Игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждения образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Факультет дошкольного образования

Кафедра общей и дошкольной педагогики

Курсовая работа

ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Исполнитель:

Батура Анжелика Владимировна

Минск 2012

Оглавление

Введение

Глава 1. Игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

1.1 Генезис понятия «игра» как средство эстетического воспитания дошкольников

1.2 Классификация игр детей дошкольного возраста

1.3 Творческие игры детей дошкольного возраста

Глава 2. Пути эстетического воспитания детей дошкольного возраста с использованием игры

2.1 Определение уровня сформирования у детей эстетических качеств и чувств

2.2 Организация работы по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста

2.3 Контрольная работа по выявлению формирования у детей уровня сформированности эстетических чувств у детей дошкольного возраста

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Игра — своеобразная социальная практика ребенка. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что игры детей, живущих в различных условиях, разнообразны: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги».

Игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. Игра — естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни. Актуальность данной работы состоит в том факте, что дети многому учатся в игре: уточняют знания об окружающем, приобретают организаторские умения, преодолевают робость, учатся готовить необходимое для игры, у них развивается речь, воображение. Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. В ней, более чем в какой-либо другой деятельности, у ребенка развивается активность, самостоятельность, инициатива, развивается логика и мышление, ребенок развивается эстетически, физиологически, умственно, а так же психологически. Цели работы состоят в следующем:

5 стр., 2371 слов

Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. ...

... грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими: развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной ... «ОДИН - МНОГО» Цель: закрепить представление о множественном числе существительных. Эта игра упражняет детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; ...

· изучить возможности игры как средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

· раскрыть потенциал игры как средства;

· выявить пути развития и формирования эстетических чувств у детей дошкольного возраста;

· выявить у детей дошкольного возраста художественно-творческие способности, а так же интерес к красоте, прекрасному и формированию у них эстетического вкуса.

Задачи данной работы состоят в следующем:

· изучить генезис понятия «игра» как средства эстетического воспитания дошкольников;

· обобщить классификацию игр детей дошкольного возраста и ознакомиться с ними;

· реализовать выбранную методику и оценить результаты;

· выявить уровень сформированности у детей дошкольного возраста эстетических качеств и чувств.

Объектом данной работы является изучение игры, как средства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Предметом является процесс эстетического воспитания дошкольников с помощью игры. Для достижения поставленных целей использовались следующие методы:

· анализ литературы;

· педагогический эксперимент;

· наблюдение;

· математические методы;

· словесные методы (беседа);

· анализ детских работ.

Базой, на основе которой и строилась вся работа, было ГОУ «Ясли-сад № 437» г. Минска, Заводского района, ул. Крупской, 4. Экспериментальная работа проводилась на базе группы № 6 ГОУ «Ясли-сад № 437» г. Минска. В данной группе занималось 20 детей среднего дошкольного возраста.

Глава 1. Игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

1.1 Генезис понятия «игра» как средство эстетического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание тесно связано c развитием и формированием личности у ребенка, а так же оно взаимодействует со всеми сторонами воспитания. Через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, понимания эстетических и этических понятий эстетическое воспитание усиливает воспитательный процесс. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей. Перед всеми типами учебных заведений, в том числе и дошкольными образовательными учреждениями, стоит задача дать своим воспитанникам знания, привить навыки и умения, способствующие эстетическому воспитанию дошкольников. Воспитание всесторонне развитого человека, в том числе и эстетически развитого, — задача сложная и, тем не менее, актуальная. (www.coolreferat.com).

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание». В 1985 году оно понималось, как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. В книге «Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада» под редакцией Н.А. Ветлугиной говориться о самостоятельной деятельности самих детей. Опираясь на выводы Н.К. Крупской, А.В. Лучарского и др., а так же анализируя работы таких писателей, как Н. Жукова, А. Пластова, А. Барто и многих других, Н.А. Ветлугина ввела новое определение: эстетическое освоение — близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду. А такие понятия, как «игра» и «средство эстетического воспитания» пока не применялись (29, 207 с.).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей в ... воспринимающие и определяющие ценность данного произведения с эстетической и реалистической точек зрения. Вслед за ... игре на музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, ...

В 1986 году отношение ученых к игре значительно поменялось. Она получила следующую трактовку: игра — вид деятельности, который знаком детям с дошкольного возраста, включение которых позволяет опереться на знакомые для введения детей в незнакомый школьный мир. Лобанова Н.Н., проанализировав работы К.Д. Ушинского, Ю.П. Азарова, П.А. Рудика и других ученых, выделила игру как форму деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, а так же фиксировать в социально закрепленных способах осуществления предметных действий в предметах науки и культуры. Но все же эстетическому воспитанию во всестороннем развитии ребенка большого внимания не уделяли. (35, 24 с.).

В 1991 году Комарова И.А. выделила игру как важнейший фактор совершенствования детей, как метод обучения и воспитания в целом. Она полагалась на работы С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Г.С. Костюка, А.А. Смирнова и, в своей работе «Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста: Автореф. дис. на сонск. учен.степ. канд. пед. наук» упоминала о игровых приемах и давала им следующую трактовку: игровые приемы — приемы, которые используются с целью обеспечения занимательности и повышения устойчивости внимания, активности детей младшего и среднего дошкольного возраста. И все же, в 90-ых годах игра не выделялась как средство эстетического воспитания, ее рассматривали как компонент всестороннего развития ребенка. В то же время само понятие «эстетическое воспитание» в эти годы все же не изменилось и оставалось при той же трактовке (31, 17 с.).

В 1997 году Л.В. Выготский вводит новый термин, крепко связанный с эстетическим воспитанием — творческая деятельность. Он говорил, что это некое воображение или фантазия, основанная на комбинированной способности нашего мозга. Но после тщательных анализов работ других ученых, таких, как С.Л. Левинштейн, П.П. Блонский, А.С. Пушкин, Л.Н Толстой и других, Выготский все же трактует свой новый термин следующим определением: творческая деятельность — это такая деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Л.В. Выготский был сторонником мысли, что творчество — это нормальный и постоянный спутник детского развития, что это удел всех в большей или меньшей степени, а так же говорил о том, что творческое воображение и его построение должно основываться на идеале. Впоследствии он дал трактовку этому новому понятию, связанному с эстетическим воспитанием: идеал — построение творческого воображения, и он только тогда является действительной жизненной силой, когда он руководит действиями поступками человека, стремясь к воплощению и реализации (22, 91, [2]с.).

13 стр., 6427 слов

Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста ...

... здоровья; воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 1.5 лет до 7; создание условий для физического, нравственного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста; Предметами ... место краеведения в ДОУ, 3. Рассмотреть психологические и физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, 4. Провести анализ программ по краеведческой работе. Глава 1. ...

