Содержание
Введение 4
Глава 1. Специфика рисуночных тестов, как особого вида психодиагностических методик 6
1.1. Место рисуночных тестов в психодиагностике 6
В связи с расцветом психоанализа большую популярность обрели проективные, в том числе рисуночные тесты, то есть методов дающих как бы проекцию – портрет личности и являются косвенными в отличие от прямых методов исследования. 7
1.2. Характеристика психологических рисуночных тестов 9
1.3. Особенности использования психологических рисуночных тестов 13
1.3.1. Подбор психодиагностических рисуночных тестов 13
1.3.2. Условия проведения тестовых методик 14
1.3.3. Анализ и интерпретация рисуночных методик 15
Глава 2. Практическое применение рисуночных тестовых методик 18
2.1. Применение проективных психодиагностических рисуночных методик в медицинской практике 18
2.2. Признаки рисунков, указывающие на агрессивность 20
2.2. Возможные ошибки при интерпретации признаков агрессии в рисунке 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение
Тема данной работы «Психологические рисуночные тесты» — одна из актуальных на сегодняшний день, поскольку данный вид психодиагностических методов все больше входит в число ведущих.
Каковы особенности этого метода? Какое положительные и отрицательные характеристики его выделяют его среди других методов? Каким образом осуществляется интерпретация рисуночных тестов? – это основные вопросы, которые мы попытаемся раскрыть в данной работе.
В рамках этой работы автор, в первую очередь, останавливается на проблемах применения психодиагностических методик в рамках диагностики агрессии детей подросткового возраста, поскольку данная проблема в настоящее время становится все более актуальной.
Именно на этой проблеме мы рассмотрим принципы использования и возможности психологических рисуночных тестов и аспекты их применения в психодиагностике.
Цель исследования состояла в изучении особенностей психологических рисуночных тестов и их применения.
В качестве объекта исследования выступили рисуночные тесты, как метод психодиагностики.
Рисуночный тест-как метод психоанализа
... Естественно - и нет никаких оснований для беспокойства. Глава 1. Рисуночный тест – как метод психоанализа 1.1. Выделенная деталь рисунка Термины, в которых проводится интерпретация ... которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик. Желание “натянуть” психологические особенности человека, его внутренннее ...
Предметом исследования работы является применение рисуночных тестов в диагностике агрессии детей подросткового возраста.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию данной темы.
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о рисуночных тестах, как особого вида психодиагностических методик.
3. Рассмотреть сущность и специфику психологических качеств личности, ориентированной на социальную карьеру и на личностное саморазвитие
4. На примере диагностики агрессии рассмотреть возможности психологических рисуночных тестов в процессе исследования личности.
5. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.
6. Систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.
Глава 1. Специфика рисуночных тестов, как особого вида психодиагностических методик
1.1. Место рисуночных тестов в психодиагностике
Психодиагностика — один из наиболее популярных на практике подходов к исследованию личности человека. Психодиагностические методики позволяют в короткий срок оценить уровень развития тех или иных черт личности, ее психологических свойств. Психодиагностические методики прочно вошли в нашу жизнь и в настоящее время применяются в различных отраслях жизнедеятельности человека — при тестировании способностей детей, при профориентации, при проведении отбора персонала и т.д.
Потребность в измерении тех или иных свойств человека, его навыков, умений, мотивов и потребностей появилась давно. Об этом свидетельствуют сведения о существовании в Древнем Египте и Китае (III тыс. до н.э) систем конкурсных испытаний для кандидатов на государственные должности. История же психодиагностики как науки об исследовании индивидуальных и групповых особенностей начинается с конца XIX в. Это связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики.
Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В. Вундта: Э. Крепелина, Д. Кеттела, а также других ученых. В 1884-1885 гг. Ф. Гальтон обследовал несколько тысяч людей по разработанным им самим тестам для измерения определенных характеристик восприятия, памяти и др. Работы Гальтона легли в основу бурного развития тестов, направленных на исследование отдельных элементарных психологических функций. В начале XX в. А. Бине положил начало разработке методов диагностики степени умственного развития и умственной отсталости. В. Штерн предложил коэффициент умственного развития (IQ) как некую совокупную характеристику уровня развития обследуемых .
