29. Проблема развития группы в сψ

Развитие группы и динамика группы – два разных понятия. Динамика описывает групповые процессы, а развитие группы предполагает актуальное развитие самой группы в данный момент.

Подходы к развитию группы

Психоанализ. Беннис и Шеппард. Установили на тренинговых группах (Т-группы называются).

Развитие группы проходит 2 фазы:

  1. отработка отношений с лидером;
  2. отработка отношений друг с другом.

Цель – достижение валидной коммуникации (эффективная коммуникация без барьеров).

В самые последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Морленд и Ливайн ввели особое понятие «социализация группы», при помощи которого рассматривается процесс группового развития. Критерии, для сравнения различных стадии в развитии группы:

  • оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения целей группы для ее членов);
  • обязательства группы по отношению к членам (условия, при кот.члены группы больше «обязаны» ей, последствия этих взаимных обязательств);
  • преобразование ролей членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, их идентифицированность с ней).

На основании этих критериев фиксируются периоды в жизни группы и соответствующие им различные позиции членов. Сочетания периодов и позиций отражены в предложенной Чемерсом и названной «системно-процессуальной модели» развития группы.

Во-первых, введено понятие «стадий» развития группы, кот.различаются друг от друга по набору критериев.

Во-вторых, сформулирована мысль, что социализация группы происходит не в вакууме: на изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках кот.существует группа.

Современная культурология. Все культуры делятся на индивидуалистические (больше ценят себя в группе, обеспечение максимальной свободы индивида, личностная идентификация) и коллективистские (самопрезинтация с учётом мнения группы, высокая включённость в жизнь группы, социальная идентификация).

12 стр., 5734 слов

Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

... Вопросы Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Материнство и отцовство. Педагогическая культура семьи. ... развитии сказывается атмосфера и отношения в семье, то, насколько она является «экологической нишей» для своих членов. В процессе социального развития ... т. д. Функция первичной социализации. Семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на ...

Важнейший признак коллектива, по Макаренко, — это не любая совместная деят-ть, а социально-позитивная деят-ть, отвечающая потребностям общества. Поэтому первым признаком коллектива как группы особого рода является именно его направленность, кот.обеспечивает особое качество личностей, в него входящих, а именно — их целеустремленность, что и позволяет создать организацию с соответствующими органами управления и выделением лиц, уполномоченных на выполнение определенных ф-ций.

Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей роли совместной деят-ти в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между его членами.

Особое значение при разработке проблемы развития группы имеют две проблемы. Первая из них — поиск адекватных методических средств, позволяющих в экспериментальном исследовании замерить степень выраженности в каждой конкретной группе тех ее качеств и характеристик, кот.дают основание для эффективной диагностики уровня развития этой группы. Второй проблемой является более конкретное описание тех модификаций, кот.происходят с каждым из известных групповых процессов, на каждом новом этапе развития группы.

30. Основные подходы к исследованию межгрупповых отношений

Подходы:

  1. Ситуативный: исследования Шерифа про мальчиков в лагере. Источники межгрупповой враждебности отыскиваются в ситуациях гр. взаимодействия.

Шериф, в американском лагере для подростков. Эксперимент состоял из четырех стадий. На первой подросткам, приехавшим в лагерь, была предложена общая деят-ть по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; на второй стадии подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения (одна группа была названа «Орлы», другая «Гремучие змеи»).

При этом было замерено отношение одной группы к другой, не содержащее враждебности по отношению друг к другу. На третьей стадии группам была задана различная деят-ть на условиях соревнования и в ее ходе был зафиксирован рост межгрупповой враждебности; на четвертой стадии группы были вновь объединены и занялись общей деят-тью (ремонтировали водопровод).

12 стр., 5926 слов

Психология межгрупповых отношений

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный университете» Психологический факультет «Психология межгрупповых отношений» Реферат Выполнила студентка 3 курса психологического факультета Самара. 2011 Содержание. 1.Понятие социальной группы, общества     и межгрупповых отношений. История & ...

Замер отношений «бывших» групп друг к другу на этой стадии показал, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью.

