Психологический тест 2

Психологический тест

Какой у Вас характер?

Каждый из нас имеет определенные черты характера. Есть среди них хорошие и не очень. Случается и такое: то, что мы считаем естественным и само собой разумеющимся, раздражает других. Попробуйте взглянуть на себя объективно и правдиво ответить («да», «нет», «не знаю») на следующие 10 вопросов.

1. Посылая письмо кому-либо из знакомых, считаете ли Вы обязательным написать на конверте обратный адрес?

2. Употребляете ли зубную пасту или одеколон только одного определенного сорта?

3. Во время визита к знакомым обращаете ли внимание на разные мелкие недостатки либо недоделки в чужом доме (например, на криво повешенную картину или слишком тусклую лампочку в прихожей)?

4. Поддерживаете ли Вы в личной библиотеке такой идеальный порядок, что без труда можно быстро найти нужную книгу?

5. Храните ли у себя разные «реликвии» типа первой школьной тетради или театральной программы десятилетней давности?

6. Готовите ли с вечера одежду, обувь, портфель, сумку на завтрашний день?

7. Выйдя из дома, начинаете вспоминать, все ли оставлено в порядке (выключено, закрыто и т. д.)?

8. Проверяете ли пуговицы на своей одежде, прежде чем надеть ее?

9. Услышав по радио сигнал точного времени, смотрите ли на свои часы?

10. Делаете ли замечания своим друзьям и знакомым по поводу их вкусов?

Обработка результатов:

В случае утвердительного ответа на вопрос запишите себе 2 балла, отрицательного — 0, если колеблетесь — 1 балл.

0 — 6 баллов. Вы принадлежите к людям, которым все безразлично. При какой-либо неудаче Вы рассчитываете, что всегда найдется тот, кто поможет Вам выпутаться из трудного положения. Однако чаще всего такие надежды не оправдываются. Друзьям на Вас надеяться трудно — Вы легко можете подвести. Задумайтесь над своим характером.

7 — 10 баллов. С первого взгляда кажется, что Вы сторонник порядка и гармонии. Но это, скорее всего, одна видимость. В действительности, Вы достаточно легкомысленны и часто желаемое выдаете за достигнутое. Следует пожелать Вам больше постоянства и силы воли.

13 стр., 6111 слов

Профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности

... сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и так далее ... девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и ... неоднократно воспринимался детьми, что делает возможным его предвосхищение. Он ... особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности, профессиональное ... было набрать это 19 баллов, они свидетельствуют о высоком ...

11 — 16 баллов. Прямо скажем, Вы обладаете хорошим, ровным характером. Цените порядок в доме и там, куда попадаете. Любите аккуратность и стараетесь всегда держать данное Вами слово. При оценке ситуации всегда взвешиваете все «за» и «против»,

17 баллов и выше. Вы, пожалуй, чрезмерно впечатлительный человек. Любая мелочь способна вывести Вас из себя. Часто сетуете, что действительность хуже, чем Вы того желали бы. Тот или иной взгляд или мнение (будь это чистота в доме, опрятность в одежде и т. д.) Вы можете превратить в культ. С таким характером трудно уживаться с людьми. Надо хорошо отдавать себе отчет, в каких вопросах необходимо проявлять непримиримость, а в каких — мягкость и снисходительность.

//www.ibtt.ru/testi/harakter

Психологический тест

Узнай себя

Трудно найти человека, который не хотел бы узнать себя получше. Предлагаем простой и быстрый способ.

Внимательно вглядитесь в 16 символов (см. рисунок) Они собраны в четыре группы, условно названные «движение», «спокойствие», «уверенность», «неуверенность». В каждой из групп выберите по одному символу, который более всего соответствует Вашему вкусу.

Подсчитайте результаты по следующей шкале:

«движение»: а — 4, б — 8, в — 2, г— 10 баллов;

«спокойствие»: а — 10, б — 8, в — 2, г — 4 балла;

«уверенность»: а— 10, б — 8, в — 6, г — 2 балла;

«неуверенность»: а — 10, б — 8, в — 2, г — 6 баллов.

Обработка результатов:

8 — 13 баллов. Ваше поведение во многом зависит от окружающих. Вы способны быстро «разгораться», но так же быстро и терять свой пыл. Вам чрезвычайно трудно заставить себя заниматься тем, что Вам не по душе. Вы очень эмоциональны и часто не контролируете свои поступки.

7 стр., 3371 слов

«Формирование представлений о геометрических фигурах в разновозрастной группе»

... них по сумме баллов в группу детей с высоким уровнем сформированности представлений о геометрических фигурах. Результаты проведенного ... 17-012241-1. 9. Гилевская, Т.О. Развитие движений руки при осязании у детей дошкольного возраста /Т.О ... Психолого-педагогические предпосылки формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников……………………………………….…..6 1.1 Психологические особенности ...

14 — 20 баллов. Вы «плывете по течению», но стараетесь при этом показать свой характер. Окружающие могут повлиять на Вас только в том случае, если имеют убедительные аргументы.

21—27 баллов. Вы непогрешимы в своих глазах, но все же оглядываетесь на других. Обладаете прекрасной интуицией, и она Вас редко подводит.

28 — 34 балла. Вы очень легко отказываетесь от своих взглядов, решений, но если на Вас оказывают давление, то Ваше сопротивление пропорционально возрастает.

35 — 40 баллов. Ничто не может остановить Ваше движение к выбранной цели. И лишь тот, кто знает Ваши слабости, может незаметно помыкать Вами. Поэтому Вам не помешает немного упрямства поменять на такое же количество сообразительности.

//www.ibtt.ru/testi/uznay_sebya

Психологический тест

Психогеометрия личности

Психогеометрия— относительно молодая система исслеования личностных характеристик, позволяющая прогнозировать и оценивать некоторые черты характера, модель поведения и стиль жизни человека с помощью простейших геометрических фигур.

Инструкция:

Из предложенных ниже геометрических фигур: квадрата, треугольника, прямоугольника, круга и зигзага, — выберите ту, о которой условно можно было бы сказать: «Это я!». Пронумеруйте оставшиеся фигуры в порядке убывания предпочтения.

«Ключ»:

Выбранная Вами фигура или фигуры соответствуют геометрическому типу Вашей личности и определяет ее основные характерологические черты. Выраженность тех или иных черт характера уменьшается в порядке убывания выбранных вами фигур. Последняя фигура Вашего выбора может обозначать персоны, контакты с которой будут наиболее затруднительными для Вас.

