Тема 1.Сущность целостного педагогического процесса.
- Понятие целостного педагогического процесса.
- Педагогический процесс как сложная социальная система.
- Основные функции педагогического процесса.
- Структура педагогического процесса.
Задания для самостоятельной работы
— Сравните определения понятия «педагогический процесс» в различных научно-педагогических источниках.
— Дайте характеристику основных компонентов педагогической системы.
— Назовите основные этапы и условия построения целостного педагогического процесса.
Методические материалы к занятию
Педагогический процесс — развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств личности.
Основные функции педагогического процесса:
- образовательная / информативная — формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений;
- ценностно-ориентационная – формирование отношений воспитанников к предметам и явлениям окружающего мира.
- развивающая – формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности.
- социальная адаптация – приспособление воспитанников к условиям жизни.
Педагогический процесс – внутренне связанная совокупность многих процессов (формирование, развитие, обучение, воспитание), суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое содержание этих процессов, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, единство, общность – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели.
Формирование профессиональных компетенций в области организационно ...
... с внешней средой, а сам процесс управления включает в себя четыре основных макроэтапа, первым из которых является формирование управленческой компетентности руководителя, т. ... А. (2003) – отечественная психология. Проблема данного исследования заключается в недостаточном формировании профессиональных компетенций в области организационно – управленческой деятельности. Объектом исследования являются ...
Наиболее общие закономерности педагогического процесса:
- Связь воспитания и социальной системы
- Связь обучения и воспитания.
- Связь воспитания и деятельности
- Связь воспитания и активности личности
- Связь воспитания и общения.
Педагогический процесс представляет собой систему, состоящую и следующих элементов:
Этапы педагогического процесса:
- Подготовительный (выдвижение цели)
— цель
— диагностика условий
— содержание
— средства
— формы
— методы
- Основной (реализация цели)
— реализация содержания, средств, методов, форм
— осуществление контроля и самоконтроля
- Заключительный (оценка результативности)
— анализ и самоанализ результатов
— выявление возникших отклонений
— анализ и самоанализ причин отклонения.
Литература:
- Каптерев П.Ф. Педагогический процесс./Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX века. – М., 1990.
- Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1982. Т.2.
- Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание. – Казань, 1997.
- Амоношвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 19995.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М.-Воронеж, 1996.
- Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М., 2000. С.79-107.
Тема 2. Современные воспитательные системы школы
- Воспитательная система школы.
- Создание различных систем воспитания в истории педагогической мысли.
- Обновление школьной политики и структуры самой школы на основе принципа альтернативности системы образования.
- Авторские педагогические системы.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Изучить педагогический опыт Ш.А.Амоношвили, В.Ф.Шаталова, В.А.Караковского.
Цель: знакомство с авторскими педагогическими системами; формирование представлений о передовом педагогическом опыте.
Схема анализа опыта:
- Суть самой идеи опыта: что наиболее ценно и где применяется, новизна опыта.
- Теоретические положения философии, педагогики и психологии, положенные в основу опыта.
- На что направлено воспитание?
- Что отвергает опыт из традиционной школы?
- Преимущества данного опыта по отношению к другим воспитательным системам и традиционному обучению.
- Как реализуется интерес ребят и что обеспечивает их развитие?
- Соотношение форм обучения (урок, домашнее задание, кружки, секции и т.д.)
- Требования к учителю в данной школе.
- В чем эффективность школы?
Литература:
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. / А.С. Макаренко. О воспитании. — М.: Политиздат, 1990.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М., 1998.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Учебное пособие. Сост. С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н.Шиянов. – М., 1998.
- Караковский В.В. и др. Воспитание? Воспитание! Воспитание…Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996.
- Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М., 1994.
- Шамова Т.И., Тетьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М., 2001.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000.
Тема 3. Система форм и методов воспитания.
- Понятие о формах и методах воспитания.
- Классификация методов воспитания.
- Выбор методов воспитания, творческий характер их применения.
- Характеристика методов убеждения.
- Особенности использования методов организации деятельности.
- Методы стимулирования и корригирования поведения детей.
- Педагогический прием.
