Тест т. Лири

Назначение методики. Методика адаптирована Л.Н. Собчик и представляет собой подробное изложение модифицированного варианта методики Т. Лири, предназначенного для диагностики структуры межличностных и внутриличностных отношений.

С целью выявления личностных характеристик руководителя используется методика Лири, модифицированная советскими учеными — Ю.А. Решетняк и Г.С. Васильченко.

Тест Лири многоаспектен и направлен на изучение межличностных отношений и взаимного восприятия. Поэтому он может применяться при выявлении самооценки и степени неудовлетворенности собой, ожидания в отношении личности, например руководителя и подчиненного, на основании чего можно оценить степень расхождения этих ожиданий с реальным образом руководителя. Расхождение между идеалом и реальностью может создавать напряжение в отношениях и становиться источником дестабилизации трудовых отношений. Причины напряжения и конфликтности нередко обусловлены недовольством собой и руководителем. С помощью теста Лири можно определить формирование нарушений этих отношений, а результаты использовать в целях психокоррекции и психопрофилактики.

Тест включает список из 128 характерологических свойств-утверждений, которые могут быть сгруппированы в восемь психологических тенденций, определяющих различные личностные черты.

1-я тенденция — доминантность — властность — деспотичность — отражает лидерские данные, стремление к доминированию, независимости, способность брать на себя ответственность.

2-я тенденция — уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность — отражает уверенность в себе, независимость, деловитость, в крайнем проявлении — эгоистичность и черствость.

3-я тенденция — требовательность — непримиримость — жестокость — позволяет оценить такие качества, как раздражительность, критичность, нетерпимость к ошибкам партнера. Крайняя выраженность этой тенденции может проявляться в насмешливости и язвительности.

4-я тенденция — скептицизм — упрямство — негативизм — характеризует недоверчивость, подозрительность, ревность, обидчивость и злопамятность.

5-я тенденция — уступчивость — кротость — пассивная подчиняемость — позволяет оценить критичность к себе, скромность, робость, стыдливость.

14 стр., 6558 слов

Диагностика межличностных отношений в подростковом возрасте

... на основании структурных особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т.д.); на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений и др.). При ... нарушен ход нормального развития личности, юношам и девушкам в выборе профессии, руководителям в формировании стиля и приемов общения и многим другим. Психологическое ...

6-я тенденция — доверчивость — послушность- зависимость — оценивает такие качества, как уважительность, благодарность, стремление доставлять радость партнеру.

7-я тенденция — добросердечие — несамостоятельность — чрезмерный конформизм — характеризует способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность, внимательность.

8-я тенденция — отзывчивость — бескорыстие — жертвенность — отражает деликатность, нежность, стремление заботиться о близких, а также терпимость к недостаткам и умение прощать.

Таким образом, каждая психологическая тенденция имеет три степени выраженности. При этом первая степень (от 1 до 5-6 баллов) характеризует так называемый адаптивный вариант — вторая степень (от 6-7 до 10-11 баллов) — промежуточный вариант и третья степень (более 10-11 баллов) — дезадаптивный вариант.

Порядок работы. Исследование может проводиться индивидуально или в группе. Испытуемому дается следующая инструкция: «Перед Вами перечень признаков, с помощью которых можно описать психологический портрет любого человека.

1. Отберите из всего набора признаков только те, которые вы можете с уверенностью отнести к себе, стараясь дать при этом наиболее полную характеристику. Отметьте их знаком плюс в столбце под названием «Я — реальное».

2. Таким же знаком в следующем столбце отметьте признаки, в наибольшей степени характеризующие, каким вы хотели бы быть.

3. Точно так же в последнем столбце отметьте признаки, которыми должен(на) обладать ваш(а) руководитель.

В каждом столбце должно быть отмечено не менее 18 свойств».

Обработка результатов. Необходимо подсчитать количество ответов, отмеченных знаком «+», которые совпадают с ключом по каждой из восьми психологических тенденций.