2 стр., 961 слов

Речь выступления ВКР

... нашей работы: "виды речи", "речи", "качество речи", "текст", "текстовый материал". Изучив литературу по развитию речи в учебном процессе, подобрали ... . Только 1 ребенок использовал предложение с прямой речью. Речь большинства детей не достаточно выразительна. Большинство детей ... языку, по-прежнему остается актуальной. Это и обусловило выбор темы: "Совершенствование речевых умений и навыков младших ...

Интерпретация результатов:

Квадрат

Выбор квадрата в качестве основной фигуры может свидетельствовать о склонности к аналитическому мышлению, рациональности и практичности. Женщины, выбравшие квадрат, организованны, пунктуальны, придирчивы, внимательны к деталям. Они терпеливы, трудолюбивы, настойчивы в достижении цели, тверды в решениях и склонны к строгому соблюдению правил и инструкций.

Их речь отличается ясностью, точностью, логичностью и обстоятельностью. Она бывает, как правило, несколько монотонной и замедленной. Для них характерен высокий тембр голоса и употребление речевых штампов.

Предпочитают одежду строгого, классического стиля в сдержанных, неярких тонах. Опрятны, сухощавы, скупы в движениях и жестах, бесстрастны и академичны.

Прямоугольник Выбор прямоугольника в качестве основной фигуры может свидетельствовать о непоследовательности, склонности к принятию импульсивных решений, непунктуальности и нервозности. Женщины, выбравшие прямоугольник, болезненно любознательны, внушаемы и доверчивы. Для них характерен заниженный уровень самооценки, поспешность, торопливость и быстрые колебания настроения.

Их речь отличается неуверенностью, невнятностью и сбивчивостью. Она бывает, как правило, эмоциональной и аритмичной. Для них характерны колебания громкости голоса и высоты тона, употребление междометий и «слов-паразитов».

Особых предпочтений в одежде нет, не отличаются особой аккуратностью и характеризуются полнейшим отсутствием стиля. Неуклюжи, резки, с неуверенной жестикуляцией и бегающими глазами.

Треугольник

Выбор треугольника в качестве основной фигуры может свидетельствовать о развитом честолюбии, стремлении к лидерству и власти любой ценой. Женщины, выбравшие треу- гольник, сконцентрированы на достижении цели, уверены в себе, решительны и импульсивны. Для них характерны высокий уровень самооценки, склонность к риску, бьющая через край энергия, высокая работоспособность и тяга к развлечениям.

Их речь отличается логичностью, доходчивостью и афористичностью. Она бывает, как правило, эмоциональной быстрой и четкой. Для них характерны громкий голос и низкий тембр, употребление жаргонных слов и выражений.

3 стр., 1439 слов

Психологические особенности осуждённых женщин

... женщин, отбывающих лишение свободы. 1. Психологические особенности осужденных женщин Удельный вес женщин ... женщин. Наиболее характерны для ... женщины, ее социальных ролей изменяются характер и способы ее преступного поведения. Зависимость уровня ... правило, в угоду сожителям, состоящим в гражданском браке. При совершении насильственных преступлений отмечается повышенная агрессивность и жестокость женщин ...

Предпочитают модную, элегантную одежду, выдержанную в классическом стиле. Отличаются ухоженностью, умением следить за собой и любовью к дорогим вещам. Походка — уверенная и раскованная, с плавными движениями.

Круг

Выбор крута в качестве основной фигуры может свидетельствовать о доверчивости, общительности, ориентации на мнение окружающих и нерешительности. Женщины, выбравшие круг, доброжелательны, щедры, чувствительны. Для них характерны склонность к сопереживанию и стремление к заботе о других. Они отличаются меланхоличностью, сентиментальностью и устремленностью в прошлое.

Их речь характеризуется непоследовательностью, нелогичностью и частыми отступлениями от главной темы. Она бывает, как правило, эмоциональной, плавной и несколько замедленной. Для них характерны сочный, густой голос низкого тембра, употребление восторженных оценок и комплиментов.

Предпочитают неофициальный стиль одежды. Склонны к полноте, женственны и обаятельны. Походка легкая, плавная, с расслабленными телодвижениями.

Зигзаг

Выбор зигзага в качестве основной фигуры может свидетельствовать об импульсивности мышления, непостоянстве взглядов, изменчивости настроения и отношений с окружающими. Женщины, выбравшие зигзаг, мечтательны, восторженны, непрактичны и непосредственны. Для них характерны позитивная установка на все новое, устремленность в будущее, бунтарская жажда переустройства. Они отличаются отсутствием самодисциплины, безалаберностью в финансовых вопросах и самодостаточностью.

Их речь образна, ярка, непоследовательна и ассоциативна. Она бывает, как правило, эмоциональной, торопливой и зажигательной. Голос имеет много оттенков, его тембр варьируется от очень высокого до низкого. Лексика богата и разнообразна, характеризуется употреблением оценочных слов и выражений.

Отдают предпочтение модным экстравагантным нарядам. Склонны к смешению стилей и небрежности в одежде. Стремительны, манерны, с оживленной мимикой и жестикуляцией.

3 стр., 1087 слов

Психологические особенности творчески одаренных людей

... самореализации и творчества 2.2. Особенности личности творчески одаренных людей в контексте психологического консультирования Заключение Литература Введение Акутальность работы Уже в начале ... , 1983. С. 210 – 231. 8. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 1993. 9. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение ...

http://www.ibtt.ru/testi/psihogeometriya

Психологический тест

Подвержены ли Вы стрессу

В каждой из приведенных ниже шести групп ответов подчеркните те, которые соответствуют Вашему характеру:

1. а) В работе, в отношениях с представителями противоположного пола, в спортивных или азартных играх Вы не боитесь соперничества и проявляете агрессивность.

б) Если в игре Вы теряете несколько очков или если представитель (представительница) противоположного пола не реагирует должным образом на самые первые Ваши знаки внимания, то Вы сдаетесь и «выходите из игры».

в) Вы избегаете какой бы то ни было конфронтации.

2. а) Вы честолюбивы и хотите многого достичь.

б) Вы сидите и ждете «у моря погоды».

в) Вы ищете предлог увильнуть от работы.

3. а) Вы любите работать быстро, и часто Вам не терпится поскорее закончить дело.

б) Вы надеетесь, что кто-то будет Вас «подстегивать».

в) Когда Вы вечером приходите домой, то думаете о том, что сегодня было на работе.

4. а) Вы разговариваете слишком быстро и слишком громко. В беседе Вы высказываетесь чересчур категорично и перебиваете других.

б) Когда Вам отвечают «нет», Вы реагируете совершенно спокойно.

