10. Мотив аффилиации

23.5. Мотив аффилиации

23.5.1. Понятие аффилиации. Типы мотива аффилиации

Под аффилиацией (контактом, общением) подразумевается определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в обще­нии с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознако­мы-ми) и такое его поддержание, ко­торое приносит удовлетворение, ув­лекает и обогащает обе стороны.

Степень, в которой это достигается, зависит не только от стремящегося к аффилиации, но также и от его пар­тнера.Человек, стремящийся к аф­филиации, должен добиться следующего:

  1. Прежде всего он должен дать понять о своем желании вступить в контакт.
  2. Показать привлека­тельностьэтого контакта в глазах предполагаемого партнера. Он должен сделать очевид­ным для партнера, что рассматривает егокак равного себеи предлагает ему отношения полностьювзаимные,т.е. он не только «стремится к аф­филиации», но иодновременно высту­пает партнеромпо аффилиации для соответству-ющей потребности чело­века, с которым он вступает в кон­такт.Несимметричностьв распреде­лении ролей или далеко идущие же­лания превратить партнера в сред­ство удовлет-ворения своих потребно­стей (например, потребностей в неза­висимости или зависимости, в превос­ходстве или уничижении, в силе или слабости, в предоставлении или полу­чении помощи) наносят ущерб аффилиации как таковой или даже совсем разрушают ее.
  3. Человек, стремящийся к аффилиации, должен добиться определенного созвучия своих переживаний переживаниям партнера(эмпатия), чтопобуждало бы обе сто­роны к взаимодействиюи ощущалось бы ими как нечто приятное, принося­щее удовлетворение и поддержива­ющее чувство собственной ценности.

Цель аффилиации с точки зрения стремящегося к ней можно было бы оп­ределить как поиск со стороны партнера по аффилиации приятия, желанности себя, дружеской поддержки, любви и симпатии. Однако подобное опреде­ление подчеркивает в отношениях аффилиации лишь одну ее сторону, а именно получение, и пренебрегает другой, отдачей.

Вот почему гораздо точнее определить цель мотива аф­филиации как взаимную и довери­тельную связь, где каждый из партне­ров если и не любит другого, то относится к нему приязненно, прини­мает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему. Для достижения и сохранения такого рода отношений существует много как вербальных, так и невербальных способов поведе­ния; их можно наблюдать, в частно­сти, при вступлении в контакт с нез­накомыми людьми. О мотивированности поведения стремлением к аффи­лиации можно судить по количеству и позитивному содержанию речевых высказываний, по дружелюбному вы­ражению лица, длительности контак­та глаз, частоте киваний головой, по позе и жестикуляции и т. д.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... остается «на орбите» рядом с физическим, сознание смещается в сторону, полностью отделяется от физического тела и переходит в «третье», ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ...

Результаты действия, ведущего к аффилиации, будут обладать положительной прив­лекатель-ностью. Индивидуальные различия в ее величине представля­ют собой один из детерминантов мо­ти-вации аффилиации. Ей противосто­ит, в качестве второго детерминанта, отрицательная привлекатель-ность не­удачной аффилиации, которой также свойственны индивидуальные разли­чия. В зависимости от соотношения обобщенных положительной и отрица­тельной привлекательностимотив аффилиации индивида может быть охарактеризован как преимуществен­но связанный либо снадеждой на аффилиацию(НА), либо сострахом отвержения(СО).

Каждый из альтер­нативных результатов действия так­же заранее ожидается с некоторой определенной вероятностью. Таким образом, каждый человек на основе своего прошлого опыта в сфере обще­ния обладает обобщенными ожидани­ями относительно того, удастся ли ему установить отношения аффили­ации с незнакомым человеком или нет, т.е. обобщенными ожиданиями аффилиации и отвержения. Эти ожи­дания определяют величину мотивации аффилиации и нередко непосредственно проявляются в про­цессе направленного на достижение аффилиации поведения, приводя к тому, что завязывание и поддержа­ние контакта происходит непринуж­денно, дружелюбно и адекватно ситу­ации или же, напротив, неуверенно, робко и неловко.

Тесная связь между ожиданием и поведением оказывает также своеобразное обратное дейс-твие, приводящее к тесной взаимосвязи ожидания и прив­лекательности аффилиации в случа­ях, когда партнером выступает незна­комый человек: чем сильнее ожида­ние успеха, тем выше положитель-ная привлекательность, и наоборот, чем сильнее ожидание неуспеха, тем выше отрицательная привлекатель­ность. Более детально цепь обратной связи можно представить себе следу­ющим обра-зом: ожидание оказывает влияние на ход действия, ход дей­ствия — на его результат, повторя­ющиеся успехи и неудачи формируют соответствующие ожидания, которые, в свою очередь, порождают различия в протекании действия, предопреде­ляющие благоприятный или неблаго­приятный результат аффилиации. Та­ким образом, привлекательность удачной или неудачной аффилиации становится в конце концов величиной постоянной, что и задает индивиду­альный профиль соотношения обоб­щенной положительной и отрицатель­ной привлекательности, т. е. надеж­ды на аффилиацию и страха отвержения.

Так возникает (в случае, когда объ­ектом аффилиации является незнако­мый человек) ковариация между ожи­данием и привлекательностью для ин­дивидуального мотива аффилиации, а также соответствующей ситуацион­ной мотивацией: чем в большей сте­пени обобщенное ожидание успеха преобладает над ожиданием неуда­чи, тем значительнее положительная привлекательность превышает отри­цательную, и наоборот.

26 стр., 12544 слов

Физическое Я и мотивация аффилиации

... как внешность, может оказывать существенное влияние на ожидания человека относительно успешности или неуспешности будущего взаимодействия, а ... и соотнесение полученных данных с уровнем мотивации аффилиации. Также изучались особенности построения образа Я респондентами ... процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности…, а его представление о себе самом ...

От обобщенных ожиданий следует отличать ожидания частные, связан­ные с определенным человеком, ко­торого вступающий в аффилиацию субъект уже хорошо знает. В этом случае ожидание и привлекатель­ность могут варьировать независимо друг от друга. Так, релевантная моти­ву аффилиации привлекательность контакта с каким-либо хорошо знако­мым человеком может быть весьма небольшой, но сопровождаться при этом высоким ожиданием легкого и быстрого установления контакта, или наоборот. Подобная ситуация склады­вается и в тех случаях, когда человек хотя и не знаком лично с предполага­емым партнером по аффилиации, но имеющиеся у него сведения позволя­ют прогнозировать трудность или лег­кость вступления в контакт. Напри­мер, партнер может обладать более высоким социальным статусом, чем стремящийся к аффилиации субъект. В этом случае у последнего, даже если его обобщенные ожидания успе­ха в принципе высоки, может снизить­ся уверенность в том, что старший по статусу позитивно отзовется на его усилия по установлению отношений аффилиации. К тому же он может опасаться (в силу малых шан-сов на успех) своей большей, чем обычно, скованности и напряженности, что приведет к потере при-влекательно­сти контакта с ним со стороны пар­тнера, и, следовательно, субъект сам будет способ-ствовать снижению шан­сов на успех при высокой поло­жительной привлекательности кон­такта.

Бирн и его соавторы предлагают пе­рекрестную классификацию мотивов аффилиации, выделяя четыре типа возможных мотивов.

  1. ожидание успеха относи­тельно высоко, а ожидание неудачи невелико — мотив аффи­лиации первого типа (НА выше СО). Субъект будет стремиться к другим людям и искать в них товарищей, будет доверять им и высоко их ценить. Такие люди воспринимают других людей более позитивно и более похожими на себя. Им нравятся те, кто их окружает, и они пользуют­ся у них ответной симпатией и популярностью. То, что в социальных ситуациях они чаще используют позитивные межличностные признаки, побуждает незнакомых людей на пози­тивное общение. Так возникает цикл позитив­ных общений, порождающий при взаимодей­ствии с незнакомым человеком ощущение до­верия и комфорта.
  2. обратное соотношение этих ожиданий — мотив второго типа (НА ниже СО). В ситу­ации общения с незнакомыми людьми такие люди чувствуют себя менее уверенно, напря­женно, тревожно и обеспокоено и вызывают напряженность и ощущение дискомфорта у своих партнеров. Они вызывают к себе более негативные чувства и оценивают себя как менее популярных и более одиноких. Таким образом, чувствительность к отвержению изме­ряет неудовлетворительное состояние навыков общения и тенденцию попадать в безвыход­ный круг общения, закрепляющий чувство неа­декватности и неспособности справляться с межличностными отношениями.

Однако лица, ориентированные на отвержение, не есть простая противопо­ложность тем, кто ориентирован на аффилиацию.

12 стр., 5761 слов

Особенности потребностей аффилиации

... активность человека на достижение цели, способную удовлетворить его потребность. 1.2Потребность аффилиации и ее ... потребностью. Такая нужда имеет социально-экономические мотивы; ·потребность как отклонение от уровня ... друг с другом, или нет, но с полной определенностью можно утверждать, что лишение человека возможности взаимодействовать вызывает у него то, что называют потребностью в аффилиации, ...

Иначе говоря, от пред­ставителей первой группы их отлича­ет не избегание аффилиации. Для обеих групп поиск аффилиации и ее достижение являются первостепен­ной целью. Они различаются, таким образом, не столько по привлекатель­ности аффилиации, сколько по ожи­данию успеха, по умению осуществить направленное на аффилиацию пове­дение, а также по реальному успеху у партнера. Невзирая на страх (ожида­ние неудачи) отвержения (негативная привлекательность), мотивированные им испытуемые стремятся к аффили­ации. Несмотря на накопленный ими опыт, аффилиация, по-видимому, об­ладает такой позитивной ценностью, требующей своей реализации, что страх отвержения приходится побе­дить.

  1. конфликтная мотива­ция (оба ожидания высоки).

    Индивид, опыт которого носит смешанный характер и у которого, в силу этого, высоки ожидания обоих родов, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного конфлик­та. По мнению Мехрабяна, такое соотношение ожиданий является мотивационной основой ярко выраженного конформного поведения, т. е. показа­телем мотива зависимости, ибо ча­стое применение позитивных и нега­тивных санкций есть средство форми­рования у индивида тенденции к зави­симости.

  2. слабый моти­в аффилиации (оба ожидания низ­ки).

    Человек, у которого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межлич­ностного общения безразличие и незаинтересо­ванность.

Эти типы мотива аффилиации складываются в результате подкреп­лений, испытываемых в социальных взаимодействиях, прежде всего в детстве.

23.5.2. Влияние сочетаний мотива аффилиации с другими мотивами на поведение

По данным Лансинга и Хейнса люди с высоким мотивом аффилиации проявляют большую активность в таких связан­ных с общением видах деятельности, как разговоры по телефону и писание писем.

Ситуации достижения нередко со­держат стимулы, актуализующие мо­тивацию аффилиации иногда благода­ря смене соперничества на сотрудни­чество, иногда благодаря возникно-ве­нию неформальных отношений между тем, кто дает задания, и тем, кто их выполняет. Поскольку в подобных си­туациях к мотивации достижения добавляется мотивация аффилиации, результат действия может изменять­ся; при этом не обязательно, чтобы оба мотива вступали в конфликт.

Так, в исследовании Френча испытуемый до­лжен был выбрать партнера для сов­местного выполнения задания. Им мог быть либо друг испытуемого, не про­явивший способностей к выполнению этого задания, либо неприятный ис­пытуемому человек, который, как бы­ло установлено, хорошо справлялся с этим заданием. Выбор испытуемого отражал соотношение его мотивов. Сильный мотив достижения в сочета­нии со слабым мотивом аффилиации вел к предпочтению деловых качеств партнера, в то время как сильный мотив аффилиации при одновремен­но низком мотиве достижения вел к предпочтению дружеских отноше­ний.

В экспери­менте Уолкера и Хейнса каждый ис­пытуемый должен был привести с собой одного из своих друзей, друзей разъединяли, и испытуемый оказы­вался в группе, члены которой сорев­новались в решении задач на шиф­ровку. Зашифрованные списки слов дешифровались группой, которая на­ходилась в другом помещении и чле­ны которой также соревновались между собой. Затем испытуемый уз­навал, что зашифрованные им списки дешифрует его друг, но этот друг не успевает справиться с работой (испы­туемому передавалась от его имени записка с просьбой, фиктивной, рабо­тать медленнее, поскольку он, друг, отстает от своей группы).

24 стр., 11965 слов

Направленность и мотивы деятельности личности

... Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Как и любая иная система, мотивационная сфера личности ... сознательным целеполаганием. В отечественной психологии влечение рассматривается как этап формирования мотива поведения, т.е. выступает как преходящее явление: представленная в нем потребность ...

Соответ­ственно присущему каждому из испы­туемых соотношению мотивов он либо отзывался на эту просьбу, либо про­должал работать в начатом темпе. Если мотивы аффилиации и достиже­ния были одинаково сильны, то поло­вина испытуемых проявлялаконфор­мность, т.е. разрешала конфликт в пользу аффилиации, а другая полови­на — в пользудостиже­ния.Когда же один из мотивов преоб­ладал, то подавляющее большинство испытуемых вели себя соответственно доминиру­ющему мотиву. Характерно, что эти результаты относятся только киспы­туемым-женщинам, амужчины, даже при доминировании мотива аффили­ации, не откликались на просьбу сво­его друга.

Дальнейшие исследования неожи­данно выявили, что различия в до­стигнутых результатах нередко связа­ны с мотивом аффилиации, а не достижения. Это происходило, когда либо экспери-ментатор просил испыту­емого о помощи, либо мужчи­на-испытуемый имел дело с женщи­ной-экспе-риментатором, либо же име­ли место оба условия. В работе Йопта изучалось вли­яние пола экспериме-нтатора на испы­туемых-юношей, причем автор учиты­вал различия испытуемых как по си­ле тенден-ций мотива достижения (НУ и БН), так и по силе тенденций мотива аффилиации (НА и СО).

Лишь эк­спериментаторы-женщины заранее рассчитывали на сотрудничество своих испытуемых в последую-щих опытах.

В целом достигнутые результаты выше в случае экспериментатора-мужчины. Вторая общая закономерность связа­на с мотивом аффилиации: испыту­емые, боящиеся отвержения (НА<СО), при всех условиях и всех соотношениях тенденций мотива до­стижения лучше справляются с зада­нием, чем надеющиеся на аффилиацию (НА>СО), причем разница ре­зультатов максимальна в случае из­бегающих неудач (НУ<СН) испыту­емых, работающих под руководством женщины-экспериментатора. Возмож­ное объяснение, что испытуемые, боящиеся неудачи и отвержения, при работе с женщиной-экспериментатором, которая к тому же просит о сотрудничестве, осво­бождаются от своих страхов и прила­гают все силы к заданию, вполне правдоподобно.

Соррентино и Шеппард прове­ли полевой эксперимент, весьма убе­дительный с точки зрения контроля и варьирования независимых перемен­ных мотива и привлекательности. Эк­сперимент осуществляли тренеры ко­манд пловцов трех канадских универ­ситетов, и его видимая цель состояла в отработке взаимодействия этих ко­манд. Спортсмены должны были проплыть 200 м вольным стилем при двух различных условиях: индивиду­ального соревнования и соревнования группового. Во втором случае группы из шести пловцов формировались из студентов одного пола, по два от каждого университета. Чтобы создать всем спортсменам равные шансы на победу, для каждого из них тренеры на основе личных рекордов опреде­лили индивидуальную поправку, учи­тывавшуюся при сравнении реально показанного времени. Поскольку при такой организации соревнований вы­игрыш (спортсмена и его группы) за­висел всецело от приложенных уси­лий, испытуемые при индивидуальном соревновании должны были бы осо­бенно остро переживать привлека­тельность достижения, а при группо­вом — привлекательность аффилиации.

24 стр., 11627 слов

Динамика развития мотивов учебной деятельности у школьников

... личности, как уровень притязаний, стремление к достижению успеха или избегание неудачи, мотивы аффилиации или мотивы отвергания (склонность к общению с другими людьми, к сотрудничеству с ними ... возбуждения, а ко вторым - знание результатов учебно-познавательной деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества. Кроме того, сила мотива определяется и эмоциями, что особенно ярко ...

По мнению авторов, возможность приблизить победу своей группы сообщала дополнитель-ную моти­вацию спортсменам с доминировани­ем надежды на аффилиацию, что должно было при-вести к лучшему времени у таких спортсменов в груп­повом соревновании по сравнению с индивиду-альным. Для спортсменов с доминированием страха отвержения соотношение результатов должно быть обратным: возможность стать причиной поражения своей команды подрывала их мотивацию и вела к худшему времени в групповом сорев­новании, по сравнению с индивиду­альным.

Эти гипотезы полностью подтвер­дились как в отношении противопо­ложного соотношения результатов в индивидуальном и групповом соревно­вании у испытуемых с разной мотива­ционной структурой, так и в отноше­нии разницы их результатов в группо­вом соревновании. Было обнаружено отчетливое взаимодействие между тенденциями мотива аффилиации и обоими условиями соревнова-ния. Раз­рыв между результатами, показанны­ми в двух заплывах, оказался более выраженным, когда выделили группу испытуемых, ориентированных на ус­пех, и рассматривали их результаты отдельно. Максимальное улучшение результатов в групповом соревнова­нии (по сравнению с индивидуальным) наблюдалось у спортсменов, сочетав­ших сильное стремление к успеху с ярко выраженной надеждой на аффи­лиацию; наибольший спад результатов показали спортсмены также с сильной мотивацией успеха, но при одновременно сильном страхе отвержения.

На поведении людей, по данным Мехрабяна и Ксензского, сказывается также статус партнера. Оказалось, что испытуемые с высо­ким страхом отвержения испытывали к партнеру с более низким статусом значимо большую симпатию, чем к партнеру с более высоким статусом, а испытуемые с низ­ким страхом отвержения — наоборот. Рассматривая величину статуса пар­тнера как уровень притязаний в сфе­ре аффилиации, можно сделать вы­вод, что у людей с сильным страхом отвержения привлекательность уве­личивается при низком уровне притя­заний, а у людей со слабо выраженным страхом отвержения или при его отсут­ствии привлекательность увеличи­вается при высоком уровне притяза­ний.

В стрессовых условиях наибольшее сходство с пар­тнером воспринимают стремящиеся к аффилиации (испытуемые с высокой тенденцией к аффилиации и низкой к отвержению).

Напротив, в нейтраль­ных условиях наибольшие различия с парнером переживают страшащиеся отвержения (испытуемые с низкой тенденцией к аффилиации и высокой к отвержению).

Таким образом, имен­но боящиеся отвержения люди оказы­ваются склонными к восприятию нез­накомого человека (в данном случае это мог быть человек любого пола и одного с испытуемым возраста) как непохожего на них, так что ситуация социального контакта изначально представляется им менее перспектив­ной.

26 стр., 12867 слов

Особенности страхов в дошкольном возрасте

... организованная коррекционная работа с детьми позволяет уменьшить проявление страхов у детей дошкольного возраста и ведет к положительным изменениям в эмоциональной сфере ребенка, установлению положительных межличностных взаимоотношений ...

Результаты рассмотренных иссле­дований выявляют всю сложность по­буждаемого аффилиати-вной мотива­цией поведения. Реципрокность* аф­филиативного поведения постоянно изменяет (на мик-роуровне) текущие мотивацию и поведение. Это становится особенно очевидным в случае, когда за-даваемый поведением пар­тнера уровень интимности (простран­ственная близость, контакт глаз, при­косновения) превышает определен­ный порог. Согласно данным Паттерсона, все, что в соответст-вии с предельными усло­виями ситуации аффилиации ведет к позитивным или негативным эмоци­ональным состояниям, вызывает по­вышение уровня активности партне­ра. Находясь в позитивном эмоци­ональном состоянии, партнер на уве­личение интимности отвечает тем же (что ведет к ее дальнейшему росту), когда же эмоциональный фон негати­вен, увеличение интимности одним из партнеров ведет к компенсаторным реакциям (типа отвода глаз), восста­навливающим исходную дистанцию.