  1. Когнитивный подход. Тэшфел: внутригр. симпатия возникает и в сит, где нет основы для межгр. конфликта. Причина межгрупповой дискриминации сокрыта в простом факте осознания принадлежности к своей группе. Кооперативная неудача вела к большей гр пристрастности, чем кооп успех, а конкурентный успех больше, чем неудача.

В эксперименте студентам показали две картины художников В.Кандинского и П.Клее и предложили посчитать количество точек на каждой картине (поскольку это позволяла манера письма).

Затем произвольно разделили участников эксперимента на две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек у Кандинского, в другую — те, кто зафиксировал их больше у Клее. Группы были обозначены как «сторонники» Кандинского или Клее, хотя, в действительности, их члены таковыми не являлись. Немедленно возник эффект «своих» и «чужих» и были выявлены приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Это позволило Тэшфелу заключить, что причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе.

  1. Деят-тный (?) Агеев: проблема отношения между группами — внутренняя психологическая категория. Межгр. восприятие зависит от адекватности совместной гр. д-ти. Эксперимент со студентами и зачетом автоматом. 2 группы, одна из кот.могла получить автомат за хорошую работу на семинарах. Зачет группе складывался из индивидуальных ответов. Что проявилось: больше число выступлений в поддержку своей группе, большее кол-во попыток регуляции выбора выступающего, давление на экспериментатора. Успех своей группы объясняли внутригрупповыми факторами, а неудачу — обстоятельствами.
  2. Мотивационный: Фрейд:
  • враждебность неизбежна и универсальна.
  • Ф-ця враждебности: поддержание сплоченности и стабильности группы.

В других исследованиях также исследовались факторы:

6 стр., 2827 слов

Малые группы. Взаимодействие в группе. Личность в группе

Малые группы. Взаимодействие в группе. Личность в группе Введение Разными школами и исследователями выделяется множество частных классификаций групп, в основном дихотомического толка. Так, выделяют группы лабораторные и естественные, формальные официальные и неформальные неофициальные (по способу возникновения), организованные и неорганизованные (по степени регламентации отношений и ...

  1. Содержания выступлений и реплик с точки зрения согласия с членами своей и чужой групп
  2. Регуляция выбора выступающих
  3. Частота использования разных местоимений. (мы, они и т.п.)
  4. Частота и характер отклонения от темы дискуссии.

50-х гг. Д.Кэмпбеллом была сформулирована «гипотеза контакта», суть которой заключается в следующем: чем больше благоприятных условий для контактов между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют и обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипа

При интерпретации этих результатов было принято во внимание следующее:

1) тип межгруппового соревнования на обоих этапах второй серии отличался от типа межгруппового соревнования в первой серии — здесь не имела места модель «игры с нулевой суммой», поскольку не было однозначной победы или однозначного поражения (отряды просто ранжировались по степени успеха).

Кроме того, на каждом этапе критерии оценки были очевидными и наглядными;

2) два этапа второй серии также различались между собой: на втором этапе межгрупповая деят-ть (труд в совхозе) приобрела самостоятельную и социально-значимую ценность, не ограничивающуюся

32. Проблемы социализации в сψ

Соц-я – это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны,

  • усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему соц. связей; с другой стороны,
  • процесс активного воспроизводства социальных связей индивидом за счет его активной деят-ти, активного включения в социальную среду.

В процессе социализации обычно выделяют три сферы, в кот.осуществляется прежде всего становление личности: деят-ть, общение, самосознание.

Деят-ть На протяжении всего процесса соц-и личность имеет дело с расширением «каталога» деят-тей, т.е. с освоением все новых видов деят-ти. При этом происходит два важных процесса.

12 стр., 5635 слов

Личность как социальный тип. Основные социологические теории личности

Тема 10. Личность как объект и субъект общественных отношений. 10.1.Личность как социальный тип. Основные социологические теории личности. 10.2.Социализация личности. Социальные нормы. 10.3.Социальный контроль и девиация. 10.4.Личность как деятельный субъект.     Ключевые понятия: личность, индивид, статус, социальная роль, социализация, усвоение культурных норм и ценностей; освоения ...

  1. Это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деят-ти и между ее различными видами.
  2. Определенное центрирование деят-ти вокруг главного вида и соподчинение ему всех остальных деят-тей.

Общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. Задача эксперим. исслед-й закл. в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обст-вах осущ-ся умножение связей общения и, во вторых, что получает личность от этого процесса.

Самосознание – становление в человеке образа его Я. Это контролируемый процесс, кот. не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных связей. Важно определиться, что входит в качестве «составляющих» «Я образ». Есть несколько разл. подходов к структуре. Один из них принадлежит Мерлину, кот. выделяет в структуре самосознания 4 компонента:

  • сознание тождественности (отличие себя от остального мира);
  • сознания Я как активного начала, субъекта деят-ти;
  • осознание своих психических свойств;
  • социально- нравственная самооценка, кот. форм. на основе накопл. опыта общения и деят-ти.

Самосознание относится к самым глубоким, интимным хар-кам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деят-ти: лишь в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. Общим для всех трех сфер является процесс расширения, умножения соц связей личности с внешним миром.

По вопросу о стадиях идет оживленная дискуссия. Поскольку само понятие социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деят-ти, постольку основанием для классификации служит отношение к трудовой деят-ти.

Можно выделить три осн. стадии:

  1. Дотрудовую:
  • ранняя (0-7)
  • стадия обучения (7-17)
  1. Трудовую — период зрелости, это весь период трудовой деят-ти человека.
  2. Послетрудовую — пожилой возраст.

Институты социализации – это те конкретные группы, в кот. личность приобщается к системам норм и кот. выступают своеобразными трансляторами социального опыта. На дотрудовой стадии – семья, дошкольные детские учр., школа. На трудовой стадии – трудовой коллектив.

12 стр., 5693 слов

Тема 1.5 Личность и группа. Понятие о группе, классификация. Понятие о коллективе, общие характеристики. Социально-психологический климат в коллективе. Пон

Тема 1.5 Личность и группа. Понятие о группе, классификация. Понятие о коллективе, общие характеристики. Социально-психологический климат в коллективе. Понятие о лидере группы. Цель: - формирование представлений о группах, их классификации; - овладение закономерностями внутригрупповых и внутриколлективных процессов; - формирование представлений о феномене лидерства; - выработка умений и навыков в ...

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами кот.по преимуществу являются пенсионеры

31. Проблема личности в сψ

Отличие от социологического подхода.

В социологии: личности как носители общественных отношений, представители определенной социальной группы. Важна не индивидуальность, а личность, как социальный тип. Личность выступает, как продукт общественных отношений, элемент общности. В СΨ: личность – представитель группы, но группа формирует определенный набор личностных качеств.

Отличие от психологического подхода: в Ψ существует два подхода к пониманию личности:

  1. Ленинградский (Платонов, Мясищев).

    Личность как конкретный субъект деят-ти. Человек – совокупность разнообразных качеств, включает следующие компоненты: возрастные свойства, половые свойства, биохимические и др. Личность находится в зависимости от общественных условий развития человека.

  2. Московский (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев).

    Личность – особая социальное качество, которое возникает в человеке по мере его существования. Личность как поздний продукт. Личность порождается в деят-ти, структура личности = структура деят-ти и стоящие за ними мотивы и потребности.

СΨ анализирует, в каких конкретных группах и через какую деят-ть происходит становление личности (как личность усваивает социальное влияние и через какие виды деят-ти реализует свою сущность).

13 стр., 6343 слов

Медико-социальная помощь семьям "группы риска"

Содержание Введение 1. Характеристика семей «группы риска» 1.1 Общая характеристика семей «группы риска» 1.2 Особенности семей «группы риска» 2. Медико-социальная деятельность в работе с семьями «группы риска» 2.1 Медико-социальная помощь семьям «группы риска» 2.2 Рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи семьям «группы риска» 2.3 Цели и стратегии программ социальной ...

В СΨ изучается комплекс вопросов социальной детерминации личности (в отличие от общей Ψ).

Платонов, структура личности (СΨ).

  1. Биологическая подструктура: пол, возраст и др.
  2. Психологическая подструктура: индивидуальные особенности восприятия, мышления, воли и др.
  3. Подструктура социального опыта: умения, навыки, знания.
  4. Подструктура направленности: интересы, желания, идеалы, убеждения.