Оценочный лист теста Лири

Тенденция

Я — реальное

Каким я хотел бы быть

Мой идеал руководителя

1. Доминантность

2. Уверенность в себе

3. Требовательность

4. Скептицизм

5. Уступчивость

6. Доверчивость

7. Добросердечие

8. Отзывчивость

Бланк модифицированного теста Лири

п/п

Психологическое свойство

Я- реальное

Каким я хотел бы быть

Мой идеал

руководителя

1

Другие думают о нем благосклонно

2

Производит впечатление на окружающих

3

Умеет распоряжаться, приказывать

4

Умеет настоять на своем

5

Обладает чувством достоинства

6

Независимый

7

Способен сам позаботиться о себе

8

Может проявлять безразличие

9

Способен быть суровым

10

Строгий, но справедливый

11

Может быть искренним

12

Критичен к другим

13

Любит поплакаться

14

Часто печален

15

Способен проявлять недоверие

16

Часто разочаровывается

17

Способен быть критичным к себе

18

Способен признать свою неправоту

19

Охотно подчиняется

20

Уступчивый

21

Благодарный

22

Восхищающийся, склонный к подражанию

23

Уважительный

24

Ищущий одобрения

25

Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

26

Стремится ужиться с другими

27

Дружелюбный, доброжелательный

28

Внимательный, ласковый

29

Деликатный

30

Ободряющий

31

Отзывчивый на призывы о помощи

32

Бескорыстный

33

Способен вызывать восхищение

34

Пользуется у других уважением

35

Обладает талантом руководителя

36

Любит ответственность

37

Уверен в себе

38

Самоуверен, напорист

39

Деловитый, практичный

40

Любит соревноваться

41

Стойкий и упорный, где надо

42

Неумолимый, но беспристрастный

43

Раздражительный

44

Открытый, прямолинейный

45

Не терпит, чтобы им командовали

46

Скептичен

47

На него трудно произвести впечатление

48

Обидчивый, щепетильный

49

Легко смущается

50

Неуверенный в себе

51

Уступчивый

52

Скромный

53

Часто прибегает к помощи других

54

Очень почитает авторитеты

55

Охотно принимает советы

56

Доверчив и стремится радовать других

57

Всегда любезен в обхождении

58

Дорожит мнением окружающих

59

Общительный

60

Добросердечный

61

Добрый, вселяющий уверенность

62

Нежный, мягкосердечный

63

Любит заботиться о других

64

Бескорыстный, щедрый

65

Любит давать советы

66

Производит впечатление значительного человека

67

Начальственно-повелительный

68

Властный

69

Хвастливый

70

Надменный, самодовольный

71

Думает только о себе

72

Хитрый, расчетливый

73

Нетерпим к ошибкам других

74

Корыстный

75

Откровенный

76

Часто недружелюбен

77

Озлобленный

78

Жалобщик

79

Ревнивый

80

Долго помнит обиды

81

Самобичующийся

82

Застенчивый

83

Безынициативный

84

Кроткий

85

Зависимый, несамостоятельный

86

Любит подчиняться

87

Предоставляет другим принимать решения

88

Легко попадает впросак

89

Легко поддается влиянию

90

Готов довериться любому

91

Благорасположен ко всем без разбора

92

Всем симпатизирует

93

Прощает все

94

Переполнен чрезмерным сочувствием

95

Великодушен, терпим к недостатам

96

Стремится покровительствовать

97

Стремящийся к успеху

98

Ожидает восхищения от каждого

99

Распоряжается другими

100

Деспотичный

101

Сноб, судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам

102

Тщеславный

103

Эгоистичный

104

Холодный, черствый

105

Язвительный, насмешливый

106

Злой, жестокий

107

Часто гневлив

108

Бесчувственный, равнодушный

109

Злопамятный

110

Проникнут духом противоречия

111

Упрямый

112

Недоверчивый,подозрительный

113

Робкий

114

Стыдливый

115

Отличается чрезмерной готовностью подчиняться

116

Мягкотелый

117

Почти никогда и никому не возражает

118

Навязчивый

119

Любит, чтобы его опекали

120

Чрезмерно доверчив

121

Стремится снискать расположение каждого

122

Со всеми соглашается

123

Всегда дружелюбен

124

Всех любит

125

Слишком снисходителен к окружающим

126

Старается утешить каждого

127

Заботится о других в ущерб себе

128

Портит людей чрезмерной добротой

Ключ

Тенденция

Номера утверждений

1. Доминантность

1-4, 33-36, 65-68, 97-100