В 2006 году в книге «Школа эстетического воспитания» была дана новая трактовка игре. Игра — основной вид деятельности дошкольника, который способствует воспитанию здорового, жизнерадостного ребенка. Но по-прежнему, игра средством именно эстетического воспитания не являлась, в то время как само эстетическое воспитание характеризовалось как формирование творчества на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности. Автором этих понятий была Комарова Т.С., которая опубликовала его в своей книге на основе работ Т.С. Дороновой, О.Г. Тихоновой, Е.Г. Приходько, А.М. Леушиной, А.П. Усовой и других ученых. Но на этом она не остановилась и приблизилась к художественному воспитанию детей дошкольного возраста. На основе все тех же работ и их анализе, а так же опираясь на свои знания, Комарова выделила и дала трактовку понятиям, связанных с художественным воспитанием: художественное воспитание — одно из могучих средств, содействующее всестороннему развитию личности, то есть ребенку; творчество — свободная, ничем не регламентированная, кроме собственных интересов и волевых усилий личности, деятельности; обучение художественной деятельности — основа развития детского творчества, формирование художественных способностей. И хоть она настолько близко приблизилась к изучению именно художественного воспитания, Комарова все же сделала небольшое, но важное, непременно, открытие в изучении именно эстетического воспитания. В своей книге в разделе «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования» она выделила дополнительное образование, которое имело сильное влияние на формирование личности у ребенка, его всестороннее развитие и, в том числе, формирование эстетических чувств, а именно эстетическое воспитание. Комарова Т.С. дала такую трактовку: дополнительное образование — процесс непрерывный, в котором развиваются творческие способности ребенка. Так же она говорила о том, что в воспитании должно присутствовать преемственность — позиция развития психических процессов, необходимых для того, чтобы успешно овладевать любым содержанием образования, соответствующим возрастным возможностям и определенное успешное обучение в начальной, а затем и средней школе. Таким образом, Комарова Т.С. выделила много понятий, необходимых для дальнейшего изучения эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а так же поставила его как неотъемлемую часть всестороннего развития, что, несомненно, правильно (19, 418 с.).

Изучением художественного образования детей дошкольного возраста, вслед за Комаровой Т.С. в 2007 году занялась Штанько И.В. Ее сильно заинтересовали работы таких ученых, как Ю.Б. Борев, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова и других, и, проанализировав их, Штанько И.В. выделила такое понятие, как художественная культура — это способ художественно-практического освоения мира, который включает в себя различные виды художественно-творческой деятельности. Немного позже, изучая и вводя новые трактовки, Штанько И.В. ввела еще одно понятие, которое было связанно с воспитанием эстетических чувств у детей дошкольного возраста. В книге «Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: [методическое пособие]» понятие «взаимодействие искусств» было определенно следующим образом: взаимодействие искусств — это сложная форма причинно-следственных связей между различными видами искусства, с одной стороны, и эстетически развивающейся личностью — с другой (25, 141, [2]с).

4 стр., 1967 слов

Методика применения сюжетно-ролевых игр для воспитания гуманного ...

... ней напрямую прослеживается взаимосвязь наиболее распространенных в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевых – игр и нравственного воспитания детей, в частности формирования у них гуманных отношений, ... Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) ...

Хилиль А.С. так же интересовалась, в какой-то степени, изучением эстетического воспитания. Больше внимания она уделяла музыкально-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста и его средствам. Работы Н.А. Ветлугиной, Б.М. Теплова, В.М. Бехтерева, О.П. Радыновой и других, несомненно, помогли ей в этом. В своей книге «Дидактическая игра как средство формирования музыкально-эстетических интересов детей 2-3 лет: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед-х наук: 13.00.02» Хилиль А.С. дала трактовку музыкально-эстетическим интересам. Музыкально — эстетические интересы — выраженные музыкальные предпочтения ребенка, возникающие в результате эмоционально-чувственного восприятия музыки в условиях приобретения им жизненного и музыкального опыта в их неразрывном единстве. Хилиль А.С. писала о том, что средством выделенного ей воспитания была именно дидактическая игра и ввела обстановку: дидактическая игра — эффективное средство формирования музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста (34, 23с.).

Понятие «эстетическое воспитание» на данный момент немного изменилось. Но смысл трактовки данного понятия, а так же цели и задачи эстетического воспитания не изменились: эстетическое воспитание — целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты.

Можно сделать вывод о том, что эстетическое воспитание имеет важную роль во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста. Можно выделить следующую трактовку понятия: дошкольный возраст — это период, характеризующихся становлением эстетического развития, совершенствующего под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности. Исходя из данного понятия, можно говорить о том, что работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности (www.coolreferat.com).

1.2 Классификация игр детей дошкольного возраста

Игра является средством первоначального обучения, основной деятельностью детей. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты и явления. На основе сопоставления некоторых видов игр необходимо дать их краткую сравнительную характеристику, так как без более или менее четкого выделения общего и различного иногда очень произвольно один вид игр отождествляется с другим.

3 стр., 1052 слов

Ролевая игра Стипком

Этапы игры: 1 Этап "стипендиальное положение" Отработка навыков: -формирование локального стипендиального положения, в соответствии ...

Дидактическая игра — игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Дидактическая игра осуществляет задачи обучения, но имеет свои особенности, одной из которых является обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Такой вид игры объединяет разный состав детей по количеству и интересам. Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. В средней группе в игре дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета, развитие мелкой моторики рук. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы(шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх с куклами у детей 4-5 лет формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, заботливое отношение к партёру по игре- кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят. Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр у детей старших групп. Такие игры, как «Умные машины», Молочная ферма», «Кто построил этот дом?», «От зёрнышка до булочки», не могут оставить детей равнодушными. У них появляется желание играть в строителей, хлеборобов, доярок. Так же дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые приемы и задания позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность». В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры были разработаны и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Родиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Чахапуридзе, А.И. Сорокиной, Л.А. Венгером. Однако в практике дидактические игры применяются недостаточно, дети не проявляют к ним устойчивого интереса. Возможно, причиной этого является то, что воспитатели основное внимание уделяют обучающему содержанию лишь на занятиях и мало используют интересную для детей игровую деятельность (8, 96 с.).

Строительная игра — это такая деятельность ребенка, основным содержанием которой является созидание. В строительной игре открываются широкие возможности для проявления инициативы, умственной и двигательной активности детей. В играх с мелким строительным материалом развивается мелкая мускулатура рук. В таком виде игр дети часто осваивают многие полезные движения, которые требуют активной деятельности различных мышц. Это сторона строительных игр сближает их с подвижными играми, и содействуют развитию физических сил ребенка. Руководя строительными играми детей младшей группы очень важно показать, как пользоваться строительным материалом. У малышей интерес к строительным играм неустойчив, поэтому в этом возрасте для ребенка источником накопления чувственного опыта является игрушка. Ребенок осматривает ее, трогает, поглаживает, что является основой для развития сенсомоторного аппарата. В строительных играх дети младшего возраста учатся строить «дорожки», домик, лавочку, столик, ворота. Особенностью является то, что младшие заимствуют примеры стройки у старших. В младшей группе у детей только формируются первые строительные игры, тесно связанные с ролевой игрой, в то время как у детей средней группы одной из любимых строительных игр является игра с песком и водой, руководя которой воспитатель разрешает важные задачи сенсорного воспитания. У детей 3-4 лет интерес к строительным играм более устойчив, чем у малышей, поэтому при организации такой игры следует учитывать отношение детей к ней, определимое их склонностями и способностями. Строительные игры в жизни детей старшей группы занимает значительно большее место, чем в младшей. Это обусловлено тем, что опыт детей 6-го года жизни шире и разностороннее. У детей 5-6 лет в развитии замысла строительной игры в значительной степени участвует личный опыт ребенка, который он приобретает через слово. Поэтому они подлежат поощрению (9, 140 с.).

