I. Цель занятия:
- Обучение студентовсоставлению заключений по данным нейропсихологического исследования.
- Формирование у студентовнавыков нейропсихологическойквалификациивыявленных симптомов и обобщенияэтих данных дляопределениянарушенного синдромообразующего фактора (факторов).
- Формирование у студентовнавыков принятие психолого-диагностического решения в нейропсихологии.
II. Продолжительность занятия2академических часа (80 минут)
Хронокарта занятия:
-
1.
Программированный контроль знаний по теме
10 мин.
2.
Разбор основных понятий
10 мин.
3.
Объяснение практикума
10 мин.
4.
Самостоятельная работа студентов
40мин.
5.
Оформление протокола
10 мин.
Итого:
80 мин.
III. Методическое и материально-техническое обеспечение:
- тетради для практических занятий;
- практическое руководство.
IV. Содержание темы:
Цель, задачи и принципы нейропсихологического исследования. Основные требования, предъявляемые к набору нейропсихологических проб для решения топико-диагностических задач. Проблема состава и направленности комплекса приемов, адекватных для достижения той или иной нейропсихологической диагностической цели, решается в каждом конкретном случае, исходя из индивидуального подхода, системности в динамической организации функций и всесторонности охвата симптомов, развитие которых подлежит прогнозированию.
Этапыэкспериментального нейропсихологического обследования:
- Знакомство с историей болезни (сохранность зрения, слуха, данные неврологического обследования и т.д.).
- Беседа с больным (общее представление о состоянии речевых функций, ориентировокво времени, пространстве, своем состоянии и т.д.).
- Эксперимент.
- Оформлениезаключения по данным нейропсихологического исследования.
Общее описание больного (по Ж.М. Глозман): входе стандартизированной беседы с больным оценивают состояние трех областей психического функционирования: ориентировки в месте, времени, деталях своего анамнеза; критичность; адекватность поведения и эмоциональных реакций в ситуации обследования. При этом регистрируют наличие или отсутствие следующих симптомов:
- нарушение ориентировки во времени;
- нарушение ориентировки в месте нахождения;
- дефекты воспроизведения анамнеза заболеваний, биографических данных;
- конфабуляции;
- полевое поведение;
- негативизм;
- резонерство;
- нарушение чувства дистанции;
- расторможенность, общее возбуждение;
- пуэрильность, манерность;
- навязчивость;
- отсутствие активных жалоб;
- отсутствие (снижение) переживания своих дефектов, эйфория;
- эмоциональная лабильность;
- насильственные эмоциональные реакции — плач, смех;
- эмоциональная притупленность, безразличие;
- напряженность, растерянность, тревожность.
Критерии балльных оценок:
За ориентировку
0 – Пациент правильно анализирует все основные этапы своего заболевания, правильно и уверенно называет место своей последней работы и проживания, знает название, профиль и местонахождение лечебного учреждения, где он/она находится, ошибается не более чем на ± 1 день при назывании текущей даты и даты поступления в больницу.
0,5 – Пациент отвечает на вопросы неуверенно, ошибается, но самостоятельно, без наводящих вопросов исправляет свои ошибки.
1 – Больной знает, что пребывает в больнице и в каком городе больница находится, но не знает ее профиля и названия (например, «в какой-то больнице в Москве»), правильно называет год и месяц, но ошибается более чем на 2 дня при указании числа, упускает некоторые важные детали в анамнезе заболевания.
2 – Больной говорит, что находится в каком-то лечебном учреждении, но не знает, больница это, поликлиника или реабилитационный центр, не знает где (в каком городе) это лечебное заведение находится; при указании даты может назвать год и время года, но не может назвать ни месяц, ни число; затрудняется в локализации деталей анамнеза во времени, путает их последовательность.
3 – Конфабуляции: больной утверждает, что находится дома, на работе, в гостях и т. д.; не знает времени дня (утро или вечер); затрудняется в назывании времени года; ничего не может сообщить из своих биографических и анамнестических данных. При этом больной находится в ясном сознании.
В случаях сомнений или сочетания нескольких критериев внутри одной балльной оценки исследователь здесь и далее увеличивает на 0,5 балла и ставит промежуточную оценку – 1,5 и 2,5 балла.
За адекватность
0 – Больной полностью контролирует свое поведение, и оно полностью соответствует ситуации обследования.
1 – Выявляется один из вышеуказанных симптомов 5-11 или 2-3 однократных, слабо выраженных и поддающихся самостоятельной коррекции больным без участия исследователя.
2 – Множество многократно возникающих симптомов, которые больной может скорригировать после того, как исследователь укажет на них.