2. Уверенность в себе

5-8, 37-40, 69-72, 101-104

3. Требовательность

9-12, 41-44, 73-76, 105-108

4. Скептицизм

13-16, 45-48, 77-80, 109-112

5. Уступчивость

17-20, 49-52, 81-84, 113-116

6. Доверчивость

21-24, 53-56, 85-88, 117-120

7. Добросердечие

25-28, 57-60, 89-92, 121-124

8. Отзывчивость

29-32, 61-64, 93-96, 125-128

Ход обследования. Методика представляет собой набор лаконичных характеристик, по которым испытуемый оценивает себя – свое актуальное «Я». Это – образец собственного «Я» на момент обследования. Каждая из 128 характеристик имеет свой порядковый номер. В модифицированном варианте методики предусмотрен регистрационный лист, в нем испытуемый зачеркивает номера, соответствующие тем характеристикам, которые он у себя находит, оставляя не зачеркнутыми остальные.

Инструкции испытуемому. Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если «да», то перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если «нет», то не делайте никаких пометок. Итак, какой Вы человек?

Данный текст очень популярен среди профессиональных психологов из-за удобства проведения и информативности. Попробуйте испытать его и на себе. Обведите кружочком высказывание, которое соответствует вам.

По горизонтальной и вертикальной осям этого круга обозначены четыре ориентации: «дружелюбие-агрессивность» (по горизонтали) и «доминирование-подчинение» (по вертикали).

Каждый из секторов, в свою очередь, разделен на два. В результате получается восемь факторов, описывающих содержание межличностного восприятия. С помощью этих факторов можно оценить следующие тенденции личности, проявляющиеся в межличностном взаимодействии: I – доминантность; II – уверенность в себе; III – непреклонность; IV – независимость; V – зависимость; VI – неуверенность в себе; VII – общительность; VIII – отзывчивость.

С помощью ДМО можно одновременно оценивать несколько личностей, например, себя («я сейчас» и «я в идеале»), другого («мой партнер», «мой начальник»).

Инструкция, которая дается в каждом случае, должна соответствовать целям диагностики. Предположим, необходимо выявить представления человека о себе. Ему дается инструкция: «Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе. Поставьте на бланке ответов знак » + » против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак » – » против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак » + » не ставьте. После оценивания своего реального «Я вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале». Если необходимо оценить личность кого-то другого, то дается дополнительная инструкция: «Таким же образом, как и в первых двух вариантах, дайте оценку личности Вашего начальника (сослуживца, подчиненного: 1. «Мой начальник, такой, какой он есть на самом деле»; 2. «Мой идеал начальника». Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является разница между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению. С помощью специального «ключа» подсчитывается количество баллов по каждому блоку. Максимальная оценка – 16 баллов, она разделена на четыре степени выраженности отношения (от адаптивного до дезадаптивного поведения).

Характеристики, оцененные в пределах 8 баллов, свидетельствуют о гармоничном, адаптивном поведении(доминирование, уверенность в себе, требовательность, уступчивость, доверчивость, отзывчивость).

Показатели от14 до 16 баллов свидетельствуют о трудностях социальной адаптации (деспотизм, эгоизм, жестокость, зависимость, конформизм).

В результате баллы по каждому блоку переносятся на психограмму (расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данному блоку), из них образуют личностный профиль. По специальным формулам определяется показатели по двум основным факторам: доминирование = (1 – 5) + 0,7(8 + 2 – 4 – 6) дружелюбие = (7 – 3) + 0,7(8 – 2 – 4 + 6) Положительное значение результата, полученного по формуле «доминирование», свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию позиции лидерства. Положительный результат по формуле «дружелюбие» является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик.

