Определите основные характеристики объекта и предмета политической психологии

Объясните разницу методологических подходов отечественной и западной политической психологии.

Западная политическая психология стремится объяснить общеполитические процессы исходя из индивидуальных особенностей поведения человека в политической среде. Отечественная политическая психология рассматривает индивидуальные особенности психики человека как обусловленные политическими, социальными и экономическими процессами.

1.7. Объясните разницу между «политической психологией» и «психо­логией политики».

Политическая психология изучает психологические компоненты политического поведения человека и стремится применить полученные знания при объяснении политических процессов.

Психология политики рассматривает человеческий фактор в развитии политических ситуаций и при этом поддерживает тезис о том, что никакой особой «политический психики» у человека не существует.

1.8. Раскройте цель, задачи и функции политической психологии и ус­ловия их продуктивного выполнения.

Цель политической психологии — изучение психологических процессов, человеческого фактора в политике для понимания таковых и дальнейшего эффективного управления этими процессами.

Задачи: 1. Анализ психологических компонентов в политике, понимание роли «человеческого фактора» в политических процессах. 2. Прогнозирование роли человеческого фактора и, в целом, психологических аспектов в политике. 3. Управленческое влияние на политическую деятельность со стороны ее психологического обеспечения, т.е. со стороны субъективного фактора.

Функции политической психологии: познавательна и адаптивная, то есть изучение психологического фактора в политике и приспособление человека к наиболее эффективной деятельности в условиях политической жизни. Также мотивационная функция – позволяет перенести политические цели человека из сферы намерения в сферу бытия.

Условия продуктивного выполнения задач и функций политической психологии: наличие материала для исследования; эффективность применяемых методов, наличие рабочих теорий в данной науке, позволяющих применять полученные результаты на практике; разнообразие методов.

Определите основные характеристики объекта и предмета политической психологии.

Сфера объектов, изучением которых занимается политическая психология: все в политике, что так или иначе содержит хоть какие-то «психологические аспекты» и «человеческий фактор»: от психологии лидерства до поведение толпы; от интриг в малой группе руководящего органа страны до стихийного панического поведения; от партийной принадлежности до полной аполитичности, и т. д.

21 стр., 10096 слов

Политическая психология 2

... политической психологии Предмет политической психологии. Основные объекты изучения политической психологии: психики, «человек общественный», внутренняя политика, внешняя политика, международные отношения. Военно-политическая психология. Многоуровневый объект политической психологии: психология отдельной политической личности; психология малых и больших групп в политике ...

Предмет политической психологии — это политика как особая человеческая деятельность, обладающая собственной структурой, субъектом и побудительными силами.

1.10. Почему, на ваш взгляд, существуют расхождения в понимании объекта и предмета политической психологии?

Расхождения в понимании объекта и предмета политической психологии существуют благодаря наличию нескольких методологических подходов. Разные методы дают разные акценты в понимании предмета и объекта данной науки.

1.11. Какие методы наиболее часто используют в политической психо­логии? Объясните, почему?

Методы политической психологии: контентанализ, интервью, фокус–группы, тесты, экспертные оценки. Они ориентированы на анализ индивидуального поведения. Получить первичные данные можно только на уровне изучения индивидуального поведения людей.

1.12. В объяснении каких политических явлений уместно использовать психологические методы?

Война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнеров переговоров, политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций. То есть явления, в которых проявляется личностная воля людей.

Выделите и перечислите психологические основания стремления к власти

Всем людям свойственно стремление к власти, материальным благам, престижу и образованию. Неравный доступ к ним принимается за основу различий, исходя из того, что каждая из ценностей служит объектом практически всеобщих стремлений. Власть, в отличие от других ценностей, возбуждает как положительные сильнейшие ощущения, выражающиеся в страстном стремлении к ней, так и не менее сильное отвращение, выражающееся в отрицании и уклонение от любых функций ее осуществления.