3 – Стабильные, некорригируемые нарушения.
За критичность
0 – Больной полностью осознает свои дефекты, эмоционально адекватно и критично к ним относится.
1 – Выявляется один из вышеуказанных симптомов 12-17 или 2-3 однократных, слабо выраженных и поддающихся самостоятельной коррекции больным без участия исследователя.
2 – Множество многократно возникающих симптомов, которые больной может скорригировать после того, как исследователь укажет на них.
3 – Стабильные, некорригируемые нарушения.
По окончании всех этапов нейропсихологического обследования собранная информация должна фиксироваться в специально разработанных картах, где предусмотрена возможность исчерпывающего качественного и количественного отражения зарегистрированных симптомов и формальных (паспортных) характеристик больного. Структурная организация карты должна обеспечивать легкость ее дальнейшей статистической обработки.
Нейропсихологическое обследование заканчивается заключением, в котором описываются результаты качественного анализа выполнения тестов, а не общее описание и перечисление нарушенных функций. В результате качественного анализа всего материала должна получиться обобщенная, синдромная картина нарушения психических функций, должны быть вскрыты и причины нарушения речи, письма, счета, чтения и других ВПФ. Качественный анализ требует поиска фактора,лежащего в основе обнаруженных симптомов, т.е. нарушений психических функций. На основе вычлененного фактора обнаруживается синдром, т.е. избирательное нарушение одних функций, в основе которых лежит этот фактор, и сохранность других психических процессов, в структуру которых этот фактор не входит. Об этом и следует написать в заключении.
Структура заключения кратко повторяет структуру обследования: начинается с анализа состояния личности,эмоционально-волевой сферы ребенка, его умений и навыков, отношения к себе и к своим трудностям, а также и круг сохранных форм деятельности. После этого описываетсядвигательная сфераи указывается, какой из видов праксиса нарушен более грубо, указывается фактор, лежащий в основе нарушения. Дальше, при описанииречи и речевых процессов, ритмови др. следует показать, как влияет именно этот фактор на нарушение речевой деятельности и всех ее видов, показать, какие еще психические функции (восприятие, память и др.) имеют в основе своего нарушения тот же фактор.
При описании и анализе интеллектуальной деятельностиуказать не только какие виды мышления нарушены (вербально-логическое, наглядно-действенное и др.), но и что, какой фактор лежит в их основе.
Это и есть синдромный нейропсихологический анализ, который дает основание сделать вывод о нарушении определенных анализаторных систем или их взаимодействия, или о дисфункции соответствующих мозговых систем, т.е. поставить топический диагноз.Нейропсихологическое обследование, кроме того, это первый квалифицированный шаг к восстановительной работе, т.к. оно указывает на механизмы нарушения ВПФ, на дисфункцию определенных мозговых зон, а следовательно, указывает направление, в котором надо вести эту работу. Методы должны быть направлены не на симптом, а на преодоление его причины, они должны опираться на сохранные анализаторные системы, чтобы преодолеть недоразвитие нарушенных, направлены на восстановление базовых психических процессов двигательной сферы (предметных действий), восприятия (разной модальности), предметно-образной сферы и других, и опираться на сохранные формы деятельности.
Нейропсихологический анализ основан на системном психологическом анализе и позволяет узнать состояние структуры той или другой функции, взаимосвязь и взаимовлияние одних ВПФ на другие, на сформированность одних психических процессов и несформированность – других. Такой системный психологический анализ дает в руки психолога (педагога, врача) инструмент для правильного понимания дефекта, его психологического аспекта и правильной организации восстановительного и формирующего обучения.
Схема заключения по данным нейропсихологического исследования:
Больной Ф.И.О., год рождения.
Ориентирован ли больной (во времени, месте и т.д.)
Компетентен ли больной, критика сохранна, поведение адекватно ситуации обследования, как понимает, усваивает, удерживает инструкции (Хорошо понимает, удерживает инструкции, но отмечается нарушение контроля за протекающей деятельностью, потеря программ умственных действий. и т.п.).
Как работал больной (темп работы замедленный, быстрая истощаемость и т.п.)
Эмоциональный статус (фон настроения пониженный, склонен к аффективным реакциям, что подтверждается жалобами родственников, проявляется в быту и т.п.).
Характер речи(замедленная, монотонная, невыразительная, грамматически правильная, без дизартрических расстройств).
Объективно: данные экспериментального нейропсихологиеского исследования.
Заключение: Выявленная симптоматика может свидетельствовать о поражении лобных отделов правого полушария, а также и глубинных структур мозга.
