Теоретическое знание Структура

Экспериментальная психология

Научная проблема .Гипотеза. Типы гипотез(20-21)

Теоретическая эмпирическая экспериментальная

Эмпирическое знание

Эмпирическое(опытное) знание- при котором осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования

Классификация исследовательских методов в психологии

Рубинштейн .С.Л. –наблюдение ( внешнее и внутреннее), беседа (клиническая),анкета,

эксперимент: лабораторный естественный психолого –педагогический, физиологический;

Пирьов.Г.Д 1985 + наблюдение, эксперимент: лабораторный естественный психолого –педагогический, моделирование , вспомогательные : математические графические биохимические ,

Специфические методические подходы :генетический сравнительный и др.

Ананьев Б.Г. 1977

Деление методов на

организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный

Эмпирические наблюдение и самонаблюдение Экспериментальные лабораторный естественный Психодиагностические, анализ продуктов деятельности, Психодиагностические, анализ продуктов деятельности (праксиометрические), моделирование, биографический

Математические Способы обработки данных

Интерпретационные: Генетический (фило, онто), структурный(классификация , типологизация)

М.С. Роговин, Г.В. Залевский(отношение С О)

1 герменевтические(нерасчлененность)

2 биографический9целостоность)

3 наблюдение(дифференцирует С и О )

4 самонаблюдение С=О

5 клинический(внутренние механизмы)

6 эксперимент С? О

Вывод: 1.теоретические методы (взаимодействие с моделью объекта или предметом

2 эмпирические (внешнее реальное взаимодействие)

3 интерпретации( с знаками и символами)

Неэкспериментальные методы

Наблюдение,Беседа, архивный метод

Теория психологического эксперимента

Определение эксперимента

Сущность признаки отличительные особенности

Факторы влияющие на чистоту эксперимента :

Общение (ошибки)

Личность экспериментатора

Личность испытуемого

Процедура эксперимента

Тема, цель,(виды) определение характеристики явлений , выявление взаимосвязи явлений, изучение возрастной динамики явлений, описание нового феномена, эффекта, обобщение, создание типологий, создание методики, адаптация методики

4 стр., 1779 слов

Наблюдение Эксперимент Измерение

... Активный: Опосредованный - эксперимент Непосредственный – беседа Пассивный: Измерения Наблюдения Социальная психология психологического эксперимента. ПЭ – это ... экспериментах с обучением При диагностике способностей В психофизических экспериментах При определении времени реакций. В лабораторных ... ?» описывается законом Йеркса-дедсона. Присутствие внешнего И(Э) повышает мотивацию И. Оно может либо ...

предмет, объект гипотеза(виды)

Выделение переменных

Выборка

Выбор метода

Проведение эксперимента

Количественный и качественный анализ

Статистика

Выводы Артефакт, валидность, измерение, надежность , нормальное распределение

Эксперимент=теория +план эксперимента

Планирование эксперимента=зависит от цели , гипотез, переменных , группа(выборка) Задачи эксперимента

Характеристики успешности Эксперимента

Типы эксперимента

Планирование эксперимента составляющие : цель(виды целей)

Гипотезы

Переменные

Выборка

Валидность

Тип Э плана

измерение

Типы гипотез

Стр 21-23

тип ЗП, НП Отношения переменных Приемы контроля переменных

Количество(групп)

Тип

Численность

Правила формирования

Виды валидности

Факторы влияющие на валидность

Факторы нарушающие валидность :

Факторный

Доэкспериментальный экспериментальный

Квазиэксперимент

План с 1 испытуемым

Корреляционный

Ex-post-facto

Гипотеза Гипотеза

Гипотеза– научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Типы гипотез

Научные– выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях.

Эмпирические — выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая.

Виды гипотез

По содержанию:

— описательные, рассматриваются причины и возможные следствия; предположения о возможных свойствах, характере связи между элементами изучаемого объекта.

— объяснительные, в них анализируются возможные следствия, исходящие из причин.

По уровню анализа:

— теоретические;

— статистические – описывают характер взаимосвязей в системе показателей и индексов статистики;

— эмпирические – описывают характер взаимосвязи эмпирических признаков.

По отношению к задачам:

— основные – раскрывают основные связи между объектом;

— второстепенные.

По степени научной обоснованности:

— рабочие – служат в качестве исходных предположений;

— первичные – выдвигаются на начальных этапах исследования;

— вторичные – выдвигаются на основе проверки первичных.

Варианты экспериментальных гипотез

Контргипотеза – гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

Третья конкурирующая – гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверяется только в лабораторном эксперименте;

Точная – предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения независимой переменной и «очищения» ее условий;

Гипотеза о максимальной величине- предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимаетmax(min) значение.

Гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях– точное предположение о характере постепенного изменения зависимой переменной с постепенным изменением независимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;

Гипотеза с одним отношением– предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы может быть использован факторный эксперимент, но вторая независимая является при этом контрольной;

Комбинированная– предположение об отношениях между определенным сочетанием двух независимых переменных, с одной стороны, и зависимой с другой; проверяется в факторном эксперименте.

Типы гипотез

Направление гипотезы

Теоретические экспериментальные

А-о нал явления

Б- о связи(зав)

В о прич связи

нулевая – о сущ или отсутствии связи равно 0 x1 не больше x2 не отличаются

Альтернативная что то не равно 0

x1 больше x2 при значимости 0, 5 будем отклонять нулевую и придерж альтернатив, Пример в рез тренинга общения улучшилось нулевая не улуч альтерн улучш

Направленная гипотеза

Ненаправленная гипотеза заранее не знаете больше или меньше

Классификация экспериментов

По действительности проведения и полноте процедуры:

— реальный;

— мысленный

а) идеальный;

б) бесконечный;

в) безупречный.

По цели эксперимента:

— исследовательский;

— диагностический;

— демонстрационный.

По уровню исследования:

— предварительный;

— основной;

— контрольный.

По типу воздействия на испытуемого:

— внешний;

— внутренний.

По степени внимательности экспериментатора в ж/д испытуемых:

— лабораторный;

— формирующий;

— естественный.

Типы ошибок при принятии гипотезы

верна

неверна

Принять

Ошибок нет

Ошибка 2 рода

Отвергн

Ошибка 1 рода

Ошиб нет

Оч важна это уров значимости 0,05 5% допустим предел ошибки 1 рода если 1 то отвергн не можем если меньше 0,05 отклон 0 и приним альтерн

Если очень больш выборка больше 1000 риск ошибки 2 рода , те мы приняли 0 гип при том что она не верна тест колмог смир при выб бол 100 очень сувствит к мощн критерия даже норм распр гов что выб отл от норм при выб бол 100 не польз колм

Схема проверки статистич гипотезы

1 опред завис независ выборки

2 рассчет эмпирич критер по формуле

3 опред числа степеней свободы

4 опред критич знач критер по таблице

5 принять решение о принятии о выборе истинной и ложной гипотезы отклонен ложной гипотезы

Переменные

Понятие переменной

Виды переменных (96-98)

Независимые переменные , характеристика . Виды НП.

Зависимые переменные. Виды ЗП. Требования к ЗП.

Отношения между переменными

Контроль переменных Приемы контроля.

Приемы контроля переменных

1 Элиминация (исключение, изоляция , например внешних условий)(шум)

2 Константность внешних условий ( предъявление теста до занятий и после них) одинаковость инструкции(запись на магнитофон)

3 Балансировка ( дополнительно к экпериментальной включается контрольная группа в тех же условиях

4Контрбалансировка –(используют для ликвидации эффектов последовательности ) при этом порядок предъявления задач или стимулов в 1 группе компенсируется другим порядком предъявления задач в 2 группе

5 Рандомизация = прием случайного набора испытуемых способ позволяет исключить влияние индивидуальных особенностей испытуемых на результат эксперимента

Уравнивание групп посредством рандомизации надежный способ элиминации влияния внешних (дополнительных переменных на зависимую. Это универсальный способ уравнивания групп перед экспериментальным воздействием (Кэмпбелл) Метод попарного сравнивания менее надежен и ведет к невалидным выводам.

— независимые

— зависимые

— внешние

Независимая– то, что изменяет сам экспериментатор.

Три основных блока, может изменять:

1. характеристику задания, содержание;

2. особенности ситуации или внешние условия;

3. управляемые особенности поведения с согласия испытуемого.

Зависимая– то, что меняется под воздействием независимой.

Характеристики зависимой переменной – латентность, точность, длительность и скорость, темп, частота, продуктивность.

Три типа зависимой переменной:

— одномерная;

— многомерная;

— фундаментальная.

Внешние– это недоступные управлению, но влияющие на зависимую, источник погрешности.

Взаимосвязь между переменными Выборка

Понятие выборки . Характеристика выборки , численность выборки

Виды конструирования экспериментальных групп. Правила формирования выборки

Выборка =множество испытуемых, выбранных для участия в исследования с помощью определенной процедуры из генеральной совокупности

Тип выборки

требования

Несвязная -(независ) = экспериментальная, контрольная

Однородность

Возраст пол уровень интеллекта , национальн

Связная-завис

на которой проводят 2 раза

Репрезентативность

Объем 30-35

Точная модель ген совокупн

Случайная=равновероятная

Стратифицированная город деревня уровень дохода

Объем выборки: число испытуемых, включенных в выборочную совокупность не менее 35 чел

Правила формирования выборки: Отбор производится в соответствии с Э планом

и зависит от целей исследования

репрезентативность соответствие свойств исследуемой выборки свойствам генеральной совокупности (достигается случайным выбором (рандомизацией) или подбором пар групп члены которых эквивалентны , комбинацией этих способов

формирование выборки испытуемых — экспериментальной группы — должно подчиняться ряду правил.