8 стр., 3795 слов

СЕРЬЕЗНАЯ ИГРА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ШТЕРН.doc

... в особенностях игры обнаруживаются, индивидуальные черты характера, темперамента и одаренности; эти черты в обычной жизни ребенка еще не ... с предварительными пробами, ибо подросток потерял уже самоуверенность ребенка; путь, который должен привести его к его ... отдельных реальных сфер интересов подросткахарактерные черты его серьезной игры, а затем осветим тоформальноепроявление этих черт, которое ...

Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают более эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Они расширяют общий кругозор детей, пополняют их словарный запас, совершенствуют психические процессы. В подвижных играх используются основные виды движений: ходьба, бег, метание, лазанье, равновесие, а так же упражнения для развития мышц плечевого пояса, мышц верхних и нижних конечностей. В группе «Малыши» (2-3-й годы жизни) используются такие подвижные игры, как игры с бегом, прыжками, метанием, ползаньем и лазаньем, игры малой подвижности, а также хороводные игры. Основными целями проведения таких игр являются научить детей умениям прыгать, бегать, катать мяч и другие физические упражнения, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, ритмично выполнять движения. Для детей средней группы «Почемучки» (4-5-й год жизни) используются такие же виды подвижных игр, как и в группе «Малыши». Различием между используемыми играми в данных группах являются задачи. В средней группе выделяют следующие: развитие физических умений (ловкость, быстрый бег, умение ходить и бегать на носках, выполнять имитационные движения, прыжки на месте и др.).

В старшей группе «Фантазеры» (6-7-й год) с детьми проводятся игры с прыжками, бегом, лазаньем и ползаньем, игры малой подвижности, хороводные игры, а также игры-эстафеты. В свою очередь игры-эстафеты делятся на: эстафеты без спортивного инвентаря, игры со скакалкой и обручем, с мячом, а также комбинированные эстафеты. Основными целями проведения таких игр в старшей группе являются развитие внимания и выдержки, быстроты реакции, умения договариваться между собой, а также закрепление и обобщение знаний и умений о физических упражнениях. Главное в подвижных играх — объяснение детям правил самой игры, ее содержание. Само же содержание зависит от возраста, подготовленности детей и вида игры, поэтому «малышам» нет предварительного объяснения. В группах «Почемучки» и «Фантазеры» предварительное объяснение происходит с учетом возросших психических возможностей детей (3, 238, [1] с.).

Как известно, игра как средство воспитания детей дошкольного возраста признана уже с самых далеких времен и занимает большое место во всех системах воспитания. Специфика творческой ролевой игры состоит в том, что она возникает по инициативе самих детей, которые самостоятельно берут на себя роли, хотят развить сюжет. У ребенка 3-х лет игра часто выражается в простом манипулировании предметами: перекладывание с места на место, передвижением, постукиванием. Иногда игра начинает носить ролевой характер. Первые игры, которые особенно радуют младшего ребенка, когда с ним играет воспитатель — это игры в «дочку и маму», в «маму и сына». Они доставляют детям удовольствие, напоминание о маме, семье, привычной домашней обстановкой. Особенно большая роль в игре малышей принадлежит кукле. Игры с куклами требуют от детей заботы об уюте и порядке в кукольном домике, об опрятности самих кукол. Главное в играх детей средней группы является расширение содержания игр в результате более разнообразной тематики и более полного изображения ролевого образа. Наиболее распространенные среди детей этого возраста являются следующие группы игр: — игры общественные, отражающие явления окружающей социальной среды; — примыкающие к ним строительные игры; — игры в «детский сад» и «семью»; — «художественные» игры (в «праздник», « кино», «театр»).

13 стр., 6388 слов

Ролевая игра «Отпуск для Снегурочки» Время проведения: 20 минут

... ситуации; обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно в условиях соревнования. Ход игры Эта игра по форме – групповой вариант крестиков-ноликов, по сути же – ... участников. заключение: поведение итогов. Методы, применяемые в программе данного тренинга: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения. Основное направление их использования и интерпретации — это создание ...

Часто у детей этого возраста сохраняется стойкий интерес к играм в куклы, к исполнению «семейных ролей и сюжетов». Куклы могут дать повод к более разнообразным играм. В играх детей старших групп отражаются явления многообразной общественной жизни. Самыми распространенными играми в этом возрасте являются творческие ролевые игры. Значит, немало важное место занимают и сюжетно-строительные, спортивные, дидактические игры. В старшей группе продолжают развиваться такие общие для всех групп игры, как «детский сад», «пароход», «театр» и другие. Однако по содержанию и форме они значительно отличаются от аналогичных игр детей дошкольного возраста средней группы (5,160 с.).

Использование словесных игр очень важно. Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд более интересным и занимательным. Занимательность труда достигается различными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра. Словесная дидактическая игра — это доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Словесные игры не связаны с непосредственными восприятиями, в них дети должны «владеть» представлениями, поэтому словесные игры проводятся преимущественно с детьми старшего возраста и очень важны для подготовки детей к школе. Словесные игры занимают большую роль в воспитании детей младшего возраста. Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи. Основной целью словесных игр является развитие речевой активности детей, умение соотносить действие со словом, понимать слова.

Используются такие игры, как «Ладушки», «Игра с пальчиками», «Коза рогатая» и другие. Дети среднего возраста более активны в стремлении познавать окружающий мир. У них увеличенный запас слов, следовательно, речь становиться более связной. Воспитатель учит детей сравнивать предметы по форме, величине. Во всех видах игр воспитатель должен поощрять активное речевое общение детей, расширять словарный запас, развивать у детей связную речь. Такие игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими группами играющих детей. Допускается использование народных игр, таких, как «Гуси-гуси», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и другие. У детей старшей группы при проведении словесных игр развивается логическое мышление, характеризующееся способностью устанавливать, раскрывать разнообразные связи, существующие между предметами. Детям этого возраста свойственны большая любознательность, наблюдательность, пытливость, старание самостоятельно разгадать загадку, придумать рассказ или дополнить его. Поэтому словесные игры преследуют цель — развитие, формирование мышление у детей в доступной, занимательной для них сфере. Для достижения данной цели используются такие виды игр, как игры, воспитывающие умение выделять существенные, главные признаки предметов и явлений. Это такие игры, как «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио» и другие (11, 95 с.).

17 стр., 8207 слов

Особенности режиссерских игр детей дошкольного возраста

... и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр. Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ...