в) Вам с трудом удается выражать ваши чувства и тревоги.

5. а) Вам часто становится скучно.

б) Вам нравится ничего не делать.

в) Вы действуете в соответствии с желаниями других людей, а не со своими собственными.

6. а) Вы быстро ходите, едите и пьете.

б) Если Вы забыли что-то сделать, Вас это не беспокоит.

в) Вы сдерживаете свои чувства.

Подсчитайте Ваши баллы, добавив за каждый ответ:

а — 6 баллов;

6 — 4 балла;

в — 2 балла.

Обработка результатов:

24 — 36 баллов. Вы в высшей степени подвержены стрессу, у Вас даже могут появиться симптомы болезней, вызванных стрессом, — сердечная недостаточность, язвенная болезнь, болезни кишечника. С вами, должно быть, очень трудно ужиться. Самое главное для Вас сейчас — научиться успокаиваться, это нужно и Вам самим, и Вашей жене (мужу), и детям.

8 стр., 3538 слов

Реакция людей на нововведения и психологические барьеры

... с пользой друг для друга. 2 Реакция людей на нововведения и психологические барьеры Барьер профессиональной некомпетентности. Он связан с ... поведения в конфликтных ситуациях 3 2 Реакция людей на нововведения и психологические барьеры 9 3 Эволюция теорий лидерства ... являются великие люди, то можете проанализировать собственную личность и поведение и развивать у себя черты, которыми обладают лидеры. Это ...

18 — 24 балла. Вы человек спокойный и не подверженный стрессу. Если Вы набрали ненамного больше 18 очков, то Вам можно посоветовать быть терпимее к окружающим. Это позволит Вам добиться большего.

12 — 18 баллов. Ваша бездеятельность тоже может стать причиной стресса. Вы, наверное, очень раздражаете ею ближних. Побольше уверенности в себе! Вам стоит составить перечень своих положительных качеств и совершенствовать каждое из них.

//www.ibtt.ru/testi/podverzheni_stressu

Психологический тест

Свободный рисунок. (Г. Рид)

В последние годы наиболее интенсивно развиваются представления о психологической типологии. Чаще всего психологический тип выделяется на основе преобладания тех или иных черт индивидуальности. На каждом уровне, описанном К. К. Платоновым, в настоящее время можно представить соответствующую типологию с уже имеющимися описаниями психологических характеристик. Схема, представленная на стр. 4, может служить исходной для составления психологического портрета и автопортрета. На основании этой схемы осуществлен и подбор методик, а также интерпретаций данных.

Первый уровеньисходной схемы представляет собой темпе- раментальная типология, состоящая из параметров темперамента, выделенных В. М. Русаловым (1985, 1986).

Преобладание тех или иных параметров темперамента создает соответствующий темпераментальный тип. Этот уровень обозначен как «психофизиологический», соответствующий «биопсихическим свойствам» по К. К. Платонову.

Второй уровеньпредставлен типологией К. Юнга, являющейся классической психологической типологией, основанной на доминировании определенных психических явлений: «мышления», «ощущения», «чувства», «интуиции». Этот уровень обозначен как «психологический», соответствующий «особенностям психических процессов» по К. К. Платонову. Интерпретация психологических типов К. Юнга представлена в книге, опубликованной К. Юнгом в 1921 году, неоднократно издававшейся, хотя и в сокращенном виде, в нашей стране.

Третий уровеньпредставлен типологией, имеющей социально-психологическую ориентацию, исходящую из работ А. А. Ли- бина (1988, 1989, 1993).

Этот уровень обозначен как «социально-психологический», основанный на т. н. «функциональной типологии», которая разрабатывается нами совместно с другими исследователями. «Функциональная типология» связана с социальными ролями личности, склонностями и способностями человека, может определять, как и другие типологические признаки, профессиональную направленность человека, особенности социальной адаптации. В данной типологии можно найти соответствие уровню «опыта» по К. К. Платонову, однако это соответствие далеко неоднозначно, что связано с изменчивостью психологических характеристик индивидуальности.

Четвертый уровеньпо структуре отличается от нижележащих и более связан с теми позициями, установками и направ- ленностями, которые описаны в работах Э. Фромма (1990), Э. Берна (1992), Т. Харриса (1993).

Данный уровень отражает особенности психологической направленности личности и представляет собой вершину структуры индивидуальности, имея соответствие четвертому уровню структуры К. К. Платонова «направленности личности».

Цель составления психологического портрета или автопортрета: выявление индивидуальных особенностей личности в процессе проведения психологической консультации, самопознания, углубления рефлексии, выработки наиболее оптимальных стратегий жизнедеятельности.

Материал, необходимый для работы: 1—2 листа бумаги, ручка или карандаш. Для определения состояния индивидуальности целесообразно использовать тест цветового выбора М. Люшера, который существенно дополнит психологический портрет.

Для составления психологического портрета необходимо выполнить следующие задания, причем в том порядке, котором эти задания будут представлены ниже.

Составление психологического автопортрета:

Задание 1. На одной половине (½ листа) листа бумаги выполните рисунок на свободную тему, т. е. необходимо нарисовать то, что «приходит в голову». Тест называется «Свободный рисунок». (Время 5 мин).

Интерпретация этого теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, несут важную смысловую нагрузку. Так, «треугольник"—фигура острая, наступательная, которую больше предпочитают люди активные, целенаправленные; «круг"—фигура, созвучная с мягкостью, женственностью, сочувствием; именно ее предпочитают люди, обладающие повышенным сочувствием к другим. «Квадрат"—это строительный материал; из таких фигур легко «строить». Их предпочитают люди предметно ориентированные, обладающие способностями к конструированию, изобретательству.

Первый рисунок—это тот тип, который наиболее активен по отношению к другихМ. Второй рисунок—это тип, который не является доминирующим, он как бы «проходящий» или вновь возникающий, более связан с ситуацией. Третий рисунок—ориентация на будущее. При интерпретации данных это важно учитывать. Обработка рисунков из геометрических фигур, с помощью которых нужно было изобразить человечков, начинается с определения «формулы рисунка», которая представляет собой трехзначное число, где цифра, обозначающая сотни—количество треугольников, десятки—количество кругов и единицы—количество квадратов. На основании этих формул можно построить таблицу (см. с 24).

Все, кто правильно выполняют инструкцию в данном тесте, могут найти по формуле рисунка свое место в таблице и определить тот тип, к которому относится. Всех типов восемь, и они обозначены на третьем уровне структуры или схемы, представленной на стр. 4.