В связи с расцветом психоанализа большую популярность обрели проективные, в том числе рисуночные тесты, то есть методов дающих как бы проекцию – портрет личности и являются косвенными в отличие от прямых методов исследования .
Основные направления психологической помощи детям с сенсорными ...
... гораздо труднее. Поэтому обычные тесты не годятся для проведения диагностики развития незрячих детей. Сбор диагностических данных возможен ... в своих исследованиях зависимость эмоциональной стабильности и развития личности от характера представлений об окружающей среде. Формирование ... стараются исключить задания, связанные со зрением в работе с частичновидящими, слабовидящими, аргументируя это тем, что ...
Первые проективные техники как методы диагностики глубинных личностных структур — метод свободных ассоциаций К. Юнга и тест Г. Роршаха. С распространением психотерапии и психологического консультирования разработка подобных методов стала наиболее актуальной, и 30-е — 40-е гг. считаются расцветом проективных методик .
Стоит отметить, что психоанализ включает такое понятие, как «бессознательное» — это то, что глубоко укрывается в нашей душе. Рисуночные тесты помогают проникнуть в человеческое бессознательное. Хотя, зачастую, на это уходят годы. Понятно, что пользоваться этими тестами следует осторожно и в особенности в части их интерпретации .
Тесты, реализующие проективные методики тестирования, ставят перед тестируемым какую-либо неструктуированную, весьма «расплывчатую» задачу, которая допускает неограниченное количество потенциально возможных решений, ни одно из которых нельзя рассматривать как 100% правильное или неправильное. Тестовая задача формулируется нечетко, с использованием кратких инструкций и ограничений общего характера. Это побуждает тестируемого проявлять максимум фантазии при решении поставленной задачи.
Основная гипотеза таких тестов состоит в том, что способ решения тестируемым подобных задач должен отражать разнообразные фундаментальные характеристики его психики. Предполагается, что поставленная «нечеткая» задача побуждает испытуемого к каким-либо характерным для него действиям или мыслительным процессам, которые являются индивидуальными для него и на основе которых можно судить о разнообразных качествах испытуемого.
В принципе проективные методики тестирования позволяют протестировать испытуемого так, что у него не возникнет ни малейшего подозрения о том, что его подвергают тестированию .
Именно поэтому особенную ценность психологические рисуночные тесты представляют в аспекте диагностики детей.
Это определяется, прежде всего, тем, что при работе с детьми младших возрастов имеются определенные трудности и ограничения, связанные с использованием методик психодиагностики опросного типа. Например, для детей-дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа, адресуемые к недостаточно осознаваемым личностным качествам. Если речь идет о косвенных суждениях, то ни также не должны включать в себя особенности психологии и поведения, которые ребенок-дошкольник еще недостаточно хорошо осознает .
Возможно, из-за сложностей психодиагностики детей долгое время данные о детской психике, используемые психологами, основывались на сведениях, полученных со слов родителей, и в меньшей степени на исследовании самих детей . Однако, нельзя сказать, что во всех случаях взрослый хорошо знает все «уголки» детской души, что в свою очередь приводит к некоторой субъективности психологической работы с ребенком.
13.Проективный метод и проективные методики в психодиагностики
... неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление индивидуума, ... «ошибочных», ограничений в их выборе. Группы ПМ: Конструирование («Тест Мира») Структурирование (тест Роршаха) Дополнение («незаконченные предложения») Интерпретации (ТАТ) Катарсис ( ...
Таким образом, рисуночные тесты помогают решить проблему детской психодиагностики.
Кроме того, целесообразность использования проективных тестов, определяемая тем, что содержание психики человека может быть как сознательным, так и бессознательным актуальна и при работе с людьми более старшего возраста.
Важными характеристиками бессознательных психических процессов являются их значительное влияние на формирование паттернов поведения и развитие патологии, в том ч…
**************************************************************