Сюжетная игра в первой младшей группе; к 3-3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры — умение осуществлять разнообразные условные игровые действия. Для успешности формирования игровых умений у детей данного возраста воспитателю необходимо развертывать совместную игру с детьми. Ее следует организовывать в отрезки времени, отведенные режимом. Первоначально педагог решает задачу формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками. Начатая игра воспитателем может быть продолжена с вовлечением в нее ребенка. Так же важно обеспечить малышам возможность развернуть игровые действия с куклой самостоятельно («кукла хочет кушать», «мишка хотел спать»).

При введении предметов-заместителей воспитатель должен вводить словесные объяснения («это мыло»).

Следует учитывать тот факт, что дети раннего возраста нуждаются в развертывании игры в реалистических опорах. Овладение детьми этого возраста разнообразны условными игровыми действиями в совместной игре с взрослым, что приводит к усложнению и самостоятельной деятельности. К 3-м годам (вторая младшая группа) у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру. Действие с предметами «понарошку» подготавливает возможность понимания ребенком того, что он сам в игре может быть кем-то иным. Непременным условием сюжетной игры является неоднократное повторение ребенком своей роли («я доктор, полечу больного мишку»).

В средней группе сюжетная игра ставится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете, а взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Играя с ребенком, воспитатель должен использовать минимальное количество игрушек, так как они могут отвлекать внимание ребенка. К 5-и годам у детей формируются такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. В этом возрасте у детей все сильнее становиться стремление играть вместе со сверстниками — ранее согласование в игре осуществлялось за счет принятия близких по смыслу ролей (12, 91, [3] с.).

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру и организации. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей. Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

1.3 Творческие игры детей дошкольного возраста

Что такое творческая игра и в чем ее педагогическая ценность? Детские игры можно разделить на две большие группы: игры, которые придумываются самим детьми («творческие» игры) и игры с правилами, которые имеют готовое, неизменное содержание и форму. В игры с правилами играют не только дети, но и подростки и взрослые. Творческая игра составляет неотъемлемую принадлежность детства. Она возникает с первых лет жизни, достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, но захватывает и младший дошкольный возраст. Творческая игра состоит в том, что ребенок изображает различные события жизни, которые он наблюдает, о которых ему читают и рассказывают, разыгрывает взятую на себя роль. Игра соответствует особенностям умственной и эмоциональной сферы ребенка. Его мышление образно, тесно связано с эмоциями и действиями. Играя, ребенок выражает в образах свои мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни, свои мечты и желания. В игре проявляется и другая особенность ребенка — своеобразный способ знакомства с вещами. Игры разнообразны по своему характеру и содержанию.

Педагогическое значение игры. Игра необходима для здоровья ребенка и его физического развития. Она всегда сопровождается чувством удовольствия, увлекает ребенка и потому создает у него бодрое, радостное настроение, повышается жизнедеятельность организма. В игре проявляется резвость ребенка, удовлетворяется его потребность в движениях, играя, ребенок становится более ловким, сильным. Дети, которые играют мало, даже при хорошем питании отмечаются вялостью, пониженным жизненным тонусом, отстают в развитии. Сама сущность игры говорит о ее важности для умственного развития детей. Увлечение игрой повышает умственную активность, помогает ребенку мобилизировать свои знания, сосредоточить внимание. Н.К. Крупская пишет: « Самые любимые, самые нужные детям игры — это те, где дети сами ставят цель игры: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед, прогнать белых, убить медведя и т.д. Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления. Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев, — не в этом дело, фантазия ребенка дополнит действительность: тут важен самый процесс построения плана». В дошкольном возрасте у детей развиваются ощущения и восприятие, он приобретает знания о качествах и свойствах предметов. Игра — главный способ сенсорного развития ребенка, так как она заставляет ребенка наблюдать, сравнивать, делать выводы. Она способствует развитию речи. Знакомясь с качествами и свойствами предметов, ребенок учиться правильно их называть.

Игра оказывает большое влияние на моральное развитие ребенка. У играющего ребенка — подлинные чувства. Эту особенность игры тонко подметил К.С. Станиславский: «Вот когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в их играх, тогда вы сможете стать велики артистами» (Работа актера над собой, Москва, 1938, 267 ст.).

Таким образом, в игре ребенок приобретает много знаний, углубляет, уточняет свои представления. В игре развивается мышление, воображение, речь. Прекрасно выразил значение игры А.М. Горький: «Игра для детей — путь познания мира, в котором они живут и который они призваны изменить». Из сказанного ясно, игра оказывает большое влияние на развитие всех сторон детской личности и что она требует умелого руководства».

Как руководить детскими играми? Руководство творческой игрой — дело сложное и тонкое. Игрой необходимо руководить, но делать это надо так, чтобы сохранялась самостоятельность и инициатива ребенка, по выражению Н.К. Крупской «не вынимать из игры душу». Наблюдения игры должны найти свое отражение в плане педагогической работы. Разумеется, нельзя заранее определить, в какую игру и как будут играть дети. Но воспитатель может и должен систематически обдумывать свои приемы влияния на игру — знакомить детей с окружающей жизнью. Наблюдения, рассказы, чтение, кукольный театр дают детям знания и тем самым обогащают их игры. Только у старших и наиболее развитых детей наблюдается предварительное обдумывание темы игры. Обычно же дети начинают играть не задумываясь, подчиняются образам, которые в данный момент возникают в их сознании. Игрушка, костюм могут дать идею игры, направить ее содержание. Так, например, девочки любят играть с куклами. В таких играх много ценного: в них изображается быт семьи, забота о детях. В игре дети отражают действительную жизнь. Это естественно. Поэтому существует некоторое отличие между содержанием игр мальчиков и девочек, между их интересами. Дети придумывают иногда и нежелательные игры, которые отражают отрицательные стороны жизни, развивающие дурные чувства. От таких игр необходимо отвлекать детей, разъяснить им, что это плохо, внушать неприязнь к дурному. Таким образом, роль воспитателя в игре сложна и многообразна. Он влияет на содержание игры, помогает осуществлять задуманное, регулирует взаимоотношения между играющими детьми.

Условия для игр. В детском саду должны быть созданы такие условия, чтобы удовлетворялись потребности детей в игре и обеспечивались игры, полезные для их развития. У детей должно быть достаточно времени для игры, удобная обстановка, разнообразные игрушки.

