ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.М.Горького
Исторический факультет
Кафедра архивоведения и истории
государственного управления
Стандарт 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Екатеринбург
2006
Утверждаю
Проректор
____________ В.П. Прокопьев
(подпись)
__________
(дата)
Программа дисциплины «Теория и практика управления» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
дипломированного специалистапо специальности
Документоведение и документационное обеспечение управления (350800) по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
СеместрV
Общая трудоемкость дисциплины — 100 часов, в том числе
Лекций — 24
Семинаров –12
Контрольные мероприятия:
Рефераты – 1 чел/час
Коллоквиумы – 2
Контрольные работы – 3 чел/час
Автор — Фофанова Людмила Алексеевна, к.и.н., доцент кафедры архивоведения и истории государственного управления
Рекомендовано к печати протоколом заседания кафедры
Архивоведения и истории государственного управления
от 6 апреля 2006 г. № 8
(С) Уральский государственный университет
(С) Фофанова Л.А., 2005
ВВЕДЕНИЕ
Тест по дисциплине «История Психологии»
... Тест рассчитан для студентов 4 курса специальности «Педагогика и психология», изучающих дисциплину «История Психологии». Тест был составлен студентами 4 курса Панфиловым Владимиром Сергеевичем и Феоктистовым ... Владимир Петрович Зинченко 9) Ведущий научный сотрудник первой в мире международной кафедры культурно-исторической психологии а) Александр Владимирович Сухарев б) Дмитрий Алексеевич Леонтьев ...
Курс «Теория и практика государственного управления» предназначен для студентов очного и заочного отделений исторического факультета, обучающихся по специальности «документоведение и документационное обеспечение управления».
Цель курса – ознакомить студентов с отечественной теорией государственного управления, комплексно представленной в разной литературе последнего десятилетия, и показать ее практическую состоятельность.
Для этого основные понятия и категории рассматриваются в контексте их проявлений в реальной жизни российского государства и общества. Причем, акцент делается на современную действительность. Нижеизложенная структура с наименованием разделов и тем показывает спектр и значимость анализируемых проблем.
Данный курс, имея свой собственный предмет изучения, системно связан с такими учебными дисциплинами, как «История государственных учреждений России», «История государственного управления России», «Основы политологии» и другими. Это способствует более глубокому и успешному его усвоению студентами.
Содержание курса
Раздел I. Государственное управление как многогранное общественное явление.
Тема 1. Управление. Сущность и специфика государственного управления.
Понятие управления. Управление как особая сфера интеллектуальной и практической деятельности людей. Необходимость управления. Его цель и задачи. Субъективный фактор данного явления. Управление как институт интеграции общественных связей.
Раскрытие смысла и сущности управления через термины «деятельность», «отношение», «решение» и «воздействие». Представление об иерархическом и вертикальном характере этого особого отношения между людьми. Воздействие как слово наиболее адекватное сущности управления. Качества и возможности управляющего воздействия. Моменты целеполагания, организации и регулирования. Их содержательная сторона.
Управление как рефлективная форма воспроизводственной деятельности. Понятие рефлексии. Важнейшие проявления рефлексии в реальной жизни людей и управлении. Воспроизводство – определяющая характеристика человека и общества. Особенности статичного, интенсивного и деструктивного типов воспроизводства.
Управление как диалог и преодоление противоречий между разными людьми и слоями общества. Многогранный характер управления. Его общественный, психологический, культурный, нравственный и иные возможные аспекты.
Развитие управления – важнейший ракурс человеческой истории. Теоретическое и практическое значение исторического аспекта управления. Теория как логика прошедшей и нынешней жизни и знание практически действующее.
Специфика государственного управления. Понятие субъекта и объекта управления. Субъект и объект государственного управления. Глобальность и масштабность этого вида управления. Его политический характер. Федеральный и региональный уровни государственных управляющих воздействий.
Разные трактовки понятия «государство». Распространенность государственного управления на все общество. Границы вторжения государства в общественную жизнь. Их нормальный и аномальный варианты. Пределы и возможности управления. Свойство системности государственного управления. Понятие системы. Конкретные проявления системности в структурном облике государства и общества. Государство как организационная система. Нереальность внесистемного существования государственного управления. Иерархическая структура управления обществом в виде социальной пирамиды. Характерные черты этой конструкции.
