Форма ОКО ТЗ 004
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)
Факультет социальной работы
Кафедра философии
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета социальной работы
Гуляевская Н.В.____________________
«___» _________________200__ г.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
ФИЛОСОФИЯ
По специальности «Лечебное дело» 060101
Форма обучения очная
Курс 2
Семестр 4
Структура теста |
|
Объем банка тестовых заданий |
160 |
из них: |
|
открытой формы |
|
закрытой формы |
154 |
на упорядочение |
2 |
на соответствие |
4 |
Контрольный тест (заданий) |
90 |
Предполагаемое время тестирования (мин) |
60 мин |
Новосибирск – 2008 г.
V1: Философия, ее предмет, язык и методы
I:
S: Мировоззрение – это…
— : система знаний о мире;
+: комплексное воззрение человека на мир;
— :комплекс мироощущений.
I:
S: Какое из нижеперечисленных определений философии первоначальное?
-: душа культуры;
-: учение о мудрости;
+: любовь к мудрости;
-: идея совершенной мудрости;
-: форма теоретического мировоззрения.
I:
S: Правомерно ли отождествлять философию с духовной культурой?
-: да;
+: нет.
I:
S: Знание отличается от понимания:
-: большей информированностью об объекте;
-: меньшей информированностью об объекте;
-: системностью информации об объекте;
+: структурированностью информации об объекте;
-: вектором информированности об объекте.
I:
S: Единицей философского языка является
+: категория;
-: слово;
-: образ;
-: термин.
I:
S: Слово отличается от термина
-: образностью и большей выразительностью;
-: отсутствием дефиниции;
-: большей доступностью в его понимании;
+: многозначностью.
I:
S: Философский метод мышления, в основе которого лежат принципы взаимосвязи и развития всех явлений действительности называется
-: метафизикой;
-: герменевтикой;
+:диалектикой;
-: логикой.
I:
S: Онтология – это
+:философское учение о бытии;
-: философское учение о познании;
-: философское учение о человеке;
-:философское учение об обществе.
I:
S: Философское учение о познании называется
+: гносеология;
-:онтология;
-:антропология;
-:логика.
I:
S:Объективно-устойчивый способ достижения конкретной цели называется
-: стилем;
-: стратегией;
-: методологией;
+: методом.
I:
S: Способ рассмотрения всех разнообразных явлений мира как существующих на основе одного начала, единой основы всего сущего называется
+: монизм;
-: плюрализм;
-: дуализм.
I:
S: Философское учение о ценностях называется
+: гносеология;
-: эпистемология;
-: онтология;
-: аксиология.
I:
S: Принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование предпосылок собственного сознания называется
+: рефлексией;
-: диалектикой;
-: скептицизмом.
I:
S: Процесс отвлечения от каких-либо свойств, связей целостного объекта с целью выделения других его свойств и характеристик, представляемых как значимые, важные, называется
-: конкретизацией;
-: универсализацией;
+: абстрагированием;
-: теоретизированием.
V2: Философские категории как отражение универсальных связей бытия.
I:
S:. Внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия, составляет
-: структуру предмета;
-: субстрат предмета;
+: сущность предмета;
-: целостность предмета;
-: системность предмета.
I:
S:.Необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов называется
-: становлением;
+: развитием;
-: движением.
I:
S: Изменение объекта на уровне его бытия называется
+:смертью;
-: развитием;
-: эволюцией;
-: революцией;
-: инволюцией.
I:
S:Изменение объекта на уровне его сущности называется:
-: смертью;
+:эволюцией;
-: революцией;
-: инволюцией;
I:
S: Философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира называется
-: реализм;
-: конструктивизм;
+:детерминизм;
-:эмпиризм.
I:
S: Философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом
-: количество;
+:качество;
-: материя;
-: структура.
I:
S: Подберите понятие к следующему определению: «Учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и познания»
-: созерцание;
-: синергетика;
+: диалектика;
-: метафизика.