Подбор игрушек. Важное условие для развития игры — правильный подбор игрушек. В играх дети употребляют игрушки. А если их нет, заменяют их какими-либо вещами. Подбор игрушек влияет на содержание игры, а тем самым на чувства и мысли, которые она вызывает. Игрушка должна служить средством расширения кругозора, умственного развития. Важно и оформление игрушки. Она должна быть художественной, давать правдивый реальный образ изображаемого предмета. Натурализм в игрушке не нужен и даже вреден, игрушка — не копия, а образ человека. Прекрасные игрушки созданы народным творчеством. Они близки детям своей простотой, юмором, в некоторых из них дети находят образы, знакомые им по русским народным сказкам. По форме и окраске игрушка должна быть привлекательной, развивать у ребенка художественный вкус, радовать его глаз. В детском саду обязательно должны быть следующие виды игрушек:

· строительный материал

· кукла

· конструктор

· игрушечные животные

· военные игрушки

Оборудование участка. Больше всего времени для игр отводиться в часы пребывания на свежем воздухе, поэтому особенно важно оборудование участка. Игры на участке наиболее интересны и полезны для детей: там простор для движений, построек, общих игр. Между тем до сих пор во многих детских садах участки оборудованы плохо, у детей содержание игры беднеет, интерес к ней падает. Лучше всего каждой группе на участке отвести особе место. Там должен быть навес для защиты от дождя, солнц, снега, столики и скамейки для спокойных игр. Хорошо иметь небольшой сарай, где хранятся специальные дворовые игрушки. Приборы для физических упражнений — шведская стенка, горка — употребляются и в творческих играх. Для каждой группы на участке должен быть ящик с песком. Он привлекателен для детей как материал для «экспериментирования» и строительства. Для игр с песком детям нужны игрушки, отвечающие разнообразному характеру игр: лопатки, совочки, сито, ведерки, формы-песочницы. Игры с водой, как и с песком, дают возможность проведения интересных опытов. Для этих игр требуются плавающие игрушки (лодки, рыбы), плавающие и тонущие предметы, лейки, бутылки, воронки для переливания воды. Зимой главный материал зимних игр — снег. Из него делают постройки, его копают, перевозят. Для игр со снегом нужны лопатки, ведерки. На зимнем участке могут быть игры разнообразного содержания. Летом дети находят много ценных для игр вещей в окружающей природе: камешки, шишки. Надо приучить детей находить и собирать этот материал. Он складывается в специальные ящики, коробки и сохраняется на зиму. Кроме летнего материала, на участок следует выносить все виды игрушек. Детям необходимо дать возможность вдоволь побегать, порезвиться. Для этого им даются мячи, обручи, каталки, тележки, машины, которые катаются по участку. После таких подвижных игр дети отдыхают в тени за столиками, играя с куклами, с настольным материалом. Для того, чтобы удобно было выносить игрушки и сохранять их, делаются стойки, ящики, которые ставятся на тележки (749 с.).

Творческие игры в детском саду — неотъемлемая часть процесса воспитания. Ведь именно развивающие творческие игры помогают ребенку адаптироваться в коллективе, быстрее найти контакт с «коллегами». Творческие игры детей дошкольного возраста — это игры на развитие внимания, памяти (например, «найди лишний предмет»), это игры на развитие творческого мышления, это ролевые творческие игры дошкольников («дочки-матери», «войнушка»).

Почти в каждом саду проходит конкурс под названием «Творческий проект мягкая игрушка». Любые творческие игры — это не просто дань моде или современные тезисы воспитания. Это умение найти в обычной ситуации нестандартные решения. Это креативность мышления. Таким образом, игрушки для творчества и игры, развивающие творческие способности, — это полезное и необходимое для развития ребёнка.

Дошкольный возраст — это период, характеризующихся становлением эстетического развития, совершенствующего под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

Эстетическое воспитание имеет важную роль во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста. Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Эстетическое воспитание может быть организовано и с помощью игры. Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру и организации. Игра ребенка направлена на познание им окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей. Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

Глава 2. Пути эстетического воспитания детей дошкольного возраста с использованием игры

2.1 Определение уровня сформирования у детей эстетических качеств и чувств

Эстетическое воспитание — наличие идеала. Представления о прекрасном в природе, обществе и самом человеке. С эстетическим идеалом связан художественный вкус, способность чувствовать и оценивать совершенство и несовершенство в искусстве и жизни. И, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы решили подобрать методику диагностики уровня эстетического воспитания у детей среднего дошкольного возраста. Взяв за основу наличие трех факторов эстетической воспитанности детей: отношение к изучаемому, знание об изучаемом, умения в применении изучаемого, мы провели выбранную методику, а так же использовали эксперимент, который состоял их трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. (www.turboreferat.ru).

Был использован следующий диагностический инструментарий: беседа; наблюдение; а так же была проведена диагностика выразительности детского рисунка: качество рисунка, композиция рисунка, выразительность в цвете, образность, выразительность рисунка, и даны уровни и критерии диагностики для определения уровня сформированности эстетических способностей, художественного вкуса и т.д.

Практика проходилась в ГОУ «Ясли-сад № 437» г. Минска в группе № 6, где находились дети среднего дошкольного возраста. С данной группой и проводился эксперимент и вся работа, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Контрольной группой являлась группа №4 (приложение 1).

Были использованы следующие критерии и уровни диагностик: качество рисунка (степень овладения линией, формой, созданием образа):

· низкий уровень — рисунок примитивный, неполный, чаще всего не понятный для других, очень условный, схематичный, содержит только намек на предмет;

· нет точной передачи формы, отсутствуют важные основные детали. Возможны случайные линии, элементы, образ не просматривается или просматривается очень слабо;

· средний уровень — намечается ясность формы, конфигурация, передаются основные части, есть важные детали, но более подробные части отсутствуют. Нет пока достаточных пропорций, отношений по величине основных частей к другим; замечается движение, улавливается образная выразительность, рисунок понятен другим, хорошо читается;

· высокий уровень — точная передача формы, намечается пропорция, видно движение, понятно, что герой делает; возрастает детальность, выразительность;

· психологизм, сознательно делается изменение линии, формы для придания рисунку выразительности;

Композиция рисунка:

· низкий уровень — одна низкая линия горизонта в самом низу листа бумаги. Верхняя часть листа не заполнена;

· есть некоторые элементы вверху: солнце. Облака и т.д.;

· средний уровень — ритмичное размещение образов по всему листу или большой одиночный образ в центре;

· высокий уровень — масштабная соотнесенность рисунка с размером листа, заполненность пространства. Соотнесенность свободных и занятых мест, уравновешенность по массе и цвету, присутствует передний и задний план, простейшая перспектива;

· диагональная, вертикальная композиции или более сложные композиции: вид сверху и др.;

Выразительность в цвете:

· низкий уровень — цвет рисунка грязный, невыразительный, много черного, ребенок рисует красками, как карандашами; рисунок контурный, не закрашен;

· Рисунок закрашен, яркий, крикливый, негармоничный в цвете;

· средний уровень — рисунок насыщен по цвету, яркий, гармоничный в отношении к фону; есть тенденция к использованию цвета как выразительного средства;

· высокий уровень — цвета подобраны гармонично между собой и относительно фона; намечена теплая или холодная тональность; цвет используется для передачи настроения и характера;

· Тонкие сочетания, одна тональность используются пастельные сочетания, цвет психологичен, создает настроение отношение к рисунку;

Образность, выразительность рисунка:

· низкий уровень-рисунок не имеет содержания; случайность линий, формы, цвета;

· средний уровень — есть попытки соединить цвет и линию, чтобы придать большую выразительность образа, но материал пока используется случайный;

· высокий уровень — как дополнение используется и продумывается композиция в качестве отдельного выразительного элемента рисунка; видна выразительность поз, жестов; есть дополнительные элементы — одежда, уборы и т.д.; возможна экспрессивность рисунка;

Результаты данной диагностики с детьми экспериментальной группы представлены в таблице № 1 в приложении 1, а результаты диагностики, проведенной с детьми контрольной группы, даны в таблице № 2 в приложении 1, а так же в ниже представленных диаграммах.

