Интерпретация результативности по отдельным субтестам

· Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений):

Субтест определяет запас относительно простых сведений и знаний из самых разных областей: географии, истории, биологии и т.д. Данный субтест выполняет важную мотивационную функцию. Он должен заинтересовать испытуемого, вызвать у него желание выполнять остальные субтесты.

· Субтест 2: «ИС» (исключение слова):

Субтест включает задания, в каждом из которых необходимо из пяти и данных слов выбрать одно, которое с остальными меньше всего связано по смыслу.

Субтест предназначен для исследования аналитико-синтетической деятельности испытуемых.

· Субтест 3: «Ан» (аналогии):

На основе установления связи между парой слов испытуемому предлагается подобрать к данному слову одно из пяти слов так, чтобы связь в новой паре слов была аналогична образцу.

Решение данного типа задач предполагает высокий уровень развития операции обобщения. Субтест хорошо определяет уровень развития словесно-логического мышления.

· Субтест 4: «Об» (обобщение):

Испытуемому предлагаются два слова. Он должен определить, что общего между ними.

По результатам выполнения данного субтеста можно судить об уровне развития абстрактного мышления, богатстве словарного запаса.

· Субтест 5: «АЗ» (арифметические задачи):

Данный субтест включает счетные арифметические задачи. Успешное выполнение задач данного субтеста свидетельствует у испытуемого способности к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению, математическому обобщению. Как видно, данный субтест диагностирует широкий спектр мыслительных операций.

· Субтест 6: «ЧР» (числовые ряды):

Испытуемый получает задание, следующее число в ряду в соответствии с правилом, по которому составлен данный ряд. При решении задач данного типа испытуемый руководствуется указаниями на то, что числа в ряду расположены по определенному правилу. На основании этого он делает вывод о том, что имеет место повторение каких-то, пока еще неизвестных отношений между ними. Таким образом, при решении данного типа задач в значительной степени представлены операции сравнения, а следовательно, и аналитико-синтетическая деятельность.

8 стр., 3617 слов

Психологические особенности старых людей. Психологические задачи ...

... данной работы - рассмотрение и изучение психологических особенностей, психологических задач развития людей пожилого возраста. Задачи работы: 1.Изучить теоретического материала о психологических и физиологических изменениях ... прочитанное или увиденное по телевизору, имена новых знакомых, трудности подбора нужного слова в разговоре. Забывчивость носит прогрессирующий характер и на развернутых стадиях ...

Определив общие для данного ряда отношения, решающие на основе вычислительных операций определяет пропущенное число.

В данном случае имеет место проявление преимущественно аналитико-синтетических математических способностей (в задачах представлено много числовых ориентиров).

· Субтест 7: «ПВ» (пространственное воображение):

Данный субтест включает задания, в которых испытуемому нужно установить, какую из расположенных в образце пяти фигур можно сложить из приведенных ниже отдельных частей разрезанных фигур. Материалом задания служат плоскостные рисунки — части отдельных фигур. Задание предусматривает совмещение, поворот, сближение этих частей в одной плоскости, а также сопоставление с образцами фигур.

При выполнении данного субтеста имеет место в основном проявление способности к оперированию двумерными образами, тогда как способность формирования нового образа здесь практически не проявляется.

· Субтест 8: «ПО» (пространственное обобщение):

Испытуемому необходимо определить, какой из приведенных в образце кубиков предъявляется в каждом конкретном задании в перевернутом или повернутом положении. Материалом задания служит объемный рисунок кубика. Задание предусматривает мысленный поворот кубика и сопоставление его с другими кубиками.

Таким образом, субтест ПО предъявляет более высокие требования к развитию пространственного мышления испытуемого. Высокий показатель выполнения субтеста ПО позволяет сделать опосредованный вывод об умении испытуемого работать с объемными предметами в практическом пространстве, т.е. косвенно определить уровень развития наглядно-действенного мышления.

· Субтест 9: «Пм» (память, мнемические способности):

В этом субтесте испытуемому предлагается выучить ряд слов, а затем ответить на предложенные вопросы. При выполнении данного задания можно выделить два этапа — этап заучивания и этап воспроизведения.

По результатам данного субтеста можно судить об уровне развития кратковременной памяти. Эти результаты нельзя переносить на уровень развития памяти в целом, т.к. различные виды памяти независимы друг от друга.

 

 

Название:Школьный тест умственного развития

Автор: К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова.

Год создания, версия: 1953 г.

Тип методики:объективный

Диагностирует: диагностирования уровня общих способностей

Характер стимульного материала:вербальный

Форма выполнения:групповая; карандаш, бумага; устный; ограничение по времени

Направленно на выявление:норма

 

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий: «осведомленность» (2 субтеста), «аналогии», «классификации», «обобщение», «числовые ряды». Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый — логические классификации, пятый — логические обобщения, шестой — нахождение правила построения числового ряда.

7 стр., 3315 слов

Тестовые задания для промежуточного контроля Тестовые задания ...