СΨ не исследует вопрос о социальной обусловленности личности потому, что он решается всей психологической наукой, и в первую очередь общей Ψ. СΨ, пользуясь определением личности, которое дает общая Ψ, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деят-ти) а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деят-ти).

Отличие такого подхода от социологического заключается не в том, что для СΨ не важно, каким образом в личности представлены социально-типические черты, а в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявлялись в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе.

Самое главное — это выявление тех закономерностей, которым подчиняются поведение и деят-ть личности, включенной в определенную социальную группу. Для реализации этой задачи надо по существу возвратиться ко всем тем проблемам, кот.решались для группы, т.е. «повторить» проблемы, рассмотренные выше, но взглянуть на них с другой стороны — не со стороны группы, а со стороны личности

33. Сущность, структура и ф-ции аттитюдов

В западной с.п. для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд». Исследования аттитюдов превратились в самостоятельную область с.п., кот. явл-ся одной из самых разработанных областей в западной с.п. Впервые в 1918г. амер. Томасом в социально- психологическую лит-ру было введено понятие аттитюд, кот. было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

Терстоуном выделены 4 ф-ции аттитюдов:

  1. Приспособительная ф-ция. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, кот.служат достижению его целей. Установки помогают людям достигать положительных результатов и избегать негативных (поощрение/наказание).

    Пр.: установка одного человека в отношении пиццы будет ассоциироваться с поощрением (м-м-м… приятный нежный вкус, ароматный запах), а у другого с наказанием (увеличение веса, гроза сердечного приступа, инсульта).

    Установки управляют нашим поведение, в плане увеличение количества поощрений и уменьшение наказаний (напр., можно позволить себе съесть любимое блюдо, но только один раз в месяц).

  2. Ф-ция знания. Аттитюд дает упрощенное указание относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту. Установки экономят наши усилия, позволяют не обдумывать при каждой очередной встрече с объектом, как следует себя вести.
  3. Ф-ция выражения (ф-ция ценности, ф-ция саморегуляции).

    Аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности. Подержание и выражение некот.установок позволяет человеку идентифицироваться с определенными социальными группами. Пр.: женщина может определить себя как члена социальной группы феминисток, или сторонниц консервативных взглядов, придерживаясь соответственно установок «феминизма» и «консерватизма».

  4. Ф-ция защиты. Аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности. Также установки могут выполнять ф-ции поддержания самооценки: 1) Они могут «отстранять» субъекта от негативных объектов посредством защитных механизмов «я». Некот.авторы полагают, что негативные установки, особенно в отношении меньшинств, или этнических групп, позволяют индивиду дистанцироваться от угрозы кот.содержится в представлении о данном сообществе. 2) Установки могут помогать связывать себя с позитивными объектами. И тем самым позволять индивиду «греться в отраженных лучах славы». Пр.: становясь чьим-нибудь фанатом и украшая себя значками популярной спортивной команды.

Эксперимент Лапьера 1934 г.: посещал отели с двумя китайцами (кот.там не любили), и не обнаружил различия между обслуживанием его и китайцев. Через год послал письма в отели с вопросом, может ли он посетить их еще раз с китайцами же. Ему ответили, что нежелательно. Вывод: не всегда установка соответствует реальному поведению.

Трехкомпонентная структура по Смиту 1942г:

  1. когнитивный компонент (осознание объекта соц установки)
  2. аффективный (эмоц. оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему)
  3. поведенческий (последовательное поведение по отношению к объекту)

Эти 3 компонента выявлялись в многочисл. эксп. иссл-ях. Однако возникали затруднения, например, по поводу существующего расхождения между аттитюдом и реальным поведением

34. Социальная установка и реальное поведение

Реальное поведение определяется рядом факторов. Сложно выделить влияние установки в чистом виде. по поведению можно сделать вывод о наличии определенной установки. но нельзя сделать обратного. соц установка суть предрасположенность.