Диаграмма № 1. Диагностика экспериментальной группы

Диаграмма № 2. Диагностика контрольной группы

Был организован так же и метод наблюдения. Мы наблюдали за эмоциональным проявлением, познавательной активности и волевым проявлениям ребёнка. Показателями эмоционального проявления являются отзывчивость, радость, волнение, восхищение. Показатели волевых проявлений: сосредоточенность внимания, слабая отвлекаемость, стремление к завершению учебных действий.

После проведения беседы мы увидели, что уровень эстетического опыта и художественно-эстетических предпочтений дошкольников средний и ниже среднего (приложение 1).

В результате проведения беседы мы узнали, что дети почти не посещают заведения культуры (кроме редкого похода в библиотеку).

На вопрос «Нравится ли тебе посещать театры, музеи, выставки, концерты?» «да» — ответило 3 человека. Хотя большинство детей считают, что посещение таких заведений делают человека «умнее и красивее». Несмотря на такой интерес младших школьников к искусству, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос «Что ты знаешь об искусстве?» честно признались «не знаю» или «не помню» — 10 человек, «много» — ответили 2 человек, не распространяя свой ответ, и лишь 2 человек попытались дать развернутый ответ, более или менее правильными из которых были только три: «Искусство — это когда человек рисует картины», «Искусство — это умение что-нибудь делать». Они не называют виды искусств. Однако большинство детей любят петь, рисовать, танцевать и хотели бы себя совершенствовать в этом. Среди музыкальных предпочтений называют разные музыкальные произведения, но большее предпочтение отдают все-таки современной музыке.

На основе наблюдения, которое проводилось на занятиях по ИЗО, музыкальных занятиях, в повседневной жизни, мы пытались выяснить уровень сформированности у детей среднего дошкольного возраста эстетических чувств, заинтересованности к искусству и познанию нового для него, прекрасного.

2.2 Организация работы по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста

В дальнейшей работе с детьми экспериментальной группы были проведены подвижные, словесные и дидактические игры, а так же игровые приемы и ситуации, направленные на эстетическое развитие детей, ознакомление с окружающим миром, закрепление полученных знаний, а так же на формирование у детей дошкольного возраста эстетических чувств. В данной экспериментальной группе были проведены следующие подвижные игры:

· «Аист и лягушки» (сценарий игры представлен в приложении 2).

Цель игры: помочь детям среднего дошкольного возраста увидеть и оценить красоту окружающего мира, ознакомить с жителями болотистой местности, формировать знания о данной природной зоне.

· «Пузырь» (приложение 2), цель — ознакомление со свойствами окружающего мира, развитие у ребенка правильного произношения звука «ш».

· «Бабочки». Цель игры: ознакомление с окружающим миром, формирование эстетических чувств, формирование умений оценивать красоту окружающего мира, знакомство с природой (приложение 2).

Все представленные игры проводились во время прогулки в первой половине дня. Дети проявляли большой интерес к некоторым новым играм, старались запомнить правила и название игры, эмоционально реагировали на нее, возникали положительные оценки со стороны детей. Было замечено, что на прогулке дети все же уделяли большее внимание знакомым для них играм, предлагали играть в игры, которые они знают и соответствовать тем правилам, которые нравятся им. Но все же дети вспоминали о проведенных нами играх через некоторое время на прогулке либо находясь в группе детского сада. Так же были проведены словесные игры:

· «Это правда или нет?» Цель игры: ознакомление с окружающим миром, формирование знаний о природе и окружающем ребенка мире, развитие у ребенка эмоционального, радостного отношения к красивому (приложение 2).

Во время проведения данной игры дети большого интереса не проявляли. Эмоциональное состояние детей после проведения игры у детей среднего дошкольного возраста не изменилось. Участие принимали не все, так как данная игра не привлекла их внимание, и большое количество участников не предусматривалось самим содержанием игры. Был сделан вывод о том, что детей среднего дошкольного возраста не привлекают игры такого вида. Им нужны более подвижные и эмоциональные игры.

В работе с детьми нами были придуманы и проведены игровые ситуации:

· «В чудной стране» (приложение 2).

Цель: способствовать становлению эстетического отношения детей среднего дошкольного возраста к окружающему миру, помочь увидеть за обликом предметов и явлений настроение, характер.

К данной игровой ситуации дети отнесись по-разному. Кто-то не проявил интереса к ней, кому-то из детей было интересно и они активно участвовали, кто-то присоединился к другим детям и проявил интерес только в конце, когда была организована совместная художественная деятельность. Эмоциональное состояние детей было повышено. Во второй половине дня, когда занятия не проводились, мы применяли следующие игровые приемы в экспериментальной группе:

· «Я — волшебник». Цель: способствовать становлению эстетического отношения детей среднего дошкольного возраста к окружающему миру, помочь увидеть за обликом предметов и явлений настроение, характер (сценарий представлен в приложении 2).

· «Мои сокровища» (приложение 2).

Цель: помочь детям среднего дошкольного возраста увидеть и оценить красоту окружающего мира.

Дети достаточно эмоционально реагировали на организацию игровых методов, был проявлен большой интерес, дети достаточно организовано, дружно, активно участвовали и в дальнейшем «требовали» повторения. Было замечено, что даже самые спокойные дети принимали участие, но все же их интерес угасал быстро. Сделали вывод, что многих привлекал не сам процесс игры, ее организация и обобщение результатов, но яркость, разнообразность и новизна тех материалов, которые мы использовали в процессе организации игровых приемов.

Можно сказать о том, что дети проявляют достаточное внимание и интерес к познанию окружающего мира и не «сопротивляются» формированию у них эстетических чувств и эмоций, а так же ознакомлению со всем «красивым», что их окружает. Можно сделать вывод, что на основе игры дети учатся многому и познают мир, эстетически и всесторонне развиваются. Игра преподносит им не только удовлетворенность, хорошее настроение, но и обогащение, и закрепление уже полученных ранее знаний, связанных с эстетикой.

2.3 Контрольная работа по выявлению формирования у детей уровня сформированности эстетических чувств у детей дошкольного возраста

После проведения диагностики сформированности у детей дошкольного возраста эстетических чувств, художественно-творческих способностей, интереса к красоте и прекрасному, а так же сформированности у них эстетического вкуса, была проведена работа с детьми, а именно проведение игр, бесед, использование выбранных приемов, направленных на эстетическое воспитание детей. Данная работа проводилась в экспериментальной группе № 6 ГОУ «Ясли — сад № 437» г. Минска. Контрольный этап заключался в повторной диагностике. Результаты работы были выведены как в количественном, так и в качественном анализе данных. Количественный анализ данных представлен таблицами и диаграммами, а качественный — диагностикой. Мы сравнивали данные констатирующего этапа и контрольного в двух группах, представленных выше, а так же было проведено сравнение данных внутри каждой из групп. После проведения формирующего этапа, а именно реализация поставленной работы с детьми дошкольного возраста, высоких изменений выявлено не было. После проведения повторной диагностики уровень сформированности эстетических чувств и художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста изменился в малой степени и не у всех детей. Однако уровень, который определялся интересом к окружающему миру, к красоте, прекрасному и красивому стал выше у многих детей экспериментальной группы. Они стали чаще употреблять слова «красиво», «красивый», «милый» и другие, мотивируют свой выбор игрушки или предмета для использования в игре тем, что он «лучше и красивее», чем остальные, выделяли красоту и яркие черты у каких либо предметов.