... е) изображает действия конкретных взрослых Тестовые задания по теме «Психология развития дошкольника» Задание 3. Инструкция: Выберите правильный ответ. 1. Сенсорное развитие — это: а) развитие анализаторов; б) ознакомление с эталонами; ...

Количественный и качественный анализ результатов ШТУРа дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного ученика, так и группы учащихся. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно наметить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.

 

 

Название:Культурно-свободный тест интеллекта

Автор: Р. Кеттелл

Год создания, версия: 1949 г.

Тип методики:объективный

Характер стимульного материала:невербальный

Форма выполнения:индивидуальна/групповая; карандаш, бумага; ограничение по времени

Направленно на выявление:норма

Психометрические характеристики:Валидность от 0.78 до 0.83. Надежность 0.71–0.91.

 

Существует три варианта теста:

1. GFT 1 – для исследования детей с 4-х до 8-и лет, а также диагностики задержек психического развития.

2. GFT 2 – для диагностики детей старше 8 лет, а также обычного не дифференцированного взрослого населения.

3. GFT 3 – для исследования студентов ВУЗов и одаренных лиц.

Шкала GFT 2 состоит из двух частей, каждая из которых содержит по четыре субтеста:

· 1 субтест – «дополнение» – содержит 12 заданий, возра­стающих по сложности. В каждом задании слева расположе­ны 3 фигуры в определенной логической последовательности. Проанализировав логику из­менений, необходимо из 5–4 фигур, расположенных справа, выбрать ту, которая соответствует обнаруженной закономер­ности и может продолжить логическую последовательность 3-х фигур, расположенных слева.

· II субтест – «классификация» – содержит 14 заданий, воз­растающих по сложности. Каждое задание содержит ряд из 5-и фигур, в котором 4 фигуры всегда объединены каким-либо об­щим признаком. В каждом ряду необходимо найти единствен­ную фигуру, отличающуюся от всех остальных.

· Ill субтест – «матрица» – состоит из 12 заданий, возра­стающих по сложности. Необходимо обнаружить закономерность, согласно которой объединены 3 фигуры в матрице слева, и среди 5-и вариантов ответов, расположенных справа, найти единственную фигуру, которая может завершить данную в за­дании закономерность, т.е. правильно дополнить матрицу.

· IV субтест – «топология» – состоит из 8 заданий, возра­стающих по сложности, в каждом задании слева расположе­на сложная фигура-эталон, состоящая из простых геометриче­ских фигур. Внутри сложной фигуры-эталона стоит точка. Необходимо проанализировать положение точки по отношению к отдельным геометрическим фигурам, составляющим сложную фигуру-эталон. Затем среди пяти сложных фигур, расположен­ных справа, надо найти ту, в которой точка может занять точно такое же положение, как в сложной фигуре-эталоне.

8 стр., 3737 слов

Тесты психического развития ребенка второго года жизни. От года ...

... без трубы. Тест с геометрическими фигурами. Используя знакомую доску, ребенок двух лет уже справляется со всем заданием, правильно размещая ... подносить ее ко рту; сам пьет из чашки. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики). Ребенок после года ... баюкает куклу, возит машину, надевает носки, туфли, штанишки. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики). Двухлетний малыш уже ...

 

Название:Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)

Автор: Дж. Ваны

Год создания, версия: 1985—1986 гг

Тип методики:объективный

Характер стимульного материала:вербальный

Форма выполнения:групповая; карандаш, бумага; ограничение по времени

Направленно на выявление:норма

Психометрические характеристики:Коэффициенты соответствия параллельных форм А и Б для разных возрастных групп — от 0,82 до 0,89; коэффициенты гомогенности — 0,95; ретестовая надежность (интервал между первым и повторным тести­рованием равен 5 месяцам) — 0,79 (форма А) и 0,82 (форма Б).

Коэффициенты валидности теста 0,59 (III классы) и 0,53 (V классы).

 

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) предназначен для детей 9-12 лет — учащихся V-VI классов.

Тест выявляет, насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия.

Тест содержит семь субтестов: «Исполнение инструкций», «Ариф­метические задачи», «Дополнение предложений», «Определение сход­ства и различия понятий», «Числовые ряды», «Установление анало­гий», «Символы».

Основные цели, с которыми может применяться данный тест, таковы:

· контроль за эффективностью школьного обучения;

· определение причин школьной неуспеваемости;

· сравнение эффективности разных систем и методов препода­вания;

· сравнение эффективности работы разных учителей и преподава­тельских коллективов;

· отбор учащихся с высоким уровнем умственного развития в спе­циальные классы и школы, а также способных обучаться по уг­лубленной индивидуальной программе.

 

 

Название:Прогрессивные матрицы Равена

Автор: Дж. Равен

Год создания, версия: 1938 г.

Тип методики:объективный

Характер стимульного материала:невербальный

Форма выполнения:групповая; карандаш, бумага; ограничение по времени