Интерпретации рисунков по типам:

I тип—"руководитель"—901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 604, 613, 622, 631, 640. Для типа «руководитель» характерны наличие организаторских и ораторских способностей, ориентация на общепринятые нормы поведения, высокий уровень социальной адаптации, обладают ярковыраженным целенаправленным поведением, что и характеризует их как лидеров. В достижении цели могут не считаться со своим здоровьем, стрессоустойчивы, могут просто «заспать» неприятности. Ораторские навыки, способности хорошего рассказчика позволяют им заниматься преподавательской работой, педагогической деятельностью.

II тип—"ответственный исполнитель"—505, 514, 523, 541, 550обладает многими чертами, сходными с типом «руководитель», но часто колеблется в принятии важных решений. Обычно ориентированы люди данного типа на то, чтобы «делать дело», профессионализм. Обладают повышенной требовательностью к себе, что распространяется и на других! людей. Часто правдолюбцы. Из-за повышенных требований к себе могут работать, не замечая усталости, чрезвычайно перегружаясь до срыва здоровья. Частыми недугами являются болезни нервного происхождения. Необходимо особо тщательно следить за режимом труда и отдыха.

III тип—"тревожно-мнительный"—406, 415, 424, * 433, 442, 451, 460. Этот тип людей характеризуется разнообразием способностей и одаренности—от литературных способностей, до тонких ручных навыков. Но несмотря на обилие талантов, нуждаются в мягком подбадривании, так как часто необоснованно не верят в свои силы, одолеваемы сомнениями в себе. Обладают повышенным вниманием к порядку и чистоте, физически не- приемля грязь, беспорядок. Могут неожиданно для других изменить свою профессию. Обычно им тесно в рамках одной профессии и они имеют хобби, в котором весьма преуспевают. 415—поэтический подтип, характерен для людей способных к стихосложению, поэтической одаренности.

424—за все, что берется, делает с чрезвычайной тщательностью. От них часто можно слышать такую фразу: «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как можно плохо работать».

IV тип—"ученый"—307, 316, 325, 334, 352, 361, 370. Это люди, которые в своих суждениях могут легко абстрагироваться от реальности, делать интересные теоретические обобщения, «на все иметь свою теорию». Рациональны, тщательно продумывают свое поведение. Однако при всей рациональности обладают весьма значительными артистическими способностями, онц не теряются на сцене, знают что нужно сделать, когда просят «сыграть что-либо». Тяготеют к синтетическим видам искусства: театру, кино, цирку, эстраде.

316—если работает в области науки, то как правило «глобальный теоретик», занимается междисциплинарными, методологическими или науковедческими проблемами; на практике обычно отличный координатор различных служб.

325—часто тяготеет к биологии, медицине, ботанике. Любит выращивать растения, животных. V тип—"интуитивный"—208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Люди этого типа обладают высокой чувствительностью нервной системы, ярким образным воображением. Нервная система с ее чувствительностью может сильно истощаться от перенапряжения, лучше работают при переключаемости от одной деятельности к другой. Альтруистичны, часто проявляют заботу об окружающих, иногда в ущерб себе, преобладает внутренний самоконтроль, отрицательно реагируют на посягательства на их свободу. Обладают техническими навыками, умеют что-либо делать своими руками.

235—подтип, часто встречающийся среди психологов;

217—подтип, для которого характерны способности к техническому изобретательству.

244—подтип, распространенный среди людей, пишущих сценарии, инструкции.

226—подтип, характеризующийся установлением высочайшей планки в своих достижениях, а также высокими критериями оценки других людей.

VI тип— 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046 — «изобретатель, конструктор» — Это люди с «технической жилкой», обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются какими-либо техническими видами творчества, заняты в технических профессиях, склонны к конструированию, изобретательству. Придерживаются часто тех социальных норм, которые сами создают себе. Более ориентированы на предметную деятельность. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями. Иногда их творчество проявляется не только в технической, материализованной, а интеллектуальной сфере, сфере идей.

019 — подтип, обладающий способностями интересных форм взаимодействия с аудиторией, например, неподражаемый конферансье и т. п.

145 — подтип, увлекающийся композиторской деятельностью, или любит петь, часто имеют музыкальное образование.

VII тип — «эмотивные"—550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091. Этот тип людей обладает повышенным сопереживанием по отношению к другим людям. Они мягки, сочувственны, добросердечны. Они тяжело переносят «жестокие кадры фильма» или выдержки из преступной хроники, особенно чувствительны к несчастьям других, настолько, что какие-либо неприятные известия или события могут надолго выбить их из колеи. Боль, страдание других людей отзываются в них с особой силой, на это уходит много энергии, что мешает им часто реализовать свои возможности.

VIII тип—обладает противоположными свойствами эмотив- ному типу—901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109. Это люди, испытывающие сочувствие к другим, однако умеющие достаточно жестко требовать. Из таких выходят чрезвычайно требовательные педагоги, которые «заставят» делать то, что нужно, невзирая на сопротивления, недуги и прочие причины, на которые ссылаются их ученики.

Некоторые комментарии к психологическому портрету можно сделать и по особенностям изображения человечков:

— маленький размер рисунков—может быть связан с утомленностью, скованностью, дискомфортом;

— усиленная штриховка—с внутренним напряжением, подозрительностью, иногда с состоянием предзаболевания;

— прорисовка лица связана чаще с повышенной общительностью, а отсутствие ее—с сложностями в общении, которые целесообразно выяснить;

— наличие «шеи» у человечка свидетельствует часто о высокой ранимости человека, которая затрудняет общение и от которой стоит избавляться, т. е. становиться более снисходительными;

— наличие квадратных карманов на теле человечка может свидетельствовать о повышенной заботе по отношению к детям;

— наличие «пуговок" — о сочувственной заботе к старшим близким;

— наличие «треугольничков"—о необходимости сделать какие-либо распоряжения, указания.

//www.ibtt.ru/testi/svobodniy_ris

Тест культурно-ценностных ориентации (Дж.Таусенд, вариант Л.Г.Почебут)

Назначение теста

Тест культурно-ценностных ориентации предназначен для определения основных тенденций формирования и становления изучаемой культуры. Автором теста является американский психолог Дж.Таусенд.

Инструкция к тесту

«Отметьте, пожалуйста, то утверждение в каждом разделе, которое наилучшим образом описывает культурную ориентацию вашего народа. При этом постарайтесь вспомнить, чему вас учили ваша семья, школа, религия. Просьба при ответе не руководствоваться вашими современными взглядами в том случае, если они отличаются от того, чему вас учили».