Результаты повторной диагностики представлены в таблицах № 1 и № 2 в приложении 2, а так же в ниже представленных диаграммах. После сравнения двух групп мы выделили, что у экспериментальной группы, как и у контрольной, уровень сформированности эстетических качеств в большей степени повысить не удалось. Однако группа № 6, экспериментальная, в дальнейшем проявляла интерес к красоте более ярко, чем контрольная (рис. 2.1).

Рисунок 2.1. Сравнительный анализ результатов диагностики экспериментальной и контрольной группы

Так же было замечено, что дети с большим удовольствием принимали участие в играх, связанных с формированием эстетических чувств у них и в дальнейшем это повлияло на их заинтересованность в этом аспекте.

На рисунке 2.2 представлен сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа работы с детьми экспериментальной группы, а так же дана диаграмма повторной диагностики детей дошкольного возраста, как экспериментальной группы, так и контрольной.

Рисунок 2.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа работы в экспериментальной группе

Сравнение результатов работы с экспериментальной группой во время констатирующего и после формирующего этапа показало, что дети повысили свои художественные и творческие способности в достаточно малой степени, но все же стали больше интересоваться красотой окружающего мира.

Диаграмма № 1. Повторная диагностика экспериментальной группы

После сравнения контрольной группы до контрольного этапа и после формирующего, мы получили следующие результаты: не у многих детей повысились творческие способности, дети в основном остались на таком же уровне, как и до контрольного этапа. Интерес проявляли только некоторые дети, все остальные выделяли какие-то привлекательные для них черты в окружающем только с помощью воспитателя.

Диаграмма № 2. Повторная диагностика контрольной группы

Таким образом, мы пришли к выводу, что игра, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста в руках опытного педагога эффективна и, соответственно, приносит ребенку радость, обогащает внутренний мир, развивает ребенка не только всесторонне, но и эстетически, наполняет его новыми силами, эмоциями, способностями, развивает воображение.

Заключение

эстетический дошкольник игра воспитание

В ходе исследования мы выяснили, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста можно реализовать с помощью таких методов, как беседа, наблюдение, а так же формирование у детей эстетических чувств и художественно-творческих способностей может организовываться с помощью игры как средства. Мы сделали вывод о том, что эстетическое воспитание имеет важную роль во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста. Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности, в том числе и в игре детей.

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру и организации. Игра ребенка направлена на познание им окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей. Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому, что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения

Нами было выявлено, что детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру и организации. С помощью игры ребенок познает окружающий мир, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей, что, несомненно, развивает ребенка и эстетически.

Таким образом, мы сделали вывод о том, что игра, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста эффективна и приносит ребенку радость, удовлетворение, она обогащает внутренний мир ребенка, развивает его всесторонне, в том числе и эстетически. Игра наполняет ребенка новыми силами, эмоциями, развивает воображение.

Список использованной литературы

1. Комарова, Н.Ф. Особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры детей младщего и среднего дошкольного возраста: (13.00.01): Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук/АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания. — Москва, 1988. — 21 с.

2. Игры детей в дет.саду: Для дошкольного возраста. — Мн.: ООО «Харвест»; Москва: АСТ, 2000. — 94, [1] с.

3. Лихадиевская, Т.Г. Подвижные игры в детском саду: Пособие для педагогов дошк. учреждений/ Т.Г. Миходиевская, И.М. Ивановская. — Мн.: Беларусь, 2002. — 238, [1] с.

4. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду: методические рекомендации/ Л.А. Лялина, — Москва: Творческий центр «Сфера», 2008. — 94, [2] с.: табл., схемы — (Библиотека руководителя ДОУ)

5. Жуковская, Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду/ Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. — Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 160 с.

6. Конторович, М.М. Подвижные игры в детском саду: к «Руководству для воспитателя дет. Сада». — Изд. 3-е. — Москва: Учпедгиз, 1961. — 151 с.

7. Менджерицкая, Д.В. Творческие игры в детском саду: Метод. письмо/ Упр. по дошкольному воспитанию М-ва просвещения РСФСР. — Москва: Учпедгиз, тип. Им. Евг. Соколовой в Лгр., 1947. — 49 с.

8. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: (ст. группы).

Пособие для воспитателя дет.сада. — Москва: Просвещение,1982. — 96 с.

9. Нечаева, В.Г. Строительные игры в детском саду/ Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дошкольного воспитания. — Изд. 2-е, доп. — Москва: Просвещение, 1966.- 140 с.

10. Голецыова, О. Игры в детском саду/ Пер. со словац. Г.А. Касвин и Е.Р. Роговской. — Москва: Просвещение, 1966. — 252 с.

11. Бондаренко, А.К. Словесные игры в дет саду. — Москва: Просвещение, 1974. — 95 с. — (Пособие для воспитателя дет.сада).

12. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. — Изд. 3-е, исправленное. — Москва: Мека-Пресс, 2009. — 91, [3] с.

13. Эстетическое воспитание дошкольников: сборник научных трудов/ Мурм. гос. пед. ин-т; Редкол.: Г.Г. Хамов (отв. Ред.) и др. — Мурманск, 1993-104 с.

14.Эстетическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие для студентов — заочников 6-5 курсов фак. дошкол. воспитания пед. ин-тов. — Москва: Просвещение, 1982. — 56 с.

15. Воспитание в семье и школе: (сборник статей)/Кемеров. гос. пед. ин-т. Обл. ин-т усовершенствования учителей. — Кемерово, 1958. — 51 с.

16. Эстетическое воспитание дошкольников/Сост.: Н.В. Зайцев и др. — Мозырь: Реклам. — изд. фирма «Белый ветер», 1999 — 31 с.

17. Гусарова, И.Л. Эстетическое воспитание в детском саду: Лекция для студентов — заочников дошкольных фак.пед. ин-тов/Глав. упр. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. Москва просвещения РСФСР. Моск. гос. заоч. пед. ин-т — Москва: Учпедгиз, 1962. — 52 с.

18. Царева, Л.М. «Российский научный журнал»(2008), 4 (июль), 224-228

19. Комарова, Т.С. «Школа эстетического воспитания» М.: Издательский дом «Зимородок», 2006, 418 с. (Педагогика детства)

20. Гусарова, И.Л. Эстетическое воспитание в детском саду: (Учеб. пособие)/Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. — Л.: [ЛГПИ] 1974. — 71 с.

21. Ларин, А.Е. Эстетическое воспитание: Учеб.пособие для учащихся ПТУ. — 2-е изд., перераб. И доп. — Мн.: Выш. шк.; 1992.-256 с.