Существует адаптированный и стандартизованный на отечественной выборке вариант теста ДМО, предназначенный для людей от 16 до 55 лет. Автор этой версии – Л.Нк подчинению, отказу от ответственности и. Собчик.

В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим (по Пугачеву, 2003): I. Авторитарный 13–16 – диктаторский, властный, деспотичный характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее. 9–12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. 0–8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый. II. Эгоистичный 13–16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.0–12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству. III. Агрессивный 13–16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, жестокий, резкий, агрессивность может доходить до асоциального поведения. 9–12 – требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный. 0–8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный. IV. Подозрительный 13–16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен. 9–12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии. 0–8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. V. Подчиняемый 13–16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном. 9–12 – застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации. 0–8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности. VI. Зависимый 13–16 – крайне неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения. 9–12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы. 0–8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый. VII. Дружелюбный 9–16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный. 0–8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях. VIII. Альтруистический 9–16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

0–8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый. Кроме количественного, проводится также качественный анализ. Можно сравнить психограммы, демонстрирующие различие между представлениями разных людей о каком-то человеке. На основе этих данных можно сформировать «идеальный» профиль, сравнить с ним реальный и провести необходимую корректировку.

Анкета Изучение состояния психологического климата коллектива

В нашем коллективе проводится изучение состояния психологического климата. Просим Вас принять участие в этом и ответить на вопросы анкеты. Фамилию указывать не нужно, так как интерес представляет, прежде всего, общая картина по коллективу. Отметьте номера тех ответов, с которыми Вы согласны. Убедительная просьба: не оставляйте ни одного вопроса без ответа! Благодарим Вас за участие.

  1. Какова, по Вашему мнению, значимость психологического климата при оценке работы коллектива?

а/ очень важен, его обязательно надо учитывать

б/ важен, но на первый план его ставить не нужно

в/ не нужно придавать ему серьезного значения

г/ не могу судить

  1. Оцените влияние общей психологической атмосферы в коллективе на Вашу работу

а/ благоприятствует успешной работе

б/ не оказывает успешного влияния

в/ действует неблагоприятно

г/ не могу судить

  1. Отметьте, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены

Вполне удовлетворен

Отчасти удовлетворен

Не удовлетворен

а/ в целом своей работой

а

б

в

б/ отношениями с коллегами

а

б

в

в/ отношениями с руководителем

а

б

в

г/ общей психологической атмосферой в коллективе

а

б

в

4. Оцените, в какой степени развиты в коллективе перечисленные качества

Развиты хорошо

Средне развиты

Слабо развиты

а/ уважение друг к другу

а

б

в

б/ взаимная требовательность

а

б

в

в/ добросовестное отношение к работе

а

б

в

г/ дисциплинированность

а

б

в

д/ сплоченность в совместном отдыхе

а

б

в

е/ взаимопомощь

а

б

в

ж/ чуткость и внимательное отношение друг к другу

а

б

в

  1. Бывают ли у членов Вашего коллектива конфликты?

а/ с администрацией

б/ с коллегами по работе

в/ конфликты отсутствуют

6. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 9 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 1 – очень не нравится. В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Если у Вас есть друзья, то где они работают?

а/ в вашем коллективе

б/ в другом учреждении

в/ не работают

г/ обхожусь без друзей

  1. Считаете ли Вы, что атмосфера деловых и личных качеств в Вашей школе

а/ самая лучшая

б/ хорошая

в/ как в других школах

г/ плохая

д/ гораздо хуже, чем в других

е/ не могу сказать

  1. Какое отношение к членам коллектива наиболее характерно для Вашего руководителя:

а/ доброжелательное и уважительное независимо от успехов педагогов

б/ доброжелательное и уважительное только к тем педагогам, которые хорошо работают