I:
S: Диалектическое единство качественных и количественных характеристик объекта выражается философской категорией
+: мера;
-: сущность;
-: система;
-: холизм.
I:
S: Методологический принцип, в основе которого сведение сложного к простому, составного к элементарному называется
-: холизм;
+:редукционизм;
-: эмпиризм;
-: анализ.
V3: История философии.
I:
S: Поворот к антропологической проблематике в античной философии осуществил
+: Сократ;
-: Фалес;
-: Платон;
-: Эпикур.
I:
S: Автор трактата «О душе»
-: Платон;
-: Пифагор;
-: Сократ;
+: Аристотель.
I:
S: Мельчайшие неделимые единицы бытия в философии Демокрита
-: гомеомерии;
-: монады;
+: атомы.
I:
S: Кому из древнегреческих мыслителей принадлежит утверждение «Все сущее есть число»?
-: Ксенофану;
-: Пармениду;
-: Зенону;
+:Пифагору;
-: Гераклиту.
I:
S: Кто автор знаменитого изречения: «Человек – мера всех вещей»?
-: Сократ;
+:Протагор;
-:Платон;
-:Аристотель.
I:
S: Назовите китайского философа, который считается основателем даосизма, возникшего в 6-5 вв. до н.э.
-:Конфуций;
-:Мо-цзы;
+:Лао-цзы.
I:
S: Что такое «Веды»
-:одно из главных философских понятий древней Индии;
-:мощная и влиятельная религиозно-философская система в Индии;
-:магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия;
+:древнейшие письменные памятники индийской культуры (конец 2-го – начало 1-го тыс. до н.э.)
I:
S: «Страдание – общий удел мира, причина его – желания, страсти, привязанности; конец страдания – в Нирване; существует путь достижения Нирваны». Основу какого религиозно – философского учения составляют эти четыре священные истины?
-: конфуцианства;
+:буддизма;
-: иудаизма.
I:
S: Мировоззрение средневековой Европы может быть охарактеризовано как
+:теоцентризм;
-:антропоцентризм;
-:социоцентризм;
-: мракобесье;
космоцентризм.
I:
S: Психологическую почву для поворота средневекового мировоззрения к мировоззрению эпохи Возрождения и Нового времени подготовило
+:выдвижение концепции 2-х истин;
-: учение схоластов об универсалиях;
-:развитие алхимии.
I:
S: Для онтологических систем Нового времени характерен:
-:дуализм;
-:психологизм;
+:механицизм;
-:мистицизм.
I:
S: Французский философ Нового времени, исходным принципом философии которого является тезис «cogitoergosum».
-:Лейбниц;
+:Декарт;
-:Спиноза;
-:Бэкон.
I:
S: Учение Канта о познавательных возможностях человека может быть охарактеризовано как
+:агностицизм;
-:материализм;
-:мистицизм;
-:диалектика.
I:
S: Создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма, представитель немецкой классической философии.
-:Фихте;
-:Лейбниц;
-:Фейербах;
+:Гегель.
I:
S: Автор этического учения о «категорическом императиве».
+:Кант;
-:Маркс;
-:Фихте;
-:Дидро.
I:
S: Основоположник диалектического и исторического материализма.
-:Фихте;
-:Гегель;
-:Фейербах;
+:Маркс.
I:
S: Иррационалистическое направление философии 20 века, выделяющее в качестве изначального и подлинного бытия переживание субъекта.
-:структурализм;
-:герменевтика
-:позитивизм;
+:экзистенциализм.
I:
S: Философское направление, послужившее основанием инструментализма в психологии и педагогике (У. Джеймс, Дж. Г. Мид, Дж. Дьюи)
-:экзистенциализм;
+:прагматизм;
-:философия жизни;
-:феноменология,
I:
S: Конфликт биологического и социального рассматривается как сущностная характеристика жизнедеятельности человека
-:в философии жизни;
-:в экзистенциализме;
-:в бихевиоризме;
+:в психоанализе.