Ядов: ведущая роль в регуляции поведения принадлежит диспозиции, кот.включается в регуляцию в зависимости от места соответствующего ей мотива в иерархии мотивов личности. Перспектива — понимание соц. установки в ее интрапсихической форме как «личностного смысла»

Эксперимент Лапьера 1934 г.: посещал отели с двумя китайцами (кот.там не любили), и не обнаружил различия между обслуживанием его и китайцев. Через год послал письма в отели с вопросом, может ли он посетить их еще раз с китайцами же. Ему ответили, что нежелательно. Вывод: не всегда установка соответствует реальному поведению.

При исследовании личности в с.п. важнейшее место занимает проблема социальной установки. При изучении механизма формирования социальных установок личности можно ответить на вопрос о том, как усвоенный социальный опыт преломлен личностью, что предшествует развертыванию реального действия, и чем же конкретно регулируется поведение и деят-ть человека, т.е. его реальное поведение. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, прежде всего, проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деят-ти. Для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию, в общей теории личности рассматривается соотношение потребностей и мотивов. При этом нужно выяснить, чем определен сам выбор мотива: почему люди в опр. ситуациях поступают тем или иным образом и чем они руководствуются, когда выбирают данный мотив. Понятие, кот. в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки. Оно широко используется в житейской практике при составлении прогнозов поведения личности: «вряд ли мне понравится К.: я вообще не люблю военных» и т.д. На этом житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию «отношение».

35.Понятие социальной идентичности.

Анализ социально-психологических качеств личности необходим чтобы понять каким образом личность «вписывается» в группу, осознает свою принадлежность к ней, идентифицируется с группой. Проблема идентичности линости-одна из центральных проблем СП.Родоначальник ее Джемс. Он говорил о двуз аспектах осмысления личностью своей самотождественности:личностной и социальной.Личностная идентиность-самоопределение в физических, интеллектуальных и нравственных черт индивида. Социальная идентичность-самоопределение в терминах отнесения себя к определенной социальной группе. Социальная идентичность определяется тестом Куна и Макпартленда, состоящим из 20 вопрос «Кто я?». Для человека значимо быть членом группы.

Эриксон показал что формирование идентичности идет всю жизнь. На определенных этапах формируется именно социальная идентичность-оценка значимости своего бытия с точки зрения общества.

Наиболее полно проблема идентичности разработанна в теориях Тэшфела «теория социальной идентичности» и Тернера «теория самокатегоризации». Тэшфэл: «Социальная идентичность- это та часть Я-концепции индивида, кот.возникает из сознания своего членства в социальной группе вместе с ценностым и эмоциональным значением, придаваемым этому членству».Тернер добавляет, что индивид формирует для себя психологически группу посредством категоризации себя с другим.

Три компонента в структуре социальной идентичности:

1. когнитивный( знание о моей принадлежности к группе)

2. ценностный (позитивная или негативная оценка группы)

3. эмоциональный (принятие либо отвержение своей группы)

Социальнач идентичность позволяет делить мир на «мы» и «они». Линия поведения человека обусловленна тем, какая группа в данном контексте является для него наиболее значимой. ПОзитивный или негативный образ своей группы формируется в зависимости от того, какое место она занимает в обществе. Критерии же зависят от типа общества,поскольку в нем по-разному оцениваются различные социальные группы. Возможность перехода обусловленна характером обественных отношений(тоталитарные, демократические общества).

Синирелла выявила временные аспектв социальной идентичности-это анализ предшествующих групп, к которым принадлежал человек. А еще планирование своей будущей идентичности.

Чтобы как следует рассмотреть вопрос личности и группы, нужно преодалеть 2 стереотипа:

1. Анализируется одна личность. Группа представляется как целостность, состав котоой не уточняется. Другие члены как будто не личности в этой группе. На самом деле вся группа состоит из личностей. Именно их взаимодействие дано как реальная жизнедеят-ть группы. «Проблема личности в группе».

2. Рассмотрение личности в контексте одной группы. На самом деле нужно рассматривать систему групп, в кот.включен человек. Это сферу описывает «Ψ межгрупповых отношений».

Реальное богатство связей каждой личности с миром состоит в богатстве ее связей, порождаемых системой групп, в кот.она включена. Ее социально-психологические качества формируются всеми группами членства, так же и временными образованиями, в кот.личность принимает участие.

Для решения вопроса социально-психологические качества человека должна рассматриваться с другими качествами человека.