1. Содержательный критерий (критерий операциональной валидности).

Напомним, что операциональная валидность определяется соответствием экспериментального метода проверяемой гипотезе. Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования.

2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности).Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена. То есть мы должны учесть все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут существенно повлиять на зависимую переменную.

Процедура подбора эквивалентных групп и эквивалентных испытуемых называ­ется рандомизацией.

3. Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности).

Существуют теоретические статистические критерии репрезентативности(представленности)выборки испытуемых. Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представ­лять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте. Величина экспериментальной выборки определяется видом статистических мер и выбранной точностью (достоверностью) принятия или отвержения экспериментальной гипотезы. Она может быть равна множеству индивидов, чье поведение нас интересует.

Экспериментальная выборка может представлять лишь часть интересующего нас множества.

Валидность

  1. Понятие и виды валидности
  2. Внутренняя валидность и факторы ее определяющие
  3. Внешняя валидность и факторы нарушающие внешнюю валидность

Валидность – соответствие конкретного исследования принятым стандартам

Виды валидности:

Внешняя: содержательная, экологическая

Внутренняя: конструктная, операциональная

Виды

характеристика

Факторы влияющие

Внешняя

Соответствие исследования- реальности, возможность переноса обобщения.

Репрезентативность выборки. Напр., ЗПР и УО

Внутренняя

Соответствие идеальному исследованию

Систематическое изменение влияния переменных

Если от внутренней валидности зависит достоверность эксперементальных рез-ов, то от внешней – переносимость рез-ов из лабораторных условий на реальные процессы и обобщение их на др. сферы реальности

Конструктная

Точность реализации теоретической гипотезы в процедуре эксперимента, характеризует степень измеряемого свойства

Напр., дети с ЗПР имеют низкий уровень обучаемости, а тесть проводится на интеллект

Критериальная

Соответствие диагноза и прогноза жизненным показателям (текущая, прогностическая)

Напр., интеллектуальные показатели отличников выше — соответственно.

Операциональная

Соответствие экспериментальных операций теоретическое описание переменных

Напр.,

Содержательная

Соответствие процедуры исследования представлениям о природе явления (мотив для испытуемых)

Экологическая

Соответствие процедуры и условий лабораторного исследования реальности

Факторы, нарушающие внутреннюю валидность (Кэмпбелл)

Факторы выборки

Побочные переменные

1.Селекция = неэквивалентность групп (ошибка рез-та).

Напр.,подростки 12 и 14 лет.

2.Статистическая регрессия = ошибки селекции, отбор на основе крайних показателей.Напр., отличники и двоечники: группа неоднородна

3. Экспериментальный отсев = неравномерное выбывание испытуемых из групп. Напр.,если выбыло из одной группы опред. кол-во чел-к, то столько же убрать из др. группы

4. Естественное развитие = возрастные изменения состояний

1.Эффекты «истории» = конкретные события в период исслед-я. Напр.,изучение стресса — трагические события.

2.Эффект тестирования = влияние предварительного тестирования на рез-т итогового. Напр., предварительная тренировка

3.Инструментальная погрешность = надёжность теста. Напр., популярный тест,

4. Взаимодействие факторов: отбором, естест-го развития, разные истории эксперим-х групп. Напр., 5 кл. учились по разным программам, набор в разном возрасте, неэквивалентность групп.

Факторы, нарушающие внешнюю валидность (Кэмпбелл)

Факторы, причины

Характеристики

1 Эффект тестирования

Изменения восприимчивости к воздей-ю под влиянием тестирования. Напр., усталость испытуемых влияет на кач-во

2 Условия исследования

Различия в реакции

3 Взаимодей-е факторов отбора (состав группы) и содержания воздей-я

Напр., добровольцы и принуждённые

4 Интерференция экспериментальных воздействий

Первое экспериментальное воздей-е влияет на второе

Вывод: т.о., если нет нарушений во всех видах валидности эксперимент приближается к идеальному.

Идеальный эксперимент – предполагает эквивалентность испытуемых неизменность их харак-к во времени, отсутствие самого времени, возможность проводить эксперимент бесконечно, максимальная достоверность рез-ов.

Артефакт (сделано искусственно)– следствие ошибок и недостаточного контроля условий

Вероятность артефактов связанна с отсутствием контроля исследователя за переменными

7