умными в своих глазах и в глазах окружающих – отсюда страх сделать что-то не так, совершить ошибку, вызвать насмешки, отсюда рамки для развития творчества.

«Я не творческий». Чтобы что-то сделать, нужно а) захотеть это сделать и б) быть уверенным, что ты можешь это сделать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество – процесс человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение, а также приобретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла. В изучении творчества, творческого мышления еще остается на сегодняшний день много загадок, ждущих своего вдумчивого исследователя. Но несомненно, данная область психологии – творческое мышление – занимает важное место в деятельности исследователей, т.к. является двигателем эволюции человеческого общества.

Творчество является необходимым условием развития реальности, образования ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. В процессе творчества накапливаются новые знания и переоцениваются ранее приобретенные, преобразуется их система, уточняется мировоззренческая позиция или меняется совсем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Большое толковый психологический словарь / А. Ребер. – М.: 2010. – 257 с.

2 Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения общества / Д. Б. Богоявленская. – М.: 2010. – 193 с.

3 Общая психология / А. И. Кравченко. – М.: 2099. – 104 с.

4 Психология / Б. Б. Асмонтас. – М.: 2012. – 149 с.

5 Психология / А. А. Реан. – М.: 201. – 289 с.

6 Психология группы / Е. И. Рогов. – М.: 2011. – 305 с.

7 Психодиагностика общих способностей / М. Н. Дружинин. – М.: 2009. – 211 с.

8 Психология и педагогика / А. М. Столяренко. – М.: 2013. – 157 с.

9 Психология творчества / Я. А. Пономарев. – М.: 2011. – 174 с.

10 Психология творческого мышления / Я. А. Пономарев. – М.: 2012. – 281 с.

11 Социальная психология / А. В. Морозов. – 2012. – 164 с.

12http://all-psychology.ru/ppp/myshlenie/tvorchestvo/chto-takoehtml

13 http://atnu.narod.ru

14 http://ru.wikipedia.org/

15 http://www.inventech.ru/pub/methods/

Тема 1. Введение в психологию

1. Психическим явлением является :

а) нервный импульс;

б) рецептор;

в) интерес;

г) сердцебиение;

2. Для условных рефлексов характерны:

а) врожденность;

б) постоянство реакции на влияние определенных раздражителей;

в) изменчивость, развиваемость, угасание;

г) однотипность исполнения;

3. Развитие организма человека называется :

а) онтогенезом;

б) социогенезом;

в) филогенезом;

г) антропогенезом;

4. Развитие человека как вида называется:

а) онтогенезом;

б) социогенезом;

в) филогенезом;

г) антропогенезом;

5. Краткое стандартизованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, — это:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) тестирование;

г) самонаблюдение;

6. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

а) эмоцией;

б) рефлексией;

в) сознанием;

г) волей;

7. Особенности развития психики в онтогенезе изучает психология:

а) медицинская;

б) общая;

в) социальная;

г) возрастная;

Тема 2. Личность и деятельность

1. Ведущим типом деятельности подростка, по Л.С. Выготскому, является:

А) игра;

Б) учение;

В) интимно-личностное общение;

Г) труд;

2. Основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования:

А) Убеждение;

Б) Установка;

В) Потребность;

Г) Личностный смысл;

3. Автором пирамиды потребностей является:

А) Э. Фромм;

Б) Г. Олпорт;

В) А. Маслоу;

Г) Г.А. Мюррей;

4. Настроение, аффект, стресс, фрустрация, страсть – это:

А) качества личности;

Б) эмоциональные состояния;

В) виды воображения.

1. Личность – это человек как:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) субъект деятельности;

г) а, б, в;

5. Отдельный взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, физических, психических, социальных), – это:

а) индивид;

б) ребенок;

в) человек;

г) личность;

6. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является:

а) гордостью нации;

б) избирателем;

в) личностью;

г) интеллектуалом;

7. «Особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в системе отношений, в которые индивид вовлекается» – это:

А) индивид;

Б) личность;

В) индивидуальность.

Г) человек;

Тема 3. Познавательные процессы

1. Простейший познавательный психический процесс:

А) внимание;

Б) восприятие;

В) ощущения;

Г) мышление;

Д) воображение;

2. Зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные – это виды:

А) ощущений;

Б) восприятий;

В) внимания;

3. Восприятие – это:

А) отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы;

Б) отражение целостных предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы;

В) это направленность и сосредоточенность сознания (психической деятельности) на объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость;

4. Вид восприятия, который включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними:

А) восприятие движения;

Б) восприятие времени;

В) восприятие пространства;

5. Запоминание, узнавание, воспроизведение, припоминание и забывание – это:

А) свойства памяти;

Б) процессы памяти;