Тестовый материал

  1. В моей культуре важнейшим фактором при принятии решений люди считают:
    1. прошлое;
    2. настоящее;
    3. будущее.
  1. В моей культуре люди обычно считают, что они:
    1. жертвы природных сил;
    2. живут в гармонии с природой;
    3. управляют многими природными силами.
  1. В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать:
    1. плохие поступки;
    2. как плохие, так и хорошие поступки;
    3. хорошие поступки.
  1. В моей культуре люди считают самым основным в своих взаимоотношениях:
    1. наследство и происхождение;
    2. большую семью;
    3. индивидуальность, самобытность личности.
  1. В моей культуре люди полагают, что:
  1. существование само по себе достаточно для жизни;
  2. рост и развитие личности является самой важной целью в жизни;
  3. практическая деятельность и достижение совершенства — лучшая цель.

Ключ к тесту

Номер раздела ТК СК ДРК

2 а b c

3 а b c

4 а b c

5 а b c

Обработка результатов теста

Математическая обработка теста предполагает определение процентного соотношения ответов респондентов по разделам и средних показателей по типам культуры. На этой основе делается вывод о тенденции в принадлежности изучаемой культуры к одному из трех типов. При проведении массовых опросов можно получить надежные и репрезентативные данные.

Интерпретация результатов теста

В основу теста заложено представление о трех типах культуры.

Первый тип — традиционная культура (ТК) — характеризуется ориентацией людей на прошлое, приверженностью традициям, интересом к истории. Люди этой культуры воспринимают природу как вечную тайну бытия, как неразрешимую загадку, отгадать которую они не стремятся. Человек рассматривается как существо, зависимое от ближайшего социального окружения. Большое значение придается семейным связям, традиционности родственных ролевых отношений, религиозным ориентациям. В такой культуре не допускается внутренняя свобода человека. За его действиями, поступками и даже мыслями осуществляется постоянный строгий надзор со стороны сообщества. Процедура принятия решений проходит коллективно, а результат решения зависит от старших по возрасту. Деятельность человека строго регламентирована. За успехи в работе и творческое отношение к делу человека, как правило, вознаграждают не сразу, а через какое-то время.

Второй тип — современная культура (СК) — характеризуется ориентацией людей на настоящее, на современные им события. Люди стараются жить в гармонии с природой, беречь ее, интересуются экологическими вопросами. Человеческая натура понимается как противоречивое явление. Ценности этой культуры сосредоточены на человеке, его правах, призвании; развитии его способностей, самореализации и самоактуализации. Отношения между людьми обычно формализованы, четко определены их статусом и ролью в социальной системе. Дружеские отношения складываются медленно и отличаются глубиной и преданностью друг другу. Общество стремится регулировать поведение человека посредством морали, этических норм и правил. В межличностном общении люди обычно сдержанны, стараются соблюдать социальную дистанцию и ролевые предписания. Принятие индивидуального решения осуществляется в процессе согласования взаимных потребностей, интересов и планов на будущее с группой, семьей, трудовым коллективом. За результаты своей деятельности человек в основном стремится получить не материальное, а моральное вознаграждение (слава, признание, успех).

Третий тип — динамически развивающаяся культура (ДРК) — характеризуется ориентацией людей на будущее, на достижение быстрых значительных результатов. Люди строят краткосрочные планы и стараются реализовать их как можно более энергично. Для людей данной культуры «время — это деньги». Природа не представляет собой загадки. Поскольку жизнь — это проблема, которую необходимо быстро и успешно решить, природа должна подчиниться человеку. Все ее тайны должны быть раскрыты, законы ее развития установлены и описаны. Предназначение человека состоит в управлении природой. Человеческая натура свободолюбива. Культивируется индивидуальность, независимость, автономность от социального окружения. Процесс принятия решения осуществляется самостоятельно. Признается значимость индивидуальных интересов и ценностей. В общении люди откровенны, непосредственны, ориентированы не на иерархию, а на равенство ролевых взаимоотношений. Социально признанной ценностью является предоставление обществом равных возможностей для развития каждого члена. Основу общественного контроля составляет не мораль, а законность, неотвратимость наказания и обязательность материального вознаграждения. Внимание людей этой культуры сосредоточено наделе, задании, работе. Человек часто сознательно сам приносит себя в жертву делу, успеху, процессу, материальному достатку. Успешная деятельность предполагает, прежде всего, быстрое материальное вознаграждение.

Источники

  • Тест культурно-ценностных ориентации (Дж.Таусенд, вариант Л.Г.Почебут) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. — СПб., 2004. С.212−215.
  • Хармз В. Психологическая адаптация эмигрантов. СПб., 2002.
  • //vsetesti.ru/393/

Социально-перцептивная дифференциация малых групп

Назначение теста

Определение типов индивидуального восприятия реальных малых групп.

Инструкция к тесту

На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, Б, В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно отражает вашу точку зрения. Помните, что плохих или хороших ответов в данной анкете нет. Букву вашего ответа (А, Б или В) занесите в лист ответов против соответствующего номера вопроса.

На каждый вопрос может быть выбран только один ответ.

Тестовый материал

  1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:
    1. Знает больше, чем я.
    2. Все вопросы стремится решать сообща.
    3. Не отвлекает внимание преподавателя.
  1. Лучшими преподавателями являются те, которые:
    1. Имеют индивидуальный подход.
    2. Создают условия для помощи со стороны других.
    3. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.
  1. Я рад, когда мои друзья:
    1. Знают больше, чем я, и могут мне помочь.
    2. Умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов.
    3. Помогают другим, когда представится случай.
  1. Больше всего мне не нравится, когда в группе:
    1. некому помогать и есть у кого поучиться.
    2. Мне мешают при выполнении задачи.
    3. Остальные слабее подготовлены, чем я.
  1. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
    1. Я могу получить помощь и поддержку от других.
    2. Мои усилия будут достаточно вознаграждены.
    3. Есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.
  1. Мне нравятся коллективы, в которых:
    1. Каждый заинтересован в улучшении результатов всех.
    2. Каждый занят своим делом и не мешает другим.
    3. Каждый человек может использовать других для решения своих задач.
  1. Я не удовлетворен преподавателями, которые:
    1. Создают дух соперничества на занятиях.
    2. Не занимаются увлеченно своей наукой.
    3. Не создают условий напряжения и жесткого контроля.
  1. Больше всего я удовлетворен жизнью, если:
    1. Занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое.
    2. Общаюсь и отдыхаю.
    3. Кому-то нужен и полезен.
  1. Основная роль учебного заведения должна заключаться:
  1. В воспитании гражданина и гармонично развитой личности.
  2. В подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности.
  3. В подготовке к общению и совместной деятельности человека.