Раскройте психологические факторы легитимности власти.

Власть легитимна, если управляемые признают за управляющими право управлять вообще, и именно так, как они это делают, в частности. Это признание осознается как управляемыми, так и управляющими. Первым кажутся если не справедливыми и желательными, то, по крайней мере, естественными и сама власть, и связанные с ней институты и ритуалы. Вторые, ждут от управляемых подчинения, а так же одобрения их действий по подавлению и осуждению диссидентов, не желающих подчиняться и оказывающих вербальное или действенное сопротивление. Важным эмпирическим показателем степени легитимности власти является представленность в повседневной жизни средств принуждения. Общественные законы суть законы сотрудничества и взаимовлияния чувств, желаний и представлений людей, вступающих в общественное взаимодействие. Однако любое сотрудничество — это действие людей, имеющих определенную направленность и предполагающих некоторую силу, а именно власть. Власть рождается с самим общественным процессом, являясь одним из необходимых условий его функционирования. Власть есть сила направляющая, но в то же время сама порождается общественными силами, т. е. в известном смысле им подчинена и без их поддержки не может существовать. Власть неизбежна. Ее присутствие и последствия — принуждения — видны во всех отношениях между людьми.

7 стр., 3090 слов

‘Self’ и ‘High Hume’ – психоэкологические координаты власти человека и власти над человеком в эпоху постмодерна

Автор привлекает внимание к возникшим информационным «вызовам» для человека в современном обществе, использующем технологии формирования сознания и осуществляющем «биовласть». Отмечается значимость результатов современных нейропсихологических исследований для осуществления социальных практик и технологий, составляющих ядро информационно-психологической культуры. Выделяется ключевое значение ...

Охарактеризуйте отношения сложившиеся между властью и населением в современной России.

Сила власти ассоциируются у них чаще всего с образом идеальной власти, между тем как существующая власть кажется им «никакой». Наши сограждане предпочитают власть «жесткую» и даже «диктатуру», анархии и распаду страны. Хотя чаще требования порядка и жесткого закона звучат из уст людей старшего поколения, они же проявляют и большую озабоченность несоблюдением законов, т.е. отличаются большей законопослушностью. Однако и более молодые и демократически настроенные люди хотят, чтобы власть была способна их защитить.

2.5. Каким образом политические психологи могут выявлять образы власти в сознании граждан?

Путем опросов общественного мнения, проведения анкетирований и интревью, а также изучением общественного мнения.

Дайте определение политической социализации и перечислите основные этапы процесса политической социализации

Политическая социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности».

5 стр., 2007 слов

Комплексное изучение социальных групп. (Как основа для принятия управленческих решений)

Комплексное изучение социальных групп. (Как основа для принятия управленческих решений) А.Губинский Статья написана на основе материала, полученного в ходе проведения автором серии исследований общественно-политической ситуации в регионах перед выборами Губернатора. Методологической основой исследований являлось комплексное применение психологических, социологических методов и методов структурно- ...

Политическая социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. В зависимости от отношения индивида к политическому процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных этапа политической социализации личности.

«Допартиципаторный» — индивид еще не принимает личного участия в политическом процессе. Данный этап охватывает период ранней дошкольной фазы дотрудовой стадии общей социализации и частично фазу школьного обучения. Для него характерна преимущественно «первичная» политическая социализация. Именно в это время закладываются основы, усваиваемой индивидом политической культуры.

Перечислите и дайте краткую характеристику политико-психологическим типологиям лидерства

Психопатологическая типология Г. Лассуэлла. Согласно данной типологии, в зависимости от функции, которую выполняет или стремится выполнять тот или иной политический тип, различаются такие типы как “агитатор”, “администратор” и “теоретик”, а также их различные комбинации.

Д. Рисман различал три типа обществ и, соответственно, три типа социальных характеров — по его мнению, характер определяется обществом. Трем социальным характерам соответствуют три типа политических личностей. Традиционной направленности общества соответствует “безразличный тип” — человек, у которого либо нет никакого отношения к политике, либо его низкая мобильность, отсутствие ориентации, или что-то еще заставляет остерегаться политики как таковой. Типичный взгляд “безразличных”: политикой должен заниматься кто-то другой. Они не стремятся к власти, не чувствуют личной ответственности за политику и редко переживают ощущение вины или фрустрации из-за политики.

Д.М. Бернс в качестве критерия своей типологии лидерства брал взаимоотношения лидеров и ведомых, то есть, людей с различным властным потенциалом и разной мотивацией. Он различал два типа такого взаимодействия и, соответственно, два типа лидерства: “трансформационное” и “трансдейственное”. Трансформационное лидерство имеет место в случае, когда индивиды в процессе взаимодействия как бы поднимают друг друга на более высокий мотивационный уровень, что отражается как в поведении, так и в этических ожиданиях и лидера, и ведомых. “Трансдейственное” лидерство возникает в случае, когда один человек проявляет инициативу в контактах с другими с целью обмена ценностями (экономическими, политическими, психологическими и т. д.).

2 стр., 921 слов

основы типа темперамента младших школьников и его успешность в обучении

Содержание Введение ………………………………………………………………………..3 1. Теоретические основы типа темперамента младших школьников и его успешность в обучении………………………………………………………..7 1.1 Темперамент. Теории, виды ………………………………………………7 1.2 Успешность обучения: понятие и содержание…………………………..16 2. Исследование влияния темперамента на учебную деятельность младших школьников……………………………………………………………………..31 2.1. ...

2.16. Как вы считаете, какие личностные и политические качества должен демонстрировать политик, чтобы избиратели восприняли его позитивно?

Ориентироваться в сфере политики политику помогает система политических убеждений. Если проанализировав их он решит, что эти убеждения слишком жёсткие, ему необходимо изменять свои убеждения относительно природы политических конфликтов, отношений с противниками и партнёрами, своей способности влиять на исторические события.

Если политик недостаточно прагматичен, склонен к морализированию, то лучше постараться изменить свои убеждения, поскольку прагматичная система убеждений сделает любого политика более гибким в деятельности. Морализирование в политике может оказаться губительным. Если изменение убеждений не под силу, лучше изменить род деятельности и стать, например, священником или воспитателем.

Если политику присущи сильные националистические убеждения то пусть посмотрит на другие нации и страны с точки зрения их достоинств и выгоды, которые принесут доброжелательные отношения с ними. Любовь к своей нации или стране не должна ослеплять, делать некритичным, не видящим их слабые стороны, которые могли бы улучшить и тем самым помочь своей нации, своей стране.

Политические лидеры могут и должны контролировать события, чтобы действовать успешно. Если кажется, что нельзя их полностью контролировать, не заблуждайтесь — это невозможно. Всегда найдутся факторы, ускользнувшие от внимания. Политик должен научиться прогнозировать политические ситуации и поведение основных действующих лиц.

Если политик хочет лучше понимать поведение другого политического лидера, он должен понять его систему политических убеждений, помнить, что политическая риторика способна вуалировать прагматизм и может ввести в заблуждение.

4 стр., 1641 слов

Основы знаний о физкультурной деятельности – 45ч.

Рабочая программа ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ   для 5-9 классов   на 2013-2014 учебный год   Рабочую программу составил учитель _______________ Расстригин А.В. подпись расшифровка подписи   Шуя – 2013 год   Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе примерной программы по физической культуре (базовый уровень). Программа направлена на изучение физической ...

2.17. Что такое имидж лидера?

Имидж (от англ. image — «образ», «изображение») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается (пропагандой, рекламой) с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

Имидж объекта — это мнение рационального или эмоционального характера об объекте (человеке, предмете, системе), возникшее в психике группы людей на основе образа, сформированного в их психике в результате восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта.