Приложение 1

Беседа с детьми:

1. Посещаешь ли ты вместе с родителями какие-нибудь заведения культуры (музеи, библиотеки, кинотеатры)?

2. Нравится ли тебе посещать театры, музеи, концерты в детском саду?

3. Как ты думаешь, когда человек посещает такие заведения, он становиться умнее, «красивее», добрее?

4. Тебе нравиться рисовать, петь, лепить из пластилина?

5. А хотел(а) бы ты заниматься этим дальше? Стать великим художником или певцом?

6. А родители знакомят тебя с музыкальными произведениями?

7. Какие музыкальные произведения ты знаешь?

8. Можешь ли ты назвать каких-нибудь художников?

9. А знаешь ли ты какие-нибудь картины, которые они нарисовали?

10. А ты знаешь что-нибудь о самом искусстве? Что это такое?

Саша П.:

1. Да. Меня мама водила в большую библиотеку. А папа в зоопарк.

2. Да.

3. Да. Там всегда интересно.

4. Люблю. Я люблю рисовать и петь. А еще я танцую.

5. Нет. Я хочу быть парикмахером.

6. Нет.

7. (называла и пела современную музыку)

8. Нет.

9. Нет.

10. Это когда человек картины рисует.

Приложение 2

Подвижные игры:

«Аист и лягушки»

Цель: помочь детям среднего дошкольного возраста увидеть и оценить красоту окружающего мира, ознакомить с жителями болотистой местности, формировать знания о данной природной зоне у детей дошкольного возраста. Ход игры: Рисуют круг или квадрат — болото, в нем несколько островов. Выбирается водящий — «аист», остальные — «лягушки». «Аист» не может заходить в воду, но может прыгать с островка на островок. «Лягушки» не могут выходить на острова и за пределы болота. При этом «аист» пытается поймать «лягушку». Пойманная «лягушка» выходит из игры. Последняя становится новым «аистом».

«Пузырь»

Цель: ознакомление со свойствами окружающего мира, развитие у детей дошкольного возраста правильного произношения звука «ш-ш-ш». Ход игры: все детки и взрослые берутся за ручки и становятся близко друг к другу. И говорят слова: Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Да не лопайся (вместе со словами все потихоньку отходят назад и получается большой круг).

Взрослый говорит — Лопнул пузырь. Все вместе говорят «Ш-ш-ш-ш» и сдувают пузырь (опять маленький круг) игра повторяется.

«Бабочки»

Цель: ознакомление с окружающим миром, формирование эстетических чувств, формирование умений оценивать красоту окружающего мира, знакомство с природой.

Ход игры: На асфальте или на песке рисуют кружочки — это домики для бабочек. Бабочки садятся в свои домики (спят), а взрослый говорит:

Утро настало, солнышко встало. Бабочки проснулись — потянулись (дети начинают потягиваються).

И полетели (дети изображают бабочек, машут ручками-крылышками, летают вокруг цветочков).

Потом взрослый говорит: наступила ночь, бабочки полетели в свои домики и легли спать (присели на корточки и закрыли глазки)

Далее игра повторяется.

Словесные игры:

«Это правда или нет?»

Цель игры: ознакомление с окружающим миром, формирование знаний о природе и окружающем ребенка мире, развитие у ребенка эмоционального, радостного отношения к красивому.

Ход игры: предложить детям послушать стихотворение «Это правда или нет?» Л. Станчева и заметить в стихотворении все небылицы:

Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А замой среди ветвей Га-га-га пел соловей. Быстро дайте мне ответ — Это правда или нет?

Игровые ситуации:

«В чудной стране»

Цель: способствовать становлению эстетического отношения детей среднего дошкольного возраста к окружающему миру, помочь увидеть за обликом предметов и явлений настроение, характер.

Ход игры: Ребятам предлагается прослушать стихотворение русской детской писательницы Ирины Петровны Токмаковой «В чудной стране»:

В одной стране, В чудной стране, Где не бывать тебе и мне, Ботинок черным язычком С утра лакает молочко И целый день в окошко Глазком глядит картошка, Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает, А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку. В одной стране, В чудной стране… Ты почему не веришь мне?

Воспитатель просит детей представить, будто они попали в страну, где все предметы живые. Как они будут себя вести? Какой у них будет характер? Например, можно начать путешествие по «волшебной» стране с кухни: «У чайника есть носик (носик вздернутый, гордый).

Он этим носиком сопит громко, когда сердится. Когда ребята устанут изобретать своих необычных героев, можно разложить на столе большой лист бумаги, предложить совместно нарисовать придуманную страну, придумать ей название, подписать рисунок и поместить на стену.

Игровые приемы:

«Я — волшебник»

Цель: способствовать становлению эстетического отношения детей среднего дошкольного возраста к окружающему миру, помочь увидеть за обликом предметов и явлений настроение, характер.

Ход игры: для проведения игры мы использовали воздушный шарик. Принести в группу большой, хорошо надутый воздушный шарик, сесть вместе с ребятами в круг. Воспитатель говорит: «Ребята, посмотрите, какой красивый воздушный шар. Давайте поиграем в волшебников, заставим заговорить шарик! Пусть он нам расскажет, какой он!» Воспитателю предстоит «стать волшебником» первым — выглядывая из-за шара, меняя голос, педагог дает характеристику, «оживляющую» предмет: «Здравствуйте, я воздушный шар! Я добрый и веселый».Затем шар передается от одного ребенка другому. Вот каким может оказаться большой воздушный шар: «приветливым», «боится щекотки», «любит, когда вокруг смеются», «мечтает найти друга», «мечтает увидеть облако близко-близко».Отталкиваясь от придуманных детьми описаний, можно сочинить целую сказку с интересным сюжетом, счастливым и добрым концом.Детские высказывания можно направлять с помощью вопросов: Какое у шарика настроение?

Как его зовут?

Что он любит больше всего?

Что он не любит больше всего?

О чем он мечтает?

С кем он дружит?

Нравится ли ему гулять на улице?

Он добрый или злой?

Где он живет?

Воспитатель может задавать и другие вопросы, ориентируясь только на то, насколько они могут способствовать «оживлению», наделению характером, настроением выбранного для игры предмета.

«Мои сокровища»

Цель: помочь детям среднего дошкольного возраста увидеть и оценить красоту окружающего мира.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям начать «коллекционировать красоту» — различные предметы, являющиеся, по мнению детей, красивыми. Для этого заготавливаются небольшие мешочки по числу детей. Начать коллекционирование можно вместе. Воспитатель предлагает ребятам различные предметы: ленточки, перышки, кусочки бархатной бумаги, необычные камешки, открытки и т.д. Узнав о направленности эстетического отношения ребенка, воспитатель может помогать обогащать коллекцию. При обсуждении коллекции важно спросить у ребенка, почему он считает тот или иной предмет красивым, почему он ему нравится. Данный прием является очень интересным для ребят: в самой субкультуре детства существуют игры в «тайники», в которых прячутся интересные привлекательные для ребенка вещи.

Размещено на