Обработка и интерпретация результатов теста

Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем пунктам опросника, суммируются для каждого типа восприятия отдельно с учетом предложенного ключа. Результат записывается в виде формулы:

пИ + лП + мК, где

п, л, м, — количество набранных балов соответственно индивидуалистическому, прагматическому и коллективистическому типу восприятия.

Ключ к тесту

№ вопр.

И

П

К

№ вопр.

И

П

К

1

c

b

a

8

a

c

b

2

a

c

b

9

b

a

c

3

b

c

a

10

b

c

a

4

b

a

c

11

a

c

b

5

b

c

a

12

a

b

c

6

b

a

b

13

c

b

a

7

b

a

b

14

b

a

c

Индивидуалистический тип восприятия. Индивид относится к группе нейтрально, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении.

Прагматический тип восприятия. Индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь.

Коллективистический тип восприятия. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы.

//vsetesti.ru/127/

Методика Климат (модифицированный вариант методики Б.Д.Парыгина)

Назначение теста

Методика предназначена для выяснения условий, обеспечивающих благоприятный психологический климат в коллективе.

Инструкция к тесту

Дайте оценку тому, как проявляются те или иные свойства психологического климата в коллективе. Для этого необходимо прочитать в схеме сначала предложения слева, а затем справа и после этого отметить в средней части листа ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине (обведите ее кружком).

Значения оценок:

  • 3 — свойство проявляется в коллективе всегда;
  • 1 — проявляется достаточно, чтобы его заметить;
  • 0 — противоположные свойства (ни одно из них не проявляется достаточно заметно или проявляются оба в одинаковой степени).

Оценки с «+» относятся к левой части таблицы, с «-» — к правой.

Тестовый материал

-

-

-

+

+

+

3

2

1

0

1

2

3

В коллективе преобладает бодрый и жизнерадостный тон настроения.

Преобладают подавленные настроения, пессимистический настрой.

Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение.

Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия.

В коллективе высоко ценится принципиальность, четность, бескорыстие, здесь велико желание трудиться.

Принципиальность, честность, бескорыстие не в почете, нет стремления к коллективному труду.

Коллектив стремится общаться и сотрудничать с другими коллективами.

Наблюдается стремление обособиться от других коллективов.

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание.

Группировки конфликтуют между собой.

Членам коллектива нравится бывать вместе, чаще находиться в коллективе, участвовать в совместных делах, проводить свободное время.

Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более тесному общению, отказываются от участия в совместных делах.

Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие у всех.

Успехи и неудачи оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают нездоровую зависть и злорадство.

Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями.

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга.

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других.

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение, когда «один за всех и все за одного».

В трудных случаях коллектив «раскисает», наблюдается растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения.

Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как собственные.

Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у его представителей.

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться.

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляют враждебность.

Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело.

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах.

В коллективе справедливо относятся ко всем, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту.

Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь снисходительно относятся к слабым, нередко высмеивают их.

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители.

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.

Обработка результатов теста

Подсчитывается среднее количество баллов по каждому вопросу и строится профиль ответов группы. Затем вычисляется средняя величина по всей анкете (по группе).

Результаты опроса удобно и наглядно разместить в таблице, где строчками являются вопросы анкеты (их 15), а столбцами — ответы членов группы, каждому из которых присваивается порядковый номер. Положительные оценки отмечаются штриховкой клеточек красным (оценка 3), оранжевым (2), желтым (1) цветом, а отрицательные — коричневым, синим, зеленым.

//vsetesti.ru/124/

Диагностика психолого-педагогической характеристики малой учебной группы

Инструкция к тесту

Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы.

Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе:

  • 5 ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется,
  • 4 — проявляется постоянно, но не так сильно,
  • З — не очень проявляется,
  • 2 — проявляется противоположное отрицательное качество,
  • 1 — сильно проявляется противоположное отрицательное качество.

Например:

Группа стремится общаться и сотрудничать с другими группами.

5

4

3

2

1

У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп.

  • 5 ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено,
  • 4 — когда не очень выражено,
  • 3 — слабо выражено,
  • 2 — больше выражено стремление обособиться, чем общаться,
  • 1 — стремление обособиться выражено ярко.

Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по принципу противоположности, необходимо одновременно учитывать и негативные, и позитивные. Чтобы оценить какое-либо качество, необходимо прочитать слева его положительную оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство класса.

Направление активности

1

Группа активна, полна творческой энергии.

5

4

3

2

1

Группа инертна, пассивна.

2

Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии).

Группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т. д.

3

В своих делах группа ставит перед собой общественно полезные цели.

Группу отличают общественно вредные, асоциальные цели.

4

Группу объединяет одна общая цель деятельности, а не просто сходные цепи каждого члена группы в отдельности.

В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпадающие цели, но эти цели не стали общегрупповыми.

5

В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других.

Популярные члены группы — эгоисты, работающие лишь для себя.

6

Члены группы стремятся постоянно общаться друг с другом.

У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом.

7

Группа стремится общаться и сотрудничать с другими членами.

У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп.

8

Группу отличают устойчивые интересы.

Группу отличает быстрая смена интересов.

9

Группа постоянно осуществляет свои интересы на деле.

Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле.

10

Актив, ядро группы ведет ее на общественно-полезные дела.

Актив ведет группу на антиобщественные дела.

11

В группе справедливо относятся ко всем членам группы, стремятся поддержать слабых в общей деятельности, каждый испытывает чувство защищенности.

Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», в ней пренебрежительно относятся к слабым.

Организованность

1

В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи.

5

4

3

2

1

При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие и даже конфликты.

2

Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности.

Группа не может самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу «кого-нибудь, только не меня».

3

Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом.

Большинство членов группы ориентируются на себя и делают то, что им удобно и выгодно.

4

Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу.

В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распада.

5

Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы.

Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели.

6

Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами.

Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними.

7

Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться и «прижиться», влиться в свою среду.

Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду.

8

Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия.

Группа способна к согласованию своих действий.

9

Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.

Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.

10

Члены группы активно стремятся сохранить группу как единое целое. Группа настойчиво про тиводействует попыткам расформирования.

К сохранению группы ее члены относятся безразлично. Группа легко поддается расформированию или даже способствует ему.

11

Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитетными и полномочными представителями.

Группа не имеет хороших, способных организаторов.

Интеллектуальная коммуникативность

1

Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов.

5

4

3

2

1

Группа не имеет единого мнения о возможностях своих организаторов. Мнение группы о ее организаторах противоречиво.

2

Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению.

Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки зрения очень противоречивы.