Перечислите и дайте характеристику внутренним механизмам становления политической группы

На первой стадии члены группы присматриваются друг к другу и к лидеру, адаптируются к условиям предстоящей деятельности, знакомятся с ближайшими и отдаленными перспективами, распределяют между собой функциональные обязанности и налаживают систему взаимодействий.

На второй стадии в основном завершается процесс взаимного изучения членами группы друг друга и происходит их сближение на основе симпатий, склада характера, частных интересов и т. д.

На третьей стадии идет процесс консолидации группы. По мере развития совместной деятельности, нарастают позитивные процессы. Укрепляются связи между членами группы, усиливается позитивный психологический климат, возникает эффект “группового облегчения” деятельности отдельных членов группы от того, что они осуществляют ее именно в группе.

2.21. На основе каких принципов люди включаются в политическую группу?

Во-первых, это принцип единства взглядов и убеждений. При его торжестве мы видим достаточно сплоченные, часто эффективные, но не всегда высокопро-фессиональные группы, отличающиеся прежде всего глубокой верой в собственные взгляды и убеждения. Во-вторых, это принцип компетентности — при его торжестве мы видим сплоченные, эффективные, высокопрофессиональные группы, отличающиеся серьезными результатами. В-третьих, это принцип личной преданности лидеру— обычно, в группах вождистского типа. Когда торжествует именно этот принцип, мы видим многочисленные проблемы

10 стр., 4926 слов

Основы анимационной деятельности. Плотникова в.С

... на участников любого возраста, строятся на вовлечение в активное движение ... позиций (ролей) обучающихся – руководитель анимационной команды, аниматор, участник, драматург, режиссер, ... новых отношений между индивидами и группами, а также нового, ... активному, творческому проведению досуга, основам разработки и реализации анимационных программ ... ; - Финал – это своего рода эпилог, т.е. окончательное прояснение ...

2.22. Назовите и охарактеризуйте типы «команд» лидеров.

1. Команда, строящаяся на основе родоплеменного принципа. Главной особенностью команд, основанных на данном принципе, считается относительное равенство лидера с другими членами команды — он считается лишь первым среди равных.

Команда, строящаяся на основе опричнины. Классический пример команды такого рода — опричнина И. Грозного. Фактически, это были первые варианты наемных команд, противопоставляемых лидером официальным исполнительным и совещательным структурам.

Команда, строящаяся на основе “компании”. Классический пример “компании” — команда Петра I, основывавшаяся на началах смещения сословного и национального, а также (а возможно, прежде всего) на оценке кадров по результатам их деятельности. В командах такого рода личные достоинства членов команды, эффективность их деятельности как бы стирают все прежние различия.

Команда, строящаяся на основе фаворитизма. Пример часто менявшейся по составу команды такого рода — окружение Екатерины II.

Команда, строящаяся на основе принципиально веррмализуемык отношений типа “Негласного комитета”. Пример был создан Александром I, он так и именовался — “Негласный комитет”. По сути, такая команда представляет собой дружеский кружок, выполняющий консультативные функции при лидере. Это даже не “теневое правительство”, а партнеры по мозговым штурмам, по проговариванию тех или иных проблем.

Команда, строящаяся как “министерство талантов”. Одной из лучших команд такого рода считается команда Наполеона. Сам термин “министерство всех талантов” возник в Англии в IX веке для обозначения ряда команд, составлявших тогдашние кабинеты министров.

Команда, строящаяся на основе некоего тайного общества в качестве “кузницы кадров”. Командой такого рода считали Временное правительство, за которым вроде бы стояли масонские ложи.

Команда как политический и личный мозговой трест. Формирование классических команд такого рода исследователи обычно связывают с именем президента США Дж.Ф. Кеннеди. Ему же принадлежит и первенство в осознанном разделении команд на, как минимум, три различных типа: команду — кадровый костяк управления государством; команду личной политической и интеллектуальной обслуги; команду друзей.