Метод государственного управления: понятие и сущность
... государственное управление. Предмет исследования – современные методы государственного управления. Цель реферата – выявление проблем эффективности использования современных методов в государственном управлении. Задачами реферата являются: - определить понятие и сущность метода государственного управления; - рассмотреть классификацию методов государственного ... стабильного состояния общества и ...
Тема 2. Системные характеристики и социальный механизм государственного управления
Государство и общество как два базовых элемента системы управления. Невозможность их существования и развития друг без друга. Разный характер взаимосвязей между субъектом и объектом государственного управления. Субъектно-объектные зависимости в виде взаимодействия и воздействия.
Представление о прямых и обратных связях. Содержание и направленность прямых вертикальных и прямых горизонтальных связей в системе управления. Их реальные государственные носители. Мера сочетания этих связей и последствия возможных перекосов. Обратные связи как проявление ответных реакций общества и его способности к социальной активности и инициативе. Соотношение прямых и обратных связей. Его влияние на рациональность и эффективность управления.
Социальный механизм формирования и реализации государственного управления как единая цепь общественных явлений. Представление о потребностях, интересах, целях, решениях, действиях и результатах. Потребности общества в государственном управлении. Управленческие интересы отдельных людей и коллективов. Решение как центральное звено управления. Понятие управленческого решения. Факторы, влияющие на содержание и процесс принятия решений. Стандартные и инициативные решения.
Управляющие действия как воплощение намеченных взаимосвязей между государством и обществом. Проблема соответствия результатов управления изначальным общественным потребностям. Анализ и оценка результатов как выяснение меры удовлетворения этих потребностей. Участие субъекта и объекта государственного управления в функционировании его механизма.
Тема 3. Цели государственного управления.
Проблема целей как одна из важнейших в теории государственного управления. Роль целей в жизни людей. Практическая, предметная их направленность. Участие общества в процессе постановки целей своего существования и развития. Особенности механизмов целеполагания в разных странах. Цели как продукт сознания. Их объективное основание и субъективное выражение. Причины и последствия различного соотношения между действительным и идеальным в каждой конкретной цели.
Определяющие моменты процесса выдвижения целей государственного управления. Важность присутствия общественных источников возникновения и фиксирования целей. Наличие реальных трудностей в обосновании целей. «Заглядывание в будущее» и связанные с этим открытость, относительность, альтернативность, неясность искомых перспектив. Неизбежность предвосхищения будущего общества на базе информации о его прошлом и настоящем. Предвидение, прогнозирование, программирование и планирование и их роль в механизме целеполагания.
Разные классификации целей государственного управления. Условность и относительность любой их них. Градация целей по объему, времени, результатам, содержанию. Представление о целях стратегических и тактических, общих и частных, конечных и промежуточных, отдаленных и непосредственных. Виды целей по содержанию, включая общественно-политические, социальные, духовные, экономические, производственные, информационные, разъяснительные и т.д. Принцип приоритета потребностей и интересов общества и его связь с иерархией государственных целей. Процедуры согласования и субординации. Важность построения системы («древа») целей управления. Реальность и выполнимость целей как непременное условие действенности и состоятельности государственного управления.
Управление конфликтами в организации структурными методами
... Результатом окончания конфликтной ситуации могут быть: )перестройка всей организации (изменение ее целей, структуры и системы управления, методов деятельности); )распад или обновление всего коллектива; )осуществление кадровых перестановок; )поиск ...
Тема 4. Методы государственного управления
Воплощение в жизнь целей государственного управления через управленческую деятельность. Сущность и содержание последней. Ее интеллектуальные, информационные и социально-психологические характеристики. Понятие методов управленческой деятельности.
Группы методов по содержанию. Смысл и направленность морально-этических методов. Их ориентация на создание в обществе определенных убеждений и духовных ценностей. Социально-политические методы и их связь с развитием общественной и политической активности людей. Влияние на статус личности и возможности самореализации. Экономические методы и их практические проявления. Действенность данных методов с учетом важности экономических интересов в жизни людей.
Особое место административных методов в управленческой деятельности. Содержательные характеристики и признаки этих методов. Сферы существования общества, непосредственно основанные на применении административных методов. Понятие администрирования. Целесообразность системного, комплексного, избирательного использования методов государственного управления.
Традиционные и широко распространенные в истории ряда стран, и особенно России, приемы воздействия государства на общество. Причины их живучести и влиятельности. Оценка таких методов как кампанейщина, демагогия, насилие и идеология. Понятие кампанейщины (штурмовщины).