3

Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д.

В группе не знают о ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д.

4

Группа легко находит общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач.

В группе нет взаимопонимания при решении общих задач.

5

При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение.

Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в цепом, так и отдельных ее членов.

6

В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение.

Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям.

7

При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений.

Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий.

8

Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках.

В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках.

9

Группа верно, единодушно оценивает свое место среди других групп.

Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп.

10

Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения.

Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами враждебно и способствует разъединению группового мнения.

11

Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и формируют стремление к осмысливанию и исправлению недостатков.

Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству.

Психологический климат

1

Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе.

5

4

3

2

1

Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе.

2

Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия.

Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия.

3

Стремление к совместности переживаний событий, жизненных явлений, произведений искусства.

Тенденция и замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний.

4

Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы.

Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными.

5

Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций.

В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить.

6

В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой.

В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т. д.

7

Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему.

В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группыили способствующие этому.

8

В отношении между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность.

Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу.

9

Групповые эмоциональные «взрывы» в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения.

Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения.

10

Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности.

Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляют безразличие к общению, выражают отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности.

11

Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела.

Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях.

Обработка и интерпретация результатов теста

Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем интегративным свойствам со следующей шкалой измерения уровня развития коллектива:

  • Высокое развитие 180−220
  • Хорошее развитие 140−179
  • Среднее развитие 100−139
  • Недостаточное развитие 60−99

Интегративность группы ведет к согласованности актов поведения и деятельности членов группы. Коллектив — это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также уровне развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.

Направленность — это содержание тех целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг которых объединяется большинство его членов. К направленности относится также готовность класса оказывать помощь другим классам и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими интересами ради интересов всей школы (в противном случае классу присущ «групповой эгоизм»).

Организованность — способность класса к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих товарищей (лидеров).

Способных лидеров хватает для организации любого дела.

Согласованность мнений и действий, готовность каждого школьника взять на себя инициативу и повышенную ответственность.

Правильная ориентировкакаждого школьника в жизнедеятельности класса, что значит, как писал А.С.Макаренко, «ощущать, в каком месте коллектива ты находишься и какие твои обязанности по отношению к поведению из этого вытекают».

Интеллектуальная коммуникативность — это способность класса быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. Школьники довольны своей способностью понимать друг друга с полуслова. Взаимопонимание доставляет им радость и чувство комфорта. Класс активизирует своих членов, когда ищет общее решение. К мнению каждого внимательно прислушиваются, добиваясь общего языка и побуждая друг друга к активному обсуждению различных точек зрения.

Психологический климат — преобладание того или иного психологического настроя(мажорный, приподнятый, пессимистический, подавленный);степень психологической защищенностикаждого ученика (доброжелательность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации или напряженность во взаимоотношениях, упреки, попытки унизить достоинство личности, равнодушие).

Эмоциональное единство — успехи или неудачи ярко переживаются всем коллективом.

Разобщенность — ученики не стремятся быть вместе, проявляют безразличие к общению.

Кроме того, оценивается подготовленность группыкак уровень знаний, навыков, умений в том или ином виде совместной групповой деятельности.

//vsetesti.ru/123/

Диагностика уровня развития малой группы

Назначение теста

Методика дает возможность, обобщив ответы всех членов группы, определять уровень ее развития, а также сравнивать между собой различные группы.

Инструкция к тесту

Вам предлагается ряд утверждений, которые охватывают самые разные стороны взаимоотношений в первичной группе. Членам группы нужно оценить, в какой степени каждое из предложенных для оценки утверждений характерно для данной групп. Давать оценку следует на основании одного из четырех вариантов:

  • а- данное утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся в нашей группе;
  • б- данное утверждение в общем характерно для нашей группы;
  • в- данное утверждение лишь в незначительной степени применимо к нашей группе;
  • г- данное утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся в нашей группе (у нас все наоборот).

Тестовый материал

  1. В нашей группе главный критерий ценности человека — его отношение к труду, к коллективу.
  2. В нашей группе новичок скорее всего не почувствует себя чужаком, а встретит доброжелательность и радушие.
  3. В нашей группе нет козлов отпущения и любимчиков.
  4. Члены нашей группы не пройдут равнодушно мимо чьей-то беды, им чужда мораль «моя хата с краю».
  5. Дух бескорыстия и взаимопомощи отличает нашу группу.
  6. Каждый из нас достаточно инициативен, чтобы в случае необходимости взять на себя ответственность за какое-то дело.
  7. Для нас неприемлем принцип «Своя рубашка ближе к телу».
  8. Успех каждого из нас искренне радует всех и ни у кого не вызывает зависти.
  9. Большинство из нас всегда может поступиться личным ради общего дела.
  10. Наша группа обычно не ждет указаний, инициативы ей не занимать.

Необходимо зарегистрироваться

Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработка данных может производиться двумя способами. Первый способ заключается в дифференцированном количественном подсчете и сопоставлении буквенных знаков (А, Б, В, Г).

  • Преобладание ответов по п. Асвидетельствует о том, что группа, согласно мнению ее членов, может быть отнесена к коллективу,
  • по п. Б- к среднему уровню развития,
  • по п. В- к низкому уровню развития,
  • по п. Г- к группе номинального или корпоративного типа.

Второй способ заключается в переводе буквенных ответов в баллы по следующей схеме:

  • А — 3 балла;
  • Б — 2 балла;
  • В — 1 балл;
  • Г — 0 баллов.

После определения общего суммарного результата производится его соотнесение с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых групп, полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л.И.Уманский,А.Н.Лутошкин):

  • 67- 81-коллектив- «Горящий факел».
  • 66−50-автономия- «Алый парус».
  • 49−34-кооперация- «Мерцающий маяк».
  • 33−20-ассоциация- «Мягкая глина».
  • 19 и менее-диффузная группа- «Песчаная россыпь».

//vsetesti.ru/122/

Доминирующие стратегии конфликтного поведения (метафорический вариант)

Назначение теста

Использование диагностического материала в форме метафор (поговорки, устоявшиеся истины) нацелено на снижение стереотипов, самоидеализации, квазиответов. Данная методика ориентирована на выявление наиболее распространенныхстратегий в конфликтных ситуациях: стратегию достижения эгоцентричных (личных) целей и стратегию сохранения благоприятных межличностных отношений. По соотношению этих двух стратегий в данной методике выделено пять метафорических стратегий.

Инструкция к тесту

Сейчас вам будет дано необычное задание. Оно заключается в оценке степени использования предложенных поговорок в своей поведенческой практике. В ходе работы следует придерживаться правила: не существует плохих или хороших ответов, а существуют реальные, наиболее употребляемые в тех или иных жизненных ситуациях.

