Гуманистическое направление А. Маслоу

Гуманистическое направление Абрахама Маслоу

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………..3 стр.

Краткая биография Абрахама Маслоу ……………………………………..4 стр.

Общий обзор состояния психологической науки 2-ой половине ХХ в….6 стр.

Основные принципы гуманистической психологии …………………….10 стр.

Мотивация в теории Маслоу ………………………………………………15 стр.

Проблема самоактуализации в гуманистическом направлении …………19 стр.

Заключение …………………………………………………………………27 стр.

Литература ………………………………………………………………….29 стр.

Введение

Каким был задуман человек, как вел бы он себя, как относился бы к себе подобным, к своему делу, как понимал бы окружающий мир, если бы обладал наилучшими психическими чертами?

Вот какие вопросы тревожили всю жизнь американского психолога Абрахама Маслоу (1908 -1970), когда он обнаружил, что традиционная психология и психоанализ Зигмунда Фрейда, имевшие дело с патологией, ничем тут помочь не могут. В 1943 году он опубликовал рубежную статью Теория человеческой мотивации, с которой началась новая гуманистическая психология. Так ее стали называть впоследствии. Объектом ее служит психически здоровый человек. В течение многих лет Маслоу изучал людей, находившихся в определенной гармонии с собой, наслаждавшихся жизнью как таковой во всех ее аспектах. [4]

Исходным пунктом гуманистической психологии являются понятие о мотивации поведения, стремление личности к удовлетворению заложенных в ней потребностей. В сущности, все богатство человеческого поведения обусловлено двумя основными моделями мотивации: стремлением к преодолению дефицита и стремлением к развитию.

Всю свою психологическую работу Маслоу связывает с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся «объяснить до уничтожения» творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества. Его работы — в большей степени собрание мыслей, точек зрения и гипотез, нежели развитая теоретическая система. [14]

9 стр., 4230 слов

Мотивы и мотивация. Поведение человека

... роли сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных ... бихевиоризма. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения ... ;       Абрахам Маслоу «пирамиду потребностей Маслоу»?  &n ...

Краткая биография Абрахама Маслоу [4]

Маслоу Абрахам Харольд (Maslow, Abraham Harold) (1908–1970) — американский психолог, специалист в области психологии личности, мотивации, абнормальной психологии (патопсихологи).

Один из основателей гуманистической психологии.

Родился в Нью-Йорке 1 апреля 1908. Образование получил в Висконском университете Мэдисона (бакалавр, 1930; магистр, 1931; д-р философии, 1934).

Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя на фак-те психологии Колумбийского педагогического колледжа (1935-1937) и Бруклинского колледжа (1937-1951).

С 1951 по 1969 г. М. — профессор университета Брэндесаю. В 1967 г. — президент Американской психологической ассоциации (АРА).

Имеет награду «Гуманисту» Американской гуманитарной ассоциации (1967).

Почетный доктор ряда университетов. Основатель журнала «Eupsychian Management».

Начав свою научную карьеру с исследований социального поведения приматов в 1930-е гг., уже в начале 1940-х гг. Маслоу обратился к изучению высших сущностных проявлений человека, присущих ему одному — любви, творчества, высших ценностей и др. Толчком к этому послужил эмпирически выделенный Маслоу тип так называемых самоактуализирующихся личностей, наиболее полно выражающих человеческую природу.

Выдвинув требование целостного подхода к человеку и анализа его специфически человеческих свойств в противовес безраздельно господствовавшему в послевоенной американской психологии биологическому редукционизму и механицизму, Маслоу вместе с тем усматривает источник этих свойств в биологической природе человека, приняв взгляд К. Гольдштейна на развитие как на развертывание заложенных в организме потенций. Маслоу говорит об инстинктоидной природе базовых человеческих потребностей, в том числе постулируемой им потребности в самоактуализации — раскрытии заложенных в человека потенций.

В 40-е гг. Маслоу разрабатывает теорию человеческой мотивации, которая до сих пор относится к числу наиболее популярных. Теория Маслоу основана на идее иерархии потребностей, начиная от самых насущных физиологических и кончая высшей потребностью в самоактуализации.