Преобладание инверсионного мышления и поведения людей в обществе как важное условие проведения разных кампаний субъектом управления. Определение инверсии. Цель, задачи, итоги кампанейщины и неизбежная борьба с перегибами. Демагогия, ее общественные потребители и носители. Связь демагогии с существованием эзотерического и экзотерического языков в системе управления.
Представление о разных видах насилия. Социальный смысл насилия над обществом. Его исторический и современный аспекты. Насилие как универсальный метод государственного управления и реальная основа власти. Внутренняя готовность общества к насилию и массовая поддержка его населением. Связь этих явлений с уровнем массовой культуры населения. Политика государственного террора. Действенность насилия как способа управления и его реальные последствия для общества.
Неоднозначность и противоречивость трактовок идеологии. Роль идеологии в истории человеческого общества. Ее способность одновременно консолидировать и разделять людей. Причины естественной ограниченности и ущербности любой идеологии. Возможность или невозможность устранения идеологии из жизни общества. Принципиально разное значение и место идеологии в открытых и закрытых общественных системах. Неодинаковое влияние и масштабы воздействия на сознание, поведение и деятельность людей.
Конструирование и продвижение имиджа органов государственной власти
... эффективность взаимодействия органов государственной власти с обществом? Объектом исследования является имидж органов государственной власти. Предметом является система управления имиджем органов государственной власти. Цель контрольной работы: выявление проблем политического имиджа органов государственной власти, методы его конструирования ...
Идеология как попытка власти привести и держать социум в состоянии управляемости, завуалировать существующие в нем противоречия. Потребность в ней правящей элиты и населения. Социальные функции и задачи идеологии в современных обществах.
Раздел II.Государство как субъект управления.
Тема 1. Государственная власть. Ее принципы и свойства.
Власть – системообразующая основа государства и необходимый социальный интегратор. Разные понятия власти. Многомерность этого феномена. Власть как форма деятельности и институт государственного управления. Ее цель и возможности, организующее и посредническое начало в обществе. Директивный, функциональный и коммуникативный аспекты государственной власти. Макс Вебер и его типология форм организации власти. Традиционный, рациональный и харизматический типы власти.
Основополагающие принципы государственной власти, способствующие реальному управлению, и их антиподные проявления. Умение сохранять власть и способность ее утрачивать. Действенность и нерешительность при столкновении со сложными общественными обстоятельствами. Легитимность и незаконность власти как разные основы ее вершения. Скрытность и дистанцированность от общества. Принцип «антифортиссимо», т.е. сила власти не равнозначна власти силы. Внутренняя несвобода как свидетельство разумной сдержанности.
Обладание чувством реальности при управлении обществом или стремление руководствоваться в делах политическими идеалами. Принцип предусмотрительности. Влияние коллегиальности, партнерства или властной монокультуры на личность лидера и общее состояние власти. Явление вождизма и его последствия для истории разных стран. Толерантность, самокритичность, культурность и мера как признаки прогрессивности власти. Потребность общества в облике внутреннего величия власти. Принцип позитивности как стремление власти к созиданию. Умение и желание нести ответственность перед обществом.
Авторитет власти и способы его обеспечения. Компетентность и определенный морально-политический уровень. Границы между приемлемым и неприемлемым уровнем власти. Государственный и личный интерес. Корыстное и идейное начало. Респектабельность власти и ее общественный рейтинг как источник самоутверждения и успешного управления.
Тема 2. Структура субъекта государственного управления
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную как воплощение идеи сдержек и противовесов. Функционирование государственного устройства большинства развитых стран в соответствии с данным принципом. Исторические корни механизма разделения властей. Естественные условия и причины его возникновения. Джон Локк и Шарль Монтескье как авторы концепции разделения властей. Общее и различное в их взглядах.
Исторически сложившиеся разные мировые модели разделения властей. Сложности и противоречия этого процесса в России в XIX–XXвеках. Усиление и преобладание исполнительной власти как общемировая тенденция. Факторы эффективного взаимодействия властей. Влияние их отсутствия на нарушение баланса властей и попытки корректировать действующую конституцию.
Представление о государственном аппарате, государственном органе и содержании их деятельности. Особенности и основные признаки государственного органа. Характер полномочий, уровень выполняемых задач, средства существования, организационные и должностные составляющие.
Общество и его структура
... общество через призму противопоставления гражданского общества и государства, отдавая приоритет последнему. В качестве активного субъекта политической деятельности у Гегеля здесь выступают чиновники или бюрократия. ... всех. Упорядочивание и организация этого естественного состояния общества достигается с помощью общественного договора, т.е. государства. Гегель в «Феноменологии духа» и «Философии ...
Форма государственного устройства и организационная структура управления. Федеративная и унитарная специфика. Роль законодательной, исполнительной и судебной властей в государственном управлении. Приоритет органов исполнительной власти в управленческой деятельности. Прямые горизонтальные связи в системе разделения властей.
Государственный аппарат как совокупность людей, профессионально занятых управлением. Зависимость государственного управления от состояния данного аппарата, его построения, качества персонала, связанности с обществом или отдаленности от него.
Тема 3. Первое лицо, правящая элита и бюрократия в системе управления обществом.
Понятие лидерства. Первое лицо как олицетворение системы управления и высшей власти в государстве. Традиционный, рациональный и харизматический характер власти и лидерства. Роль и место первого лица в традиционной отечественной культуре. Господство в обществе тотемических представлений и связанные с этим сложности положения лидера.
Проявление личностных особенностей первого лица в разных конкретно-исторических условиях. Степень свободы лидера в выборе психологически близкого ему решения и методов его реализации. Зависимость от внешних обстоятельств. Отношение первого лица к мнению сограждан. Положительный образ лидера, его политики и окружения как необходимое условие успеха в управлении. Стили лидерства. Лидер-знаменосец. Лидер-служитель. Лидер-торговец. Лидер-пожарный. Использование этих образов лидерства на практике. Характер первого лица и облик его окружения. Влияние этих аспектов на управленческую деятельность.
Правящая элита как высшая бюрократия страны. Особенности этого типа социальной элиты. Роль и функции в государственном управлении. Условия существования и модель поведения отечественной правящей элиты. Специфика ее культурного и социального облика. Факторы, его формирующие. Особые черты психологии и сознания. Геронтократия как показатель трудности передачи власти от одного поколения следующему.
Причины и последствия оторванности высшей бюрократии от народа. Значение идеологии в выстраивании отношений между правящей элитой и обществом. Противоречивость взаимосвязей с духовной элитой. Влияние последней на процесс государственного управления. Духовная элита как носитель самосознания, высших ценностей культуры и опыта мировой истории. Правящая элита во главе решения проблем государственности, модернизации и оперативного, повседневного управления. Позитивные и негативные результаты этой деятельности.
Бюрократия как непосредственная опора правящей элиты в деле управления обществом. Социальный слой профессионалов в области государственного управления и его интегрирующее значение. Степень необходимости бюрократии. Потребность общества в ней. Функциональная и социальная суть бюрократии. Возможность этой группы людей подменять общие интересы собственными.
Условия существования отечественной бюрократии. Двойственное отношение к ней народа. Сложность и противоречивость ее положения. Причины слабости и метаний. Склонность к постоянной смене методов управления и принятию отрицающих себя, «хромающих» решений. Социальные болезни бюрократии и реальные возможности их преодоления. Замкнутое, кастовое развитие и его последствия. Национальные и иные особенности бюрократии разных стран.
Тема 4. Стили государственного управления
Персонифицированный облик бюрократии и его влияние на процесс управления обществом. Понятие стиля государственного управления. Стиль как явление сложное, многоэлементное, системное. Зависимость стиля от вида политического режима.
Определение политического режима. Способ властвования, взаимоотношения правящей элиты и населения, уровень политической свободы, правовое положение личности – важные смысловые категории политического режима. Отражение в нем политической стороны государственного управления. Понимание политики государства как работы по созданию условий для спокойного, гармоничного развития общества. Представление о существовавших в прошлом и действующих в настоящем политических режимах. Их основные характеристики, принципиальные свойства и различия.
Причины производности стиля государственного управления, в его основных свойствах, от политического режима. Присутствие в стиле самостоятельных качеств и оттенков. Объективные и субъективные составляющие стиля государственного управления. Его организационные, нормативные, информационные, целевые характеристики, связанные с правовым статусом государственного органа. Присутствующие в стиле общекультурные, интеллектуальные, профессиональные, психологические, личностные качества должностного лица. Конкретный управленец как носитель определенного стиля.
Приемы воздействия руководителей на подчиненных, в которых проявляется стиль управления. Относительная устойчивость и динамизм этих приемов. Методы и стили государственного управления. Тесное взаимодействие и неравнозначность данных явлений. Опосредованность стиля индивидуальными особенностями личности управленца.
Названия стилей, встречающиеся в научной литературе. Представление о таких стилях, как анархический, волевой, кампанейский. Три основных стиля: авторитарный (директивный, автократический), демократический (коллегиальный, кооперативный) и либеральный. Тестовая характеристика этих стилей по разным параметрам и показателям. В частности, уровень властных полномочий управляющего, характер принятия решений, взаимоотношения с подчиненными, реакция на критику и возражения с их стороны, контроль за работой управляемых и т.д. Соответствие каждого из основных стилей управления определенному типу личности, характеру руководителя.
Реальное бытование стилей в практике государственного управления. Редкое их проявление в чистом виде. Картина сочетания, смешения стилей при явном преобладании какого-либо одного. Прямая зависимость стиля от качеств лиц, занятых в управленческих процессах.
Раздел III.Общество как объект управления.
Тема 1. Специфика общества как управляемого объекта.
Понятие общества. Исторические, психологические и иные факторы, объединяющие людей в отдельный социум. Трактовка общества через его личностную сущность.
Общество как главный элемент системы государственного управления. Сферы его существования, предопределяющие процесс государственного управления. Причины приоритета объекта перед субъектом управления. Развитие общества в конкретных естественно-природных и общественно-исторических условиях. Важность умения правящей элиты и бюрократии адекватно оценивать эти условия и учитывать их в своей управленческой деятельности.
Человеческая сущность общества. Свойства социума, воплотившие в себе человеческую природу. Способность общества к самодвижению на основе собственных побудительных причин. Социальные формы этой самоактивности. Свойство целеполагания человека и общества. Адаптация к условиям и факторам природного и социального бытия. Сильные и слабые стороны этой способности. Самоуправление как реакция общества на насущные жизненные проблемы. Связь человеческих свойств общества с мерой управляющих воздействий на него со стороны государства. Системные уровни, структура общества. Сложность его строения.
Не пассивный характер общества как объекта управления. Существование реальных границ управляемости. Потребность и умение людей в обществе проявлять инициативу и самостоятельность в поисках путей своего развития. Способность влиять на бюрократию.
Тема 2. Общественные функции государства
Невозможность существования государства без общества. Государство как властная сила и форма общества. Историческое предназначение государства. Его роль в отстаивании национальных интересов и выражении общих, интегрированных потребностей и целей общества.
Функция как круг деятельности и исполнение обязанностей. Жизненные потребности общества в обеспечении ряда функций и возможность их реализации только усилиями государства. Исключительная значимость последнего в деле выполнения общественных функций. Сущность государственного властвования. Необходимость этого явления для формирования устойчивости и стабильности всех других институтов общества.
Смысл и содержание политической функции. Конечная цель политики. Роль государства в обеспечении целостности и сохранности общества. Представление о социальной функции. Государство как гарант юридических прав и свобод отдельной личности. Создание условий для воспроизводства и развития человека. Формирование социокультурного пространства. Проведение в жизнь принципов социальной справедливости.
Место экономической функции в существовании современных обществ. Мировые реалии, ведущие к ее усилению. Проблема совместимости рыночной экономики и вмешательства в нее государства. Кризис среды обитания и потребность социума в новом общественном и частном экономическом поведении.
Значение и направленность внешней функции. Понятие национальной безопасности общества и умение государства ее обеспечивать. Геополитика как неотъемлемая часть жизни любой страны. Системный характер общественных функций государства. Взаимная зависимость их результатов, успехов и неудач.
Тема 3. Культурно-исторический облик общества и государственное управление.
Развитие общества – результат развития личности. Человек как источник жизни, носитель культуры и социальных отношений данного общества. Цивилизационная специфика разных обществ и ее влияние на процесс государственного управления. Традиционная, либеральная и промежуточная цивилизации. Типы обществ, соответствующие им. Россия как страна промежуточной цивилизации.
Закрытые и открытые общества. Особенности их системы отношений. Характер жизнедеятельности и культурной ориентации людей этих обществ. Существующие там шкала ценностей и восприятие социальных инноваций. Реальный статус личности в открытом и закрытом обществах. Проблема взаимопроникновения цивилизаций. Процесс формирования открытости и перехода человечества от традиционной к либеральной цивилизации как вектор общемирового развития.
Столкновение конкретно-исторической личности с противоречивостью, сложностью и динамизмом окружающей действительности. Объективная необходимость в изменении менталитета людей. Понятие менталитета и массового менталитета. Роль последнего в исторической судьбе и повседневной жизни общества. Влияние на процесс государственного управления. Специфические черты массового менталитета людей разных цивилизаций.
Особенности русского менталитета. Национальный характер как огромное непознанное сознание. Влияние естественно-природных и общественно-исторических условий на формирование его облика. Инверсионная логика мышления и поведения людей. Определенный уровень рефлексии и его социальные последствия. Минимизация ответственности личности за состояние общества. Явление тотемизма как показатель отношения к власти. Ощущение справедливости как уравнительности. Инерция традиционных представлений. Тяга к духовным перемещениям и неприятие действительности. Потворство человеческим слабостям и неряшливость во всем. Эмоциональное восприятие действительности.
Ментальные предпосылки, способствующие усилению авторитаризма и бюрократии в России. Важнейшие черты отечественной культуры и менталитета как источник постоянной дезорганизации системы управления. Полифонизм и историческая многомодельность русской культуры. Ее способность заимствовать, трансформировать и усваивать атрибуты других культур. Умение делать их своими. Русский менталитет как не замкнутая в себе, движущаяся структура.
Тема 4. Явление раскола как самобытность России
Самобытность как состояние, присущее любому народу. Самобытность не значит избранность. Раскол – глубинная специфика России.
Понятие раскола. Наличие его элементов во всяком обществе. Острый, застойный характер связанных с ним противоречий именно в России. Наиболее благоприятные по сравнению с другими странами исторические условия для возникновения и существования здесь раскола. Способствующие этому религиозные, политико-государственные, ментальные, ценностные и иные особенности отечественного общества.
Исторически сложившиеся крестьянско-христианская и дворянско-городская культуры России. Их нравственные ориентиры, пути развития, точки соприкосновения и дальнейшая трансформация. Склонность общества приспосабливаться к социокультурному противоречию, а не преодолевать его.
Разнообразные формы проявления раскола. Усиление его в периоды модернизации и годы проведения масштабных реформ. Характерные черты общества, пораженного расколом. Общая социальная неустойчивость. Разрыв коммуникаций внутри общества. Превращение социального диалога в противостояние монологов.
«Заколдованный круг» как особый принцип воспроизводства социальных систем. Его неотделимость от раскола. Неизбежность столкновения массовых ценностей большинства населения с ценностями правящей элиты и последствия этого. Пульсация всей социальной жизни. Укрепление синкретической государственности. Причины насущной потребности власти в сильной идеологии. Насилие как средство ликвидации раскола.
Самобытность исторического пути России и ее связь с расколом. Негативность этого своеобразия. Проблема преодоления раскола. Необходимость особой формы и организации управления.
Раздел IV. Реформирование отечественного государственного управления: Исторический опыт и современность.
Тема 1. Реформы и система государственного управления.
Определение реформы. Преобразование как цель или средство достижения цели. Понятие административных реформ. Их главные направления. Перестройка системы государственных учреждений. Реорганизация управленческой службы, состава аппарата и бюрократии. Изменение характера отношений власти и общества.
Реформа как яркий показатель действенности и стабильности механизма управления. Государство – решающий фактор в процессе подготовки и проведения реформ. Проблема соотношения старой бюрократии и чиновников нового типа в определении курса и содержания изменений.
Причины отставания России от темпов развития передовых стран. Необходимость и неизбежность рационализации системы управления. Представление о европеизации страны. Процесс модернизации России как путь догоняющего развития. Сущность эволюционной и революционной форм модернизации. Характерные черты осовременивания административной системы России.
Отличие отечественных реформ от западных. Причины, сроки и темпы осуществления преобразований. Правительственные чиновники как инициаторы и проводники крупных реформ. «Революция сверху» — традиционный тип российских реформ. Участие социума в этом процессе. Наличие полноценного диалога между властью и обществом в период реформ. Специфика в методах их проведения. Русская бюрократия по сравнению с западноевропейской. Приоритеты политических, социальных и экономических перемен во время масштабных реформ.
Социальные, административные, территориальные, культурные и другие препятствия для прохождения российских реформ. Явление раскола и реформы.
Тема 2. Исторический опыт российских реформ
Понятие исторического опыта. Полезность истории для общества. Значимость обращения современности к опыту прошлого. Реальная связь прошлого, настоящего и будущего. Осмысление тенденций общественного развития и уроки истории. Способность исторической науки предвидеть, прогнозировать будущее.
Природа запаздывающей российской модернизации. Последовательное чередование реформ и контрреформ. Конфликтогенность как результат форсированной реформации. Некритическое заимствование опыта других стран. Инкорпорация в отечественную реальность трудно совместимых с ней элементов. Административный пафос облагодетельствования людей посредством реформ.
Радикальное перетряхивание общества. Неподготовленность его к модернизациям. Насилие как главный метод внедрения новаций. Разные формы его проявления. Ломка преемственного типа жизни. Нарушение естественных начал в управлении обществом. Понятие цивилизованного управления.
Проблема соотношения модернизации и традиции в период реформ. Причины ее особой остроты применительно к России. Традиции как ключевое определение общества. Их противостояние инновациям. Относительность этого противодействия. Причудливость переплетения традиций и инноваций. Последствия грубого насаждения последних в ходе «революции сверху» и характер влияния этих нововведений на российскую действительность. Усиление раскола как порождение данных реформ. Модернизационные процессы на фоне масштабности страны, полиэтничности и поликонфессиональности населения.
Тема 3. Проблемы современного реформирования.
Современная модернизация системы государственного управления России. Беспрецедентность задач нынешнего реформирования. Принципиально новые условия протекания этого процесса. Пласты знаний, задействованные в реформах. Проблема использования исторического опыта современными реформаторами. Важность осмысления негативного опыта истории.
Необходимость понимания механизмов, превращающих реформы в контрреформы. Вопрос о движущих силах отечественных реформ. Наличие двух культурно и социально разнородных потоков. Своеобразие их природы. Идеи реформаторов и массовые ожидания. Причины их традиционного несовпадения. Состояние расколотого общества и реформы. Глубинные противоречия между культурой и социальными отношениями в российском обществе. Минимизация этих противоречий – важнейшее условие проведения реформ. Преодоление раскола как главная задача реформаторов и шанс на успех.
Необходимость научного подхода к реформам. Учет воздействия разных элементов модернизации на значимые социальные группы общества. Предотвращение роста их дискомфортного состояния как реакции на преобразования. Проблема исследования исторически сложившегося массового менталитета и его влияния на процесс реформ. Оценка способности основных социальных слоев общества критически отнестись к самим себе. Очаговый характер нововведений. Умение находить и поддерживать эти очаги.
Отказ от фетишизации экономической составляющей в реформах. Ошибочность абсолютизации роли административных методов и материального стимулирования. Опасность революционности реформ. Важность определения оптимальных сроков их проведения.
Контрольные вопросы по курсу «Теория и практика государственного управления»
-
Необходимость и актуальность управления обществом.
- Управление как деятельность, отношение и воздействие.
- Сущность и специфика управляющего воздействия.
- Управление как рефлективная форма воспроизводственной деятельности и преодоление противоречий.
- Статичный интенсивный и деструктивный типы воспроизводства.
- Управление в традиционной, либеральной и промежуточной цивилизациях.
- Решение как центральное звено управления.
- Государственное управление. Понятие и принципиальные особенности.
- Системность как неотъемлемое свойство государственного управления.
- Представление о субъекте и объекте государственного управления. Система субъектно-объектных зависимостей.
- Прямые и обратные связи в системе государственного управления.
- Социальный механизм формирования и реализации государственного управления.
- Цели государственного управления. Определяющие моменты процесса их выдвижения.
- Понятие и содержание методов государственного управления.
- Государственное управление и идеология.
- Управленческая сущность демагогии и кампанейщины.
- Насилие как метод воздействия на общество.
- Государство как субъект управления общественными процессами.
- Значение политического режима для облика государственного управления.
- Понятие государственной власти. Разнообразие ее аспектов.
- Основополагающие принципы власти, способствующие реальному управлению.
- Организационная структура государственного управления.
- Принцип разделения властей как основа государственного управления
- Бюрократия. Ее значение и место в управлении обществом.
- Первое лицо и правящая элита. Отечественные особенности их облика и деятельности.
- Стиль государственного управления. Сущность, специфика и сочетание разных стилей.
- Особенности авторитарного стиля управления.
- Характеристика демократического стиля управления.