Методические материалы к занятию
Метод воспитания – способ взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанника, направленный на формирование у него позитивного отношения к окружающему миру и к себе как части этого мира, определенных личностных качеств, заданных целями воспитания и самовоспитания.
Методический прием – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.
Средство воспитания – материальные и природные объекты, явления окружающей действительности, которые воспитатель подчиняет своему влиянию и использует в воспитании.
Методы формирования сознания (убеждения) |
Методы организации деятельности и поведения детей |
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения |
— информационные: лекция, рассказ, разъяснение; — поисковые: этическая беседа, анализ воспитывающей ситуации; — дискуссионные: дискуссия, диспут |
— упражнение — приручение — педагогическое требование — поручение — создание воспитывающей ситуации — пример |
— поощрение — наказание — соревнование |
Задание 1. Прочитайте книгу А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», найдите в ней примеры использования А.С. Макаренко методов воспитания: упражнений, доверия, поощрения, наказания и др. Найдите примеры, характеризующие стадии развития коллектива, принцип параллельного действия, закон жизни коллектива. Приведите примеры из поэмы, доказывающие гуманистический характер педагогического опыта А.С. Макаренко.
Задание 2. Найдите в баснях И.А. Крылова примеры, которые можно использовать для воспитания у детей нравственных качеств.
Решение педагогических задач.
Задание 3. Решение педагогических задач. Подобрать педагогические задачи и предложить пути решения.
Литература:
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
- Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Методы воспитания // Избр. пед. соч. в 2т. – М., 1977. Т.1.
- Ежеленко В.Б. Методы воспитания в педагогическом процессе. – СПб., 1992.
- Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А. Смирнова, И.Б. Котова и др. – М., 2003.
Тема 4. Взаимодействие учителя и детского коллектива в учебно-воспитательном процессе.
- Роль воспитательного коллектива в развитии и воспитании личности.
- Воспитательные функции детского коллектива и этапы этого развития. Позиция воспитателя в процессе формирования коллектива.
- Эмоциональные факторы в развитии коллектива.
- Закон движения коллектива. Организация перспективных устремлений учащихся.
- Малые группы в коллективе.
- Коллектив и проблемы развития личности.
- Коллективное творческое дело и его методика (КТД).
Методические материалы к занятию
Коллектив (лат. collectivus – собирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива.
К числу признаков коллектива относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, четкая организационная его структура, наличие органов координации деятельности.
Группа – совокупность свободно объединившихся полезных друг другу людей, в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и интересы.
Коллективные творческие дела (КТД) – воспитательное средство коммунарской методики. Суть каждого дела забота о коллективе, о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. В каждом КТД решается множество педагогических задач, происходит развитие самостоятельности, инициативы, самоуправления детей, активного гражданского отношения к людям и окружающему миру.
Вопросы, предлагаемые для проведения дискуссии по проблеме «Учение А.С.Макаренко о коллективе».
Цель: углубить знания студентов о воспитательной роли коллектива, его законах и этапах формирования.
Долгие годы авторитет А.С.Макаренко был непоколебим. Но в последнее время положение изменилось. Процессы демократизации и гуманизации подтолкнули педагогов к осмыслению и переосмыслению прежних ценностей. Появились альтернативные взгляды на воспитательную систему А.С.Макаренко. Одним из первых таких исследователей был Ю.П.Азаров. В книге «Не подняться тебе, старик!» он пишет: «тем и страшен Макаренко, страшен тем, что талантлив. Тем, что стал певцом не внешней диктатуры, а глубоко внутренней, когда насилие с радостью принимается теми, на кого оно направлено. Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в коллективе! Школа! Завод! Мажор! Нам нет дела до личности. Совесть, гармоническое развитие, сострадание, буржуазные категории. Мы создаем педагогику параллельного действия, а это значит, плевать на страдания каждого отдельного человека, лишь бы коллектив в фанфарном марше топал к начертанным победам! Макаровщина исчерпала себя!»
Вопросы к анализу:
- Что бы вы ответили Ю.П.Азарову?
- С какими положениями Ю.П.Азарова вы согласны?
- Докажите, опираясь на текст, то или иное положение.
- В чем гуманизм педагогической системы А.С.Макаренко?
Литература:
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. /А.С.Макаренко. О воспитании. — М.,1990.
- Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. — М.,1987.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. — М.,1987.
- Немов Р.С. Психология. — М.,1990.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М.,1990.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М.,1990.
- Лутошник А.В.Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988.
- Кричевский Р.Л. и др. Психология малой группы. – М., 1991.
- Мудрик А.В. Личность школьника и её воспитание в коллективе. — М., 1973.
Тема 5. Семья в системе воспитания и социализации личности
- Проблемы современных семей и пути их разрешения.
- Особенности семейного воспитания.
- Организация жизни ребенка в семье.
- Условия взаимодействия учителя, классного руководителя с семьей.
- Содержание и формы психолого-педагогической помощи семье.
- Специфика формирующего влияния семьи.
Методические материалы к занятию
Семья – малая социальная группа, основанная на брачном союзе или кровном родстве, объединенная общностью быта, правовыми и нравственными отношениями, рождение и воспитанием детей.
Функции семьи: общение; организация быта и ведение хозяйства; поддержание духовных и физических сил, создание условий для полноценного развития каждого члена семьи; организация досуга; создание условий для профессиональной деятельности, создание гармонии интимных отношений супругов,; продолжение рода.
Задания для обсуждения на занятиях.
Задание1. Академик, доктор психологических наук А.В. Петровский, Утверждает, что характер взаимоотношений взрослых и детей имеет важное значение для формирования личности ребенка и выделяет пять основных стилей, «тактик семейного воспитания»:
— ДИКТАТ
— ОПЕКА
— КОНФРОНТАЦИЯ
— МИРНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ
— СОТРУДНИЧЕСТВО
Сформулируйте определения для каждого из вышесказанных тактик, попытайтесь дать нравственно-психологическую оценку соответствующему стилю взаимоотношений взрослых и детей в семье.
При анализе тактик воспитания предлагаем опираться на те варианты, которые охарактеризовал известный детский психиатр М.И. Буянов, раскрывая дефекты воспитания:
Воспитание по типу Золушки, когда родители относятся к своему ребенку чрезмерно придирчиво, враждебно или равнодушно, предъявляя ему повышенные требования, но не одаряя его теплотой и лаской. Дети в таких семьях вырастают, как правило, нерешительными, боязливыми, неспособными постоять за себя, уходящими в мир иллюзий – несбыточных надежд на «сказочного» принцы, который избавит их от сложностей жизни.
Воспитание по типу кумира семьи: выполняются все требования детей, которые нередко становятся капризными, упрямыми, не признающими запретов и авторитетов. Эгоизм, необязательность, потребительское отношение к окружающим – все это может быть порождено таким стилем отношений в семье.
Гиперопека – вид воспитания, которое сводится к лишению ребенка самостоятельности, инициативы.
Гипоопека – ребенок предоставлен самому себе, его никто не контролирует, никто не пытается ему помочь в процессе личностного развития.
Воспитание по типу кронпринца обнаруживается чаще всего в состоятельных семьях, где родители, занятые преимущественно собственным бизнесом, собой, своей карьерой, не уделяют детям должного внимания.
Задание 2. Сопоставьте стили воспитания, предложенные А.В. Петровским и М.И. Буяновым. Можно ли на основании знакомства с двумя названными подходами к классификации стилей внутрисемейных отношений взрослых и детей сформулировать общую типологию? Попытайтесь сделать это.
Задание 3. Прочитайте «Книгу для родителей» А.С. Макаренко и «Родительскую педагогику» В.А. Сухомлинского и составьте свод правил семейного воспитания по каждой из них. Сравните полученные результаты с вашими собственными представлениями о семейном воспитании: в какой мере они совпадают?
Задание 4. Вы приступили к работе в качестве классного руководителя и начали знакомиться с семьей. Опишите программу, методику и возможные результаты своего исследования.
Литература:
- Афанасьева Т.М. Семья. – М., 1985.
- Гаврилова Т.П. Учитель и семьи школьников. – М., 1991.
- Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт. – М., 1981.
- Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1987.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей./Избр. пед. соч. в 2-х т. – М., 1987.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
- Петровский А.А. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1981.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика./Избр. пед. соч.Т.3. – М., 1981.