Маслоу стоял у истоков трансперсональной психологии, был одним из лидеров этого движения в начальный период его становления. Представления Маслоу о направлении развития человека привели его к идеальной модели «эвпсихического» общества, которое создает и поддерживает возможности максимальной самоактуализации его членов. Эвпсихическая идеология Маслоу нашла практическое применение в менеджменте, в который благодаря Маслоу проникли идеи о самоактуализации как побудительной силе поведения людей в управлении организациями. В последние годы Маслоу обратился к проблемам образования, посвятив им ряд оригинальных работ.

Маслоу оказал большое влияние на развитие западной психологии в 1960-70-х гг., придав мощный импульс гуманистическому направлению. В конце 1950-х гг. Маслоу стал инициатором объединения нетрадиционно мыслящих психологов, интересующихся специфически человеческими проявлениями человека, в новое сообщество, из которого выросла Американская ассоциация гуманистической психологии (1962) и журнал гуманистической психологии (1961).

3 стр., 1156 слов

Самоактуализация личности

... стремящиеся к ней. Пирамида потребностей А. Маслоу служит основой дифференциации личностей по уровню самоактуализации. Гуманистическая психология рассматривает личность как единое целое, находящуюся в постоянном ... глав, заключения и списка литературы. 1. ПОНЯТИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Современная наука рассматривает человека как открытую систему, обладающую определенным внутренним содержанием ...

Маслоу был главным вдохновителем и до самой смерти одним из лидеров движения гуманистической психологии, во многом его лицом.

Основные труды автора:

o Мотивация и личность (Motivation and Personality, N.Y., 1954)

o К психологии бытия (Towards A Psychology of Being,N.Y.,1962)

o Религии, ценности и предельные переживания (Religions, Values, and Peak Experiences, Columbus, 1964)

o Психология науки (The Psychology of Science, N.Y.,1966)

o Эвпсихическое управление (Eupsychian Management,1965)

o Пиковые переживания

o Самоактуализация (Психология личности. Тексты. М., МГУ, 1982)

Общий обзор состояния психологической науки 2-ой половине ХХ в…………

Заключение

Гуманистическая психология, или движение третьей силы, положила начало изображению человечества, радикально отличному от изображения его в психоанализе или бихевиоризме. Находясь под влиянием экзистенциальной философии, гуманистическая психология в качестве своих основных принципов выдвигает трактовку личности как единого целого, несообразность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, и делает акцент на изучении психического здоровья.

Будучи основным направлением гуманистической психологии, теория Абрахама Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (более основные) потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. Гуманистическая природа теории Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении к наивысшей реализации своего потенциала.

Маслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии. Апатия, цинизм и отчуждение – вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемые у людей, потерпевших неудачу в удовлетворении своих метапотребностей.

Гуманистические ориентированные труды Маслоу нашли понимание среди психологов в 1960-е и 1970-е годы. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества, выбора и самореализации, оказался оптимистической альтернативой тому, что они рассматривали как механистические и дегуманизированные модели поведения человека.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2. — М.: Мир, 1996.- 472 с.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2001. — 464 с.

4. История психологии в лицах, М. , 2005

5. Крайг Г. Психология развития. – 7-е Междунар. изд. — СПб.: Питер, 2000. – 998 с.

6. Немов Р.С. Психология / Учебное пособие. М., 1990.

7. Психология и психоанализ характера / Редактор-состовитель Д.Я.Райгородский. М., 1997.

8. Психология личности. Тексты /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и А.А.Пузырея. М., 1982.

9. Теоретические проблемы психологии личности/ Отв.ред. Е.В. Горохова. М., 1974.

6 стр., 2998 слов

Гуманистическое направление в теории личности (А.Маслоу)

... егоорганизма. Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременноеединство и общность.          Неуместность экспериментов на животных. Сторонники  гуманистической психологии признают глубокиеразличия между поведением человека и животных. Для них человек – нечто большее, ...

10. Теории личности. М.-СПб., 1998.

11. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. М. – П., 1928.

12. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 836с.

13. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост, М — 1999

14. Хрестоматия по истории психологии / Под.ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980.

15. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 1999. – 608 с.

16. Энциклопедический словарь: В 3-х т. Т.1 / Под ред. Б.А.Введенского. — М.: БСЭ, 1953. – 720 с.

17. Юнг К. Психологические типы. М., 1992.

18. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.