Дата_____ Ф.И.О. специалиста, проводившего исследование_______________
V. Методические рекомендации:
Повторить лекционный теоретический материал о синдромном анализе как основном методе современной нейропсихологии. Акцентировать внимание на основных принципах синдромного анализа.Подчеркнуть теоретическую ценность и практическую значимостьметода синдромного анализа в психологии (для понимания сложного многоуровневого строения психических функций) и в медицине (для качественной и количественной оценки нарушений психических функций в клинике локальных поражений головного мозга, для дифференциальной диагностики расстройств, имеющих сходные «фасадные» проявления, а также для разработкии применениясистем дифференцированных методов восстановительного обучения, адекватных структуре психического дефекта).
а) Задания для контроля исходных и конечных знаний студентов по теме:
- Основныезадачи нейропсихологической диагностики.
- Метод синдромного анализа, его характеристика и основные принципы.
- Требования, предъявляемые ккомплексам нейропсихологических проб.
- Преимущества и недостатки аппаратурных и «луриевских» методов диагностики.
- Два значения понятия «синдром» в нейропсихологии.
- Типология синдромов речевых расстройств при локальных поражениях мозга.
- Агнозии и псевдоагнозии. Методические приемы их дифференциации.
- Типология ошибок в оптико-пространственной деятельности и ее значение для локальной диагностики.
- Нарушения мышления при поражении передних отделов левого или правого полушарий мозга.
- Компенсаторные проявления при нейропсихологическом обследовании больного. Их диагностическое значение.
- Провести на здоровых испытуемых исследование гнозиса в различных модальностях.
- Провести на здоровых испытуемых исследование оптико-пространственных функций.
- Провести на здоровых испытуемых исследование праксиса.
- Провести на здоровых испытуемых исследование речи.
- Провести на здоровых испытуемых исследование памяти и внимания.
- Провести на здоровых испытуемых исследование мышления.
б) Темы реферативных сообщений:
- Методы диагностики, используемыев нейропсихологии.
- Актуальные проблемы современной нейропсихологии.
в) Вопросы для самостоятельной проверки знаний студентами
- Как формулируются задачи, решаемые с помощью нейропсихологической диагностики?
- Как сгруппированы исследовательские приемы в «луриевской батарее»?
- Каким требованиям должен соответствовать набор нейропсихологических проб?
- Охарактеризуйте основные комплекты психодиагностических приемов, используемых в нейропсихологии для оценки разных психических функций.
Практическая часть:
Указать основныепринципыколичественной и качественной оценкиданных, а также их обобщения и интерпретации с позиций нейропсихологического подхода с целью постановки дифференцированного и топического диагноза для определения путейи методоввосстановительной или реабилитационной работы.Проконтролировать выполнение данной работы студентами.
Работа 1. Заключение по данным нейропсихологического исследования:
1.1.Детальная проработка первого и второго этапов нейропсихологической диагностики: анализ истории болезни и анамнеза, беседа с больным; психологическая интерпретация полученных при этом данных. Общие сведения о личностных особенностях больного, его поведении в процессе обследования, эмоциональных реакциях, отношении к допускаемым ошибкам, коммуникативности, ориентированности во времени и месте нахождения, в своей биографии и др. Наличие или отсутствие левшества.
1.2.Обобщение данныхо состоянии гнозиса, праксиса, речи, письма, чтения, счетных операций, мыслительных действий, памяти, определение и описание нарушенного синдромообразующего фактора (факторов).
Заключение о синдроме нарушений ВПФ и локализации патологического процесса.
1.3. Обсуждение результатов и текста нейропсихологического заключения.
VI. Перечень:
а) Задания для самостоятельной работы студентов:
- Квалифицировать выявленныесимптомы с точки зрения нейропсихологического подхода и обобщитьэти данные дляопределениянарушенного синдромообразующего фактора (факторов).
- Оформить заключение по данным нейропсихологического исследования.
б) Практические навыки, которыми должен овладеть студент:
По окончании практикума студенты обязаны продемонстрировать усвоениенавыков самостоятельно:
- проводитьдиагностическое нейропсихологическое обследование;
- описать идать анализ клиническойкартинынарушения психической деятельности;
- проанализировать и описать нейропсихологический синдром;
- выделить фактор, лежащий в основе дефекта;
- на его основе провести синдромный анализ дефекта, т.е. найти все впф, которые нарушены по тому же механизму (фактору);
- поставить на основе синдромного анализа топический и дифференцированный диагноз;
- написать квалифицированное заключение;
- наметить пути и методы восстановительной или реабилитационной работы.