Следуя этому правилу, в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте один из трех ответов: «да» или «+»; «нет» или «-»; «трудно сказать» или «+/-». К последней форме ответа старайтесь прибегать в исключительных случаях. Порядок заполнения построчный, слева направо.

Тестовый материал

  1. Худой мир лучше доброй ссоры.
  2. Если вы не можете заставить другого сделать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.
  3. Мягко стелет, да жестко спать.
  4. Рука руку моет (почеши мне спину, а я тебе почешу).
  5. Ум хорошо, а два лучше.
  6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
  7. Кто сильнее, тот и правее.
  8. Не подмажешь — не поедешь.
  9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.
  10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитывается количество баллов в каждой из пяти колонок.

Наибольшее количество баллов в той или иной колонке свидетельствует о приверженности исследуемого той или иной стратегии в конфликтных ситуациях. Если в каких-то колонках наблюдается одинаковое количество баллов, то это свидетельствует о равнозначности использования двух стратегий.

I

II

III

IV

V

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

По соотношению двух доминирующих целей, отражающих направленность «на себя» и «взаимодействие с другими людьми», выделены следующие метафорические стратегии конфликтного поведения:

  • Тип I. «Черепаха» — стратегия ухода под панцирь, то есть отказа как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими.
  • Тип II. «Акула» — силовая стратегия. Для приверженцев этой стратегии цели очень важны, взаимоотношения — нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
  • Тип III. «Медвежонок» — стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели — нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями.
  • Тип IV. «Лиса» — стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения; такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
  • Тип V. «Сова» — стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

Источники

  • Доминирующие стратегии конфликтного поведения (метафорический вариант)/ Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002. C.208−210.

//vsetesti.ru/114/

Оценка микроклимата студенческой группы (в.М.Завьялова)

Инструкция к тесту

Просим вас заполнить данную карту. В ней предлагаются показатели, характеризующие микроклимат студенческой группы. Карта составлена по принципу полярных суждений. Слева — суждения, раскрывающие психологический климат с положительной стороны, справа — с отрицательной стороны. Между полярными суждениями расположены цифры 3−2-1−0-1−2-3. Ваша задача: во-первых, выбрать одно из полярных суждений (слева или справа), отражающее типичную картину взаимоотношений в вашей студенческой группе и обычного настроения в ней; во-вторых, отметить кружком одну из цифр, которая соответствует степени выраженности каждого показателя.

  • Высокая степень выраженности — 3.
  • Средняя степень выраженности — 2.
  • Слабая степень выраженности — 1.

Если вы затрудняетесь определить, какое из двух полярных суждений отражает типичный микроклимат вашей студенческой группы, то отметьте цифру 0. Например, обращаясь к первой строчке, вы знаете, что в вашей группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение. Но выраженность этого показателя, по-вашему, средняя. Вам нужно отметить кружком цифру 2 в левой от нуля части.

Тестовый материал

3

2

1

0

1

2

3

1

В группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение.

В группе обычно настроение подавленное, мрачное.

2

Группа активна, работоспособна.

Группа пассивна, инертна.

3

Обстановка в группе спокойная, деловая.

Обстановка в группе нервозная, напряженная.

4

В группе студенты чувствуют себя уютно.

В группе студенты чувствуют себя неуютно.

5

Студенты знают и чувствуют, что группа в случае необходимости защитит и поддержит их.

У студентов нет уверенности в поддержке группы в трудную минуту.

6

Студенты относятся друг к другу с симпатией.

Взаимоотношения в группе отличаются антипатией.

7

Коллектив справедливо относится ко всем своим членам, воздает каждому по заслугам.

Коллектив делится на предпочитаемых и пренебрегаемых. Необъективен в оценке отдельных членов группы.

8

Отношения отдельных микрогрупп внутри коллектива характеризуется взаимопониманием, тактичностью, сотрудничеством в общих для коллектива делах.

Группировки внутри коллектива конфликтуют между собой, их члены замыкаются в своих интересах, не хотят понимать других.

9

Конфликты в группе возникают редко, по серьезным причинам.

Конфликты возникают часто, разрешаются с трудом, болезненно.

10

В критические периоды группа сплачивается. Руководствуется принципом «Один за всех и все за одного».

В трудные периоды в коллективе возникает рассеянность, ссоры, взаимные упреки.

11

Новички чувствуют к себе доброжелательное и заботливое отношение группы.

Группа проявляет безразличие или недоброжелательность к новичкам.

12

Студентам нравится бывать вместе в институте и вне его.

Студенты не стремятся бывать вместе, каждый живет своими интересами.

13

Студенты любят свою группу, радуются ее успехам, огорчаются неудачам.

Студенты свою группу не ценят. Безразличны к ее достижениям, легко соглашаются на переход в другую группу.

14

Студенты серьезно относятся к учебе, стремятся овладеть тайнами профессии.

Учеба не считается первостепенным делом, стремление к учебным успехам не поощряется.

15

В группе царит требовательность и нетерпимость к лентяям и прогульщикам.

К лентяям и прогульщикам относится снисходительно.

16

Студенты принимают активное участие в общественной жизни группы.

Студенты пассивны в общественной жизни группы.

17

В группе серьезно относятся к распределению общественных поручений, учитываются пожелания и склонности каждого.

Поручения распределяются по принципу: «Лишь бы не мне».

18

Студенты с желанием включаются в трудовые дела группы.

Группу нелегко поднять на общее трудовое дело.

19

Актив группы пользуется авторитетом и доверием.

В активе группы находятся люди, не пользующиеся поддержкой и уважением коллектива.

20

Отношения между группой и куратором характеризуются доброжелательностью.

Отношения группы с куратором характеризуются антипатией, конфликтностью.

Обработка данных (вариант Н.П.Фетискина)

Для определения психологического микроклимата(ПМ) необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую.

Оценить уровень ПМ по баллам:

  • 50−60 баллов— высокая степень благоприятности ПМ;
  • 40−49 баллов— средне-высокая степень благоприятности ПМ;
  • 21−39 баллов— средняя степень благоприятности ПМ;
  • 11−20 баллов— средне-низкая степень благоприятности ПМ;
  • 0−10 баллов— незначительная благоприятность ПМ.

Неблагоприятность ПМ характеризуют баллы с отрицательным знаком, подобно позитивно-уровневой квантификации.

Составляется профиль ПМ, показывающий выраженность каждой из исследуемых составляющих.

//vsetesti.ru/110/

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector