20
– Понять основные принципы теории деятельности.
– Осознать роль деятельности в контексте формирования и развития личности.
– Усвоить основные понятия психологической теории деятельности.
– Сформировать представление о ведущих видах деятельности, их характеристике.
Содержание
1. Понятие о деятельности.
2. Структура деятельности.
3. Виды деятельности.
4. Потребности и мотивы. Структура и особенности мотивации.
1. Понятие о деятельности
Осознавшая свой предмет и понявшая свои задачи психология никак не может замкнуться на изучении психических функций и процессов; она не может не включить в поле своего изучения поведение, деятельность. Психика, сознание формируются в деятельности, в поведении, и лишь через поведение, через деятельность они объективно познаются. Таким образом, деятельность, поведение неизбежно включаются в круг психологического изучения.
Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир, создает духовные продукты, изменяет окружающую действительность. Деятельность человека формирует и изменяет его самого.
Одним словом, деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложно.
Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер – человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат.
Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда.
В-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива. В процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми [8].
Психологическое сопровождение деятельности человека
... деятельности. 7. Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... с ограниченными возможностями. 11. Психологическое сопровождение людей с особыми ...
Деятельность детерминируется общественно-историческими условиями. Человек не может отделить свою деятельность от окружающей его жизни, требований общества, в котором он живет. И его деятельность приобретает различный характер в зависимости от требований общества.
Основы теории деятельности
Понятие деятельности является основополагающим для концепции, разработанной А. Н. Леонтьевым.
Истоки теории деятельности:
объективная рефлексология Бехтерева;
реактология Корнилова;
бихевиоризм Уотсона;
культурно-историческая концепция Выготского.
Особенно велико влияние культурно-исторической концепции Выготского. Развитие высших психических функций (по Выготскому) включает в себя создание особых внешних средств, являющихся как бы психологическими орудиями, позволяющими добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивать первоначальные элементарные психические функции (деятельность – это культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий) [1; 4].
Принцип единства сознания и деятельности (впервые сформулирован Рубинштейном в 1933 г.): психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности [8].
Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружению.
Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений.
Усовершенствование трудовых навыков возможно благодаря интегративной аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эволюционное совершенствование коры привело к совершенствованию речи и руки как орудий труда.
Общественная деятельность привела к возникновению отдельных действий, лишенных самих по себе биологического смысла.
В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами приводят к формированию внутренних действий. Этот процесс называется процессом интериоризации.
Обратный процесс, связанный с переходом внутреннего плана действий во внешний, называется экстериоризацией.
Важным инструментом интериоризации и экстериоризации является речевая форма действий. При этом слово может использоваться как способ обозначения объекта или как символ их общих существенных свойств.
Таким образом, внутренняя деятельность формируется из внешней. Внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение. Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности. Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым мотивом.
Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. ...
... к психологическому анализу операторской деятельности, кратко рассмотрим трудовую деятельность человека (рис.2) Структурная схема деятельности оператора (рис. ) мотив → цель → перцептивные действия ... детальный перечень всех элементов действия. Итак, основными "психологическими составляющими" операторской деятельности является образ - цель, оперативный образ; прогнозирование хода ...
Взаимно превращающимися единицами деятельности считаются потребность <=> мотив <=> цель <=> условия
и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции.
Действия – процессы, подчиненные представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть представлению о созидательной цели.
Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит расщепление функций мотива: выделяются функции побуждения и направления.
Достижение цели, то есть осуществление действия, происходит в определенных условиях.
Способ осуществления действия называется операцией. Операции направляются на решение задач.
Основным предметом исследования в психологической теории деятельности явилось действие, его структура и функции.
Начало психологической интерпретации действия было положено в трудах Л. С. Выготского. Затем в середине 30-х годов его ученики и последователи А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев и др. предприняли цикл исследований сенсорных, перцептивных, мимических и умственных действий, уделив при этом особое внимание их генетической связи с предметно-практическими действиями.
В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности.
Операция, действие, деятельность взаимообратимы. На это указывал А. Н. Леонтьев. Превращение операции в действия, а затем в деятельность замечательно проследил А. В. Запорожец.
2. Структура деятельности
Деятельность обычно рассматривают с точки зрения ее структуры (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Структура деятельности
Прежде всего различают цели и мотивы деятельности.
Во всякой деятельности можно выделить следующие компоненты:
этап постановки цели (ясное осознание конкретной задачи);
этап планирования работы, выбор наиболее рационального способа действия;
этап выполнения, осуществления деятельности, сопровождаемый текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости;
далее следует проверка результатов, исправление ошибок, если они были, сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка.
Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности.
Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста
... центре социального обслуживания 48 2.2 Разработка и реализация программы социально-культурной деятельности людей пожилого возраста 66 Выводы по второй главе 87 Заключение 89 Список ... была конкретизирована на основе обобщения данных различных отраслей знания. Культурологические аспекты деятельности людей «третьего возраста» отражены в исследованиях отечественных философов и социологов культуры, таких ...
Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель – это то, ради чего действует человек; мотив – это то, почему действует человек [4; 10].
Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов – ближайшими и все более общими и отдаленными.
Деятельность оценивают и по уровню мотивации, по тому, носят ли мотивы общественный характер или ярко выраженный узколичностный. Идеально, когда общественные мотивы приобретают личностный смысл, становятся и его личным делом.
Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Действия человека также совершаются по тем или иным мотивам и направлены на достижение определенных целей. Действия человека всегда осознанны, но степень осознанности действий может быть различна. Действия бывают вполне осознанными, когда поставлена и осознанна цель, намечен порядок и последовательность движений и предполагаются определенные результаты действия.
Действия не вполне осознанны (импульсивны), когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль [4].
Различают действия практические и умственные. Они тесно связаны между собой. Практические действия имеют большое значение в познавательной деятельности (при восприятии и мышлении).
На их основе возникают умственные действия – действия в уме. Умственная познавательная деятельность позволяет полнее и глубже познать изучаемые предметы и явления действительности.
Действия человека неотделимы от речевой деятельности. Речевая деятельность, слово регулируют поведение и деятельность человека, помогают ему осознавать свои действия, словесно оформлять задачи действия и намечать его план, изменять характер действия, исправлять допущенные ошибки.
Любое действие состоит из движений. Более простые движение выстраиваются в определенной последовательности и составляют сложные движения, входящие в действия. Различают движения непроизвольные и произвольные.
Основными видами движения являются:
1. Движения позы – движения мышечного аппарата (так называемые статические рефлексы), обеспечивающие поддержание и изменение позы тела, что достигается путем активной тонической напряженности мышц.
2. Локомоции – движения, связанные с передвижением; их особенности выражаются в походке, осанке, в которых явно отражается психический облик человека, по крайней мере некоторые его черты.
3. Выразительные движения лица и всего тела (мимика и пантомимика), непосредственные проявления эмоций, более или менее тонко и ярко, выразительно отражающие их сложную и напряженную игру. Собственно выразительные движения у человека представляют собой единство и взаимопроникновение движений органического и семантического типа в установленном выше смысле слова.
Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, ...
... работе дизайнеров и модельеров. Развитие ощущений зависит от требований, которые предъявляет жизнь, деятельность человека. При отсутствии дефектов в строении анализаторов тренировкой можно добиться развития чрезвычайной ... Гарви Максуэле. "Занятый по горло нью-йоркский маклер - машина, приводимая в движение колесиками и пружинами", Максуэл наутро после свадьбы своей жене делает предложение выйти ...
4. Семантические движения – носители определенного значения, которые на каждом шагу вплетаются в нашу жизнь, как-то: утвердительный или отрицательный жест головой, поклон, кивок головой и снятие шляпы, рукопожатие, поднятие руки при голосовании, рукоплескание и т. п.
5. Речь как моторная функция в ее динамическом аспекте, который является и носителем, и в конечном счете также компонентом ее семантики.
6. Рабочие движения, различные в разных видах трудовых операций и профессиональной деятельности, включая сюда и особо тонкие и совершенные, виртуозные движения пианиста, скрипача, виолончелиста и т. д. Точность, быстрота, координированность рабочих движений, их приспособленность к конкретным условиям, в которых протекает трудовой процесс, меткость, ловкость имеют более или менее существенное значение для эффективности трудовой деятельности не только для максимальной экономии затраты сил, т. е. для достижения максимального эффекта с наименьшей затратой сил, но и для наиболее совершенной, четкой реализации замысла, плана.
Всякое действие человека строится на основе некоторых первичных автоматизмов [3; 6].
3. Виды деятельности
Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности [7].
Основные три вида деятельности отличаются друг от друга, как по результатам, так и по мотивации и организации процесса.
Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта. Труд, в котором проявляется нечто новое, приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной значимости. Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, знаний и огромного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения.
Направленный по своей основной установке на производство, на создание определенного продукта, труд – это вместе с тем и основной путь формирования личности.
То обстоятельство, что в трудовой деятельности все звенья подчинены ее итоговому результату, уже придает специфический характер мотивации трудовой деятельности: цель деятельности лежит не в ней самой, а в ее продукте.
Учение лишь подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения. Это процесс приобретения и закрепления (или изменения) способов деятельности индивида.
Целью учения (результатом) являются элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки, психически новые образования и т. д.).
Основные мотивы познавательной деятельности:
1. Познавательная мотивация: внутренняя (любознательность, ориентировочная активность, интерес к новому и т. п.) и внешняя. Обуславливается практической пользой знаний.
2. Мотивация достижения личности: внутренняя (проявление творческих способностей, самоактулизация личности, преодоление трудностей, радость открытия и т. д.); внешняя (авторитет, престиж, честолюбие и т. п.).
3. Мотивация долга: внутренняя (чувство ответственности перед самим собой, совесть); внешняя (ориентация на поощрение и наказание со стороны других).
В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим.
Игра связана со свободной организацией. Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей – кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей).
В игре, таким образом, огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности. Игра организуется свободно, нерегламентированно.
Структура игры включает в себя:
1) роли и их распределение;
2) действия;
3) игровое употребление предметов, но реальное отношение;
4) наличие определенного сюжета (содержания) игры.
Основными особенностями игры являются отсутствие непосредственно общественно значимого продукта, мотивировка интересом, свободная организация.
Функции игры (детской):
1. Познание действительности.
2. Формирование необходимых способов поведения.
3. Усвоение существующих правил и законов взаимодействия между людьми.
4. Формирование нравственных убеждений и привычек.
5. Умственное и эмоционально-волевое развитие.
Выделяют три вида игр: предметная (конструктивная), сюжетная, ролевая.
Игра, разумеется, не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы всех видов деятельности: мотивом труда и учения является прежде всего осознание общественного долга, игра мотивирована интересом. Существенны различия и в организации этих видов деятельности – труд и учение, как правило, осуществляются в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте.
Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение. В возрастной психологии выделяется понятие так называемой ведущей деятельности.
Ведущий вид деятельности – деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию человека в данный период его жизни и ведущая развитие за собой. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности – игра. Ведущий вид деятельности школьника – учение, взрослого – труд [11].
Важным компонентом деятельности является её мотив.
4. Мотивы и потребности
Мотив – осознанная и опредмеченная потребность, субъективное отражение потребности.
Потребности – исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования. Потребность (побудитель действий) может быть осознанной и неосознанной. Когда она осознанна у человека возникает побуждение к деятельности.
Потребность объективна, мотив – субъективен. Связь между потребностями и мотивами неоднозначна. Потребность может вызвать несколько мотивов и мотив может быть вызван несколькими потребностями.
Все многообразие потребностей, по мнению ряда авторов (Рубинштейн, Гиппенрейтер), может быть сведено к двум основным классам:
биологические (витальные) и
информационные (лежащие в основе социальных потребностей) [2].
Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.
Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, враждебные отношения с другими особями.
Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.
Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьми.
Н. И. Сарджеладзе выделяет 17 основных потребностей, разделяя их на биогенные, психофизиологические, социальные и высшие (рис. 6.2) [11].
Рис. 6.2.Классификация потребностей
На основе базовых потребностей формируются производные потребности (например, эстетическая).
Потребности диктуют поведение людей. В мотивах индивидов отражаются не только его собственные потребности, но и потребности общества. Для субъекта мотив – побудительная сила, причина его поведения. Источником побудительной силы мотива выступают потребности (А. Н. Леонтьев).
Потребностно-мотивационная сфера является исходным звеном направленности, которая выступает как системообразующее свойство личности.
Направленность – система доминирующих мотивов (Мясищев).
Составляющие направленности: потребности, жизненные цели, мотивационная сфера и способности.
Мотив является компонентом мотивационной сферы личности (МСЛ).
МСЛ – вся совокупность ее мотивов, которая формируется и развивается в течение жизни. Некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими “стержень” всей жизни, всей сферы (в них и проявляется направленность личности) [11].