I:
S: Автор учения о коммуникации и пограничных ситуациях в экзистенциализме
-:Гадамер;
+:Ясперс;
-:Хайдеггер;
-:Бердяев;
-:Сартр.
I:
S: К какому философскому направлению можно отнести автора следующего высказывания: «Даже наш опыт, получаемый из экспериментов и наблюдений не состоит из «данных», скорее он состоит из сплетения догадок-предположений, ожиданий, гипотез и т.п., с которыми связаны принятые нами традиционные научные и ненаучные знания».
+:постпозитивизм;
-:феноменология;
-:герменевтика;
-:структурализм;
-:прагматизм.
I:
S: Русский философ, автор «философии всеединства»
-:Бердяев;
-:Достоевский;
+:Соловьев;
-:Данилевский.
I:
S: Основной предмет спора славянофилов и западников.
-:проблема универсалий;
+:проблема места России в мировой истории;
-:проблема свободы.
I:
S: Русский мыслитель, философия которого обращена к проблемам духовности, свободы и творчества, призвания человека.
+:Бердяев;
-:Чаадаев;
-:Ломоносов;
-:Бакунин.
V4: Современная онтология.
I:
S: Совокупность взаимодействующих объектов, образующих определенную целостность, в которой в результате взаимодействия возникают новые интегративные свойства целого, отсутствующие у отдельных частей, называется
-:интеграция
-:организация;
+:система.
I:
S: Воззрение, считающее, что всякое развитие в мире служит осуществлением заранее предопределенных целей, называется
-:креационизм;
+:телеология;
-:детерминизм.
I:
S: Философское учение, отождествляющее Бога и мир
-:теизм;
-:фидеизм;
+:пантеизм.
I:
S: Кому принадлежит следующее определение материи: «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
-:французским материалистам;
+:Ленину;
-:Ф. Энгельсу;
-:Ф. Ницше;
-:З. Фрейду.
I:
S: Пространство и время
-:субъективные понятия
-:социальные конструкты;
+:всеобщие формы бытия материи;
-:субстанции, существующие вне и независимо от материи:
-:субстанции, существующие вне и независимо от субъекта (сознания)
I:
S: Психологическое пространство отличается от физического пространства
+:субъективностью;
-:абстрактностью;
-:конкретностью;
-:недостоверностью;
-:активностью.
I:
S:I:
S: Современная наука утверждает, что в мире преобладают:
-:статичные объекты;
+:динамичные объекты;
-:ассиметричные объекты;
-:неустойчивые объекты;
-:материальные объекты;
-:идеальные объекты;
-:неструктурированные объекты
-:самоорганизующиеся объекты.
V5: Проблема сознания
I:
S: Сознание это:
+:уникальная способность человека к особому активно-творческому поведению в мире;
всеобщее свойство живой природы;
-:способность млекопитающих особым образом строить свою жизнедеятельность;
-:состояние человеческого бодрствования;
-:условие существования человека;
-:свойство некоторой части бытия активно-творчески взаимодействовать с внешней и внутренней средой существования.
I:
S: Сознание, в отличие от психики
-:однонаправлено;
+:разнонаправлено:
-:субъективно;
-:существует посредством речевой деятельности;
I:
S: Представителю какого направления в философии принадлежит следующее высказывание: «Все способности, известные под названием душевной деятельности, суть только отправления мозгового вещества или, выражаясь несколько грубее, мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени…»
-:диалектический материализм;
-:субъективный идеализм;
-:номинализм;
+:вульгарный материализм.
I:
S: Идею бессознательной мотивации сознания впервые выдвинул
-:Дж. Локк;
-:Платон;
-:Ницше;
+:Фрейд.
I:
S: Сознание
-:существует у человека с момента рождения;
+:формируется в обществе;
-:формируется спонтанно, согласно законам природы.
I:
S: Трактовка идеального как мимолетных психических состояний отдельной личности, не имеющих всеобщего значения, называется
+:субъективистской;
-:релятивисткой;
-:объективистской.
V6: Проблема познания.
I:
S: Что такое гносеология?
+:раздел философии, в котором изучаются проблемы познания и возможности разума;
-:совокупность религиозных доктрин о сущности Бога;
-:раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.
I:
S: Что означает понятие «догматизм»?
-:слепую веру в авторитеты;
+:схематический, окостеневший способ мышления;
-:доктрину или ее отдельные положения;
-:доказательство бытия Бога.
I:
S: Направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Называется
-:реализм;
-:рационализм;
-:эмпириокритицизм;
+:эмпиризм.
I:
S: Подберите философское понятие для обозначения знания, предшествующего опыту и независимого от него:
+:априори;
-:идея;
-:апостериори;
-:апперцепция.
I:
S: Гносеологические истоки античного скептицизма
-:недостаточность информации;
-:несовершенство средств и орудий познания;
-:религиозные представления древних греков;
+:представление об истине как тождестве знания и предмета, а о субъекте познания как о пассивно воспринимающей душе.
I:
S: Какую гносеологическую позицию поддерживает автор следующего высказывания «Нет ничего в разуме, чего прежде бы не было в чувствах»?
-:рационализм;
+:сенсуализм;
-:реализм;
-:скептицизм;
-:фидеизм.
I:
S: Назовите немецкого философа, преодолевшего в гносеологии разрыв объекта и субъекта посредством обоснования тождества бытия и мышления.
-:Фихте;
-:Маркс;
+:Гегель;
-:Лейбниц;
-:Фейербах.
I:
S: Автор эпистемологической концепции, провозглашающей плюрализм рациональностей.
-:Т. Кун;
-:К. Поппер;
-:Б. Рассел;
+:П. Фейерабенд;
-:М. Полани.
I:
S: Основа познания и критерий истины в рамках диалектико-материалистической гносеологии.
-:опыт;
+:практика;
-:наука;
-:мышление.
I:
S: Какую гносеологическую позицию занимает автор этих строк:
«Так как истина вечно уходит из рук –
Не пытайся понять непонятное, друг…»
+:скептицизм;
-:реализм;
-:эмпиризм;
-:рационализм;
-:солипсизм.
V7: Философия науки.
I:
S: Автор концепции исторической динамики научного знания, разработанной в книге «структура научных революций»
-:М. Полани
-:Х.-Г. Гадамер;
+:Т. Кун;
-:Л. Витгенштейн;
-:О. Шпенглер.
I:
S: Подберите подходящее определение понятия «научное познание»
-:целенаправленная деятельность по получению знания;
-:деятельность, направленная на познание мира и опирающаяся на эксперимент;
-:создание научных теорий:
+:высокоспециализированная форма целеполагающей деятельности человека по расширенному воспроизводству объективно истинного знания.
I:
S: Неклассическая наука 20в. характеризуется прежде всего
+:отрицанием объективизма классической науки и активным исследованием связей между знанием объекта и характером средств и операций деятельности исследующего его субъекта;
-:стремлением к исчерпывающему описанию и теоретическому объяснению объекта;
-:строгой доказательностью, обоснованностью полученных результатов, достоверностью выводов;
-:математизацией и компьютеризацией.
I:
S: Модель постановки и решения проблем, принятая в качестве образца на конкретном историческом этапе развития науки называется
-:гипотезой;
+:парадигмой;
-:концепцией;
-:установкой.
I:
S: Наблюдение отличается от созерцательного восприятия
+:заданностью объекта наблюдения и методичностью процесса;
-:использованием различных технических средств;
-:эмоциональной включенностью субъекта исследования.
I:
S: Гипотеза – это…
-:способ построения и обоснования системы знания;
-:комплекс взглядов, направленных на истолкование и объяснение кокого-либо явления;
-:основополагающее утверждение в некой концепции;
+:научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно.
I:
S: Экспериментальный (эмпирический) факт всегда теоретически нагружен.
+:да;
-:нет.
I:
S: Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется
-:рационализмом;
+:сциентизмом;
-:корпоративностью;
-:эпистемологией.
I:
S: Автор концепции «личностного знания» в науке
-:П. Фейерабенд;
-:К. Поппер;
+:М. Полани;
-: М. Вебер.
V8: Проблема человека в философии.
I:
S: Направление в изучении проблемы человека, ставящее своей целью осуществление синтеза естественных и общественных наук на основе исследования эволюционно-биологичесвких предпосылок социального поведения человека, называется
-:бихевиоризм;
-:феноменология;
+:социобиология;
-:антропология.
I:
S: Личность – это…
-:отдельный человек;
-:неповторимое своеобразие отдельного человека;
+:субъект отношений и сознательной деятельности.
I:
S: Философское направление, определяющее человека как «свободное полагание самого себя»
+:экзистенциализм;
-:феноменология;
-:позитивизм;
-:структурализм.
I:
S: Направление в психологии 19-20 вв, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов реакций на воздействия внешней среды.
-:гуманистическая психология;
-:психоанализ;
+:бихевиоризм;
-:гештальтпсихология.
I:
S: Направление в психологии 20 в., трактующее человека как активно воспринимающего и продуцирующего информацию, руководствующегося в своей мыслительной деятельности определенными планами, правилами, стратегиями.
-:необихевиоризм;
-:трансперсональная психология;
+:когнитивная психология.
V9: Человек в культурном пространстве и времени.
I:
S: Выберите подходящее определение понятия «общество».
-:совокупность и взаимодействие множества отдельных людей.
+:совокупность общественных отношений, предполагающая конкретно-историческую организацию коллективной структуры взаимодействий;
-:объединение одного вида в целях оптимизации жизнедеятельности.
I:
S: Культура может быть рассмотрена как сущностное основание жизнедеятельности личности и общества.
+:да;
-:нет.
I:
S: Основная функция культуры.
-:воспроизведение структуры групповых взаимодействий;
+:конституирование в определенном времени и пространстве меры неопределенности творческого поведения человека;
-:поддержание традиций.
I:
S: Понятия «труд» и «работа» тождественны.
-:да;
+:нет.
I:
S: Ценностные основания человеческой жизнедеятельности.
-:субъективны по своей природе;
-:носят общественный характер;
+:формируются в диалектическом взаимодействии индивидуального и коллективного.
I:
S: Индивидуальная система ценностей формируется в детстве и остается неизменной всю жизнь.
-:да;
+:нет.
I:
S: Нигилистическое отношение к достоянию общечеловеческой культуры, особенно к морали, иногда к официальным догмам господствующей идеологии, называется
-:антисциентизм;
+:цинизм;
-:антигуманизм.
I:
S: Коррекция системы ценностей со стороны психолога.
+:возможна, но не допустима;
-:возможна и допустима;
-:невозможна.
I:
S: В формировании системы ценностей.
-:ведущая роль принадлежит эмоциям;
+:решающее значение имеет разум;
-:определяющим является подражание;
-:эмоции и разум играют важную роль.
V10: Философские основания медицинской деятельности.
I:
S: Творческий подход в медицинской деятельности
-:недопустим;
-:допустим в некоторых ситуациях ;
+:необходим.
I:
S: Для формирования клинического мышления
-:необходимо лишь достаточное количество научных данных;
-:необходимы в первую очередь опыт и практика;
+:необходимо овладение философской методологией.
I:
S: Понятие нормы в биологии полностью соразмерно понятию нормы в медицине.
-:да;
+:нет.
I:
S: Объект медицинского воздействия
-:организм;
-:личность;
-:индивид;
+:человек как биосоциальная целостность.
I:
S: Внутренняя картина болезни (ВКБ) непосредственно зависит от мировоззрения человека
-:да;
+:нет.
I:
S: Деонтология – это…
-:наука о морали и нравственности;
+:учение о должном в медицинском поведении;
-:исследование этических проблем во взаимодействии врача и пациента.
I:
S: Понятия «болезнь» и «паталогический процесс» тождественны
-:да;
+:нет.