В) функции познавательной деятельности человека;

6. Психическими процессами являются:

А) Общение;

Б) Внимание;

В) Деятельность;

Г) Чувства;

7. Для восприятия характерны такие свойства, как:

А) адаптация;

Б) апперцепция;

В) объем;

Г) сенсибилизация;

Тема 4. Эмоционально-волевая характеристика личности

1. Эмоции – это переживания человеком чего-либо как:

а) непосредственное;

б) опосредованное;

в) сознательное;

г) рациональное;

2. Чувствами называются:

а) непосредственные переживания чего-либо;

б) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо;

в) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния;

г) индифферентные отношения к действительности;

3. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются:

а) моральными;

б) эстетическими;

в) интеллектуальными;

г) практическими;

4. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:

а) рефлексией;

б) индентификацией;

в) эмпатией;

г) симпатией;

5. Для волевого регулирования присущи действия:

а) неосознанные;

б) сознательные;

в) интуитивные;

г) непроизвольные.

6. Критериями воли не являются:

а) волевое действие;

б) волевые качества личности;

в) выбор мотивов и целей;

г) показатель интеллектуального развития;

7. Определенный уровень работоспособности человека, уровень функционирования его психики в конкретный момент времени – это:

а) чувства;

б) воля;

в) психические состояния;

г) внимание;

Тема 5. Психологические особенности личности

1. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении – это:

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) направленность личности;

2. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

а) холерик;

б) меланхолик;

в) сангвиник;

г) флегматик;

3. Какой тип темперамента имеет преимущества в некоторых видах монотонной работы:

а) холерик;

б) сангвиник;

в) меланхолик;

г) флегматик;

4. Какую из указанных точек зрения следует признать правильной:

а) личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают влияния на этот процесс;

б) личность определяется биологическими, наследственными факторами и никое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой;

в) личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс ее развития обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности;

г) верно: а, б, в;

5. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) личностным смыслом;

б) мировоззрением;

в) убеждением;

г) направленностью личности.

6. Исключите лишнее слово:

а) темперамент;

б) способности;

в) устойчивость;

г) характер;

7. Специфическая познавательная активность на предметы и явления окружающего мира называется:

а) влечением;

б) желанием;

в) интересом;

г) склонностью.

Тема 6. Межличностные отношения. Межгрупповые отношения и взаимодействия

1. Предметом социальной психологии является:

А) поведение животных;

Б) познавательные процессы;

В) группа;

Г) установки;

2. К видам социальных групп не относится:

А) малая;

Б) условная;

В) воображаемая;

Г) референтная;

3. Передача информации в процессе общения называется:

А) коммуникацией;

Б) перцепцией;

В) интеракцией;

Г) интеграцией;

4. К средствам невербальной коммуникации не относится:

А) жесты;

Б) устное сообщение;

В) мимика;

Г) язык глухонемых;

5. Нижняя граница малой группы:

А) один человек;

Б) два человека;

В) три человека;

6. Перцептивная сторона общения имеет дело с:

A) обменом информацией;

Б) восприятием партнера по общению;

В) визуальным общением;

Г) непосредственной организацией совместной деятельности;

7. Выберите средство общения, относящееся к вербальной коммуникации:

A) устная речь;

Б) мимика;

В) пантомимика;

Г) визуальное общение;

Тема 7. Введение в экономическую психологию: основы экономического поведения и психология

1.Экономическая психология изучает:

а) социоэкономические парадигмы развития;

б) психологические основы экономического поведения;

в) психологические характеристики финансовых операций;

г) управление социальными системами;

2. Одним из направлений исследований экономической психологии является:

а) психология предпринимательства;

б) психология экономической активности;

в) психология политической активности;

г) психология деловой активности;

3. Система теоретических и практических знаний, оценок, настроений, чувств, посредством которых происходит осознание сферы экономики социальными субъектами (индивидами, группами, классами):

а) экономичекие риски;

б) экономические отношения;

в) экономическое сознание;

г) экономическое поведение;

4. Ориентация потребителя на определённую социальную норму:

А) эффект «бэндвэгон»;

Б) эффект «цена — качество»;

В) эффект «сноба»;

Г) эффект «Веблена»;

5. Устойчивая предрасположенность к определённой торговой марке, фирме:

А) эффект «верность качеству»;

Б) эффект «цена — качество»;

В) эффект «сноба»;

Г) эффект «Веблена»;

6. Процесс поиска соглашения между людьми, имею­щими, на первый взгляд, различные интересы:

А) переговоры;

Б) деловая беседа;

В) коммерческие переговоры;

Г) деловые переговоры;

7. Внешняя побудительная причина, побуждение к какому – либо действию:

А) мотив;

Б) реакция;

В) стимулирование;

Г) стимул.

30