в/ отношение к работникам неустойчивое, зависит от настроения

г/ безразличное ко всем

д/ ко всем предвзято, без доверия, часто недоброжелательно

ж/ если иное – допишите

  1. Какие причины, на Ваш взгляд, наиболее сильно влияют на психологический климат педагогического коллектива (можно отметить 2-3 причины):

а/ обстановка в стране

б/ условия труда

в/ оплата труда

г/ организация работы

д/ имидж школы

е/ имидж руководителя

ж/ имидж учителя

з/ взаимопонимание членов коллектива

и/ отношения учащихся

к/ отношения родителей

  1. Какими основными качествами/деловыми, личностными/ должен, по Вашему, обладать руководитель? Укажите 3-5 качеств в порядке убывания их ценности для Вас.
  2. Устраивает ли Вас та степень самостоятельности, которая предоставляется Вам в процессе работы?

а/ да, при необходимости я могу принимать самостоятельные решения

б/ моя работа устоявшаяся и необходимости в неожиданных действиях не возникает

в/ действовать самостоятельно удается не всегда, слишком много интересов бывает задето

г/ проявлять самостоятельность у нас трудно – можно встретить непонимание

д/ за нас все решает руководство, мы только исполнители

е/ затрудняюсь ответить

ж/ ваш вариант ответа

  1. Что наиболее отрицательно сказывается на Вашем настроении и работоспособности?

а/ недостатки в организации труда

б/ чувство, что размер получаемой з/платы не соответствует той, которую следовало бы получать за свой труд

в/ несложившиеся отношения с администрацией

г/ чувство неуверенности в своем положении

д/ не очень хорошие отношения в коллективе

е/ социальная неустроенность /проблемы жилья, отдыха/

ж/ затрудняюсь ответить

з/ Ваш вариант ответа

  1. Ваши пожелания по улучшению психологического климата педагогического коллектива.

Приложение № 4

Опросник «Удовлетворенность трудом»

Тест

  1. То, чем я занимаюсь на работе, интересует меня:

а) да – 2,

б) отчасти – 1,

в) нет – 0.

2. За последние годы я добился успехов в своей профессии:

а) да – 2,

б) отчасти – 1,

в) нет – 0.

3. У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива:

а) да – 2,

б) не со всеми – 1,

в) нет – 0.

4. Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий

заработок:

а) да – 2,

б) не всегда – 1,

в) нет – 0.

4. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим

способностям:

а) да – 2,

б) отчасти –1,

в) нет – 0.

6. В работе меня прежде всего привлекает возможность познавать что-то

новое:

а) да – 2,

б) время от времени – 1,

в) нет – 0.

7. С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания:

а) да – 2,

б) неуверен – 1,

в) нет – 0.

8. Люди, с которыми я работаю, уважают меня:

а) да – 2,

б) что-то среднее – 1,

в) нет – 0.

9. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю

возложенную на нас работу:

а) да – 0,

б) среднее – 1,

в) нет – 2.

10. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по

поводу моей работы:

а) да – 0,

б) редко – 1,

в) нет – 2.

11. Работу, которую я делаю, может выполнять человек с более низкой

квалификацией:

а) да – 2,

б) нечто среднее – 1,

в) нет – 0.

12. Процесс работы не доставляет мне удовольствия:

а) да – 0,

б) время от времени – 1,

в) нет – 2.

13. Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе:

а) да – 0,

б) не совсем – 2,

в) нет – 2.

14. У меня часто бывают разногласия с товарищами по работе:

а) да – 0,

б) иногда – 1,

в) нет – 2.

15. Меня редко поощряют за работу:

а) да – 0,

б) иногда – 1,

в) нет – 2.

16. Если бы мне предложили более высокий заработок, я бы сменил место

работы:

а) да – 2,

б) может быть – 1,

в) нет – 0.

17. Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет

понять меня:

а) да – 0,

б) иногда – 1,

в) нет – 2.

18. В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда:

а) да – 2,

б) не совсем – 1,

в) нет – 0.