- Либеральный стиль управления и его черты.
- Общество как объект управления. Его специфические черты.
- Общество как социальное явление.
- Общественные функции государства.
- Влияние типа личности и массового менталитета на характер государственного управления.
- Понятие раскола. Общество, пораженное расколом и управление им.
- Понятие реформы. Отличие отечественных реформ от западных.
- Исторический опыт российских реформ государственного управления.
- Движущие силы отечественных реформ. Их природа и характер противоречий.
- Причины превращения российских реформ в контрреформы и механизмы, препятствующие этому.
Распределение часов курса по темам и видам работы
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Аудиторное занятие |
Самостоятельная работа |
|
|
|
Лекция |
Семинар |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел I. Государственное управление как многогранное общественное явление. |
||||
Тема 1. Управление. Сущность и специфика государственного управления. |
5 |
2 |
3 |
|
Тема 2.Системные характеристики и социальный механизм государственного управления. |
8 |
1 |
2 |
5 |
Тема 3. Цели государственного управления. |
6 |
2 |
4 |
|
Тема 4. Методы государственного управления. |
6 |
1 |
2 |
3 |
Раздел II. Государство как субъект управления. |
||||
Тема 1. Государственная власть. Ее принципы и свойства. |
6 |
2 |
4 |
|
Тема 2. Структура субъекта государственного управления. |
6 |
1 |
2 |
3 |
Тема 3. Первое лицо, правящая элита и бюрократия в системе управления обществом. |
8 |
2 |
6 |
|
Тема 4. Стили государственного управления. |
7 |
1 |
2 |
4 |
Раздел III. Общество как объект управления. |
||||
Тема 1. Специфика общества как управляемого объекта. |
7 |
2 |
5 |
|
Тема 2. Общественные функции государства. |
7 |
1 |
2 |
4 |
Тема 3. Культурно-исторический облик общества и государственное управление. |
8 |
2 |
6 |
|
Тема 4. Явление раскола как самобытность России. |
8 |
1 |
2 |
5 |
Раздел IV. Реформирование отечественного государственного управления: Исторический опыт и современность. |
||||
Тема 1. Реформы и система государственного управления. |
6 |
2 |
2 |
4 |
Тема 2. Исторический опыт российских реформ. |
6 |
2 |
4 |
|
Тема 3. Проблемы современного реформирования. |
6 |
2 |
2 |
4 |
Итого |
100 |
24 |
12 |
64 |
Формы итогового контроля
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена. Для допуска к итоговому контролю студент должен иметь зачет по результатам семинарских занятий и коллоквиума, зачтенный реферат и контрольную работу. Темы рефератов студенты формулируют сами в соответствии с оговоренными на семинарских занятиях требованиями.
Литература
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997.
Административные реформы в России XVIII–XIXв. в сравнительно-исторической перспективе. М.,1990.
Ахиезер А.С. Самобытность России как научная проблема //Отечественная история. 1994. №4-5.
Ахиезер А.С. Россия как большое общество //Вопросы философии. 1993. №1.
Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта. М., 1991. Ч.1-3.
Ахиезер А.С. Яковенко И.Г. Что же такое общество? //Общественные науки и современность. 1997. №3.
Власть и реформы. От самодержавной к советской России. СПб., 1996.
Глазунова Н.И. Система государственного управления. М., 2002.
Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. М., 2005.
История государственного управления в России: Учебник /Отв. ред. В.Г.Игнатов. Ростов н/Д., 2005.
Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.
Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М., 1995.
Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировой цивилизации: Учебное пособие. М., 2001.
Медушевский А.Н. Макс Вебер и российский конституционализм //Отечественная история. 1993. №2.
Модернизация: Зарубежный опыт и Россия. М., 1994.
Омельченко Н.А. История государственного управления в России: Учебник. М., 2005.
Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе. М., 1995.
Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет. Историографические заметки. //Отечественная история. 1995. №3.
Реформы и реформаторы в истории России. М., 1996.
Российские реформаторы (XIX– началоXXвв.).
М., 1995.
Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики. М., 1997.
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.
Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996.
Скрыпник В.И. Новая российская цивилизация: Резервы общества и власти. М., 1997.
Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995.
Судьбы реформ и реформаторов в России: Учебное пособие /Под общ. ред. Р.Г.Пихои. М., 1999.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
Щепетов В.И. История государственного управления в России. М., 2003.
Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989.
19