В ходе жизни личности происходит дифференциация и интеграция мотивов, на базе одного из них формируются другие. Мотивы связаны с конкретной ситуацией и зависят от нее. У разных людей разное соотношение устойчивых и изменчивых мотивов.
Развитие мотивационной сферы происходит по принципу “напластывания” одних мотивов на другие. Динамичным является уровень осознания различных потребностей, лежащих в основе мотивов (рис. 6.3).
Рис. 6.3. Классификация мотивов
Уровень мотивации зависит от количества мотивов, побуждающих деятельность; от актуализации ситуативных факторов; от побуждающей силы каждого из этих мотивов.
Чтобы усилить мотивацию, необходимо задействовать (актуализировать) как можно большее число мотивов; увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов; актуализировать ситуативные мотивационные факторы.
Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям.
Теория биологических побуждений. Нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивидуума к его удовлетворению.
Теория оптимальной активации. Организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно.
Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления.
Из наиболее известных теорий мотивации в психологии выделяют следующие:
1. Теория Абрахама Маслоу
А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей (рис. 6.4).
В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше – мотивы самосохранения; далее – уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии – познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности.
Рис. 6.4. Пирамида Маслоу
2. Теория с. Л. Рубинштейна.
Считается, что потребности и мотивы человека зависят от общества, в котором живет человек. При этом общественная природа мотивации человеческой деятельности обусловлена влиянием, которое оказывает на нее оценка со стороны окружающих. Под мотивацией понимают систему разнообразных факторов детерминирующих поведение и деятельность человека в обществе [8].
3. Теория б. Ф. Ломова.
Б. Ф. Ломов выделил базовые потребности:
а) в материальных условиях и средствах жизни,
6) в общении, познании, деятельности и отдыхе.
Потребности второго порядка, по его мнению, являются производными от базовых [9].
4. Теория л. С. Выготского.
Л. С. Выготский утверждает, что в психике человека имеются 2 параллельных уровня развития высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно. Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение, в первую очередь, низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л. С. Выготский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью [1].
5. Теория а. Н. Леонтьева.
А. Н. Леонтьев считает, что принципиально иной природой обладают те потребности, которые не сводимы ни к биологическим нуждам, ни к материальным условиям. Это те потребности, которые возникают из отношений между людьми как из межличностных непосредственных, так и из всех других уровней отношений, которые связывают индивида с обществом. Таким образом, А. Н. Леонтьев выделяет:
– потребность в признании;
– потребность в уважении;
– потребность во власти;
– потребность в солидарности;
– потребность в любви, дружбе, общении;
– морально-этические потребности;
– потребности в социально-значимой деятельности [4].
Мотивационная сфера достаточно динамична и легко подвергается изменению.
Резюме
Таким образом, деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов общества. Деятельность всегда осознана (рис. 6.5). Рис. 6.5. Структурная организация деятельности Выделяются такие основные виды деятельности, как труд, учение, игра. Некоторые исследователи дополнительно выделяют общение. Деятельность всегда опосредована мотивами. Мотив – это выбор направленности деятельности, определяемой актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, заложенными в ситуации. Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. |
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Раскройте основные положения теории деятельности.
2. Дайте подробную характеристику существующим видам деятельности.
3. Роль и влияние игры на формирование личности ребенка.
4. Каковы основные компоненты структуры деятельности?
5. Охарактеризуйте понятие ведущих мотивов в деятельности.
6. Какую роль играет деятельность в психическом развитии человека?
7. Какова сущность понятия “ведущий вид деятельности”?
8. Каковы основные виды деятельности?
Библиографический список
1. Гамезо, М. В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М., 2001.
2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 2006.
3. Еникеев, М. И. Общая психология: учеб. для вузов / М. И. Еникеев. – М., 2000.
4. Леонтьев, А. Деятельность. Сознание. Личность / А. Леонтьев, Д. Леонтьев, Е. Соколова. – М., 2005.
5. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков; под общ. ред. Е. Строганова. – СПб., 2005.
6. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 т. / Р. С. Немов. – М., 2005. – Т. 1: Общие основы психологии.
7. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / авт.-сост. Е. И. Рогов. – М., 2001.
8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2002.
9. Петровский, А. В. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; под общ. ред. Э. В. Мазнина. – 4-е изд., стер. – М., 2005.
10. Первушина, О. Н. Общая психология: метод. указания / О. Н. Первушина. – Новосибирск, 1996.
11. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. – Тбилиси, 1989.