Обработка

Интерес к работе оценивается с помощью утверждений № 1, 6, 12; удовлетворенность достижениями в работе – 2, 7; взаимоотношениями с сотрудниками – 3, 8, 14; с руководством – 1, 15, 17. Уровень притязаний в профессиональной деятельности характеризуется позициями 5 и 11; предпочтение выполняемой работы высокому заработку – 4 и 16; удовлетворенность условиями труда – 13 и 18; профессиональная ответственность – 9. Ответы на поставленные вопросы дают возможность работнику сориентироваться в проблемах, которые до этого, может быть, им и не осознавались. По характеру принятых или отвергнутых утверждений можно понять причины плохого или хорошего настроения конкретных людей, морально-психологической атмосферы в трудовом коллективе в целом.

Методика А.Я. Анцупова

(лист экспертной оценки)

Уважаемый товарищ!

С целью изучения ролевого статуса руководителей Вашей организации просим оценить их деятельность. Оценкадается в шкале:

+5 +4 +3 +2 0 -1 -2 -3 -4 -5

При оценивании можно использовать любой балл, например: +4; +2; 0; -1; -3 и др.

  1. Оцените отношение коллектива к руководителю в шкале от +5 до -5, где:

+5 — коллектив относится к нему в высшей степени положительно;

0 — относится нейтрально;

— 5 — коллектив относится к нему в высшей степени отрицательно;

т.о. — трудно оценить.

  1. Оцените, как на Ваш взгляд, относится руководитель к коллективу к в шкале от +5 до -5, где:

+5 — относится к коллективу в высшей степени положительно;

0 — относится нейтрально;

— 5 — относится к коллективу в высшей степени отрицательно;

т.о. — трудно оценить.

  1. Сравните важность для руководителя интересов коллектива и его личных интересов в шкале от +5 до -5, где:

+5 — если его личные интересы сталкиваются с интересами коллектива, то он всегда пожертвует личными интересами в пользу общественных;

0 — его личные интересы и общественные интересы имеют для него примерно одинаковую важность;

— 5 — если его личные интересы сталкиваются с интересами коллектива, то он всегда пожертвует общественными интересами в пользу личных;

т.о. — трудно оценить.

  1. Оцените степень физического развития руководителя в шкале от +5 до -5, где:

+5 — отлично физически развитый, сильный, ловкий, выносливый;

0 — физические качества развиты средне;

— 5 — совсем физически неразвитый, слабый, неловкий, невыносливый;

т.о. — трудно оценить.

  1. Оцените работоспособность руководителя в шкале от +5 до -5, где:

+5 — исключительно работоспособен, любит работать, может трудиться по 18 часов в сутки;

0 — работоспособность средняя;

— 5 — совершенно не работоспособный, была бы возможность, он бы ничего не делал целыми днями;

т.о. — трудно оценить.

  1. Оцените нравственные качества руководителя в шкале от +5 до -5, где:

+5 — человек исключительно порядочный, честный;

0 — нравственные качества не выражены ни в положительную ни в отрицательную сторону;

— 5 — человек исключительно непорядочный, нечестный;

т.о. — трудно оценить.

  1. Оцените организаторские способности руководителя в шкале от +5 до -5, где:

+5 — отлично умеет организовать свою работу и работу других, способен мобилизовать других на выполнение самых сложных заданий;

0 — организаторские способности развиты средне;

— 5 — совершенно не умеет организовать свою работу и работу других, не способен мобилизовать других на выполнение даже простых заданий;

т.о. — трудно оценить.

  1. Оцените степень развития интеллектуальных качеств каждого члена Вашего коллектива в шкале от +5 до -5, где:

+5 — исключительно умный, эрудированный, сообразительный человек;

0 — интеллектуальные качества развиты средне;

— 5 — исключительно глупый, почти ничего не знающий, медленно соображающий человек;

т.о. — трудно оценить.

  1. Оцените в какой степени руководитель помогает (мешает) подчиненным в работе в шкале от +5 до -5, где:

+5 — оказывает очень большую помощь в работе;

0 — фактически не помогает, но и не мешает;

— 5 — создает очень большие трудности в работе;

т.о. — трудно оценить.

12